


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 31.12.2014 № 230-З «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь о земле». Новое в земельных отношениях
В Кодекс Республики Беларусь о земле (далее - Кодекс о земле) были внесены изменения и дополнения Законом Республики Беларусь от 31.12.2014 № 230-З (далее - Закон № 230-З). Данные изменения и дополнения вступили в силу с 20 января 2015 г. и касаются, в частности:
• оценки стоимости земель;
• целевого использования земельных участков;
• порядка передачи прав на земельные участки;
• взимания оплаты за земельные участки (передачи прав на них);
• компетенции некоторых государственных органов и прав негосударственных юридических лиц.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» C 1 января 2023 г. следует руководствоваться КоЗ в ред. Закона от 18.07.2022 № 195-З. Комментарии см. здесь. |
Помимо указанного, введены некоторые новые понятия, расширены и уточнены существующие.
Жирным шрифтом выделены изменения и дополнения, внесенные в Кодекс о земле, зачеркивание применено к исключенным или измененным нормам.
Кодекс о земле | Комментарий | |
редакция до 20 января 2015 г. | редакция с 20 января 2015 г. | |
Статья 1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Кодексе | ||
<…> кадастровая стоимость земельного участка - расчетная денежная сумма, отражающая ценность (полезность) земельного участка при использовании его по существующему целевому назначению и включенная в регистр стоимости земельных участков государственного земельного кадастра; <…> |
<…> кадастровая стоимость земельного участка - расчетная денежная сумма, отражающая ценность (полезность) земельного участка при использовании его по существующему целевому назначению и включенная в регистр стоимости земель, земельных участков государственного земельного кадастра; <…> |
Уточнено определение кадастровой стоимости земельного участка |
<…> решение о предстоящем изъятии земельного участка для государственных нужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества (далее - решение о предстоящем изъятии земельного участка) - решение государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, о предстоящем изъятии земельного участка для государственных нужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества, принимаемое в порядке, определенном актами Президента Республики Беларусь; <…> |
Статья 1 Кодекса о земле дополнена новым определением. Тем самым законодательно закреплено изъятие земельного участка для государственных нужд (например при возведении важных объектов - дорог, метро и пр.) | |
Статья 10. Деление |
Статья 10. Деление, слияние и изменение целевого назначения земельных участков |
Статья 10 Кодекса о земле регулирует не только деление и слияние, но и изменение целевого назначения земельных участков |
Не допускается раздел земельных участков, предоставленных для строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, за исключением случаев, связанных с разделом этих домов | Не допускается раздел земельных участков, предоставленных для строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, за исключением случаев, связанных с разделом этих домов, а также раздел земельных участков, предоставленных для строительства (строительства и обслуживания) капитальных строений (зданий, сооружений), до завершения их строительства | Часть вторая ст.10 Кодекса о земле устанавливает больше ограничений по разделу земельных участков |
Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется на основании соответствующего решения, принятого государственным органом, осуществляющим государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с его компетенцией, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Не допускается изменение целевого назначения земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, а также земельных участков, предоставленных для строительства (строительства и обслуживания) капитальных строений (зданий, сооружений), до завершения их строительства |
Дополнена норма о порядке изменения целевого назначения земельных участков | |
Статья 15. Постоянное пользование земельными участками | ||
Земельные участки предоставляются в постоянное пользование: | Установлены ограничения на предоставление в постоянное пользование земельных участков по территориальному принципу | |
<…> юридическим лицам Республики Беларусь - для строительства и (или) обслуживания объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и объектов придорожного сервиса; <…> |
<…> юридическим лицам Республики Беларусь - для строительства и (или) обслуживания объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и объектов придорожного сервиса, за исключением случаев строительства объектов придорожного сервиса в пригородных зонах г.Минска и областных центров; <…> | |
Статья 17. Аренда земельных участков | ||
Арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, могут являться администрации свободных экономических зон в случае предоставления земельных участков резидентам соответствующих свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков, органом управления которых является администрация свободной экономической зоны, в границах данных зон, парков с осуществлением при необходимости перевода земельных участков из одних категорий в другие, в том числе с заключением договоров аренды этих земельных участков, если эти права делегированы соответствующими областными, Минским городским и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом. Граждане, негосударственные юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности, могут являться арендодателями этих земельных участков при условии сохранения их целевого назначения |
Арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, могут являться администрации свободных экономических зон в случае предоставления земельных участков резидентам соответствующих свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков, органом управления которых является администрация свободной экономической зоны, в границах данных зон, парков с осуществлением при необходимости перевода земельных участков из одних категорий в другие, в том числе с заключением договоров аренды этих земельных участков, если эти права делегированы соответствующими областными, Минским городским, городскими (городов областного, районного подчинения) и районными исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом. Граждане, негосударственные юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности, могут являться арендодателями этих земельных участков при условии сохранения их целевого назначения и с учетом ограничений, установленных настоящим Кодексом. Передача в аренду земельных участков, предоставленных в частную собственность для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), запрещается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, до получения их собственниками документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения) |
Расширены полномочия районных исполнительных комитетов на земельные участки в части арендных отношений. Расширены права негосударственных юридических лиц на передачу в аренду земельных участков, при этом уточнен порядок передачи в аренду земельных участков, предоставленных в частную собственность для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) |
Исключена норма, ограничивающая строительство арендаторами капитальных строений (зданий, сооружений) | ||
Статья 22. Участие граждан в рассмотрении затрагивающих их права и защищаемые законом интересы вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, изменением их целевого назначения, установлением и прекращением ограничений (обременений) прав на земельные участки |
Статья 22. Участие граждан в рассмотрении затрагивающих их права и защищаемые законом интересы вопросов, связанных с предстоящим изъятием, изъятием и предоставлением земельных участков, изменением их целевого назначения, установлением и прекращением ограничений (обременений) прав на земельные участки |
|
Граждане имеют право участвовать в рассмотрении затрагивающих их права и защищаемые законом интересы вопросов, связанных с принятием государственными органами решений об изъятии и предоставлении, изменении целевого назначения земельных участков, установлением и прекращением ограничений (обременений) прав на земельные участки… | Граждане имеют право участвовать в рассмотрении затрагивающих их права и защищаемые законом интересы вопросов, связанных с принятием государственными органами решений о предстоящем изъятии, об изъятии и предоставлении, изменении целевого назначения земельных участков, установлением и прекращением ограничений (обременений) прав на земельные участки… | Введено понятие «предстоящее изъятие», отличное от понятия «изъятие», обозначающего состоявшийся факт |
Статья 25. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь в области использования и охраны земель | ||
Совет Министров Республики Беларусь в области использования и охраны земель: | Расширена компетенция Совета Министров Республики Беларусь | |
<…> устанавливает порядок изменения целевого назначения земельных участков; определяет порядок проведения кадастровой оценки земель, земельных участков; <…> | ||
Статья 26. Компетенция Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь в области использования и охраны земель | ||
Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь в области использования и охраны земель: | Разграничены такие полномочия Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь в области использования и охраны земель, как ведение государственного земельного кадастра и проведение кадастровой оценки земель и земельных участков. Вводится понятие «регистр стоимости земель» | |
<…> обеспечивает устанавливает порядок ведения единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, реестра цен на земельные участки, регистра стоимости земельных участков и реестра земельных ресурсов Республики Беларусь; <…> |
<…> обеспечивает проведение кадастровой оценки земель, земельных участков; обеспечивает ведение государственного земельного кадастра; устанавливает порядок ведения единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, реестра цен на земельные участки, регистра стоимости земель, земельных участков и реестра земельных ресурсов Республики Беларусь; <…> | |
Статья 27. Компетенция областных исполнительных комитетов в области использования и охраны земель | ||
Областные исполнительные комитеты в области использования и охраны земель: | В соответствии с изменениями в ст.10 Кодекса о земле (регулирование изменения целевого назначения земельных участков) внесены изменения и в статьи, определяющие компетенцию органов исполнительной власти | |
<…> изменяют целевое назначение предоставленных ими либо до 1 января 2008 года - по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, а также до 27 ноября 1996 года - Президиума Верховного Совета Республики Беларусь земельных участков и условия их отвода <…> |
<…> изменяют целевое назначение предоставленных ими либо до 1 января 2008 года - по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, а также до 27 ноября 1996 года - Президиума Верховного Совета Республики Беларусь земельных участков и условия их отвода с учетом особенностей, предусмотренных частью пятой статьи 10 настоящего Кодекса, и в соответствии с иными актами законодательства; <…> | |
Статья 28. Компетенция Минского городского, городских (городов областного, районного подчинения) исполнительных комитетов в области использования и охраны земель | ||
Минский городской, городские (городов областного, районного подчинения) исполнительные комитеты в области использования и охраны земель: | Внесены изменения, определяющие компетенцию органов исполнительной власти: исполнительные комитеты городов районного подчинения в ст.28 Кодекса о земле теперь приравнены по своим полномочиям к Минскому городскому, городским (городов областного, районного подчинения) исполнительным комитетам в области использования и охраны земель | |
<…> изменяют целевое назначение предоставленных ими либо до 1 января 2008 года - по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, а также до 27 ноября 1996 года - Президиума Верховного Совета Республики Беларусь земельных участков и условия их отвода <…> |
<…> изменяют целевое назначение предоставленных ими либо до 1 января 2008 года - по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, а также до 27 ноября 1996 года - Президиума Верховного Совета Республики Беларусь земельных участков и условия их отвода с учетом особенностей, предусмотренных частью пятой статьи 10 настоящего Кодекса, и в соответствии с иными актами законодательства; <…> | |
<…> могут <…> |
<…> могут делегировать администрациям свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков, органом управления которых является администрация свободной экономической зоны, свои права по изъятию и предоставлению в аренду резидентам этих зон, парков земельных участков, находящихся в границах свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков, и при необходимости на перевод земельных участков из одних категорий в другие, в том числе по подготовке проектов договоров аренды этих земельных участков и их заключению; <…> | |
Статья 29. Компетенция районных исполнительных комитетов в области использования и охраны земель | ||
Районные исполнительные комитеты в области использования и охраны земель: |
В ст.29 (как и в ст.28) Кодекса о земле внесены изменения, определяющие компетенцию органов исполнительной власти: исполнительные комитеты городов районного подчинения теперь приравнены по своим полномочиям к Минскому городскому, городским (городов областного, районного подчинения) исполнительным комитетам в области использования и охраны земель | |
<…> изменяют целевое назначение предоставленных ими земельных участков и условия их отвода <…> |
<…> изменяют целевое назначение предоставленных ими земельных участков и условия их отвода с учетом особенностей, предусмотренных частью пятой статьи 10 настоящего Кодекса, и в соответствии с иными актами законодательства; <…> | |
<…> могут делегировать администрациям свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков, органом управления которых является администрация свободной экономической зоны, свои права по изъятию и предоставлению в аренду резидентам этих зон, парков земельных участков, находящихся в границах свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков, и при необходимости на перевод земельных участков из одних категорий в другие, в том числе по подготовке проектов договоров аренды этих земельных участков и их заключению; <…> | ||
Статья 30. Компетенция сельских, поселковых исполнительных комитетов в области использования и охраны земель | ||
Сельские, поселковые исполнительные комитеты в области использования и охраны земель: | Определена компетенция сельских, поселковых исполнительных комитетов в области использования и охраны земель | |
<…> изменяют целевое назначение предоставленных ими земельных участков и условия их отвода <…> |
<…> изменяют целевое назначение предоставленных ими земельных участков и условия их отвода с учетом особенностей, предусмотренных частью пятой статьи 10 настоящего Кодекса, и в соответствии с иными актами законодательства; <…> | |
Статья 311. Плата за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности | ||
Не взимается плата за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставляемых: | Произошли изменения при осуществлении платы за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности | |
<…> юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - для строительства и (или) обслуживания объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и объектов придорожного сервиса; <…> |
<…> юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - для строительства и (или) обслуживания объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и объектов придорожного сервиса, за исключением случаев строительства объектов придорожного сервиса в пригородных зонах г.Минска и областных центров; <…> |
За право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставляемых для строительства этой группы объектов, теперь взимается плата |
<…> садоводческим товариществам, гражданам - для коллективного садоводства; гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, если требуется предоставление им для тех же целей другого земельного участка взамен изымаемого (в том числе взамен земельного участка, в отношении которого принято решение о предстоящем изъятии <…> |
<…> садоводческим товариществам, гражданам - для коллективного садоводства, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь; гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, если требуется предоставление им для тех же целей другого земельного участка взамен изымаемого (в том числе взамен земельного участка, в отношении которого принято решение о предстоящем изъятии, за исключением случаев, установленных законодательными актами); <…> |
Дополнение по вопросу взимания платы за право заключения договоров аренды указанной категории участков, предоставляемых садоводческим товариществам, гражданам, - для коллективного садоводства. Уменьшено количество ситуаций не взимания платы за право заключения договоров аренды в данном случае |
организациям, а также индивидуальным предпринимателям, осуществляющим сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов, - для размещения приемных пунктов вторичного сырья, объектов сортировки, обезвреживания, переработки коммунальных отходов и объектов захоронения твердых коммунальных отходов; <…> |
Предусмотрен еще один случай, когда оплата за право аренды не взимается (в данном аспекте изменения в Кодексе о земле направлены на совершенствование природоохранной деятельности) | |
Статья 39. Предоставление земельных участков для коллективного садоводства, дачного строительства | ||
Дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, пожелавшие создать садоводческое товарищество, дачный кооператив, подают в соответствующий районный исполнительный комитет заявления о подтверждении возможности размещения садоводческого товарищества, дачного кооператива и предполагаемом месте размещения земельных участков для коллективного садоводства, дачного строительства с приложением соответствующего протокола собрания учредителей, содержащего решение о создании садоводческого товарищества, дачного кооператива | Дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, пожелавшие создать садоводческое товарищество, дачный кооператив, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, подают в соответствующий районный исполнительный комитет заявления о подтверждении возможности размещения садоводческого товарищества, дачного кооператива и предполагаемом месте размещения земельных участков для коллективного садоводства, дачного строительства с приложением соответствующего протокола собрания учредителей, содержащего решение о создании садоводческого товарищества, дачного кооператива | |
Свободные (незанятые) земельные участки для коллективного садоводства, дачного строительства, расположенные в существующих садоводческих товариществах, дачных кооперативах и находящиеся на территории пригородной зоны г.Минска, предоставляются в установленном порядке гражданам по результатам аукционов по продаже земельных участков в частную собственность либо по результатам аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков | Изменен порядок предоставления участков в определенных случаях (путем проведения аукциона) | |
Статья 47. Сделки с земельными участками и правами на них | ||
Передача прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, предоставленных для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), запрещается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, до получения их арендаторами документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения), за исключением передачи прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков с расположенными на них незавершенными законсервированными капитальными строениями. В пригородных зонах г.Минска и областных центров запрещаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, передача в аренду земельных участков, предоставленных в частную собственность для коллективного садоводства, передача прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, предоставленных в аренду для указанной цели, в том числе земельных участков, образованных в результате их раздела, слияния, до истечения пяти лет со дня государственной регистрации возникновения прав на такие земельные участки |
Предусмотрен ряд ограничений по порядку передачи прав аренды по земельным участкам. Одно из них касается момента возникновения возможности передачи прав, другое - накладывает ограничения по срокам передачи прав аренды земельных участков в определенных зонах | |
Статья 51. Особенности отчуждения земельных участков, находящихся в частной собственности | ||
В пригородных зонах г.Минска и областных центров запрещаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, отчуждение (купля-продажа, мена, дарение) предоставленных в частную собственность для коллективного садоводства земельных участков, в том числе земельных участков, образованных в результате их раздела, слияния, а также отчуждение капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных для коллективного садоводства, в том числе на земельных участках, образованных в результате их раздела, слияния, до истечения пяти лет со дня государственной регистрации возникновения прав на такие земельные участки, за исключением отчуждения земельных участков и (или) расположенных на них капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений местным исполнительным комитетам | Изменены некоторые особенности отчуждения земельных участков, находящихся в частной собственности. Исключена возможность отчуждения земельных участков, приобретенных на аукционе по продаже земельных участков в частную собственность (если они приобретены для строительства или обслуживания капитальных строений), до получения их собственниками документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения). Данные ограничения по территориальному принципу подобны ограничениям, указанным в ст.47 Кодекса о земле | |
Статья 84. Содержание и ведение государственного земельного кадастра | ||
Государственный земельный кадастр состоит из: | Внесены уточнения по одному из определений | |
<…> регистра стоимости земельных участков; <…> |
<…> регистра стоимости земель, земельных участков; <…> | |
Регистр стоимости земельных участков содержит сведения о кадастровой стоимости земельных участков, полученной при проведении их кадастровой оценки | Регистр стоимости земель, земельных участков содержит сведения о кадастровой стоимости земель, земельных участков, полученной при проведении их кадастровой оценки | |
Ведение единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, реестра цен на земельные участки, регистра стоимости земельных участков и реестра земельных ресурсов Республики Беларусь осуществляется в порядке, установленном Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь | Ведение единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, реестра цен на земельные участки, регистра стоимости земель, земельных участков и реестра земельных ресурсов Республики Беларусь осуществляется в порядке, установленном Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь | |
Статья 88. Кадастровая оценка земель, земельных участков | ||
Кадастровая оценка земель, земельных участков проводится не реже чем через пять лет по инициативе Минского городского, городского (города областного, районного подчинения), районного исполнительного комитета, если иное не установлено законодательными актами. Результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов, земель, расположенных за пределами населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов утверждаются Минским городским, городским (города областного, районного подчинения), районным исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков. Результаты кадастровой оценки сельскохозяйственных земель, предоставленных для ведения сельского, подсобного сельского хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, утверждаются Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь |
Кадастровая оценка земель, земельных участков подразделяется на кадастровую оценку земель, земельных участков населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов, земель, земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов (далее - кадастровая оценка земель), и кадастровую оценку сельскохозяйственных земель земельных участков, предоставленных сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского), а также для ведения подсобного сельского хозяйства (далее - кадастровая оценка сельскохозяйственных земель), и проводится по инициативе Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета. Кадастровая оценка земель проводится не реже чем через четыре года. Кадастровая оценка сельскохозяйственных земель проводится не реже чем через десять лет. Ее результаты поддерживаются в актуальном состоянии путем ежегодной корректировки с учетом существующих состояния земель и иных условий. Результаты кадастровой оценки земель утверждаются Минским городским, городским (города областного, районного подчинения), районным исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков. Результаты кадастровой оценки сельскохозяйственных земель утверждаются Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь. Сведения о кадастровой стоимости земель, земельных участков, полученной при проведении кадастровой оценки земель, кадастровой оценки сельскохозяйственных земель, результаты которых утверждены в порядке, предусмотренном частями четвертой и пятой настоящей статьи, включаются в регистр стоимости земель, земельных участков. Проведение кадастровой оценки земель, кадастровой оценки сельскохозяйственных земель и поддержание ее результатов в актуальном состоянии осуществляются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Исполнителей работ по проведению кадастровой оценки земель, кадастровой оценки сельскохозяйственных земель и поддержанию ее результатов в актуальном состоянии определяет Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь из числа подчиненных ему организаций |
Статья 88 Кодекса о земле, регулирующая вопросы кадастровой оценки земель, изложена совершенно по-новому. Сравнивая старую и новую редакции, можно выделить следующие основные отличия. 1. Кадастровая оценка земель разделена на кадастровую оценку земель, земельных участков населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов, земель, земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов (кадастровая оценка земель), и кадастровую оценку сельскохозяйственных земель земельных участков, предоставленных сельскохозяйственным организациям, в т.ч. крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям для ведения сельского хозяйства, в т.ч. крестьянского (фермерского), а также для ведения подсобного сельского хозяйства (кадастровая оценка сельскохозяйственных земель). 2. Кадастровая оценка земель проводится по инициативе Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь (ранее - по инициативе Минского городского, городского (города областного, районного подчинения), районного исполнительного комитета, если иное не установлено законодательными актами). 3. Кадастровая оценка земель проводится за счет средств республиканского бюджета (ранее - за счет республиканского или местных бюджетов). 4. Кадастровая оценка земель проводится не реже чем через 4 года. Кадастровая оценка сельскохозяйственных земель проводится не реже чем через 10 лет. Ее результаты поддерживаются в актуальном состоянии путем ежегодной корректировки с учетом существующих состояния земель и иных условий (ранее - не реже чем через 5 лет). 5. Результаты кадастровой оценки земель утверждаются Минским городским, городским (города областного, районного подчинения), районным исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков. Результаты кадастровой оценки сельскохозяйственных земель утверждаются Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь (ранее результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов, земель, расположенных за пределами населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов утверждались Минским городским, городским (города областного, районного подчинения), районным исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков; результаты кадастровой оценки сельскохозяйственных земель, предоставленных для ведения сельского, подсобного сельского хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, утверждались Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь). 6. Сведения о кадастровой стоимости земель, земельных участков, полученной при проведении кадастровой оценки земель, кадастровой оценки сельскохозяйственных земель, результаты которых утверждены в порядке, предусмотренном ст.88 Кодекса о земле, включаются в регистр стоимости земель, земельных участков. 7. Проведение кадастровой оценки земель, кадастровой оценки сельскохозяйственных земель и поддержание ее результатов в актуальном состоянии осуществляются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. 8. Исполнителей работ по проведению кадастровой оценки земель, кадастровой оценки сельскохозяйственных земель и поддержанию ее результатов в актуальном состоянии определяет Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь из числа подчиненных ему организаций (ранее определялся Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь). После вступления изменений в силу (через 10 дней после официального опубликования Закона № 230-З) Совет Министров Республики Беларусь в двухмесячный срок должен обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с вступившим в силу Законом № 230-З, а также принять иные меры по реализации его положений |
11.02.2015
Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»