Комментарий от 13.01.2014
Автор: Володина О.

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 31.12.2013 № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения». Плательщики и общие условия применения единого налога на вмененный доход


СОДЕРЖАНИЕ

 

Плательщики единого налога

Какие услуги относятся к услугам, облагаемым единым налогом?

Расчет численности организации

Применение единого налога является обязанностью плательщика, а не его правом

Налоговый период для единого налога

Прекращение применения единого налога

Условия признания осуществления деятельности по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту

Объект обложения и налоговая база для единого налога

Обороты по реализации услуг по обслуживанию и ремонту не облагаются налогом на добавленную стоимость

При расчете налога на прибыль выручка и затраты по обслуживанию и ремонту не учитываются

Единый налог не освобождает организацию от уплаты других налогов

Плательщики единого налога по всем видам деятельности уплачивают налоги в централизованном порядке

Местные советы имеют право увеличивать (уменьшать) базовую доходность на одного работника

Ответственность за нарушения при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию и ремонту

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 31.12.2013 № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения». Плательщики и общие условия применения единого налога на вмененный доход

С 1 января 2014 г. введен новый вид налога - единый налог на вмененный доход (далее - единый налог). Порядок его исчисления и уплаты регулируется главой 411 «Единый налог на вмененный доход» Налогового кодекса РБ (далее - НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. НК на основании Закона РБ от 30.12.2018 № 159-З изложен в новой редакции. Следует руководствоваться главой 40 «Единый налог на вмененный доход» НК в новой редакции. Комментарии см. здесь.

 

Плательщики единого налога

Плательщиками единого налога признаются организации, указанные в подп.2.1 п.2 ст.13 НК, т.е. юридические лица Республики Беларусь (ст.3251 НК).

Начать применять единый налог обязаны те организации, которые осуществляют деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и их компонентов (далее - услуги по обслуживанию и ремонту, услуги СТО), с 1-го числа месяца, в котором организацией осуществляется деятельность по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту и за который списочная численность работников организации составляет не более 15 человек.

Какие услуги относятся к услугам, облагаемым единым налогом?

Под автомототранспортными средствами для исчисления единого налога понимаются:

• транспортные средства, приводимые в движение двигателем, предназначенные для движения по дорогам и для перевозки пассажиров, грузов и (или) установленного на них оборудования (автомобили, в т.ч. автомобили для буксирования транспортных средств, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков);

• квадрициклы, мотоколяски, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мотовелосипеды, скутеры, а также мотовездеходы, квадроциклы, трициклы, снегоходы, гоночные автомобили и мотоциклы, прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски.

При этом к автомототранспортным средствам не относятся колесные тракторы, самоходные машины, троллейбусы, трамваи.

Под компонентами автомототранспортного средства понимаются составные части конструкции (агрегаты, узлы и детали) автомототранспортного средства, предоставленные для обслуживания и (или) ремонта отдельно от автомототранспортного средства.

К услугам по техническому обслуживанию автомототранспортных средств и их компонентов для применения единого налога следует причислять относящиеся к автомототранспортным средствам и (или) их компонентам:

• регламентные работы (по видам технического обслуживания, в т.ч. талонам сервисной книжки);

• смазочно-заправочные работы (за исключением топливозаправочных);

• контрольно-диагностические работы (в т.ч. проводимые на предмет соответствия автомототранспортных средств обязательным требованиям безопасности в целях допуска к участию в дорожном движении);

• регулировочные работы;

• уборочно-моечные работы (за исключением уборочно-моечных работ, осуществляемых плательщиками, не оказывающими иные услуги, относимые в соответствии со ст.3251 НК к услугам СТО);

• прочие работы (услуги) по техническому обслуживанию автомототранспортных средств и их компонентов.

Под услугами по ремонту автомототранспортных средств и их компонентов следует понимать относящиеся к автомототранспортным средствам и (или) их компонентам:

• услуги по диагностике неисправностей;

• контрольно-смотровые работы;

• услуги по замене и (или) восстановлению агрегатов, узлов и деталей (в т.ч. двигателей, коробок передач, подвесок, рулевых управлений, тормозных систем, ведущих мостов и приводов ведущих колес, топливной аппаратуры, электрооборудования, стекол, кузовов (кабин, рам, салонов) и (или) их элементов);

• шиномонтаж (включая балансировку колес, ремонт местных повреждений дисков, шин и камер);

• подготовку к окраске и (или) окраску;

• установку дополнительного оборудования;

• иные работы (услуги) по ремонту автомототранспортных средств и их компонентов (в т.ч. по их предпродажной подготовке).

Под обслуживающим объектом организации понимаются капитальное строение (здание, сооружение), его часть (в т.ч. изолированное помещение, его часть, хозяйственная постройка), открытая площадка, оборудование и иные объекты, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или пользовании организации, предназначенные и (или) используемые для оказания услуг по обслуживанию и ремонту.

Расчет численности организации

Списочная численность работников организации за месяц определяется как исчисленная в порядке, установленном Национальным статистическим комитетом РБ.

Указанный порядок установлен Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92 (далее - Указания № 92).

В списочной численности работников в среднем за месяц не учитываются работники, находящиеся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

При определении списочной численности работников в среднем за месяц, в котором осуществлена государственная регистрация организации, сумма численности работников списочного состава (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет) за все дни работы организации в этом месяце, включая государственные праздники, праздничные (нерабочие) и выходные дни, делится на общее число дней работы организации в таком месяце. При этом под днями работы организации понимаются календарные дни месяца без учета дней, предшествующих дню, в котором осуществлена государственная регистрация организации.

Списочная численность работников организации в среднем за год определяется путем суммирования списочной численности работников организации за все месяцы этого года и деления полученной суммы на 12 (на число месяцев такого года). При этом в расчете не участвуют месяцы (месяц), предшествующие месяцу, в котором осуществлена государственная регистрация организации.

 

Обратите внимание!

Расчет списочной численности производится в целом по организации, включая филиалы, представительства и иные ее обособленные подразделения, исходя из количества всех работников (лиц), принимаемых для расчета списочной численности в соответствии с абзацами 7-9 п.5 ст.3251 НК, в т.ч. не участвующих в оказании услуг по обслуживанию и ремонту.

 

Пример 1

Организация «А» в 2013 г. осуществляла деятельность по оказанию услуг СТО автомототранспортных средств. Списочная численность работников организации на конец 2013 г. составляла 14 человек. 3 января 2014 г. в организацию приняты на работу еще четыре человека. Таким образом, за январь 2014 г. списочная численность составила более 15 человек.

Должна ли организация в рассматриваемой ситуации начать применять единый налог?

Нет, не должна.

Поскольку единый налог введен с 1 января 2014 г., численность рассчитывается за январь, в котором осуществлялась деятельность по обслуживанию и ремонту автомобилей. Соответственно численность работников организации за январь превышает 15 человек и организация не будет признаваться плательщиком единого налога.
Если бы организация продолжала в январе работать с прежней численностью (14 человек), то за этот месяц она бы уже признавалась плательщиком единого налога.

 

Пример 2

Организация «С» оказывает услуги как станция технического обслуживания (СТО) на обслуживающем объекте и занимается розничной торговлей товарами несобственного производства через магазин. На обслуживающем объекте СТО занято 12 человек, в магазине - 10.

Необходимо ли организации уплачивать единый налог?

Нет, организация не должна в рассматриваемой ситуации применять единый налог, поскольку списочная численность рассчитывается по всей организации, а не по определенному виду деятельности, и составляет 22 человека, что больше 15.

 

Пример 3

Организация «Д» оказывает услуги СТО на обслуживающем объекте. В организации 14 человек, которые работают по заключенному трудовому контракту и выполняют постоянную работу. Также в организации работают два работника, принятые на работу по совместительству из других организаций, и два работника - по договору подряда.

Является ли организация плательщиком единого налога?

Да, является, поскольку списочная численность организации составляет 14 человек и она оказывает услуги СТО. Два работника, принятые на работу по совместительству из других организаций, и два работника, работающие по договору подряда, не включаются в списочную численность согласно подп.6.1 и 6.2 п.6 Указаний № 92.

Применение единого налога является обязанностью плательщика, а не его правом

Применение единого налога обязательно, и плательщику не дается право выбора применять общий порядок налогообложения, упрощенную систему налогообложения или единый налог.

При выполнении двух условий: это осуществление деятельности по оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и списочная численность не более 15 человек, организация обязана перейти на уплату единого налога.

Налоговый период для единого налога

Налоговым периодом единого налога признается календарный месяц (п.2 ст.3253 НК).

Плательщики представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по единому налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата единого налога производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (пп.4, 5 ст.3253 НК).

Прекращение применения единого налога

Применение единого налога организации могут прекратить только в двух случаях.

Первый случай: с 1-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором прекращена деятельность организации по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту на период не менее 12 последовательных календарных месяцев, следующих непосредственно за налоговым периодом, в котором прекращена деятельность организации по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту.

Применение единого налога прекращается при условии, если факт прекращения деятельности организации по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту отражен в налоговой декларации (расчете) по единому налогу за налоговый период, в котором прекращена эта деятельность. Такое отражение не может быть произведено (изменено) позже установленного срока представления налоговой декларации (расчета) по единому налогу за указанный налоговый период.

В случае если в налоговой декларации (расчете) по единому налогу за налоговый период, в котором прекращена деятельность организации по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту, организацией не отражен факт прекращения такой деятельности, любой следующий за ним налоговый период, в котором организацией не осуществлялась деятельность по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту и в налоговой декларации (расчете) за который отражен указанный факт, является налоговым периодом, в котором прекращена деятельность организации по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту.

Второй случай: с 1 января года, непосредственно следующего за годом, за который списочная численность работников организации в среднем составляет более 15 человек (п.3 ст.3251 НК).

Исчисление и уплата единого налога производятся за все налоговые периоды начиная с месяца, с которого в соответствии с п.2 ст.3251 НК организация обязана начать применение единого налога, до месяца (включительно), предшествовавшего месяцу, с которого в соответствии с п.3 ст.3251 НК прекращается применение единого налога, независимо от списочной численности работников организации и осуществления деятельности по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту (п.4 ст.3251 НК).

 

Пример 4

Организация с 1 января 2014 г. оказывает услуги СТО и применяет особый режим налогообложения - единый налог. В мае 2014 г. организация принимает решение о прекращении деятельности по оказанию услуг по ремонту транспортных средств на 12 месяцев и начинает осуществлять розничную торговлю. При подаче декларации за май организация отразила факт прекращения деятельности СТО.

Следовательно, организация с 1 июня 2014 г. по 1 июня 2015 г. не должна осуществлять деятельности по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и соответственно за этот период она не уплачивает единый налог.

Однако организация возобновила деятельность по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств с октября 2014 г. Численность организации - 12 человек.

Нормы абзаца 3 п.2 ст.3251 НК обязывают плательщика, ранее прекратившего применение единого налога в связи с прекращением деятельности СТО на 12 месяцев, но возобновившего этот вид деятельности до истечения 12 месяцев, уплатить единый налог за весь период, за который деятельность не велась.

Таким образом, организация должна уплатить единый налог за июнь-сентябрь 2014 г., несмотря на то, что деятельность по техническому обслуживанию автомобилей в этот период не осуществлялась.

Соответственно в октябре 2014 г. организация также будет плательщиком единого налога, поскольку осуществляет деятельность по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и списочная численность оставляет 12 человек.

 

Пример 5

Организация с 1 января 2014 г. оказывает услуги СТО и применяет особый режим налогообложения - единый налог. В августе 2014 г. организация принимает решение о прекращении деятельности по оказанию услуг по ремонту транспортных средств на 12 месяцев и начинает осуществлять другой вид деятельности. При подаче декларации за август по единому налогу организация ошибочно не отразила факт прекращения деятельности СТО.

В данном случае за сентябрь организация должна уплатить единый налог, несмотря на то, что деятельность СТО уже прекращена, поскольку она не отразила в декларации за август факт прекращения деятельности СТО.

Если организация в декларации за сентябрь отразит этот факт, то она с октября уже не будет плательщиком налога на вмененный доход.

 

Пример 6

Организация «А» оказывает услуги СТО. За январь 2014 г. ее списочная численность составила 12 человек. Соответственно с этого месяца организация начинает уплачивать единый налог. В марте 2014 г. списочная численность составила 17 человек, а в апреле - 25. Организация продолжает оказывать услуги СТО.

В данной ситуации независимо от того, что списочная численность организации превышает 15 человек, она все равно будет уплачивать единый налог до конца 2014 г. И только с 1 января 2015 г. при численности более 15 человек организация вправе будет прекратить уплату единого налога и перейти на общий порядок налогообложения или на упрощенную систему налогообложения.

Условия признания осуществления деятельности по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту

В целях исчисления единого налога деятельность по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту признается осуществляемой организацией при наличии любого из следующих обстоятельств:

• услуга по обслуживанию и ремонту оказывается организацией. При этом услуга признается оказываемой, если принят заказ (заявка) на оказание услуги по обслуживанию и ремонту и (или) автомототранспортное средство (его компонент) предоставлено для оказания такой услуги либо находится (в т.ч. на временном хранении) на территории (включая открытые площадки) организации, оказывающей услуги, без документов, подтверждающих иную цель, чем оказание услуг по обслуживанию или ремонту, до свершения следующих фактов:

- оказание услуг по обслуживанию и ремонту завершено;

- документы, подтверждающие, что услуги по обслуживанию и ремонту оказаны, подписаны заказчиком и исполнителем услуги;

- автомототранспортное средство (его компонент) передано заказчику услуги, а также вывезено (выехало) с территории (включая открытые площадки) организации, оказывающей услуги, в случае нахождения на этой территории (включая открытые площадки);

• обслуживающий объект организации функционирует, в частности, на обслуживающем объекте находятся работник (работники) или представитель организации, на которых (которым) возложена обязанность (предоставлено право) осуществления записи на очередь, и (или) приема заказа (заявки) на оказание услуг по обслуживанию и ремонту, и (или) оформления документов, связанных с оказанием этих услуг, и (или) оказания услуг по обслуживанию и ремонту (части услуг);

• осуществляются (в т.ч. вне обслуживающего объекта) по телефону (глобальной компьютерной сети Интернет) либо в присутствии заказчика (его представителя) прием заказов (заявок), и (или) запись на очередь, и (или) заключение договоров на оказание услуг по обслуживанию и ремонту на обслуживающем объекте организации либо вне его.

Объект обложения и налоговая база для единого налога

Объектом налогообложения единым налогом признается доход от оказания услуг по обслуживанию и ремонту (п.1 ст.3252 НК).

Налоговая база единого налога определяется как денежное выражение дохода от оказания услуг по обслуживанию и ремонту. Доходом от оказания услуг по обслуживанию и ремонту в целях исчисления единого налога признается сумма вмененного дохода за налоговый период и выручки от реализации услуг по обслуживанию и ремонту за налоговый период в размере, превышающем вмененный доход за налоговый период (п.2 ст.3252 НК).

Вмененный доход за налоговый период исчисляется как произведение базовой доходности на одного работника в месяц и средней численности работников организации за отчетный месяц.

При этом базовая доходность на одного работника в месяц определяется путем деления максимальной базовой ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, установленной согласно приложению 25 к НК для г.Минска и Минского р-на при осуществлении вида деятельности, указанного в подп.1.3 п.1 ст.296 НК, на коэффициент 0,1 (п.1 ст.3252НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

На 2018 год базовые ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц установлены согласно приложению 8 к Указу Президента РБ от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении».

С 1 января 2019 г. ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц установлены в приложении 24 к НК в новой редакции.

 

Таким образом, базовая доходность на одного работника составляет 26 000 000 руб. (2 600 000 / 0,1).

Средняя численность работников организации за отчетный месяц определяется путем суммирования списочной численности работников организации за этот месяц и исчисленных за этот месяц в порядке, установленном Национальным статистическим комитетом РБ, средней численности работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей и средней численности лиц, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам (в т.ч. заключенным с юридическими лицами в случае, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников). При этом под отчетным месяцем понимается налоговый период, за который производятся исчисление и уплата единого налога.

Расчет средней численности работников производится в целом по организации, включая филиалы, представительства и иные ее обособленные подразделения, исходя из количества всех работников (лиц), принимаемых для расчета средней численности работников в соответствии с абзацами 7-9 п.5 ст.3251 НК, в т.ч. не участвующих в оказании услуг по обслуживанию и ремонту (абзац 10 п.5 ст.3251 НК).

 

Обратите внимание!

Для перехода на единый налог используется показатель списочной численности работников организации за месяц, а для расчета налога - показатель средней численности работников организации за отчетный месяц. Эти показатели рассчитываются по-разному.

Списочная численность рассчитывается в порядке, установленном Указаниями № 92.

Расчет средней численности производится в порядке, установленном п.5 ст.3251 НК.

 

Пример 7

Организация «А» оказывает услуги СТО и занимается розничной торговлей. Средняя численность организации за февраль 2014 г. составляет 12 человек. При этом пять человек заняты на обслуживающем объекте СТО, а семь - в магазине розничной торговли. Выручка от реализации услуг по обслуживанию и ремонту за февраль составила 80 000 000 руб.

Как в данной ситуации будет рассчитываться единый налог?

В рассматриваемой ситуации вмененный доход будет рассчитываться следующим образом: 26 000 000 (базовая доходность) х 12 человек = 312 000 000 руб.

Выручка от реализации услуг по обслуживанию и ремонту за февраль не превышает сумму вмененного дохода.

Соответственно налоговая база для расчета единого налога составит 12 000 000 руб.

Ставка налога установлена в размере 5 %. Соответственно сумма налога будет равна 15 600 000 (312 000 000 x 5 / 100) руб.

Обращаем внимание, что, несмотря на то, что услугами СТО фактически заняты только пять человек, вмененный доход рассчитывается исходя из средней численности всей организации независимо от видов деятельности.

 

Пример 8

Организация «Д» оказывает услуги СТО. Средняя численность организации за январь 2014 г. составляет пять человек. Выручка от реализации услуг по обслуживанию и ремонту за январь составила 145 000 000 руб.

Как в данной ситуации будет рассчитываться единый налог?

Рассчитаем вмененный доход: 26 000 000 x 5 человек = 130 000 000 руб.

Выручка от реализации услуг по обслуживанию и ремонту за январь составляет 145 000 000 руб., что больше чем рассчитанный вмененный доход. Соответственно базой для исчисления единого налога является 130 000 000 + (145 000 000 - 130 000 000) = 145 000 000 руб.

Единый налог составляет 145 000 000 x 5 / 100 = 7 250 000 руб.

 

В выручку от реализации услуг по обслуживанию и ремонту включается стоимость имущества (в т.ч. материалов, технических жидкостей, комплектующих, запасных частей), использованного при оказании этих услуг, за исключением принадлежащего заказчику и принятого от него для оказания таких услуг.

То есть если стоимость материалов, использованных для оказания услуги, оплачивается заказчиком дополнительно к стоимости услуги, то в этом случае стоимость этих материалов включаются в выручку от реализации услуг по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Если организация, оказывающая услуги СТО, реализовала материалы заказчику, а потом приняла от него эти материалы и оказала услуги по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, то эти услуги будут облагаться единым налогом, а продажа материалов - налогом на прибыль и НДС.

Если заказчик предоставил свои материалами и эти материалы участвовали в оказании услуг СТО, то эти материалы в выручку от реализации услуг по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств не включаются.

Выручка от реализации услуг по обслуживанию и ремонту (в т.ч. при безвозмездном оказании услуг с включением использованного при их оказании имущества) определяется в порядке, установленном для целей исчисления налога на прибыль, и отражается на дату, установленную для целей исчисления налога на прибыль (абзацы 3, 4 п.2 ст.3252 НК).

Обороты по реализации услуг по обслуживанию и ремонту не облагаются налогом на добавленную стоимость

Обороты по реализации услуг по обслуживанию и ремонту, оказанных плательщиком единого налога, не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

 

Обратите внимание!

Суммы налога на добавленную стоимость, излишне предъявленные в первичных учетных документах при реализации услуг по обслуживанию и ремонту исполнителями - плательщиками единого налога заказчикам - плательщикам налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь, исчисленные и уплаченные в бюджет этими исполнителями (за исключением исправления излишне предъявленных сумм налога на добавленную стоимость на основании актов сверки расчетов, подписанных исполнителем и заказчиком), в выручку от реализации услуг по обслуживанию и ремонту не включаются.

При расчете налога на прибыль выручка и затраты по обслуживанию и ремонту не учитываются

При определении валовой прибыли для целей исчисления налога на прибыль не учитываются:

• выручка от реализации услуг по обслуживанию и ремонту за период применения единого налога;

• затраты по производству и реализации этих услуг (в т.ч. относящиеся к имуществу, использованному при оказании таких услуг, а также косвенные затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, распределенные на операции по оказанию таких услуг в порядке, установленном подп.2.2 п.2 ст.141 НК);

• суммы единого налога (п.8 ст.3251 НК).

 

Справочно

Согласно подп.2.2 п.2 ст.141 НК плательщики ведут учет выручки и затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) по операциям, прибыль от которых освобождается от налога на прибыль (в т.ч. с использованием высвобождаемых сумм налога на прибыль по целевому назначению) или подлежит обложению налогом на прибыль по пониженным налоговым ставкам, а также по операциям, по которым в соответствии с главой 14 НК предусмотрен отличный от общеустановленного порядок учета прибыли (убытков). При этом:

• прямые затраты, которые на основании первичных учетных документов непосредственно связаны с той или иной операцией, относятся к соответствующей операции прямым счетом без распределения;

• косвенные затраты (в т.ч. общепроизводственные, общехозяйственные расходы), которые на основании первичных учетных документов непосредственно не могут быть отнесены к той или иной операции, распределяются между операциями пропорционально сумме выручки, полученной по соответствующим операциям, или пропорционально иному критерию распределения, определенному согласно учетной политике организации, принятой для расчета себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. нормы по налогу на прибыль содержатся в главе 16 НК в новой редакции. Комментарии см. здесь.

 

Таким образом, единый налог уплачивается только по доходу от оказания услуг по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Этот доход не облагается ни НДС, ни налогом на прибыль.

Единый налог не освобождает организацию от уплаты других налогов

Единый налог не заменяет уплату налога на недвижимость, налога на землю или арендную плату за землю, экологического налога, налога за добычу природных ресурсов.

Кроме того, если организация осуществляет еще и другую деятельность, то эта другая деятельность облагается в общеустановленном порядке, т.е. по этой деятельности в установленном НК порядке исчисляются НДС, налог на прибыль и др.

Сальдо внереализационных доходов-расходов облагаются также в общеустановленном порядке, т.е. налогом на прибыль.

Соответственно плательщики единого налога:

• обязаны обеспечить раздельный учет выручки от реализации услуг по обслуживанию и ремонту и затрат по производству и реализации этих услуг;

• обязаны распределять все косвенные затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на операции по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту в порядке, установленном подп.2.2 п.2 ст.141 НК;

• не вправе применять особые режимы налогообложения, предусмотренные главами 34 и 36 НК, в период применения единого налога и до конца календарного года, в котором его применение прекращено (п.9 ст.3251 НК).

Таким образом, организации, уплачивающие единый налог по деятельности СТО, по другой деятельности не смогут применить упрощенную систему налогообложения или единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

 

Пример 9

Организация осуществляет деятельность СТО и розничную торговлю строительными материалами. Средняя численность за март составила 10 человек.

Выручка от оказания услуг СТО за март - 76 000 000 руб. Прямые затраты по оказанию услуг СТО в марте -45 000 000 руб.

Выручка от реализации стройматериалов за март - 65 000 000 руб. Прямые затраты по розничной торговле в марте - 48 000 000 руб.

Косвенные затраты по организации - 12 000 000 руб. Налоговые вычеты по НДС по розничной торговле - 5 000 000 руб. Организация ведет раздельный учет налоговых вычетов и распределяет налоговые вычеты по косвенным затратам методом удельного веса.

Сальдо внереализационных доходов и расходов в марте - 10 000 000 руб.

Какие налоги в данной ситуации уплатит организация?

Рассчитаем вмененный доход: 26 000 000 x 10 человек = 260 000 000 руб.

Выручка от реализации услуг СТО за март составила сумму меньше чем вмененный доход, поэтому базой для расчета единого налога будет вмененный доход 260 000 000. Единый налог будет равен 260 000 000 x 5 / 100 = 13 000 000 руб.

По розничной торговле будут исчислены следующие налоги:

• налог на добавленную стоимость, исчисленный по реализации, - 65 000 000 x 20 / 120 = 10 833 333,333 4 руб.;

• налог на добавленную стоимость к уплате - 5 833 333,334 (10 833 333,334 - 5 000 000) руб.;

• косвенные затраты, приходящиеся на розничную торговлю, - 5 532 000 (12 000 000 / (65 000 000 + 76 000 000) х 65 000 000) руб.

Налоговая база для налога на прибыль равна 10 634 666,7 (65 000 000 - 10 833 333, 333 4 - 48 000 000 - 5 532 000 + 10 000 000) руб.;

• налог на прибыль составит 1 914 240 (10 634 666,7 x 18 / 100) руб.

Также при наличии объектов налогообложения организация должна уплатить налог на недвижимость, налог на землю или арендную плату за землю, экологический налог, налог за добычу природных ресурсов.

 

Пример 10

Организация осуществляет один вид деятельности - услуги СТО. Средняя численность за март составила 11 человек. Сальдо внереализационных доходов и расходов составило в марте 8 000 000 руб.

Какие налоги в данной ситуации уплатит организация?

В данной ситуации организация будет являться плательщиком:

• единого налога по услугам СТО;

• налога на прибыль по положительному сальдо внереализационных доходов-расходов.

Плательщики единого налога по всем видам деятельности уплачивают налоги в централизованном порядке

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения организаций - плательщиков единого налога не вправе исчислять суммы налогов, сборов (пошлин) и исполнять налоговые обязательства этих организаций (п.10 ст.3251 НК).

Таким образом, организации - плательщики единого налога по всем видам деятельности будут уплачивать налоги в централизованном порядке.

 

Пример 11

Организация осуществляет деятельность СТО в г.Минске. У нее есть филиал в г.Молодечно, который ведет розничную торговлю промышленными товарами. Списочная численность организации составляет девять человек. Соответственно организация является плательщиком единого налога.

Следовательно, головная организация представляет декларацию и уплачивает единый налог, а также представляет декларации и уплачивает НДС и налог на прибыль по оборотам филиала по розничной торговле.

Местные советы имеют право увеличивать (уменьшать) базовую доходность на одного работника

Для целей исчисления единого налога областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза базовую доходность на одного работника в месяц применительно ко всей территории соответствующей административно-территориальной единицы и (или) в зависимости от места осуществления плательщиком деятельности по оказанию услуг по обслуживанию и ремонту (населенный пункт, вне населенного пункта, место осуществления деятельности в пределах населенного пункта (центр, окраина)) (абзац 1 п.3 ст.3252 НК).

Исчисление и уплата единого налога исходя из базовой доходности на одного работника в месяц, увеличенной (уменьшенной) в соответствии с решениями областных (Минского городского) Советов депутатов, производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующее решение вступило в силу. В случае принятия решения местного Совета депутатов об отмене ранее установленного увеличения (уменьшения) базовой доходности или об увеличении (уменьшении) базовой доходности в ином размере исчисление и уплата единого налога исходя из ранее установленного увеличения (уменьшения) базовой доходности прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором указанное решение вступило в силу (абзац 2 п.3 ст.3252 НК).

Таким образом, в январе по всей республике базовая доходность будет равна 26 000 000 руб., поскольку в декабре соответствующие решения областными (Минским городским) Советами депутатов не принимались.

При принятии таких решений в январе с 1 февраля единый налог будет рассчитываться исходя из базовой доходности, увеличенной или уменьшенной в соответствии с решением областных (Минского городского) Советов депутатов.

При наличии у плательщика функционирующего обслуживающего объекта исчисление единого налога производится исходя из базовой доходности на одного работника в месяц, определенной с учетом ее увеличения (уменьшения), установленного решением местного Совета депутатов на территории, на которой находится указанный объект.

При отсутствии у плательщика на протяжении всего налогового периода функционирующего обслуживающего объекта (в частности, если оказание услуг по обслуживанию и ремонту осуществляется с выездом к заказчику (на место нахождения автомототранспортного средства) или деятельность по оказанию этих услуг не осуществляется в одном или нескольких налоговых периодах) исчисление единого налога за этот налоговый период производится исходя из базовой доходности на одного работника в месяц, определенной с учетом ее увеличения (уменьшения), установленного решением местного Совета депутатов на территории административно-территориальной единицы по месту постановки плательщика на учет в налоговом органе. При этом в случае, если размер базовой доходности на одного работника в месяц с учетом ее увеличения (уменьшения), установленного решением местного Совета депутатов, различен на территории такой административно-территориальной единицы, исчисление единого налога производится исходя из наибольшего размера базовой доходности.

При наличии у плательщика нескольких обслуживающих объектов, функционирующих на протяжении всего либо части налогового периода, исчисление единого налога производится исходя из наибольшего размера базовой доходности на одного работника в месяц из размеров такой доходности, действующих на территориях, на которых находятся указанные объекты, с учетом ее увеличения (уменьшения), установленного решениями местных Советов депутатов (абзацы 3-5 п.3 ст.3252 НК).

 

Пример 12

Организация «А» оказывает услуги СТО и соответственно должна уплачивать единый налог. Средняя численность за месяц по всей организации составляет восемь человек. У организации два обслуживающих объекта, один находится в г.Минске, а другой в г.Смолевичи. Базовая доходность в г.Минске, например, увеличена в два раза в соответствии с решением Минского городского Совета депутатов и составляет 52 000 000 руб. А в г.Смолевичи уменьшена в 1,5 раза и составляет 17 333 333 руб.

Исходя из какой базовой доходности платится единый налог?

Как он рассчитывается?

В данной ситуации берется наибольшая базовая доходность 52 000 000 руб. и умножается на 8 человек = 416 000 000 руб.

Налог соответственно равен 416 000 000 x 5 / 100 = 20 800 000 руб.

Ответственность за нарушения при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию и ремонту

Необходимо иметь в виду, что при выявлении налоговым либо иным контролирующим (надзорным) органом факта осуществления организацией, обязанной начать применение единого налога в соответствии с п.2 ст.3251 НК, деятельности по оказанию по обслуживанию и ремонту без представления налоговой декларации (расчета) по единому налогу, налоговая база, исчисленная в порядке, установленном пп.2 и 3 ст.3252 НК, умножается на коэффициент 10 за месяцы, за которые такая налоговая декларация (расчет) не была представлена, а также за все последующие месяцы календарного года, в котором выявлен такой факт.

При выявлении налоговым либо иным контролирующим (надзорным) органом факта оказания организацией - плательщиком единого налога услуг по обслуживанию и ремонту с привлечением к их оказанию лиц (лица), не состоящих с организацией в трудовых (гражданско-правовых) отношениях, либо при выявлении указанным органом лиц (лица), не состоящих в таких отношениях, осуществляющих запись на очередь и (или) прием заказов (заявок) на оказание организацией - плательщиком единого налога услуг по обслуживанию и ремонту и (или) оформляющих документы, связанные с оказанием организацией - плательщиком единого налога этих услуг, налоговая база, исчисленная в порядке, установленном пп.2 и 3 ст.3252 НК, увеличивается на сумму, полученную как произведение базовой доходности на одного работника в месяц, определенной в соответствии с пп.2 и 3 ст.3252, количества указанных лиц и коэффициента 10.

Указанная корректировка производится с начала периода применения единого налога в календарном году, в котором выявлены указанные лица, по месяц (включительно), в котором выявлены указанные лица, если до истечения этого месяца со всеми такими лицами организацией заключен соответствующий трудовой или гражданско-правовой договор. В ином случае такая корректировка производится по последний месяц (включительно) календарного года, в котором выявлены указанные лица (п.5 ст.3252 НК).

 

13.01.2014

 

Ольга Володина, экономист