


Материал помещен в архив
КРИМИНАЛЬНОЕ БАНКРОТСТВО И ВЫЯВЛЕНИЕ ЕГО ПРИЗНАКОВ
При рассмотрении банкротства выделяют две основных его разновидности: обычное, наступающее в результате влияния не зависящих от воли и действий людей факторов или вследствие недостаточно эффективного ведения деятельности, и криминальное - ложное и преднамеренное банкротство.
Хотя криминальное банкротство обычно рассматривается как обман кредиторов либо присвоение имущества организации (ее собственников), оно часто является результатом недопонимания самими собственниками бизнеса или менеджерами своих обязанностей, ответственности и последствий предпринимаемых ими действий (бездействия).
Гражданско-правовая ответственность при банкротстве
Законодательством Республики Беларусь предусмотрены различные виды ответственности собственников и должностных лиц организаций при наступлении банкротства.
Статьей 52 Гражданского кодекса РБ определено, что если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или другими лицами, имеющими право давать обязательные для него указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества юридического лица возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Конкретизируют это положение ст.9 и 257 Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», определяющие следующее:
- если в хозяйственный суд подано заявление должника при наличии у лица, от имени которого подано заявление, возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (ложное банкротство), это лицо несет перед кредиторами ответственность за убытки (вред, в т.ч. моральный), причиненные таким действием;
- в случае банкротства должника по вине его учредителей (участников), собственника имущества или иных лиц, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия (преднамеренное банкротство), на таких лиц при недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам последнего;
- в случаях нарушения порядка добровольного банкротства и ликвидации, сокрытия юридическим лицом имущества, незаконной передачи им своего имущества третьим лицам собственник имущества унитарного предприятия, учредители (участники) юридического лица и его руководитель солидарно несут субсидиарную ответственность перед кредиторами в размере неудовлетворенных требований кредиторов (причем такие требования могут быть предъявлены в течение 10 лет со дня завершения ликвидации юридического лица).
Уголовная ответственность при криминальном банкротстве
Кроме гражданско-правовой законодатель посчитал необходимым установить и уголовную ответственность за ложное и преднамеренное банкротство.
В уголовном праве (ст.238 Уголовного кодекса РБ (далее - УК)) под ложным банкротством понимается подача индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в хозяйственный суд заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве), иных документов, содержащих заведомо недостоверные сведения о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер, в целях признания должника экономически несостоятельным (банкротом). В качестве санкции применяется штраф или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арест на срок до 6 месяцев, или ограничение либо лишение свободы на срок до 3 лет, а в случае причинения ущерба в особо крупном размере - ограничение или лишение свободы на срок до 5 лет.
Преднамеренное банкротство (ст.240 УК) рассматривается как умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное индивидуальным предпринимателем, должностным лицом либо учредителем (участником), собственником имущества юридического лица в личных интересах или в интересах иных лиц. Санкцией при причинении ущерба в крупном размере является штраф, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арест на срок до 6 месяцев, или ограничение либо лишение свободы на срок до 3 лет, а при совершении этого преступления повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо при причинении ущерба в особо крупном размере - ограничение или лишение свободы на срок до 5 лет.
Предусмотрена также ответственность еще за два вида преступлений, связанных с банкротством: сокрытие экономической несостоятельности (банкротства) - ст.239 УК и препятствование возмещению убытков кредитору - ст.241 УК.
Под сокрытием экономической несостоятельности (банкротства) понимается сокрытие имеющей или приобретающей устойчивый характер неплатежеспособности, совершенное индивидуальным предпринимателем или должностным лицом, учредителем (участником) либо собственником имущества юридического лица путем представления сведений, не соответствующих действительности, подделки документов, искажения бухгалтерской отчетности или иным способом, повлекшее причинение ущерба кредитору в крупном размере. Оно наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением либо лишением свободы на срок до 3 лет.
Препятствование возмещению убытков кредитору подразумевает сокрытие, отчуждение, повреждение или уничтожение имущества индивидуального предпринимателя или юридического лица, неплатежеспособность которых имеет или приобретает устойчивый характер, с целью сорвать или уменьшить возмещение убытков кредитору, совершенные индивидуальным предпринимателем или должностным лицом, учредителем (участником) либо собственником имущества юридического лица, повлекшие причинение ущерба кредитору в крупном размере, наказывается штрафом, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением либо лишением свободы на срок до 2 лет.
Общие положения о выявлении признаков криминального банкротства
Проводимый с целью выявления признаков криминального банкротства анализ финансового состояния и финансово-хозяйственной деятельности должника выполняется в соответствии с Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ, Минэкономики РБ и Минстата РБ от 14.05.2004 № 81/128/65 (далее - Инструкция по анализу) и Инструкцией по определению наличия (отсутствия) признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовке заключений по данным вопросам, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 20.06.2008 № 129 (далее - Инструкция по определению признаков банкротства).
В порядке, определенном Инструкцией по определению признаков банкротства, анализ осуществляется временным (антикризисным) управляющим или аккредитованным экспертом в отношении юридических лиц, их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс и осуществляющих на территории РБ предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (кроме бюджетных, страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций), а также организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета.
Источниками информации для определения наличия или отсутствия признаков криминального банкротства являются такие документы, как:
- бухгалтерская отчетность должника;
- документы, содержащие сведения о составе имущества должника с аналитической расшифровкой каждого вида имущества;
- отчеты по оценке имущества должника;
- список дебиторов и кредиторов с раздельным указанием сумм основной задолженности, процентов, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических санкций за ненадлежащее исполнение обязательств и сроков исполнения обязательств по каждому дебитору (кредитору);
- документы, подтверждающие принятие мер по истребованию дебиторской задолженности;
- справка о задолженности перед бюджетом, целевыми бюджетными и внебюджетными фондами с раздельным указанием сумм основной задолженности, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических санкций;
- договоры, на основании которых производилось отчуждение или приобретение имущества должника, увеличение или уменьшение кредиторской и дебиторской задолженности, иные документы по сделкам, повлекшим изменения финансового состояния и платежеспособности должника;
- сведения о размере задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, а также по выплате выходных пособий, оплате труда работников, выплате вознаграждений по авторским договорам и заключенным с физическими лицами гражданско-правовым договорам;
- документы, подтверждающие принятие мер по реструктуризации кредиторской задолженности;
- документы, свидетельствующие об учреждении и регистрации должника и внесении изменений и дополнений в его учредительные документы;
- документы, содержащие сведения об учредителях (участниках) должника, собственнике имущества унитарного предприятия, о составе должностных лиц должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия; сведения о лицах, заинтересованных в отношении должника, и др.
Необходимо отметить, что критерии, по которым проводится выявление признаков криминального банкротства, носят одновременно и формальный (неблагоприятные значения в сравнении с нормативами или ухудшающаяся динамика различных показателей), и оценочный (невыгодность условий сделок для организации, их совершение в пользу иных лиц; бездействие в ситуациях, когда следовало бы действовать) характер. В связи с этим возникает необходимость не только проанализировать документы учета и отчетности, но и вникнуть в суть финансово-хозяйственной деятельности, определить, в чью пользу или во вред были произведены те или иные действия (бездействие), кто имел на то полномочия и обязан был их совершить, но не совершил или не имел полномочий, но совершил действия.
Определение наличия или отсутствия признаков ложного банкротства
Определение наличия или отсутствия признаков ложного банкротства производится во всех процедурах экономической несостоятельности (банкротства) при наличии в производстве дела о банкротстве, возбужденного хозяйственным судом по заявлению должника в соответствии с пп.6-10 Инструкции по определению признаков банкротства.
Признаком ложного банкротства является наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме на дату его обращения в хозяйственный суд с заявлением о своей экономической несостоятельности (банкротстве). Для установления наличия или отсутствия признаков ложного банкротства анализируются коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и обеспеченности финансовых обязательств активами, расчет которых производится в соответствии с Инструкцией по анализу.
Анализ включает в себя рассмотрение динамики изменения фактических значений коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса на отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о банкротстве должника. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами рассчитывается на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника.
В результате проведенного анализа могут быть сделаны следующие выводы:
- если неплатежеспособность организации не приобретает или не имеет устойчивый характер, то признаки ложного банкротства усматриваются;
- если неплатежеспособность организации приобретает или имеет устойчивый характер, то признаки ложного банкротства отсутствуют.
Несмотря на то что формальный анализ довольно несложен и проводится по коэффициентам, рассчитанным на основе данных бухгалтерской отчетности, вывод о наличии или отсутствии признаков ложного банкротства не так очевиден. С объективной стороны преступление заключается в представлении суду заведомо ложных документов, свидетельствующих о том, будто бы лицо, осуществляющее экономическую деятельность, является банкротом. Таким образом, прежде чем прийти к определенному заключению, необходимо убедиться в достоверности поданных должником в суд документов, подтверждающих наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. А это требует от управляющего или эксперта предварительно проанализировать документацию организации с целью определить степень ее достоверности, отражение в учете и отчетности действительного состояния дел.
Определение наличия или отсутствия признаков преднамеренного банкротства
Согласно пп.11-17 Инструкции по определению признаков банкротства определение признаков преднамеренного банкротства производится в случае возбуждения хозяйственным судом производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и при наличии оснований у уполномоченного органа предполагать неправомерные действия лиц, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия, которые привели к банкротству должника.
Признаком преднамеренного банкротства является неплатежеспособность должника, вызванная действиями или бездействием лиц, которые имеют право давать обязательные для него указания либо имеют возможность иным образом определять его действия, а также собственника имущества унитарного предприятия или учредителя (участника) должника. Эти признаки устанавливаются за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), а также в ходе проведения процедур банкротства.
Для определения наличия или отсутствия признаков преднамеренного банкротства сначала находятся показатели ликвидности, обеспеченности обязательств должника собственными средствами и активами:
- коэффициент текущей ликвидности;
- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;
- величина чистых активов, характеризующая наличие активов, не обремененных обязательствами.
Первые два показателя рассчитываются в соответствии с Инструкцией по анализу, третий - согласно Инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов, утвержденной постановлением Министерства финансов РБ от 27.06.2008 № 107. Анализ включает в себя рассмотрение динамики значений данных показателей за период не менее 2 лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве, а также в ходе проведения его процедур.
Затем в случае установления существенного ухудшения значений показателей обеспеченности платежных обязательств должника проводится анализ условий совершения сделок, реализация которых могла быть причиной соответствующей динамики показателей. Под существенным при этом понимается такое изменение фактических значений показателей, при котором темп их изменения равен или превышает среднее значение процентной ставки рефинансирования Национального банка РБ за анализируемый период.
К заведомо невыгодным условиям сделки для должника относятся такие, как занижение или завышение цены за поставляемые (приобретаемые) товары, работы, услуги по сравнению со сложившейся рыночной конъюнктурой; заведомо невыгодные для должника сроки или способы оплаты по реализованному (приобретенному) имуществу; любые формы отчуждения (обременения) обязательствами имущества должника, если они не сопровождаются эквивалентным сокращением задолженности.
В результате проведенного анализа могут быть сделаны выводы:
- если значения анализируемых показателей существенно не ухудшились, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;
- если значения анализируемых показателей существенно ухудшились, но не было выявлено сделок, совершенных на заведомо невыгодных для должника условиях, то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;
- если значения анализируемых показателей существенно ухудшились и выявлены сделки, совершенные на заведомо невыгодных для должника условиях, то признаки преднамеренного банкротства усматриваются.
Здесь требуется сделать важное практическое замечание: расчет и анализ показателей и динамики их изменения необходим, но не достаточен: показатели - всего лишь форма представления и отражения каких-то явлений, а сделки и их влияние на деятельность организации представляют собой содержание этих явлений и процессов. Поэтому именно сделки, осуществленные в результате действий или бездействия должностных лиц и собственников организации и вызвавшие ее неплатежеспособность, свидетельствуют о наличии признаков преднамеренного банкротства, а показатели и их динамика только указывают на период, в который такие сделки нанесли должнику наибольший вред.
В качестве наиболее типичных, осуществлявшихся многими несостоятельными организациями сделок на заведомо невыгодных условиях можно назвать следующие:
- продажа производимых или закупаемых товаров по ценам, не предусматривающим не только получение прибыли, но иногда и покрытие затрат на их производство и реализацию;
- закупка материально-технических ресурсов по завышенным в сравнении с ценами производителей или поставщиков аналогичной продукции ценам;
- неправомерное расходование денежных средств путем завышения расходов на оплату труда (выплата заработной платы лицам, реально не работавшим в организации, неправильная тарификация персонала и т.п.); выплат командировочных расходов (нет подтверждающих документов за якобы имевшее место нахождение в командировке в совершенно разных населенных пунктах по различным делам в одни и те же дни и т.п.); компенсаций за использование личного автотранспорта работников (нет оформленных соответствующим образом или подтвержденных документально расходов) и др.;
- отчуждение имущества по ценам ниже остаточной стоимости без проведения рыночной оценки, передача его в безвозмездное пользование иным организациям, нарушение установленного порядка распоряжения имуществом; списание якобы потерявшего свои качества имущества без надлежащего оформления; отсутствие контроля за использованием и движением имущества, в результате чего возникает его недостача, и т.д.;
- заключение договоров на невыгодных для должника условиях, предусматривающих завышенные в сравнении с обычной практикой сроки оплаты поставляемых товаров или «неудобные» способы платежа, отсутствие финансовой ответственности контрагента за нарушение условий договора и т.п.;
- предоставление в аренду, взаймы собственникам, работникам организации или иным лицам имущества, в т.ч. денежных средств, на безвозмездной основе или с уплатой процентов на уровне значительно ниже рыночной ставки.
Определение наличия или отсутствия признаков сокрытия банкротства
В соответствии с пп.18-22 Инструкции по определению признаков банкротства определение наличия или отсутствия признаков сокрытия банкротства производится при наличии в производстве дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, возбужденного хозяйственным судом по заявлению кредитора, должника либо иных уполномоченных органов.
Признаком сокрытия банкротства является сокрытие лицами, уполномоченными давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, а также собственником имущества унитарного предприятия или учредителем (участником) должника своей экономической несостоятельности (банкротства) путем представления сведений, не соответствующих действительности, искажения бухгалтерской отчетности и иным образом.
Для определения наличия или отсутствия признаков сокрытия банкротства с целью установления неплатежеспособности, имеющей устойчивый характер, проводится анализ финансового состояния и платежеспособности должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника экономически несостоятельным (банкротом), и за период не менее 2 лет, предшествующих дате подачи заявления.
Если при проведении анализа финансового состояния и платежеспособности, а также при исследовании документов должника не выявлены факты сокрытия неплатежеспособности, имеющей устойчивый характер, делается вывод об отсутствии признаков сокрытия банкротства должником. Если такие факты выявлены, делается вывод о наличии признаков сокрытия банкротства.
Таким образом, содержание анализа связывается с объективной стороной такого преступления, как сокрытие банкротства. Управляющий или эксперт должен не просто дать формальное заключение, основанное на сравнении величин неких определенных показателей с нормативными значениями, а показать наличие или отсутствие фактов представления сведений, не соответствующих действительности, искажения бухгалтерской отчетности и т.п., что представляет некоторую сложность. В частности, на практике иногда требуется обращение и к документам, имеющимся у должника (в ряде случаев они присутствуют не в полной комплектности, многих из них просто нет), и к материалам, находящимся в налоговых инспекциях, банках, органах статистики.
Определение наличия или отсутствия признаков срыва возмещения убытков кредитору
Определение наличия или отсутствия признаков срыва возмещения убытков кредитору производится при наличии в производстве хозяйственного суда дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, возбужденного хозяйственным судом по заявлению кредитора, должника либо иных уполномоченных органов в соответствии с пп.23-26 Инструкции по определению признаков банкротства.
Признаком срыва возмещения убытков кредитору является совершение должником сделок и исполнение платежных обязательств, влекущих предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими, в т.ч. в период, когда должник узнал или по обстоятельствам дела должен был узнать о намерении кредитора подать заявление о банкротстве.
Для установления наличия или отсутствия признаков срыва возмещения убытков кредитору определяются сроки удовлетворения требований кредитора должником в соответствии с заключенным договором между ними, а также наличие сделок или исполнение платежных обязательств должником, повлекших удовлетворение требований других кредиторов с нарушением договорных обязательств перед данным кредитором. Их выявление свидетельствует о том, что признаки срыва возмещения убытков кредитору усматриваются.
Пример
Производственная организация, дело о банкротстве которой было возбуждено по заявлению налоговой инспекции, в течение нескольких лет перед подачей заявления о банкротстве постоянно имело просроченную задолженность по обязательным платежам. Несмотря на то что налоговой инспекцией предпринимались меры по взысканию задолженности в бесспорном порядке, платежные инструкции не были исполнены по причине отсутствия денежных средств на расчетном счете организации, наличия картотеки по платежным документам, не оплаченным в срок. Были возбуждены, но не окончены более десятка исполнительных производств, неоднократно обращалось взыскание задолженности на имущество организации, в т.ч. на дебиторскую задолженность.
При проведении экспертизы было установлено, что одновременно организацией осуществлялось множество разнообразных сделок, в результате которых у нее возникала и погашалась кредиторская задолженность, производилось отчуждение имущества. Организация проводила зачеты с поставщиками материально-технических ресурсов при продаже им различных видов имущества, что не обеспечивало поступление денежных средств на расчетный счет и осуществление расчетов в порядке, установленном Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь».
Это позволило сформулировать вывод о том, что в связи с наличием сделок и исполнением платежных обязательств, влекущих предпочтительное удовлетворение требований различных конкретных кредиторов перед налоговой инспекцией, усматриваются признаки срыва организацией возмещения убытков кредитору.
При определении наличия или отсутствия признаков срыва возмещения убытков кредитору необходимо учитывать, что Инструкция по определению признаков банкротства несколько ограничивает область исследования. Так, в соответствии со ст.241 УК ответственность предусмотрена за различные манипуляции, совершаемые должником со своим имуществом - сокрытие, отчуждение, повреждение или уничтожение имущества индивидуального предпринимателя или юридического лица, неплатежеспособность которых имеет или приобретает устойчивый характер, с целью сорвать или уменьшить возмещение убытков кредитору (кредиторам). Это преступление, которое может быть совершено только с прямым умыслом.
При проведении анализа все же следует рассматривать вопросы, связанные с имуществом должника, и с точки зрения наличия или отсутствия признаков срыва возмещения убытков кредитору, несмотря на то, что управляющий или эксперт не правомочны устанавливать наличие или отсутствие умысла.
Понятие «криминальное банкротство» и ситуации, связанные с ним, необходимо особенно внимательно изучать предпринимателям, собственникам и менеджерам, для которых важна деловая репутация и карьера.
31.12.2008 г.
Алексей Смольский, кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-менеджмента Белорусского государственного экономического университета, аккредитованный эксперт по банкротству и улучшению финансового состояния должников
От редакции: С 15 июля 2010 г. в Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З на основании Закона РБ от 28.12.2009 № 97-З внесены изменения и дополнения.
С 1 апреля 2012 г. постановление Минфина РБ, Минэкономики РБ и Минстата РБ от 14.05.2004 № 81/128/65 «Об утверждении Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности» на основании постановления Минфина РБ, Минэкономики РБ и Белстата от 27.12.2011 № 139/205/338 утратило силу.
С 31 августа 2012 г. постановление Минфина РБ от 27.06.2008 № 107 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» на основании постановления Минфина РБ от 11.06.2012 № 35 утратило силу.
С 25 января 2013 г. Закон РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» на основании Закона РБ от 13.07.2012 № 415-З утратил силу.
С 7 февраля 2013 г. постановление Минэкономики РБ от 20.06.2008 № 129 «Об утверждении Инструкции по определению наличия (отсутствия) признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовке заключений по данным вопросам» на основании постановления Минэкономики РБ от 04.12.2012 № 107 утратило силу.