Комментарий от 15.09.2011
Автор: Шлег З.

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.11.2010 № 196-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». Новации в правовом регулировании


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 30.11.2010 № 196-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». Новации в правовом регулировании

Начиная с 2006 г. значительно изменились нормативные правовые акты, регулирующие строительную деятельность. Так, 16 ноября 2006 г. был принят Указ Президента РБ № 676 «О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования», который был направлен на упрощение некоторых процедур, осуществляемых в строительной деятельности и в целом на совершенствование законодательства, регулирующего архитектурную, градостроительную и строительную деятельность.

В настоящее время процесс совершенствования законодательства в данной области продолжается. Так, 30 ноября 2010 г. принят комментируемый Закон (далее - Закон), вступивший в силу 9 июня 2011 г., которым закреплены некоторые новые подходы к регулированию строительной деятельности. Принятие Закона потребовало корректировки других нормативных правовых актов, регулирующих названный вид экономической деятельности.

Изменения в терминологии

Законом внесены изменения и дополнения в ст.1 Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З), в которой приводятся термины и их определения. Некоторые из представленных в Законе № 300-З терминов содержались в технических нормативных правовых актах, а также появился ряд новых терминов, которые ранее не применялись. Например:

- благоустройство объекта строительства;

- возведение объекта строительства;

- очередь строительства;

- строительная площадка;

- проектная документация на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта;

- смета (сметная документация);

- разработчик проектной документации;

- типовой проект;

- этап работ по строительству и др.

Некоторое изменение претерпел и термин «строительная деятельность (строительство)». Согласно ст.1 Закона № 300-З под строительной деятельностью (строительством) понимается деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

Изменения в порядке подготовки и выдачи разрешительной документации

Для строительства любого объекта требуется разрешительная документация. В ст.21 Закона № 300-З определено, что проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) осуществляются на основании разрешительной документации. При этом состав, порядок подготовки и выдачи разрешительной документации устанавливаются Советом Министров РБ, если иное не предусмотрено Президентом РБ.

Постановлением Совета Министров РБ от 20.02.2007 № 223 утверждено Положение о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов. В данном Положении прописаны пошаговые действия заказчика, застройщика при получении разрешительной документации на строительство. Постановлением Совета Министров РБ от 01.06.2011 № 687 (далее - постановление № 687) в вышеназванное постановление № 223 внесены изменения с учетом норм Закона № 300-З.

Пунктом 3 ст.4 Закона № 300-З предусмотрено, что решения местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам планирования и застройки населенных пунктов, жилищного строительства принимаются после проведения общественных обсуждений. На местные исполнительные и распорядительные органы возложена обязанность по организации общественного обсуждения на соответствующей территории вопросов планирования и застройки населенных пунктов, жилищного строительства. Порядок проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, основанный на принципе выбора удобного для граждан времени и места проведения, устанавливается Советом Министров РБ (ранее такой порядок разрабатывался каждым областным, Минским городским исполнительными комитетами самостоятельно для соответствующей территории). Постановлением № 687 утверждено Положение о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

 

 

От редакции: С 1 апреля 2014 г. следует руководствоваться Положением № 687 в редакции постановления Совета Министров РБ от 10.02.2014 № 109.

Изменения в порядке проведения экспертизы проектной документации

В Законе № 300-З главы 5 и 9 изложены в новой редакции. В указанные главы включены нормы, регулирующие порядок проведения экспертизы проектной документации, состав и содержание проектной документации. Так, в главе 5 Закона № 300-З определены порядок проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), а также новые подходы к проведению экспертизы проектной документации при внесении изменений и дополнений в документацию.

В частности, предусмотрено, что в случае внесения по инициативе заказчика, застройщика изменений в утвержденные обоснования инвестирования в строительство, архитектурные, строительные проекты, выделяемые в них этапы работ, очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметную документацию), если обязательность ее разработки предусмотрена актами законодательства, в связи с изменением технико-экономических показателей объекта, в т.ч. с увеличением стоимости строительства, определенной утвержденной проектной документацией, проводятся повторная государственная экспертиза и повторное утверждение обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации).

Изменения в порядке подготовки проектной документации

Главой 9 Закона № 300-З определен порядок подготовки проектной документации. В частности, установлено, что возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта осуществляются на основе утвержденной проектной документации (утвержденной части проектной документации), в т.ч. сметы (сметной документации), определяющей его стоимость. При этом разработка проектной документации может осуществляться в 1, 2 или 3 стадии с выделением этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов, необходимость разработки (выделения) которых определяется заказчиком, застройщиком в задании на проектирование, с проведением государственной экспертизы проектной документации.

Кроме того, предусмотрено, что в проектной документации в соответствии с заданием на проектирование могут выделяться этапы работ с выполнением проектных работ по следующему этапу при одновременном возведении, реконструкции объекта по текущему этапу, т.е. может осуществляться параллельное проектирование и строительство объекта, порядок осуществления которого устанавливается Советом Министров РБ, если иное не определено Президентом РБ. Постановлением Совета Министров РБ от 30.07.2009 № 1001 «Об утверждении Положения о параллельном проектировании и строительстве объектов и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476» определен порядок осуществления параллельного проектирования и строительства объектов.

Из главы 9 Закона № 300-З также следует, что в случае изменения или введения в действие новых технических нормативных правовых актов при создании объектов долевого строительства утвержденная проектная документация на строительство такого дома, в т.ч. сметная, изменению не подлежит. В иных случаях заказчику, застройщику предоставлено право по своему усмотрению принимать решение о внесении изменений в утвержденную проектную документацию, связанных с измененными и (или) новыми техническими нормативными правовыми актами, что является новацией по сравнению с ранее действующей редакцией Закона № 300-З. Не является также обязательным внесение изменений и дополнений в утвержденные обоснование инвестирования в строительство, архитектурный, строительный проекты в следующих случаях:

- снижение сметной стоимости строительства при сохранении других технико-экономических показателей объекта, определенных составной частью проектной документации - проектом организации строительства;

- изменения условий строительства, определенных составной частью проектной документации - проектом организации строительства, не приводящих к увеличению сроков строительства и сметной стоимости при обеспечении безопасности условий труда, экологической и противопожарной безопасности;

- замена по результатам проведенных торгов или иных процедур закупки технологического и инженерного оборудования, материалов, не влияющей на технико-экономические показатели объекта, безопасность условий труда, экологическую и противопожарную безопасность и не влекущей увеличения сметной стоимости;

- приемка в эксплуатацию в установленном порядке законченных строительством объектов.

В случае внесения изменений и дополнений в утвержденную проектную документацию в связи с обнаружением недостатков в проектной документации или недостоверных исходных данных, представленных заказчиком, повторная государственная экспертиза проводится за счет лица, по чьей вине возникла необходимость внесения таких изменений и дополнений, что также является нововведением по сравнению с ранее действующим порядком.

Изменения в определении заказчика и застройщика в строительной деятельности

Некоторым изменениям подверглись термины «заказчик» и «застройщик» в строительной деятельности. Статьей 1 Закона № 300-З определено, что заказчиком в строительстве может выступать юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее строительство объекта, осуществляющее строительную деятельность с привлечением подрядчика в строительной деятельности, с привлечением либо без привлечения инженера (инженерной организации) на основании заключенного договора. Застройщиком также может выступать юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее строительство объекта, осуществляющее строительную деятельность самостоятельно с привлечением инженера (инженерной организации), с привлечением либо без привлечения для выполнения отдельных видов работ подрядчика в строительной деятельности на основании заключенного договора.

Исходя из ст.55 Закона № 300-З в случае финансирования строительства полностью или частично за счет бюджетных средств, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов заказчик, застройщик определяются актами Президента РБ, Совета Министров РБ, иных органов государственного управления, а в случаях, установленных законодательными актами, - также решениями государственных организаций. При этом указанными актами (решениями) может быть предусмотрена обязанность заказчика осуществлять строительную деятельность без привлечения инженера (инженерной организации). Заказчик, застройщик обязательно указываются в решении местного исполнительного и распорядительного органа, который выдает разрешительную документацию на строительство.

Законом № 300-З установлено, что примерный перечень функций заказчика определяется Министерством архитектуры и строительства РБ. Такой перечень определен постановлением от 20.05.11 № 25.

 

 

От редакции: С 10 мая 2014 г. вступило в силу постановление Минстройархитектуры РБ от 04.02.2014 № 4. Данным постановлением уточнен и расширен перечень функций заказчика, застройщика, а также установлены функции руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства.

Изменения в порядке оказания инженерных услуг

В соответствии со ст.56 Закона № 300-З к инженерным услугам в строительстве относятся консультирование по вопросам проектирования и строительства и выполнение определенных договором функций заказчика, застройщика по осуществлению организационно-технических мероприятий, которые в т.ч. включают:

- подготовку документов, необходимых для получения земельных участков;

- сбор исходных данных, необходимых для составления проектной документации, разрешительной документации;

- выбор подрядчиков, поставщиков товаров;

- подготовку проектов договоров;

- технический надзор с правом принятия решений от имени заказчика, застройщика во взаимоотношениях с подрядчиком;

- заключение договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, строительного подряда, иных договоров;

- организацию приемки объекта в эксплуатацию;

- иные услуги, необходимые для осуществления строительной деятельности.

Конкретный перечень инженерных услуг устанавливается договором на оказание таких услуг, который заключается с заказчиком, застройщиком. Инженерная организация может осуществлять комплексное управление строительством. Порядок оказания инженерных услуг также определяется Министерством архитектуры и строительства РБ. Постановлением Минстройархитектуры РБ от 10.05.2011 № 18 утверждена Инструкция о порядке оказания инженерных услуг в строительстве.

Изменения в порядке проведения подрядных торгов

В ст.57 Закона № 300-З представлен порядок выбора подрядчика для строительства объектов. При этом в названной статье определено, что участником подрядных торгов, который претендует на заключение договора строительного подряда, не может выступать организатор проводимых подрядных торгов, лицо, оказывающее организатору подрядных торгов услуги по проведению подрядных торгов. Сам порядок организации и проведения подрядных торгов определяется Советом Министров РБ. Постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235 утверждены Положение о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов.

 

 

От редакции: С 12 февраля 2014 г. вместо Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов следует руководствоваться Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88. Действие указанного Положения распространяется на отношения по закупке товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты после 1 января 2014 г.

Изменения в порядке приемки объекта в эксплуатацию

Следует особо отметить, что в Закон № 300-З введена ст.591, которой регулируется приемка в эксплуатацию объектов, законченных возведением, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом, благоустройством и подготовленных к эксплуатации, в т.ч. очередей строительства, пусковых комплексов (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей), независимо от источников финансирования. Определено, что приемка осуществляется приемочными комиссиями в порядке, устанавливаемом Советом Министров РБ.

В названной статье прямо указано, что приемка объекта без выполнения отдельных видов работ допускается лишь в том случае, если это предусмотрено утвержденной проектной документацией, не противоречит законодательству, не препятствует эксплуатации объекта и функционированию инженерной инфраструктуры.

Также установлено, что не допускается приемка объекта в эксплуатацию, если этот объект не обеспечивает достижение предусмотренных проектной документацией технико-экономических показателей либо построен с отступлением от обязательных требований нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан.

Кроме того, предусмотрено, что для приемки в эксплуатацию объектов (кроме финансируемых физическими лицами одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, нежилых капитальных построек на придомовой территории, дач, гаражей, по которым не требовалось получение разрешения органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ) требуются положительные заключения государственных органов (их структурных подразделений), иных государственных организаций, перечень которых устанавливается Советом Министров РБ, о соответствии объекта, принимаемого в эксплуатацию, проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности.

В Законе № 300-З определен порядок назначения приемочных комиссий. Так, комиссия назначается заказчиком, застройщиком либо уполномоченной ими организацией в случае приемки в эксплуатацию объектов, за исключением следующих:

- при приемке в эксплуатацию финансируемых физическими лицами одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, нежилых капитальных построек на придомовой территории приемочные комиссии назначаются местными исполнительными и распорядительными органами;

- при приемке в эксплуатацию дач, гаражей приемочные комиссии назначаются органами управления дачных, гаражных кооперативов в соответствии с компетенцией, определяемой их уставами.

Определено, кто может включаться в состав комиссий по приемке объектов. В состав приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию объектов включаются представители застройщика (заказчика и подрядчика - в случае заключения договора строительного подряда), разработчика проектной документации, эксплуатационной организации при ее наличии, местного исполнительного и распорядительного органа, органа государственного пожарного надзора. В состав приемочных комиссий также могут быть включены представители других государственных органов, иных организаций по согласованию с этими органами, организациями.

В состав приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию финансируемых физическими лицами одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, нежилых капитальных построек на придомовой территории включаются представители застройщика (заказчика и подрядчика - в случае заключения договора строительного подряда), местных исполнительных и распорядительных органов, государственных органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, органов государственного пожарного надзора и территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ.

В состав приемочных комиссий при приемке в эксплуатацию дач, гаражей включаются представители застройщика (заказчика и подрядчика - в случае заключения договора строительного подряда), органов управления дачных, гаражных кооперативов, местных исполнительных и распорядительных органов, государственных органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.

Соответствие принимаемого в эксплуатацию объекта (кроме финансируемых физическими лицами одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, нежилых капитальных построек на придомовой территории, дач, гаражей, по которым не требовалось получение разрешения органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ) проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности должно подтверждаться заключениями государственных органов (их структурных подразделений), иных государственных организаций, перечень которых устанавливается Советом Министров РБ.

Постановлением Совета Министров РБ от 06.06.2011 № 716 утверждено Положение о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, в котором также несколько изменены подходы к приемке объектов, законченных строительством, в эксплуатацию.

Изменения в правила заключения и исполнения договоров строительного подряда

Необходимо также отметить, что постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2011 № 875 Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450, изложены в новой редакции. Названное постановление № 875 вступает в силу 21 октября 2011 г. и распространяет свое действие на договоры, заключаемые после его вступления в силу, а в части установления гарантийных сроков - на объекты, принятые в эксплуатацию после вступления в силу данного постановления.

 

 

От редакции: С 1 апреля 2014 г. следует руководствоваться Правилами № 1450 в редакции постановления Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 301.

 

15.09.2011 г.

 

Зоя Шлег, заместитель начальника юридического отдела Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь

 

От редакции: В Закон РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» на основании законов РБ от 14.07.2011 № 293-З (с 22 октября 2011 г.), от 13.07.2012 № 419-З (с 1 января 2013 г.) и от 04.01.2014 № 130-З (с 24 апреля 2014 г.) внесены изменения и дополнения.