


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 28.12.2009 № 98-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности». Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
Дополнение, касающееся определения процессуальных сроков
Абзацем 22 ст.1.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) определено, что процессуальный срок - это период времени, который начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало, и оканчивается в день наступления соответственно даты или события. При этом если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день, кроме случаев исчисления срока при задержании, административном аресте, краткосрочном выезде административно арестованного за пределы специального учреждения, исполняющего административное взыскание в виде административного ареста. Данное определение введено по аналогии с положениями Уголовно-процессуального кодекса РБ (далее - УПК) (ст.158), Хозяйственного процессуального кодекса РБ (ст.134 и 135) и Гражданского процессуального кодекса РБ (ст.150 и 151) с учетом того, что одним из важнейших условий правильного применения ПИКоАП является единообразное его понимание всеми правоприменителями, а также иными участниками административно-процессуальных отношений.
Изменения, касающиеся подведомственности дел об административных правонарушениях
В главе 3 ПИКоАП в связи с необходимостью дифференцировать порядок административного процесса в зависимости от категорий дел, сложности установления обстоятельств совершения административного правонарушения, презумпции «бесспорности» дела и других значимых факторов уточнена подведомственность отдельных категорий дел об административных правонарушениях.
В Республике Беларусь существует 27 субъектов административной юрисдикции, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. При этом функции многих из них в части применения мер административной ответственности дублируются. Так, судьи рассматривают самые серьезные и сложные дела об административных правонарушениях с повышенной общественной опасностью, влекущие возможность применения наиболее суровых административных взысканий в виде исправительных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, конфискации и взыскания стоимости предмета административного правонарушения. Рассмотрение административных дел судьей является существенной и надежной гарантией прав и законных интересов привлекаемых к административной ответственности лиц, а также потерпевших. Исключительной компетенцией судей является, например, рассмотрение дел об умышленном причинении телесного повреждения, клевете, оскорблении и т.д. Полномочия судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях характеризуются тем, что судьи вправе рассматривать все правонарушения и назначать все административные взыскания, предусмотренные конкретной статьей Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), т.е. действовать в полном объеме своей подведомственности. В то же время другие юрисдикционные органы при рассмотрении аналогичных дел обладают ограниченными полномочиями либо по составу рассматриваемых правонарушений, либо по видам применяемых административных взысканий. Неправильное определение подведомственности ведет к затягиванию административного процесса. Таким образом, по отдельным составам дел об административных правонарушениях, рассмотрение которых относится к компетенции нескольких органов, в конечном итоге встает вопрос о необходимости определения исключительной компетенции (приоритетной) одного органа в случае, если надо направить заявление (сообщение) об административном правонарушении.
Дополнение, касающееся уточнения процедуры передачи материалов дела об административном правонарушении прокурору, органам, уполномоченным осуществлять предварительное следствие и дознание
В соответствии с частью второй ст.3.32 ПИКоАП, если при рассмотрении дела об административном правонарушении суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, придут к выводу, что в правонарушении содержатся признаки преступления, они прекращают дело об административном правонарушении и передают материалы этого дела прокурору, органам, уполномоченным осуществлять предварительное следствие и дознание. Таким образом, при выявлении в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении признаков преступления должно выноситься постановление о прекращении дела об административном правонарушении с передачей материалов этого дела прокурору, органам, уполномоченным осуществлять предварительное следствие и дознание.
В то же время следует иметь в виду, что уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает привлечения к уголовной ответственности юридических лиц за преступные деяния его должностных лиц, т.е. привлечение к административной ответственности юридического лица не зависит от привлечения к уголовной ответственности его должностных лиц в случае возбуждения в отношении них уголовного дела. Как следствие, привлечение должностного лица к уголовной ответственности не освобождает само юридическое лицо от административной ответственности, так как оно является самостоятельным (иным) субъектом административного правонарушения. Состав преступления в данном случае отличается от состава административного правонарушения субъектом. Также необходимо отметить, что ПИКоАП не определен вид документа, которым должна оформляться данная передача, т.е. материалы дела могут направляться и сопроводительным письмом, которое может являться сообщением о преступлении и рассматриваться в качестве повода к возбуждению уголовного дела, предусмотренного п.3 ст.166 УПК (при этом к нему могут прилагаться документы и иные материалы, подтверждающие достоверность сообщения о преступлении).
Дополнения, касающиеся прав и обязанностей лица, в отношении которого ведется административный процесс
В ст.4.1 ПИКоАП физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, дополнительно наделено правом делать выписки из материалов дела об административном правонарушении, с разрешения органа, ведущего административный процесс, снимать копии с этих материалов (аналогичное дополнение внесено в п.6 части шестой ст.4.5 ПИКоАП в отношении конкретизации прав защитника и представителя), а также обязанностью уведомлять суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову (аналогичное дополнение внесено в часть четвертую ст.4.6 ПИКоАП в отношении обязанностей свидетеля). Таким образом, конкретизировано право физического лица (защитника, представителя), в отношении которого ведется административный процесс, знакомиться с материалами дела об административном правонарушении и введена обязанность, способствующая исключению случаев необоснованного вынесения постановлений о приводе.
Дополнение, касающееся установления права должностного лица органа, ведущего административный процесс, отстранять соответствующих лиц от участия в административном процессе
В части первой ст.5.3 ПИКоАП должностное лицо органа, ведущего административный процесс, наделено правом при обнаружении обстоятельств, исключающих возможность участия соответствующего лица в административном процессе, отстранять его от участия в административном процессе по собственной инициативе, т.е. отвод становится возможен не только по заявлению других участников административного процесса, защищающих свои или представляемые права и интересы.
Право на отстранение от участия в административном процессе должно быть реализовано с соблюдением всех требуемых правил, т.е. оно должно быть мотивированным, содержать обоснованное требование, подкрепленное доказательствами. Это может быть и заинтересованность в деле некоторых участников административного процесса (эксперта, переводчика и др.), выявленная уже в ходе процесса после начала рассмотрения дела по существу, о которых ранее было неизвестно. Обстоятельства, являющиеся основаниями для отстранения, должны быть подтверждены конкретными фактами и не могут строиться на предположениях.
Дополнение, касающееся использования в административном процессе принципа преюдиции
В соответствии с частью третьей ст.6.2 ПИКоАП не подлежат доказыванию факты, установленные вступившим в законную силу приговором по уголовному делу, решением суда по гражданскому или хозяйственному делу, т.е. устанавливается преюдиционное значение перечисленных судебных актов.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию, перечисленные в ст.6.2 ПИКоАП, конкретизируют задачи, решаемые судом, органами, ведущими административный процесс, по каждому делу об административном правонарушении. Их закрепление в ПИКоАП имеет важное практическое значение и позволяет определить в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении конкретный перечень обстоятельств, которые должны быть достоверно установлены в процессе доказывания. Обстоятельства, подлежащие доказыванию, в совокупности образуют органическое целое: они взаимосвязаны и в определенной мере обусловливают, дополняют друг друга. Поэтому установление одних из них имеет значение для более полного исследования всех связанных с ним обстоятельств путем поиска недостающей информации для наиболее полных и объективных ответов на весь ниже представленный комплекс вопросов, необходимых для привлечения виновного к соответствующей мере ответственности: по каким причинам лицо совершило противоправное деяние; когда (время, дата) это деяние было совершено; где, в каком месте деяние было совершено; что именно предприняло лицо, совершившее деяние, нарушает ли это деяние нормы действующего законодательства; как действовало лицо, были ли у него сообщники, их роль в совершении деяния; какие средства и орудия (инструменты) были применены и т.д.
В то же время введение в ст.6.2 п.3 ПИКоАП правила, составляющего содержание института преюдиции, является логическим следствием презумпции истинности вступившего в законную силу судебного акта. В силу этой презумпции все установленные судебным актом факты считаются соответствующими действительности. Преюдиция исключает возможность существования в одно и то же время процессуальных решений с противоречивыми выводами относительно одних и тех же фактических обстоятельств. В силу преюдиции в процессе производства по делу не возникает необходимости в доказывании обстоятельств, признанных установленными вступившим в законную силу судебным актом. Придание преюдициальной силы обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу судебным актом, направлено на исключение противоречий, способствует экономии сил и средств государственных органов.
Дополнение, касающееся уточнения процедуры рассмотрения жалоб на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс
В часть первую ст.7.2 ПИКоАП внесено дополнение, согласно которому жалоба, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные на его рассмотрение, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении. Данное дополнение внесено с учетом срока рассмотрения жалобы на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и необходимости его координации со сроком рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку без введения указанного положения дело об административном правонарушении могло быть рассмотрено и до вынесения решения по жалобе иным уполномоченным лицом. При этом в ст.7.3 ПИКоАП конкретизируется, что жалоба на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, может быть подана до вынесения постановления по делу об административном правонарушении и явка соответствующих участников административного процесса (иных юридических и физических лиц, если производимые процессуальные действия и решения затрагивают их права и законные интересы) на рассмотрение жалобы является необязательной ввиду возможности затягивания сроков ее рассмотрения в случае неявки по уважительной причине.
В случае нарушения конституционных и процессуальных прав участников административного процесса, а также иных юридических и физических лиц, если производимые процессуальные действия и решения затрагивают их права и законные интересы, жалоба на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, может быть подана в течение срока ведения административного процесса (как правило, немедленно при нарушении прав и законных интересов). Порочной следует признать практику подачи жалоб на действия и решения судей, должностных лиц органов, ведущих административный процесс, если при этом конституционные и процессуальные права участников административного процесса, а также иных юридических и физических лиц не нарушены, поскольку это ведет к затягиванию сроков ведения административного процесса. Поэтому возможность восстановления пропущенного срока обжалования действий и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, ПИКоАП не предусмотрена. В случае пропуска указанного в части первой ст.7.3 ПИКоАП срока установлена процедура обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, в рамках которой возможно обжалование действий и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, допущенных при ведении административного процесса.
При этом стоит отметить, что рассмотрение жалоб на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, - форма как прямого, так и косвенного контроля за соблюдением установленного ПИКоАП порядка ведения административного процесса. Рассмотрение жалобы включает проведение необходимых проверочных действий: изучение материалов дела об административном правонарушении, получение объяснений от должностных лиц органа, ведущего административный процесс, и т.п. Поступившую жалобу вышестоящее должностное лицо, вышестоящий государственный орган, прокурор или суд обязаны рассмотреть в установленный срок, принять необходимые меры и сообщить о своем решении заявителю. Соответственно реализация права на жалобу требует точной и четкой регистрации поступившей жалобы и сообщения устно или письменно жалобщику о принятии его жалобы к рассмотрению и сроке, в течение которого жалоба должна быть рассмотрена, а лицу, принесшему жалобу, должно быть сообщено о принятом по жалобе решении.
Дополнение, касающееся расширения перечня органов, уполномоченных осуществлять административное задержание физического лица
В ст.8.3 ПИКоАП в перечень органов, уполномоченных осуществлять административное задержание физического лица, включены органы финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ и Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте РБ.
Как правило, административное задержание осуществляется должностными лицами правоохранительных органов. Наибольшими полномочиями по применению рассматриваемой меры обеспечения административного процесса наделены должностные лица органов внутренних дел, которые имеют право осуществлять административное задержание при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел, либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Статьей 8.3 ПИКоАП определен исчерпывающий перечень административных правонарушений, предусмотренных КоАП, при совершении которых указанные в рассматриваемой статье должностные лица вправе производить административное задержание.
Изменение, касающееся определения начала административного процесса
Из ст.9.5 ПИКоАП исключена часть вторая, согласно которой, если административное правонарушение выявлено при проведении проверки (ревизии), то административный процесс считается начатым с момента составления протокола об административном правонарушении либо вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с частью третьей ст.10.3 ПИКоАП протокол об административном правонарушении не составляется. Таким образом, административный процесс будет считаться начатым с момента составления любого процессуального документа, перечисленного в ст.9.5 ПИКоАП, независимо от проведения проверки.
Начало административного процесса является первой стадией административного процесса, цель которой - установить, имеются ли правовые основания для того, чтобы начать осуществление процессуальных действий в полном объеме, включая применение мер принуждения. Начало административного процесса является формальной предпосылкой для подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению и его разрешения по существу. В содержание стадии начала административного процесса входят: получение и фиксация первичной информации о готовящемся, совершаемом или совершенном административном правонарушении; осуществление проверочных действий на предмет, имел ли в действительности место факт общественно опасного деяния, на который указано в информации; принятие решения о подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению. Под непосредственным обнаружением признаков административного правонарушения как повода к началу административного процесса следует понимать факты выявления должностным лицом в процессе осуществления служебной деятельности сведений об обстоятельствах, указывающих на совершение административно наказуемых деяний. Это непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным осуществлять контроль за выполнением определенных правил и составлять протоколы об их нарушении, достаточных данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения.
В то же время наличия одного повода к началу административного процесса недостаточно. Административный процесс может быть начат только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения (основание). Повод - это характеристика информации о признаках административного правонарушения с позиции ее формы, основание - с позиции содержания. Если имеющихся данных окажется недостаточно для того, чтобы с высокой степенью вероятности судить о наличии или отсутствии оснований для начала административного процесса, необходимо производство дополнительных проверочных действий. Основанием для начала административного процесса являются фактические данные, достаточные для предположения о совершении деяния, подпадающего под признаки того или иного административного правонарушения. Эти данные могут содержаться в письменном заявлении или сообщении, приложенных к ним разного рода документах, протоколе устного заявления об административном правонарушении, в материалах, выявленных в ходе непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения. Достаточность данных означает такую их совокупность и качество, которые позволяют сделать обоснованное предположение о совершении административного правонарушения.
Дополнение, касающееся введения процедуры приостановления подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению
Согласно части второй ст.10.1 ПИКоАП подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению может быть приостановлена: при назначении экспертизы - на срок проведения экспертизы; при направлении запроса в компетентные органы иностранных государств - до получения ответа на запрос; в случае совершения дорожно-транспортного происшествия при проведении действий по установлению лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, - до установления указанного лица. При этом о приостановлении (возобновлении) подготовки дела об административном правонарушении судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, выносится мотивированное постановление.
В срок подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению включается время осуществления процессуальных действий с даты начала административного процесса до даты составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления о прекращении дела об административном правонарушении. Срок подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению является процессуальным, а не давностным. Нарушение должностным лицом, ведущим административный процесс, этого срока не прекращает производства по делу. Подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению необходимо завершить до окончания срока давности привлечения к административной ответственности. Если срок давности истек, дело об административном правонарушении следует прекратить. В связи с этим и введен институт приостановления подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.
Дополнение, касающееся процедуры составления протокола в случае неявки в орган, ведущий административный процесс
Частью шестой ст.10.2 ПИКоАП установлено, что в случае неявки физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, представителя юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, извещенных надлежащим образом, в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение 3 дней со дня составления указанного протокола. Таким образом, детализируется порядок подписания протокола об административном правонарушении в случае неявки в орган, ведущий административный процесс. Кроме того, из протокола об административном правонарушении исключается такой обязательный реквизит, как объяснение физического лица, в отношении которого ведется административный процесс (изменения в часть вторую ст.10.2 ПИКоАП).
Решение вопроса о возможности составления протокола об административном правонарушении и проведении иных процессуальных действий в отсутствие привлекаемого к ответственности лица ставится в зависимость от выполнения требований действующего законодательства, направленных на обеспечение соблюдения прав лиц, в т.ч. путем направления извещений с уведомлением по имеющимся адресам, повесток о вызове для дачи объяснений, принятии мер к установлению местонахождения лица. При отсутствии привлекаемого к ответственности лица в момент составления протокола об административном правонарушении необходимо принимать меры к его надлежащему уведомлению о совершении данного процессуального действия. Например, в адрес этого лица может быть направлено соответствующее извещение с уведомлением. Таким образом, если виновное в правонарушении должностное лицо отсутствует на месте или отказывается от ознакомления и получения протокола, последний отправляется ему по почте. В таких случаях следует прилагать к материалам дела документы, свидетельствующие о принятии необходимых мер по розыску и уведомлению указанных лиц.
Дополнение, касающееся изменения порядка осмотра помещения юридического лица либо индивидуального предпринимателя
В соответствии с частью пятой ст.10.13 ПИКоАП при невозможности обеспечить присутствие представителя юридического лица либо индивидуального предпринимателя (материально ответственного лица) осмотр проводится по постановлению органа, ведущего административный процесс, с санкции прокурора или его заместителя и с участием не менее 2 понятых. В исключительных случаях, когда имеется реальное опасение, что следы административного правонарушения, иные материальные объекты, имеющие значение для дела об административном правонарушении, могут быть из-за промедления с их обнаружением утрачены, повреждены или использованы в противоправных целях, осмотр может быть проведен по постановлению органа, ведущего административный процесс, с участием не менее 2 понятых без санкции прокурора или его заместителя с последующим направлением им в течение 24 часов сообщения о проведенном осмотре с указанием даты, времени проведения осмотра, места, лиц, у которых он проведен, оснований для проведения осмотра, перечня обнаруженных объектов.
Основанием для производства осмотра жилища или иного законного владения является наличие сведений (фактических данных) о совершенном там административном правонарушении или связанном с ним изменении обстановки, а также о значении обстановки в помещении для установления обстоятельств, имеющих значение для дела об административном правонарушении. Если в жилище необходимо исследовать обстановку (наличие и характер повреждений двери, тип запорного устройства, расположение комнат, высоту и размер окон, цвет занавесок и т.п.), данная задача может быть решена также путем проведения осмотра. Согласие проживающих в жилище лиц на проведение в нем осмотра должно быть добровольным. Недопустимы угрозы, психическое давление, шантаж, совершение действий, посягающих на неприкосновенность личности, унижающих честь и достоинство человека либо представляющих угрозу его жизни и здоровью, нарушающих конституционные права граждан. Факт добровольного согласия всех проживающих в жилище лиц на производство в нем осмотра в обязательном порядке фиксируется в протоколе осмотра, заверяется собственноручными подписями лиц, проживающих в жилище, и удостоверяется подписью лица, ведущего административный процесс, а также подписями понятых, участвующих в производстве осмотра (обычно в качестве понятых для производства осмотра приглашаются соседи). Письменно оформленное или устное несогласие лица, проживающего в жилище, не запрещено передавать должностному лицу органа, ведущего административный процесс, через других проживающих или находящихся на момент осмотра в жилище или в непосредственной близи от него лиц, соседей и иных граждан. Соответственно осмотр жилища и иного законного владения проводится при отсутствии согласия собственника или проживающего в нем совершеннолетнего лица по постановлению органа, ведущего административный процесс, с санкции прокурора или его заместителя, которое должно быть предъявлено до начала осмотра, и с участием понятых. Аналогично осмотр помещения, не являющегося жилищем, в т.ч. помещения, в котором располагаются различные юридические лица, производится в присутствии представителя юридического лица. Об этом в протоколе осмотра делается соответствующая запись, равно как и в тех случаях, когда участие такого лица по объективным причинам невозможно. Представитель обязан подписать протокол осмотра. Если он отказывается это сделать, то лицо, ведущее административный процесс, делает соответствующую запись в протоколе и удостоверяет ее подписью и подписями понятых, участвующих в осмотре. При этом также становится необходимой санкция прокурора и его заместителя.
Изменения, касающиеся окончания подготовки дела об административном правонарушении и направления его для рассмотрения
Как следует из части второй ст.10.26 ПИКоАП, подготовка дела об административном правонарушении органом, ведущим административный процесс, для рассмотрения может закончиться прекращением дела об административном правонарушении и в случае освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст.8.2 (малозначительность), 8.3 (смягчающие обстоятельства), 8.5 (передача материалов для привлечения к дисциплинарной ответственности), 8.7 (жертвы торговли людьми) КоАП. Кроме того, увеличился срок направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, с 2 до 5 суток с момента окончания подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 августа 2013 г. следует руководствоваться ст.8.3 и 8.5 КоАП с изменениями, внесенными Законом РБ от 12.07.2013 № 64-З. |
По окончании подготовки дела об административном правонарушении должностное лицо органа, ведущего административный процесс, должно оценить все собранные доказательства, в т.ч. выяснить наличие обстоятельств, исключающих административный процесс. На основе собранных данных либо составляется протокол, либо принимается решение о прекращении дела об административном правонарушении. В большинстве случаев стадия подготовки дела об административном правонарушении для рассмотрения завершается составлением протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором систематизируются собранные по делу доказательства, отражаются результаты проведенных процессуальных действий, формулируются выводы. Соответственно протокол составляется только в том случае, когда налицо все признаки (элементы) правонарушения физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. И только в этом случае, когда выявлены все элементы проступка (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона), возможно составление протокола об административном правонарушении. В то же время ПИКоАП не регламентирован вопрос принятия решения о прекращении дела об административном правонарушении в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении не относится к компетенции того органа, которому придется принимать решение по собранным материалам.
Дополнение, касающееся введения института соединения дел об административных правонарушениях
В соответствии со ст.11.31 ПИКоАП в одном административном процессе могут быть соединены дела: о нескольких административных правонарушениях, совершенных одним лицом, если они подведомственны одному и тому же суду, органу, ведущему административный процесс; о совершении одного и того же административного правонарушения физическим и юридическим лицом; о совершении одного и того же административного правонарушения совместно двумя или более физическими лицами; начатые по встречным заявлениям о совершении административных правонарушений, ответственность за которые наступает по требованию потерпевшего либо законного представителя. О соединении дел об административных правонарушениях выносится постановление суда, органа, ведущего административный процесс, у которых находится одно из рассматриваемых дел об административных правонарушениях. Срок рассмотрения соединенных дел об административных правонарушениях исчисляется со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, дела об административном правонарушении, которое поступило по времени первым.
В правоприменительной практике нередко возникают спорные ситуации при одновременном рассмотрении дел одним и тем же судом или органом. Сочетание и пересечение составов, различающихся объектами противоправных посягательств, вызывают споры при оценке правильности квалификации их совокупности. Действующее административно-процессуальное законодательство не учитывает особенности дел об административных правонарушениях, совершенных в совокупности и рассматриваемых различными органами или одним органом одновременно, и нуждается в совершенствовании.
Дополнение, уточняющее процессуальный статус должностного лица органа, составившего протокол об административном правонарушении, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении
Согласно части четвертой ст.11.4 ПИКоАП должностное лицо органа, ведущего административный процесс, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение, может участвовать в его рассмотрении, если ходатайствует об этом.
В дальнейшем в ПИКоАП должна быть регламентирована процедура участия в рассмотрении дела об административном правонарушении представителя органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение.
Дополнения, касающиеся упрощения процедуры ведения административного процесса в случае признания лицом, в отношении которого ведется административный процесс, своей вины
В ПИКоАП (часть четвертая ст.11.5, часть первая ст.11.7, часть первая ст.11.8, часть вторая ст.11.9) вносятся дополнения, касающиеся упрощения процедуры исследования доказательств в случае признания лицом, в отношении которого ведется административный процесс, своей вины.
Оценка доказательств означает вывод об относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства, а всех собранных доказательств в совокупности - об их достаточности для разрешения дела об административном правонарушении. На этом основании законодатель выделяет оценку доказательств в завершающий этап в доказывании, который наступает при вынесении постановления по делу об административном правонарушении. Пока не окончено рассмотрение всех доказательств, в процессе их исследования не может и не должно быть сформировавшегося убеждения. В то же время признание вины допускает упрощение процедуры исследования доказательств.
Дополнение, касающееся расширения перечня видов постановлений
С учетом того что возможно вынесение одного постановления по нескольким протоколам об административных правонарушениях, составленным в отношении одного лица, часть из которых при их рассмотрении влечет применение административной ответственности, а часть не влечет, в части первой ст.11.10 ПИКоАП введен такой вид постановления, как постановление о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части.
Изменение, касающееся срока вручения копии постановления
Срок вручения копии постановления по делу об административном правонарушении, установленный частью второй ст.11.11 ПИКоАП, увеличился с 3 до 5 дней.
Постановление по делу об административном правонарушении должно быть объявлено немедленно по окончании рассмотрения дела путем оглашения резолютивной части постановления. Датой вынесения постановления по делу об административном правонарушении признается день оглашения резолютивной части такого постановления, поскольку именно с этого момента постановление существует как процессуальный документ, подтверждающий окончание стадии рассмотрения дела об административном правонарушении. Несоблюдение срока вручения копии постановления либо невыполнение требования о направлении лицам, участвующим в рассмотрении дела, копии постановления фактически лишает их права на обжалование решения. Нарушение срока совершения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, соответствующих действий или несовершение их является основанием для восстановления пропущенного срока на подачу жалобы. В целях ознакомления лица, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшего, их представителей, защитника по их ходатайству им вручается под расписку копия постановления по делу об административном правонарушении либо высылается заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, в случае отсутствия указанного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении. 5 дней начинают отсчитываться со следующего дня после вынесения постановления. В случае рассмотрения дела об административном правонарушении судом копию постановления по делу об административном правонарушении целесообразно направить и в адрес органа, составившего протокол об административном правонарушении.
Дополнения, касающиеся процедуры обжалования постановлений
В соответствии с частью второй ст.12.4 ПИКоАП жалоба может быть возвращена и в том случае, если нарушена процедура ее подачи. Исходя из части второй ст.12.5 ПИКоАП об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении или восстановлении пропущенного срока выносится постановление. Из части второй ст.12.9 ПИКоАП следует, что копия решения по жалобе высылается в т.ч. суду, органу, направившим жалобу на постановление по делу об административном правонарушении. Согласно части третьей ст.12.11 ПИКоАП срок принесения протеста не считается пропущенным, если жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении подана прокурору до истечения 6-месячного срока.
Жалобы подаются в письменном виде (рукописном или исполненном с помощью любых печатающих устройств), претензии излагаются произвольно, поскольку обязательные реквизиты жалобы ПИКоАП не установлены, в связи с чем отсутствие правовой мотивации не может служить основанием для отказа в принятии жалобы. Вместе с тем при составлении жалобы следует обращать внимание на аргументацию приводимых в ней доводов со ссылками на нормативные правовые акты, которые при рассмотрении дела об административном правонарушении, возможно, не применялись либо были применены неправильно. Желательно подтвердить доводы имеющимися в деле доказательствами. Жалоба должна завершаться изложением требований заявителя исходя из полномочий инстанций, в которые она направляется. Проблемным является рассмотрение жалоб на одно и то же постановление по делу об административном правонарушении, направленных в разные инстанции. Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях также не определено, в какой суд (районный или городской) необходимо направлять жалобу на постановление по делу об административном правонарушении. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях также не требует от подателя жалобы прилагать к ней какие-либо документы, в т.ч. уведомление о вручении жалобы суду, органу, вынесшему постановление по делу об административном правонарушении. Необходимо отметить, что жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. В этом случае ее целесообразно направить в принявший постановление по делу орган или обратиться с запросом об истребовании материалов дела к субъекту, рассмотревшему дело по существу, который, в свою очередь, обязан направить все имеющиеся у него материалы. В случае если рассмотрение жалобы на постановление по делу не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым подана жалоба, она должна быть направлена на рассмотрение по подведомственности. Следует обратить внимание, что при отсутствии определенных сведений жалоба может быть не принята к рассмотрению либо процесс рассмотрения затянется на длительное время. Такими сведениями являются: фамилия, имя, отчество (наименование) лица, подающего жалобу, или его представителя, если жалоба подается через представителя; реквизиты обжалуемого постановления (каким органом, по какому делу и в отношении кого вынесено); предъявляемые требования. В жалобе также желательно указать: наименование органа, в который подается жалоба; почтовый адрес лица, подающего жалобу, или его представителя, если жалоба подается через представителя; обстоятельства дела; основания жалобы (причины несогласия с постановлением по делу об административном правонарушении); перечень прилагаемых к жалобе документов; дату ее составления. На практике уважительными причинами пропуска срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении могут быть признаны: стихийные бедствия, нахождение лица в длительной командировке, несвоевременное изготовление протокола судебного заседания, смерть близких, разные трагические и непредвиденные события в жизни лиц, подавших жалобу и ходатайствующих о восстановлении пропущенного срока, и др.
Дополнение, касающееся определения перечня оснований к отмене или изменению постановления по делу об административном правонарушении
Статьей 12.141 ПИКоАП определен перечень оснований к отмене не вступившего или вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении: односторонность, неполнота и необъективное исследование обстоятельств административного правонарушения; существенное нарушение ПИКоАП; неправильное применение норм, устанавливающих административную ответственность. Кроме того, основанием к отмене или изменению не вступившего или вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении является несоответствие назначенного судом, органом, ведущим административный процесс, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении, административного взыскания тяжести совершенного административного правонарушения.
При рассмотрении жалобы (протеста) проверяется законность и обоснованность обжалуемого постановления, устанавливается наличие соответствующих полномочий субъекта, принявшего обжалуемое постановление, устанавливается, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Акцентируется внимание на законности и обоснованности дополнительно представленных материалов, заслушиваются объяснения физического лица или представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются объяснения других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия, разрешенные ПИКоАП. Производство по делу и его рассмотрение считаются проведенными неполно в том случае, когда по имеющимся в деле материалам не представляется возможным сделать однозначный вывод о наличии или отсутствии в действиях лица, привлекаемого к ответственности, состава правонарушения или иной вывод, изложенный в постановлении. Как правило, неполнота проявляется в отсутствии достаточного количества доказательств, неисследовании всех обстоятельств дела, наличии в деле неустраненных противоречий. Если неполнота говорит скорее о количественной стороне проведенного производства по делу и его рассмотрения, то односторонность - о качественной. В большинстве случаев односторонность означает ограниченность восприятия обстоятельств дела, придание производству по делу односторонней направленности. Постановление по делу также может быть отменено в случае нарушений процессуальных требований, которые могут служить основанием для отмены или изменения постановления о наложении административного взыскания или о прекращении дела об административном правонарушении, при одновременном соблюдении двух условий. Во-первых, если процессуальное нарушение выразилось в ущемлении законных прав участников административного процесса и его рассмотрения, а во-вторых, если такое ущемление помешало всесторонне рассмотреть дело и повлияло или могло повлиять на вынесение обоснованного постановления по делу об административном правонарушении. Примерами таких процессуальных нарушений являются вынесение постановления неправомочным должностным лицом, безосновательное недопущение к участию в рассмотрении дела лица, привлекаемого к административной ответственности, или его представителя, отказ лицу, привлекаемому к ответственности, в праве пользоваться родным языком или услугами переводчика.
29.01.2010
Сергей Бондарович, начальник отдела правовой и кадровой работы филиала «Минская городская дирекция» открытого акционерного общества «Белинвестбанк»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 № 194-З на основании законов РБ от 01.07.2010 № 146-З (с 24 июля 2010 г.), от 15.07.2010 № 166-З (с 13 августа 2010 г.), от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.), от 13.12.2011 № 325-З (с 1 января 2012 г.), от 25.11.2011 № 317-З (с 6 января 2012 г.), от 30.12.2011 № 334-З (с 6 апреля 2012 г.), от 13.07.2012 № 409-З (с 30 июля 2012 г.), от 26.05.2012 № 376-З (с 5 сентября 2012 г.), от 12.07.2013 № 64-З (с 28 августа 2013 г.), от 04.01.2014 № 120-З (с 13 февраля 2014 г.), от 11.07.2014 № 176-З и от 24.10.2014 № 197-З (с 17 ноября 2014 г.), от 04.01.2014 № 120-З (с 13 февраля 2014 г.), от 30.06.2014 № 165-З (с 4 января 2015 г.), от 11.07.2014 № 176-З, от 05.01.2015 № 241-З (с 28 января 2015 г.), от 10.01.2015 № 243-З (с 23 февраля 2015 г.), от 10.01.2015 № 242-З (с 23 июля 2015 г.), от 15.07.2015 № 305-З (с 24 января 2016 г.), от 04.01.2016 № 351-З (с 4 апреля 2016 г.) и от 20.04.2016 № 358-З (с 3 мая 2016 г.) внесены изменения и дополнения. |