Комментарий от 29.01.2010
Автор: Бондарович С.

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 28.12.2009 № 98-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности». Общая часть Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 28.12.2009 № 98-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности». Общая часть Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Дополнение, касающееся определения понятия «должностное лицо»

В ст.1.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП, Кодекс) конкретизируется понятие «должностное лицо» - это физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (примечание), а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе. Например, к должностным лицам организации могут относиться руководитель организации, который утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками организации; члены коллегиального органа управления организацией (совета директоров, правления); заместители руководителя организации; иные лица, выполняющие в организации организационно-распорядительные функции (главный бухгалтер, руководители отделов и т.д.). Однако наряду с лицами, выполняющими постоянно или временно властные функции либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в силу занимаемой должности, субъектом административного правонарушения могут быть также лица, которые исполняют указанные обязанности в порядке осуществления возложенных на них правомочными на то органами или должностными лицами специальных полномочий.

В то же время в соответствии с частью четвертой ст.4 Уголовного кодекса РБ под должностными лицами понимаются представители власти, т.е. депутаты Палаты представителей Национального собрания РБ, члены Совета Республики Национального собрания РБ, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе; представители общественности, т.е. лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах РБ, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

В Законе РБ от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» выделяются:

государственные должностные лица - Президент РБ, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания РБ, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных Силах РБ, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам;

лица, приравненные к государственным должностным лицам (приравненные к ним лица), - члены Совета Республики Национального собрания РБ, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе, граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в Президенты РБ, кандидатами в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания РБ, местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций; лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; представители общественности при исполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия; государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 января 2016 г. вступил в силу новый Закон РБ от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией».

 

Таким образом, определение, данное в ст.1.3 КоАП, отличается от определений в уголовном и антикоррупционном законодательстве. При этом в административном законодательстве остались не определенными понятия организационно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельности, что на практике вызывает затруднения для установления того, является ли лицо специальным субъектом правонарушения. Поэтому желательно законодательно определить понятия «организационно-распорядительные функции» и «административно-хозяйственные функции». Под организационно-распорядительными обязанностями следует понимать функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т.п.). Такие функции, в частности, осуществляют руководители министерств, ведомств, государственных и иных предприятий, учреждений, организаций и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами, их заместители и т.п.), руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры). Под административно-хозяйственными функциями следует понимать полномочия по управлению или распоряжению имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями, организация бытового обслуживания населения и т.д. Такими полномочиями в том или ином объеме обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими, ателье, ведомственные ревизоры и контролеры, заготовители и др.

Изменение, касающееся применения обратной силы

В ст.1.5 КоАП вносятся изменения, закрепляющие положение о том, что противоправность деяния и административная ответственность определяются не только законом, действовавшим во время совершения этого деяния, но и любым актом законодательства. При этом акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. Со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением. Таким образом, более четко прописывается порядок применения обратной силы - он дополняется нормой, касающейся улучшения положения физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение. Кроме того, конкретизируется, что порядок применения обратной силы распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено.

В то же время в соответствии со ст.67 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Декреты Президента РБ и законы РБ не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан. Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.

Вопрос о действии правовой нормы во времени имеет большое практическое значение. От его правильного решения довольно часто зависит выбор акта законодательства - нового или старого - к конкретным отношениям, применение его нормы, а также какие обязанности и права будут иметь стороны в правоотношениях, сроки их осуществления и многое другое. Очевидно, что в условиях постоянно меняющегося законодательства значение данного вопроса актуализируется. Для определения сроков календарного действия нормы, устраняющей противоправность деяния, необходимо учитывать даты: вступления акта (нормы) в силу; отмены, прекращения действия акта (нормы); начала и прекращения действия нормы о приостановлении действия акта (нормы). Старая норма может утратить силу, если: был установлен срок ее действия и он истек; она отменена новым актом с определенной даты; она признана судом недействующей; она фактически утратила силу в связи со вступлением в силу новой нормы равной юридической силы; она фактически утратила силу в связи со вступлением в силу нормы более высокой юридической силы.

В то же время новая норма может устанавливать ответственность, отягчать, смягчать или отменять ее. При этом наиболее остро стоит вопрос в отношении норм, смягчающих ответственность, которыми должны признаваться нормы, уменьшающие санкцию действующей правовой нормы, в т.ч. путем исключения из альтернативной санкции более строгого взыскания (например, ареста, лишения прав); снижения размера всех или одного из называемых санкцией взысканий; исключения дополнительного взыскания; отмены состава с квалифицирующими, отягчающими ответственность признаками. Норма, которая смягчает ответственность, как и норма, которая ее отменяет, распространяется на все неоконченные производства по данной категории дел, в т.ч. и на те, по которым исполнение постановления не окончено, а также препятствует возбуждению новых дел о правонарушениях, совершенных до их вступления в силу, если подобное деяние перестало рассматриваться как правонарушение; влияет на вид и размер взыскания, если постановление по делу о деянии, совершенном до вступления нормы в силу, выносится после ее вступления в силу; влияет на размер взыскания, если акт по делу вынесен до вступления нормы в силу, но его исполнение не окончено.

Изменения, касающиеся уточнения определения повторности совершения административных правонарушений

В ст.2.5 КоАП повторностью совершения административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных одной и той же частью статьи либо статьей Особенной части настоящего Кодекса, если статья состоит из одной части. Таким образом, уточняется, что административное правонарушение считается повторным при совершении однородного правонарушения. При этом повторность выражается в совершении двух или более самостоятельных административных правонарушений, что характеризует отношение лица к совершаемому или совершенному им административному проступку, и выступает отягчающим обстоятельством при привлечении лица к административной ответственности.

Повторность - это осуществление лицом двух или более административных правонарушений, превращающих простой вид данного правонарушения в квалифицированный, за совершение которого установлена повышенная административная ответственность. При этом административное правонарушение считается повторным при совершении однородного правонарушения.

Особое внимание в данном случае необходимо обратить на четкое отграничение повторно совершенного административного правонарушения от продолжаемого (неоднократное совершение тождественных действий или бездействие) (часть вторая ст.18.21 КоАП), неоднократного (совершение двух или более однородных административных правонарушений, за каждое из которых нарушитель еще не подвергался взысканию) (часть первая ст.12.25 КоАП) и систематического (совершаемое несколько раз в течение года в одной и той же сфере одним и тем же субъектом) (часть вторая ст.9.9 КоАП).

Изменения (дополнения), касающиеся определения совокупности административных правонарушений

В ст.2.7 КоАП совокупностью административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных частями статьи (статей) либо статьями Особенной части настоящего Кодекса, когда статьи состоят из одной части. При этом ст.2.7 КоАП дополняется второй частью, согласно которой если административное правонарушение предусмотрено различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части настоящего Кодекса, когда статьи состоят из одной части, из которых одна норма является общей, а другая специальной, то совокупность административных правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме. Таким образом, четко определяется, что административная ответственность должна применяться только по специальной норме.

Анализ содержательной стороны определения совокупности административных правонарушений позволяет сделать вывод, что изучаемая разновидность множественности административных правонарушений может быть образована как однородными и разнородными, так и тождественными противоправными деяниями, т.е. сочетанием любых правонарушений. К отличительным общим признакам понятия совокупности административных правонарушений можно отнести следующие: количественный - совершение двух или более правонарушений; качественный - ни по одному из правонарушений лицо не было привлечено к административной ответственности или было освобождено от административной ответственности.

Дополнения, касающиеся расширения перечня деяний, влекущих административную ответственность по требованию

В связи с нецелесообразностью применения административной ответственности (значительного размера штрафа и т.д.) ввиду незначительного повреждения транспортного средства или иного имущества, причинения потерпевшему легкого телесного повреждения и возможностью разрешить ситуацию без вызова сотрудников Государственной автомобильной инспекции ст.4.5 КоАП дополняется пунктами, регулирующими деяния, влекущие административную ответственность по требованию, - нарушения правил дорожного движения, предусмотренные частями первой-третьей ст.18.17 КоАП и частью четвертой ст.18.23 КоАП.

В отношении института привлечения к административной ответственности по требованию потерпевшего либо его законного представителя можно выделить следующие его основные признаки в материально-правовом аспекте: утверждение о совершении в отношении его административного правонарушения для защиты своих частных интересов может иметь место только со стороны потерпевшего; такое утверждение является официальным и делается перед соответствующим органом (судом), наделенным полномочиями по рассмотрению жалобы потерпевшего; административное правонарушение включено в перечень правонарушений, преследование за совершение которых в административном порядке государством передано на усмотрение потерпевших. При приеме поступившего заявления необходимо убедиться в том, что потерпевший правильно представляет правовые последствия своего обращения и желает, чтобы лицо, совершившее в отношении его административное правонарушение, было привлечено к административной ответственности; волеизъявление (требование) потерпевшего должно быть четко выражено в заявлении.

Таким образом, в целях возможности самостоятельного урегулирования возникшего в результате нарушения соответствующих правил дорожного движения конфликта при отсутствии волеизъявления потерпевшего на возбуждение административного процесса перечень деяний, влекущих административную ответственность по требованию, дополнен.

Дополнения (изменения), касающиеся определения размера штрафа

В ст.6.5 КоАП уточняется порядок применения минимального и максимального размера штрафа - он будет касаться только штрафов, исчисляемых в базовых величинах. При этом частью шестой ст.6.5 КоАП детализируется, что если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания и возмещение вреда в случае его причинения в порядке, предусмотренном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, то при наложении штрафа на физическое лицо применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса - не более 0,5 базовой величины. Также необходимо отметить, что в части седьмой ст.6.5 КоАП сокращен ряд оснований неприменения положений части шестой ст.6.5 КоАП. Так, положение части шестой ст.6.5 КоАП не применяется к физическому лицу, если в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены такие виды административных взысканий, как административный арест, депортация или взыскание стоимости предмета административного правонарушения; если совершенное административное правонарушение может повлечь административную ответственность юридического лица.

Штраф предусмотрен КоАП в качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений. Размеры штрафов и способы их установления весьма разнообразны. Во-первых, они выражаются в величине, кратной базовой величине. Во-вторых, размер штрафа может выражаться в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте. Поэтому в ст.6.5 КоАП и уточняется порядок применения минимального и максимального размера штрафа.

Изменения, касающиеся оснований взыскания стоимости предмета административного правонарушения

В части второй ст.6.12 КоАП уточняется, что решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, если в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена их конфискация, либо невозможности реализации или экономической нецелесообразности реализации таких предметов, товаров и (или) транспортных средств. Таким образом, детализируется перечень условий принятия решения о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения - это принудительное изъятие и обращение в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость связанных с проступком предметов, товаров и (или) транспорта, которое применяется при отсутствии соответствующих предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, против порядка управления или в области таможенного регулирования, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрена их конфискация, либо невозможности реализации или экономической нецелесообразности реализации таких предметов. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения, заключается в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость этих товаров и транспортных средств, под которой понимается регулируемая цена, если таковая на эти предметы установлена, а в других случаях - свободная цена на день выявления правонарушения.

Изменения, касающиеся порядка наложения административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений

Согласно ст.7.4 КоАП процедура определения административного взыскания по совокупности совершенных административных правонарушений путем полного или частичного их сложения будет распространяться не только на физических, но и на юридических лиц.

Статья 7.4 КоАП требует тщательного и детального анализа, поскольку практика ее применения выявила не только практические проблемы, но и существенные пробелы в законодательстве при регулировании вопросов определения предельного размера (срока) административного взыскания по совокупности административных правонарушений. Отказ законодателя от понятия неоднократности и необходимость в связи с этим самостоятельно оценивать каждое совершенное административное правонарушение не могли не отразиться на решении вопроса об определении максимального размера (срока) окончательного административного взыскания по совокупности совершенных административных правонарушений, который является важным и значимым, так как именно в нем прежде всего выражается справедливость назначенного наказания. Исследование института совокупности административных правонарушений также сопряжено и с наличием определенных сложностей, порожденных рядом объективных и субъективных факторов. Так, к объективным факторам, т.е. не зависящим от воли правоприменителя, следует отнести несовершенство нормотворческой деятельности в части регламентации административной ответственности за совершение двух или более противоправных деяний. К субъективным факторам относится недостаточно глубокое и правильное понимание института совокупности административных правонарушений конкретными должностными лицами по причинам усложненности его правовой регламентации или ее неполноты вследствие необходимости определения общего размера наказания и т.д.

Изменения, касающиеся сроков наложения административного взыскания

В п.4 части первой ст.7.6 КоАП четко определен перечень административных правонарушений в экономической сфере, за совершение которых административное взыскание может быть наложено не позднее 3 лет со дня их совершения и 6 месяцев со дня обнаружения. К ним относятся административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также административные правонарушения, предусмотренные ст.9.24, 20.1, 21.1-21.4, 21.6-21.8, 23.7-23.9, 23.11-23.13, 23.17, 23.20, 23.23, 23.27, 23.36, 23.42, частью первой ст.23.45, ст.23.52, 23.57, 23.74, 23.75, 23.80 КоАП, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ст.11.61, 11.62, 13.1, 13.3, 13.8-13.11 КоАП, совершенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее 1 года со дня их совершения, ст.13.14 КоАП, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее 2 лет со дня их совершения и 2 месяцев со дня их обнаружения. Отдельным пунктом выделены административные правонарушения, предусмотренные ст.23.18 КоАП, - сроки наложения административного взыскания на физических лиц и индивидуальных предпринимателей по данной статье - не позднее 2 лет со дня совершения и 3 месяцев со дня обнаружения. Установлен срок нового рассмотрения дела - в случае отмены постановления по делу об административном правонарушении при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня отмены постановления. Увеличился срок наложения административного взыскания в случае отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения проверки и разъяснения заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения либо прекращения предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования - не позднее 2 месяцев со дня принятия решения (в то же время дополнительно введено ограничение по данному пункту, которого ранее не было, - не позднее 3 лет со дня совершения административного правонарушения). Еще одно нововведение: при приостановлении рассмотрения дела об административном правонарушении в случае, если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не может участвовать в рассмотрении дела по причине болезни либо имеются другие уважительные причины, препятствующие его участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, и если указанное лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, административное взыскание может быть наложено не позднее 1 месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении.

В Кодексе определены сроки наложения административного взыскания исходя из следующих позиций. Во-первых, давностные сроки, установленные законодателем, зависят от вида и характера административного правонарушения. Во-вторых, сроки привлечения к административной ответственности поставлены в зависимость и от вида административного взыскания. В-третьих, по определенной категории дел существенно дифференцированы сроки назначения административных взысканий, налагаемых как на физических, так и на юридических лиц. В-четвертых, свои давностные сроки установлены при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении в случае отмены постановления о наложении административного взыскания по жалобе или протесту. В-пятых, для применения института давности привлечения к административной ответственности необходимо установить не только срок давности, но также и определить, с какого момента начинается отсчет срока давности, какие обстоятельства прекращают течение срока давности, какие периоды не учитываются при исчислении срока давности. По общему правилу срок наложения взыскания начинает течь со дня совершения административного правонарушения. По-иному исчисляется срок в случае выявления факта длящегося правонарушения, т.е. непрерывно осуществляющегося в течение определенного времени. В данном случае началом течения давностного срока будет не день совершения правонарушения, а день его обнаружения. Началом течения давностного срока наложения административного взыскания может быть также день принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. В данном случае дело должно быть рассмотрено и административное взыскание наложено в течение 2 месяцев со дня вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении независимо от даты совершения самого проступка.

Изменения, касающиеся определения деяния малозначительным

В части второй ст.8.2 КоАП впервые дается определение малозначительности деяния - им признается деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым Кодексом правам и интересам. Толкование данного понятия характеризуется определенными сложностями и имеет свои особенности. Во-первых, малозначительность административного правонарушения как оценочное понятие является абсолютно неопределенным понятием - законодателем не дано как определение критериям его оценки; установление содержания этого понятия делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении. Во-вторых, при установлении содержания малозначительности административного правонарушения правоприменительный орган в качестве оценочных критериев должен использовать совокупность как правовых, так и неправовых факторов (количественные и качественные признаки правонарушения, ситуационные факторы, личностные характеристики, нравственные стандарты поведения, сложившиеся в обществе, и др.). Кроме того, физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности на основании ст.8.3 КоАП при наличии одного из следующих обстоятельств: предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения; добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание; совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

Так, например, хозяйственные суды учитывают следующие дополнительные критерии, выработанные судебной практикой:

детальная оценка обстоятельств совершения правонарушения, всех его субъективных и объективных признаков (место, способ совершения, характер вины и т.п.);

краткосрочность периода, в рамках которого совершено правонарушение (например, новая лицензия на оказание услуг по перевозке получена 18-го числа, а правонарушение выявлено 17-го);

стоимость товара (предмета правонарушения) (например, минимальный размер штрафа, предусмотренного за совершенное правонарушение, в 3 раза больше стоимости товара);

оценка суммы дохода, стоимости товара, иного предмета административного правонарушения. Необходимо учитывать, что величина дохода не всегда может повлиять на решение о возможности освобождения от административной ответственности в силу малозначительности (например, нарушение части первой ст.12.7 КоАП.

Пример

Университет допустил нарушение лицензионных требований, выразившееся в превышении допустимой численности обучающихся. Доход за 2 года составил 23 400 000 руб. Данное превышение было обусловлено соответствующим письмом Министерства образования РБ, которое, в свою очередь, было направлено на выполнение поручения Президента РБ. Все причитающиеся налоги с указанного дохода были своевременно уплачены);

   

размер вреда (применительно к количеству товара), ущерба. При разрешении вопроса об отнесении к малозначительному правонарушения, предусмотренного частью четвертой ст.12.17 КоАП, ввиду незначительного количества реализуемого товара должно приниматься во внимание то обстоятельство, что исключительно в силу малого размера торгового объекта (киоска) в нем находится незначительное количество товара. Следовательно, только незначительное количество товара в подобной ситуации не может являться основанием для применения ст.8.2 КоАП. Такой критерий, как размер ущерба, причиненного совершенным правонарушением (его отсутствие), не может быть единственным определяющим (основополагающим) критерием малозначительности. Необходимо также учитывать, что ряд правонарушений, указанных в Особенной части КоАП, не предполагает наличия ущерба;

оценка негативных последствий правонарушения, в т.ч. и вероятных.

Пример

Два импортных косметических набора на сумму 27 800 руб. реализованы без наличия документов, подтверждающих качество товаров. Несмотря на отсутствие в данном случае явного вреда интересам государства, незначительный размер дохода и количество товара, реализуемая косметика могла нанести вред здоровью человека;

   

степень нарушения охраняемых общественных правоотношений, характер совершенного правонарушения;

наличие (отсутствие) сведений о совершении виновным лицом подобных правонарушений ранее;

наличие (отсутствие) сведений о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности (продавец либо товаровед, забывший наклеить идентификационные знаки, лишен премии либо ему объявлен выговор);

наличие (отсутствие) отягчающих административную ответственность обстоятельств. Разрешая вопрос о наличии или отсутствии малозначительности правонарушения, хозяйственные суды обращают внимание на необходимость разграничения обстоятельств, характеризующих понятие малозначительности, и обстоятельств, смягчающих административную ответственность. В случае усмотрения таких обстоятельств, как добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, либо предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения, хозяйственный суд может освободить от административной ответственности на основании ст.8.3, но не ст.8.2 КоАП. Наличие иных смягчающих ответственность обстоятельств, личность правонарушителя, его имущественное положение учитываются при определении меры административной ответственности.

Таким образом, с точки зрения оценки последствий, которые представляют или не представляют существенного нарушения охраняемых общественных отношений, неоднозначное толкование понятия малозначительного правонарушения предполагает выработку дополнительных критериев, позволяющих признать правонарушение малозначительным. Ими должны являться объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий, стоимость предмета правонарушения. Признание деяния малозначительным предполагает наличие таких обстоятельств, которые свидетельствовали бы о том, что противоправные действия не достигли необходимой для применения мер государственного воздействия общественной опасности. При признании правонарушения малозначительным обязательно следует учитывать и субъективную сторону совершенного правонарушения.

 

Примечание. По тексту материала номера статей, в которые вносятся изменения и дополнения, а также изменения и дополнения, вносимые Законом РБ от 28.12.2009 № 98-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности», выделены жирным шрифтом.

   

29.01.2010 г.

   

Сергей Бондарович, начальник отдела правовой и кадровой работы филиала «Минская городская дирекция» открытого акционерного общества «Белинвестбанк»

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 01.07.2010 № 146-З (с 24 июля 2010 г.), от 15.07.2010 № 166-З (с 13 августа 2010 г.), от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.), от 30.12.2010 № 225-З (с 12 июля 2011 г.), от 08.11.2011 № 309-З (с 27 ноября 2011 г.), от 13.07.2012 № 409-З (с 30 июля 2012 г.), Кодекса РБ от 28.08.2012 № 428-З (со 2 марта 2013 г.), от 12.07.2013 № 64-З, от 12.07.2013 № 60-З (с 24 октября 2013 г.), от 04.01.2014 № 120-З (с 13 февраля 2014 г.), от 11.07.2014 № 176-З (с 28 июля 2014 г.), от 24.10.2014 № 197-З (с 17 ноября 2014 г.), от 10.01.2015 № 243-З (с 23 февраля 2015 г.), от 15.07.2015 № 305-З (с 24 января 2016 г.), от 04.01.2016 № 351-З (с 4 апреля 2016 г.), от 19.07.2016 № 407-З и от 09.01.2017 № 16-З (с 15 июля 2017 г.) внесены дополнения и изменения.