


Материал помещен в архив
КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ШТРАФА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТСРОЧКИ (РАССРОЧКИ) ЕГО УПЛАТЫ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ДЕЛУ
Штраф является наиболее распространенной мерой административного взыскания.
Слово «штраф» происходит от немецкого strafe, что означает денежное взыскание, меру имущественного воздействия на лиц (граждан, юридических лиц), виновных в нарушении определенных правовых норм.
В ст.6.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) дано более полное определение штрафа: штраф является денежным взысканием, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, - в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки.
Таким образом, под штрафом понимается только та мера, которая выражается не в любом имущественном воздействии, а в денежном взыскании.
Штраф, налагаемый в административном порядке, является самостоятельной мерой административной ответственности. При этом лицу, совершившему административное правонарушение, дается отрицательная оценка со стороны государства и общества, что отражается в протоколе о правонарушении и в постановлении о наложении штрафа.
Применение штрафа в виде административного наказания в отношении физического лица обуславливается необходимостью воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством.
Таким образом, применение административного штрафа преследует 3 основные цели: возмездие (наказание) за совершенный проступок, исправление правонарушителя и предупреждение противоправного поведения им и всеми иными лицами. Исправительная и предупредительная составляющая штрафа обуславливает его повышенный по сравнению с последствиями правонарушения размер. В этой связи не должны приниматься во внимание доводы нарушителей о несоразмерности величины штрафа размеру причиненного государственным и общественным интересам ущерба. Во внимание принимается не только вопрос размера ущерба интересам государства и общества, но и воспитательный и превентивный аспекты.
Суды налагают на нарушителей штрафы в размерах, способных повлиять на личное и общественное отношение к противоправному деянию.
Не всегда уплата подобных штрафов осуществляется нарушителем единовременно, поскольку задача суда состоит в определении размера штрафа, гарантирующего достижение целей перевоспитания и предупреждения.
По данной причине ст.14.7 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) допускает отсрочку либо рассрочку исполнения штрафа. Отсрочка (рассрочка) уплаты штрафа возможна по ходатайству лица, подвергнутого административному взысканию, либо по инициативе государственного органа, налагающего взыскание, на срок до 1 месяца, а штрафа, наложенного на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, - на срок до 6 месяцев. Рассрочка штрафа возможна до 6 месяцев. Отсрочка, рассрочка исполнения постановления о наложении административного взыскания допускается при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. следует руководствоваться ст.14.7 ПИКоАП с изменениями, внесенными Законом РБ от 08.01.2018 № 95-З (далее - Закон № 95-З). |
Об отсрочке, рассрочке исполнения административного взыскания выносится постановление, в котором указываются сроки и порядок отсрочки, рассрочки исполнения административного взыскания. Постановление объявляется лицу, подвергнутому административному взысканию, и направляется органу, исполняющему постановление о наложении административного взыскания.
В качестве обстоятельств, препятствующих исполнению постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, может выступать как сложное материальное положение правонарушителя, так и наличие иных объективных обстоятельств, препятствующих уплате штрафа. Кроме того, при принятии решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) судом может быть принята во внимание частичная уплата штрафа правонарушителем в добровольном порядке.
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях не указывает конкретных оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта, установлены лишь критерии их определения - обстоятельства, препятствующие исполнению судебного акта.
В каждом конкретном случае суд разрешает вопрос о наличии данных обстоятельств с учетом всех обстоятельств дела.
![]() |
Пример Хозяйственным судом рассмотрено заявление индивидуального предпринимателя (ИП) К. о предоставлении рассрочки исполнения постановления о наложении административного взыскания в части уплаты штрафа (постановление хозяйственного суда Гродненской обл. от 12.09.2013 по делу № 56-12Ап/2013). Постановлением хозяйственного суда от 19.08.2013 за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 11 ст.12.7 КоАП, на ИП К. наложен штраф в доход государства в размере 40 базовых величин (4 000 000 руб.).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 января 2018 г. нарушение норм части 11 ст.12.7 КоАП влечет наложение штрафа в размере до 100 базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до 100 % суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации (в редакции Закона № 95-З).
Правонарушителем подано заявление о предоставлении рассрочки исполнения постановления о наложении административного взыскания в части уплаты 3 400 000 руб. штрафа в соответствии с графиком: • до 1 октября 2013 г. - 1 200 000 руб.; • до 1 ноября 2013 г. - 1 500 000 руб.; • до 1 декабря 2013 г. - 700 000 руб. К заявлению приложена квитанция об уплате ИП К. 600 000 руб. штрафа в добровольном порядке. В соответствии со ст.14.7 ПИКоАП при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, депортации, штрафа или конфискации дохода в установленные сроки, суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление о наложении административного взыскания, по ходатайству лица, подвергнутого административному взысканию, или по собственной инициативе могут отсрочить исполнение административного ареста на срок до 1 месяца, депортации, штрафа или конфискации дохода - на срок до 6 месяцев. По аналогичным основаниям судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вынесшие постановление о наложении административного взыскания, по ходатайству лица, подвергнутого административному взысканию, могут рассрочить исполнение административного взыскания в виде конфискации дохода - до 6 месяцев. С учетом вышеизложенного, принимая во внимание содержащиеся в материалах дела сведения о сложном материальном положении ИП К. (является плательщиком кредита, имеет на содержании престарелую мать, супруга находится на стационарном излечении в больнице и др.), частичное исполнение судебного постановления, суд пришел к выводу о возможности предоставления рассрочки исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде 3 400 000 руб. штрафа в соответствии с графиком, предложенным ИП К. При этом суд обратил внимание правонарушителя на то, что в соответствии со ст.14.7 ПИКоАП при нарушении сроков и порядка рассрочки настоящее постановление утрачивает силу по решению суда, вынесшего постановление о наложении административного взыскания. |
С учетом необходимости достижения целей административного взыскания, закрепленных в ст.6.1 КоАП, суды подходят весьма взвешенно как к определению размера штрафа, так и к принятию решений по ходатайствам о предоставлении отсрочки (рассрочки). Предоставление отсрочки (рассрочки) не может нивелировать цель административного взыскания, закрепленную в КоАП.
30.10.2013
Сергей Белявский, судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов»