


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 30.11.2010 № 198-З «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях». Изменения административной ответственности в экономической сфере
С 12 января 2011 г. вступил в силу Закон РБ от 30.11.2010 № 198-З «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее - Закон). Таким образом, работа над совершенствованием положений обоих кодексов продолжается, хотя они пока далеки от совершенства. Рассмотрим, какие изменения административной ответственности в экономической сфере были внесены Законом.
1. Разрешение вопроса привлечения к административной ответственности юридического лица при наличии в правонарушении признаков преступления
Уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает привлечение к уголовной ответственности юридических лиц за преступные деяния его должностных лиц, т.е. привлечение к административной ответственности юридического лица не зависит от привлечения к уголовной ответственности его должностных лиц в случае возбуждения в отношении них уголовного дела. Как следствие, привлечение должностного лица к уголовной ответственности не освобождает само юридическое лицо от административной ответственности, так как оно является самостоятельным (иным) субъектом административного правонарушения. Состав преступления в данном случае отличается от состава административного правонарушения субъектом. Несоблюдение указанного подхода в связи с истечением соответствующего срока может привести к невозможности привлечения к административной ответственности виновных юридических лиц (при наличии приговора в отношении физических лиц) и, как следствие, к непоступлению в бюджет сумм штрафов (иным неблагоприятным последствиям).
В связи с этим с учетом корректировки части седьмой ст.4.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) указывается на то, что наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
2. Возможность вынесения предупреждения в отношении юридических лиц
По своему содержанию предупреждение как административное взыскание представляет собой санкцию исключительно профилактического характера, поскольку выражается, по сути, в официальном (от имени государства) и легальном упреждении более сурового административного наказания в тех случаях, когда его применение является вполне вероятным в случае совершения нового административного правонарушения и с учетом того, что предупреждение как менее строгий вид административного взыскания не смогло обеспечить достижение целей административного наказания. Как и всякая мера властного воздействия, предупреждение применяется в связи с административным правонарушением, представляет собой реализацию административной ответственности и имеет свой объект легального посягательства (в качестве такового выступают в основном такие личные неимущественные права и нематериальные блага, как достоинство личности и деловая репутация юридического лица). В связи с этим Законом были произведены корректировки части второй ст.6.2 и ст.6.4 КоАП.
3. Уточнение порядка определения размера штрафа
Штраф предусмотрен КоАП в качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений. При этом он может устанавливаться не только КоАП, но и иными законодательными актами (декретами и указами Президента РБ). Размеры штрафов и способы их установления весьма разнообразны. Во-первых, они выражаются в величине, кратной базовой величине (далее - БВ). Во-вторых, размер штрафа может выражаться в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте. Наиболее проблематичным является порядок определения размера и способа уплаты штрафа в эквиваленте к иностранной валюте, поскольку в КоАП не указано, на какую дату необходимо применять курс иностранной валюты (на день составления акта проверки, протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении, уплаты штрафа). В связи с этим из части первой ст.6.5 КоАП исключен такой способ определения размера подлежащего уплате штрафа, как его расчет в эквиваленте к иностранной валюте.
Кроме того, был уменьшен максимальный размер штрафа, исчисляемого в БВ, налагаемого на физическое лицо, за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления с 500 до 200 БВ. Также был уменьшен размер штрафа за нарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка использования топливно-энергетических ресурсов с 10-кратного до 5-кратного размера стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки. Был уменьшен и размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, при совершении 2 или более образующих совокупность административных правонарушений в сфере законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, таможенного регулирования и порядка управления с 1 000 до 400 БВ.
4. Уточнение порядка применения конфискации
Особенность конфискации (помимо того, что она применяется только судом) заключается в том, что она применяется строго в отношении предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, причем независимо от того, принадлежат ли они нарушителю на праве собственности или находятся у него на иных законных основаниях. Очевидно, что отсутствие в КоАП ограничительного положения, исключающего возможность конфискации предметов, не находящихся в собственности лица, привлекаемого к административной ответственности, обусловлено необходимостью защиты публичных интересов государства. Сам собственник далеко не всегда является непосредственным участником общественных отношений, возникающих по поводу принадлежащего ему имущества. Его участие может быть опосредовано действиями других субъектов, которым он вверяет свое имущество в управление, владение или пользование и которые от его имени совершают в отношении него соответствующие действия. В таких случаях указанное имущество может стать предметом административного правонарушения со стороны лица, которому оно вверено собственником, или орудием его совершения. Прежде всего это характерно для таможенных правонарушений, субъектами которых являются, как правило, не собственники, а лица, перемещающие товары, либо неустановленные лица.
Однако необходимы дополнительные гарантии защиты прав добросовестных приобретателей, купивших товар, таможенный режим которого не позволял совершать с ним сделки во внутреннем обороте либо перемещенный через таможенную границу Республики Беларусь с нарушением таможенного законодательства, о чем покупателю не могло быть известно во время совершения сделки. Поэтому ст.6.10 КоАП дополнена частью третьей, согласно которой конфискация товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения, приобретенных после его совершения на территории Республики Беларусь лицом, не совершавшим это административное правонарушение, не применяется, если такие товары приобретены в розничной торговле, а в иных случаях - если указанным лицом в установленном порядке выполнены определенные актами законодательства требования, необходимые для помещения приобретенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
5. Разрешение проблемы наложения административного взыскания при совокупности правонарушений, образующих повторность
Исследование института совокупности административных правонарушений сопряжено с наличием определенных сложностей, вызванных рядом объективных и субъективных факторов. Так, к субъективным факторам относится недостаточно глубокое и правильное восприятие института совокупности административных правонарушений конкретными должностными лицами по причинам усложненности его правовой регламентации или ее неполноты вследствие необходимости определения общего размера наказания и т.д. Анализ содержательной стороны определения совокупности административных правонарушений позволяет сделать вывод и о том, что изучаемая разновидность множественности административных правонарушений может быть образована как однородными и разнородными, так и тождественными противоправными деяниями, т.е. сочетанием любых административных правонарушений. Вместе с тем в правоприменительной практике нередко возникают спорные ситуации в понимании указанного института КоАП. Сочетание и пересечение составов, различающихся объектами противоправных посягательств, вызывают споры при оценке правильности квалификации их совокупности.
В то же время повторность выражается в совершении 2 или более самостоятельных административных правонарушений в рамках санкции одной статьи. В связи с этим ст.7.4 КоАП дополнена частью пятой, согласно которой при наложении взыскания за совершение нескольких правонарушений, образующих повторность, взыскание налагается в пределах санкции статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное правонарушение.
6. Уточнение порядка определения даты обнаружения длящегося административного правонарушения
В соответствии со ст.2.6 КоАП длящимся административным правонарушением признается деяние, предусмотренное КоАП, сопряженное с последующим длительным неисполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо законом под угрозой административного взыскания. Длящееся административное правонарушение начинается со дня совершения указанного деяния и заканчивается вследствие действий лица, его совершающего, свидетельствующих о прекращении им продолжения административного правонарушения, или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению административного правонарушения.
Таким образом, длящееся правонарушение отличается непрерывным осуществлением состава в течение определенного периода времени. Длящееся правонарушение может выражаться в различных формах (уклонение от уплаты, невыполнение законных требований и т.д.). Соответственно можно выделить 2 вида таких правонарушений: возникающие с момента совершения деяния (действия, бездействия), события; возникающие по истечении определенного срока (такой состав имеет место, когда истек установленный срок для правомерного исполнения соответствующей обязанности). Значительное количество регулятивных норм, содержащихся в действующих правовых актах, устанавливает не только необходимость исполнения субъектом права обязанности, но и определяет срок для совершения соответствующих действий - на следующий день после истечения срока деяние становится начавшимся длящимся правонарушением, а в последующие дни это уже длящееся правонарушение.
Также необходимо отметить, что КоАП связывает срок давности привлечения к ответственности с моментом обнаружения длящегося правонарушения. Срок давности привлечения к ответственности следует связывать и с датой прекращения длящегося административного правонарушения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения. Поэтому в п.2 части первой ст.7.6 КоАП были внесены соответствующие дополнения.
7. Корректировка административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций
Лицензии выдаются по форме и в порядке, предусмотренным Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009, а также Положениями о применении ограничений, утвержденными решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19. Разрешительные документы выдаются по форме и в порядке, предусмотренным постановлением Совета Министров РБ от 23.09.2008 № 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» и иными актами законодательства Республики Беларусь в случаях, предусмотренных указанными положениями о применении ограничений. Таким образом, перечень разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров является определенным. Требует уточнения и квалификация состава административного правонарушения, предусматривающего административную ответственность за отсутствие регистрационного номера сделки. Кроме того, при фиксировании факта отсутствия статистической декларации необходимо дополнительно подтверждать данную информацию в таможенных органах, так как возможна ситуация, когда статистическая декларация регистрируется во время проверочных мероприятий, что может привести к переквалификации состава административного правонарушения. С учетом этого откорректированы диспозиции ст.11.43 и 11.44 КоАП. При этом был уменьшен размер штрафа за совершение данных нарушений.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. |
8. Разрешение проблемы использования в административном процессе доказательств, полученных в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь
Доказательства - это важнейший правовой институт любой процессуальной отрасли права, поскольку без него невозможен сам процесс рассмотрения и разрешения конкретных дел. При этом положения части четвертой ст.6.14 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) содержат указание на то, что доказательство признается недопустимым, если оно получено с нарушением конституционных прав и свобод гражданина или требований ПИКоАП, связанным с лишением или ограничением прав участников административного процесса или нарушением иных правил административного процесса. Частью пятой ст.6.14 ПИКоАП закреплено положение о том, что только доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу вынесения решения по делу об административном правонарушении, а также использоваться для доказывания любого обстоятельства, указанного в ст.6.2 ПИКоАП. На основании изложенного в часть вторую ст.6.3 ПИКоАП внесено дополнение, касающееся использования в административном процессе доказательств, полученных в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РБ.
9. Разрешение проблемы определения вида решения по жалобе в случае прекращения дела об административном правонарушении
Постановление по делу может быть отменено в случае нарушений процессуальных требований, которые могут служить основаниями к отмене или изменению постановления о наложении административного взыскания или о прекращении дела об административном правонарушении, при одновременном соблюдении 2 условий: во-первых, если процессуальное нарушение выразилось в ущемлении законных прав участников административного процесса и его рассмотрения, а во-вторых, если такое ущемление помешало всесторонне рассмотреть дело и повлияло или могло повлиять на вынесение обоснованного постановления по делу об административном правонарушении. Примерами таких процессуальных нарушений являются вынесение постановления неправомочным должностным лицом, безосновательное недопущение к участию в рассмотрении дела лица, привлекаемого к административной ответственности, или его представителя, отказ лицу, привлекаемому к ответственности, в праве пользоваться родным языком или услугами переводчика, истечение срока для привлечения к административной ответственности. В связи с этим был исключен п.7 части первой ст.12.9 ПИКоАП.
Для наглядности представим в таблице изменения, уменьшающие размер административной ответственности за правонарушения в экономической сфере, внесенные Законом в КоАП.
Изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, уменьшающие размер административной ответственности за правонарушения в экономической сфере | |||
Статья КоАП, в которую внесены изменения (дополнения) |
Состав административного правонарушения |
Ранее действовавшая санкция |
Санкция после внесения изменений (дополнений) |
Статья 11.8 КоАП | Осуществление банком инвестиций в уставный фонд юридического лица без согласования с Нацбанком РБ | Штраф на юридическое лицо в размере до 200 БВ | Предупреждение или штраф на юридическое лицо в размере до 200 БВ |
Статья 11.43 КоАП | Проведение внешнеторговой операции без наличия в предусмотренных законодательством случаях лицензии или других разрешительных документов либо неисполнение обязанности по регистрации сделки | Штраф на индивидуального предпринимателя (далее - ИП) или юридическое лицо в размере до 100 % стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг | Штраф на ИП или юридическое лицо в размере до 20 % стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности |
Статья 11.44 КоАП | Непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации либо ее отсутствие | Штраф на ИП или юридическое лицо в размере до 10 % стоимости экспортированных (импортированных) товаров | Штраф на ИП или юридическое лицо в размере от 10 до 100 БВ |
Статья 11.49 КоАП | Нецелевое использование и (или) невозвращение в установленный срок средств в иностранной валюте, выданных под отчет, в т.ч. на оплату расходов по командировкам за пределы Республики Беларусь | Штраф на ИП или юридическое лицо в размере до 10-кратной суммы этих средств | Штраф на ИП или юридическое лицо в размере до 5-кратной суммы этих средств |
Статья 11.53 КоАП | Осуществление финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконные финансовые операции), если в этих действиях нет состава преступления и за исключением незаконных финансовых операций, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части КоАП | Штраф от 10 до 15 БВ, а на ИП или юридическое лицо - в 2-кратном размере сумм таких операций | Штраф от 10 до 15 БВ, а на ИП или юридическое лицо - до 100 % от сумм таких операций |
Часть шестая ст.11.64 КоАП | Нарушение страховой организацией определенного законодательством порядка учета, хранения, заполнения, использования и выписки страховых полисов (свидетельств, сертификатов) либо квитанций | Штраф в размере от 10 до 20 БВ, а на юридическое лицо - от 100 до 200 БВ | Штраф в размере от 2 до 20 БВ, а на юридическое лицо - до 200 БВ |
Часть вторая ст.11.66 КоАП | Посредническая деятельность, связанная с заключением на территории Республики Беларусь договоров страхования от имени страховых организаций, созданных за пределами Республики Беларусь | Штраф в 2-кратном размере полученного дохода | Штраф в размере от 20 до 100 БВ |
Часть вторая ст.12.9 КоАП | Нарушение продавцом (поставщиком) и (или) покупателем установленного порядка оформления договора на осуществление торговой посреднической деятельности | Штраф на ИП или юридическое лицо в размере 10 % суммы договора | Штраф на ИП или юридическое лицо в размере до 10 % суммы договора |
Часть пятая ст.12.9 КоАП | Нарушение установленного порядка отнесения на себестоимость товара, произведенного на территории Республики Беларусь, расходов на его приобретение у нерезидента | Штраф в размере 30 БВ, а на ИП или юридическое лицо - до 100 % от суммы, необоснованно отнесенной на себестоимость товара | Исключена |
Статья 12.32 КоАП | Совершение финансовых операций со средствами, полученными путем совершения противоправных действий, влекущих административную ответственность, использование указанных средств для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности в целях утаивания или искажения природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных средств или соотносимых с ними прав |
Штраф в размере от 10 до 15 БВ, а на ИП или юридическое лицо - в 2-кратном размере сумм таких операций |
Исключена |
Часть первая ст.13.3 КоАП | Нарушение плательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации при просрочке не более 1 рабочего дня либо не более 5 рабочих дней в случае неосуществления операций по счету | Штраф на ИП или юридическое лицо в размере 5 БВ | Исключена |
Статья 13.5 КоАП |
Отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, повлекшее за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин), в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица (ранее предусматривалась административная ответственность и за нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета, а также отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, если эти деяния не повлекли за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года)) |
Штраф в размере от 2 до 20 БВ, на ИП - от 3 до 20 БВ, а на юридическое лицо - от 10 до 80 БВ |
Штраф в размере от 1 до 5 БВ, на ИП - от 2 до 10 БВ, а на юридическое лицо - от 5 до 50 БВ |
Часть шестая ст.13.6 КоАП |
Неуплата или неполная уплата физическим лицом, не являющимся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, - плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные по неосторожности, если неуплаченная или не полностью уплаченная сумма налога, сбора (пошлины) превышает 1 БВ |
Штраф в размере 15 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 1 БВ |
Штраф в размере 15 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 0,5 БВ |
Статья 14.11 КоАП |
Непринятие мер в случае аварии, действия непреодолимой силы или наступления иных обстоятельств, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, или доставке товаров в пункт ввоза при прибытии товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, или доставке товаров до места фактического пересечения таможенной границы при убытии товаров с таможенной территории Республики Беларусь, выразившееся в неисполнении обязанности по сообщению в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров или по их перевозке (обеспечению перевозки) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом |
Штраф в размере от 2 до 10 БВ, на ИП - от 5 до 20 БВ, а на юридическое лицо - от 10 до 100 БВ |
Предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 до 10 БВ, на ИП - предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 БВ, а на юридическое лицо - предупреждение или наложение штрафа в размере до 60 БВ |
Статья 14.12 КоАП | Транспортировка, разгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции, изменение состояния, нарушение упаковки, исправление поврежденной упаковки товаров, находящихся под таможенным контролем, взятие проб и образцов таких товаров, замена транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию Республики Беларусь в пункт ввоза или перевозящего товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, на другое транспортное средство без разрешения таможенного органа либо предварительного уведомления таможенного органа, если такое разрешение либо предварительное уведомление обязательны |
Штраф в размере от 2 до 10 БВ, на ИП - от 5 до 20 БВ, а на юридическое лицо - от 10 до 100 БВ |
Предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 до 10 БВ, на ИП - предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 БВ, а на юридическое лицо - предупреждение или наложение штрафа в размере до 60 БВ |
Статья 14.14 КоАП | Хранение товаров, помещенных под таможенную процедуру временного хранения, вне установленного таможенным органом места хранения таких товаров, иное нарушение требований и (или) условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного хранения товаров, за исключением нарушения срока временного хранения товаров и случаев, предусмотренных ст.14.2, 14.15, 14.16 КоАП |
Штраф в размере от 2 до 10 БВ, на ИП - от 5 до 20 БВ, а на юридическое лицо - от 10 до 100 БВ |
Предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 до 10 БВ, на ИП - предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 БВ, а на юридическое лицо - предупреждение или наложение штрафа в размере до 100 БВ |
Статья 14.17 КоАП | Нарушение предусмотренного таможенным законодательством порядка ведения учета товаров, а равно порядка представления отчетности таможенному органу |
Штраф в размере от 2 до 10 БВ, на ИП - от 5 до 20 БВ, а на юридическое лицо - от 10 до 30 БВ |
Предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 до 10 БВ, на ИП - предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 БВ, а на юридическое лицо - предупреждение или наложение штрафа в размере до 30 БВ |
Часть первая ст.23.23 КоАП | Использование получателями иностранной безвозмездной помощи до получения удостоверения, подтверждающего ее регистрацию | Штраф в размере от 50 до 200 БВ | Штраф в размере от 20 до 100 БВ |
Часть вторая ст.23.23 КоАП |
Нецелевое использование (полностью или частично) иностранной безвозмездной помощи ее получателями либо организациями или физическими лицами Республики Беларусь, получившими такую помощь в порядке ее распределения согласно плану, а также имущества и иных средств, полученных от ее реализации, либо использование такой помощи и (или) средств на цели, запрещенные законодательством |
Штраф в размере от 20 до 300 БВ с конфискацией этой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, а на юридическое лицо - до 100 % стоимости полученной иностранной безвозмездной помощи с конфискацией этой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации |
Штраф в размере от 20 до 200 БВ с конфискацией такой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации, а на юридическое лицо - до 100 % стоимости полученной иностранной безвозмездной помощи с конфискацией такой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации |
Часть третья ст.23.23 КоАП |
Невнесение иностранной безвозмездной помощи, полученной наличными денежными средствами, в т.ч. в иностранной валюте, на счета в банках Республики Беларусь в срок, установленный законодательством Республики Беларусь |
Штраф в размере от 20 до 300 БВ | Штраф в размере от 20 до 200 БВ |
15.02.2011 г.
Александр Денисевич, начальник отдела правового обеспечения деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 08.11.2011 № 309-З (с 27 ноября 2011 г.), от 13.07.2012 № 409-З (с 30 июля 2012 г.), от 12.07.2013 № 64-З, от 12.07.2013 № 60-З (с 24 октября 2013 г.), от 11.07.2014 № 176-З (с 28 июля 2014 г.), от 24.10.2014 № 197-З (с 17 ноября 2014 г.) и от 04.01.2016 № 351-З (с 4 апреля 2016 г.) внесены изменения и дополнения. |