


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Коммерческая организация принимает работника на должность кассира.
Каким образом можно проверить данного работника на наличие судимости в прошлом, поскольку кассир является материально ответственным лицом? Является ли правомерным требование нанимателя к работнику о предъявлении справки из милиции об отсутствии судимости?
ОТВЕТ: Статья 41 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. Кроме того, в ст.14 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) определено, что дискриминация, т.е. ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей, запрещается.
Таким образом, в указанном в вопросе случае неправомерным будет являться отказ в приеме на работу гражданина по мотивам, не связанным с выполнением им соответствующих трудовых обязанностей (в т.ч. по мотивам наличия судимости).
В то же время законодательством предусмотрены случаи, являющиеся исключением из данного правила. Например, судимость является основанием для отказа в приеме на государственную службу и осуществления педагогической деятельности, что прямо предусмотрено в ст.33 Закона РБ от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» и ст.51 Кодекса Республики Беларусь об образовании. Кроме того, работник не может быть принят на работу в случае применения к нему наказания в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности или занимать определенные должности. О наличии либо отсутствии данного факта (наказания) наниматель вправе сделать соответствующий запрос в органы внутренних дел по месту жительства гражданина.
В соответствии со ст.26 ТК при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);
2) трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;
3) диплом или иной документ об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;
4) направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;
5) заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии о состоянии здоровья (для инвалидов);
6) декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинское заключение о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.
Запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством.
Поскольку законодательством Республики Беларусь не предусмотрено право нанимателя требовать у работника при приеме на работу справку из милиции об отсутствии судимости, то предъявление к работнику данного требования также является неправомерным.
![]() |
Ситуация 1 Потапенко И.В., работавший в должности заведующего магазином, в 1998 г. был привлечен к уголовной ответственности в виде лишения свободы за совершение хищения имущества нанимателя. После отбытия наказания Потапенко И.В. работал в нескольких организациях. В апреле 2007 г. он был приглашен на работу в организацию «А». При приеме на работу Потапенко И.В. заполнил анкету, в которой отразил информацию о наличии у него ранее судимости. После изучения анкетных данных Потапенко И.В. было отказано в приеме на работу. При этом по его требованию нанимателем было выдано письменное обоснование отказа в приеме на работу, в котором было указано, что основанием для отказа послужило наличие у Потапенко И.В. судимости. В данном случае действия нанимателя являются неправомерными, поскольку в нарушение ст.14 ТК он отказал в приеме работника на работу по мотивам, не связанным с выполнением им соответствующих трудовых обязанностей. За совершение данного нарушения виновное должностное лицо нанимателя может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 ст.9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) в виде штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин. Кроме того, работник вправе обратиться с исковым заявлением в суд и обжаловать отказ нанимателя в заключении с ним трудового договора. |
![]() |
Ситуация 2 Водитель Меркулов А.С. был привлечен к уголовной ответственности в виде исправительных работ и дополнительному наказанию в виде лишения права вождения транспортных средств сроком на 2 года за совершение дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по его вине. Через 4 года Меркулов А.С. был приглашен на работу в порядке перевода по п.4 ст.35 ТК. Вместе с тем при заключении трудового договора с Меркуловым А.С. новый наниматель потребовал у него справку из органов внутренних дел об отсутствии судимости. Когда Меркулов А.С. отказался ее представить, наниматель в свою очередь отказал ему в приеме на работу. В данной ситуации действия нанимателя также являются неправомерными, поскольку имеет место нарушение ст.26 ТК, которая не предусматривает истребование у работника при приеме на работу справки об отсутствии судимости. За данное нарушение виновное должностное лицо нанимателя может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 ст.9.19 КоАП. |
04.12.2012 г.
Мария Вышникова, младший научный сотрудник научно-исследовательского института труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь