Пособие от 03.08.2017
Автор: Листовая М.

Контроль в области охраны окружающей среды


СОДЕРЖАНИЕ

 

Контроль в области охраны окружающей среды и его виды

Контроль в области охраны окружающей среды

Ведомственный контроль

Производственный контроль

Аналитический (лабораторный) контроль

Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды

 

Материал помещен в архив

 

КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Контроль в области охраны окружающей среды и его виды

Контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов - это система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства об охране окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды.

Различают следующие виды контроля:

• в области охраны окружающей среды;

• ведомственный;

• производственный;

• аналитический (лабораторный) (глава 15 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее - Закон)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 сентября 2019 г. в Закон внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.06.2019 № 201-З.

Контроль в области охраны окружающей среды

Контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях обеспечения республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, юридическими лицами и гражданами исполнения законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, соблюдения требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности (ст.86 Закона).

Данный контроль осуществляют в пределах своей компетенции:

1) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) и его территориальные органы.

 

справочно

Справочно

Перечень должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальных органов, имеющих право осуществлять контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.2003 № 963;

 

2) специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в пределах их компетенции;

3) Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

4) местные исполнительные и распорядительные органы (часть вторая ст.87 Закона).

Контроль в области охраны окружающей среды осуществляется на основании Закона и Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510) (часть первая ст.87 Закона).

Полномочия должностных лиц Минприроды

Права и обязанности должностных лиц Минприроды и его территориальных органов, осуществляющих контроль в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, установлены ст.88 и 89 Закона. Ниже приведены основные из них.

 

Должностные лица Минприроды и его территориальных органов при исполнении служебных обязанностей
Имеют право:
- составлять акты проверок, выносить обязательные для выполнения требования (предписания);
- составлять протоколы об административных правонарушениях, получать объяснения от лиц, привлекаемых к административной ответственности и налагать административные взыскания;
- выдавать рекомендации по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;
- выносить требования (предписания) о приостановлении (запрете) хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду;
- составлять акты об установлении факта причинения вреда окружающей среде.

Справочно

Форма акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде приведена в приложении 2 к Положению о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденному постановлением Совета министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 апреля 2022 г. действует Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утв. постановлением Совмина от 11.04.2022 № 219. Комментарий см. здесь;

- получать безвозмездно от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения и документы, необходимые для осуществления контроля;
- вызывать граждан для рассмотрения материалов по фактам нарушения законодательства об охране окружающей среды и др.
Обязаны:
- своевременно и в полной мере использовать предоставленные им полномочия по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений законодательства об охране окружающей среды;
- иметь при себе и предъявлять по требованию служебное удостоверение;
- соблюдать требования законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, совершения действий, унижающих их честь и достоинство;
- разъяснять гражданам требования законодательства об охране окружающей среды и т. п.

 

Территориальные органы Минприроды в отношении проверяемых субъектов, относящихся к низкой группе риска и осуществляющих эксплуатацию менее 50 мобильных источников выбросов загрязняющих веществ, водопотребление в объеме от 5 до 140 м3 в сутки, применяют контрольные списки вопросов (чек-листы) (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2012 № 1147).

Ведомственный контроль

Государственные органы и иные организации, перечисленные в Указе Президента Республики Беларусь от 22.06.2010 № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь», осуществляют ведомственный контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подчиненными или входящими в их состав организациями (подстрочное примечание к п.11 Указа № 510).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. Указ № 325 утратил силу на основании Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее - Указ № 376).

С 1 января 2018 г. пп.1-23 Указа № 510 изложены в новой редакции на основании Указа № 376. Комментарий см. здесь.

 

Ведомственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется на основании Закона и Указа № 510.

Так, например, ведомственному контролю в области охраны окружающей среды в организациях Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь в обязательном порядке подлежит их деятельность по использованию и охране земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, а также по обращению с отходами.

Производственный контроль

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, обязаны обеспечивать осуществление производственного контроля в области охраны окружающей среды, включая организацию мест отбора проб и проведения измерений.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется за счет собственных средств и иных источников финансирования на основании инструкции, разработанной и утвержденной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (части вторая и третья ст.94 Закона).

 

справочно

Справочно

Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11.10.2013 № 52.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 ноября 2019 г. постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 24.10.2019 № 36 внесены изменения и дополнения в Инструкцию № 52, в частности, название изложено в новой редакции: «Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов».

 

Производственный контроль осуществляют:

• служба охраны окружающей среды;

• специалист по охране окружающей среды;

• работник, на которого возложены обязанности по охране окружающей среды и осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды (часть первая ст.951 Закона).

Типовое положение о службе охраны окружающей среды утверждено постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 05.05.2016 № 15.

Аналитический (лабораторный) контроль

Аналитический (лабораторный) контроль проводится в рамках осуществления контроля в области охраны окружающей среды и производственного контроля (часть первая ст.96 Закона).

Периодичность осуществления аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды устанавливается Минприроды в зависимости от объекта контроля и его характеристик.

Положение о порядке осуществления аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2013 № 504.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 января 2021 г. следует руководствоваться Положением № 504 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 № 772.

 

Аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды включает в себя:

• отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды;

• оценку соблюдения нормативов качества окружающей среды;

• оценку соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ в окружающую среду;

• оценку эффективности природоохранных мероприятий;

• комплексную оценку воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой на основании комплексных природоохранных разрешений;

• оценку соответствия фактических параметров работы очистных сооружений, машин, механизмов параметрам, утвержденным в составе проектной документации;

• оценку соблюдения требований при обращении с отходами;

• оценку соблюдения технических требований к составу топлива;

• оценку эффективности производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;

• оценку соблюдения иных требований и нормативов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (часть вторая ст.96 Закона).

Органы, осуществляющие отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды:

• уполномоченная Минприроды подчиненная организация, имеющая в своем составе аккредитованные испытательные лаборатории (центры);

• аккредитованная испытательная лаборатория (центр) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (часть третья ст.96 Закона).

В рамках осуществления контроля в области охраны окружающей среды аналитический контроль осуществляют Минприроды, территориальные органы Минприроды (часть четвертая ст.96 Закона).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют аналитический контроль:

• самостоятельно при осуществлении производственного контроля в области охраны окружающей среды;

• с привлечением аккредитованных испытательных лабораторий (центров) других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании заключаемого с ними договора на оказание услуг (часть пятая ст.96 Закона).

Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды

За нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды виновные привлекаются к ответственности.

Административная ответственность наступает за правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, предусмотренные главой 15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Данная глава содержит 64 административных правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. следует руководствоваться гл.16 КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Пособие-навигатор см. здесь.

 

Уголовная ответственность предусмотрена за преступления против экологической безопасности и природной среды, предусмотренные главой 26 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Преступлениями против экологической безопасности и природной среды признаются совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосферному воздуху и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от форм собственности.

 

03.08.2017

 

Марина Листовая, юрист