


Материал помещен в архив
КОМПЕТЕНЦИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА
Структура органов управления хозяйственным обществом
Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы и лишь в специально предусмотренных законодательными актами случаях - через собственника имущества (учредителей, участников) (ст.49 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), ст.1 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 января 2023 г. п.1 ст.49 ГК дополнен предложением Законом от 03.01.2023 № 239-З: «В случаях, установленных законом, могут предусматриваться особенности управления юридическим лицом, назначения либо избрания его органов управления». С 31 декабря 2023 г. следует руководствоваться Законом с изменениями, внесенными Законом от 28.12.2023 № 324-З. |
Структура органов управления хозяйственным обществом может быть двух- либо трехзвенной, но наличие опции не затрагивает полномочий (компетенции) высшего органа управления - общего собрания участников (далее - общее собрание, ОС), если только последнее само не передаст определенные вопросы в ведение иных органов. При этом все остальные органы управления подотчетны ОС (часть пятая ст.33 Закона).
![]() |
Справочно Структура органов управления обществом напоминает структуру органов государственной власти и управления. Это неслучайно, поскольку в их основе лежат одни и те же принципы. В частности, принцип разделения властей: ОС - «корпоративный парламент», то есть законодательный орган; совет директоров - «корпоративное правительство», единоличный исполнительный орган - «корпоративный президент». В зависимости от «корпоративного строя», то есть структуры управления, последний может подчинять себе «правительство» либо наоборот (аналог с различными моделями президентских республик). На основании этого выбирается двух- или трехзвенная структура. При выборе принципа представительной демократии осуществляется управление обществом, как правило, не напрямую участниками, а через выборные органы. Сюда же можно отнести принцип корпоративной демократии (право участвовать в работе общего собрания и иных органов управления) и т. п. |
Правоотношения, складывающиеся в деятельности хозяйственных обществ, делятся на внешние и внутренние. В свою очередь, первые подразделяются на отношения с контрагентами и государством (регулируются главным образом нормами гражданского и налогового права), а вторые - на управленческие и трудовые. Трудовые отношения - это отношения «внутри» корпорации, между администрацией и работниками. Управленческие отношения - это отношения между участниками общества и самим обществом. Принцип равенства участников гражданских правоотношений на управленческие отношения (административные по своей отраслевой принадлежности (примечание 1)) не распространяется. Управление строится на отношениях власти и подчинения, это отношения между управляющим(и) субъектом(ами) и управляемым объектом, в роли которого выступает само общество.
Закон называет два блока вопросов, отнесенных к компетенции ОС:
1) исключительная компетенция, то есть вопросы, которые не могут быть переданы на решение других органов управления этим обществом;
2) неисключительная компетенция, то есть с возможностью в уставе передать эти вопросы в ведение совета директоров (наблюдательного совета), но невозможностью передать исполнительному органу. Законом предусмотрены два случая, когда ОС может «поделиться» в уставе своей компетенцией с исполнительным органом - это:
а) вопрос создания и ликвидации представительств и филиалов этого общества, но лишь в случае двухзвенной структуры управления;
б) оказание безвозмездной (спонсорской помощи) (часть четвертая ст.35 Закона).
Нормы, относящиеся к компетенции различных органов управления обществом, могут быть:
а) императивными (ст.34 Закона);
б) диспозитивными (ст.35 Закона);
в) локальными, то есть устав общества может отнести к компетенции его органов управления любой вопрос, не упомянутый в Законе. Причем локальные нормы устава могут расширять исключительную компетенцию ОС, а могут и передавать «неисключительные» вопросы в компетенцию иных органов.
С 26 января 2016 г. вступили в силу изменения в Закон, внесенные Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 308-З. Данные изменения касаются, среди прочего, и регламентации деятельности органов управления хозяйственным обществом.
Исключительная компетенция общего собрания
К исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества относятся вопросы, указанные в таблице 1.
Исключительная компетенция общего собрания | |
Вопросы исключительной компетенции общего собрания | Комментарий |
Изменение устава хозяйственного общества | Закон достаточно подробно регламентирует содержание устава, причем с разбивкой на три блока: 1) условия, обязательные для всех видов хозяйственных обществ (ст.14); 2) для акционерных обществ (далее - акционерное общество, АО) (ст.69); 3) для обществ с ограниченной ответственностью (далее - ООО) (ст.92) |
Изменение размера уставного фонда (далее - уставный фонд, УФ) хозяйственного общества | В ООО не допускается освобождение участника от обязанности внесения вклада в УФ общества, в том числе путем зачета требований к обществу, за исключением случаев, установленных законодательными актами (п.2 ст.89 ГК). От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 апреля 2021 г. п.2 ст.89 ГК изложен в новой редакции Законом от 05.01.2021 № 95-З.Уменьшение УФ ООО допускается после уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков (п.5 ст.89 ГК). В акционерном обществе не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе путем зачета (п.2 ст.99 ГК). От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 апреля 2021 г. п.2 ст.99 ГК изложен в новой редакции Законом № 95-З.Акционерное общество вправе по решению ОС увеличить УФ путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций. Увеличение УФ акционерного общества допускается после его полной оплаты. Увеличение УФ для покрытия понесенных им убытков не допускается (пп.1, 2 ст.100 ГК). Акционерное общество также вправе по решению ОС уменьшить УФ путем уменьшения номинальной стоимости акций либо приобретения части акций в целях сокращения их общего количества. Уменьшение УФ допускается после уведомления всех его кредиторов, которые вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. Уменьшение уставного фонда АО путем приобретения этим обществом части акций в целях сокращения их общего количества допускается, если такая возможность предусмотрена уставом этого общества |
Избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) хозяйственного общества и досрочное прекращение их полномочий, за исключением случаев, когда полномочия члена (членов) совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества прекращаются досрочно без принятия решения общего собрания участников хозяйственного общества (примечание 2) | Полномочия члена (членов) совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества могут быть прекращены досрочно по решению общего собрания участников хозяйственного общества. В случае избрания членов совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества кумулятивным голосованием решение о досрочном прекращении их полномочий может быть принято только в отношении всех членов этого совета (ст.51 Закона) |
Утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйственного общества (данных книги учета доходов и расходов (примечание 3)) и распределение прибыли и убытков этого общества при наличии и с учетом заключения ревизионной комиссии (ревизора) и в установленных Законом случаях - аудиторского заключения | Утверждение ОС годовых отчетов и распределение прибыли осуществляются с учетом заключения контрольного органа (ст.34, 62 Закона). Акционерное общество не вправе принимать решения об объявлении и выплате дивидендов, а также выплачивать дивиденды: 1) до полной оплаты всего уставного фонда; 2) если стоимость чистых активов акционерного общества меньше его уставного фонда и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов (ст.101 ГК). Общество с ограниченной ответственностью не вправе принимать решение о распределении прибыли между участниками общества и ее выплате, а также выплачивать эту прибыль: а) до полной оплаты всего уставного фонда общества; б) до выплаты действительной стоимости доли (части доли) участника общества в случаях, установленных Законом; в) если ООО имеет устойчивый характер неплатежеспособности в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) или если указанный характер приобретается этим обществом в результате такой выплаты; г) если на момент принятия такого решения либо на момент выплаты прибыли стоимость чистых активов общества меньше суммы его УФ и резервных фондов или станет меньше их суммы в результате такой выплаты (ст.96 Закона) |
Решение о реорганизации хозяйственного общества и об утверждении передаточного акта или разделительного баланса | Реорганизация хозяйственного общества может быть осуществлена по решению ОС, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, - по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда, в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (ст.15 Закона). Акционерное общество вправе преобразоваться в ООО, общество с дополнительной ответственностью (далее - ОДО), хозяйственное товарищество или в производственный кооператив, а также в унитарное предприятие (далее - УП) в случае, когда в составе этого общества остался один участник. При реорганизации АО в форме преобразования в АО другого вида или в иную форму коммерческой организации выпуск акций реорганизуемого АО аннулируется (ст.89 Закона). Реорганизация или ликвидация ООО могут быть осуществлены добровольно по единогласному решению участников этого общества, а также по другим основаниям. Общество с ограниченной ответственностью вправе преобразоваться в АО, ОДО, хозяйственное товарищество или в производственный кооператив, а также в УП. В случае, когда число участников ООО превышает 50, оно подлежит реорганизации в течение 1 года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного предела (ст.111 Закона). О разделительном балансе и передаточном акте см. ст.22 Закона |
Решение о ликвидации хозяйственного общества, создание ликвидационной комиссии, назначение ее председателя или ликвидатора и утверждение промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов, за исключением случаев, когда решение о ликвидации этого общества принято регистрирующим органом или судом в соответствии с законодательными актами | Общие положения о ликвидации хозяйственного общества приведены в ст.24-28 Закона. Об очередности удовлетворения требований при ликвидации АО см. ст.90, ООО и ОДО - ст.111 Закона |
Определение размера вознаграждений и компенсации расходов членам совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизору) хозяйственного общества за исполнение ими своих обязанностей | Отношения по поводу осуществления обязанностей членов наблюдательных и иных советов (правлений), а также органов контроля организаций, если эта деятельность не выходит за рамки исполнения соответствующих поручений, не подпадают под действие трудового законодательства (ст.6 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК)). Поэтому соответствующие выплаты не могут считаться зарплатой |
Утверждение в случаях, предусмотренных Законом, локальных нормативных правовых актов (далее - ЛНПА) хозяйственного общества | Статья 45 Закона предусматривает квалифицированное большинство голосов 3/4 для утверждения ЛНПА общества |
Предоставление иным органам управления хозяйственного общества права однократного принятия решений по отдельным вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции ОС | О «делегированном нормотворчестве» см. далее в материале |
Определение порядка ведения ОС в части, не урегулированной Законом, иным законодательством, уставом и ЛНПА хозяйственного общества |
- |
Решение иных вопросов, предусмотренных Законом и иными законодательными актами | В частности, речь идет о крупных сделках (часть шестая ст.58 Закона) и сделках с аффилированными лицами (часть вторая ст.57 Закона), которые требуют согласия ОС. Закон Республики Беларусь от 19.01.1993 № 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» предусматривает утверждение ОС договора о присоединении УП к открытому акционерному обществу (примечание 4) |
Помимо Закона и ГК отдельные нормативные правовые акты (далее - НПА) также относят решение некоторых вопросов в компетенции ОС, впрочем, соответствующие формулировки чаще всего не свидетельствуют об исключительном характере такой компетенции, например:
• п.3 Положения о порядке предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 № 182.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2016 г. Указ № 182 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 23.03.2016 № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки» утратил силу; |
• п.14 Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 апреля 2022 г. следует руководствоваться Указом от 07.10.2021 № 385 «О создании и деятельности холдингов». Комментарий см. здесь. |
Неисключительная компетенция общего собрания
Смысл включать в Закон статью о неисключительной компетенции, вместо того чтобы полностью предусматривать эти положения в уставе, в том, что ст.35 Закона:
• позволяет устранить пробел в уставе в отношении целого ряда достаточно важных вопросов, которые по умолчанию отнесены к компетенции ОС;
• не позволяет передавать эти вопросы, минуя совет директоров (наблюдательный орган), в компетенцию исполнительного органа. К неисключительной компетенции общего собрания относятся вопросы, представленные в таблице 2.
Неисключительная компетенция общего собрания | |
Вопросы неисключительной компетенции ОС | Комментарий |
Определение основных направлений деятельности хозяйственного общества |
- |
Решение о создании объединений юридических лиц, не являющихся юридическими лицами, и об участии в таких объединениях | Речь идет о холдингах, концернах, ассоциациях и т. п. |
Решение о создании и ликвидации представительств и филиалов хозяйственного общества | Представительство хозяйственного общества - обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения этого общества и осуществляющее представительство и защиту его интересов, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия. Филиал - обособленное подразделение хозяйственного общества, расположенное вне места нахождения этого общества и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшего их хозяйственного общества, которое учитывается отдельно на балансе этого общества (отдельно в книге учета доходов и расходов). Руководитель представительства или филиала хозяйственного общества назначается хозяйственным обществом и действует на основании доверенности этого общества (ст.6 Закона). Вопросы создания и ликвидации представительств и филиалов могут быть отнесены уставом к компетенции иных органов, в том числе исполнительного органа в случае, если в хозяйственном обществе не предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) |
Решение о создании других юридических лиц, а также об участии в них | Речь идет о дочерних, зависимых обществах, УП и т. п. |
Решение о создании, реорганизации и ликвидации хозяйственным обществом УП и учреждений | Хозяйственное общество является собственником имущества УП, а в случае банкротства последнего, вызванного этим обществом, несет субсидиарную ответственность по его обязательствам (ст.9 Закона). Учреждение - некоммерческая организация, субсидиарная ответственность собственника имущества по его обязательствам (п.2 ст.120 ГК) |
Определение условий оплаты труда членов исполнительных органов хозяйственного общества или размера оплаты услуг управляющей организации (управляющего) | Статья 6 ТК |
Утверждение оценки стоимости неденежных вкладов в уставный фонд хозяйственного общества на основании заключения об оценке и (или) экспертизы достоверности оценки стоимости неденежного вклада | Оценка стоимости неденежного вклада в УФ коммерческой организации подлежит экспертизе достоверности такой оценки. Однако в случае проведения независимой оценки стоимости (примечание 5) вносимого в УФ коммерческой организации неденежного вклада экспертиза достоверности этой оценки не проводится (примечание 6) |
Решение о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в соответствии с законодательными актами | Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании иностранной безвозмездной (спонсорской) помощи». Вопрос о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи уставом хозяйственного общества может быть передан на решение его исполнительного органа с возложением на него обязанности ежеквартально отчитываться о предоставлении такой помощи перед советом директоров (наблюдательным советом) этого общества или общим собранием участников хозяйственного общества в случае, если в хозяйственном обществе не предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) (часть четвертая ст.35 Закона) |
Решение иных вопросов, предусмотренных Законом и уставом |
- |
Перечни вопросов, перечисленных в таблице 1 и таблице 2, являются открытыми, то есть в уставе можно предусматривать и иные вопросы.
Практический интерес представляет другой вопрос: можно ли перераспределять полномочия органов управления обществом путем передачи вопросов, отнесенных к компетенции ОС, другим органам либо, напротив, путем принятия к рассмотрению ОС любых иных вопросов?
![]() |
Обратите внимание! С 26 января 2016 г. в Законе (а именно абзаце 10 части первой ст.34) произошли важные изменения: 1) вопросы исключительной компетенции ОС не могут быть переданы ни при каких условиях; 2) вопросы неисключительной компетенции могут быть переданы, но только однократно; 3) вопрос о такой однократной передаче должен решаться только ОС. Что касается возможности «изъятия» ОС вопроса из ведения нижестоящего органа и принятия к собственному рассмотрению, то, по мнению автора, такая возможность может быть предусмотрена уставом или другими ЛНПА. |
Особенности компетенции общего собрания в отдельных хозяйственных обществах
Закон имеет логическую структуру, характерную для кодексов, а именно наличие условных общей и особенной частей. Первая относится ко всем хозяйственным обществам, вторая регламентирует специфику АО, ООО и ОДО. Наконец, имеется еще третий уровень правового регулирования, поскольку согласно ст.3 Закона законодательством о банках, биржах, страховании, приватизации и тому подобном могут устанавливаться отдельные особенности.
Акционерные общества
К исключительной компетенции общего собрания АО дополнительно отнесено:
• принятие и утверждение решения о выпуске акций;
• принятие решений о приобретении и отчуждении АО акций этого общества;
• принятие решений об объявлении и выплате дивидендов по результатам I квартала, полугодия, 9 месяцев и по результатам года после окончания соответствующего периода.
К неисключительной - образование исполнительных органов АО и досрочное прекращение их полномочий, если решение этих вопросов не отнесено уставом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) (ст.79 Закона).
Общество с ограниченной ответственностью (общество с дополнительной ответственностью)
К исключительной компетенции ООО (ОДО) ст.107 Закона дополнительно относит:
• образование исполнительных органов ООО (ОДО) и досрочное прекращение их полномочий;
• установление размера, формы, порядка и срока внесения участниками ООО (ОДО) дополнительных вкладов в уставный фонд и определение размеров долей каждого участника в уставном фонде;
• решение о приобретении ООО (ОДО) доли (части доли) его участника в уставном фонде;
• решение о принятии новых участников в ООО (ОДО);
• принятие и утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг.
Банки и хозяйственные общества с долей государства
Отраслевые особенности наиболее полно представлены в законодательстве о банках, для которых имеется даже отдельный НПА (явно подражающий зарубежным кодексам корпоративного управления) - Инструкция об организации корпоративного управления банком, небанковской кредитно-финансовой организацией, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.10.2012 № 557. Данная Инструкция содержит требования к структуре и функциям органов управления банков с особым акцентом на предотвращение конфликта интересов. В частности, в ней прямо предусмотрено, что банком и его акционерами принимаются меры по недопущению рассмотрения советом директоров вопросов осуществления банком отдельных активных операций, текущего руководства деятельностью банка (ст.8 Банковского кодекса Республики Беларусь, ст.188 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» также затрагивают вопросы деятельности ОС).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2023 г. действует Закон от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности». При этом по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), производство по которым возбуждено до вступления в силу Закона № 227-З, применяются нормы Закона № 415-З, за исключением требований к управляющему и организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Иные переходные положения определены в ст.228 Закона № 227-З. Комментарии см. здесь. С 24 марта 2024 г. действует Инструкция об организации корпоративного управления, утв. постановлением Правления Нацбанка от 21.02.2024 № 62. |
Специальное законодательство касается также деятельности хозяйственных обществ с долей государства (см. например, Положение о представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2008 № 694).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 сентября 2023 г. следует руководствоваться Положением № 694 в ред. постановления Совмина от 01.06.2023 № 359. |
![]() |
Справочно См. также: • пособие «Проведение общего собрания хозяйственного общества»; • пособие «Подготовка к проведению общего собрания хозяйственного общества»; • «Алгоритм проведения годового общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью». |
Примечание 1. Термин «корпоративное право», широко используемый в последнее время, безусловно, имеет право на существование. Но, если рассматривать его как (под)отрасль законодательства, она будет комплексной, включающей нормы административного, гражданского, реже трудового и финансового права. Властный элемент в любом случае будет доминирующим.
Примечание 2. Речь идет о случаях (1) подачи членом совета директоров (наблюдательного совета) заявления о своем выходе, (2) его смерти, (3) объявления его умершим, признания (4) недееспособным или (5) безвестно отсутствующим (часть пятая ст.51 Закона).
Примечание 3. Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета с использованием книги учета расходов и доходов предусмотрена, в частности, при упрощенной системе налогообложения (см. постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 19.04.2007 № 55/60/59/38 «Об установлении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о некоторых вопросах ее заполнения»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 января 2023 г. действует постановление МНС, Минфина, Минтруда и соцзащиты и Белстата от 28.11.2022 № 35/54/75/133 «О книге учета доходов и расходов организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения». Комментарий см. здесь. |
Примечание 4. Это редкие случаи, когда решение ОС касается сделок хозяйственного общества. В остальных случаях (и это отличие от других органов управления) ОС решает «внутренние» вопросы, а не «внешние».
Примечание 5. См. Положение об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 июля 2020 г. следует руководствоваться Положением № 615 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 147. Комментарий см. здесь. |
Примечание 6. См. Положение о порядке проведения экспертизы достоверности оценки, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2011 № 173.
18.02.2016
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук