Комментарий от 15.01.2014
Автор: Глинская Я.

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 31.12.2013 № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения». Налоговый контроль - новшества в 2014 году


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 31.12.2013 № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения». Налоговый контроль - новшества в 2014 году

Изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РБ (далее - НК) Законом РБ от 31.12.2013 № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее - Закон № 96-З), предусмотрены новые формы налогового контроля, заключающиеся в особенностях налогового контроля за крупными плательщиками и наблюдении хронометражным методом.

Контроль за крупными плательщиками

Под крупными плательщиками понимаются плательщики, включенные в перечень крупных плательщиков, утвержденный Министерством по налогам и сборам РБ (далее - МНС). Такой перечень утверждается до 1 октября года, предшествующего году его введения в действие.

По общему правилу перечень крупных плательщиков вводится в действие с 1 января года, следующего за годом его утверждения, и не подлежит изменению в течение двух календарных лет.

Данное правило не распространяется на организации, находящиеся в процессе ликвидации. Так, если на 1 октября года, предшествующего году введения в действие перечня крупных плательщиков, организация, соответствующая критериям, установленным п.3 ст.641 НК, находится в процессе ликвидации, такая организация не подлежит включению в перечень крупных плательщиков.

При этом в случае реорганизации организации, включенной в перечень крупных плательщиков, за ней и ее правопреемником (правопреемниками) сохраняются обязанности, установленные для крупных плательщиков в п.6 ст.641 НК, до введения в действие следующего перечня крупных плательщиков.

В перечень крупных плательщиков включаются белорусские организации.

 

Справочно

Белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь (п.1 ст.14 НК).

 

Критерием для включения в перечень крупных плательщиков является совокупность следующих показателей:

1) выручка (доход) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за год составляет 1 000 млрд.руб. и более;

2) суммарный объем налогов, сборов (пошлин), исчисленных за год, превышает 75 млрд.руб. либо разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за год превышает 75 млрд.руб.

 

Обратите внимание!

Для включения в перечень крупных плательщиков принимаются показатели, исчисленные в целом за год, предшествующий году, в котором подлежит утверждению перечень крупных плательщиков.

 

Законом № 96-З введена обязанность налоговых органов по месту постановки на учет информировать организации об их включении в перечень крупных плательщиков. Уведомление о включении организации в перечень крупных плательщиков направляется до 1 января года введения данного перечня в действие. Уведомление направляется на бумажном носителе или в виде электронного документа, форма и формат которого, а также порядок его передачи в электронном виде утверждаются МНС.

В случае ликвидации организации, в т.ч. вследствие признания ее экономически несостоятельной (банкротом), такая организация подлежит исключению из перечня крупных плательщиков.

Особенность осуществления контроля за крупными плательщиками заключается в изучении и анализе основных показателей их финансово-хозяйственной деятельности и иной информации о таких организациях, имеющейся в распоряжении налоговых органов.

Для этих целей на такие организации возложена обязанность представления в налоговые органы по месту постановки на учет дополнительной отчетности:

• годовой индивидуальной бухгалтерской и (или) финансовой отчетности - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим календарным годом;

• промежуточной индивидуальной бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (за исключением месячной отчетности) - не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом;

• книги покупок - ежеквартально не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Форматы представления данной отчетности устанавливаются МНС.

Таким образом, в целях реализации вышеназванных норм МНС обязано до 1 октября 2014 г. утвердить перечень крупных плательщиков, вводимый в действие с 1 января 2015 г., а инспекции МНС по месту постановки на учет таких плательщиков до 1 января 2015 г. - направить соответствующим плательщикам уведомления об их включении в данный перечень. Обязанность по представлению плательщиками, включенными в этот перечень, дополнительной отчетности, с учетом даты его введения в действие, наступит с 1 января 2015 г.

Наблюдение хронометражным методом

Законом № 96-З введен новый метод проведения проверки - наблюдение хронометражным методом. Право применения такого метода предоставлено налоговым органам. Условия и порядок его применения установлены в ст.783 НК.

 

Справочно

Под наблюдением хронометражным методом понимается метод проверки, имеющий целью установление фактической выручки (дохода) плательщика за период, в течение которого проводится наблюдение (п.1 ст.783 НК).

 

Хронометражный метод используется при проведении налоговыми органами проверок, порядок которых установлен в Положении о порядке организации и проведения проверок, утвержденном Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (п.1 ст.69 НК).

Однако наблюдение хронометражным методом не может осуществляться:

• при проведении внеплановой тематической оперативной проверки;

• в отношении плательщиков, со дня государственной регистрации которых не прошло 2 лет (за исключением организаций, созданных в порядке реорганизации).

Ограничен также перечень объектов проверки, в которых может применяться данный метод. Так, на основании части первой п.2 ст.783 НК наблюдение хронометражным методом может осуществляться только непосредственно в обслуживающих объектах в ходе проведения проверок плательщиков, осуществляющих следующие виды деятельности:

• общественное питание;

• бытовое обслуживание населения;

• медицинские услуги.

 

Справочно

При этом под обслуживающими объектами понимаются торговые объекты общественного питания, иные объекты, в которых оказываются бытовые услуги населению, медицинские услуги или осуществляется прием заказов на оказание этих услуг (часть вторая п.2 ст.783 НК).

 

Продолжительность наблюдения хронометражным методом должна составлять не менее 10 последовательных дней функционирования обслуживающего объекта. При этом наблюдение осуществляется беспрерывно на протяжении всего времени функционирования такого объекта в течение дня.

Установленная в результате наблюдения фактическая выручка (доход) плательщика фиксируется проверяющими в хронометражно-наблюдательной карте, форма которой устанавливается МНС.

 

Обратите внимание!

Выручка (доход) фиксируется ежедневно в течение всего периода наблюдения по окончании каждого дня.

 

По завершении периода наблюдения хронометражно-наблюдательная карта подписывается проверяющим (руководителем проверки) и плательщиком или его представителем. При этом плательщик или его представитель вправе получить копию хронометражно-наблюдательной карты.

Копии документов, полученных в ходе наблюдения, прилагаются к хронометражно-наблюдательной карте. Хронометражно-наблюдательная карта является неотъемлемой частью акта (справки) проверки. Результаты наблюдения включаются в акт (справку) проверки.

По завершении наблюдения на основании данных хронометражно-наблюдательной карты рассчитывается среднедневная выручка (доход) плательщика за период наблюдения (расчетная среднедневная выручка (доход)), которая сравнивается со среднедневной выручкой (доходом), определенной (определенным) исходя из сведений, указанных плательщиком в представленных за отчетный период, предшествующий началу проверки, налоговых декларациях (расчетах) (в зависимости от вида применяемого режима налогообложения):

• по налогу на прибыль - для плательщиков, применяющих общую систему налогообложения;

• налогу при упрощенной системе налогообложения - для плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения;

• единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц - для плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

• подоходному налогу с физических лиц - для индивидуальных предпринимателей.

При этом предусмотрены особенности сравнения расчетной среднедневной выручки (дохода) в отношении обслуживающих объектов, функционирование которых носит исключительно сезонный характер, например летних кафе. В отношении сезонных обслуживающих объектов расчетная среднедневная выручка (доход) сравнивается со среднедневной выручкой (доходом), определенной (определенным) исходя из сведений, указанных плательщиком в налоговых декларациях (расчетах) по соответствующим налогам, представленных за аналогичный отчетный период прошлого календарного года.

По результатам сравнения налоговым органам предоставлено право корректировки налоговой базы по соответствующему налогу и пересчета налогов, сборов (пошлин). Такая корректировка осуществляется в случае превышения суммы расчетной среднедневной выручки (дохода) над суммой среднедневной выручки (дохода), определенной исходя из сведений, указанных плательщиком в соответствующей налоговой декларации (расчете), на 30 % и более.

Корректировка налоговой базы и пересчет налогов, сборов (пошлин) не производятся, если в отчетном периоде, предшествующем началу проверки (по сезонным обслуживающим объектам - в аналогичном отчетном периоде прошлого календарного года), или позднее имели место обстоятельства производственного, организационного или экономического характера, которые могли оказать существенное влияние на размер выручки (дохода) плательщика.

К таким обстоятельствам отнесены, в частности:

• увеличение числа рабочих мест;

• изменение технологии;

• модернизация материально-технической базы.

 

15.01.2014

 

Яна Глинская, экономист