


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ВОПРОС: Кто должен подписывать характеристику на работника организации? Каким нормативным правовым актом утверждена ее форма?
ОТВЕТ: Зависит от вида характеристики: внешняя или внутренняя. Форма характеристики не утверждена нормативными правовыми актами.
Характеристика - официальный документ, содержащий сведения о трудовой, общественной или иной деятельности работника. Она оформляется на стандартном листе бумаги формата А4 или общем бланке в произвольной форме.
В характеристике указываются:
• название вида документа (характеристика);
• имя, отчество, фамилия характеризуемого;
• текст с указанием года рождения, образования, занимаемой должности, структурного подразделения, стажа работы в данной организации и в данной должности, деловых и моральных качеств, оценки трудовой деятельности, повышения профессиональных качеств, наличия поощрений, правительственных наград, а также целевого назначения характеристики.
Внешняя характеристика подписывается руководителем организации, внутренняя - руководителем структурного подразделения, в котором работает работник, с указанием даты. Внешняя характеристика заверяется печатью нанимателя (п.17 Инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденной постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2).
![]() |
Обратите внимание! С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь) (подп.3.11 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). |
Если же характеристика остается в организации (внутренняя характеристика), то она подписывается руководителем структурного подразделения.
При аттестации руководителей, назначение или утверждение которых производится вышестоящими государственными органами (организациями), характеристика подписывается руководителем соответствующего вышестоящего государственного органа (организации) или уполномоченным им должностным лицом (п.12 Типового положения об аттестации руководителей и специалистов организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2010 № 784, далее - Типовое положение).
При оформлении характеристики на бланке следует учитывать требования к оформлению организационно-распорядительных документов, закрепленные в:
• Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4;
• СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденном постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.10.2016 № 83.
Текст характеристики должен содержать объективную оценку практической деятельности работника, его профессионально-деловых и личностных качеств, а также рекомендации в целях повышения эффективности практической деятельности работника, его профессионального уровня, стимулирования карьерного роста (п.12 Типового положения).
Текст документа также должен излагаться простым и ясным языком, с соблюдением норм официально-делового стиля.
25.09.2019
Екатерина Дернович, старший научный сотрудник отдела документоведения Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела