Вопрос-ответ от 18.10.2016
Автор: Морозевич М.

Кто будет нести ответственность и в каком размере, если цены на материалы сформировать без учета требований постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.06.2014 № 33 «О некоторых вопросах регулирования отпускных цен на строительные материалы, изделия, конструкции», но в дальнейшем эти материалы использовать при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных средств? Распространяется ли порядок формирования цен согласно постановлению № 33 при осуществлении биржевых торгов материалами?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС (ООО «ЭКТ»): Организация, занимающаяся оптовой торговлей, планирует продавать строительные материалы покупателю, который в том числе строит объекты, финансируемые полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Предельный норматив рентабельности к отпускным ценам на строительные материалы, изделия и конструкции, используемые при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, установлен постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.06.2014 № 33 (далее - постановление № 33). Поставщик при продаже не владеет информацией о том, на строительство каких объектов будут израсходованы материалы.

1. Кто будет нести ответственность и в каком размере, если цены на реализуемые материалы будут сформированы без учета требований постановления № 33, но в дальнейшем эти материалы будут использованы покупателем при строительстве вышеназванных объектов?

2. Распространяется ли порядок формирования цен согласно постановлению № 33 при осуществлении биржевых торгов материалами?

3. Освобождается ли поставщик от ответственности за неправильное формирование цен, если в договоре прописать следующее условие:

«Поставляемые по настоящему договору строительные материалы, изделия и конструкции не предназначены для использования при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет республиканского и (или) местного бюджетов, в том числе государственных бюджетных целевых фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов.

Покупатель гарантирует, что поставляемые по настоящему договору строительные материалы, изделия и конструкции не используются Покупателем при строительстве объектов, указанных в предыдущем пункте настоящего договора. Покупатель не вправе отчуждать строительные материалы, изделия и конструкции третьим лицам для строительства объектов, указанных в предыдущем пункте настоящего договора»?

 

ОТВЕТ: 1. Нести ответственность будут:

а) поставщик в случае формирования цен на строительные материалы с применением уровня рентабельности более 25 % к плановой себестоимости, если в договоре поставки указано, что данные материалы будут использованы на объектах, финансируемых за счет средств, перечисленных в п.1 постановления № 33. К нему возможно применение штрафных санкций в размере, установленном частью 2 ст.12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП);

б) покупатель в случае несоблюдения условий договора поставки в части применения строительных материалов на тех либо иных объектах строительства после перехода права собственности на данные строительные материалы. К нему возможно применение штрафных санкций в размере, установленном частью 1 ст.21.7 КоАП.

Пунктом 1 постановления № 33 установлен предельный норматив рентабельности в размере 25 % к плановой себестоимости строительных материалов, изделий, конструкций, используемых при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).

Указанный предельный норматив рентабельности подлежит включению в отпускные цены на производимые и реализуемые на территории Республики Беларусь строительные материалы всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Реализацию строительных материалов организацией-поставщиком для использования их покупателем на объектах строительства, финансируемых за счет средств, перечисленных в п.1 постановления № 33, допустимо осуществлять с указанием данного условия в соответствующем договоре поставки строительных материалов. Реализация строительных материалов поставщиком для использования покупателем на объектах, не указанных в п.1 постановления № 33, осуществляется также при наличии данного условия в договоре поставки.

Ответственность за несоблюдение условий договора поставки в части применения строительных материалов на тех либо иных объектах строительства после перехода права собственности на данные строительные материалы несет покупатель.

В случае включения подрядчиком (покупателем) строительных материалов, цены на которые сформированы с применением уровня рентабельности, превышающего соответствующий уровень, установленный в п.1 постановления № 33, в стоимость строительных работ по объектам, финансируемым с привлечением бюджетных средств, разница между необоснованно сформированной стоимостью строительных материалов и стоимостью этих же материалов, сформированной в соответствии с законодательством, будет считаться завышением стоимости строительства на основании подп.1.1.1 п.1 постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.03.2012 № 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства».

Завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем жилого дома или с привлечением льготных кредитов, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо (за исключением бюджетных организаций) - в размере до 150 % от суммы завышения (часть 1 ст.21.7 КоАП).

В случае формирования поставщиком цен на строительные материалы с применением уровня рентабельности более 25 % к плановой себестоимости, если в договоре поставки указано, что данные материалы будут использоваться на объектах, финансируемых за счет средств, указанных в п.1 постановления № 33, ответственность за нарушение порядка ценообразования будет нести поставщик.

Нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (часть 2 ст.12.4 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. размер штрафа по части 2 ст.12.4 КоАП равен до 20 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З).

 

2. Нет.

Нормы постановления № 33 не распространяются на строительные материалы, изделия, конструкции, включенные в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714.

3. В случае наличия данного условия в договоре поставки и несоблюдения его покупателем поставщик ответственности не несет.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 августа 2017 г. вместо постановления № 33 действует постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.05.2017 № 13 «Об отдельных вопросах регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции».

 

18.10.2016

 

Михаил Морозевич, заместитель начальника управления аудита республиканского унитарного предприятия «Служба ведомственного контроля при Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь»

 

Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Ценообразование в строительстве»