


Материал помещен в архив
КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Контроль в области охраны окружающей среды и его виды
Контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов - это система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства об охране окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды.
Различают следующие виды контроля:
• в области охраны окружающей среды;
• ведомственный;
• производственный;
• аналитический (лабораторный) (глава 15 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 сентября 2019 г. в Закон внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.06.2019 № 201-З. |
Контроль в области охраны окружающей среды
Контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях обеспечения республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, юридическими лицами и гражданами исполнения законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, соблюдения требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности (ст.86 Закона).
Данный контроль осуществляют в пределах своей компетенции:
1) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) и его территориальные органы.
![]() |
Справочно Перечень должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальных органов, имеющих право осуществлять контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.2003 № 963; |
2) специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в пределах их компетенции;
3) Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;
4) местные исполнительные и распорядительные органы (часть вторая ст.87 Закона).
Контроль в области охраны окружающей среды осуществляется на основании Закона и Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»
Полномочия должностных лиц Минприроды
Права и обязанности должностных лиц Минприроды и его территориальных органов, осуществляющих контроль в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, установлены ст.88 и 89 Закона. Ниже приведены основные из них.
Должностные лица Минприроды и его территориальных органов при исполнении служебных обязанностей | |
Имеют право: - составлять акты проверок, выносить обязательные для выполнения требования (предписания); - составлять протоколы об административных правонарушениях, получать объяснения от лиц, привлекаемых к административной ответственности и налагать административные взыскания; - выдавать рекомендации по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга; - выносить требования (предписания) о приостановлении (запрете) хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду; - составлять акты об установлении факта причинения вреда окружающей среде. Справочно Форма акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде приведена в приложении 2 к Положению о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденному постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042.От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 апреля 2022 г. действует Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утв. постановлением Совмина от 11.04.2022 № 219. Комментарий см. здесь;- получать безвозмездно от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения и документы, необходимые для осуществления контроля; - вызывать граждан для рассмотрения материалов по фактам нарушения законодательства об охране окружающей среды и др. |
Обязаны: - своевременно и в полной мере использовать предоставленные им полномочия по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений законодательства об охране окружающей среды; - иметь при себе и предъявлять по требованию служебное удостоверение; - соблюдать требования законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, совершения действий, унижающих их честь и достоинство; - разъяснять гражданам требования законодательства об охране окружающей среды и т. п. |
Территориальные органы Минприроды в отношении проверяемых субъектов, относящихся к низкой группе риска и осуществляющих эксплуатацию менее 50 мобильных источников выбросов загрязняющих веществ, водопотребление в объеме от 5 до 140 м3 в сутки, применяют контрольные списки вопросов (чек-листы) (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2012 № 1147).
Ведомственный контроль
Государственные органы и иные организации, перечисленные в Указе Президента Республики Беларусь от 22.06.2010 № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь», осуществляют ведомственный контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подчиненными или входящими в их состав организациями (подстрочное примечание к п.11 Указа № 510).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. Указ № 325 утратил силу на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее - Указ № 376). С 1 января 2018 г. пп.1-23 Указа № 510 изложены в новой редакции на основании Указа № 376. Комментарий см. здесь. |
Ведомственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется на основании Закона и Указа № 510.
Так, например, ведомственному контролю в области охраны окружающей среды в организациях Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь в обязательном порядке подлежит их деятельность по использованию и охране земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, а также по обращению с отходами.
Производственный контроль
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, обязаны обеспечивать осуществление производственного контроля в области охраны окружающей среды, включая организацию мест отбора проб и проведения измерений.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется за счет собственных средств и иных источников финансирования на основании инструкции, разработанной и утвержденной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (части вторая и третья ст.94 Закона).
![]() |
Справочно Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.10.2013 № 52.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 ноября 2019 г. постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 24.10.2019 № 36 внесены изменения и дополнения в Инструкцию № 52, в частности, название изложено в новой редакции: «Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов». |
Производственный контроль осуществляют:
• служба охраны окружающей среды;
• специалист по охране окружающей среды;
• работник, на которого возложены обязанности по охране окружающей среды и осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды (часть первая ст.951 Закона).
Типовое положение о службе охраны окружающей среды утверждено постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 05.05.2016 № 15.
Аналитический (лабораторный) контроль
Аналитический (лабораторный) контроль проводится в рамках осуществления контроля в области охраны окружающей среды и производственного контроля (часть первая ст.96 Закона).
Периодичность осуществления аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды устанавливается Минприроды в зависимости от объекта контроля и его характеристик.
Положение о порядке осуществления аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2013 № 504.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 января 2021 г. следует руководствоваться Положением № 504 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 № 772. |
Аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды включает в себя:
• отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды;
• оценку соблюдения нормативов качества окружающей среды;
• оценку соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ в окружающую среду;
• оценку эффективности природоохранных мероприятий;
• комплексную оценку воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой на основании комплексных природоохранных разрешений;
• оценку соответствия фактических параметров работы очистных сооружений, машин, механизмов параметрам, утвержденным в составе проектной документации;
• оценку соблюдения требований при обращении с отходами;
• оценку соблюдения технических требований к составу топлива;
• оценку эффективности производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;
• оценку соблюдения иных требований и нормативов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (часть вторая ст.96 Закона).
Органы, осуществляющие отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды:
• уполномоченная Минприроды подчиненная организация, имеющая в своем составе аккредитованные испытательные лаборатории (центры);
• аккредитованная испытательная лаборатория (центр) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (часть третья ст.96 Закона).
В рамках осуществления контроля в области охраны окружающей среды аналитический контроль осуществляют Минприроды, территориальные органы Минприроды (часть четвертая ст.96 Закона).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют аналитический контроль:
• самостоятельно при осуществлении производственного контроля в области охраны окружающей среды;
• с привлечением аккредитованных испытательных лабораторий (центров) других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании заключаемого с ними договора на оказание услуг (часть пятая ст.96 Закона).
Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды
За нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды виновные привлекаются к ответственности.
Административная ответственность наступает за правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, предусмотренные главой 15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Данная глава содержит 64 административных правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться гл.16 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Пособие-навигатор см. здесь. |
Уголовная ответственность предусмотрена за преступления против экологической безопасности и природной среды, предусмотренные главой 26 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Преступлениями против экологической безопасности и природной среды признаются совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосферному воздуху и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности.
03.08.2017
Марина Листовая, юрист