Комментарий от 07.02.2018
Автор: Лимож Н.

Корректировка административной ответственности за экономические правонарушения. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии КОРРЕКТИРОВКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З

Закон Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее - Закон) внес существенные корректировки в нормы Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП), регламентирующие вопросы осуществления экономической деятельности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует новый КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь.

С 1 марта 2021 г. действует новый ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарии см. здесь.

 

В связи с принятым в Республике Беларусь курсом на либерализацию экономической деятельности, предусматривающей совершенствование в том числе и административного и процессуально-исполнительного законодательства, Закон приводит положения  КоАП и ПИКоАП в соответствие с законодательством, а также правоприменительной практикой.

Ниже приводится характеристика основных изменений и дополнений, внесенных Законом в сферы правового регулирования.

Общая часть КоАП

1. В новой редакции излагается ст.4.5 КоАП (деяния, влекущие административную ответственность по требованию). Перечень деяний, влекущих ответственность по требованию потерпевшего, дополняется деяниями, предусмотренными ст.9.21 (нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности) и 11.26 КоАП (незаконное использование деловой репутации конкурента). Это вызвано сложившейся судебной практикой, согласно которой дела данной категории рассматриваются только при наличии заявления правообладателя.

2. Внесены изменения в ст.5.5 КоАП - исключена наказуемость неуплаты налогов при условии устранения нарушения в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, определяющими единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь.

Законодательным актом, определяющим единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности, является Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510). Следовательно, положения ст.5.5 КоАП применяются только при проведении проверок в соответствии с Указом № 510.

Вместе с тем налоговыми органами проводятся проверки также в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК), в частности, выездные проверки плательщиков в связи с их ликвидацией (прекращением деятельности), на которые положения Указа № 510 не распространяются. Таким образом, при наличии аналогичных обстоятельств вопрос о применении (неприменении) административной ответственности ставится в зависимость от того, согласно какому законодательному акту проведена проверка, что не в полной мере согласуется с принципами равенства перед законом и справедливости.

Так, Закон распространяет сферу действия ст.5.5 КоАП на случаи проведения проверок не только в соответствии с Указом № 510, но и с иными законодательными актами, а также международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

 

внимание

Обратите внимание!

Обстоятельствами, исключающими признание деяния административным правонарушением, согласно абзацу 5 ст.5.5 КоАП являются неуплата или неполная уплата в установленный срок юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем таможенного платежа, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, в размере не более 1 % от уплаченных сумм таможенных платежей за каждый календарный год, в котором было совершено такое деяние.

 

По мнению законодателя, данные корректировки будут способствовать декриминализации ответственности и стимулированию немедленного погашения субъектами хозяйствования возникшей задолженности по уплате налогов и таможенных платежей.

 

3. Закон существенно оптимизировал действующие институты конфискации и обращения в доход государства имущества в случае неустановления лица, совершившего правонарушение.

Законодательное регулирование в этой сфере является объектом постоянной критики со стороны бизнес-кругов. Применение конфискации влечет серьезные последствия для субъекта хозяйствования, вплоть до его банкротства и потери как налогоплательщика. Несовершенство института обращения в доход государства имущества в случае неустановления лица, совершившего правонарушение, создавало возможность конфискации имущества, принадлежащего добросовестному участнику гражданского оборота (в случаях, когда предмет правонарушения в момент его совершения не принадлежал правонарушителю либо принадлежал, но после совершения правонарушения был реализован добросовестному приобретателю).

Реализация конституционного принципа неприкосновенности собственности, повышения инвестиционной привлекательности потребовала совершенствования правового регулирования конфискации и обращения в доход государства имущества в случае неустановления лица, совершившего правонарушение, в части существенного сокращения сферы применения данных институтов за правонарушения, связанные с осуществлением экономической деятельности (в области предпринимательской деятельности и против порядка таможенного регулирования).

Согласно Закону административное взыскание в виде конфискации исключается за совершение субъектами хозяйствования правонарушений, предусмотренных следующими нормами КоАП:

частью 4 ст.12.17 (приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов));

частью 5 ст.12.21 (производство юридическим лицом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий без распределенных ему частей квот на их производство или сверх распределенных частей квот);

• частями 5-7, 9 и 11 ст.12.23 (нарушение порядка оборота, перемещения, транзита алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий);

частью 1 ст.12.30 (незаконное обращение нефтяного жидкого топлива);

ст.12.35 (нарушение требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками);

ст.14.2 (недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата находящихся под таможенным контролем товаров или утрата документов на них);

ст.14.3 (покидание пункта ввоза или вывоза до завершения в отношении товаров таможенных операций, связанных с выпуском этих товаров);

ст.14.4 (нарушение порядка убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС);

ст.14.5 (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров);

ст.14.7 (использование находящихся под таможенным контролем транспортных средств в нарушение установленного законодательством порядка).

Взамен исключаемой конфискации в санкциях указанных норм устанавливается штраф, размер которого определяется в процентном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения.

С учетом принципов кодификации законодательства, предполагающих систематизированное изложение правовых предписаний, из части 4 ст.12.17 КоАП исключен квалифицирующий признак «реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля». Соответствующее противоправное деяние подпадает под универсальную норму ст.23.1 КоАП (в редакции Закона), предусматривающую, в том числе, ответственность за неисполнение письменного требования о реализации товаров (работ, услуг), вынесенного согласно законодательному акту уполномоченным должностным лицом государственного органа.

В новой редакции пп.1 и 4 ст.10.27 ПИКоАП обращение в доход государства предмета административного правонарушения при неустановлении лица, совершившего правонарушение, допускается только в двух случаях:

1) если такое имущество запрещено к обороту;

2) при совершении правонарушений, предусмотренных ст.14.1 КоАП (перемещение товаров через таможенную границу вне пограничных пунктов пропуска либо с сокрытием от таможенного контроля (с использованием тайников, других способов, затрудняющих их обнаружение)).

Данные правовые новации позволят обеспечить соразмерность административного взыскания характеру правонарушения и степени причиненного вреда без изъятия из экономического оборота имущества, надлежащую защиту права собственности добросовестных участников гражданского оборота.

 

4. Из ст.6.12 КоАП исключено примечание, запрещающее замену конфискации на взыскание стоимости в отношении административных таможенных правонарушений. Эта мера позволит при рассмотрении дел о таких правонарушениях учитывать права и законные интересы собственников транспортных средств, которые осуществляют их передачу во владение и пользование иным лицам во исполнение гражданско-правовых договоров (например, по договору финансовой аренды (лизинга)), а также в полной мере достигнуть целей наложения административного взыскания в отношении лиц, привлекаемых к административной ответственности за совершенные правонарушения.

 

5. В целях дальнейшей гуманизации административной ответственности Закон расширил перечень обстоятельств, смягчающих ответственность.

Часть 1 ст.7.2 КоАП  дополнена следующими обстоятельствами, смягчающими административную ответственность:

• добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

• добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, ведущий административный процесс, о совершенном административном правонарушении;

• оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, ведущему административный процесс, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

 

6. По общему правилу (часть 1 ст.7.6 КоАП) административное взыскание налагается не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения (обнаружения длящегося правонарушения). По отдельным категориям правонарушений с учетом их характера и степени вредности пп.3-5 части 1 ст. 7.6 КоАП предусмотрены специальные увеличенные сроки давности. При этом максимальные сроки составляют 3 года со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения.

Вместе с тем согласно части 3 ст.7.6 КоАП в случае отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения предварительного расследования или уголовного преследования, но при наличии признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня принятия указанных решений, но не позднее 3 лет со дня совершения правонарушения.

Установленный частью 3 ст.7.6 КоАП пресекательный срок (3 года) в целом согласуется со специальными сроками давности, предусмотренными пп.3 и 4 части 1 ст.7.6 КоАП, однако многократно превышает общий двухмесячный срок наложения административного взыскания. При этом законодатель учел, что расследование по уголовному делу может приостанавливаться, продлеваться, причем неоднократно. Также неоднократно могут приниматься решения о возобновлении проверки по признакам преступления. При последующем отказе в возбуждении уголовного дела, несмотря на предшествовавшее истечение двухмесячного срока наложения административного взыскания, данный срок устанавливается снова.

Таким образом, срок давности привлечения к ответственности ставится в зависимость от правоприменительных действий и решений, принимаемых по признакам преступления, а не от фактического характера деяния и может составлять 3 года с момента совершения правонарушения, в отношении которого установлен общий двухмесячный срок давности.

В связи с изложенным в части 3 ст.7.6 КоАП снижен ограничительный срок привлечения к административной ответственности с 3 лет до 6 месяцев по категории дел, на которую распространяется общий двухмесячный срок давности.

Законом исключена часть 5 ст.7.6 КоАП, регламентирующая срок наложения административного взыскания в случае невозможности установить личность иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушивших правила пребывания или транзитного проезда, в связи с тем, что на практике данная норма не применяется.

Данные корректировки ст.7.6 КоАП направлены на обеспечение правовой защищенности лица, исключая чрезмерную продолжительность его правового положения в связи с совершенным проступком, и позволят существенно сократить случаи привлечения к административной ответственности в сроки, превышающие сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

 

7. В целях устранения административной ответственности субъектов хозяйствования за малозначительные деяния, формальные проступки (не связанные с причинением имущественного и иного существенного вреда), а также деяния, не связанные с причинением значительного имущественного вреда отношениям, охраняемым административным законодательством, Закон установил четкие объективные критерии, при наличии которых к административной ответственности будет привлекаться только виновный работник организации (а не одновременно работник и субъект хозяйствования).

Данный вопрос концептуально урегулирован посредством исключения ст.8.8 КоАП «Освобождение от административной ответственности за правонарушение, не связанное с получением выгоды имущественного характера», а также закрепления в ст.4.8 КоАП (общие положения об ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как субъектов хозяйствования) объективных критериев, при наличии которых к административной ответственности может привлекаться субъект хозяйствования.

Согласно новой редакции частей 1 и 2 ст.4.8 КоАП субъект хозяйствования (индивидуальный предприниматель и юридическое лицо) несет административную ответственность, если это предусмотрено санкцией статьи, и при этом совершенным деянием причинен имущественный вред в размере свыше 40 базовых величин, и (или) вред жизни и здоровью населения и (или) создана угроза причинения вреда жизни и здоровью населения.

При отсутствии указанного вреда ответственности подлежит:

• виновный работник юридического лица (а не одновременно работник и субъект хозяйствования);

• индивидуальный предприниматель в пределах санкций, предусмотренных для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем (то есть в тех же размерах, что и работник юридического лица при таких обстоятельствах), а не в повышенном размере. Тем самым обеспечиваются равные условия ответственности юридического лица и индивидуального предпринимателя за правонарушения, связанные с хозяйственной деятельностью.

Особенная часть КоАП

1. Согласно ст.75 и 76 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» работодатели обязаны своевременно оформлять и представлять в органы по труду, занятости и социальной защите документы о стаже работы, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии. Дополнение ст.9.14 КоАП (нарушение законодательства о пенсионном обеспечении) словами «либо непредставление указанных документов в установленные сроки» интегрирует данные обязанности в сферу правового регулирования.

 

2. За нарушения требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе в технических и локальных нормативных правовых актах, частью 1 ст.9.17 КоАП установлена ответственность для должностных лиц (иных уполномоченных работодателем лиц), а также индивидуальных предпринимателей.

Ряд требований по охране труда содержится в технических кодексах установившейся практики. Вместе с тем согласно Закону Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» для технических кодексов установившейся практики установлен принцип добровольности применения. При этом в соответствии с п.4 ст.21 названного Закона в случае, когда в законодательном акте, техническом регламенте либо ином нормативном правовом акте Совета Министров Республики Беларусь дана ссылка на технический кодекс установившейся практики, требования этого кодекса становятся обязательными для соблюдения. В связи с этим вносится соответствующее уточнение в часть 1 ст.9.17 КоАП, ограничивающее сферу применения данного положения.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться п.4 ст.21 Закона № 262-З в редакции Закона Республики Беларусь от 18.12.2019 № 278-З.

 

3. В новой редакции изложена ст.9.20 КоАП (сокрытие страхового случая).

Страхователь по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обязан в порядке, определенном законодательством, расследовать либо принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.323 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530; ст.17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»). Расследование несчастного случая на производстве (кроме группового, со смертельным исходом или приведшего к тяжелым производственным травмам) проводится страхователем (п.18 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30).

Пунктами 41 и 62 данных Правил на страхователя возложена обязанность немедленного сообщения о групповом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом, случае профессионального заболевания в определенные организации (в том числе, территориальные подразделения Следственного комитета Республики Беларусь, Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, профсоюз, местный исполнительный и распорядительный орган, организацию здравоохранения).

Вместе с тем страхователи зачастую допускают нарушение данных требований. Это приводит к несохранению обстановки на месте происшествия, затрудняет проведение объективного расследования несчастного случая и может негативно сказаться на его результатах. При этом такие нарушения часто не подпадали под признаки ст.9.20 КоАП.

Новая редакция ст.9.20 КоАП «Нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» нацелена на разрешение данной проблемы путем конкретизации квалифицирующих признаков правонарушения с учетом содержания вышеуказанных обязанностей страхователя.

Кроме того, из санкции ст.9.20 КоАП исключены положения, определяющие наложение взыскания для индивидуального предпринимателя и юридического лица. В редакции Закона ответственность будет нести виновное физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель и должностное лицо юридического лица. Законодатель не усмотрел необходимости одновременного привлечения к ответственности виновного должностного лица и юридического лица с учетом правоприменительной практики и увеличения размеров штрафных санкций.

 

4. Закон исключил из КоАП не востребованные правоприменителем формальные правонарушения, предусмотренные:

- частью 2 ст.11.3 (необоснованное занижение суммы валютных средств, подлежащих обязательной продаже);

- ст.11.6 (невозвращение из-за границы валюты);

- ст.11.23 (нарушение установленного порядка заключения и исполнения договоров банковского вклада (депозита), страхования, договоров, заключаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, предусматривающих привлечение денежных средств граждан);

- ст.11.28 (несообщение членами органов управления банка сведений о приобретении ими акций банка и сделках с этими акциями);

- ст.11.46 (нецелевое использование валютных средств);

- ст.11.48 (несоблюдение установленных сроков использования валютных средств);

- ст.11.49 (нецелевое использование и (или) невозвращение в установленный срок средств в иностранной валюте, выданных под отчет);

- ст.12.34 (необеспечение условий для эксплуатации кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем).

Также исключено формальное правонарушение, предусмотренное ст.11.19 КоАП (нарушение срока постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов). При наступлении реальных вредных последствий в виде неуплаты или неполной уплаты в установленный срок обязательных страховых взносов виновные лица подлежат привлечению к ответственности по ст.11.54 КоАП.

Ввиду правовой неопределенности, архаичности и невостребованности правоприменителем исключена часть 5 ст.12.17 КоАП (продажа товаров или лекарственных средств со складов, баз, из подсобных помещений государственных организаций бытового обслуживания, торговли, общественного питания, здравоохранения или при доставке их к месту хранения (реализации) либо сокрытие товаров или лекарственных средств от покупателей (нарушение правил торговли)).

 

5. Снижены размеры штрафа за совершение правонарушений в сфере регулирования рынка ценных бумаг, предусмотренных ст.11.9 и 11.10 КоАП, что будет способствовать индивидуализации административного взыскания с учетом обеспечения соразмерности ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда.

 

6. В целях согласования с обязанностями, установленными Законом Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон № 231-З), в новой редакции излагается часть 2 ст.11.10 КоАП (нарушение установленных законодательством сроков раскрытия информации на рынке ценных бумаг).

Эмитенты эмиссионных ценных бумаг (акционерные общества, эмитенты облигаций), а также профессиональные участники рынка ценных бумаг раскрывают (ст.55-59 Закона № 231-З):

• ежеквартальную и годовую отчетность о результатах финансово-хозяйственной деятельности;

• информацию о существенных фактах (крупные сделки, сделки с заинтересованностью, реорганизация и т. д.);

• сведения о совершении сделок с крупными пакетами акций.

Указанная информация представляется регулятору (органам Министерства финансов Республики Беларусь) и раскрывается публично. Данные требования направлены на защиту прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Раскрытие такой информации влияет на спрос и предложение ценных бумаг и позволяет инвесторам принимать необходимые инвестиционные решения.

Детальный порядок раскрытия информации (в том числе сроки в каждом конкретном случае) устанавливается специальным нормативным актом - Инструкцией о порядке раскрытия информации на рынке ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 13.06.2016 № 43.

Наличие административной ответственности за нарушение установленных сроков раскрытия информации на рынке ценных бумаг обусловлено необходимостью защиты интересов инвесторов и их права на получение полной и своевременной информации на указанном рынке, а также отсутствием иных мер реагирования на такие нарушения.

 

7. Снижены размеры имущественных взысканий за правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 ст.11.16 (нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов), частями 1 и 2 ст.11.37 (превышение сроков проведения внешнеторговых операций), ст.12.3 (нарушение порядка сдачи лома черных и цветных металлов и их отходов), 12.7 (незаконная предпринимательская деятельность), частью 4 ст.12.19 (нарушение порядка расчетов), ст.23.18 (нарушение порядка представления данных государственной статистической отчетности) КоАП.

 

8. Частью 5 ст.11.17 КоАП установлена ответственность за нецелевое использование средств, привлеченных путем выпуска облигаций, или предоставление за счет указанных средств займов. Со вступлением в силу Закона № 231-З термин «выпуск» получил новое значение как совокупность ценных бумаг определенного вида, в то время как диспозиция названной нормы предполагает нарушение процесса привлечения средств с использованием облигаций, то есть их размещения. В связи с этим вносится терминологическая корректировка в часть 5 ст.11.17 КоАП.

 

9. Санкция ст.11.44 КоАП (нарушение сроков представления статистической декларации) дополняется административным взысканием в виде предупреждения.

Данное изменение позволит не налагать имущественное взыскание за нарушения, которые не наносят значительный вред охраняемым законом интересам. Вместе с тем неимущественное взыскание в виде предупреждения будет являться мерой административного воздействия в целях предотвращения новых правонарушений.

 

10. Из санкции ст.11.44 КоАП (нарушение установленного срока представления статистической декларации либо отсутствие такой декларации) исключены положения, определяющие взыскание для индивидуального предпринимателя и юридического лица. Согласно внесенным изменениям ответственность будет нести виновное физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель и должностное лицо юридического лица.

 

11. С учетом наличия мер гражданско-правовой ответственности (начисление пени на сумму недоимки, бесспорное взыскание недоимки и пеней, приостановление операций по банковским счетам) в новой редакции изложена ст.11.54 КоАП (неуплата или неполная уплата обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование).

При этом:

• снижены пределы штрафа для должностных лиц;

• исключена наказуемость неуплаты взносов в относительно небольшом размере путем введения порогового размера (сумма более 10 БВ) неуплаченной суммы взносов, превышение которого повлечет административную ответственность;

примечанием к ст.11.54 КоАП исключается наказуемость нарушения срока уплаты взносов, в случае если указанные взносы уплачены в полном объеме не позднее дня выплаты заработной платы.

 

12. Из КоАП исключена ст.11.71 (включение или представление для включения в кредитную историю или кредитный отчет недостоверных сведений). Данная норма не востребована правоприменителем. В едином государственном банке данных о правонарушениях за 2010-2015 годы не зарегистрировано ни одного случая применения ст.11.71 КоАП, которая была введена в 2009 году.

Кроме того, процессуальная компетенция (составление протоколов об административном правонарушении по данной категории дел возложено на Комитет государственного контроля Республики Беларусь) не соответствует сфере контроля, возложенной законодательными актами на данный орган. В силу положений Банковского кодекса Республики Беларусь, а также Устава Национального банка Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 320, и Указа № 510 контроль за соблюдением банками национального законодательства возложен на Национальный банк Республики Беларусь.

В случае совершения должностным лицом банка нарушения законодательства, выразившегося во включении или представлении для включения в кредитную историю или кредитный отчет недостоверных сведений, к нему могут быть применены меры как административной (например, ст.23.1, 23.16 КоАП), так и дисциплинарной ответственности.

 

13. Санкция ст.11.77 КоАП (нарушение требований к порядку осуществления закупок за счет собственных средств) предусматривает ответственность в виде штрафа до 50 БВ. Вместе с тем санкция части 4 ст.11.16 КоАП, устанавливающей ответственность за нарушение порядка организации государственных закупок, предусматривает (помимо штрафа в таком же размере) взыскание в виде предупреждения. Принимая во внимание, что нарушение порядка осуществления закупок за счет собственных средств не является более тяжким правонарушением, чем нарушение порядка государственных закупок, ст.11.77 КоАП дополнена таким видом ответственности, как предупреждение.

 

14. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь (часть 2 ст.1.1 КоАП). Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в КоАП.

В целях реализации указанной нормы в КоАП включены положения п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 15.03.2016 № 97 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь», которым установлена административная ответственность за нецелевое использование сельскохозяйственной организацией средств от продажи жилых помещений в виде наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 50 до 100 БВ. Право составлять протоколы об административном правонарушении и рассматривать дела о данном правонарушении предоставлено уполномоченным должностным лицам органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. п.2 Указа № 97 прекратил свое действие согласно части второй п.5 Указа № 97.

 

В этой связи КоАП дополнен ст.11.82 (нецелевое использование средств от продажи жилых помещений), содержащей указанные выше положения.

 

15. Правоприменительная практика свидетельствует, что размер административного взыскания, предусмотренного ст.12.2 КоАП (нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки) или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов), в ряде случаев не соответствует тяжести совершенного правонарушения. Также следует отметить, что учет черных и цветных металлов, их лома и отходов осуществляется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности и об обращении с отходами.

При этом являются менее жесткими нижние пределы штрафа за:

• нарушение порядка ведения бухгалтерского учета (часть 1 ст.12.1 КоАП);

• нарушение законодательства об обращении с отходами (часть 2 ст.15.63 КоАП);

• нарушение порядка деятельности с редкоземельными и драгоценными металлами (часть 3 ст.11.4 КоАП).

В этой связи из ст.12.2 КоАП исключены нижние пределы штрафа.

 

16. Из КоАП исключена ст.12.5 (невыполнение поставок продукции для государственных нужд или нарушение сроков заключения государственного контракта на поставку либо договора поставки товаров для государственных нужд).

Ранее порядок поставки товаров для государственных нужд регулировался ст.496-504 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК).

Указанными нормами ГК были предусмотрены случаи, когда поставщик (исполнитель) обязан заключить государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд либо договор поставки товаров для государственных нужд, а также предельные сроки заключения такого контракта либо договора. Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» ст.496-504 из ГК исключены. Таким образом, части 1 и 3 ст.12.5 КоАП не могут применяться в связи с исключением из законодательства обязанностей, корреспондирующих упомянутым выше нормам об ответственности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2019 г. следует руководствоваться Законом № 419-З, изложенным в новой редакции Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. Комментарии см. здесь.

 

Частью 2 ст.12.5 КоАП установлена административная ответственность юридического лица за непоставку (недопоставку) товаров для государственных нужд. Также согласно п.2 ст.495 ГК к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки (ст.476-493 ГК), которыми урегулированы, в том числе, вопросы ответственности за непоставку (недопоставку) товаров. В связи с этим отсутствует необходимость в норме, предусмотренной частью 2 ст.12.5 КоАП.

 

17. Из ст.12.7 КоАП исключена часть 5, так как указанные в ней деяния охватываются частью 1 ст.12.7 КоАП.

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии 18. Налоговые органы в практической деятельности сталкиваются с ситуациями, когда нижний предел санкций частей 1 и 2 ст.12.23 КоАП (ввоз, перемещение, хранение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом табачных изделий и алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками, или без сопроводительных документов, торговля такими изделиями и напитками) явно несоразмерен характеру деяния и причиненному государству вреду.

Так, например, при продаже индивидуальным предпринимателем небольшого количества немаркированных алкогольных напитков вместе с обязательной конфискацией этих напитков применяется штраф, минимально допустимый размер которого (250 БВ) в десятки раз превышает стоимость предмета правонарушения. В этой связи Закон уменьшил нижние пределы штрафа в частях 1 и 2 ст.12.23 КоАП.

 

19. Закон закрепляет вместо обязательной альтернативную конфискацию имущества в санкциях частей 1, 3 и 6 ст.12.27, части 2 ст.12.29, части 3 ст.12.30, ст.14.1, части 2 ст.14.5, ст.17.10, части 2 ст.17.11 КоАП.

Нововведение направлено на противодействие незаконному перемещению через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров, в том числе табачных изделий, а также повышение юридической культуры в экономике и доверия к судебной системе.

20. Из КоАП исключены части 2 и 4 ст.12.30 КоАП (незаконное обращение нефтяного жидкого топлива) в связи с незначительным количеством лиц, привлеченных к ответственности. При этом часть 3 ст.12.30 КоАП предусматривает достаточно жесткое административное взыскание в виде штрафа в размере до 100 БВ с конфискацией топлива, превышающего допустимые объемы.

Исходя из сложившейся экономической ситуации и стремления к свободному перемещению физическими лицами товаров, предназначенных для собственного потребления, на территории Евразийского экономического союза снижен верхний предел штрафа в части 3 ст.12.30 КоАП со 100 до 50 БВ и введена альтернативная конфискация топлива, превышающего допустимые объемы.

 

21. Внесены соответствующие корректировки в ст.12.33 КоАП (нарушение порядка допуска плательщиков единого налога к реализации товаров (работ, услуг)), в части исключения обязанности индивидуальных предпринимателей по представлению в администрацию рынка документа об уплате единого налога либо справки налогового органа, подтверждающей, что индивидуальный предприниматель не является плательщиком единого налога.

В соответствии с НК юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю, могут признаваться плательщиками различных налогов. Однако обязанность по представлению администрации рынка документа об уплате конкретного вида налога возлагается исключительно на индивидуальных предпринимателей. В этой связи в целях создания равных условий для всех субъектов хозяйствования независимо от их организационно-правовой формы обязанность индивидуальных предпринимателей по представлению в администрацию рынка документа об уплате единого налога либо справки налогового органа, подтверждающей, что индивидуальный предприниматель не является плательщиком единого налога, законодателем исключена. При этом для физических лиц - плательщиков единого налога, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, обязанность по представлению в администрацию рынка документа об уплате единого налога сохранена.

Следует также отметить, что с 1 января 2018 г. внесены соответствующие корректировки в Правила создания и функционирования рынков, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.07.2014 № 686, и единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, в части исключения административной процедуры, предусмотренной п.1.7 названного единого перечня.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. постановлением Совмина от 25.06.2021 № 363 внесены изменения в Правила № 686, в частности, название изложено в новой редакции: «Правила функционирования рынков».

 

Исключение обязанности индивидуальных предпринимателей по представлению в администрацию рынка документа об уплате единого налога либо справки налогового органа, подтверждающей, что индивидуальный предприниматель не является плательщиком единого налога, для получения торгового места на рынке позволило исключить ответственность должностных лиц администрации рынка по ст.12.33 КоАП в части предоставления мест на рынке индивидуальным предпринимателям.

 

22. В настоящее время налоговые органы обеспечивают процесс перехода плательщиков на представление деклараций (расчетов) в форме электронного документа, что требует освоения определенных технических навыков, которыми обладают не все представители плательщиков (особенно возрастная категория малого и среднего бизнеса). В связи с этим санкция части 1 ст.13.4 КоАП (нарушение срока представления налоговой декларации (расчета)) дополняется взысканием в виде предупреждения.

Из частей 1, 2 и 4 ст.13.4 КоАП исключены положения, определяющие наложение взыскания на юридическое лицо. В этой связи ответственность будут нести виновные должностные лица.

 

23. Абзац 2 части 2 примечания к ст.13.6 КоАП (неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа) дополнен указанием текущих (расчетных) банковских счетов. Законодатель осуществил данную корректировку в связи с тем, что на практике часто возникают ситуации, когда плательщики, направив своевременно платежные поручения к текущим (расчетным) счетам, то есть к счетам, на которые поступает выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), не направляют поручения к другим счетам, например, к депозитному или временному счету, поскольку на них либо нет денежных средств, либо имеется незначительная сумма, которой недостаточно для исполнения налогового обязательства. При этом в этих действиях плательщиков нет умысла на неисполнение налогового обязательства.

Указанное изменение направлено на исключение формального привлечения плательщиков к административной ответственности за неуплату (неполную уплату) налогов.

 

24. В рамках совершенствования деятельности налоговых органов по профилактике правонарушений в санкцию части 1 ст.13.8 КоАП (непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля) введен такой вид ответственности, как предупреждение, а также снижен верхний предел штрафа, что позволит ограничиться предупреждением или минимальной суммой штрафа за незначительные нарушения либо за нарушения, совершенные впервые.

 

25. Излагаемая в новой редакции ст.13.14 КоАП (необеспечение зачисления выручки, внереализационных доходов на счета в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях и неосуществление платежей с них) приведена в соответствие с положениями п.22 ст.22 НК, которыми установлены обязанности, корреспондирующие указанной норме об административной ответственности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться подп.1.12 п.1 ст.22 НК, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

26. В новой редакции излагается ст.14.5 КоАП (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров), в которую включена норма, предусматривающая освобождение от административной ответственности за недекларирование (часть 1 ст.14.5 КоАП) и недостоверное декларирование (часть 3 ст.14.5 КоАП) товаров при условии самостоятельного выявления субъектом хозяйствования таких нарушений, добровольного сообщения об этом в таможенный орган и устранения вредных последствий нарушения.

Наличие возможности исправить допущенные при таможенном декларировании товаров ошибки и доплатить таможенные платежи без угрозы привлечения к административной ответственности отвечает принципам справедливости взыскания и благоприятно влияет на условия осуществления внешнеэкономической деятельности.

Для закрепления процессуальных оснований освобождения от ответственности в указанных случаях ст.9.6 ПИКоАП (по аналогии со ст.29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь) дополняется таким новым обстоятельством, исключающим административный процесс, как «наличие оснований для освобождения от административной ответственности, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях» (п.31 ст.2 Закона).

 

27. Частью 3 ст.14.5 КоАП (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров) предусмотрена ответственность за представление при таможенном декларировании недостоверных сведений о товарах, если это послужило основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера.

Таким образом, существенным элементом состава данного правонарушения являются наступившие, а не предполагаемые последствия в виде неуплаченных в бюджет платежей. Однако по сложившейся практике таможенных и судебных органов ответственность по данной норме в случаях помещения товаров под процедуру таможенного транзита и представления при этом недостоверных сведений наступает за сам факт нарушения таможенных правил безотносительно к наличию реального ущерба.

В ситуациях, когда речь идет о представлении недостоверных сведений при открытии таможенного транзита, суды и таможенные органы руководствовались только положениями п.1 ст.227 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) (после 1 января 2018 г. - ст.153 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС)) о том, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под процедуру таможенного транзита, возникает с момента регистрации транзитной декларации.

При этом не принимается во внимание то обстоятельство, что реальный ущерб образуется не при возникновении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а при невыполнении этой обязанности по истечении установленных на это сроков.

Согласно ст.142 ТК ЕАЭС (ст.215 ТК ТС) при таможенном транзите товары перевозятся без уплаты таможенных пошлин, налогов. Исходя из ст.151, 153 ТК ЕАЭС (ст.225, 227 ТК ТС) обязанность по уплате таких платежей в отношении товаров, помещаемых под процедуру таможенного транзита, прекращается у декларанта при завершении этой процедуры (то есть после представления таможне страны назначения транзитной декларации и других документов), за исключением случая, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных платежей (например, когда утрачен товар). Ввозные таможенные платежи подлежат уплате в размерах, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленных на день регистрации таможней транзитной декларации.

Следовательно, на момент подачи декларантом документов таможне страны отправления ущерб не реальный, а предполагаемый. Он предполагается к возникновению на территории Республики Беларусь - в случае утраты товара, либо на территории страны назначения - в случае подачи тех же документов, содержащих недостоверные сведения, таможне страны назначения при завершении процедуры таможенного транзита.

В целях однозначного толкования нормы об ответственности диспозиция части 3 ст.14.5 КоАП после слов «если указанные действия послужили» дополнена словами «или могли послужить» (с учетом изложения ст.14.5 КоАП в новой редакции).

 

28. Исключена часть 3 ст.14.7 КоАП (пользование или распоряжение транспортными средствами для личного пользования, зарегистрированными на территории иностранного государства, лицами, не ввозившими такие транспортные средства на таможенную территорию ЕАЭС, в нарушение установленного порядка) в связи с тем, что данное деяние не имеет признаков, свойственных административному правонарушению.

Закрепленная ст.2 Конституции Республики Беларусь норма, в соответствии с которой гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией Республики Беларусь, коррелируется с принципом неотвратимости ответственности. Административная ответственность может наступать лишь за неисполнение обязанностей, возложенных на лицо законодательством.

По общему правилу временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта (ст.222 ТК ЕАЭС, ст.279 ТК ТС). Передача таких товаров во владение и пользование иному лицу допускается с разрешения таможенного органа (за исключением случаев их технического обслуживания, ремонта, хранения, транспортировки). Для получения такого разрешения декларант подает в таможенный орган письменное заявление с указанием в нем причины передачи временно ввезенных товаров другому лицу и сведений об этом лице.

В силу п.4 ст.103 ТК ЕАЭС (ст.283 ТК ТС) в случае передачи третьему лицу временно ввезенных товаров без разрешения таможенного органа декларант обязан уплатить таможенные платежи в размере, подлежащем уплате при выпуске товаров для внутреннего потребления. Декларант, передавший право пользования или распоряжения ввезенным на территорию ЕАЭС транспортным средством для личного пользования (далее - ТСЛП), зарегистрированным на территории иностранного государства, иному лицу в нарушение установленного порядка, а равно не вывезший ТСЛП с территории ЕАЭС до истечения установленного срока, несет ответственность по части 2 ст.14.7 КоАП.

В то же время обязанность, корреспондирующая предусмотренной частью 3 ст.14.7 КоАП норме об ответственности, законодательством прямо не установлена. Норма ст.222 ТК ЕАЭС (п.2 ст.279 ТК ТС), согласно которой временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта, не возлагает обязанности на лицо, приобретающее право пользования и распоряжения ТСЛП, уточнять правомерность (в части соответствия таможенному законодательству) действий декларанта, передающего это право. Указанное в части 3 ст.14.7 КоАП лицо не принимает непосредственного участия в нарушении порядка таможенного регулирования.

 

29. Законом Республики Беларусь от 25.12.2005 № 77-З «О карантине и защите растений» (в редакции от 22.01.2017) (далее - Закон № 77-З) изменено правовое регулирование отношений в области карантина и защиты растений. В связи с этим в новой редакции излагается ст.15.7 КоАП и исключается ст.16.9 КоАП.

При этом:

• название и диспозиция ст.15.7 КоАП приводятся в соответствие с терминологией Закона № 77-З;

• диспозиция ст.15.7 КоАП не содержит квалифицирующий признак «нарушение правил транспортировки, хранения или применения удобрений и средств защиты растений». Такие требования установлены Санитарными нормами и правилами «Требования к применению, условиям перевозки и хранения пестицидов (средств защиты растений), агрохимикатов и минеральных удобрений», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.09.2012 № 149, и их нарушение подпадает под действие ст.16.8 КоАП;

• как правило, штрафные санкции по ст.15.7 КоАП налагаются в минимально возможном размере. Принимая во внимание необходимость обеспечения соразмерности ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда, верхние пределы штрафа, предусмотренные для индивидуального предпринимателя и юридического лица, снижены в двукратном размере;

ст.16.9 КоАП исключена в связи с тем, что указанное в ней деяние подпадает под действие ст.15.7 КоАП (нарушение требований законодательства в области карантина и защиты растений).

 

30. Санкции ст.15.8 КоАП (нарушение требований по охране и использованию диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, мест их обитания и произрастания) корректируются в части снижения размера штрафа.

 

31. Принятие Лесного кодекса Республики Беларусь (далее - Лесной кодекс) повлекло изложение в новой редакции ст.15.21, 15.22, 15.31 КоАП, исключение ст.15.23 КоАП, а также корректировку ст.15.30 КоАП.

Нормы КоАП, регулирующие ответственность за нарушение законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, приведены в соответствие с положениями Лесного кодекса, которыми установлены корреспондирующие обязанности и запреты.

Нормы ст.15.21, 15.22 КоАП состоят из большего количества частей, что позволяет уточнить квалифицирующие признаки правонарушений и дифференцировать ответственность в зависимости от характера правонарушения и степени причиненного вреда.

Статья 15.23 КоАП (нарушение правил лесных пользований) исключена в связи с тем, что соответствующее деяние подпадает под часть 3 ст.15.21 КоАП (нарушение правил лесопользования).

 

32. Статьей 15.33 КоАП (незаконные вывоз из Республики Беларусь или ввоз в нее диких животных и дикорастущих растений) установлена ответственность в виде штрафа за незаконные вывоз из республики, ввоз в нее диких животных, растений, торговля которыми регулируется международными договорами.

Республика Беларусь является участницей Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, от 03.03.1973 (Конвенция СИТЕС), в соответствии с которой в республике действует разрешительный порядок трансграничного перемещения видов флоры и фауны, подпадающих под ее действие (далее - образцы СИТЕС).

В соответствии с п.1 ст.VIII Конвенции СИТЕС ее участники принимают соответствующие меры для запрещения торговли образцами СИТЕС в нарушение положений Конвенции СИТЕС, в том числе конфискацию или возвращение образцов СИТЕС экспортирующему государству.

Совершенствование ст.15.33 КоАП проведено с учетом положений международных договоров и правоприменительной практики посредством включения в ее санкцию возможности конфискации диких животных и растений, явившихся предметом административного правонарушения.

 

33. Изложена в новой редакции ст.15.36 КоАП (незаконные изготовление, приобретение, хранение или сбыт орудий добычи рыбы и других водных животных), в ней усовершенствованы ограничения, установленные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.2002 № 928 «О некоторых вопросах реализации и использования рыболовных сетей и сетематериалов». При этом разрешается проблемный вопрос привлечения к ответственности за незаконные сбыт и хранение рыболовных сетей и сетематериалов.

В целях обеспечения соразмерности ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда в ст.15.36 КоАП корректируются размеры штрафа (снижается нижний предел) и закрепляется альтернативная (вместо обязательной) конфискация предмета правонарушения.

 

34. Вступление в силу Водного кодекса Республики Беларусь от 30.04.2014 (далее - Водный кодекс) изменило правовое регулирование отношений в области охраны и использования вод.

В этой связи в новой редакции изложена диспозиция части 2 ст.15.51 КоАП (загрязнение либо засорение вод). Положения данной нормы приводятся в соответствие с обязанностями и правилами, установленными подп.1.5 п.1 ст.37, ст.53 и 54 Водного кодекса, касающимися соблюдения водопользователями режимов осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах.

 

35. Изменения в правовом регулировании отношений в области охраны и использования вод, предусматривающие исключение из сферы правового регулирования процедуры установления лимитов использования вод местными исполнительными и распорядительными органами и местными Советами депутатов, изменение терминологии в части учета использования вод, а также то, что Водный кодекс не устанавливает лимиты водопользования, повлекли корректировку соответствующей нормы административного законодательства.

Так, в новой редакции изложена диспозиция части 1 ст.15.52 КоАП (нарушение правил водопользования). Положения данной нормы приведены в соответствие с обязанностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вести учет добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сточных вод, сбрасываемых в окружающую среду, установленной подп.2.2 п.2 ст.37 и п.2 ст.57 Водного кодекса.

 

36. Диспозиция части 3 ст.15.52 КоАП приведена в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2011 № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях». Согласно этому Указу субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, с 1 января 2016 г. осуществляют указанную деятельность только при наличии комплексных природоохранных разрешений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Комплексное природоохранное разрешение является единым разрешительным документом, удостоверяющим право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.

 

37. Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 287-З «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» установлена обязанность по идентификации и регистрации сельскохозяйственных животных (стад). Порядок идентификации и регистрации определен ст.17 и 18 этого Закона и Положением о порядке идентификации и регистрации сельскохозяйственных животных (стад), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2015 № 1102. В целях обеспечения безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения КоАП дополнен ст.15.65 (нарушение порядка идентификации и регистрации сельскохозяйственных животных (стад)), устанавливающей ответственность за нарушение этого порядка.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. в ст.17 и 18 Закона 3 287-З внесены изменения, из названия Закона № 287-З слово «сельскохозяйственное» исключено Законом от 04.01.2021 № 76-З.

С 8 июля 2021 г. в Положение № 1102 внесены изменения постановлением Совмина от 13.05.2021 № 266, изменено название: «Положение о порядке идентификации и регистрации животных (стад)».

 

38. В связи с необходимостью разрешения конкуренции с нормами ст.20.10 КоАП (нарушение правил пользования электрической или тепловой энергией) из части 1 ст.20.1 КоАП (нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов) исключены слова «либо в использовании электрической энергии в целях отопления и горячего водоснабжения служебных и других помещений без разрешения энергоснабжающих организаций и органов государственного энергетического надзора или с нарушением заданного режима работы электрокотельных, нагревательных приборов, а также в иных целях, не обусловленных производственным процессом».

Использование электрической энергии в целях отопления и горячего водоснабжения служебных и других помещений без разрешения энергоснабжающих организаций и органов государственного энергетического надзора расценивается как самовольное подключение к электрической сети. Ответственность за самовольное подключение к электрической сети в виде штрафа в пятикратном размере суммы причиненного ущерба предусмотрена ст.20.10 КоАП.

 

39. Смягчена ответственность за совершение правонарушений в области связи, предусмотренных ст.22.2-22.5 КоАП (санкции дополняются административным взысканием в виде предупреждения, снижаются размеры штрафа).

 

40. В целях согласования с нормами Положения о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19.02.2016 № 63 (далее - Положение № 63), в новой редакции излагается ст.23.8 КоАП (нарушение порядка работы с имуществом), в которой:

- терминология ст.23.8 КоАП приводится в соответствие с Положением № 63;

- новая редакция части 2 ст.23.8 КоАП в отличие от предыдущей не предусматривает ответственность за непредставление в срок, установленный законодательством, либо представление недостоверных сведений о реализованном имуществе, в связи с наличием в ст.23.16 КоАП общей нормы об ответственности за такие деяния;

- часть 3 ст.23.8 КоАП предусматривает ответственность юридического лица за неисполнение обязанностей, предусмотренных пп.18, 48, 80, 118 и 129 Положения № 63.

 

41. Введено административное взыскание в виде предупреждения за нарушения в сфере технического нормирования и стандартизации, нарушения технических регламентов, предусмотренные частями 1, 3, 5 и 6 ст.23.11, частями 1-3 ст.23.12, ст.23.13 КоАП.

 

42. Исключена из КоАП ст.23.15 (прием на работу без документов, подлежащих обязательному предъявлению при заключении трудового договора).

Основаниями для этого послужили следующие обстоятельства:

• характер деяния не соответствует признакам, свойственным административному правонарушению;

• соответствующие отношения урегулированы Трудовым кодексом Республики Беларусь. Непредъявление предусмотренных законодательством документов является основанием для отказа в заключении трудового договора;

ст.23.15 КоАП не востребована правоприменителем - в едином государственном банке данных о правонарушениях зарегистрированы единичные случаи ее применения.

 

43. В связи с необходимостью обеспечения единых подходов к размеру взыскания за совершение правонарушений, сопоставимых по характеру и степени вреда, из санкции ст.23.16 КоАП (непредставление документов, отчетов и иных материалов) исключается нижний предел штрафа.

 

44. Декретом Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее - Декрет № 5) отменяется обязанность физических лиц и в отдельных случаях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регистрировать иностранную безвозмездную помощь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 августа 2020 г. действует Декрет Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи».

 

В этой связи Законом изменены положения части 1 ст.23.23 КоАП (нарушение порядка использования иностранной безвозмездной помощи) и п.68 части 1 ст.3.30 ПИКоАП.

Корректировка части 2 ст.23.23 КоАП связана с изменением понятия «получатель иностранной безвозмездной помощи» и установлением обязанности по целевому использованию имущества, приобретенного за счет средств иностранной безвозмездной помощи (пп.2 и 3 Положения о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утвержденного Декретом № 5).

Указанным Положением (пп.20 и 61) установлены различные сроки представления в Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь документов по вопросам регистрации иностранной безвозмездной помощи и ее целевого использования. В связи с этим изменение п.68 части 1 ст.3.30 ПИКоАП предусматривает наделение указанного Департамента по гуманитарной деятельности полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст.23.8 КоАП (нарушение порядка работы с имуществом) и 23.16 КоАП (непредставление документов, отчетов и иных материалов).

 

45. Частями 3, 5 и 6 ст.23.27 КоАП (нарушение законодательства при распоряжении государственным имуществом) предусмотрена ответственность за нарушение требований Указа Президента Республики Беларусь от 04.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» (далее - Указ № 294).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 ноября 2019 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом».

 

Указом № 294 определены требования к распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь. Во исполнение п.16, абзацев 1, 2 п.17 Указа № 294 аналогичные требования к распоряжению имуществом, находящимся в коммунальной собственности, установлены решениями местных Советов депутатов и соответствующих исполкомов, которые законодательными актами не являются.

В связи с этим в частях 3, 5 и 6 ст.23.27 КоАП слова «законодательными актами» заменены словом «законодательством».

 

Таким образом, приведенная выше характеристика изменений и дополнений в КоАП и ПИКоАП охватывает значительное число норм, регулирующих экономические правоотношения, адаптируя их к новым политическим и экономическим реалиям.

Закон вступил в силу 31 января 2018 г. (через 10 дней после его официального опубликования).

 

07.02.2018

 

Николай Лимож, юрист