Пособие от 26.12.2019
Автор: Рузова И.

Корректировка Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности»: что изменится?


 

Материал помещен в архив

 

КОРРЕКТИРОВКА ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О НОТАРИАТЕ И НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: ЧТО ИЗМЕНИТСЯ?

С момента реформирования нотариата прошло уже более 5 лет. В 2014 году были упразднены государственные нотариальные конторы, и нотариат стал работать на условиях самоуправления и самофинансирования.

В январе 2016 г. была принята новая редакция Закона Республики Беларусь № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее - Закон). За годы функционирования нотариата в обновленном формате накопился ряд вопросов, требующих законодательного регулирования. В этой связи подготовлен законопроект, направленный на совершенствование норм Закона с учетом практики его применения. В настоящее время проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности» принят Палатой представителей Национального собрания в первом чтении и готовится к рассмотрению во втором чтении.

Рассмотрим наиболее значимые новшества, предусматриваемые законопроектом.

1. С учетом международных подходов в Законе закрепляется понятие нотариата.

Под нотариатом будет пониматься правовой институт, призванный обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, государственных интересов путем совершения от имени Республики Беларусь нотариальных действий нотариусами и иными уполномоченными Законом лицами.

2. Закрепляются государственные гарантии обеспечения нотариальной деятельности в Республике Беларусь.

В качестве таких гарантий предусматриваются:

• запрет на изъятие нотариальных документов (за исключением случаев, установленных законодательными актами);

• обязанность государственных органов, иных государственных организаций представлять по запросу нотариусов имеющиеся у них сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.

3. Закрепляются определения понятий «нотариальный акт» и «нотариальный документ».

Нотариальным документом будет признаваться документ, образовавшийся в результате совершения нотариусом либо иным уполномоченным Законом лицом нотариального действия, запись о совершении которого внесена в реестр для регистрации нотариальных действий.

К нотариальным актам будут относиться следующие виды документов:

• удостоверенный нотариусом либо иным уполномоченным Законом лицом нотариальный документ и его дубликат;

• выданное нотариусом либо иным уполномоченным Законом лицом нотариальное свидетельство и его дубликат.

При этом нотариальными актами не будут признаваться:

• удостоверенная нотариусом форма внешнего представления электронного документа на бумажном носителе;

• свидетельство об установлении в отношении должника или взыскателя по исполнительной надписи факта правопреемства, изменения наименования юридического лица, изменения фамилии, собственного имени и (или) отчества гражданина и дубликат такого свидетельства.

Нотариальный акт будет являться законным и достоверным подтверждением прав, обязанностей и фактов, имеющих юридическое значение, удостоверенных в этом нотариальном акте. Содержание нотариального акта будет считаться истинным, пока не доказано обратное.

4. Вносятся изменения в порядок образования нотариальных бюро.

Предусматривается, что нотариус, осуществлявший нотариальную деятельность в нотариальной конторе более 2 лет, вправе образовать нотариальное бюро в соответствующем нотариальном округе. Для образования нотариального бюро нотариус должен будет подать в правление Белорусской нотариальной палаты письменное заявление с указанием предполагаемого места нахождения нотариального бюро. Решение о согласовании образования нотариального бюро или об отказе в таком согласовании будет приниматься правлением Белорусской нотариальной палаты в течение 3 месяцев со дня поступления такого заявления. Для принятия решения правления Белорусской нотариальной палаты о согласовании образования нотариального бюро потребуется также согласие главного управления юстиции.

В согласовании образования нотариального бюро может быть отказано, если образование нотариального бюро будет препятствовать обеспечению доступности нотариального обслуживания граждан и юридических лиц или противоречить иным требованиям Закона. При этом решение правления Белорусской нотариальной палаты об отказе в согласовании образования нотариального бюро можно будет обжаловать в судебном порядке в течение одного месяца со дня его принятия.

В случае аннулирования свидетельства на осуществление нотариальной деятельности, выданного нотариусу, образовавшему нотариальное бюро, такое нотариальное бюро будет подлежать упразднению.

5. Уточняется порядок деятельности нотариальных архивов.

Одним из наиболее важных аспектов деятельности нотариальных архивов является выдача архивной справки, архивной копии и архивной выписки. Однако действующим Законом не определен порядок выдачи таких документов, в связи с чем на практике возникают определенные сложности. В этой связи предполагается закрепить в Законе нормы, согласно которым материалы из нотариального архива будут выдаваться в порядке, установленном законодательством об административных процедурах. Это позволит всем заинтересованным лицам, включая граждан и субъектов хозяйствования, более эффективно реализовывать свое право на доступ к архивным документам. Для реализации данного подхода предполагается внести соответствующие изменения в перечни административных процедур, осуществляемых по заявлениям граждан, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

6. Вносятся изменения в функционировании единой электронной системы учета нотариальных действий и наследственных дел.

Ныне действующую единую электронную систему учета нотариальных действий и наследственных дел (далее - Единая электронная система) планируется преобразовать в единый электронный реестр нотариальных действий и наследственных дел (далее - Единый реестр).

В настоящее время Единая электронная система представляет собой комплекс программно-технических средств, предназначенный для поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, использования и (или) представления информации о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (п.1 ст.19 Закона).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 января 2021 г. Единая электронная система учета нотариальных действий и наследственных дел - систематизированный свод сведений о совершении нотариальных действий и открытии наследственных дел (п.1 ст.19 Закона в редакции Закона Республики Беларусь от 29.06.2020 № 33-З, далее - Закон № 33-З).

 

После преобразования данной системы в Единый реестр функционал вновь созданного информационного ресурса претерпит существенные изменения. В частности, Единый реестр будет представлять собой лишь систематизированный свод сведений о совершении нотариальных действий и открытии наследственных дел и не будет предназначен для взаимодействия с иными субъектами.

Порядок внесения сведений в Единый реестр и состав вносимых сведений, а также порядок представления из этого реестра сведений (за исключением сведений, составляющих нотариальную тайну, информации о частной жизни физического лица и персональных данных) государственным органам, иным организациям и физическим лицам будут устанавливаться Министерством юстиции Республики Беларусь с учетом предложений Белорусской нотариальной палаты.

7. Конкретизируются полномочия нотариусов.

В дополнение к имеющимся полномочиям нотариусы наделяются правом истребовать сведения и документы у индивидуальных предпринимателей, которые являются отдельным субъектом хозяйствования, и у нотариусов, поскольку получение этих сведений и документов, также как и от государственных органов и иных организаций, является необходимой составляющей нотариальной деятельности.

Предусматривается также, что истребование и получение нотариусом из государственных информационных ресурсов (систем) сведений (документов), необходимых для совершения нотариальных действий, в электронном виде в автоматическом и (или) автоматизированном режимах будет осуществляться посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы. Такой порядок предполагается ввести в действие с 1 января 2021 г.

 

справочно

Справочно

Общегосударственная автоматизированная информационная система представляет собой государственную информационную систему, предназначенную для интеграции государственных информационных ресурсов, осуществления административных процедур в электронном виде и иных электронных услуг посредством Единого портала электронных услуг (portal.gov.by).

Основными задачами ОАИС являются:

• интеграция государственных информационных ресурсов и доступ в установленном порядке субъектов информационных отношений к информации, содержащейся в них для оказания электронных услуг и реализации государственных функций в электронном виде;

• предоставление государственным органам и организациям единой программно-технической и телекоммуникационной инфраструктуры для реализации ими государственных функций в электронном виде;

• устранение дублирования информации при создании и использовании информационных ресурсов;

• минимизация финансовых и временных затрат при межведомственном информационном взаимодействии.

 

Кроме того, уточняется перечень персональных данных, которые могут быть запрошены нотариусом без согласия физического лица. Соответствующие данные будут запрашиваться нотариусами в целях выполнения возложенных на них задач из регистра населения в случаях, когда истребовать согласие физического лица будет невозможно в силу различных обстоятельств (например, в отношении умершего гражданина; когда неизвестно место жительства физического лица; когда лицо является должником при совершении исполнительной надписи и не заинтересовано в представлении необходимой информации и др.).

Также уточняются полномочия нотариусов по осуществлению ими функции авторизованного посредника. За нотариусами закрепляется право представлять интересы лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, в республиканской или территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним при совершении регистрационных действий в электронной форме.

 

справочно

Справочно

Статьей 181 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» нотариусы, наряду с адвокатами, риэлтерскими организациями и иными лицами, перечисленными в названном Законе, отнесены к авторизованным посредникам, которые наделены правом оказывать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам ряд услуг, связанных с государственной регистрацией недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. К числу таких услуг относятся:

• составление заявлений о: государственной регистрации, внесении исправлений, внесении отметок в регистрационную книгу, представлении сведений и документов из единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

• получение от гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица документов, представляемых для осуществления государственной регистрации, и иных связанных с такой регистрацией действий;

• изготовление электронных копий представленных авторизованному посреднику документов на бумажном носителе;

• направление электронных документов, электронных копий документов на бумажном носителе в организацию по государственной регистрации.

 

8. Регламентируются вопросы страхования профессиональной деятельности нотариуса, в том числе связанные с определением объекта страхования по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, условий и порядка осуществления страховых выплат и др.

Предполагается, что договор страхования гражданской ответственности нотариуса будет заключаться на срок не менее одного года.

Объектом страхования по договору страхования гражданской ответственности нотариуса будут не противоречащие законодательству имущественные интересы нотариуса, связанные с его ответственностью по обязательствам, возникающим в случае причинения нотариусом вреда имуществу (в том числе имущественным правам) гражданина или юридического лица в связи с осуществлением нотариальной деятельности.

Страховым случаем будет признаваться факт причинения нотариусом в результате действий (бездействия) в период срока действия договора страхования гражданской ответственности нотариуса вреда имуществу (в том числе имущественным правам) гражданина или юридического лица. К действиям нотариуса, повлекшим причинение вреда имуществу, будут относиться:

• нарушение законодательства при осуществлении нотариальной деятельности;

• неправомерный отказ в совершении нотариального действия;

• разглашение нотариальной тайны;

• утрата документов нотариального делопроизводства.

Планируется, что выплата страхового возмещения будет производиться, если заявление о выплате страхового возмещения подано в течение 10 лет со дня наступления страхового случая. Страховое возмещение по договору страхования гражданской ответственности нотариуса будет выплачиваться в размере реального ущерба, причиненного нотариусом, но в пределах страховой суммы (лимита ответственности).

9. Закрепляются новые виды нотариальных действий.

Перечень нотариальных действий, закрепленный в Законе, не является исчерпывающим. В соответствии со ст.54 Закона нотариусы могут совершать иные нотариальные действия, предусмотренные законодательством. Вместе с тем с учетом того, что ряд нотариальных действий пользуется активным спросом у населения, наиболее востребованные нотариальные действия предлагается закрепить в Законе, в том числе:

• удостоверение отказов, отмены доверенностей, отмены дарения;

• удостоверение заявления участников общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью) о выходе из общества;

• выдача свидетельства об удостоверении полномочий исполнителя завещания (душеприказчика);

• выдача распоряжения о возмещении расходов, вызванных смертью наследодателя, охраной наследства и управлением им, а также расходов на похороны наследодателя;

• свидетельствование электронной копии документа на бумажном носителе;

• принятие в депозит нотариуса денежных средств и (или) ценных бумаг;

• выдача дубликатов нотариальных документов, экземпляры которых имеются на хранении у нотариуса, в нотариальной конторе, нотариальном или государственном архиве.

Кроме того, в целях устранения пробела в правовом регулировании вопросов, связанных с переменой лиц в обязательстве после совершения нотариусом исполнительной надписи до возбуждения исполнительного производства, вводится такое нотариальное действие, как установление в отношении должника или взыскателя по исполнительной надписи факта правопреемства, изменения наименования юридического лица, изменения фамилии, собственного имени и (или) отчества гражданина.

Предполагается, что факт правопреемства, изменения наименования юридического лица, изменения фамилии, собственного имени и (или) отчества гражданина в отношении должника или взыскателя по исполнительной надписи будет устанавливаться нотариусом в случаях, если:

• представленные документы соответствуют законодательству и подтверждают бесспорность требования взыскателя (правопреемника взыскателя) к должнику (правопреемнику должника);

• не истек срок предъявления исполнительной надписи к исполнению.

Для совершения такого нотариального действия необходимо будет представить нотариусу документы в соответствии с перечнем документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, установленным Советом Министров Республики Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2006 № 1737).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 июля 2024 г. следует руководствоваться перечнем документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, согласно приложению 1 к постановлению Совмина от 13.06.2024 № 418. Комментарий см. здесь.

 

С учетом закрепляемого законопроектом механизма планируется, что в подтверждение установления факта правопреемства, изменения наименования, изменения фамилии, собственного имени и (или) отчества физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, должника или взыскателя по исполнительной надписи нотариус будет выдавать свидетельство в качестве неотъемлемой части исполнительного документа.

10. Изменяются подходы к фиксации хода совершения нотариального действия с помощью технических средств.

Из Закона исключается возможность использования аудиозаписи для фиксации совершения нотариального действия. Это связано с тем, что в отличие от применения видеозаписи при помощи аудиозаписи невозможно закрепить отдельные значимые составляющие процедуры совершения нотариального действия (например, проставление стороной удостоверяемого договора собственноручной подписи на нем).

Исходя из того, что информация, полученная в ходе совершения нотариального действия, составляет нотариальную тайну, правом использования технических средств для фиксации хода совершения нотариального действия наделяется только нотариус.

Порядок проведения, хранения и воспроизведения видеозаписи будет установлен Министерством юстиции Республики Беларусь.

11. Уточняются требования к документам, представляемым для совершения нотариальных действий.

Документы, составленные на иностранном языке, представляемые для совершения нотариальных действий, оказания услуг правового и технического характера, должны быть переведены на белорусский или русский язык и верность перевода или подлинность подписи переводчика засвидетельствованы нотариально, если иное не предусмотрено Законом и иными актами законодательства.

 

справочно

Справочно

Нормы, устанавливающие требования к документам, составленным на иностранном языке, содержатся в Налоговом кодексе Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» и других законодательных актах.

 

12. Регламентируется порядок направления корреспонденции, а также последствия отказа от ее принятия.

В случае когда в соответствии с актами законодательства корреспонденция (заявления, извещения и другие документы) доставляется по почте заказным письмом с уведомлением о получении или вручается адресату под расписку, адресат будет считаться надлежащим образом извещенным (получившим корреспонденцию), если имеется расписка адресата (уполномоченного им лица) о получении заказного письма или получении корреспонденции.

Также адресат будет считаться надлежащим образом извещенным (получившим корреспонденцию) и в том случае, если он отказался принять корреспонденцию, направляемую (передаваемую) нотариусом, и такой отказ документально зафиксирован в установленном законодательством порядке.

Аналогичный порядок будет применяться в отношении отказа гражданина или юридического лица от получения заявления, о передаче которого просит другой гражданин или юридическое лицо.

13. Исключается территориальный принцип обращения к нотариусу за удостоверением договоров отчуждения недвижимого имущества.

В настоящее время Законом предусмотрено, что удостоверение договоров отчуждения недвижимого имущества производится нотариусом нотариального округа, в пределах которого расположено недвижимое имущество (п.3 ст.75 Закона).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 января 2021 г. п.3 ст.75 Закона исключен Законом № 33-З.

 

Данный принцип планируется исключить из Закона, что позволит гражданам и юридическим лицам обращаться за удостоверением таких договоров к любому нотариусу, независимо от места нахождения соответствующего имущества в определенном нотариальном округе.

14. Конкретизируются порядок и условия выдачи свидетельства о праве собственности на долю в имуществе, нажитом супругами в период брака.

Пунктом 1 ст.1034 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлено, что смерть участника общей совместной собственности является основанием для определения его доли в такой собственности и раздела общего имущества либо выдела из него доли умершего участника в порядке, установленном ст.255 названного Кодекса. В этом случае наследство открывается в отношении общего имущества, приходящегося на долю умершего участника, а при невозможности раздела имущества в натуре - в отношении стоимости такой доли.

Таким же образом сложилась и нотариальная практика, когда доля пережившего супруга (бывшего супруга) в общем имуществе не включается в состав наследства и определяется нотариусом с учетом требований части первой ст.24 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (1/2 доли) независимо от подачи пережившим супругом (бывшим супругом) заявления о выдаче свидетельства о праве собственности.

В этой связи соответствующие подходы предлагается закрепить в Законе.

15. Уточняется порядок выдачи дубликатов нотариально удостоверенных документов.

Предусматривается, что в случае реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) при представлении документов о реорганизации, а также документов, подтверждающих правопреемство, нотариус сможет выдать дубликат нотариального документа правопреемнику реорганизованного юридического лица от имени, на имя, по поручению либо в отношении которого совершались нотариальные действия.

В процессе реорганизации происходит прекращение деятельности реорганизуемого юридического лица и (или) возникновение нового или новых юридических лиц. При этом возникающие лица являются правопреемниками реорганизованного лица. В деятельности правопреемника реорганизованного лица возникают ситуации, когда необходимо представить документы реорганизованного юридического лица, а они отсутствуют, например, для совершения исполнительной надписи.

16. Уточняется порядок внесения денежных средств и ценных бумаг в депозит нотариуса.

В Законе предлагается закрепить, что денежные средства и (или) ценные бумаги должны поступить в депозит нотариуса не позднее 7 рабочих дней с момента подачи заявления (за исключением случаев принятия мер по охране наследства). О принятии от должника в депозит нотариуса денежных средств или ценных бумаг нотариус будет извещать кредитора. В случае если в указанный срок денежные средства или ценные бумаги в депозит нотариуса не поступят, должник будет считаться отказавшимся от совершения нотариального действия, о чем нотариус должен будет известить должника.

Уточняется также, что документарные ценные бумаги для принятия их в депозит нотариуса передаются на хранение в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию на основании договора открытого банковского хранения, заключенного территориальной нотариальной палатой, в соответствии с которым право передачи на хранение документарных ценных бумаг, доступа к ним и распоряжения документарными ценными бумагами предоставляется нотариусам.

17. Уточняется порядок и условия совершения исполнительных надписей.

В целях развития электронного документооборота в Республике Беларусь, в частности при работе с банковским сектором, в Законе закрепляется возможность подачи заявления о совершении исполнительной надписи в виде электронного документа.

В целях реализации взыскателем своих прав в случае замены стороны в рамках исполнительного производства предусматривается, что по постановлению судебного исполнителя нотариусом будут выдаваться экземпляры исполнительной надписи, оформленные в соответствии с правилами нотариального делопроизводства.

Уточняется также, что исполнительная надпись в отношении должника - юридического лица или должника - индивидуального предпринимателя может быть совершена лишь при условии, что не открыто конкурсное производство в рамках возбужденного дела об экономической несостоятельности (банкротстве) и не принято решение о ликвидации (прекращении деятельности).

Также в Закон вносятся иные изменения и дополнения, направленные на повышение эффективности деятельности нотариата.

 

26.12.2019

 

Ирина Рузова, главный советник отдела конституционного права управления конституционного и международного права Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь