Пособие от 19.10.2012
Автор: Хаданович А.

Контроль финансовых операций в банке (в вопросах и ответах)


 

Материал помещен в архив

 

КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В БАНКЕ
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)

В ходе исполнения норм законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности банки сталкиваются с вопросами идентификации клиентов, организации текущего и последующего контроля, регистрации в специальных формулярах финансовых операций, подлежащих особому контролю.

В настоящей статье даны ответы на вопросы банков с учетом опыта проверок.

 

Вопрос: Каким образом должна проводиться идентификация клиентов - физических лиц при осуществлении ими разовых финансовых операций без открытия счета, не подлежащих особому контролю, сумма которых меньше 1 000 базовых величин (далее - БВ), но законодательством Республики Беларусь для их осуществления предусмотрено представление в банк документов, удостоверяющих личность?

Ответ: Лица, осуществляющие финансовые операции, при проведении идентификации участников финансовых операций - физических лиц на основании документа, удостоверяющего личность, устанавливают и фиксируют следующие данные (часть третья ст.7 Закона РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» (далее - Закон)):

• фамилию, собственное имя, отчество (при наличии);

• гражданство;

• дату и место рождения;

• место жительства (пребывания);

• реквизиты документа, удостоверяющего личность.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 января 2015 г. взамен Закона принят Закон РБ от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».

 

Информация, полученная банком в ходе идентификации клиента, фиксируется в анкете или карточке клиента, если иное не предусмотрено Инструкцией об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 (далее - Инструкция № 34) (часть первая п.14 Инструкции № 34). При этом под анкетированием понимается составление банком анкеты, содержащей установленные Инструкцией № 34 сведения о клиенте и его деятельности.

Термин «идентификация» в Законе и Инструкции № 34 не раскрывается.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 февраля 2015 г. взамен Инструкции № 34 действует Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 24.12.2014 № 818.

 

Справочно

Применительно к банковскому законодательству идентификацией считается распознавание клиента, банка, владельца актива с помощью таких методов, как персональный номер, подпись, код, знаки для машинной считки, конфиденциальная или личная информация, номер социального страхования или налоговой регистрации и т.д. (Гавриленко В.Г. Капитал. Энциклопедический словарь. - Минск: Право и экономика, 2009).

 

Идентификация физических лиц может не проводиться, если осуществляемая ими разовая финансовая операция без открытия счета, сумма которой меньше 1 000 БВ, не подлежит особому контролю и законодательством Республики Беларусь для ее осуществления не предусмотрено представление в банк документов, удостоверяющих личность (подп.21.1 п.21 Инструкции № 34).

Вместе с тем банк исполняет требования нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения операций, для осуществления которых предусмотрено представление в банк документа, удостоверяющего личность. Если физическое лицо представляет в банк такой документ, то его идентификация осуществляется (иначе теряет смысл представление документа).

Например:

• при продаже банком иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте за белорусские рубли физическому лицу данные документа, удостоверяющего личность, регистрируются в соответствии с требованиями Указа Президента РБ от 06.10.2011 № 449 «О некоторых вопросах осуществления валютно-обменных операций физическими лицами» и постановления Правления Нацбанка РБ от 31.10.2011 № 478 «О порядке регистрации данных документа, удостоверяющего личность физического лица, при продаже иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте»;

• при приеме банком к исполнению заявления на перевод (заявления на получение перевода) сверяется соответствие данных, указанных в заявлении, данным документа, удостоверяющего личность физического лица-плательщика (бенефициара), в соответствии с требованиями части первой п.9 Инструкции о порядке осуществления безналичных переводов через частные платежные системы, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 02.06.2004 № 87.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 7 сентября 2015 г. следует руководствоваться Инструкцией о денежных переводах, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 22.06.2015 № 376.

 

Вопрос: Допускается ли указывать в специальных формулярах наименования иностранных юридических лиц и их адреса буквами латинского алфавита при наличии таких сведений в представленных документах?

Ответ: Допускается при определенных обстоятельствах.

Заполнение специального формуляра осуществляется на русском языке. Наименование иностранного юридического лица и его адрес в стране регистрации, а также фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), адрес и реквизиты документа, удостоверяющего (подтверждающего) личность иностранного физического лица, указываются в специальном формуляре буквами латинского алфавита согласно предъявленным документам, если в документах отсутствует их русскоязычное написание (п.9 Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 16.03.2006 № 367 (далее - Инструкция № 367)).

В практической деятельности банки сталкиваются с ситуациями, когда в документах, являющихся основанием для осуществления финансовых операций, имеется русскоязычное написание наименований и адресов иностранных юридических лиц, переведенных с языка оригинала на русский язык.

Например:

ХАУЗ ЛЛП (HOUSE LLP);

ул.Птолемея, 10, Зенон Коурт, к.100, Никосия, Кипр (Ptolemaion street, 10, Zenon Court, Office 100, Nicosia, Cyprus).

В документах встречается также частичный перевод адреса.

Например, адрес банка: Latvia, Riga, Vesetas street, 108 переведен как: Латвия, Рига.

Указание данных сведений на русском языке фактически искажает передаваемую в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля РБ (далее - ДФМ) информацию, а в случае наличия частичного перевода приводит к указанию в специальном формуляре данных в смешанном виде (например: Рига, Vesetas street, 108).

Согласно разъяснениям, полученным Национальным банком РБ (далее - Нацбанк РБ) от ДФМ, если в документах, являющихся основанием для осуществления финансовой операции, русскоязычное написание или перевод наименований и адресов иностранных юридических лиц искажает оригинальные наименования или является неполным, то в специальном формуляре следует указывать их буквами латинского алфавита при наличии в документах этих сведений в латинской графике.

 

Вопрос: Если в документе, являющемся основанием для осуществления финансовой операции, сведения об адресе ее участника указаны: «Казахстан, с.Бытха, п.Полтавский» или «Россия, г.Москва, ул.К.Маркса», возможно ли указание в полях 7.8.3 и 7.8.4 специального формуляра сведений в следующем виде: «БЫТХА С.», «ПОЛТАВСКИЙ П.» и «К.МАРКСА УЛ.»?

Ответ: В специальном формуляре поля 7.8.3 «Населенный пункт» и 7.8.4 «Улица» заполняются аналогично полям 2.4.3 «Населенный пункт» и 2.4.4 «Улица» в соответствии с пп.24 и 25 Инструкции № 367 (пп.58 и 59 Инструкции № 367). В свою очередь, данными нормами предусмотрено, что после названия населенного пункта полностью указывается тип населенного пункта, а название и вид улицы указываются без сокращения.

В соответствии с разъяснениями, полученными Нацбанком РБ от ДФМ, если в документах, являющихся основанием для осуществления финансовой операции, сведения об адресах ее участников указаны таким образом, что можно однозначно определить тип населенного пункта и вид улицы, то в специальном формуляре следует указать их полностью.

Например, в документах указан адрес «…г.Москва, ул.К.Маркса,…», в специальном формуляре в полях 7.8.3 и 7.8.4 указывается «МОСКВА ГОРОД» и «К.МАРКСА УЛИЦА».

Если тип населенного пункта или вид улицы не определяются однозначно, то следует перенести его из документа в соответствующее поле специального формуляра и поместить вслед за наименованием.

Например, в документе написано: «…г.Калуга, п.Ленина,…», в специальном формуляре указывается: «КАЛУГА ГОРОД» и «ЛЕНИНА П».

 

Вопрос: Если банк считает необходимым дополнительно указать в специальном формуляре идентификационные сведения лиц, непосредственно не являющихся участниками финансовой операции (сторонами по платежу), например лиц, от которых поступили средства, используемые для проведения платежа, - данные сведения необходимо указывать в поле 3.13 «Дополнительная информация» либо на отдельных листах специального формуляра участников финансовой операции?

Ответ: На отдельных листах.

Информация об участниках финансовой операции, однотипных финансовых операций для банков представляется на отдельных листах специального формуляра (часть третья п.6 Инструкции № 367).

К участникам финансовой операции отнесены организации и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, в интересах или по поручению которых осуществляются финансовые операции, их представители, а также иные лица, действующие от имени таких организаций и физических лиц или в их интересах (часть одиннадцатая ст.1 Закона).

Если банк установил, что финансовая операция (платеж) осуществляется в интересах третьего лица, не являющегося непосредственным отправителем или получателем платежа, такое лицо также будет участвовать в финансовой операции, и информация о нем представляется на отдельном листе специального формуляра.

 

Вопрос: В каких случаях допускается проведение комплексного анализа осуществленных клиентом финансовых операций по итогам анализируемого периода, чтобы в случае необходимости представления специального формуляра включать в него все однотипные финансовые операции, осуществленные за этот период? Каким образом влияет на порядок выявления подозрительных финансовых операций итоговая степень риска, присвоенная работе с клиентом?

Ответ: Пытаясь найти единый подход к выявлению на стадиях текущего либо последующего контроля финансовых операций, подлежащих особому контролю, банки приводят различные практические ситуации и способы их разрешения:

1) финансовая операция клиента со средней итоговой степенью риска соответствует признаку подозрительности, содержащему условия применения признака при разовом осуществлении операции (например, разовый платеж в оффшорную зону в сумме, превышающей 1 000 БВ). Такие операции в большинстве случаев могут быть выявлены на стадии их осуществления;

2) финансовые операции клиента с низкой итоговой степенью риска и клиента с высокой итоговой степенью риска соответствуют признаку подозрительности, предполагающему осуществление клиентом финансовых операций неоднократно или систематически в течение анализируемого периода.

Например, разовое или неоднократное в течение одного календарного месяца перечисление клиентом денежных средств в размере, близком по значению к 2 000 БВ (+/- 5 %). При этом каждая отдельная финансовая операция осуществляется в размере от 1 000 до 1 500 БВ, но таких операций осуществлено несколько за один календарный месяц.

Соответствие данных финансовых операций установленным критериям и признакам подозрительности в большинстве случаев сложно выявить на стадии их осуществления без дополнительного анализа осуществленных клиентом с начала календарного месяца финансовых операций, но при необходимости и они могут быть выявлены на стадии осуществления каждой очередной операции;

3) финансовые операции клиента со средней степенью риска соответствуют признаку подозрительности, предполагающему осуществление клиентом (в пользу клиента) финансовых операций систематически в течение анализируемого периода - одного календарного месяца, но операции осуществляются как в виде нескольких разовых операций на протяжении календарного месяца, так и в виде нескольких однотипных финансовых операций, осуществленных в течение одного банковского дня.

Например, физическому лицу поступают переводы без открытия счета от нескольких отправителей из одного региона иностранного государства: 2 перевода выплачены в разные дни начала месяца, еще 3 перевода выплачиваются в один день за неделю до окончания календарного месяца. Операции соответствуют признаку «систематическое получение физическими лицами денежных переводов без открытия счета от одного или нескольких физических лиц из одного региона иностранного государства». Но систематичность осуществления финансовых операций за один банковский день выявить на стадии текущего контроля в таком случае возможно, а систематичность осуществления в течение месяца - затруднительно.

Рассматривая данные ситуации, прежде всего, необходимо пояснить, что внедрение подхода на основе риска в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности предполагает организовать работу банка в 2 этапа:

1) сосредоточить усилия на разбивке всей клиентуры банка по группам риска;

2) проводить усиленный мониторинг клиентов с высоким риском и ослабленный мониторинг клиентов со средним и низким риском.

Риск-ориентированный подход в финансовом секторе имеет огромные преимущества. Он позволяет обеспечивать высокий уровень сервиса в отношении большинства клиентов, не беспокоя их регулярными расширенными проверками, и дает возможность сосредоточить внимание службы внутреннего контроля банка только в отношении высокорисковых клиентов и операций. Некоторые исследования указывают, что среднее процентное соотношение таких клиентов и операций в солидных организациях не превышает 5 %.

В зависимости от присвоенной работе с клиентами итоговой степени риска Нацбанк РБ определил для банков дифференцированный подход к выявлению подозрительных финансовых операций. Банк осуществляет выявление подозрительных финансовых операций (часть первая п.31 Инструкции № 34):

• по клиентам, работе с которыми присвоена низкая и средняя итоговая степень риска, - на стадии последующего контроля;

• по клиентам, работе с которыми присвоена высокая итоговая степень риска, - на стадиях текущего и последующего контроля.

По общему правилу, если работе с клиентом присвоена низкая или средняя степень риска, по итогам анализируемого периода представляется один специальный формуляр в отношении однотипных финансовых операций клиента, осуществленных за этот период.

Если работе с клиентом присвоена высокая степень риска, при осуществлении им подозрительной финансовой операции в течение анализируемого периода, специальный формуляр представляется в ДФМ не позднее дня, следующего за днем осуществления этой операции. В зависимости от признака подозрительности это могут быть: первая операция (если признак указывает на подозрительность разовых операций), вторая (признак подозрительности указывает на неоднократность операций) либо третья (признак подозрительности указывает на систематичность операций). Далее, руководствуясь подп.34.4 п.34 Инструкции № 34, однотипные финансовые операции клиента, работе с которым присвоена высокая степень риска, регистрируются в специальном формуляре по истечении анализируемого периода. При необходимости ответственное должностное лицо вправе принять решение об иной периодичности проведения анализа однотипных финансовых операций клиента в зависимости от их суммы, вида, характера и частоты осуществления.

Если за анализируемый период выявится одна подозрительная финансовая операция, она регистрируется в специальном формуляре как однотипная (заранее нельзя предугадать, сколько операций осуществит клиент за анализируемый период).

Вместе с тем следует помнить, что, если по клиентам, работе с которыми присвоена низкая или средняя итоговая степень риска, возникают подозрения в легализации ими доходов, полученных преступным путем, либо финансировании террористической деятельности непосредственно на этапе осуществления финансовой операции и банк располагает необходимыми сведениями для принятия решения о ее признании подозрительной, специальный формуляр представляется в ДФМ не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления финансовой операции.

Например, индивидуальный предприниматель снял большую сумму денег со счета, что было нехарактерно для его предыдущей деятельности. Если банк заметил это на стадии снятия денег со счета, он не должен дожидаться завершения анализируемого периода, чтобы проинформировать ДФМ в следующем месяце. В таком случае банк представляет специальный формуляр в рамках текущего контроля: не позднее дня, следующего за днем осуществления финансовой операции.

 

Вопрос: Допускают ли банки нарушение законодательства, представляя органу финансового мониторинга излишние специальные формуляры регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю?

Ответ: Да.

Банк обязан регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его в форме электронного документа в орган финансового мониторинга в установленные сроки (абзац 3 части первой ст.5 Закона).

Перечень операций, подлежащих особому контролю, определен ст.6 Закона. Порядок их выявления и регистрации в специальных формулярах определены соответственно Инструкцией № 34 и Инструкцией № 367.

При проверках выявляются случаи, когда банки представляют излишние специальные формуляры по операциям, не подлежащим особому контролю, тем самым нарушая нормы вышеперечисленных нормативных правовых актов.

1. Банк регистрировал в специальных формулярах финансовые операции, не подлежащие особому контролю:

• финансовые операции отправки внутриреспубликанского банковского перевода денежных средств, по которым клиентами банка - юридическими лицами в соответствии с законодательством Республики Беларусь не представляются дополнительные документы в банк, кроме платежных инструкций. Например, специальные формуляры на незначительные суммы по займам (до 100 тыс.бел.руб.);

• финансовые операции поступления международного банковского перевода денежных средств, по которым клиентами банка - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не представлены документы для осуществления банком функций агента валютного контроля. Например, специальные формуляры на незначительные суммы (до 100 долл. США).

2. Для банков специальный формуляр заполняется отдельно по однотипным финансовым операциям, относящимся к таковым в соответствии с Инструкцией № 34 (часть первая п.3 Инструкции № 367). Не соблюдая данную норму, банк заполнял отдельно специальный формуляр по каждой финансовой операции, относящейся к однотипным.

Например, с февраля по апрель 2011 г. было заполнено 22 специальных формуляра по международным банковским переводам общества с дополнительной ответственностью «А» по контракту от 05.05.2010 за продукты питания на счет «N» LTD (Великобритания), открытый в латвийском банке. Или с сентября по ноябрь 2011 г. было заполнено 28 специальных формуляров по международным банковским переводам денежных средств в рамках договора займа от 03.03.2011, заключенного между ООО «Б» и «T» LTD (Кипр).

Представление банком излишних специальных формуляров характеризует его систему внутреннего контроля не с лучшей стороны, что отражается в заключении по результатам проверки. Вместе с тем практика применения административной ответственности сложилась таким образом, что за излишнее представление специальных формуляров меры административного воздействия (предупреждение, штраф) к работникам банков не применяются.

 

Вопрос: Просим дать разъяснение о порядке регистрации в специальном формуляре даты совершения финансовой операции, фактически проведенной в нерабочий день и отраженной в балансе банка в первый операционный день, следующий за нерабочим днем, а также о сроке представления специального формуляра в данном случае.

Ответ: В соответствии с законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности банки регистрируют в специальных формулярах финансовые операции клиентов, подлежащие особому контролю, в отношении которых имеются подозрения в легализации преступных доходов либо финансировании террористической деятельности.

Структурные подразделения банков осуществляют обслуживание клиентов в выходные (суббота, воскресенье) и праздничные дни. Операции за эти дни включаются в баланс банка в первый операционный день, следующий за выходными, праздничными днями (абзац 3 п.19 Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета и отчетности в Национальном банке и банках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета директоров Нацбанка РБ от 26.06.2007 № 198). Причем термин «операции банка» раскрывается как действия или события (банковские и иные операции), вследствие которых происходят изменения в активах, обязательствах и собственном капитале банка и которые отражаются по балансовым счетам, а также действия или события, которые отражаются по внебалансовым счетам банка. Таким образом, в указанной Инструкции речь идет об операциях банка и дате их отражения в балансе банка.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 января 2014 г. следует руководствоваться Инструкцией об организации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в Национальном банке Республики Беларусь, банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 12.12.2013 № 728.

 

В поле 3.5 «Дата совершения» специального формуляра указывается дата осуществления финансовой операции, в поле 3.6 «Время совершения» - время осуществления финансовой операции. Под временем осуществления финансовой операции понимается время, в которое собственник (его представитель, иное доверенное лицо) совершил в отношении средств действия, связанные с переходом права собственности либо права владения, пользования и (или) распоряжения средствами (для банковской, депозитарной операции - время, отраженное в автоматизированных системах, осуществляющих обработку операций в течение дня) (пп.33, 34 Инструкции № 367).

Заполняя специальный формуляр, необходимо зафиксировать фактические дату и время осуществления клиентом финансовой операции, отраженные в вышеназванных автоматизированных системах (когда клиент находился в кассе банка, получал деньги по чеку, карточке и т.п.), а не когда банк отразил эту операцию в бухгалтерском учете (на следующий рабочий день либо спустя несколько дней). Данная позиция дополнительно обусловлена тем, что при передаче сведений ДФМ правоохранительному органу важно знать именно дату и время осуществления клиентом финансовой операции (например, для возможности оперативного просмотра видеозаписи камер наружного наблюдения).

Банк обязан представлять специальный формуляр в форме электронного документа в ДФМ не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления финансовой операции (абзац 3 части первой ст.5 Закона).

Учитывая изложенное, по операциям, осуществляемым банком (его обособленными подразделениями) в выходные и праздничные дни, специальные формуляры представляются не позднее первого следующего рабочего дня.

 

Вопрос: Как регистрируются в специальном формуляре финансовые операции с банковскими пластиковыми карточками?

Ответ: По данному вопросу следует руководствоваться письмом Нацбанка РБ от 24.05.2012 № 03-11/52 «О регистрации подлежащих особому контролю операций с использованием банковских пластиковых карточек».

Этим письмом отменено действовавшее ранее письмо Нацбанка РБ от 18.05.2006 № 03-11/55 «О регистрации операций с использованием банковских пластиковых карточек», которым определялось, что банки Республики Беларусь, осуществляющие операции с использованием банковских пластиковых карточек, обязаны регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в соответствии с Законом, исходя из даты и времени отражения их по карт-счетам клиентов.

Специфика проведения операций с использованием банковских пластиковых карточек предопределяет наличие временного разрыва между временем и (или) датой совершения операции в банкомате, платежном терминале, платежно-справочном терминале самообслуживания и временем и (или) датой ее отражения в бухгалтерском учете банка, а также то, что в случае возникновения сбоя либо мошенничества совершение операции в объектах инфраструктуры не всегда означает ее бесспорное отражение по карт-счету.

В настоящее время банки при выявлении финансовой операции, подлежащей особому контролю, которую невозможно выявить на стадии ее осуществления, обязаны регистрировать такую операцию в специальном формуляре не позднее рабочего дня, следующего за днем ее выявления (абзац 3 части первой ст.5 Закона). В рассматриваемом примере день выявления финансовой операции с использованием банковской пластиковой карточки - это день получения информации о ней для отражения в бухгалтерском учете банка.

Поэтому банки Республики Беларусь, осуществляющие операции с использованием банковских пластиковых карточек, могут регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, исходя из даты и времени их осуществления в банкоматах (платежных терминалах). Сроки представления специальных формуляров при этом нарушаться не будут (как это могло быть ранее, до внесения соответствующих изменений в Закон).

Как упоминалось в предыдущем вопросе, данная позиция дополнительно обусловлена тем, что при передаче сведений ДФМ правоохранительному органу, важно знать именно дату и время осуществления клиентом финансовой операции, а не дату и время отражения этой операции в бухучете банка.

 

19.10.2012

 

Анжелика Хаданович, главный экономист Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка Республики Беларусь