Комментарий от 15.01.2015
Автор: Глинская Я.

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Новшества в уплате акцизов


СОДЕРЖАНИЕ

 

Предпосылки внесения изменений

Ввоз подакцизных товаров

Производство подакцизных товаров

Подтверждение вывоза подакцизных товаров

Ставки акцизов

 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Новшества в уплате акцизов

Предпосылки внесения изменений

Внесенные комментируемым Законом (далее - Закон № 224-З) изменения в нормы Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК), устанавливающие порядок налогообложения акцизами, в первую очередь, вызваны необходимостью приведения норм НК в соответствие с таможенным законодательством, международными договорами, законодательством в сфере осуществления торговой деятельности.

Ввоз подакцизных товаров

В частности, уточнено, что физические лица являются плательщиками акцизов в случае, если обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, возложена Законом Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (абзац 4 ст.109 НК), который начал свое действие с 23 апреля 2014 г. Аналогичные уточнения внесены в нормы НК, определяющие объекты налогообложения (подп.1.2 п.1 ст.113), особенности налогообложения акцизами при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь (ст.115), возникновение и прекращение обязанности по уплате акцизов, взимаемых таможенными органами, и срок их уплаты (п.1 ст.119), особенности исчисления сумм акцизов, подлежащих уплате в бюджет и взимаемых таможенными органами при ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров (п.2 ст.121), порядок и сроки уплаты акцизов, взимаемых таможенными органами при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь (п.4 ст.124).

Производство подакцизных товаров

Норма п.4 ст.110 НК, устанавливающая определение производства подакцизных товаров для целей налогообложения акцизами, приведена в соответствие с понятийным аппаратом п.14 ст.1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее - Закон № 128-З). Закон № 128-З вступил в силу с 22 июля 2014 г. и направлен на совершенствование правовых и организационных основ государственного регулирования торговли и общественного питания в Республике Беларусь.

 

Справочно

К производству подакцизных товаров относятся также розлив подакцизной алкогольной продукции и пива, осуществляемый как часть общего процесса производства этих подакцизных товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) других технических правовых актов, которые регламентируют процесс производства указанных подакцизных товаров и утверждены в установленном законодательством порядке, и любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением реализуемой по розничным ценам алкогольной продукции, произведенной путем смешения алкогольной продукции организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими общественное питание), в результате которого получается подакцизный товар (часть вторая п.4 ст.110 НК).

 

Исходя из данной нормы реализуемая по розничным ценам, произведенная путем смешения алкогольная продукция организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими общественное питание, не относится к производству подакцизных товаров.

 

Справочно

Определение термина «общественное питание» приведено в п.14 ст.1 Закона № 128-З.

Подтверждение вывоза подакцизных товаров

Изменения коснулись перечня документов, подтверждающих фактический вывоз подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь, для освобождения от уплаты акцизов оборотов по реализации (передаче) подакцизных товаров, вывезенных (без обязательства об обратном вывозе на территорию Республики Беларусь) в государства - члены Таможенного союза (п.3 ст.114 НК).

Теперь одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам представляется заявление о ввозе подакцизных товаров и уплате косвенных налогов либо перечень заявлений о ввозе подакцизных товаров и уплате косвенных налогов. Как и ранее, такое заявление составляется по форме, утвержденной в приложении 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года. На заявлении должна быть проставлена отметка налогового органа государства - члена Таможенного союза, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении от налогообложения или ином порядке исполнения налоговых обязательств).

Что касается представления перечня заявлений о ввозе подакцизных товаров и уплате косвенных налогов вместо непосредственно заявления, то эта норма является новшеством и связана с внесением изменений в названный Протокол. Протокол о внесении изменений в Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года подписан 8 октября 2014 г. и вступил в силу с 1 января 2015 г. Внесенными изменениями предусмотрен порядок представления в налоговый орган заявления о ввозе подакцизных товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Для реализации данной нормы должны быть выполнены два условия:

1) на порталах налоговых органов государств - членов Таможенного союза должны быть с этой даты реализованы сервисы, позволяющие плательщикам (импортерам), представлять заявление о ввозе подакцизных товаров и уплате косвенных налогов в виде электронного документа;

2) согласие продавца (экспортера) и покупателя (импортера) на применение порядка представления в налоговый орган заявления о ввозе подакцизных товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью и дальнейший обмен информацией (регистрационный номер и дата заявления) в электронном виде. Полученная от импортера информация (регистрационный номер и дата заявления) указывается экспортером в перечне заявлений о ввозе подакцизных товаров и уплате косвенных налогов, представляемом одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам.

 

Справочно

Форма перечня заявлений, или реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой, утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.11.2010 № 82 и является приложением к налоговой декларации (расчету) по акцизам.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 февраля 2015 г. вступило в силу постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42, которым утверждены новые формы перечня заявлений и реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой и являющиеся приложениями к новой форме декларации (расчету) по налогу на акцизы. Порядок применения новых налоговых деклараций определен в п.4 постановления № 42.

 

Для более детального изучения см. пособие «Об администрировании косвенных налогов в Евразийском экономическом союзе при электронном документообороте».

Ставки акцизов

Устанавливающее на текущий год ставки акцизов приложение 1 к НК изложено Законом № 224-З в новой редакции. Ставки акцизов на 2015 г. установлены в основном с разбивкой на 1-е и 2-е полугодие с динамикой роста, за исключением ставок акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 7 % и более, спирт этиловый ректификованный технический, пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 до 7 %, пивной коктейль, автомобильный бензин, дизельное и судовое топливо.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В период с 1 февраля по 31 декабря 2018 г. необходимо использовать ставки акцизов на подакцизные товары, установленные согласно приложению 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении». 

 

С 1 января 2015 г. по многим видам подакцизных товаров ставки акцизов увеличились. На прежнем уровне сохранились ставки акцизов по трем позициям:

• алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта 7 % и более (за исключением спиртов, вин плодовых крепленых марочных, улучшенного качества и специальной технологии, вин фруктово-ягодных натуральных, вин натуральных, в т.ч. игристых, шампанских, газированных и шипучих, сидра, пива и пивного коктейля, спиртосодержащих растворов) (повышаются с 1 апреля 2015 г.);

• пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 до 7 %;

• пивной коктейль.

Однако в сторону снижения изменились ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное и судовое топливо.

 

Обратите внимание!

С 1 января 2014 г. ставки акцизов на бензин автомобильный и дизельное топливо дифференцируются в соответствии с его экологическими классами. С 1 января 2015 г. такая дифференциация сохранена только для автомобильного бензина и дизельного топлива, не соответствующих классу 5, и класса 5.

 

При применении ставок акцизов в отношении автомобильного бензина и дизельного топлива, дифференцированных по экологическим классам, следует руководствоваться техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (Решение Комиссии таможенного союза от 18.10.2011 № 826).

Сохраняется трехуровневая система ставок акцизов на сигареты с фильтром. Ставки акцизов дифференцированы в зависимости от розничных цен на такие сигареты - чем выше розничная цена, тем выше ставка акцизов. Законом № 224-З увеличены как ставки акцизов, так и предельные розничные цены на сигареты для дифференциации их по группам.

При применении ставок акцизов в отношении ввозимых подакцизных товаров следует руководствоваться как наименованием товара, так и его кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин.

 

Справочно

Для более детального изучения см. справочную информацию «Сравнительная таблица ставок акцизов в 2014 и 2015 годах».

 

15.01.2015

 

Яна Глинская, экономист