


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции». Регулирование трудовой миграции
Новый нормативный правовой акт
12 июля 2011 г. вступил в силу Закон РБ от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее - Закон-2010), заменивший ранее действующий Закон РБ от 17.06.1998 № 169-З «О внешней трудовой миграции» (далее - Закон-1998).
С точки зрения юридической техники Закон-2010 в отличие от Закона-1998 более систематизированный, разбит на 5 глав и содержит большее количество статей (40 вместо 25), более детально регулирует вопросы миграции рабочей силы с целью трудоустройства как с выездом из Республики Беларусь, так и въездом в республику.
Сравнение структуры Закона-2010 и Закона-1998 | |
Глава 1. Общие положения | |
Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения. Статья 2. Сфера действия настоящего Закона. Статья 3. Законодательство Республики Беларусь о внешней трудовой миграции. Статья 4. Основные принципы осуществления внешней трудовой миграции. Статья 5. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции |
Статья 1. Сфера применения Закона. Статья 2. Термины, применяемые в Законе |
Глава 2. Государственное регулирование и управление в области внешней трудовой миграции | |
Статья 6. Осуществление государственного регулирования и управления в области внешней трудовой миграции. Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в области внешней трудовой миграции. Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области внешней трудовой миграции. Статья 9. Полномочия органов внутренних дел Республики Беларусь в области внешней трудовой миграции. Статья 10. Полномочия иных государственных органов Республики Беларусь в области внешней трудовой миграции |
Статья 3. Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции |
Глава 3. Трудоустройство за пределами Республики Беларусь граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь | |
Статья 11. Порядок трудоустройства за пределами Республики Беларусь граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь. Статья 12. Обеспечение защиты Республикой Беларусь прав, свобод и законных интересов граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, самостоятельно выезжающих за ее пределы для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности. Статья 13. Выезд граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, из Республики Беларусь для трудоустройства. Осуществление трудовой деятельности трудящимися-эмигрантами в государстве трудоустройства. Статья 14. Право трудящихся-эмигрантов, являющихся гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь, на защиту и покровительство со стороны Республики Беларусь. Статья 15. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь. Статья 16. Информирование трудящихся-эмигрантов. Статья 17. Требования к договору о трудоустройстве. Статья 18. Требования к договору о содействии в трудоустройстве. Статья 19. Требования к трудовому договору, заключаемому между трудящимся-эмигрантом и иностранным нанимателем, а также к трудовому договору, заключаемому по поручению иностранного нанимателя. Статья 20. Особенности трудоустройства за пределами Республики Беларусь по студенческим программам |
Статья 4. Порядок привлечения в Республику Беларусь иностранной рабочей силы. Статья 41. Порядок осуществления деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей. Статья 5. Порядок выезда и въезда трудящихся-мигрантов. Статья 6. Въезд и пребывание членов семей трудящихся-мигрантов. Статья 7. Групповые перемещения трудящихся-мигрантов. Статья 8. Маятниковая (приграничная) трудовая миграция. Статья 9. Квоты (пределы) для трудящихся-мигрантов. Статья 10. Трудовой договор. Статья 11. Принцип равенства. Статья 12. Обеспечение занятости и социальных прав трудящегося-мигранта. Статья 13. Исключена. Статья 14. Досрочное возвращение трудящегося-мигранта в государство выезда. Статья 15. Социальное обеспечение. Статья 16. Возмещение вреда, причиненного здоровью трудящегося-мигранта. Статья 17. Перевод денежных средств. Статья 18. Налогообложение трудящихся-мигрантов. Статья 19. Ввоз и вывоз трудящимися-мигрантами личного имущества, инструментов и оборудования. Статья 20. Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Статья 21. Предотвращение нелегальной трудовой миграции. Статья 22. Информационное обеспечение в сфере внешней трудовой миграции. Статья 23. Международное сотрудничество по проблемам внешней трудовой миграции. Статья 24. Применение международных договоров |
Глава 4. Трудоустройство в Республике Беларусь иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь. Осуществление трудовой деятельности трудящимися-иммигрантами в Республике Беларусь | |
Статья 21. Порядок трудоустройства в Республике Беларусь иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь. Статья 22. Порядок осуществления трудовой деятельности трудящимися-иммигрантами в Республике Беларусь. Статья 23. Условия осуществления трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в Республике Беларусь. Статья 24. Квоты на привлечение в Республику Беларусь иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности на ее территории. Статья 25. Ограничения, связанные с осуществлением трудящимися-иммигрантами трудовой деятельности в Республике Беларусь. Статья 26. Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Статья 27. Основания для отказа в выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Статья 28. Основания для аннулирования разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Статья 29. Специальное разрешение. Статья 30. Основания для отказа в выдаче специального разрешения. Статья 31. Основания для аннулирования специального разрешения. Статья 32. Требования к трудовому договору, заключаемому между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь. Статья 33. Основные гарантии трудящимся-иммигрантам при осуществлении трудовой деятельности в Республике Беларусь. Статья 34. Налогообложение доходов трудящихся-иммигрантов. Статья 35. Права и обязанности трудящегося-иммигранта. Статья 36. Права и обязанности нанимателя Республики Беларусь |
|
Глава 5. Заключительные положения | |
Статья 37. Внесение изменений и дополнения в некоторые кодексы Республики Беларусь. Статья 38. Признание утратившими силу Закона Республики Беларусь и отдельных положений законов Республики Беларусь. Статья 39. Меры по реализации положений настоящего Закона. Статья 40. Вступление в силу настоящего Закона |
Статья 25. Заключительные положения |
Изменения в части терминологии
В Законе-2010 приведено определение только 2 из 6 терминов, которые были в Законе-1998, а именно: внешняя трудовая миграция и государство трудоустройства. При этом определения указанных терминов изменились.
Статья 1 Закона-2010 |
Статья 2 Закона-1998 |
Внешняя трудовая миграция - выезд из Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору в государстве трудоустройства, а также въезд в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору и осуществление такой деятельности в Республике Беларусь | |
Государство трудоустройства - государство, на территории которого трудящиеся-эмигранты осуществляют трудовую деятельность |
В определении внешней трудовой миграции нет ограничения выезда гражданами, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь, и въезда иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими вне пределов Республики Беларусь, на ее территорию, а просто указывается, что внешняя трудовая миграция - это выезд из Республики Беларусь и въезд в Республику Беларусь с целью трудоустройства и осуществления трудовой деятельности на основании трудового договора. Это обусловлено тем, что Закон-2010 расширяет перечень лиц, в отношении которых он применяется.
Изменилось понятие «государство трудоустройства». Ранее под таким государством понималось государство, где занимался, занимается или будет заниматься трудовой деятельностью трудящийся-мигрант (в т.ч. и Республика Беларусь). В Законе-2010 понятие «государство трудоустройства» стало несколько уже, под ним понимается государство, где осуществляют (без использования в отличие от Закона-1998 глагола в трех временных формах) трудовую деятельность трудящиеся-эмигранты (т.е. лица, выезжающие для осуществления трудовой деятельности за пределы Республики Беларусь). Согласно Закону-2010 государство трудоустройства - это иностранное государство (не Республика Беларусь), в котором осуществляют свою трудовую деятельность лица, постоянно проживающие в Республике Беларусь.
В Законе-2010 приведены определения терминов, которые были впервые использованы в Декрете Президента РБ от 09.03.2005 № 3 «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми» (далее - Декрет № 3), а также использовались в Законе-1998.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2012 г. Декрет № 3 утратил силу в связи со вступлением в силу Закона РБ от 07.01.2012 № 350-З «О противодействии торговле людьми». |
Договор о содействии в трудоустройстве - соглашение, заключенное в письменной форме между гражданином Республики Беларусь (далее - гражданин) или иностранным гражданином либо лицом без гражданства (далее, если не предусмотрено иное, - иностранец), постоянно проживающими в Республике Беларусь, и юридическим лицом Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в Республике Беларусь (далее - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, за пределами Республики Беларусь (далее - деятельность, связанная с трудоустройством за пределами Республики Беларусь), об оказании услуг (услуги) по содействию этим гражданину или иностранцу в трудоустройстве за пределами Республики Беларусь |
Договор о трудоустройстве - соглашение, заключенное в письменной форме между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, и иностранным нанимателем (иностранной посреднической организацией при трудоустройстве за пределами Республики Беларусь по студенческим программам в период летних каникул граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, обучающихся в организациях системы образования Республики Беларусь (далее - трудоустройство за пределами Республики Беларусь по студенческим программам)), об оказании услуг (услуги) по трудоустройству за пределами Республики Беларусь граждан или иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь |
Таким образом, договор о содействии в трудоустройстве - это разновидность договора об оказании возмездных услуг, на отношения сторон которого также распространяется законодательство о защите прав потребителей, заключаемый между резидентами Республики Беларусь: юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующую лицензию.
Договор о трудоустройстве - это внешнеэкономический договор об оказании возмездных услуг между резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующую лицензию) и нерезидентами об оказании услуг по трудоустройству физических лиц, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, за ее пределами.
Обратите внимание!
Закон-2010 в отличие от Закона-1998 проводит четкое различие в правовом регулировании трудовой деятельности мигрантов за пределами Республики Беларусь и на ее территории.
Закон-2010 разграничивает иностранных нанимателей, нанимателей Республики Беларусь, а также вместо термина трудящийся-мигрант использует два различных термина - трудящийся-иммигрант и трудящийся-эмигрант. Определение нанимателей приведено в Законе-2010 с учетом специфики правового регулирования (трудовой миграции). Определение нанимателя, приведенное в ст.1 Трудового кодекса РБ (далее - ТК), характеризует нанимателей как потенциальных (примечание), а в Законе-2010 - как реализующих свое право на наем работников.
Определение термина «трудящийся-иммигрант» отличается от определения термина «трудящийся-эмигрант» не только по направлению миграции и категории лиц, ее осуществляющих.
Трудящийся-иммигрант |
Трудящийся-эмигрант |
Дополнительные отличия | |
- уже иммигрировал (въехал на территорию Республики Беларусь) | - либо эмигрирующие (т.е. еще не выехавшие за пределы Республики Беларусь) либо уже эмигрировавшие (т.е. выехавшие за пределы республики Беларусь) |
- либо еще только намерен трудоустроиться и осуществлять трудовую деятельность, либо уже осуществляет такую деятельность | - еще только намерен трудоустроиться и осуществлять трудовую деятельность |
Основные понятия |
Иностранный наниматель - иностранец или иностранное юридическое лицо либо иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом (далее - иностранная организация), которым законодательством государства трудоустройства предоставлено право заключения и прекращения трудовых договоров с трудящимися-эмигрантами и которые используют труд трудящихся-эмигрантов на основании заключенных с ними трудовых договоров |
Наниматель Республики Беларусь - юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, а также иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь через представительство, открытое в соответствии с законодательством Республики Беларусь, которым законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранного государства предоставлено право заключения и прекращения трудовых договоров с трудящимися-иммигрантами и которые используют труд трудящихся-иммигрантов на основании заключенных с ними трудовых договоров |
Трудящийся-иммигрант - иностранец, не имеющий разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющий такую деятельность в Республике Беларусь |
Трудящийся-эмигрант - гражданин или иностранец, постоянно проживающие в Республике Беларусь и выезжающие (выехавшие) за пределы Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности у иностранного нанимателя по трудовому договору |
В Законе-2010 приведены определения двух терминов в области разрешения трудовой деятельности иммигрантов: разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь. Последний термин определяется также в п.3 Инструкции о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденной постановлением МВД РБ от 23.11.2004 № 264, согласно которому под специальным разрешением (для целей данной Инструкции) понимается документ, подтверждающий право иностранца на временное осуществление трудовой деятельности на территории Республики Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 августа 2016 г. следует руководствоваться Инструкцией о порядке организации работы по выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, внесения в них изменений, однократного продления срока их действия и их аннулирования, утвержденной постановлением МВД РБ от 24.06.2016 № 173. |
Разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы - документ, подтверждающий право нанимателя Республики Беларусь привлекать иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в т.ч. иностранцев, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь (далее - иностранцы, не имеющие разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь), для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь по трудовым договорам |
Специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее - специальное разрешение) - документ, подтверждающий право трудящегося-иммигранта на осуществление трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь |
В Законе-2010 нет следующих терминов и определений:
Отсутствие в Законе-2010 термина «государство выезда» вызвано изменением содержания термина «государство трудоустройства», термина «трудящийся-мигрант» в связи с четким разделением Законом-2010 правового регулирования иммиграции и эмиграции и соответственно появлением двух новых терминов: трудящийся-иммигрант и трудящийся-эмигрант.
Сфера действия Закона-2010
Закон-2010 в отличие от Закона-1998:
- регулирует отношения трудовой эмиграции также иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
- не регулирует трудовую деятельность:
иностранцев, приглашенных в Республику Беларусь на срок не более девяноста суток для проведения монтажа (шефмонтажа) оборудования и (или) оказания услуг по обучению персонала эксплуатации этого оборудования;
иностранцев, являющихся лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
Закон-2010 содержит перечень иностранных лиц, на которых он не распространяется.
Статья 2 Закона-2010 |
Статья 1 Закона-1998 |
Иностранцы: | Иностранные граждане и лица без гражданства: |
- являющиеся руководителями коммерческих организаций с иностранными инвестициями, их филиалов или представительств. От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 сентября 2015 г. действие Закона-2010 не распространяется на отношения, связанные с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в Республике Беларусь иностранцами, являющимися руководителями представительств иностранных организаций (абзац 7 части второй ст.2 Закона-2010, в редакции Закона РБ от 04.06.2015 № 268-З) |
- являющиеся |
- проходящими производственную практику в соответствии с программами, образовательными стандартами по специальности, учебными планами и учебными программами учреждений образования Республики Беларусь | - обучающиеся и проходящие практику в рамках программ учреждений образования |
Законодательство Республики Беларусь о внешней трудовой миграции
Кроме Закона-2010 вопросы трудовой миграции в той или иной мере также регулируются:
- Декретом № 3;
- Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Указ № 450);
- Законом РБ от 20.09.2009 № 49-З «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь»;
- Законом РБ от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»;
- постановлением МВД РБ от 23.11.2004 № 264 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь».
Закон-2010, как и Закон-1998 (ст.24), устанавливает приоритет норм международных договоров Республики Беларусь, если в них установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом-2010 (ст.3 Закона-2010).
Основные принципы осуществления внешней трудовой миграции
Новшество Закона-2010 - системное закрепление основных принципов осуществления внешней трудовой миграции. В ст.11 Закона-1998 был закреплен принцип равенства прав трудящихся-мигрантов с гражданами государства трудоустройства в соответствии с законодательством государства трудоустройства, а также недопущение найма трудящихся-мигрантов на условиях, унижающих человеческое достоинство, наносящих вред здоровью.
В ст.4 Закона-2010 приведены основные принципы:
- добровольность внешней трудовой миграции;
- недопустимость незаконной внешней трудовой миграции;
- защита рынка труда Республики Беларусь;
- недопустимость найма трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов на условиях, унижающих их человеческое достоинство, наносящих вред их здоровью;
- недопустимость дискриминации трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов. Закон-2010 в части запрета дискриминации согласуется со ст.13 ТК о запрете дискриминации в трудовых отношениях;
- недопустимость подмены трудовых отношений, вытекающих из трудовых договоров, заключенных с трудящимися-иммигрантами, обязательствами, возникающими на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством Республики Беларусь.
Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции
Статья 5 Закона-2010 об ответственности за нарушение законодательства о внешней трудовой миграции в Законе-2010 стала полностью отсылочной.
В части второй ст.20 Закона-1998 было прямо закреплено, в частности, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, которые ввели в заблуждение нанимающихся работников и представили в Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел РБ и подразделения по гражданству и миграции ложные сведения о характере трудовой деятельности, лишаются права на осуществление этой деятельности.
За нарушение законодательства о трудовой миграции согласно действующему законодательству может быть:
- в соответствии с Указом № 450 при нарушении лицензионных требований лицами, осуществляющими деятельность, связанную с трудоустройством граждан за границей, - приостановление или прекращение действия соответствующей лицензии;
- ответственность по части второй ст.23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, которая наступает в случае непринятия индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным должностным лицом юридического лица, принимающими иностранного гражданина или лицо без гражданства, установленных мер по их своевременной регистрации, получению ими разрешения на временное проживание в Республике Беларусь, выезду этих лиц из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания в Республике Беларусь. Обязанности уполномоченного должностного лица юридического лица или физического лица, изложенные в диспозициях, регламентированы п.26 Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 20.01.2006 № 73.
Примечание. Потенциальный наниматель - юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником. Однако из данного определения не следует, что потенциальный наниматель реализует свое право (наймет работника) и станет нанимателем.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 июля 2016 г. в Закон-2010 на основании Закона РБ от 05.01.2016 № 353-З внесены изменения и дополнения. |
20.07.2011 г.
Владимир Долгов, юрист