Комментарий от 29.01.2015
Автор: Глинская Я.

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Налоговый учет и налоговый контроль


СОДЕРЖАНИЕ

 

Налоговое декларирование

Постановка на учет

Снятие с учета

Налоговый контроль

Наблюдение хронометражным методом

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». Налоговый учет и налоговый контроль

Законом Республики Беларусь от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее - Закон № 224-З) внесен ряд изменений и дополнений в порядок представления налоговых деклараций (расчетов), дополнительной информации, являющийся частью налогового учета, постановки на учет, снятия с учета для отдельных категорий плательщиков, а также в порядок налогового контроля, в т.ч. применения наблюдения хронометражным методом.

Внесенные Законом № 224-З указанные изменения и дополнения вступили в силу с 1 января 2015 г.

Налоговое декларирование

1. Законом № 224-З уточнено, что при реорганизации организации в форме выделения налоговая декларация (расчет) не может быть представлена правопреемником (правопреемниками) реорганизованной организации отдельно по деятельности такой организации (п.2 ст.63 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица (п.4 ст.54 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Соответственно, при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налоговая декларация (расчет) представляется каждым из них отдельно по своей деятельности.

2. Законом № 224-З внесено изменение, согласно которому среднесписочная численность работников для целей определения наличия либо отсутствия обязанности представления налоговых деклараций (расчетов) в виде электронного документа определяется в порядке, установленном Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, независимо от применяемой системы налогообложения.

Следует напомнить, что плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 50 человек, а также плательщики налога на добавленную стоимость представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа (часть вторая п.4 ст.63 НК).

3. Изменениям подвергся перечень информации, дополнительно запрашиваемой налоговым органом у плательщика (иного обязанного лица) (п.7 ст.63 НК).

Так, с 1 января 2015 г. налоговые органы не вправе требовать от организаций и индивидуальных предпринимателей налога при упрощенной системе, у которых общая площадь земельных участков не превышает 0,5 га, данных об общей площади земельных участков. Указанное изменение связано с тем, что для таких субъектов с 1 января 2015 г. исключена льгота по уплате земельного налога (подп.3.14.1 п.3 ст.286 НК исключен), а следовательно, в представляемой ими налоговой декларации (расчете) по земельному налогу будут указаны эти данные.

Вместе с тем с 1 января 2015 г. налоговые органы дополнительно наделяются правом истребования у плательщика (иного обязанного лица) следующих данных:

• сумма подоходного налога с физических лиц, исчисленная с доходов, фактически выплаченных в отчетном периоде;

• сумма подоходного налога с физических лиц, перечисленная в бюджет в отчетном периоде;

• сумма подоходного налога с физических лиц, удержанная из фактически выплаченных плательщикам доходов, но не перечисленная в бюджет по состоянию на конец отчетного периода.

4. Законом № 224-З изменена норма п.9 ст.63 НК, затрагивающая порядок представления уточненных налоговых деклараций (расчетов). Общие правила внесения изменений и (или) дополнений в налоговые декларации (расчеты) предусмотрены в п.8 ст.63 НК; особенности установлены, в частности:

• для налога на прибыль - ст.143 и п.7 ст.127 НК;

• налога на добавленную стоимость - частями второй и третьей п.11 ст.103 и п.27 ст.107 НК.

 

Справочно

Формы деклараций см. в подборке «Excel-формы для бухгалтера».

Постановка на учет

Изменения коснулись постановки на учет доверительных управляющих (п.1 ст.65 НК).

Так, не подлежит постановке на учет доверительный управляющий, заключивший договор доверительного управления:

• находящимися в собственности отдельных государственных должностных лиц долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций;

• денежными средствами;

• ценными бумагами;

• фондом банковского управления (часть вторая п.1 ст.65 НК).

При этом норма, предоставляющая право Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь определять особенности постановки на учет отдельных плательщиков, исключена.

Некоторые изменения внесены Законом № 224-З в правила постановки на учет постоянных представительств иностранных организаций. Исходя из подп.2.6 п.2 ст.66 НК постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности на территории Республики Беларусь подлежит иностранная организация, которая на основании договора (договоров) с органом государственного управления Республики Беларусь, юридическим, физическим лицом, в т.ч. индивидуальным предпринимателем, на территории Республики Беларусь выполняет работы (оказывает услуги) в течение периода, превышающего установленные сроки, т.е. признается постоянным представительством.

 

Справочно

Исходя из пп.3, 4 ст.139 НК указанные выше сроки составляют:

• 90 дней - для иностранных организаций, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги;

• 180 дней - для строительных площадок, монтажных или сборочных объектов.

 

Кроме того, Законом № 224-З предусмотрено, что состоящая на учете в налоговом органе иностранная организация, осуществляющая деятельность на основании такого договора (договоров), сообщает в налоговый орган по месту осуществления деятельности об осуществлении такой деятельности до ее начала.

Также иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе, сообщает в налоговый орган по месту нахождения представительства иностранной организации, получившей в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь или ином уполномоченном органе разрешение на открытие представительства, - о получении такого разрешения в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его получения (абзац 4 части первой п.6 ст.66 НК).

Снятие с учета

Законом № 224-З внесено дополнение в части снятия с учета филиала или иного обособленного подразделения юридического лица Республики Беларусь при возникновении обстоятельства, в связи с которым прекращается обязанность этого филиала или иного обособленного подразделения по исполнению налоговых обязательств юридического лица. Снятие с учета такого филиала или иного обособленного подразделения производится налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего сообщения юридического лица (п.14 ст.66 НК).

 

Обратите внимание!

Представление сообщения о возникновении обстоятельства, в связи с которым прекращается обязанность обособленного подразделения юридического лица Республики Беларусь по исполнению налоговых обязательств этого юридического лица, осуществляется в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика в срок не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения такого обстоятельства (подп.1.9.4 п.1 ст.22 НК).

 

При этом филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам данных обособленных подразделений, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено НК либо Президентом Республики Беларусь (п.3 ст.13 НК).

Налоговый контроль

Внесены изменения в перечень проверок, проводимых налоговыми органами в соответствии с НК (п.2 ст.69 НК). Законом № 224-З дополнительно уточнено, что порядок организации и проведения проверок, указанных в п.2 ст.69 НК, устанавливается НК (часть третья п.1 ст.69 НК). На такие проверки не распространяются требования Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

С 1 января 2015 г. не проводятся выездные проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

• не осуществляющих деятельность со дня государственной регистрации;

• не осуществляющих деятельность после проведенной налоговыми органами проверки, по результатам которой не установлено нарушений налогового и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы (п.3 ст.69 НК).

Выездные встречные проверки плательщиков (иных обязанных лиц), проводимые в рамках выездных проверок, также проводятся и организуются в соответствии с порядком, установленным НК.

Ограничения теперь распространяются на встречные проверки, проводимые в рамках всех выездных проверок (часть вторая п.3 ст.71 НК).

Ранее ограничения распространялись только на встречные проверки, проводимые в рамках проверок при ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для признания государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей недействительной, а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправлении налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления.

Наблюдение хронометражным методом

Законом № 224-З внесены изменения и дополнения в порядок применения такого метода проверки, как наблюдение хронометражным методом, установленный в ст.783 НК.

 

Справочно

Под наблюдением хронометражным методом понимается метод проверки, имеющий целью установление фактической выручки (дохода) плательщика за период, в течение которого проводится наблюдение (п.1 ст.783 НК).

 

1. Уточнена сфера применения данного метода проверки в общественном питании в соответствии с терминологией пп.14 и 15 ст.1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», который вступил в силу с 22 июля 2014 г. и направлен на совершенствование правовых и организационных основ государственного регулирования торговли и общественного питания в Республике Беларусь.

Наблюдение осуществляется в обслуживающих объектах в ходе проведения проверки плательщика, осуществляющего общественное питание, бытовое обслуживание населения, оказывающего медицинские услуги (часть первая п.2 ст.783 НК).

 

Справочно

Для целей применения наблюдения хронометражным методом под обслуживающими объектами понимаются объекты общественного питания, иные объекты, в которых оказываются бытовые услуги населению, медицинские услуги или осуществляется прием заказов на оказание этих услуг (часть вторая п.2 ст.783 НК).

 

2. Расширен перечень налогов, пересчитываемых по итогам результатов применения наблюдения хронометражным методом. К пересчитываемым налогам добавлены налог на добавленную стоимость и единый налог на вмененный налог (пп.5 и 6 ст.783 НК).

3. Законом № 224-З предусмотрено, что сравнение среднедневной выручки (дохода), указанной плательщиком в налоговых декларациях (расчетах), и расчетной среднедневной выручки (дохода) плательщика за период наблюдения производится в сопоставимых ценах с применением индекса потребительских цен, устанавливаемого Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь и действующего на дату начала проверки (часть пятая п.5 ст.783 НК). Ранее для этих целей применялся дефлятор валового внутреннего продукта.

 

Справочно

Расчетная среднедневная выручка (доход) - это рассчитанная среднедневная выручка (доход) плательщика за период наблюдения на основании данных хронометражно-наблюдательной карты.

 

Индексы потребительских цен см. здесь.

 

29.01.2015

 

Яна Глинская, экономист