


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
КОМПЕНСАЦИЯ РАСХОДОВ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ
В материале рассмотрен порядок выплаты, налогообложения и отражения в бухгалтерском учете ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам учреждений образования, финансируемых из республиканского бюджета или местных бюджетов.
Источники выплаты и размер компенсации
Компенсации - денежные выплаты, установленные с целью возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей (часть вторая ст.90 Трудового кодекса РБ (далее - ТК)).
Педагогические работники имеют право на ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством РБ (подп.1.11 п.1 ст.52 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс об образовании)).
Компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам (далее - компенсация) производится в соответствии с постановлением Минобразования РБ от 19.10.2011 № 273 «Об определении порядка, условий и размера ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам» (далее - постановление № 273). Постановление № 273 распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 октября 2011 г. (п.4).
Источниками выплаты компенсации учреждениями образования, финансируемыми из соответствующих бюджетов, являются средства республиканского или местных бюджетов (п.1 постановления № 273).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. в п.1 постановления № 273 внесены изменения постановлением Минобразования РБ от 04.10.2019 № 161. Установлено, что из средств республиканского или местных бюджетов осуществляется ежемесячная компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам учреждений образования, финансируемых из соответствующих бюджетов, в размере 24,5 % от базовой величины, устанавливаемой Советом Министров РБ |
Компенсация определена в размере 15 % от тарифной ставки 1-го разряда, устанавливаемой Советом Министров РБ для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (с 1 сентября 2013 г. - 39 000 руб.).
![]() |
Справочно С 1 сентября 2013 г. тарифная ставка 1-го разряда установлена в размере 260 000 руб. (п.1 постановления Совета Министров РБ от 30.08.2013 № 767 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»).
От редакции «Бизнес-Инфо» Актуальный размер тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы см. здесь. |
Поскольку выплаты педагогическим работникам на приобретение учебной и методической литературы имеют компенсационный характер, то они согласно действующему законодательству освобождаются от уплаты подоходного налога с физических лиц, обложения взносами в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН) и Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее - Белгосстрах).
От уплаты подоходного налога с физических лиц освобождаются все виды компенсаций, предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров РБ (за исключением отдельных видов компенсаций). Причем, если законодательством установлены предельные размеры или нормы выплаты указанных компенсаций, освобождение от подоходного налога с физических лиц производится в пределах таких размеров или норм (части первая и вторая подп.1.3 п.1 ст.163 Налогового кодекса РБ).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.4 ст.208 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом РБ от 30.12.2018 № 159-З. |
Начисление взносов в ФСЗН и Белгосстрах не производится в соответствии с п.3 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115.
В п.3 данного Перечня установлен такой вид выплат, на которые не начисляются страховые взносы, как компенсации, предусмотренные в главе 9 ТК, суммы возмещения морального вреда, причиненного работникам.
Компенсация должна быть использована по целевому назначению (подп.3.4 п.3 постановления № 273).
В постановлении № 273 порядок и форма контроля целевого использования выплат не предусмотрены.
По мнению автора, целевое использование полученной компенсации должно быть подтверждено документально. Без документального подтверждения целевого использования этих денежных выплат теряется их компенсационный характер, и они должны подлежать налогообложению.
Компенсация не учитывается при исчислении среднего заработка
Расходы, связанные с организацией учебного процесса (приобретение учебного материала, методической литературы, предметных журналов и периодических изданий), не учитываются при исчислении среднего заработка (подп.5.23 п.5 приложения к Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 10.04.2000 № 47).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. следует руководствоваться Инструкцией № 47 с учетом изменений, внесенных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.10.2019 № 51. Комментарий см. здесь. |
Порядок и сроки выплаты компенсации
Компенсация производится по основному месту работы при условии занятия должности (выполнения педагогической нагрузки) не менее чем 0,5 штатной единицы (ставки), а ее выплата осуществляется за текущий месяц одновременно с выплатой заработной платы за предыдущий месяц.
Право на получение компенсации у вновь принятого на работу педагогического работника наступает с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на работу, а при его увольнении до окончания месяца, за который выплачена компенсация, ее удержание не производится (п.2 постановления № 273).
Компенсация педагогическим работникам выплачивается независимо от:
• нахождения педагогического работника в трудовом отпуске, отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
• отсутствия педагогического работника на работе по причине временной нетрудоспособности.
Сохраняется выплата компенсации и за время повышения педагогическими работниками своей квалификации, переподготовки, а также стажировки руководящих работников и специалистов.
Если педагогический работник находился в социальном отпуске (кроме трудового отпуска, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет), компенсация за месяц, в котором педагогический работник находился в отпуске, выплачивается пропорционально отработанному времени (подп.3.1 и 3.2 п.3 постановления № 273).
Должности педагогических работников, которым производится ежемесячная компенсация
Компенсация осуществляется педагогическим работникам согласно Перечню должностей педагогических работников, которым производится ежемесячная компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы, прилагаемому к постановлению № 273, в котором должности педагогических работников приведены по типам учреждений образования в соответствии со ст.19 Кодекса об образовании или по конкретному виду учреждений образования.
Учреждения образования подразделяются на следующие типы (ст.19 Кодекса об образовании):
1) учреждения дошкольного образования;
2) учреждения общего среднего образования;
3) учреждения профессионально-технического образования;
4) учреждения среднего специального образования;
5) учреждения высшего образования;
6) учреждения специального образования;
7) учреждения дополнительного образования детей и молодежи;
8) учреждения дополнительного образования взрослых;
9) воспитательно-оздоровительные учреждения образования;
10) социально-педагогические учреждения;
11) специальные учебно-воспитательные учреждения;
12) специальные лечебно-воспитательные учреждения.
Учреждения образования соответствующего типа с учетом особенностей организации образовательного процесса подразделяются на виды, определяемые Кодексом об образовании.
Ниже приведены два перечня должностей педагогических работников. Перечень № 1 используется в учреждениях образования, названных в таблице 1, а Перечень № 2 - в учреждениях, названных в таблице 2.
В таблицах 1 и 2 (в отличие от приложения к постановлению № 273) типы учреждений образования названы с подразделением их на виды согласно Кодексу об образовании. Если в приложении к постановлению № 273 вместо типа учреждений образования назван их вид, то в таблицах 1 и 2 имеется характеристика данного вида учреждений в соответствии с Кодексом об образовании.
Перечень № 1 должностей педагогических работников:
1) учителя всех специальностей, включая учителей-дефектологов;
2) преподаватели;
3) педагоги-организаторы;
4) педагоги-психологи;
5) педагоги социальные;
6) методисты;
7) руководители физического воспитания;
8) инструкторы по физкультуре;
9) культорганизаторы;
10) аккомпаниаторы;
11) концертмейстеры;
12) музыкальные руководители;
13) педагог дополнительного образования;
14) руководители (директора, заведующие, начальники) учреждений (филиалов) и их заместители по учебной (учебно-воспитательной), учебно-методической, воспитательной работе;
15) заместители директоров по учебно-производственной работе;
16) заместители директоров по производственному обучению;
17) заместители директоров по режиму;
18) заведующие отделениями;
19) заведующие отделами (секторами, лабораториями, кабинетами) по основной деятельности, заведующие отделением по профилю (направлению деятельности) дополнительного образования;
20) заведующие: учебно-производственной (производственной) мастерской, лабораторией, учебно-консультационным пунктом, общежитием (учреждений общего среднего и специального образования);
21) мастера (старшие мастера) производственного обучения учреждения образования.
Перечень № 2 должностей педагогических работников:
1) воспитатели (воспитатели-методисты);
2) воспитатели дошкольного образования.
Учреждения, в которых предусмотрена занятость педагогических работников согласно Перечню № 1 должностей педагогических работников | |
№ п/п | Типы и виды учреждений образования |
Учреждения дошкольного образования | |
Учреждения дошкольного образования могут быть следующих видов (п.2 ст.145 Кодекса об образовании): 1) ясли; 2) ясли-сад; 3) детский сад; 4) санаторный ясли-сад; 5) санаторный детский сад; 6) дошкольный центр развития ребенка | |
Детские дома | |
Детский дом - социально-педагогическое учреждение, которое реализует программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи и предназначено для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 18 лет, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях образования в дневной форме получения образования (п.10 ст.284 Кодекса об образовании) | |
Учреждения общего среднего образования, а также структурные подразделения учреждений высшего образования, реализующие образовательные программы общего среднего образования | |
Учреждения общего среднего образования могут быть следующих видов (п.2 ст.156 Кодекса об образовании): 1) начальная школа; 2) базовая школа; 3) средняя школа; 4) вечерняя школа; 5) гимназия; 6) гимназия-интернат; 7) лицей; 8) специализированный лицей; 9) суворовское училище; 10) кадетское училище; 11) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 12) санаторная школа-интернат; 13) учебно-педагогический комплекс; 14) межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации; 15) межшкольный центр допризывной подготовки. К учебно-педагогическим комплексам относятся (п.16 ст.156 Кодекса об образовании): 1) ясли-сад - начальная школа; 2) ясли-сад - базовая школа; 3) ясли-сад - средняя школа; 4) детский сад - начальная школа; 5) детский сад - базовая школа; 6) детский сад - средняя школа; 7) базовая школа - колледж искусств; 8) средняя школа - колледж искусств; 9) гимназия - колледж искусств; 10) средняя школа - училище олимпийского резерва | |
Учреждения специального образования | |
Учреждения специального образования могут быть следующих видов (п.2 ст.261 Кодекса об образовании): 1) специальное дошкольное учреждение; 2) специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат); 3) вспомогательная школа (вспомогательная школа-интернат); 4) центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; 5) иное учреждение специального образования. К специальным дошкольным учреждениям относятся (п.2 ст.262 Кодекса об образовании): 1) специальный ясли-сад; 2) специальный детский сад; 3) республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха | |
5 |
Учреждения профессионально-технического образования |
Учреждения профессионально-технического образования могут быть следующих видов (п.2 ст.173 Кодекса об образовании): 1) профессионально-техническое училище; 2) профессиональный лицей; 3) профессионально-технический колледж | |
6 |
Специальные учебно-воспитательные учреждения |
Специальные учебно-воспитательные учреждения могут быть следующих видов (п.13 ст.284 Кодекса об образовании): 1) специальные школы закрытого типа; 2) специальные профессионально-технические училища закрытого типа | |
7 |
Специальные лечебно-воспитательные учреждения |
Специальные лечебно-воспитательные учреждения могут быть следующих видов (п.17 ст.284 Кодекса об образовании): 1) специальные лечебно-воспитательные школы закрытого типа; 2) специальные лечебно-воспитательные профессионально-технические училища закрытого типа | |
8 |
Учреждения дополнительного образования детей и молодежи |
Учреждения дополнительного образования детей и молодежи могут быть следующих видов (п.2 ст.231 Кодекса об образовании): 1) центр (дворец); 2) детская школа искусств | |
9 |
Воспитательно-оздоровительные учреждения образования |
Воспитательно-оздоровительные учреждения образования могут быть следующих видов (п.4 ст.284 Кодекса об образовании): 1) образовательно-оздоровительный центр; 2) оздоровительный лагерь |
Учреждения, в которых предусмотрена занятость педагогических работников согласно Перечню № 2 должностей педагогических работников | |
№ п/п | Типы и виды учреждений образования |
1 |
Учреждения дошкольного образования |
Классификация видов учреждений дошкольного образования приведена в п.1 таблицы 1 | |
2 |
Детские дома |
Понятие детского дома приведено в п.2 таблицы 1 | |
3 |
Дома ребенка |
В Кодексе об образовании понятия дома ребенка нет. Дом ребенка является реабилитационно-воспитательным учреждением здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, для детей с дефектами умственного и физического развития (п.1 Положения о доме ребенка, утвержденного приказом Минздрава РБ от 11.05.1993 № 78). От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 июня 2017 г. постановлением Минздрава РБ от 20.03.2017 № 26 утверждено новое Положение о доме ребенка | |
4 |
Учреждения общего среднего образования |
Классификация видов учреждений общего среднего образования приведена в п.3 таблицы 1 | |
5 |
Специальные школы закрытого типа |
Специальная школа закрытого типа - специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи и создается для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, в возрасте от 11 до 15 лет (п.14 ст.284 Кодекса об образовании). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2017 г. п.14 ст.284 Кодекса об образовании изложен в новой редакции Законом РБ от 18.07.2016 № 404-З (далее - Закон № 404-З) | |
6 |
Специальные лечебно-воспитательные школы закрытого типа |
Специальная лечебно-воспитательная школа закрытого типа - специальное лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, осуществляет лечение воспитанников с особенностями психофизического развития, а также страдающих заболеваниями, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения РБ, воспитанников, состоящих в порядке, установленном законодательством, на наркологическом учете, и создается для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, в возрасте от 11 до 15 лет (п.18 ст.284 Кодекса об образовании). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2017 г. в п.18 ст.284 Кодекса об образовании внесены изменения Законом № 404-З | |
7 |
Учреждения специального образования (кроме центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации) |
Классификация видов учреждений специального образования приведена в п.4 таблицы 1 |
Как указано выше, источниками выплаты компенсации педагогическим работникам являются средства республиканского и соответствующих местных бюджетов.
Выплаты педагогическим работникам на приобретение методической литературы, предметных журналов и других периодических изданий отражаются по элементу расходов 1 300 304 «Прочие трансферты населению» (абзац 12 подп.46.3.4 п.46 Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.12.2008 № 208).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 марта 2015 г. постановлением Минфина РБ от 29.12.2014 № 87 абзац 12 подп.46.3.4 п.46 Инструкции № 208 изложен в следующей редакции: «ежемесячная компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам;». |
Бюджетные средства на выплату компенсации педагогическим работникам могут перечисляться со счета органа казначейства:
1) на счета учреждений образования в банке (для дальнейшего их получения наличными в кассу учреждения образования и выдачи работникам);
2) банку, в котором открыты счета работников (для зачисления денежных средств на счета работников).
Операции по начислению и выплате компенсации отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Ежемесячное начисление компенсации педагогическим работникам |
200 «Расходы по бюджету» |
180 «Расчеты с персоналом» |
Поступление бюджетных денежных средств, предназначенных для выплаты компенсации, на счета учреждений образования в банке (для дальнейшего получения их в кассу и выдачи работникам) |
100 «Текущий счет по бюджету» |
|
Получение наличных денежных средств со счета в банке в кассу учреждения образования |
120 «Касса» |
100 |
Выплата компенсации педагогическим работникам наличными |
180 |
120 |
Перечисление со счета органа казначейства денежных средств, предназначенных для выплаты компенсации, учреждению банка, в котором открыты счета работников (составляются одновременно две бухгалтерские записи): | ||
а) получено финансирование |
100 |
230, 140 |
б) перечисление денежных средств учреждению банка для зачисления на счета работников |
183 |
100 |
На суммы компенсации, подлежащие перечислению на счета работников в банке |
180 |
183 «Расчеты по вкладам в банках» |
24.03.2014
Анна Чернюк, доцент Белорусского государственного экономического университета