Пособие от 18.09.2017
Автор: Гадлевская Е.

Конфликт интересов между заказчиком и участниками процедур государственных закупок: правовые способы предотвращения и устранения


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ МЕЖДУ ЗАКАЗЧИКОМ И УЧАСТНИКАМИ ПРОЦЕДУР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК: ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ

Основу правового регулирования отношений в сфере государственных закупок составляет Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться Законом № 419-З, изложенным в новой редакции Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. Комментарии см. здесь.

 

Государственная закупка - приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (абзац 3 ст.1 Закона № 419-З).

Субъектный состав процедур государственных закупок

Субъект Определение
Заказчик 1) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов для приобретения товаров (работ, услуг) и осуществляющие такое приобретение, в том числе через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное руководителем этого юридического лица на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов от его имени;
2) иное юридическое лицо в случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь (абзац 4 ст.1 Закона № 419-З).
Заказчик осуществляет государственные закупки самостоятельно либо с участием организатора (п.2 ст.11 Закона № 419-З)
Организатор юридическое лицо, выполняющее от имени заказчика часть его функций по организации и проведению процедур государственных закупок (абзац 10 ст.1 Закона № 419-З)
Участник юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, участвующее в процедуре государственной закупки в качестве потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) (абзац 22 ст.1 Закона № 419-З):
1) представившее предложение, - в случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений (за исключением процедуры запроса ценовых предложений на государственную закупку, сведения о которой составляют государственные секреты);
2) получившее индивидуальное приглашение к участию в процедуре государственной закупки, - в случае проведения закрытого конкурса, а также процедуры запроса ценовых предложений на государственную закупку, сведения о которой составляют государственные секреты;
3) получившее приглашение к заключению договора, - в случае проведения процедуры закупки из одного источника (п.1 ст.14 Закона № 419-З)

Конфликт интересов между заказчиком и участниками

В процессе проведения процедур государственных закупок может сложиться ситуация, при которой у работника юридического лица (заказчика), ответственного за осуществление государственных закупок, или индивидуального предпринимателя - заказчика, а также у их супругов, близких родственников возникает личный (имущественный или иной) интерес в заключении договора с определенным участником процедуры закупки. В такой ситуации имеет место конфликт интересов.

Конфликт интересов - ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе) (абзац 12 ст.1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», далее - Закон № 305-З).

Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов предусмотрен ст.21 Закона № 305-З.

 

Государственное должностное лицо
     
    обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно
   
     
    вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов
   
   
   
Руководитель государственного должностного лица
     
    может не принять заявленный государственным должностным лицом самоотвод и письменно обязать государственное должностное лицо совершить соответствующие действия по службе (работе)
   
     
    информирует руководителя государственного органа, иной организации о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов и результатах рассмотрения заявленного государственным должностным лицом самоотвода
   
   
   
Руководитель государственного органа, иной организации
   
   
в случае возникновения или возможности возникновения конфликта интересов обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию, в частности, вправе:
     
    дать государственному должностному лицу письменные рекомендации о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов
   
     
    отстранить государственное должностное лицо от совершения действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать у государственного должностного лица конфликт интересов
   
     
    перевести государственное должностное лицо в порядке, установленном актами законодательства, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать возникновение конфликта интересов, на другую равнозначную должность
   
     
    поручить исполнение прежних должностных обязанностей на новом рабочем месте либо изменить, в том числе временно, должностные обязанности государственного должностного лица в порядке, установленном актами законодательства, в целях предотвращения конфликта интересов или возможности его возникновения
   
     
    принять иные меры, предусмотренные актами законодательства
   

 

Таким образом, Закон № 305-З подробно регулирует порядок действий при возникновении конфликта интересов. Вместе с тем следует обратить внимание, что данные требования распространяются не на всех заказчиков, если учитывать сферу действия Закона № 305-З. Так, государственными должностными лицами являются лица, указанные в абзаце 3 ст.1 Закона № 305-З:

1) Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства о государственной службе;

2) сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь;

3) сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь;

4) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, в том числе воинские, в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательными актами к должностным лицам;

5) заместители руководителей местных Советов депутатов;

6) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц.

 

внимание

Обратите внимание!

Если работник юридического лица (заказчика), ответственный за осуществление государственных закупок, относится к государственным должностным лицам, то при возникновении конфликта интересов он обязан уведомить об этом своего непосредственного руководителя в письменной форме и вправе заявить самоотвод. В противном случае на указанного работника ст.21 Закона № 305-З не распространяется.

 

Законодательство о государственных закупках предусматривает ряд организационных требований к проведению процедур закупок, выполнение которых позволяет предотвратить конфликт интересов или устранить его, а также его последствия.

Требования к комиссии

В случаях организации и проведения открытого или закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений заказчик (организатор) формирует комиссию (при необходимости - несколько комиссий), определяет ее задачи и предоставляет ей полномочия для выполнения этих задач (ст.19 Закона № 419-З). Необходимость формирования комиссии при организации и проведении процедуры закупки из одного источника определяется заказчиком (организатором). При формировании комиссии заказчик (организатор) обязан соблюдать следующие требования, обеспечивающие объективность решений комиссии.

1. Организатор обеспечивает ежегодную замену не менее 1/3 состава постоянно действующей комиссии, включая ее председателя. Физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, может быть членом постоянно действующей комиссии не более 3 лет подряд.

 

внимание

Обратите внимание!

Если комиссия формируется заказчиком, то данные нормы не подлежат применению, поскольку периодичность изменения состава постоянно действующих комиссий, образуемых для проведения процедур государственных закупок, а также члены таких комиссий определяются заказчиками самостоятельно (подп.1.20 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 июня 2023 г. подп.1.20 п.1 Указа № 590 исключен Указом от 22.06.2023 № 178.

 

2. Членами комиссии не могут быть:

1) физические лица, лично заинтересованные в результатах процедур государственных закупок, в том числе:

а) подавшие предложения;

б) работники потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), подавших предложения;

в) на которых способны оказывать влияние потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители), в том числе физические лица, являющиеся участниками потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), членами их органов управления или кредиторами потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

2) должностные лица государственного органа, уполномоченного законодательными актами на осуществление контроля (надзора) в области государственных закупок, непосредственно осуществляющие контроль (надзор) в этой области.

Член комиссии обязан уведомить ее председателя о возникновении таких обстоятельств и потребовать своего исключения из состава комиссии (п.11 Положения о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778, далее - Положение).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2019 г. постановление № 778 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 утратило силу. Следует руководствоваться Положением о комиссии по государственным закупкам, утвержденным постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2019 № 7. Комментарий см. здесь.

 

3. Члены комиссии и эксперты, привлекаемые к участию в ее работе, не могут представлять лицам, не входящим в состав комиссии, информацию о содержании предложений, об их оценке и сравнении, если иное не установлено законодательством.

Положением также предусмотрены некоторые требования, направленные против возникновения конфликта интересов и его последствий, в частности:

1) член комиссии не вправе передавать иному лицу свои полномочия на участие в ее деятельности (п.12 Положения);

2) на заседаниях комиссии могут присутствовать в качестве наблюдателей:

а) уполномоченные сотрудники (работники) органов Комитета государственного контроля, государственной безопасности и внутренних дел Республики Беларусь;

б) представители ведомственных контрольных служб государственных органов (организаций) - в случае если комиссия сформирована заказчиком (организатором), находящимся в подчинении (входящим в состав, систему) этих органов (организаций).

Требования к участникам

Закон также устанавливает ограничения на участие в процедурах закупок, обеспечивающие объективность их проведения. Участником не может быть (п.3 ст.14 Закона № 419-З):

1) организатор в проводимой им процедуре государственной закупки;

2) эксперт в процедуре государственной закупки, к организации или проведению которой он привлекается для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;

3) поставщик (подрядчик, исполнитель), включенный в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;

4) юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, работники (работник) которых оказывали заказчику (организатору) услуги по организации проводимой процедуры государственной закупки, а также физическое лицо, которое оказывало заказчику (организатору) такие услуги;

5) юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), и индивидуальный предприниматель, находящийся в стадии прекращения деятельности;

6) юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, признанные в установленном законодательством порядке экономически несостоятельными (банкротами), за исключением юридического лица, находящегося в процедуре санации;

7) поставщик (подрядчик, исполнитель), договор с которым расторгнут по соглашению сторон, - в процедуре государственной закупки товара (работы, услуги), являвшейся предметом расторгнутого договора;

8) структурное подразделение заказчика (организатора).

Таким образом, соблюдение изложенных требований Закона № 419-З позволяет предотвратить конфликт интересов. Закон № 305-З определяет, как должно действовать государственное должностное лицо и его руководство в случае возникновения конфликта интересов. Выполнение указанных требований обеспечивается установлением в ст.52-57 Закона № 419-З порядка обжалования решений и действий (бездействия) заказчика (организатора), комиссии, ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки.

 

18.09.2017

 

Елена Гадлевская, юрист