


Материал помещен в архив
КОРРЕКТИРОВКА ЗАТРАТ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ С УЧЕТОМ ФАКТИЧЕСКОЙ СТОИМОСТИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТОИМОСТИ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ ПО ОБЪЕКТАМ, СМЕТНАЯ СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ БЫЛА ОПРЕДЕЛЕНА НА ОСНОВАНИИ НОРМАТИВОВ РАСХОДА РЕСУРСА
Порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства РБ и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с использованием государственной поддержки определяется Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 18.11.2011 № 1553 (с учетом изменений, вступающих в силу с 1 апреля 2014 г.) (далее - Положение № 1553).
При строительстве объектов, финансирование которых осуществляется из иных источников, решение о порядке (способе) формирования неизменной договорной (контрактной) цены, в т.ч. применении Положения № 1553, принимает заказчик (застройщик).
Согласно п.10 Положения № 1553 в случаях изменения стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов (далее - ЭММ) по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (в случаях, если это предусмотрено договором строительного подряда), неизменная цена корректируется.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 мая 2020 г. следует руководствоваться п.10 Положения № 1553 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 23.04.2020 № 253. |
![]() |
Обратите внимание! Если договором строительного подряда предусмотрена корректировка ЭММ по фактической стоимости, то она должна производиться по всем машинам и механизмам независимо от того, дороже или дешевле они обошлись. |
![]() |
Справочно Отношения между заказчиком, государственным заказчиком в строительной деятельности и подрядчиком в строительной деятельности при заключении и исполнении ими договоров строительного подряда, государственных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд регулируются Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450. |
Примем, что источник финансирования - собственные средства заказчика, при этом они не являются бюджетными и приравненными к ним средствами. Договором строительного подряда предусмотрено возмещение фактически понесенных затрат подрядчика на ЭММ.
Важно четко прописать механизм возмещения затрат и перечень представляемых подрядчиком документов для подтверждения стоимости.
Предположим, что договором предусмотрено фактическое возмещение затрат подрядчика на ЭММ по перечню машин и механизмов, предусмотренному проектно-сметной документацией (ПСД) в пределах нормативной трудоемкости.
Подрядчик представляет заказчику копии бухгалтерских документов (калькуляции, счета, справки, путевые листы и другие документы), подтверждающих стоимость и время эксплуатации механизма на данном объекте.
![]() |
Обратите внимание! Порядок расчетов за выполненные работы определяется законодательством и договором строительного подряда. Условия договора при небюджетном финансировании определяются участниками строительства самостоятельно, если они не противоречат законодательству. |
В нашем примере (небюджетное финансирование) подтверждением объема и стоимости выполненных строительно-монтажных работ за отчетный период (согласно договору это может быть месяц, квартал или другой период) служит акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2а (далее - акт формы С-2а) (приложение 4 к постановлению Минстройархитектуры РБ от 29.04.2011 № 13).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 мая 2018 г. следует руководствоваться актом формы С-2а с изменениями, внесенными постановлением Минстройархитектуры РБ от 18.04.2018 № 21. |
При расчетах за выполненные работы акт формы С-2а обязателен для применения всеми субъектами хозяйствования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, а также от источника финансирования строительства объекта (п.64 названных Правил).
![]() |
Справочно Акт формы С-2а составляется по каждому зданию, сооружению, инженерной сети (части объекта строительства), на строительство которых составлена объектная смета, каждым участником строительства, в т.ч. и генеральным подрядчиком, в подтверждение объемов и стоимости работ, выполненных собственными силами. Акт формы С-2а - первичный учетный документ согласно п.7 перечня первичных учетных документов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360. |
Составим акт формы С-2а по кладке 100 кв.м перегородок неармированных (Е8-7-501) с учетом отклонения стоимости ЭММ. Проектно-сметной документацией предусмотрена замена крана башенного на кран на автомобильном ходу 10 т.
Расчет составлен в ценах на 1 января 2014 г. (дата разработки сметной документации) с применением коэффициента, учитывающего применение прогнозного индекса цен в строительстве за январь 2014 г.
Форма С-2а | |
Заказчик: частное унитарное предприятие «Стройпрод»; 220093, г.Минск, ул.Скрыганова, 6 | УНП 643824685 |
(наименование организации) |
|
Подрядчик: общество с ограниченной ответственностью «Промострой»; 220092, г.Минск, ул.Сурганова, 5 | УНП 164824573 |
(наименование организации) |
|
Субподрядчик: ________________________________________________________________________________________________ | УНП _________ |
(наименование организации) |
|
Объект: строительство склада для хранения строительных материалов в г.Минске | |
(наименование, адрес) | |
Часть объекта: глава 2, здание склада | |
(наименование) | |
Договор подряда (субподряда) от 06.01.2014 № 15/14 | |
(дата, номер) | |
Источник финансирования: собственные средства | |
АКТ | |
сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ № 1 | |
за январь 2014 г. |
Номер | Обоснование | Наименование видов работ и материальных ресурсов | Единица изме-рения, коли-чество | Трудо-затраты, чел.-ч | Стоимость: единица измерения / всего, руб. | ||||||
п/п | поз. по смете | заработная плата рабочих | эксплуатация машин | материаль-ные ресурсы | транс-порт | общая стоимость | |||||
всего | в т.ч. зарплата | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Локальная смета № 1 | |||||||||||
Чел.-ч = 52 784 руб./ч. Чел.-ч машинистов = 41 874 руб./ч. Дата: на 1 января 2014 г. Район: г.Минск. Коэффициент к стоимости 1 чел.-ч = 1,1 (постановление Минстройархитектуры РБ от 12.03.2013 № 5) (примечание 1) | |||||||||||
1 |
1 |
Е8-7-501 |
Кладка перегородок неармированных толщиной в 1:2 кирпича при высоте этажа до 4 м из кирпича керамического эффективного |
100 кв.м |
151,67 |
8 189 001 |
845 916 |
306 246 |
10 495 242 |
897 591 |
20 427 750 |
58,78 % / 64,84 % |
Ср. разряд = 3,5. Межр. коэфф. = = 0,929 9 |
1 |
151,67 |
8 189 001 |
845 916 |
306 246 |
10 495 242 |
897 591 |
20 427 750 | ||
ИТОГО по: строительные работы (город) |
151,67 |
8 189 001 |
845 916 |
306 246 |
10 495 242 |
897 591 |
20 427 750 | ||||
ОХР и ОПР (8 189 001 / 1,1 + + 306 246) х х 58,78 % х 0,94 х х 0,92 (примечание 2) |
3 939 956 | ||||||||||
Плановая прибыль (8 189 001 / 1,1 + + 306 246) х х 64,84 % х 0,87 х х 0,94 (примечание 3) |
4 109 947 | ||||||||||
ИТОГО |
28 477 653 | ||||||||||
ВСЕГО |
151,67 |
8 189 001 |
845 916 |
306 246 |
10 495 242 |
897 591 |
20 427 750 | ||||
ОХР и ОПР |
3 939 956 | ||||||||||
Плановая прибыль |
4 109 947 | ||||||||||
Средний разряд рабочих |
3,6 | ||||||||||
ВСЕГО |
28 477 653 | ||||||||||
1. ИТОГО прямые затраты |
20 427 750 | ||||||||||
в т.ч.: | |||||||||||
1.1. материалы подрядчика |
10 495 242 | ||||||||||
1.2. транспортные расходы |
897 591 | ||||||||||
2. Общехозяйственные и общепроизводственные расходы |
3 939 956 | ||||||||||
3. Плановая прибыль |
4 109 947 | ||||||||||
ИТОГО |
28 477 653 | ||||||||||
4. Временные (титульные) здания и сооружения (8 189 001 / 1,1 + 306 246) х (11,1 / 100) х 0,81 (примечание 4) |
11,1 (примечание 5) |
696 874 | |||||||||
ИТОГО строительных и иных специальных монтажных работ |
29 174 527 | ||||||||||
ВСЕГО строительных и иных специальных монтажных работ с учетом тендера |
29 174 527 | ||||||||||
Прочие затраты (примечание 6) | |||||||||||
затраты, связанные с отчислениями на социальное страхование (8 189 001 + 306 246) х (34 / 100) |
34 |
2 888 384 | |||||||||
5. ИТОГО прочие затраты |
2 888 384 | ||||||||||
ВСЕГО стоимость |
32 062 911 | ||||||||||
6. ИТОГО строительных и иных специальных монтажных работ |
32 062 911 | ||||||||||
Расчет налогов и отчислений | |||||||||||
7. ИТОГО с учетом налогов и отчислений, относимых на расходы по текущей деятельности |
32 062 911 | ||||||||||
Итого с генуслугами |
32 062 911 | ||||||||||
8. Коэффициент, учитывающий применение прогнозного индекса цен в строительстве (примечание 7) |
1,017 | ||||||||||
9. Итого с учетом коэффициента, учитывающего применение прогнозного индекса цен в строительстве (32 062 911 х 1,017) |
32 607 980 | ||||||||||
10. Отклонение в стоимости механизмов по отношению к учтенной в прямых затратах (примечание 8) |
146 300 | ||||||||||
11. Итого объем работ для статистической отчетности |
32 754 280 | ||||||||||
12. Возврат стоимости материалов от стоимости временных зданий и сооружений с учетом прогнозного индекса (-) (696 874 х (15 / 100) х 1,017) |
15 |
106 308 | |||||||||
13. Итого объем работ для налогообложения (32 754 280 - 106 308) |
32 647 972 | ||||||||||
Итого с налогами и отчислениями от выручки |
32 647 972 | ||||||||||
14. Сумма НДС (32 469 553 х (20 / 100)) |
Х |
6 529 594 | |||||||||
Итого (32 469 553 + 6 493 911 - 0) |
39 177 566 | ||||||||||
ВСЕГО выполнено работ |
39 177 566 | ||||||||||
Сумма прописью: тридцать девять миллионов сто семьдесят семь тысяч пятьсот шестьдесят шесть руб. |
Качество работ соответствует требованиям технических нормативных правовых актов.
Сдал | Принял | |
Подрядчик | Заказчик | |
(субподрядчик) | (генподрядчик) | |
Начальник ПТО Солнцев К.П.Солнцев | Директор Александров А.В.Александров | |
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия) |
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия) | |
М.П. | М.П. | |
Дата подписания «31» января 2014 г. | Дата подписания «4» февраля 2014 г. | |
Документы для рассмотрения | Документы от заказчика | |
получены заказчиком | (генподрядчика) получены | |
(генподрядчиком) | подрядчиком (субподрядчиком) | |
«31» января 2014 г. | «4» февраля 2014 г. | |
Инженер ПТО Мельник О.И.Мельник | Начальник ПТО Солнцев К.П.Солнцев | |
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия) |
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия) |
Таблица | ||||||||||||
Расчет отклонений в стоимости механизмов по сравнению с учтенными по норме | ||||||||||||
за январь 2014 г. | ||||||||||||
к акту № 1 | ||||||||||||
№ | Обосно-вание | Наименование ресурса | Ед. изм. | Согласно сметной документации | Фактические данные | Отклонение в стоимости механизмов, руб. | ||||||
кол-во | цена за еди-ницу, руб. | стоимость механизма, руб. | прогноз-ный индекс | стоимость механизма с учетом прогноз-ного индекса | кол-во | цена за еди-ницу, руб. | стоимость меха-низма, руб. | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
М021141 |
Краны на автомобильном ходу 10 т |
маш.-ч |
5,489 |
145 786 |
800 219 |
1,017 |
813 823 |
5,489 |
175 000 |
960 575 |
146 752 |
2 |
М110610 |
Смеситель-перегружатель 3 куб.м |
маш.-ч |
0,49 |
59 309 |
29 061 |
1,017 |
29 555 |
0,49 |
59 300 |
29 057 |
-498 |
3 |
М331617 |
Средства малой механизации |
маш.-ч |
0,29 |
57 365 |
16 636 |
1,017 |
16 919 |
0,29 |
58 500 |
16 965 |
46 |
Всего |
Х |
Х |
Х |
845 916 (приме-чание 9) |
Х |
860 297 (приме-чание 10) |
Х |
Х |
1 006 597 (приме-чание 11) |
146 300 (приме-чание 12) |
Начальник ПТО |
Солнцев |
К.П.Солнцев | ||
(должность) |
(подпись) |
(инициалы, фамилия) |
Примечание 1. 52 784 - заработная плата рабочих, руб.;
41 874 - заработная плата машинистов, руб.;
1,1 - корректирующий коэффициент на 1 января 2014 г. к цене человеко-часа рабочих-строителей в соответствии с п.8 Методических рекомендаций о порядке расчета текущих цен на ресурсы, используемые для определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденных приказом Минстройархитектуры РБ от 29.12.2011 № 457.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 марта 2018 г. цена одного человеко-часа определяется в размере, рассчитанном на основании данных Национального статистического комитета РБ о номинальной начисленной средней заработной плате работников по виду экономической деятельности «Строительство» в среднем по республике (за исключением г. Минска) за последний месяц, предшествующий дате расчета, и установленной расчетной нормы рабочего времени Минтруда и соцзащиты РБ , в расчете за месяц, для строительства в г. Минске - по средней заработной плате для г. Минска в аналогичном порядке, и доводится Минстройархитектуры РБ. Данная цена одного человеко-часа принимается как цена одного человеко-часа четвертого разряда. Для установления цены одного человеко-часа иного разряда применяются межразрядные расчетные коэффициенты, приведенные в приложении 2 к Методическим рекомендациям № 457 (п.8 Методических рекомендаций № 457, в редакции постановления Минстройархитектуры РБ от 16.03.2018 № 11). |
Примечание 2. 58,78 % - норма общехозяйственных и общепроизводственных расходов согласно приложению Д к Методическим рекомендациям о порядке разработки и утверждения норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли, применяемых при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации, утвержденным постановлением Минстройархитектуры РБ от 23.12.2011 № 59 (далее - Методические рекомендации);
0,94 - понижающий коэффициент к общехозяйственным и общепроизводственным расходам для г.Минска согласно Методическим рекомендациям;
0,92 - коэффициент к общехозяйственным и общепроизводственным расходам на 1 января 2014 г., применяемый к утвержденным Министерством архитектуры и строительства РБ (далее - Минстройархитектуры РБ) нормам при составлении сметной документации и определении стоимости строительства на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, доводимый ежемесячно в составе нормативной базы согласно приказу Минстройархитектуры РБ от 28.08.2012 № 270 (далее - приказ № 270).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 января 2021 г. следует руководствоваться приложением Д к Методическим рекомендациям в редакции постановления Минстройархитектуры РБ от 11.01.2021 № 1. |
Примечание 3. 64,84 % - норма плановой прибыли согласно приложению Д к Методическим рекомендациям;
0,87 - понижающий коэффициент к плановой прибыли для г.Минска согласно Методическим рекомендациям;
0,94 - коэффициент к плановой прибыли на 1 января 2014 г., применяемый к утвержденным Минстройархитектуры РБ нормам при составлении сметной документации и определении стоимости строительства на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, доводимый ежемесячно в составе нормативной базы согласно приказу № 270.
Примечание 4. 0,81 - коэффициент перехода от суммы средств на временные здания и сооружения к трудоемкости на 1 января 2014 г., доводимый ежемесячно в составе нормативной базы согласно приказу № 270.
Примечание 5. Конкретные нормы на строительство временных зданий и сооружений указываются в пояснительной записке к сводному сметному расчету стоимости строительства и в договоре строительного подряда с учетом приложения А к сборнику норм на строительство временных зданий и сооружений (НРР 8.01.102-2012), утвержденному приказом Минстройархитектуры РБ от 23.12.2011 № 450.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. вступил в силу приказ Минстройархитектуры РБ от 31.10.2016 № 238, которым утверждены: 1) нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении в соответствии с перечнем на следующие виды работ: - строительные конструкции и работы; - монтаж оборудования; - ремонт объектов; - реставрационно-восстановительные работы по материальным историко-культурным ценностям; - пусконаладочные работы; 2) Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на пусконаладочные работы (НРР 8.01.402-2017). С этой же даты вступил в силу приказ Минстройархитектуры РБ от 30.12.2016 № 319, которым утверждены: 1) нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении на строительные конструкции и работы Сборника 29 «Тоннели и метрополитены» (НРР 8.03.129-2017); 2) Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2017); 3) Сборник норм на строительство временных зданий и сооружений (НРР 8.01.102-2017); 4) Сборник норм на дополнительные расходы при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НРР 8.01.103-2017, часть I, часть II). |
Примечание 6. Перечень прочих затрат установлен п.30 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 18.11.2011 № 51.
Примечание 7. 1,017 - коэффициент, учитывающий применение прогнозного индекса цен в строительстве за январь 2014 г.
Примечание 8. Расчет отклонений в стоимости механизмов по сравнению с учтенными по норме приведем в таблице.
Примечание 9. Стоимость ЭММ согласно сметным данным в уровне цен на 1 января 2014 г.
Примечание 10. Стоимость ЭММ с учетом прогнозного индекса, т.е. стоимость, приведенная в сопоставимый уровень цен с фактическими данными.
Примечание 11. Фактическая стоимость ЭММ, рассчитанная согласно условиям договора.
Примечание 12. Отклонение в стоимости ЭММ, учитываемое при расчете стоимости выполненных работ.
![]() |
Справочно Для более детального изучения см. расчет «Формирование стоимости эксплуатации машин и механизмов при использовании нормативов расхода ресурсов для формирования стоимости объекта». |
12.03.2014
Татьяна Сидляревская, инженер производственно-технического отдела общества с ограниченной ответственностью «СтройМир»