


Материал помещен в архив
КОММЕНТАРИЙ
постатейный к главе 24 «Административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
Глава 24 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) включает в себя 12 статей, предусматривающих административную ответственность за правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции.
Статья 24.1. Неуважение к суду
В соответствии со ст.5 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее - Кодекс о судоустройстве) судебную систему Республики Беларусь составляют: Конституционный Суд РБ - орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства; общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства; хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2017 г. Кодекс о судоустройстве изложен в новой редакции Законом РБ от 22.12.2016 № 13-З. Статья 5 старой редакции соответствует ст.5 новой редакции данного Кодекса. |
Статьей 24.1 КоАП предусмотрена административная ответственность за неуважение к суду, выразившееся в уклонении от явки в суд, т.е. неявка по вызову без уважительной причины, либо в неподчинении распоряжению председательствующего, либо в нарушении порядка во время судебного заседания, а равно совершение иных действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду.
Основным объектом противоправного посягательства является авторитет судебной власти. Основанием последнего служит признание суда органом, гарантирующим объективное, справедливое решение правовых вопросов, споров. Проявление неуважения к этому органу может отрицательно сказаться на осуществлении им функции правосудия, затруднить исследование доказательств, а также лишить процесс той воспитательной роли, которую он призван выполнять. Умаление авторитета суда отнюдь не способствует надлежащему восприятию вынесенных судебными инстанциями правоприменительных актов.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется целенаправленным волевым действием лица, уклоняющегося от участия в судебном разбирательстве. В редких случаях правонарушение может выражаться в совершении действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду. Такие действия могут быть совершены всеми участниками процесса либо в случае открытого судебного разбирательства - присутствующими гражданами (например, явное пренебрежение к суду может выражаться в нарушении порядка во время судебного заседания).
Статья 24.2. Воспрепятствование явке в суд народного заседателя
Народный заседатель - лицо, привлекаемое в установленных законодательными актами порядке и случаях для участия в деятельности суда по осуществлению правосудия. В соответствии со ст.133, 134, 136 Кодекса о судоустройстве граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами. Народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 25-летнего возраста, владеющие белорусским и русским языками. Народными заседателями не могут быть: лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда, вступившим в законную силу; лица, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах; депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания РБ, руководящие работники государственных органов и иных организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, судьи, прокурорские работники, работники судов, учреждений юстиции, сотрудники органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ и органов государственной безопасности, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления; священнослужители.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Статьи 133, 134 и 136 старой редакции Кодекса о судоустройстве соответствуют ст.117, 118 и 120 новой редакции данного Кодекса. |
Количество народных заседателей устанавливается в следующем соотношении: для районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов - 35 народных заседателей на одного судью; для областных (Минского городского), Белорусского военного судов - 25 народных заседателей на одного судью; для Верховного Суда РБ - 10 народных заседателей на одного судью.
Привлечение народных заседателей для рассмотрения конкретного дела в суде производится судьей, рассматривающим это дело, согласно очередности из числа народных заседателей соответствующего суда. Народный заседатель привлекается к исполнению своих обязанностей на срок не более 21 дня в году, а в случае, если время рассмотрения конкретного дела превышает указанный срок, - на срок рассмотрения этого дела.
Статьей 24.2 КоАП предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование нанимателем или лицом, его представляющим, явке в суд народного заседателя для участия в судебном разбирательстве. Воспрепятствование явки в суд народного заседателя может быть обусловлено нарушениями должностными лицами по месту основной работы народного заседателя условий материального обеспечения его деятельности. К подобным нарушениям, в частности, относятся: несвоевременное возмещение командировочных, транспортных расходов; лишение народного заседателя во время исполнения его обязанностей в суде гарантий и льгот, предусмотренных для работников данных предприятий, учреждений, организаций; увольнение народного заседателя, перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе администрации.
Статья 24.3. Hепринятие мер по частному определению (постановлению) суда или представлению судьи, органа дознания, следователя или прокурора
Комментируемой статьей предусмотрена административная ответственность за оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения (постановления) суда или представления судьи, органа дознания, следователя или прокурора либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений закона, а равно несвоевременный ответ на частное определение (постановление) или представление. В соответствии со ст.33 Уголовно-процессуального кодекса РБ, если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены нарушения прав и свобод граждан, а также нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом, суд может вынести частное определение (постановление), которое подлежит рассмотрению в срок не позднее одного месяца со дня поступления с письменным сообщением суду о мерах, принятых по частному определению (постановлению).
В соответствии со ст.10.31 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, судья имеет право вынести частное определение, а орган, ведущий административный процесс, - направить предложения в соответствующие государственные органы и иные организации о принятии мер по устранению этих причин и условий. Должностные лица государственных органов и иных организаций обязаны в течение месяца со дня поступления частного определения или предложения сообщить о принятых мерах суду, органу, ведущему административный процесс, их вынесшим и направившим.
В соответствии со ст.325 Гражданского процессуального кодекса РБ (далее - ГПК) суд, обнаружив при рассмотрении дела нарушения законности отдельными должностными лицами или гражданами либо существенные недостатки или нарушения в деятельности юридических лиц, выносит частное определение и направляет его соответствующим юридическим лицам или их должностным лицам, которые обязаны в месячный срок сообщить суду о принятых ими мерах.
В соответствии со ст.215 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее - ХПК) в случае выявления при рассмотрении спора нарушения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, государственными органами, органами местного управления и самоуправления, должностными лицами или гражданами законодательных и иных нормативных правовых актов в их деятельности хозяйственный суд вправе вынести частное определение. Частное определение направляется соответствующим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, государственным органам, органам местного управления и самоуправления, должностным лицам или гражданам, которые обязаны в срок не более одного месяца со дня вынесения частного определения сообщить в хозяйственный суд о принятых мерах.
В соответствии со ст.38 Закона РБ от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» представление - акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. Представление вносится прокурором или его заместителем в государственный орган, иную организацию или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения и принять меры к устранению способствующих им причин и условий. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть приняты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требований. В этот же срок прокурору или его заместителю должно быть сообщено в письменной форме о мерах, принятых по исполнению представления.
Кроме того, необходимо отметить, что неисполнение должностным лицом вступившего в законную силу приговора, решения или иного судебного акта либо воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст.423 Уголовного кодекса РБ, далее - УК).
Статья 24.4. Заведомо ложные объяснение либо заявление
Данной статьей предусмотрена административная ответственность за заведомо ложное объяснение свидетеля или потерпевшего, либо заведомо ложное заявление о совершении административного правонарушения, либо заведомо ложное заключение эксперта, либо сделанный переводчиком заведомо неправильный перевод по делу об административном правонарушении. Заведомая ложность объяснений свидетеля или потерпевшего может выражаться не только в умышленном искажении фактических данных, но и в их отрицании. Разновидностями объяснений являются утверждения и признания. Утверждение - это такое объяснение, в котором содержатся сведения о фактах, лежащих в основании требований или возражений и подлежащих установлению в суде.
Другой формой объяснения является признание, т.е. согласие с фактом, на котором основываются материалы дела. Признание может быть сделано под давлением доказательств, когда лицо, участвующее в деле, вынуждено признать факт в силу непререкаемости доказательств, имеющихся в деле.
Заведомо ложное заявление о совершении административного правонарушения - умышленное сообщение в органы, ведущие административный процесс, о совершении административного правонарушения, которое в действительности не было совершено или было совершено не тем лицом, на которое указано в заявлении. Информация в заведомо ложном заявлении должна обладать следующими обязательными признаками (отсутствие хотя бы одного из них влечет отсутствие состава правонарушения): во-первых, она не соответствует действительности (заведомо ложная); во-вторых, содержит сведения о деянии, включающие все признаки состава административного правонарушения; в-третьих, при квалифицирующих обстоятельствах она должна относиться к конкретному лицу и конкретному правонарушению.
При этом информация может быть как устной, так и письменной (например, отправлена по обычной или электронной почте, передана по телеграфу, телетайпу или иным способом). Не имеет значения для квалификации рассматриваемого правонарушения факт наличия или отсутствия подписи заявителя.
Заведомо ложное заключение эксперта - это преднамеренно неверный, не соответствующий действительности вывод по результатам исследования материалов, относящихся к предмету экспертизы.
Под заведомо неправильным переводом понимается преднамеренное искажение содержания объяснений лиц, исследуемых документов, заключений экспертов и т.п.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в том, что названные лица, несмотря на предупреждение их об ответственности за заведомо ложные объяснения или заключения либо за заведомо неправильный перевод, сообщают органам, ведущим административный процесс, или суду не соответствующие действительности, искаженные сведения о фактических данных, имеющих доказательственное значение. Общественная опасность этих деяний заключается в том, что они препятствуют установлению истины по делу, вводят в заблуждение органы, ведущие административный процесс, или суд относительно действительных обстоятельств дела, что может привести к вынесению незаконных и необоснованных постановлений. В то же время объективная сторона заведомо ложного заявления о совершении административного правонарушения состоит в действии, направленном на доведение субъектом заведомо ложной информации о потерпевшем до третьего лица. К таким лицам (адресатам получения ложной информации) относятся, в частности, должностные лица и государственные органы, полномочные возбуждать производство по делам об административных правонарушениях.
Ответственность по рассматриваемой статье исключается, если по делу установлено, что неверные объяснения свидетеля или потерпевшего, заключение эксперта либо неправильный перевод стали возможными ввиду ошибочного восприятия фактов, событий и т.п. по причинам субъективного характера, к которым можно отнести: дефект памяти, заболевание органов слуха и зрения свидетеля или потерпевшего, неопытность и низкую квалификацию эксперта, переводчика.
Статья 24.5. Отказ либо уклонение свидетеля или потерпевшего от дачи объяснений либо эксперта или переводчика от исполнения возложенных на них обязанностей
Комментируемой статьей предусмотрена административная ответственность за отказ либо уклонение без уважительных причин свидетеля или потерпевшего от дачи объяснений либо эксперта или переводчика без уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст.4.6 ПИКоАП свидетель обязан являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; правдиво и полно рассказать обо всем, что ему известно по делу об административном правонарушении, ответить на поставленные вопросы; подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
В соответствии со ст.4.2 ПИКоАП потерпевшим является физическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо, которому причинен имущественный вред или вред деловой репутации. Потерпевший - физическое лицо обязан являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; давать объяснения суду, органу, ведущему административный процесс; представлять имеющиеся у него предметы, документы, а также образцы для сравнительного исследования по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
В соответствии со ст.4.7 ПИКоАП эксперт обязан являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; давать обоснованное и объективное заключение по поставленным вопросам; отказаться от дачи заключения, если представленные материалы недостаточны или поставленный вопрос выходит за пределы специальных знаний эксперта; представить судье, должностному лицу органа, ведущего административный процесс, документы, подтверждающие его специальную квалификацию; сообщить по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, сведения о своем профессиональном опыте и отношении к лицам, участвующим в административном процессе; без разрешения суда, органа, ведущего административный процесс, не разглашать сведения об обстоятельствах дела и иные сведения, ставшие ему известными в связи с проведением экспертизы, в случае, если он был предупрежден об этом судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс.
В соответствии со ст.4.9 ПИКоАП переводчик обязан являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; отказаться от участия в административном процессе, если он не обладает знаниями, необходимыми для перевода; при необходимости представить судье, должностному лицу органа, ведущего административный процесс, документы, подтверждающие его квалификацию переводчика; точно и полно выполнить порученный ему перевод; удостоверить правильность перевода своей подписью; соблюдать порядок при производстве процессуальных действий с его участием; подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
Отказ предполагает выражение лицом своего несогласия с требованием о даче объяснений либо от исполнения возложенных обязанностей, т.е. его волеизъявление, выраженное в доступной и ясной форме.
В свою очередь уклонение предполагает скорее не прямое волеизъявление лица, а такое его поведение, из которого возможно сделать вывод о его нежелании давать объяснения: неявка по вызову в орган, ведущий административный процесс, избегание определенных тем при производстве опроса и т.д.
Статья 24.6. Уклонение от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс
Комментируемой статьей предусмотрена административная ответственность за уклонение без уважительных причин от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо в орган дознания или предварительного следствия. В соответствии с процессуальными правилами лицо вызывают в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо в орган дознания или предварительного следствия повесткой, в которой указывают, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки, а также последствия неявки без уважительных причин.
Повестка вручается вызываемому лицу под расписку либо передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия вызываемого лица повестка вручается совершеннолетнему члену семьи либо передается администрации по месту его работы, иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку вызываемому лицу.
Нарушением следует считать неявку (несвоевременную явку) обвиняемого (свидетеля и др.) без уважительных причин и (или) без уведомления следователя (дознавателя и др.) об уважительных причинах неявки заблаговременно, где под неявкой понимается отсутствие обвиняемого (свидетеля и др.) в назначенном следователем (дознавателем и др.) месте в определенное в повестке время.
Обвиняемый (свидетель и др.) может прийти в другое время или же встретиться со следователем (дознавателем и др.) в другом месте. В этом случае неявка все равно будет иметь место. Причем уважительными причинами неявки (несвоевременной явки) вызываемого могут признаваться стихийные бедствия, катастрофы; болезнь, реально лишающая обвиняемого (свидетеля и др.) возможности явиться; смерть близких родственников лица, вызываемого на допрос; болезнь члена семьи или наличие малолетних детей при невозможности поручить кому-либо уход за ними; несвоевременное получение либо неполучение повестки; длительный непредвиденный перерыв в движении транспорта; иные существенные обстоятельства, лишающие свидетеля (обвиняемого и др.) возможности явиться в назначенный срок.
Статья 24.7. Несообщение либо непредставление доказательств в суд, а равно несообщение о перемене адреса
Комментируемой статьей предусмотрена административная ответственность за несообщение суду по гражданским либо хозяйственным делам о перемене адреса во время производства по делу, а также за несообщение либо непредставление в суд без уважительных причин доказательств по гражданским либо хозяйственным делам лицом, не являющимся участником судопроизводства. В соответствии со ст.147 ГПК юридически заинтересованные в исходе дела лица обязаны сообщать суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения любой процессуальный или судебный документ посылается по последнему известному суду адресу и считается доставленным, хотя бы соответствующее лицо по этому адресу более не проживало (не находилось).
В соответствии со ст.143 ХПК лица, участвующие в деле, обязаны сообщать хозяйственному суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения процессуальные документы посылаются по последнему известному хозяйственному суду адресу и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает (отсутствует).
В соответствии со ст.179, 195, 196 ГПК каждая сторона доказывает факты, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений. Факты, которые согласно закону предполагаются установленными, не подлежат доказыванию. Однако в опровержение их могут быть представлены доказательства. Если доказательств, представленных юридически заинтересованными в исходе дела лицами, недостаточно, суд предлагает им представить дополнительные доказательства. Однако если для названных лиц представление дополнительных доказательств невозможно, суд на основании их ходатайств содействует в истребовании таких доказательств. В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие самостоятельному получению доказательства, и место его нахождения. При необходимости суд выдает стороне или другому юридически заинтересованному в исходе дела лицу запрос на получение доказательства. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его непосредственно в суд или выдает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос для представления в суд. Должностные лица или граждане, не имеющие истребуемого доказательства либо не имеющие возможности представить его в установленный судом срок, обязаны известить об этом суд в 5-дневный срок со дня получения запроса суда с указанием причин. Любой государственный орган, юридическое лицо, гражданин по требованию суда обязаны в указанный им срок представить находящиеся у них документы, другие письменные доказательства, не требуя оплаты расходов по их представлению. По требованию суда письменные доказательства направляются их держателями непосредственно в суд. Суд может также выдать лицу, ходатайствующему об истребовании письменного доказательства, запрос на право его получения для представления в суд.
В соответствии со ст.101 ХПК доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Лицо, участвующее в деле, не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, участвующего или не привлеченного к участию в деле, у которого оно находится, вправе заявить в хозяйственный суд ходатайство об истребовании этого доказательства. В ходатайстве должно быть указано, какие обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены этим доказательством, обозначено доказательство и указано место его нахождения. Хозяйственный суд при удовлетворении ходатайства истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится. Об истребовании доказательства хозяйственный суд выносит определение, в котором указываются срок и порядок представления доказательства. Хозяйственный суд при необходимости выдает лицу, участвующему в деле, соответствующее определение для получения доказательства. Лицо, владеющее истребуемым хозяйственным судом доказательством, направляет его непосредственно в суд или выдает на руки лицу, имеющему соответствующее определение, для передачи в суд. Если лицо, от которого хозяйственным судом истребуется доказательство, не имеет возможности представить его вообще или не имеет возможности представить его в срок, установленный судом, оно обязано не позднее 5 дней со дня получения определения хозяйственного суда об истребовании доказательства известить об этом суд с указанием причин неисполнения или задержки исполнения его требования. В случае неизвещения хозяйственного суда, а также неисполнения требования о представлении истребуемого доказательства по причинам, признанным хозяйственным судом неуважительными, лицо, от которого это доказательство истребуется (должностное лицо юридического лица), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством. При этом лицо, владеющее истребуемым доказательством, не освобождается от обязанности его представления в хозяйственный суд.
Статья 24.8. Несоблюдение мер по обеспечению иска
Данная статья предусматривает административную ответственность за нарушение требований, выразившееся в запрещении ответчику совершать определенные действия, а равно в запрещении другим лицам передавать имущество ответчику или исполнять по отношению к нему иные обязательства. В соответствии со ст.255 ГПК, ст.116 ХПК мерами по обеспечению иска могут быть запрещение ответчику совершать определенные действия и запрещение другим лицам передавать имущество ответчику или исполнять по отношению к нему иные обязательства.
Запрещение ответчику совершать определенные действия должно относиться прежде всего к предмету рассматриваемого хозяйственным судом спора. Применение судом данной меры направлено на предотвращение совершения таких действий, которые могут создать угрозу уничтожения предмета спора. Это могут быть и действия, правомерность которых является предметом судебного разбирательства, а также действия, которые наносят ущерб истцу. Так, может быть запрещен снос ответчиком определенного строения. В этом случае установлением запрета предотвращается наступление отрицательных последствий для истца. При этом суд вправе установить в отношении других лиц запрет на совершение определенных действий, касающихся предмета спора. Подобный запрет может устанавливаться в отношении передачи имущества, выступающего предметом спора, ответчику.
Запрет может быть установлен в отношении иных действий, совершение которых может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного постановления.
Статья 24.9. Невыполнение требований судебного исполнителя
Комментируемой статьей предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований судебного исполнителя об обращении взыскания на имущество, в т.ч. на денежные средства должника, находящиеся у других лиц, о представлении сведений о заработной плате должника, передаче исполнительного документа для исполнения юридическому лицу или гражданину без уважительных причин. Согласно п.23 Инструкции о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам, утвержденной постановлением Пленума ВХС РБ от 26.04.2005 № 17, при исполнении производства, возбужденного на взыскание денежных средств по исполнительному документу хозяйственного суда, судебный исполнитель должен обратить взыскание на имущество должника с учетом того, что на имущество должника, находящееся в залоге, обращается взыскание для удовлетворения не обеспеченных залогом требований взыскателей при недостаточности у должника иного имущества. Обращение взыскания на наличные денежные средства должника, принадлежащие ему и находящиеся у него и (или) других лиц, производится путем их описи, изъятия и внесения на соответствующий счет хозяйственного суда не позднее рабочего дня, следующего за днем изъятия. Обращение взыскания на иное имущество должника при недостаточности денежных средств, взысканных со счета должника по предъявленному взыскателем к исполнению исполнительному документу, производится судебным исполнителем посредством проведения описи имущества, его изъятия или наложения ареста на имущество и его реализации или передачи имущества в счет погашения задолженности; путем взыскания денежных средств со счетов должника, а также причитающихся должнику денежных средств, находящихся на счетах других лиц в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации; иными способами, предусмотренными законодательными актами.
Согласно Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Минюста РБ от 20.12.2004 № 40, наниматель обязан по запросу судебного исполнителя в срок до 5 дней предоставить (либо направить) ему письменный ответ о том, работает ли у него должник и каков размер его заработка в месяц (с учетом премиальных вознаграждений, дополнительных выплат и т.д.). В таком же порядке судебный исполнитель истребует у должника сведения о причитающихся должнику авторском вознаграждении и иных доходах.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 мая 2017 г. действует Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Министерства юстиции РБ от 07.04.2017 № 67. |
Судебный исполнитель направляет исполнительный документ юридическому лицу или гражданину, у которого должник работает либо получает заработную плату и другие приравненные к ней доходы, на исполнение с предложением ежемесячно производить удержание согласно исполнительному документу. Удержанные суммы пересылаются взыскателю за счет должника. Предложение подписывается судьей и судебным исполнителем. Копия предложения направляется при этом взыскателю. В случае если исполнительный документ направляется для удержания по адресу обслуживаемой судебным исполнителем территории, копия предложения остается у судебного исполнителя. Если исполнительный документ направляется в другую местность (район, город) вне обслуживаемой судебным исполнителем территории, копия предложения об удержании направляется в соответствующий суд и передается судебному исполнителю, в районе деятельности которого находится юридическое лицо или гражданин, у которого работает должник.
Статья 24.10. Неисполнение исполнительных документов, судебного постановления или иного акта
Данная статья предусматривает административную ответственность за неисполнение должником в установленный судом, иным органом или судебным исполнителем срок исполнительного документа, не связанного с передачей денежных сумм; невыполнение требований, содержащихся в исполнительном документе о взыскании денежных средств с должника, банком или небанковской кредитно-финансовой организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, в случае предъявления им исполнительного документа при наличии денежных средств на счетах должника; неисполнение должником в установленный судом, иным государственным органом или должностным лицом либо судебным исполнителем срок судебного постановления или иного акта, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. В соответствии со ст.396 ХПК при исполнении судебного постановления, согласно которому должник обязан выполнить определенные действия, не связанные со взысканием денежных сумм или передачей имущества, судебный исполнитель по истечении срока добровольного выполнения требований исполнительного документа обязан проверить выполнение должником предъявленного к нему требования. В случае невыполнения должником требований исполнительного документа судебный исполнитель в порядке, установленном ХПК, принимает меры к привлечению должника к ответственности.
Согласно ст.350 ХПК неисполнение обслуживающим должника банком или небанковской кредитно-финансовой организацией по причинам, признанным хозяйственным судом неуважительными, предъявленного к исполнению исполнительного документа о взыскании денежных средств со счета (счетов) должника, а также судебного постановления о наложении ареста на денежные средства и иное имущество должника влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством. Кроме того, хозяйственный суд выносит частное определение, которое направляется в банк, обслуживающий должника, и Национальный банк РБ. Невыполнение лицом по причинам, признанным хозяйственным судом неуважительными, действий, которые не носят имущественного характера и совершение которых возложено на него судебным приказом хозяйственного суда, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно ст.529 ГПК взыскатель либо по его просьбе суд при обращении взыскания на находящиеся на счетах в банках денежные средства должника представляет исполнительный документ непосредственно в соответствующий банк для принудительного списания средств.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 мая 2017 г. обращение взыскания на денежные средства должника - индивидуального предпринимателя или должника - юридического лица, находящиеся на счетах, а также на электронные деньги должника регулируется ст.74 Закона РБ от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве». |
В соответствии со ст.398 ХПК должностные лица юридических лиц, индивидуальные предприниматели и граждане в случае невыполнения требований судебного исполнителя по причинам, признанным хозяйственным судом неуважительными, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. Если должник не исполнит в срок, установленный хозяйственным судом, иным органом или судебным исполнителем, исполнительный документ или требования, не связанные со взысканием денежных сумм, он может быть привлечен к ответственности, установленной законодательством. В случае неисполнения должником исполнительного документа после привлечения его к ответственности, если исполнительный документ может быть исполнен другим лицом, хозяйственный суд с согласия взыскателя вправе уполномочить другое лицо или самого взыскателя исполнить судебное постановление за счет должника. При невозможности исполнения исполнительного документа другим лицом или взыскателем исполнение производится хозяйственным судом, который принимает иные необходимые меры, предусмотренные актами законодательства. Должностное лицо юридического лица, умышленно не выполняющее требования судебного исполнителя, исполнительный документ, судебное постановление либо препятствующее их исполнению, несет ответственность, установленную законодательством.
Статья 24.11. Передача запрещенных предметов лицам, содержащимся в местах лишения свободы
Комментируемой статьей предусмотрена административная ответственность за передачу любым способом лицам, содержащимся в следственных изоляторах или иных местах лишения свободы, запрещенных для передачи предметов и веществ. В соответствии со ст.84 Уголовно-исполнительного кодекса РБ осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей в количестве, установленном ст.118-121, 125, 126 и 173 названного кодекса. Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать вес одной посылки. Посылки, бандероли и передачи осужденным, поступившие не от близких родственников, вручаются осужденным с разрешения начальника исправительного учреждения. Больным осужденным и осужденным, являющимся инвалидами I и II группы, разрешается получение дополнительной бандероли с лекарственными средствами по заключению лечащего врача, которые хранятся и выдаются медицинской частью исправительного учреждения, а также дополнительной посылки или передачи в течение 3 месяцев с продуктами питания, рекомендованными врачом. Осужденным, отбывающим наказание в тюрьмах, исправительных и воспитательных колониях, а также оставленным в следственных изоляторах и тюрьмах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, независимо от отбытого срока наказания может быть разрешена дополнительно одна вещевая посылка в год.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 марта 2016 г. больным осужденным и осужденным, являющимся инвалидами I и II группы, разрешается получение дополнительной бандероли или мелкого пакета с лекарственными средствами по заключению врача-специалиста, которые хранятся и выдаются медицинской частью исправительного учреждения, а также дополнительной посылки или передачи в течение 3 месяцев с продуктами питания, рекомендованными врачом-специалистом (п.3 ст.84 Уголовно-исполнительного кодекса РБ, в редакции Закона РБ от 24.12.2015 № 331-З). |
В то же время на основании п.30 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденных постановлением МВД РБ от 13.01.2004 № 3, лицам, содержащимся под стражей, запрещается иметь при себе, хранить, приобретать и пользоваться предметами, веществами и продуктами питания, не включенными в перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, содержащиеся под стражей, могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету или превышающими установленное им количество; вести переговоры, осуществлять передачу каких-либо предметов лицам, содержащимся в других камерах или иных помещениях следственных изоляторов, перестукиваться или переписываться с ними; нарушать установленный порядок проведения свиданий, передачи каких-либо предметов и переписки.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2017 г. глава 3 (ст.28-30) Правил № 3 изложена в новой редакции постановлением МВД РБ от 09.12.2016 № 320. |
Статья 24.12. Hесоблюдение требований превентивного надзора
Данная статья предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований превентивного надзора без уважительных причин. Превентивный надзор за осужденными устанавливается судом для наблюдения за поведением освобожденных из мест лишения свободы, предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого профилактического воздействия. Представление о приостановлении превентивного надзора за лицом, в отношении которого он был установлен, при осуждении его к наказанию в виде ограничения свободы, ареста или направлении в лечебно-трудовой профилакторий направляется в суд органом внутренних дел по месту жительства этого лица. Определение (постановление) суда о приостановлении превентивного надзора за лицом, в отношении которого он был установлен, осужденным к наказанию в виде ограничения свободы, ареста или направленным в лечебно-трудовой профилакторий, направляется судом администрации исправительного учреждения открытого типа, арестного дома или лечебно-трудового профилактория и (или) в орган внутренних дел по месту жительства этого лица. Определение (постановление) суда о приостановлении превентивного надзора объявляется указанному лицу администрацией исправительного учреждения открытого типа, арестного дома или лечебно-трудового профилактория либо органом внутренних дел по месту жительства этого лица. Представление о возобновлении превентивного надзора за указанным лицом направляется в суд администрацией исправительного учреждения открытого типа, арестного дома или лечебно-трудового профилактория либо органом внутренних дел по месту жительства этого лица за месяц до отбытия им наказания в виде ограничения свободы, ареста или освобождения из лечебно-трудового профилактория. Определение (постановление) суда о возобновлении превентивного надзора за лицом направляется судом администрации исправительного учреждения открытого типа, арестного дома или лечебно-трудового профилактория и (или) в орган внутренних дел по месту жительства этого лица. Определение (постановление) суда о возобновлении превентивного надзора объявляется лицу администрацией исправительного учреждения открытого типа, арестного дома или лечебно-трудового профилактория либо органом внутренних дел по месту жительства этого лица. При этом лицо предупреждается об ответственности за неприбытие без уважительных причин в установленный срок к избранному месту жительства, либо выезд за пределы района (города) без согласия органа внутренних дел, либо перемену им места жительства в пределах района (города) без уведомления органа внутренних дел, совершенные с целью уклонения от превентивного надзора, а также за несоблюдение иных требований превентивного надзора без уважительных причин. Лицо, за которым установлен превентивный надзор, обязано выполнять следующие требования превентивного надзора: прибыть в установленный администрацией исправительного учреждения, исправительного учреждения открытого типа, арестного дома или лечебно-трудового профилактория срок к избранному месту жительства и зарегистрироваться в органе внутренних дел; являться по вызову в орган внутренних дел в указанный срок и давать пояснения по вопросам соблюдения им требований превентивного надзора; уведомлять орган внутренних дел о перемене места работы и (или) жительства; выезжать за пределы района (города) по служебным и личным делам только с согласия органа внутренних дел. Лицо, за которым установлен превентивный надзор, в случае, указанном в части восьмой ст.80 УК, обязано: не посещать определенные места; не покидать свое жилище в определенное время суток; являться в орган внутренних дел для регистрации в установленное органом внутренних дел время. Лицо, за которым установлен превентивный надзор, не должно совершать преступлений и административных правонарушений. Согласно Инструкции о порядке установления и осуществления превентивного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденной постановлением МВД РБ от 20.11.2000 № 201, превентивный надзор является системой временных принудительных мер контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, который устанавливается судом и осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями с привлечением работников иных служб органов внутренних дел. Превентивный надзор устанавливается для наблюдения за поведением поднадзорных, предупреждения с их стороны преступлений и правонарушений, оказания на них необходимого профилактического воздействия. Указанной Инструкцией предусмотрен порядок выезда поднадзорных за пределы административного района, согласно которому:
вопросы о краткосрочном выезде поднадзорного с места постоянного жительства за пределы района (города) по личным делам рассматривает начальник инспекции на основании письменного заявления поднадзорного;
при обращении поднадзорного с письменным заявлением о краткосрочном выезде по личным делам за пределы района (города) начальник инспекции направляет запрос в отдел внутренних дел (милицию) по временному месту жительства поднадзорного о проверке возможности его проживания по указанному адресу (при получении положительного ответа принимает решение о выезде поднадзорного с постоянного места жительства, о чем делает соответствующую запись в заявлении, выдача поднадзорному разрешения на выезд по личным делам производится в исключительных случаях, при этом учитываются причина выезда, данные, характеризующие его поведение в период нахождения под превентивным надзором);
при разрешении поднадзорному выезда по личным делам в другую местность на срок более суток ему под роспись выдается маршрутный лист, в котором указываются дата разрешения на выезд, цель поездки, срок и место пребывания, обязанности поднадзорного зарегистрироваться в инспекции по новому месту жительства, являться по вызову в установленное время и известить о своем возвращении инспекцию, осуществляющую за ним превентивный надзор по месту постоянного жительства (о выезде поднадзорного уведомляется инспекция, на территорию обслуживания которой должен прибыть поднадзорный);
при разрешении поднадзорному выезда по личным делам в другую местность на срок свыше 30 суток в инспекцию по месту временного проживания поднадзорного вместе с уведомлением высылается дело превентивного надзора (в случаях краткосрочного выезда поднадзорного ввиду крайней необходимости (болезнь, похороны) решение о выезде принимается без предварительного направления запроса в инспекцию по месту временного проживания);
при перемене поднадзорным постоянного места жительства инспекция, осуществляющая надзор, уведомляет об этом орган внутренних дел по новому месту жительства поднадзорного;
при выезде поднадзорного на другое постоянное место жительства ему выдается контрольный листок, в котором указываются дата отъезда, адрес нового места жительства и срок явки на регистрацию в милицию по новому месту жительства;
инспекция органа внутренних дел по новому месту жительства поднадзорного после его явки на регистрацию обязана немедленно запросить, а инспекция по прежнему месту жительства - выслать на это лицо дело превентивного надзора.
Пример
Постановлением хозяйственного суда было прекращено дело об административном правонарушении по части первой ст.12.7 КоАП в отношении гражданина Д. на основании п.10 части первой ст.9.6 ПИКоАП в связи с недоказанностью его вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения. Судом было установлено, что изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы об осуществлении гражданином Д. незаконной предпринимательской деятельности основаны на письменных объяснениях индивидуальных предпринимателей Б. и Х. о том, что помещения в здании по ул.Ленинградской в г.Кобрине были переданы указанным предпринимателям гражданином Д. (действовавшим от имени своей жены) в аренду и за пользование помещениями гражданину Д., не зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уплачивалась арендная плата.
Гражданин Д. факт совершения вменяемого ему правонарушения не признал, заявил, что помещения передавались индивидуальным предпринимателям Б. и Х. не в аренду, а в безвозмездное пользование (ссуду) исключительно с целью поддержания здания (являющегося памятником архитектуры) по ул.Ленинградской в исправном техническом состоянии. Гражданин Д. заявил также, что ссудодателем выступал не он, а его жена, которой и принадлежит право собственности на данное здание. В подтверждение указанных им обстоятельств гражданин. Д. представил договоры безвозмездного пользования, заключенные между его женой как ссудодателем и индивидуальными предпринимателями Б. и Х. как ссудополучателями.
Индивидуальные предприниматели Б. и Х., допрошенные судом в качестве свидетелей, подтвердили доводы гражданина Д., заявили, что их первоначальные объяснения, взятые у них работниками правоохранительного органа, не соответствуют действительности, что за пользование переданными им в безвозмездное пользование помещениями они не платили гражданину Д. никакой арендной платы, а лишь оплачивали коммунальные услуги (электро- и теплоснабжение и т.п.) и производили текущий ремонт помещений.
Председателем хозяйственного суда материалы в отношении индивидуальных предпринимателей Б. и Х. были направлены в правоохранительный орган для привлечения их к административной ответственности по ст.24.4 КоАП.
Правоохранительным органом были составлены протоколы об административных правонарушениях по ст.24.4 КоАП за дачу заведомо ложного объяснения свидетелем в отношении Б. и Х.
Постановлениями районного суда Б. и Х. были подвергнуты штрафу в размере 350 000 руб. каждый.
15.12.2009 г.
Сергей Бондарович, начальник отдела правовой и кадровой работы филиала «Минская городская дирекция» открытого акционерного общества «Белинвестбанк»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 28.12.2009 № 98-З (с 23 февраля 2010 г.), от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.), от 30.12.2010 № 225-З (с 12 июля 2011 г.), от 12.07.2013 № 64-З (с 28 августа 2013 г.), от 04.01.2014 № 120-З (с 13 февраля 2014 г.) и от 24.10.2016 № 439-З (с 16 мая 2017 г.) внесены изменения и дополнения. В Уголовно-исполнительный кодекс РБ от 11.01.2000 № 365-З на основании законов РБ от 05.05.2010 № 123-З (с 22 августа 2010 г.) и от 12.07.2013 № 55-З (с 3 августа 2013 г.) внесены изменения и дополнения. В Хозяйственный процессуальный кодекс РБ от 15.12.1998 № 219-З на основании законов РБ от 01.07.2014 № 174-З (с 21 июля 2014 г.) и от 05.01.2016 № 356-З (с 27 февраля 2016 г.) и от 24.10.2016 № 439-З (с 16 мая 2017 г.) внесены изменения и дополнения. |