Комментарий от 10.01.2014
Автор: Овсейко С.

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 31.12.2013 № 95-З «О республиканском бюджете на 2014 год». Сравнение структуры доходов и расходов республиканского бюджета на 2013 и 2014 годы


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 31.12.2013 № 95-З «О республиканском бюджете на 2014 год». Сравнение структуры доходов и расходов республиканского бюджета на 2013 и 2014 годы

Комментируемый Закон (далее - Закон № 95-З) подписан в последний день 2013 г. Оставив в стороне нашумевшие налоговые нововведения, попытаемся проанализировать доходы и расходы республиканского бюджета на новый год.

Вначале напомним, что республиканский бюджет нельзя рассматривать как некий «баланс» государства, как иногда происходит на обывательском уровне. Причин здесь несколько:

1) бюджет - это финансовый план на будущий отчетный период, который еще нужно выполнить, тогда, как баланс организации составляется по окончании отчетного периода, т.е. по факту;

2) в Беларуси распределяется около 40 % валового внутреннего продукта (далее - ВВП). Показатель достаточно высокий, но не критический. И около 60 % ВВП остается непосредственно у предприятий и домашних хозяйств;

3) в дальнейшем мы будем говорить только о республиканском бюджете (примерно 18 % ВВП). Что касается других составляющих консолидированного бюджета государства (местных бюджетов различных уровней - около 17 % ВВП и бюджета Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ - примерно 11 % ВВП), то они в республиканский бюджет не включаются.

Основу бюджета в 2013 г. составляли налоги (26 % ВВП) и неналоговые доходы (4 % ВВП). Они перераспределяются между республиканским и местными бюджетами различных уровней в соответствии с нормами, закрепленными в ст.30-37 Бюджетного кодекса РБ. Например, в бюджет г.Минска в полном объеме включаются: подоходный налог с физических лиц; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство; налог от осуществления лотерейной деятельности; земельный налог; налог на недвижимость; единый налог; налог на игорный бизнес. Что касается налога на добавленную стоимость, то он в 2014 г. включается в бюджет г.Минска по нормативу 31 % (остальные 69 % направляются в республиканский бюджет).

При сравнении показателей за 2013 и 2014 гг. можно делать корректировку на инфляцию. Если ее уровень принимать равным индексу потребительских цен (в экономической литературе этот показатель считается несколько завышенным), то последний опубликованный показатель за ноябрь 2013 г. составляет (по отношению к декабрю 2012 г.) 113,8 %.

Итак, по сложившейся традиции последних лет, бюджет на 2014 г. предусмотрен бездефицитным (расходы в сумме 128,6 трлн.руб. равны доходам). В прошлом году аналогичные показатели составляли 121,7 трлн.руб. Одновременно Закон № 95-З устанавливает, что местные бюджеты в текущем году также должны быть бездефицитными.

 

Сравнение структуры доходов и расходов республиканского бюджета на 2013 и 2014 годы
 
Показатели 2013 г. (трлн.руб.) 2014 г. (трлн.руб.)
Доходы
Налоговые доходы
102,7
108,0
Неналоговые доходы
19,0
15,2
Безвозмездные поступления
0,004
5,4
Расходы
Общегосударственные расходы
64,0
64,8
Национальная оборона
6,1
7,1
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
10,5
12,8
Национальная экономика
17,6
18,6
Охрана окружающей среды
0,68
0,66
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство
0,10
0,10
Здравоохранение
5,3
5,7
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации (далее - СМИ)
2,4
2,3
Образование
6,6
6,6
Социальная политика
8,3
9,8

 

В структуре расходов обращает внимание незначительное (в абсолютных показателях) снижение расходов по направлениям: охрана окружающей среды; физическая культура, спорт, культура и СМИ; образование. Незначительно увеличились в абсолютном выражении, но в относительных показателях (с учетом инфляции) несколько сократились общегосударственные расходы. В то же время заметен рост расходов на национальную оборону (на 16 %), судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности (на 22 %) и на здравоохранение (на 7,5 %). При этом минимальный норматив бюджетного обеспечения расходов на здравоохранение на одного жителя Беларуси в 2014 г. составит 3 073 109 руб.

Что касается доходов, то здесь наблюдается ощутимое снижение неналоговых доходов (на 20 %) с одновременным сопоставимым ростом (в абсолютных показателях) безвозмездных поступлений. Если состав последних в бюджете на 2014 г. не расшифровывается, то в части неналоговых доходов основными источниками остаются доходы от использования государственного имущества (далее - госимущество) (9,2 трлн.руб., в т.ч. проценты от использования бюджетных средств - 1,6 трлн.руб., дивиденды - 7,6 трлн.руб.), доходы от осуществления приносящей доходы деятельности (2,6 трлн.руб., в т.ч. от сдачи в аренду госимущества - 1,2 трлн.руб.), штрафы (0,7 трлн.руб.). Последний показатель планируемых доходов из года в год обращает на себя внимание специалистов, но, видимо, государство не только не верит в законопослушность своих граждан, но и оценивает ожидаемый уровень их законопослушности в наступающем году.

Если республиканский бюджет на 2014 г. сравнивать с бюджетом на 2013 г., то можно отметить сокращение доходов от использования госимущества на 1,48 трлн.руб. (в т.ч. процентов от использования бюджетных средств - на 0,21 трлн.руб., доходов от дивидендов - на 1,27 трлн.руб.), доходов от сдачи в аренду госимущества - на 0,22 трлн.руб. Зато штрафы возрастут на 0,32 трлн.руб. (или на 77,5 %).

Что касается налоговой составляющей, то с учетом поправки на инфляцию можно говорить о ее сокращении, при абсолютном росте на 5,3 трлн.руб. В структуре доходов прямые налоги составляют 8,1 трлн.руб., косвенные - 71,4 трлн.руб. (в т.ч. НДС - 45,8 трлн.руб., акцизы - 22,7 трлн.руб.), таможенные пошлины и сборы - 26,1 трлн.руб., прочие налоги, сборы (пошлины) - 2,4 трлн.руб. По сравнению с бюджетом на 2013 г. доходы за счет прямых налогов сократятся на 2,37 трлн.руб., таможенные поступления - на 3,70 трлн.руб. С другой стороны поступления от косвенных налогов увеличатся на 11,3 трлн.руб. (в т.ч. от поступления НДС - на 4,5 трлн.руб., акцизов - на 6,3 трлн.руб.), других налогов - на 1,0 трлн.руб.

 

10.01.2014

 

Сергей Овсейко, юрист