Комментарий от 30.04.2010
Автор: Белявский С.

Комментарий постатейный к главе 38 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ


 

Материал помещен в архив

 

КОММЕНТАРИЙ

постатейный к главе 38 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ

Статья 723. Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ

Заключение и исполнение договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские и технологические работы, НИОКР, НИОК(Т)13Р, НИР и ОКР) кроме Гражданского кодекса РБ (далее - ГК, Кодекс) регулируются целым рядом нормативных актов. Среди основных следует выделить:

1. Закон РБ от 21.10.1996 № 708-XIII «О научной деятельности» (далее - Закон «О научной деятельности»);

2. Закон РБ от 19.01.1993 № 2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики»;

3. Закон РБ от 16.05.1996 № 370-XIII «Об авторском праве и смежных правах».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 декабря 2011 г. следует руководствоваться Законом РБ от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах»;

 

4. Закон РБ от 16.12.2002 № 160-З «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» (далее - Закон № 160-З);

5. Закон РБ от 05.05.1999 № 250-З «О научно-технической информации»;

6. Указ Президента РБ от 25.05.2006 № 356 «О государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ» (далее - Указ № 356);

7. Указ Президента РБ от 09.03.2009 № 123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 123);

8. Указ Президента РБ от 26.06.2009 № 349 «О мерах по совершенствованию порядка создания и условий деятельности временных научных коллективов»;

9. Указ Президента РБ от 31.08.2009 № 432 «О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами» (далее - Указ № 432).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 августа 2013 г. вместо Указа № 432 действует Указ Президента РБ от 04.02.2013 № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств»;

 

10. Указ Президента РБ от 07.09.2009 № 441 «О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности» (далее - Указ № 441);

11. Положение о порядке и условиях стимулирования использования результатов научно- исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 31.08.2006 № 1103;

12. Положение о порядке разработки, финансирования и выполнения государственных программ фундаментальных и прикладных научных исследований, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 18.07.2000 № 1082.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 августа 2010 г. следует руководствоваться Положением о порядке разработки, финансирования и выполнения государственных программ научных исследований, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 12.08.2010 № 1196;

 

13. Положение о порядке организации и проведения государственной научной экспертизы проектов научно-исследовательских работ, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 18.07.2000 № 1082.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2015 г. следует руководствоваться Положением о порядке функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 22.05.2015 № 431;

 

14. Положение о порядке проведения экспертизы научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, утвержденное Постановлением Совета Министров РБ от 30.09.2006 № 1283.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 июня 2017 г. постановление № 1283 на основании постановления Совета Министров РБ от 05.06.2017 № 425 утратило силу;

 

15. Положение о порядке конкурсного отбора и реализации инновационных проектов, финансируемых из республиканского бюджета, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и работ по организации и освоению производства научно-технической продукции, финансируемых за счет средств инновационных фондов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2006 № 1329;

16. Положение о коммерческой тайне, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 06.11.1992 № 670 (далее - Положение о коммерческой тайне).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 июля 2013 г. следует руководствоваться Законом РБ от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне»;

 

17. Приказ Госкомитета по науке и технологиям РБ, Минфина РБ, Минэкономики РБ от 30.07.1999 № 201а/207/76 «Об утверждении Типового договора на создание (передачу) научно-технической продукции и финансирование инновационного проекта на возвратной основе» (далее - приказ № 201а/207/76);

18. Приказ Госкомитета по науке и технологиям РБ от 29.09.2006 № 245 «Об утверждении формы типового договора о передаче прав на использование результатов НИОК(Т)Р» (далее - приказ «Об утверждении формы типового договора о передаче прав на использование результатов НИОК(Т)Р»);

19. Инструкция по бухгалтерскому учету результатов научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.06.2006 № 75.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2013 г. следует руководствоваться Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов и Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов в бюджетных организациях, утвержденными постановлением Минфина РБ 30.04.2012 № 25.

 

Предмет договора на выполнение научно-исследовательских работ - права на результаты научных исследований. Форма, в которой должен быть выражен этот результат, в данной статье не определена. Это может быть литературный отчет, фотографии, чертежи, графики, математические формулы и т.п.

Предмет договора на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - права на эмпирические познания действительности. При этом конструкторские работы относятся к устройствам, взаимному расположению частей, а технологические работы - к методам обработки, изготовления сырья, материала или полуфабриката в процессе производства продукции.

Конструкторские и технологические результаты таких работ должны быть опытными, т.е. новыми. Формы, в которых должен быть выражен такой результат, указаны в ст.723 ГК - образец нового изделия, новая конструкторская документация на новое изделие, новая технология (очевидно, в виде технологических карт, схем, графиков и т.п.).

Объединяет оба вида этих договоров то, что получаемый результат должен быть новым (оригинальным, неочевидным). Вместе с тем этот результат должен быть выражен в материальном объекте.

Однако существо права на результат научно-исследовательской, опытно-конструкторской или опытно-технологической работы (НИОКР) не может быть сведено к праву собственности на указанный материальный объект, хотя право собственности на этот объект, несомненно, всегда входит в предмет договоров данного типа.

Основное право на указанный результат, составляющее предмет данного типа договоров, - право на новую информацию об объективно существующих явлениях (фактах, закономерностях), открытых (полученных) при научных исследованиях, или о сочетании этих объективно существующих явлениях с умениями, полученными при опытно-конструкторских или опытно-технологических работах.

Исходя из этого и следует отграничивать этот тип гражданских договоров от договоров других типов и видов. При этом отграничение должно проводиться по предмету, а не по особенностям правового регулирования.

Данный договорный тип легко отграничить от тех договоров подряда, в которых созданный заказчиком результат сводится к материальному объекту.

Сложнее отграничить данный договорный тип от договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. В соответствии с последними подрядчик (проектировщик, изыскатель) передает заказчику техническую документацию либо документацию, содержащую результаты изыскательских работ, которые не сводятся к правам на их материальные носители. От проведения проектных и изыскательских работ закон не требует признака новизны результата, в то время как для результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ признак новизны установлен законом.

Наличие или отсутствие новизны результата - единственный признак, позволяющий отделить (хотя бы частично) договоры на выполнение проектных и изыскательских работ от договоров, регулируемых главой 38 ГК.

В зависимости от предмета законодатель выделяет две разновидности договора на выполнение научно-технических работ. Согласно ст.723 ГК предметом договора на выполнение научно-исследовательских работ является обязанность исполнителя провести обусловленное техническим заданием заказчика научное исследование, а предметом договора на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ является обязанность исполнителя разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию.

Понятие опытно-конструкторских работ раскрыто в самом определении договора. В отличие от научно-исследовательских опытно-конструкторские работы имеют прикладной характер и направлены на создание образца нового изделия и (или) конструкторской документации. Технологические работы связаны с разработкой новой технологии, которая должна быть оформлена технологической документацией. При этом и к договору, предметом которого является выполнение опытно-конструкторских работ, и к договору, предметом которого является выполнение технологических работ, применяются единые правила.

Статья 1 Закона «О научной деятельности» определяет научные исследования (научно-исследовательские работы) как творческую деятельность, направленную на получение новых знаний и способов их применения, и подразделяет научно-исследовательские работы на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные научные исследования - теоретические и (или) экспериментальные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, человека, общества, искусственно созданных объектов. Фундаментальные научные исследования могут быть ориентированными, т.е. направленными на решение научных проблем, связанных с практическими приложениями.

Прикладные научные исследования - исследования, направленные на применение результатов фундаментальных научных исследований для достижения конкретных практических целей.

Согласно ст.1 Закона РБ от 19.01.1993 № 2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики»:

- опытно-конструкторские работы - комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции: разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию), изготовление и испытания опытных образцов (опытной партии);

- опытно-технологические работы - комплекс работ по созданию новых веществ, материалов и (или) технологических процессов и по изготовлению технической документации на них;

- Разработка - деятельность, направленная на создание или усовершенствование способов и средств осуществления процессов в конкретной области практической деятельности, в частности на создание новой продукции и технологий. Разработка новой продукции и технологий включает проведение опытно-конструкторских (при создании изделий) и опытно-технологических (при создании материалов, веществ, технологий) работ.

Опытно-конструкторские и технологические работы (разработки) направлены на создание или усовершенствование способов и средств осуществления процессов в конкретной области практической деятельности. Результатом опытно-конструкторских работ может быть изготовление исполнителем образца нового изделия с конструкторской документацией или разработка только конструкторской документации без опытного образца изделия. Опытно-технологические работы направлены на создание материалов, веществ, более совершенных производственных процессов с отражением их в соответствующей документации.

Предметом как договора на выполнение научно-исследовательских работ, так и договора на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ может быть не только весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, но и отдельные его этапы (элементы).

Основное различие между названными договорами определяется неодинаковой степенью творчества, присущей составляющим их предмет работам. Еще одно отличие этих договоров состоит в различной вероятности достижения интересующего заказчика результата, что и обуславливает различие в подходах законодателя к определению обязательств сторон и ответственности за их неисполнение.

Специфика научных исследований и конструкторских работ по объективным причинам связана с тем, что для данных видов работ велик риск неполучения заданного результата. Например, при исполнении договора на выполнение опытно-конструкторских работ выявилась объективная невозможность разработать конструкцию механизма с заданными параметрами либо по договору на выполнение научно-исследовательских работ был получен отрицательный результат (отличный от того, которого ожидали стороны договора). Такая особенность правовой природы договоров НИОКР нашла отражение и в правовом регулировании договоров, отличающемся от правового регулирования подрядного договора. В п.3 ст.723 ГК указывается, что риск случайной невозможности исполнения договора на НИОКР несет заказчик, если иное не предусмотрено законом или договором.

Договор на выполнение научно-исследовательских работ должен считаться надлежаще исполненным независимо от того, получен ли ожидаемый результат или нет. Здесь заказчик заинтересован в результате, пусть даже и отрицательном, а не работах как таковых. В рамках договора на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ заказчика интересует выполнение исполнителем определенной договором работы с передачей ее материализованного результата заказчику.

Выполнение НИОКР сопровождается зачастую созданием новых, а также использованием зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, что обязывает стороны учитывать требования нормативных актов об интеллектуальной собственности (исключительных правах).

По сути правоотношений, которые возникают между сторонами, договоры на выполнение научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских и технологических работ близки к договорам подрядного типа. Это объясняется тем, что предметом данных договоров, как и предметом подрядных договоров, является выполнение определенной работы. Кроме того, сходство проявляется и в структуре договорных связей. Учитывая это сходство договорных конструкций, законодатель применяет к отношениям, возникающим в рамках договоров на выполнение НИОКР, отдельные нормы, установленные в отношении договора подряда. Согласно ст.732 ГК к срокам выполнения и к цене работы, а также к последствиям неявки заказчика за получением результата работ применяются соответственно правила ст.662, 663 и 693 ГК; к работам, выполняемым для государственных нужд, применяются правила о подрядных работах для государственных нужд (ст.718-722 ГК).

В то же время самостоятельный характер договоров на выполнение НИОКР не позволяет применять к ним иные правила, установленные ГК в отношении договора подряда, даже в тех случаях, когда тот или иной вопрос законодательно не регламентирован.

Техническое задание на выполнение НИОКР является неотъемлемым приложением к договору. В техническом задании указывают тематику работ (вид и название работ), характеризуют объект разработки, основное его практическое назначение в конкретной отрасли хозяйствования и основное практическое назначение планируемых результатов, а также приводят технико-экономические параметры и требования к уровню разработки объекта. Кроме этого, указывают направления и пути (стадии) выполнения работ, так называемую программу исследования, и приводят перечень научной, технической документации, подлежащей оформлению и сдаче при приемке выполненных по договору работ. На основе тематики работ и описания объекта, заданных заказчиком, программу работ составляет, как правило, исполнитель (специалист) и согласовывает с заказчиком. Согласованное сторонами техническое задание содержит требование к работам, программу их выполнения и технико-экономические параметры объекта и результатов работ. Однако договором может быть предусмотрена (п.2 ст.728 ГК) обязанность заказчика выдать исполнителю техническое задание и согласовать с ним программу работ и технико-экономические параметры или тематику работ.

Сторонами договора на выполнение НИОКР являются исполнитель - сторона, которая проводит научные исследования, выполняет ОКР, и заказчик - сторона, в интересах которой проводятся соответствующие научные исследования и разработки. Кодекс не устанавливает ограничений в отношении лиц, которые могут выступать в качестве сторон. Закон «О научной деятельности» устанавливает, что субъектами научной деятельности могут быть физические лица, временные научные коллективы и юридические лица (научные организации), осуществляющие научную, научно-техническую, инновационную деятельность на территории Республики Беларусь. Заказчиками по договору могут быть любые лица, государственные органы, заинтересованные в результатах НИОКР.

Наряду с субъектами различают таких участников рассматриваемой деятельности, как инвестор, спонсор, а также лиц, которые осуществляют информационное, проектно-лицензионное, метрологическое, программное, организационно-методическое и техническое обеспечение.

В Кодексе нет специальных норм о порядке заключения договоров на выполнение НИОКР. Поэтому к заключению договора на выполнение НИОКР применимы нормы о заключении договора подряда и общие положения о договоре.

Форма договоров должна соответствовать общим правилам о форме сделок. Обычно договор заключается на основе добровольного соглашения сторон в простой письменной форме путем подписания сторонами единого документа, к которому прилагается смета, календарный план и другие материалы. Выполнение научно-технических программ, НИОКР для государственных нужд осуществляется в соответствии с государственными контрактами на поставку научно-технической продукции на конкурсной основе. Указом № 356 утверждено Положение о порядке государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ. Государственной регистрации подлежат работы, имеющие значение для реализации приоритетов социально-экономического развития, разработки новых технологических процессов, наукоемкой, конкурентоспособной продукции, формирования перспективных научных направлений независимо от источников финансирования работ, которые выполняются организациями независимо от форм собственности и подчиненности и индивидуальными предпринимателями. Государственная регистрация работ, а также ведение государственного реестра осуществляются государственным учреждением «Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы».

Приказом № 201а/207/76 утверждена типовая форма договора на создание (передачу) научно-технической продукции и финансирование инновационного проекта на возвратной основе.

В качестве приложений к договору указаны типовые формы технического задания на выполнение НИОКР инновационного проекта, календарный план работы по договору, калькуляция плановой себестоимости работ по договору, обязательства организации по возврату средств республиканского бюджета Белорусскому инновационному фонду. Содержание данных приложений следует рассматривать в качестве существенных условий договора на выполнение НИОКР в соответствии со ст.402 ГК.

Кроме того, в п.4 Указа № 432 приведен перечень существенных условий договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ помимо иных условий, установленных в соответствии с законодательными актами, а именно:

- определение обладателя (обладателей) имущественных прав на результаты научно-технической деятельности (далее - НТД);

- право использования сторонами договора, в т.ч. исполнителем, создаваемых результатов НТД для собственных нужд, осуществления предпринимательской деятельности, а также порядок и условия реализации такого права;

- предоставление (непредоставление) государственному заказчику права требовать от исполнителя, который в соответствии с актами законодательства имеет право на получение охранного документа или которому выдан охранный документ на результаты НТД, являющиеся объектом права промышленной собственности, передачи права на получение охранного документа либо его уступки в порядке, установленном актами законодательства;

- право государственного заказчика, не являющегося обладателем имущественных прав на результаты НТД, на безвозмездную передачу ему имущественных прав на результаты НТД в случае, если они не используются исполнителем в течение одного года после выполнения договора, в рамках которого они созданы;

- ответственность исполнителя за эффективное использование государственных средств в соответствии с их целевым назначением.

Статья 724. Выполнение работ

В п.1 комментируемой статьи, относящемся только к договорам на выполнение научно-исследовательских работ, установлено, что в таких договорах исполнитель обязан провести научные исследования лично. Эта норма является исключением из общей нормы, содержащейся в п.1 ст.294 ГК.

Согласно п.1 ст.724 ГК исполнитель вправе привлекать к исполнению договора на выполнение НИР третьих лиц только с согласия заказчика. При выполнении опытно-конструкторских или технологических работ (п.2 ст.724 ГК) исполнитель вправе привлекать третьих лиц, если иное не предусмотрено договором, иными словами, если договором прямо не запрещено. Такое различие в законодательстве в отношении привлекаемого соисполнителя указывает на то, что законодатель считает научно-исследовательские работы более творческими по характеру, чем конструкторские и технологические работы, что является спорным. Разработка новой конструкции устройства требует не менее творческого подхода, чем исследовательские работы в любой области.

К отношениям исполнителя с третьими лицами в случае их привлечения к выполнению НИОКР применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике (ст.660 ГК).

Если исполнителем является гражданин (или несколько граждан), то личное исполнение означает невозможность привлечения к исполнению договора иных граждан и юридических лиц и тем более перепоручения исполнения (даже частично) иным лицам. Однако если исполнителем является юридическое лицо, то принцип личного исполнения не препятствует исполнителю увольнять своих прежних работников или принимать новых работников (если только конкретные граждане не указаны в договоре). Вместе с тем норма о личном исполнении договора на научно-исследовательские работы сформулирована как диспозитивная: договор может предусматривать право исполнителя привлекать к его исполнению третьих лиц. Под этим понимается также полное или частичное перепоручение, т.е. возложение исполнения на третьих лиц. В этих случаях применяется норма п.1 ст.294 ГК. Принцип личного исполнения объясняется тем, что содержание и качество результата научно-исследовательской работы в большой степени зависит от личности исполнителя.

Пункт 2 комментируемой статьи касается договоров на выполнение опытных работ, относящихся к технике и технологии. В этих договорах принцип личного исполнения не применяется; следовательно, к таким договорам применимы общие положения об исполнении обязательств, содержащиеся в ст.294 ГК. Однако законодатель подчеркивает, что договор может предусматривать личное исполнение договора исполнителем, что объясняется наличием взаимосвязи между содержанием и качеством результата опытно-конструкторских (технологических) работ и личностью исполнителя.

Второе предложение, содержащееся в п.2 комментируемой статьи: «К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике (статья 660)», структурно относится только к договорам на выполнение опытно-конструкторских (технологических) работ, но не к договорам на выполнение научно-исследовательских работ. Вместе с тем если третьи лица привлекаются к исполнению договоров на выполнение научно-исследовательских работ, то в таких случаям могут применяться по аналогии нормы п.2 ст.724 ГК и, следовательно, нормы ст.660 ГК.

Статья 725. Конфиденциальность сведений, составляющих предмет договора

Если иное не предусмотрено договорами на выполнение НИР и НИОК(Т)Р, стороны обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов. Объем сведений, признаваемых конфиденциальными, определяется, как правило, в приложениях к договору. Речь идет о сведениях, которыми стороны располагают при заключении договора либо которые были получены в ходе выполнения работ.

Нарушением обязательств по обеспечению конфиденциальности является не только публикация в средствах массовой информации, но и передача соответствующих сведений одной из сторон другим лицам без согласия партнера, а также непринятие мер к их защите, вследствие чего они стали доступны для третьих лиц.

Более строго решается вопрос обеспечения конфиденциальности сведений, касающихся результатов выполненных работ. Согласно п.2 ст.725 ГК, содержащему императивную норму, каждая из сторон вправе публиковать полученные при выполнении работ и признанные конфиденциальными сведения только с согласия другой стороны.

Законом не закрепляется за кем-либо монополии на обладание и использование информации, за исключением той, которая является одновременно объектом интеллектуальной собственности или подпадает под понятие служебной или коммерческой тайны. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Экономические и правовые основы защиты коммерческой тайны определены Положением о коммерческой тайне. В соответствии с ним коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования.

Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных собственником и законодательными актами. Информация, составляющая коммерческую тайну, должна соответствовать следующим требованиям:

- иметь действительную и потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам;

- не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству РБ;

- обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства;

- не являться государственным секретом и не защищаться авторским и патентным правом;

- не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства.

Работники субъекта хозяйствования и лица, заключившие гражданско-правовые договоры, имеющие доступ к коммерческой тайне субъекта хозяйствования, принимают обязательство сохранять коммерческую тайну и без разрешения, выданного в установленном порядке, не разглашать сведения, ее составляющие, при условии, что эта информация ранее не была известна работникам или иному лицу, получившему к ней доступ, либо не была получена от третьей стороны без обязательства соблюдать в отношении ее конфиденциальность.

Состав и объем сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну, порядок ее защиты определяются предпринимателем в отношении коммерческой тайны и государственными органами управления - в отношении служебной. Сведения, содержащиеся в уставах юридических лиц, не могут быть коммерческой тайной.

Статья 726. Права сторон на результаты работ

Одним из наиболее важных и сложных вопросов, решаемых в договорах на выполнение НИОКР, является вопрос о правах сторон по использованию и распоряжению научно-технической продукцией, созданной в рамках рассматриваемых договоров.

Являясь результатом творческого труда, научно-техническая продукция, созданная в рамках договоров НИОКР, представляет собой объект интеллектуальной собственности. По общему правилу претендовать на обладание им могут и исполнитель, и заказчик: первый потому, что именно он является создателем научно-технической продукции; второй потому, что работа выполнена по его заданию и полностью им оплачена. Правила ст.726 ГК носят диспозитивный характер, поэтому в принципе права по использованию и распоряжению результатами работ могут быть целиком сохранены за исполнителем или полностью переданы заказчику. При этом использование результатов работ и распоряжение ими обычно рассматривается сторонами как тесно взаимосвязанные, но относительно самостоятельные аспекты данной проблемы.

Если иное не предусмотрено договором, заказчик имеет право использовать переданные ему исполнителем результаты работ, в т.ч. способные к правовой охране, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд. Пункт 1 ст.726 ГК предусматривает возможность определения в договоре пределов и условий использования полученных результатов, а п.2 содержит определенные диспозитивные нормы на тот случай, если в договоре пределы и условия использования полученных результатов либо не будут определены, либо будут определены не полностью. Под результатами работ, о которых идет речь, следует понимать как материальные результаты (материальные объекты - экземпляры отчета, образчик изделия, конструкторская документация), так и связанные с ними нематериальные результаты - патентоспособные изобретения, полезные модели, промышленные образцы, авторские произведения и другие объекты интеллектуальной собственности. Обычно на материальные результаты, созданные по договору, право собственности переходит к заказчику (или закрепляется за заказчиком).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 января 2013 г. п.2 ст.726 ГК изложен в новой редакции Законом РБ от 10.07.2012 № 424-З.

 

Кодекс не содержит каких-либо специальных норм в отношении прав сторон на результаты работ, способные к правовой охране, по государственным контрактам на выполнение НИОКР. Данный вопрос урегулирован на уровне специальных актов.

Так, правовая регламентация реализации прав сторон на результаты НИОКР, выполняемых за счет бюджета, частично установлена Указом № 432. В соответствии с ним имущественные права на результаты НТД, созданные полностью или частично за счет государственных средств, приобретает Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица. Обладателями таких прав являются государственный заказчик и (или) исполнитель - государственная организация. При этом обладателями имущественных прав на результаты НТД, связанные с интересами обороны и безопасности Республики Беларусь, могут быть только государственные заказчики, если иное не установлено законодательными актами.

Распоряжение имущественными правами на результаты НТД включает:

- полную или частичную передачу другим лицам имущественных прав на результаты НТД;

- предоставление другим лицам права использования результатов НТД;

- иные действия, не противоречащие законодательству.

Государственный заказчик, являющийся обладателем имущественных прав на результаты НТД, может безвозмездно передавать имущественные права на них, а также предоставлять право использования этих результатов.

Форма договора о передаче прав на использование результатов НИОК(Т)Р утверждена приказом «Об утверждении формы типового договора о передаче прав на использование результатов НИОК(Т)Р». Следует отметить, что официально указанный приказ опубликован не был. Кроме того, приказом № 201а/207/76 утверждена типовая форма договора на создание (передачу) научно-технической продукции и финансирование инновационного проекта на возвратной основе. Указанные формы утверждены не как примерные, а как типовые.

Создаваемая в рамках исполнения рассматриваемых договоров научно-техническая продукция является результатом творческого труда и может представлять собой объект исключительных прав. Статья 726 ГК предоставляет сторонам право самостоятельно определять в договорах пределы и условия использования результатов работ, в т.ч. способных к правовой охране. Если же в договоре вопрос об использовании результатов не решен, то заказчик, как и исполнитель, имеет право использовать результаты работ, в т.ч способные к правовой охране, для собственных нужд по своему усмотрению.

В договорах должны решаться вопросы о том, какая из сторон будет подавать заявку на получение патента; каким образом будут переданы права на запатентованный результат другой стороны; каким образом могут тиражироваться новые изделия и другие условия, касающиеся распоряжения результатами работ.

Материальный объект, передаваемый по приемо-сдаточному акту заказчику, считается переданным ему в собственность. Некоторые результаты творческой деятельности - штаммы (продуценты) микроорганизмов (они являются одним из видов изобретений) и новые сорта растений и породы животных - неразрывно связаны с теми материальными предметами, в которых они воплощены, и вне этих материальных предметов не существуют. К этим результатам применяются нормы о материальных творческих результатах. Сложен решить вопрос об использовании нематериальных результатов.

Однозначно должен решаться в договоре вопрос об использовании результатов НИОКР в тех случаях, когда они воплощаются в изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах и иных объектах, способных к правовой охране. Стороны должны оговорить конкретный порядок использования подобных объектов, определяющий, в частности, фигуру патентообладателя, условия выдачи им лицензии на право использования запатентованного объекта, выплату вознаграждения авторам разработки и др.

В пп.1 и 2 ст.726 ГК упомянуты результаты, способные к правовой охране. Здесь имеются в виду нематериальные результаты (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и т.д.). Обычно при завершении договорных отношений государственной регистрации на эти нематериальные результаты еще нет; может быть, еще не поданы и заявки, необходимые для их государственной регистрации. Однако некоторые нематериальные результаты при завершении договора уже могут иметь правовую охрану. Изобретение или промышленный образец возможно после этого запатентовать, а авторские произведения охраняются вообще с момента их создания без какой-либо регистрации. Иными словами, правовая охрана в этом смысле распространяется не на сами результаты работ, а на те объекты интеллектуальной собственности, которые входят в состав полученных результатов. Поэтому выражение «результаты работ, способные к правовой охране» нельзя понимать ограничительно, в данном случае оно подлежит расширительному толкованию, и под этим выражением понимаются все нематериальные результаты, как уже охраняемые, так и те, которые могут стать охраняемыми в дальнейшем.

В соответствии с п.1 ст.726 ГК в договоре может быть указано, каким образом и в каких временных пределах (в т.ч. в течение какого срока) заказчик вправе использовать полученные результаты работ.

В соответствии со ст.726 ГК стороны в договорах на выполнение НИОКР имеют право использовать результаты работ, в т.ч. способные к правовой охране, в пределах и на условиях, предусмотренных договором. В принципе они могут определить несколько вариантов такого использования:

- право на использование результатов НИОКР осуществляет только заказчик;

- право на использование, включая коммерческое, стороны реализуют в равной мере;

- право на коммерческое использование осуществляет исполнитель, а заказчик использует разработку лишь для собственных нужд;

- если иное не предусмотрено в договоре, право использования переданной заказнику исполнителем разработки, в т.ч. способной к правовой охране, возникает у заказчика, а исполнитель использует полученный им результат для собственных нужд.

Природа права на результаты НИОКР различается в зависимости от характера правоотношения. Права сторон на результаты работ - это права в относительном, обязательственном правоотношении, основанном на договоре.

Нормы, содержащиеся в Указе № 432 ограничивают установленную в п.1 ст.726 ГК свободу сторон, заключающих договоры. Эти ограничения касаются тех творческих результатов, которые получены исполнителем при реализации государственных контрактов.

Результаты НИОКР, созданные на основе государственного контракта (новые технологии и техника), могут быть патентоспособными, т.е. обладать признаками изобретения, полезной модели, промышленного образца. В соответствии со ст.6 Закона № 160-З право на получение патента принадлежит:

- автору (соавторам) изобретения, полезной модели, промышленного образца;

- физическому или юридическому лицу, являющемуся нанимателем автора изобретения, полезной модели, промышленного образца, в случаях, предусмотренных п.3 ст.6 Закона № 160-З;

- физическому и (или) юридическому лицу или нескольким физическим и (или) юридическим лицам (при условии их согласия), которые указаны автором (соавторами) в заявке на выдачу патента либо в заявлении, поданном в патентный орган до момента регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца;

- правопреемнику (правопреемникам) вышеуказанных лиц.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 июля 2018 г. следует руководствоваться ст.6 Закона № 160-З с изменениями, внесенными на основании Закона РБ от 18.12.2017 № 88-З.

 

Право на получение патента на служебные изобретение, полезную модель, промышленный образец, созданные работником, принадлежит нанимателю, если договором между ними не предусмотрено иное.

Изобретение, полезная модель, промышленный образец считаются служебными, если они относятся к области деятельности нанимателя при условии, что деятельность, которая привела к их созданию, относится к служебным обязанностям работника, либо они созданы в связи с выполнением работником конкретного задания, полученного от нанимателя, либо при их создании работником были использованы опыт или средства нанимателя.

Работник, создавший служебное изобретение, полезную модель, промышленный образец, обязан уведомить об этом нанимателя в письменной форме. Если наниматель в течение 3 месяцев с даты уведомления его работником о созданных изобретении, полезной модели, промышленном образце не подаст заявку в патентный орган, право на получение патента принадлежит работнику. В этом случае наниматель вправе использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец на условиях, определяемых лицензионным договором.

Если работнику не принадлежит право на получение патента, он имеет право на вознаграждение, соразмерное выгоде, которая получена нанимателем или могла бы быть им получена при надлежащем использовании изобретения, полезной модели, промышленного образца в случаях получения нанимателем патента или неполучения патента по поданной нанимателем заявке по причинам, зависящим от нанимателя. Вознаграждение выплачивается в размере и на условиях, определяемых соглашением между работником и нанимателем.

В случае отсутствия соглашения между сторонами о размере и порядке выплаты вознаграждения или компенсации спор рассматривается в судебном порядке. Минимальный размер вознаграждения определяется законодательством. За несвоевременную выплату вознаграждения или компенсации, определенных договором, виновный в этом наниматель несет ответственность в соответствии с законодательством.

Работодатель может передать право на получение патента другому лицу. Вопросы передачи этого права решаются в договоре о выполнении НИОКР. Вот почему так важно при заключении договора о выполнении НИОКР согласовать, кто именно будет подавать заявку на выдачу патента (заказчик или исполнитель), если результат будет патентоспособен.

Что касается выполнения НИОКР за счет бюджетных средств, то в Указе № 432 прямо установлено, что права на результаты НИОК(Т)Р, полученные по работам, полностью финансируемым за счет средств республиканского или местных бюджетов, закрепляются за Республикой Беларусь или ее административно-территориальной единицей в лице государственного заказчика. Распоряжение результатами НИОК(Т)Р, которые являются объектами права промышленной собственности, осуществляется государственным заказчиком, если иное не предусмотрено законодательством или условиями заключенного договора на выполнение НИОК(Т)Р. Права на использование результатов НИОК(Т)Р могут передаваться правообладателями организации пользователю на основании договора в соответствии с законодательством.

Результаты интеллектуальной деятельности, не являющиеся объектами исключительных прав и не отнесенные к коммерческой или служебной тайне, не защищаются. Предъявить требования о запрещении использования такого результата, о возмещении убытков фактические обладатели научно-технической продукции не вправе. Конечно, определенные возможности защиты имеются. Так, опытный образец, конструкторская документация на него являются объектами собственности, научный отчет - объектом авторского права. Но нормы о праве собственности, об авторском праве не могут защитить содержательную часть научно-технического результата, сущность технического решения. Поэтому, если разработка патентоспособна, ее надо запатентовать либо, если принято решение сохранить ее в тайне, приходится устанавливать режим коммерческой и служебной тайны.

Поскольку результат договора на выполнение НИОКР всегда состоит из двух частей: материального объекта и содержащейся в этом материальном объекте новой информации, то необходимо выявить, какие права возникают у заказчика на результат НИОКР.

В отношении материального объекта, созданного в результате НИОКР, следует исходить из того, что он переходит в собственность заказчика.

Необходимо отметить, что Указом № 441, который вступил в силу 10 марта 2010 г., были установлены дополнительные меры стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности. В частности, определено, что цена работ по договорам о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, финансируемых за счет бюджетных средств, формируется с учетом рентабельности, не превышающей 7 % их сметной стоимости. Также был усовершенствован порядок распределения доходов, полученных от использования правообладателями объектов интеллектуальной собственности: государственные юридические лица и хозяйственные общества с долей государства в уставных фондах, являющиеся обладателями исключительных прав на объекты промышленной собственности, обязаны не менее 40 % полученных по лицензионным договорам средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налогов и сборов, направлять на выплату вознаграждений авторам объектов права промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений).

Указом № 441 было определено, что при проведении научными организациями наиболее значимых для Республики Беларусь научных исследований и разработок для оплаты труда работников, непосредственно выполняющих данные исследования и разработки по приоритетным направлениям научной и научно-технической деятельности, применяется тарифная ставка 1-го разряда, установленная Советом Министров РБ для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, с учетом повышающего коэффициента до 2,5.

Премирование вышеуказанных работников научных организаций осуществляется по итогам выполнения наиболее значимых для Республики Беларусь научных исследований и разработок или этапов таких работ в размере до 5 должностных окладов (окладов) в пределах средств фонда оплаты труда.

Кроме того, руководители научных организаций Национальной академии наук Беларуси, финансируемых из бюджета, имеют право направлять до 15 % средств планового фонда заработной платы на повышение до 200 % тарифных окладов отдельных работников, непосредственно выполняющих научные исследования и разработки в области создания и освоения новых видов продукции и технологий, новых организационно-технических решений производственного и социально-экономического характера, а также организующих их внедрение.

Заработная плата, начисленная вышеперечисленным работникам научных организаций, максимальными размерами не ограничивается и включается в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении.

Указ № 123 также направлен на стимулирование инновационной деятельности научных коллективов, а также совершенствование механизма стимулирования производства высокотехнологических товаров (работ, услуг). Указом № 123 научным организациям предоставлено право создавать коммерческие организации в форме унитарных предприятий. Цель создания таких предприятий - дополнительное осуществление научной, научно-технической деятельности, а также производство высокотехнологичных товаров (работ, услуг).

Возможность реализации предоставленного права обусловлена соблюдением научной организацией следующих требований:

- осуществление деятельности, приносящей доходы, предусмотренной учредительными документами;

- создание унитарного предприятия только за счет превышения доходов, остающихся в распоряжении научной организации от осуществления деятельности, приносящей доходы, над расходами;

- согласие государственного органа (организации), в подчинении (ведении) которого эта научная организация находится (в состав которого входит), либо собственника ее имущества на создание унитарного предприятия.

Право создавать унитарные предприятия может быть реализовано научными организациями на протяжении 3 лет со дня вступления Указа № 123 в силу. При этом доля выручки созданных унитарных предприятий от осуществления научной, научно-технической деятельности, производства высокотехнологичных товаров (работ, услуг) в общем объеме их выручки должна составлять не менее 70 % (подп.1.1 п.1 Указа № 123).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 октября 2011 г. следует руководствоваться подп.1.1 п.1 Указа № 123 с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 30.09.2011 № 439.

 

Помимо мер, направленных на стимулирование инновационной деятельности научных организаций, созданных в форме учреждений, а также учреждений, обеспечивающих получение высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, Указ № 123 предусматривает меры, в целом способствующие активизации научной и научно-технической деятельности, осуществляемой на территории Республики Беларусь.

Так, в соответствии с подп.1.2 п.1 Указа № 123 юридическим лицам при осуществлении научной и научно-технической деятельности без привлечения средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, и (или) хозяйственной деятельности по производству высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства и их реализации предоставлено право самостоятельно:

- определять условия, объемы, виды закупаемого сырья, комплектующих и материалов, а также условия, объемы и виды реализации этих товаров (работ, услуг);

- устанавливать и применять свободные цены (тарифы) на данные товары (работы, услуги);

- определять поставщиков и покупателей высокотехнологичных товаров (работ, услуг).

В целях дальнейшего стимулирования инновационной деятельности Указ № 123 предусматривает ряд льгот по обложению доходов, полученных от реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, а также продукции, созданной с использованием результатов этих работ, налогами, сборами и иными обязательными платежами в бюджет и внебюджетные фонды.

Статья 727. Обязанности исполнителя

Основной обязанностью исполнителей является проведение работ в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передача результатов работ заказчику в предусмотренный договором срок. С этим связаны и обязанности исполнителя своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине недостатки в выполненных работах, влекущие за собой отступления от технического задания.

К срокам выполнения работ применяются правила посвященной подрядным работам ст.662 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК, Кодекс), в соответствии с которыми, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, исполнитель несет ответственность за нарушение начального, конечного, а также промежуточных сроков выполнения работ, указанных в договоре.

Указанные в договоре начальные, конечные и промежуточные сроки выполнения работ могут быть изменены в случаях и порядке, предусмотренных договором.

Установление для договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские и технологические работы, НИОКР, НИОК(Т)Р, НИР и ОКР) правил определения срока для подрядных работ представляется не совсем оправданным. Договора НИОКР не относятся к договорам, в которых возможно четкое определение сроков выполнения, поскольку работы по данным договорам носят творческий характер и стороны часто при заключении договора не могут точно предположить объем работ, сложность выполнения задачи, возможность получения результата, сроки выполнения как самой предусмотренной договором работы, так и промежуточных этапов выполнения НИОКР. Более того, как уже говорилось выше, основными заказчиками по договорам НИОКР в Республике Беларусь на сегодняшний день являются исполнительные органы государственной власти. В связи с этим порядок оплаты работ имеет определенную специфику. Как показывает практика, часто происходит прерывание финансирования ввиду отсутствия средств соответствующего бюджета. Это лишь усложняет взаимоотношения сторон, связанные со сроками выполнения работ. Ввиду изложенного представляется необходимым принятие специальных правил регулирования сроков выполнения работ применительно к договорам на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ.

Статья 727 ГК уделяет особое внимание результатам интеллектуальной деятельности, принадлежащим третьему лицу.

В соответствии с частью второй ст.139 ГК применение в договорных разработках объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих третьим лицам, допускается только с согласия правообладателя. В тех случаях, когда, по мнению исполнителя, в ходе выполнения НИОКР необходимо или целесообразно использовать охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие третьим лицам, исполнитель должен согласовывать этот вопрос с заказчиком, а также согласовывать приобретение прав на это использование. Исполнитель обязуется гарантировать заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц. В частности, должны быть оговорены условия, по которым исполнитель гарантирует заказчику патентную чистоту создаваемых решений. В ходе выполнения работ исполнитель проводит проверку патентной ситуации в Беларуси либо также в другой предусмотренной договором стране и по результатам проверки составляется патентный формуляр, который входит в обязательный комплект технической документации.

Если результат работы в целом достигнут, но имеет недостатки, которые могут повлечь отступления от технико-экономических и иных параметров, предусмотренных в техническом задании или договоре, исполнитель обязан своими силами и за свой счет устранить их. Это должно быть сделано в согласованный сторонами срок, а в случае спора - в разумный и достаточный срок, определенный судом. Однако данная обязанность возлагается на исполнителя только тогда, когда недостатки в работе допущены по его вине, которая в соответствии со ст.372 ГК презюмируется. Поэтому, если он докажет, что недостатки обусловлены действиями заказчика, в частности, составлением некачественного технического задания или передачей неполной или недостоверной информации, необходимой для выполнения работы, вопрос об их устранении решается на иных условиях, которые должны быть согласованы сторонами в соответствии с действующим законодательством. Наиболее актуальна эта обязанность исполнителя в ходе приемки результатов работ заказчиком, когда стороны проводят приемочные испытания результата, выявляют соответствие его заданным параметрам. Однако законодательство не предусматривает последствий на случай выявления так называемых скрытых недостатков, когда отступления от технико-экономических параметров могут быть выявлены заказчиком впоследствии.

Применение правила пункт 3 ст.727 ГК исключается в случае, когда теоретически или экспериментально доказана невозможность решения поставленной договором на выполнение НИОКР задачи, т.е. получен отрицательный результат в соответствии со ст.729, 730 ГК.

Исполнитель обязан незамедлительно (пункт 4 ст.727 ГК) информировать заказчика об установленной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы. В связи с творческим характером исследовательских, конструкторских, технологических работ п.3 ст.723 ГК устанавливает, что риск случайной невозможности выполнить договор и достигнуть результата несет заказчик, если иное не предусмотрено законом или договором. Это значит, что в случае наличия объективных оснований, когда в действиях исполнителя не усматривается нарушения договора, у заказчика сохраняется встречная обязанность оплатить работы. Бремя доказывания наличия объективной невозможности достигнуть результата лежит на исполнителе, однако решение прекратить работы принимает заказчик. Имущественные последствия невозможности достижения результатов работ для заказчика в законодательстве различные.

Статья 729 ГК устанавливает, что, если в ходе выполнения исследовательских работ обнаруживается невозможность достижения результатов, предусмотренных договором, вследствие обстоятельств, не зависящих от исполнителя, заказчик обязан оплатить стоимость работ, проведенных до выявления невозможности получить результат, но не свыше соответствующей части цены работ, указанной в договоре. Иными словами, заказчик оплачивает только те работы, которые были проведены на момент получения данных, свидетельствующих о невозможности достигнуть результата.

В случае невозможности и нецелесообразности продолжения конструкторских и технологических работ заказчик обязан (ст.730 ГК) оплатить исполнителю затраты, т.е. не установлено ограничений размера затрат. Имущественные последствия для заказчика риска неполучения результата сформулированы в законодательстве императивно, носят для него обязательный характер, и договором он не может быть освобожден от данной обязанности. Однако в договоре может быть предусмотрено условие о праве заказчика отказаться полностью или частично от оплаты результата работ, не соответствующего ГОСТу, техническому заданию и другим стандартам, с целью исключить злоупотребление исполнителя по выполнению его обязанности информировать заказчика о невозможности выполнения работ. После информирования исполнителем заказчик не вправе отказаться от оплаты работ исходя из смысла ст.729, 730 ГК.

Выполнение обязанности исполнителем по информированию заказчика о невозможности достигнуть результата работ имеет особую актуальность при выполнении работ по государственному контракту. При исполнении государственных контрактов в этой части могут иметь место злоупотребления не только со стороны исполнителя, но и со стороны заказчика, когда он продолжает финансировать исполнителя, который не может получить образцы техники с утвержденными техническим заданием параметрами. Обязанности лиц, выступающих государственным заказчиком, должны быть нормативно закреплены в качестве их основных функций.

Решая поставленную перед ним научно-техническую задачу, исполнитель должен реализовать творческий потенциал, научную квалификацию и иные качества, необходимые для успешного выполнения работы. В случае если получен отрицательный результат и продолжение работ нецелесообразно, исполнитель обязан незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемый результат или о нецелесообразности продолжения работ. Исходя из смысла закона исполнитель должен приостановить работу до получения от заказчика необходимых указаний. В этой связи в договоре целесообразно определять конкретный срок, в течение которого стороны должны решить вопрос о своих дальнейших действиях.

Выполняя работы, исполнитель обязан согласовать с заказчиком необходимость использования им в работе охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и необходимость приобретения прав на них. Закрепление в законе этой обязанности связано с тем, что исполнитель обязан проявить весь свой творческий потенциал при решении поставленной заказчиком задачи. Если решить задачу без использования охраняемого результата, принадлежащего третьему лицу, невозможно, исполнитель должен использовать этот результат в конечной готовой разработке только с согласия заказчика, так как использование чужих охраняемых результатов влечет для заказчика удорожание работ и необходимость в последующем заключать лицензионный договор на применение этого результата в конечной готовой разработке.

В соответствии с пунктом 5 ст.727 ГК исполнитель обязан также обеспечить гарантии юридической безупречности - патентной чистоты передаваемых заказчику результатов договорных работ. Иначе, если к заказчику будут предъявлены претензии о нарушении им исключительных прав третьих лиц при использовании полученных результатов, он сможет в порядке регресса предъявить соответствующие требования исполнителю.

Патентная чистота - это юридическое свойство объекта техники, заключающееся в том, что он может быть свободно использован в стране (странах) реализации без опасности нарушения действующих на ее (их) территории охранных документов исключительного права, принадлежащих третьим лицам. Понятие «патентная чистота» является относительным. Патентную чистоту определяют на определенную дату, например, на начало исследований по договору и по определенной территории (странам), например, странам будущего экспорта или ведущим странам в исследуемой по договору области. Абсолютной патентной чистоты не существует.

Понятие «патентная чистота» относится к изделию в целом, но проверяют ее по отдельным узлам, деталям, материалам, составляющим изделие. Если в каком-либо элементе изделия использован объект, защищенный охранным документом, принадлежащим третьему лицу, то все изделие не будет обладать патентной чистотой. Заказчику в этом случае придется приобретать у третьего лица лицензию для использования этого результата в конечной готовой разработке. Все это влечет для заказчика дополнительные расходы.

Подтверждением для исполнителя выполнения его обязанности, гарантирующей заказчику ненарушение исключительных прав других лиц (в частности, гарантирующей патентную чистоту результата), может являться патентный формуляр, подтверждающий проведение патентных исследований. При этом следует отметить, что по смыслу пункт 5 ст.727 ГК проведение патентных исследований и проверка патентной чистоты объекта являются императивной обязанностью исполнителя.

Следует иметь в виду, что гарантии патентной чистоты могут быть представлены исполнителем в отношении определенной страны (Республики Беларусь, стран предполагаемого экспорта) и на определенный момент, что должно быть согласовано в договоре. Абсолютные гарантии нереальны в силу территориального характера действия исключительных прав, динамики патентной ситуации, а также особенностей законодательства отдельных стран.

Статья 728. Обязанности заказчика

Прежде всего заказчик обязан предоставить исполнителю необходимую для выполнения работы информацию. Речь в данном случае идет о той исходной информации, которой заказчик должен снабдить исполнителя перед началом работ. Но и тогда, когда работы уже начались, согласно закону заказчик должен сообщать исполнителю любую информацию, которая стала ему известной и которая может повлиять на результат работ. Объем, характер, срок и форма предоставления информации зависят от множества факторов и могут быть конкретизированы в договоре, но общее требование закона сводится к тому, что эта информация должна быть достаточной для выполнения работы.

Необходимая исполнителю информация (патентная, техническая, нормативная и др.) должна быть передана ему заказчиком в согласованные сторонами сроки в соответствии с графиком работ. Заказчик обязан своевременно передавать также новую информацию, ставшую ему известной после заключения договора и влияющую на условия выполнения работ (о новых технических достижениях в данной области, изменении патентной ситуации и т.п.).

По завершению работ заказчик обязан принять их результат. Сдача-приемка выполненных работ производится сторонами по согласованной в договоре процедуре. Например, в практике заключения договоров на выполнение НИОКР, сложившейся на железнодорожном транспорте, установился следующий порядок приема-передачи работ: сдача-приемка работ осуществляется по завершению отдельных этапов, а также по завершению выполнения всех работ. Исполнитель по завершению отдельных этапов работ или работы в целом предоставляет заказчику подписанные исполнителем акт сдачи-приемки работ с приложением к нему предусмотренных договором документов, например, научного отчета, комплекта технической и иной документации, а также протокола комиссии о приемке опытных образцов. Сформированная заказчиком комиссия рассматривает предъявленные материалы и либо подписывает акт сдачи-приемки выполненных работ, либо составляет мотивированный отказ от приемки результатов работ. В последнем случае сторонами должен быть составлен двусторонний акт с перечнем необходимых доработок и указанием срока их выполнения. То есть заказчик имеет право отказаться от принятия результатов выполненных работ путем составления мотивированного акта об отказе. Но при этом стороны должны согласовать необходимые доработки в выполненных работах, а также изменить сроки договора и указать новые сроки сдачи-приемки работ. При этом системный анализ ст.732, 376, 662 ГК позволяет сделать вывод, что исполнитель в любом случае не освобождается от ответственности за нарушение конечных сроков выполнения работ. В случае неустранения исполнителем дефектов заказчик имеет право требовать возмещения убытков в объеме, предусмотренном п.2 ст.731 ГК.

Юридическая фигура заказчика определяется системой финансирования работ по договорам на выполнение НИОКР. Именно заинтересованный в результатах работ заказчик обеспечивает их финансирование, источники которого образуются за счет собственных, заемных или привлеченных средств или средств соответствующего бюджета и внебюджетных фондов.

Заказчик обязан оплатить принятые работы по предусмотренной в договоре цене. Отсылочная норма ст.732 ГК указывает, что цена работ определяется в соответствии со ст.663 ГК, что означает: цена может быть обозначена непосредственно в тексте договора, либо в соответствии с п.3 ст.394 ГК, либо путем составления сметы, которая содержит постатейный перечень затрат по выполнению работ. Последний способ является наиболее применимым в договорах на выполнение НИОКР, так как часто невозможно определить заранее цену работ ввиду большого объема выполняемых по договору работ, а также, поскольку работы по договорам НИОКР носят творческий характер, правила, установленные п.3 ст.394 ГК по договорам на выполнение НИОКР, малоприменимы.

Нельзя также не остановиться на Указе Президента РБ от 26.06.2009 № 349 «О мерах по совершенствованию порядка создания и условий деятельности временных научных коллективов», которым утверждено Положение о порядке создания и об условиях деятельности временных научных коллективов (далее - Положение), в соответствии с которым был изменен порядок создания и деятельности временных научных коллективов (далее - ВНК), ранее регулируемый постановлением Совета Министров РБ от 03.06.1997 № 639 «Об утверждении Положения о порядке создания и условиях деятельности временных научных коллективов» (утратил силу с 8 октября 2009 г.).

Положением определен статус государственного заказчика, организации-исполнителя при заключении договоров на выполнение научных исследований и разработок.

Уточнен круг лиц, которые могут входить в состав ВНК: научные работники (к ним относятся лица, определенные ст.9 Закона РБ от 21.10.1996 № 708-XIII «О научной деятельности» (далее - Закон «О научной деятельности»), обладающие необходимым опытом, иные физические лица, студенты высших учебных заведений.

Положением определено содержание деятельности ВНК и виды документов, на основании которых она осуществляется:

- договор о ВНК, заключенный физическими лицами;

- договор на выполнение НИР, подписанный с заказчиком от имени ВНК его руководителем (срок договора на выполнение НИР, финансируемых за счет средств бюджета, установлен в пределах одного финансового года). Примерные формы договоров утверждаются Государственным комитетом по науке и технологиям РБ.

Деятельность ВНК не относится к предпринимательской. Исчисление, удержание и перечисление в бюджет подоходного налога и иных платежей с вознаграждения членов ВНК, ведение бухгалтерского учета по договору на выполнение НИР возложены на заказчика.

Установлено, что решения ВНК в пределах компетенции принимаются с согласия всех его членов и оформляются дополнительными соглашениями к договору о ВНК.

Положением регламентировано:

- письменное уведомление в 3-дневный срок с момента создания ВНК его руководителем нанимателей, в трудовых отношениях с которыми состоят члены ВНК;

- одновременное выполнение ВНК работ не более чем по 2 договорам и только для одного заказчика.

Установлена дисциплинарная ответственность за выполнение НИР членами ВНК в рабочее время, участие работника организации одновременно более чем в двух ВНК, включение в ВНК руководителя организации-заказчика.

Основанием для выплаты вознаграждения ВНК являются: подписанный всеми его членами протокол о готовности работы (ее этапа) и акт приемки-передачи работ, подписанный руководителем ВНК и уполномоченным представителем заказчика.

Расширен перечень оснований прекращения деятельности ВНК. Положением установлена солидарная (ст.303-306 ГК) ответственность членов ВНК по обязательствам, вытекающим из заключенного ВНК договора на выполнение НИР.

Статья 729. Последствия невозможности достижения результатов научно-исследовательских работ

Комментируемая статья относится только к договорам на выполнение научно-исследовательских работ.

Данная статья устанавливает специальные основания прекращения договорных отношений, не предусмотренные в общих положениях главы 26 ГК, исходящие из отсутствия вины исполнителя договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и обусловленные спецификой предмета договора. Для договоров на выполнение НИР - это выявление объективной невозможности достижения ожидаемого результата. Исполнитель, добросовестно решая поставленную заказчиком научную задачу (с использованием современных данных науки, передовых научных методик, научной аппаратуры и т.п.), на определенном этапе приходит к выводу о невозможности ее решения, т.е. получает известный в практике отрицательный результат. В таких обстоятельствах в действиях исполнителя не усматривается нарушения договорных обязательств и сохраняется в силе встречное обязательство заказчика - оплатить стоимость работ в том объеме, в котором они были выполнены. Следовательно, если работы были выполнены полностью, то и оплата производится полностью, если частично, то выплачивается соответствующая часть договорной цены работ.

Необходимо иметь в виду, что для получения соразмерной оплаты исполнитель, во-первых, должен своевременно информировать заказчика о невозможности получить ожидаемый результат и, во-вторых, должен составить достаточно подробный научный отчет о проведенных исследованиях и достигнутых результатах, представить иную документацию, предусмотренную договором. В случае сомнений заказчик может привлечь независимых экспертов, потребовать проведения дополнительных экспериментов, расчетов и т.п.

Если в ходе исполнения такого договора будет обнаружено, что достичь требуемого результата невозможно вследствие обстоятельств, не зависящих от исполнителя, то в соответствии с п.1 ст.386 ГК договор прекращается. Невозможность достижения результатов, о которой упоминает комментируемая статья, является частным случаем невозможности исполнения, о которой говорится в ст.386 ГК.

Невозможность достижения предусмотренных договором результатов может быть обнаружена как исполнителем, так и заказчиком.

Как вытекает из общего смысла ст.727 ГК и комментируемой статьи, исполнитель, обнаружив невозможность достижения предусмотренных договором результатов или получив информацию об этом, обязан незамедлительно прекратить научно-исследовательские работы.

Комментируемая статья устанавливает обязанность заказчика оплатить исполнителю стоимость научно-исследовательских работ, проведенных до той даты, когда исполнитель должен был прекратить исполнение договора в связи с выявлением невозможности достижения предусмотренного договором результата.

При определении того, следует ли под стоимостью работ в данном случае понимать их себестоимость, т.е. затраты на их проведение, либо в это понятие, кроме затрат, надо включать и вознаграждение исполнителя, необходимо обратить внимание, что в ст.730 ГК, где рассматривается сходная ситуация, относящаяся к договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ, законодатель употребляет иной термин - оплата затрат. С учетом того, что, употребляя разные термины, законодатель обычно вкладывает в них разный смысл, следует считать, что в комментируемой статье стоимость работ включает затраты и вознаграждение исполнителя.

В оговорке, содержащейся в конце комментируемой статьи, указывается на то, что стоимость работ, которую заказчик должен оплатить исполнителю, не может превышать соответствующую часть цены работ, указанной в договоре. Выражение «указанная в договоре» относится к слову «цена» (а не к слову «часть»).

Данная оговорка направлена на защиту интересов заказчика: она запрещает исполнителю заявить, что стоимость части уже выполненных работ превышает стоимость той части предусмотренной в договоре цены, которая соответствует выполненным работам.

Комментируемая статья содержит императивные нормы. Они не могут быть изменены договором.

Данная статья фактически отменяет для договоров на выполнение научно-исследовательских работ содержащуюся в п.3 ст.723 ГК оговорку: «если иное не предусмотрено законом или договором».

Таким образом, имущественные последствия риска получения отрицательного результата и невозможности завершения работ возлагаются на заказчика. Эти правила имеют обязательный характер. Они обусловлены характером основного обязательства исполнителя - выполнить надлежащим образом предусмотренные договором работы. Общим требованием признания правомерности указанных оснований является отсутствие вины исполнителя, объективность наступления обстоятельств, вследствие которых прекращаются договорные отношения. Бремя доказывания их объективности лежит на исполнителе. Однако решение прекратить работы должно быть согласовано с заказчиком и оформлено двусторонним актом (соглашением, протоколом).

Статья 730. Последствия невозможности продолжения опытно-конструкторских и технологических работ

Комментируемая статья относится только к договорам на выполнение опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, к тем случаям, когда обнаруживается невозможность или нецелесообразность продолжения этих работ, возникшая не по вине исполнителя. Основанием для прекращения ОКР может выступать не только невозможность достижения результата (как в случае с НИР), но и нецелесообразность продолжения работ, например, ввиду существенно возросших затрат или появления у третьих лиц исключительных прав на аналогичное решение, обойти которые (права) не представляется возможным. Разумеется, причины невозможности исполнения должны быть достаточно вескими. Окончательное решение о прекращении работ должен принять заказчик.

Используемое в комментируемой статье выражение «не по вине исполнителя» имеет то же значение, что и выражение «не зависящих от исполнителя», которое содержится в ст.729 ГК.

Невозможность продолжения работ - частный случай невозможности исполнения обязательства.

Из общего смысла ст.727 ГК и комментируемой статьи следует, что, обнаружив невозможность или нецелесообразность продолжения работ (сюда включаются и случаи, когда исполнитель обнаружит это не сам, а получит об этом информацию от другого лица, например, от заказчика), исполнитель обязан немедленно прекратить работы.

Комментируемая норма устанавливает обязанность заказчика оплатить исполнителю затраты, понесенные им до той даты, когда он должен был прекратить работы и это подразумевает под собой обязанность исполнителя обосновать и документально подтвердить произведенные исполнителем затраты.

Затраты могут включать в свой состав заработную плату работников исполнителя, однако в них не входит вознаграждение исполнителю за исполнение договора.

При определении размера затрат исполнителя должна по аналогии применяться оговорка, содержащаяся в ст.729 ГК: затраты не могут превышать соответствующую часть указанной в договоре цены работ.

Следует напомнить, что в соответствии с пунктом 4 ст.727 ГК на исполнителя возлагается обязанность информировать заказчика, притом незамедлительно, об обнаруженной им невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы. Исполнитель, нарушивший указанную обязанность, принимает на себя тем самым риск всех наступивших по этой причине негативных последствий. Кроме того, в этом случае заказчик освобождается от необходимости оплатить убытки, вызванные невозможностью достижения результата как при НИР, так и при ОКР.

Как и ст.729 ГК, комментируемая статья содержит императивные нормы. Они не могут быть изменены договором.

Статья 731. Ответственность исполнителя за нарушение договора

К договору на выполнение НИОКР применяются общие положения об ответственности за нарушение договорных обязательств, предусмотренные главой 25 ГК, если иные правила не установлены специальными нормами главы 38 ГК.

В комментируемой статье содержится отсылка к п.1 ст.372 ГК. Смысл такой отсылки состоит в том, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Ссылка на один лишь п.1 ст.372 ГК дает вместе с тем основание сделать вывод о желании законодателя не распространять на данные отношения действие п.3 ст.372 ГК. Следовательно, применительно к рассматриваемым договорам исключается повышенная ответственность даже в случаях, когда такие договоры связаны с предпринимательской деятельностью (смысл повышенной ответственности состоит в том, что она наступает во всех ситуациях, если должник не докажет, что надлежащее исполнение стало невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств непреодолимой силы).

Статья 731 ГК устанавливает исключение из общего правила о том, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность и при отсутствии своей вины. Эта норма имеет обязательный характер и исключает возможность применения к отношениям, возникающих из договоров на НИОКР, условия о повышенной ответственности (т.е. независимо от вины), допускаемой Кодексом в сфере предпринимательской деятельности (п.3 ст.372 ГК).

Несмотря на столь широкую формулировку, рассматриваемые исключения (п.1 ст.731 ГК) по смыслу закона распространяются на нарушения тех обязанностей исполнителя, которые непосредственно связаны с НИОКР. При нарушении же других хозяйственных обязательств ответственность исполнителя наступает на общих основаниях, применяемых в отношениях между предпринимателями. Норма об ограничении ответственности исполнителя распространяется только на отношения сторон, связанные с выполнением работ по договорам на выполнение НИОКР. При нарушении исполнителем иных договорных обязательств, например, при разглашении сведений, признанных конфиденциальными, он должен отвечать перед заказчиком в полном объеме.

Если нарушение договора на выполнение НИОКР вызвано неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств обеими сторонами, то при определении размера ответственности исполнителя учитывается и вина заказчика в соответствии с общим правилом п.1 ст.375 ГК: если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.

Пункт 2 ст.731 ГК устанавливает состав и предельный размер убытков, которые должен в соответствующих случаях возместить заказчику исполнитель. Прежде всего, речь идет о презюмируемом ограничении подлежащих возмещению убытков реальным ущербом. Соответственно упущенная выгода должна возмещаться исполнителем лишь в случаях, предусмотренных договором. Убытки, причиненные заказчику исполнителем, возмещаются в пределах стоимости работ, в которых выявлены недостатки, но только при условии, если договором не предусмотрено, что убытки подлежат возмещению в пределах общей стоимости работ по договору. Поскольку соответствующая норма имеет в виду размер убытков как таковых, т.е. в полном их составе, предусмотренное в ней ограничение должно охватывать не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду, если только необходимость возмещения последней вообще предусмотрена договором.

Если упущенная выгода не предусмотрена договором, исполнитель несет ответственность лишь за реальный ущерб.

Следует отметить, что ограниченная ответственность исполнителя распространяется только на случай ненадлежащего качества выполненных работ. В других случаях действует норма п.1 ст.731 ГК об ответственности исполнителя за нарушение договора на общих основаниях. В соответствии со ст.365 ГК стороны могут предусмотреть в договоре случаи, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков (исключительная неустойка). При этом следует иметь в виду норму п.1 ст.371 ГК об ограниченной ответственности.

Поскольку режим имущественной ответственности в договорах на выполнение НИОКР связан с определенными ограничениями, стороны должны иметь возможность включить в договор условия с указанием обстоятельств, служащих основанием расторжения договора. Речь идет о толковании сторонами признака существенности нарушения договора исходя из главного признака названных договоров - творческого характера и неопределенности результата работ. Отправной здесь будет норма п.2 ст.420 ГК (существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, в результате которого она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора), и заложенный в ней экономический критерий может быть уточнен и дополнен применительно к специфике договоров на выполнение названных работ.

Следует отметить, что в п.2 ст.731 ГК оказалась пропущенной частица не, в результате чего данный пункт изложен так: «2. Исполнитель обязан возместить убытки, причиненные им заказчику, в пределах стоимости работ, в которых выявлены недостатки, если договором {не} предусмотрено, что они подлежат возмещению в пределах общей стоимости работ по договору». При применении данной нормы следует прибегать к логическому толкованию.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 января 2013 г. в п.2 ст.731 ГК на основании Закона РБ от 09.07.2012 № 388 внесено дополнение: добавлена пропущенная частица «не».

Статья 732. Правовое регулирование договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ

Комментируемая статья содержит нормы, распространяющие на договоры на выполнение НИОКР действие некоторых статей главы 37 ГК (ст.718-722).

К срокам выполнения работ по договорам на выполнение НИОКР применяются нормы ст.662 ГК, к цене работ - нормы ст.663 ГК. Обе статьи содержатся в § 1 «Общие положения о подряде» главы 37 ГК.

Большое значение имеет содержащееся в комментируемой статье указание, что случае неявки заказчика за получением результатов работ применяются правила ст.693 ГК (эта статья содержится в § 2 «Бытовой подряд» главы 37 ГК). Тем самым исключается возможность применения (по аналогии) к договорам на выполнение НИОКР нормы, содержащейся в п.6 ст.673 ГК.

К договорам на выполнение НИОКР могут применяться в силу п.1 ст.5 ГК многие другие нормы главы 37 ГК.

В части второй комментируемой статьи содержится императивная норма о применении к государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд правил § 5 главы 37 «Подрядные работы для государственных нужд», ст.718-722 ГК. В свою очередь, в ст.720 ГК говорится, что основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с положениями ст.497 и 498 ГК (глава 30 «Купля-продажа», § 4 «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2013 г. ст.497, 498, 720 и § 5 главы 37 (ст.718-722) ГК исключены, ст.732 ГК изложена в новой редакции на основании Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З.

 

Детально вопросы правового регулирования договорных отношений, связанных с заключением, исполнением, изменением и расторжением государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, регламентированы правовыми актами, упомянутыми выше в комментарии к ст.723 ГК.

Очевидно, выполнение исследований и разработок для государственных или муниципальных нужд требует самостоятельного регулирования без применения отсылок к нормам о подряде и поставке товаров. Это подтверждается ст.10 Закона «О научной деятельности», в которой говорится о выполнении исследований и разработок для государственных на основе договоров (контрактов) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции. Вводится понятие обязательного государственного заказа для государственных научных организаций. Поэтому для устранения применения норм о купле-продаже, поставке и подряде в данной области целесообразно разработать специальные правовые нормы.

 

30.04.2010 г.

 

Сергей Белявский, судья хозяйственного суда Гродненской области