Пособие от 10.07.2019
Автор: Ларионова Ж.

Кто уплачивает НДС по услугам по доступу в сеть Интернет, предоставляемым индивидуальному предпринимателю?


СОДЕРЖАНИЕ

 

Кто является плательщиком НДС по деятельности иностранных организаций

Если услуги оказываются юридическими лицами - резидентами ЕАЭС

Если услуги оказываются юридическими лицами - резидентами дальнего зарубежья

Налоговая база по НДС

Представление налоговой декларации и электронного счета-фактуры

 

Материал помещен в архив

 

КТО УПЛАЧИВАЕТ НДС ПО УСЛУГАМ ПО ДОСТУПУ В СЕТЬ ИНТЕРНЕТ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫМ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ?

пример ситуация

Ситуация

Индивидуальному предпринимателю (резидент Республики Беларусь, плательщик налога при УСН по ставке 5 % без уплаты НДС) оказывают услуги по доступу в сеть Интернет для поиска клиентов юридические лица - резиденты ЕАЭС и юридические лица - резиденты дальнего зарубежья.

Следует ли ему уплачивать НДС?

 

Да, ИП следует уплачивать НДС по деятельности иностранных организаций.

Кто является плательщиком НДС по деятельности иностранных организаций

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и ИП, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (часть первая п.1 ст.114 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

При этом п.4 ст.115 НК закреплено положение о том, что место реализации работ (услуг), имущественных прав определяется в соответствии:

• с международным договором Республики Беларусь, составляющим право Евразийского экономического союза, в случае реализации работ (услуг), имущественных прав в государствах - членах ЕАЭС;

• со ст.117 НК - в иных случаях (то есть в случаях совершения сделок с резидентами государств, не являющихся членами ЕАЭС).

Если услуги оказываются юридическими лицами - резидентами ЕАЭС

В Евразийском экономическом союзе взимание косвенных налогов при оказании услуг осуществляется в государстве - члене ЕАЭС, территорию которого признают местом реализации услуг (п.2 ст.72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; далее - Договор).

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном в приложении 18 к Договору (далее - Протокол).

Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено подп.1-4 части первой п.29 Протокола (подп.5 части первой п.29 Протокола).

Поскольку в подп.1-4 части первой п.29 Протокола не предусмотрено определение места реализации услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет, то при оказании таких услуг местом их реализации признается территория Российской Федерации.

Следовательно, ИП исчислять НДС по полученным услугам от резидента ЕАЭС по предоставлению доступа в сеть Интернет не нужно.

Если услуги оказываются юридическими лицами - резидентами дальнего зарубежья

Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп.1.1 п.1 ст.115 НК).

Место реализации определяется согласно подп.1.4 п.1 ст.117 НК. Так, местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республики Беларусь.

Положения названного подпункта применяются в том числе в отношении:

• имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, за исключением оказания услуг в электронной форме;

• аудиторских, консультационных, маркетинговых, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых услуг;

• рекламных услуг, за исключением оказания услуг в электронной форме;

• услуг по представлению информации;

• услуг по обработке информации, за исключением оказания услуг в электронной форме;

• дизайнерских услуг (включая услуги по разработке дизайн-макетов);

• услуг в сфере обучения (образования), при которых получение образования осуществляется в дистанционной форме получения образования;

• научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ;

• услуг по предоставлению, найму персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя;

• аренды (финансовой аренды (лизинга)) движимого имущества, за исключением транспортных средств;

• услуг (работ) по разработке, модификации, тестированию и обеспечению технической поддержки программного обеспечения;

• услуг хостинга (размещения информационных ресурсов на сервере и обеспечения доступа к данным ресурсам), в том числе услуг веб-хостинга (включая комплексные услуги по размещению и управлению веб-сайтами), за исключением оказания услуг в электронной форме;

• услуг по созданию баз данных, обеспечению доступа к базам данных, за исключением оказания услуг в электронной форме;

• услуг, с помощью которых осуществляется поиск и (или) предоставляется заказчику информация о потенциальных покупателях (потребителях), за исключением оказания услуг в электронной форме;

• услуг лицом, привлекающим от своего имени для основного участника договора (контракта) либо от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных подп.1.4 п.1 ст.117 НК;

• услуг в электронной форме.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2021 г. абз.3 ч.3 подп.1.4 п.1 ст.117 НК изложен в новой редакции Законом от 29.12.2020 № 72-З: «аудиторских, консультационных, маркетинговых, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых услуг, за исключением инжиниринговых услуг, непосредственно связанных с недвижимым имуществом, согласно абзацу третьему части второй подпункта 1.1 настоящего пункта;». Комментарий см. здесь.

 

К услугам в электронной форме не относятся (п.5 ст.117 НК):

• реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть Интернет поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети Интернет;

• реализация (передача прав на использование) программ для электронно-вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных, содержащихся на материальных носителях;

• оказание консультационных услуг по электронной почте;

оказание услуг по предоставлению доступа к сети Интернет.

Следовательно, даже если ИП, плательщик налога при УСН, не является плательщиком НДС по своей деятельности, в данной ситуации он будет являться плательщиком НДС по деятельности организаций, являющихся резидентами дальнего зарубежья, так как услуги доступа через сеть Интернет оказаны на территории Республики Беларусь.

Налоговая база по НДС

Налоговая база определяется организациями и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и приобретающими на территории Республики Беларусь товары (работы, услуги), имущественные права у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, а при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, на основе договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров - состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на основе таких договоров, заключенных с указанными иностранными организациями (часть третья п.39 ст.120 НК).

Моментом фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, признается день оплаты, включая авансовый платеж, либо день иного прекращения обязательств покупателями (заказчиками) этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (п.29 ст.121 НК).

Ставка налога на добавленную стоимость в данном случае устанавливается в размере 20 % (подп.3.1 п.3 ст.122 НК).

 

пример ситуация

Пример

Индивидуальный предприниматель оплатил услуги по доступу через сеть Интернет для поиска поставщиков:

• юридическому лицу - резиденту Российской Федерации - 04.06.2019 500 000 рос. руб. (курс 3,211 6), что составило 16 058 бел. руб.;

• юридическому лицу - резиденту Литвы - 17.06.2019 2 000 евро (курс 2,330 7), что составило 4 661,40 бел. руб.

Следовательно, в июне 2019 г. ИП будет плательщиком НДС по деятельности иностранных организаций в части оплаты услуг резиденту Литвы (932,28 руб. (4 661,40 × 20 %)).

Представление налоговой декларации и электронного счета-фактуры

Также ИП следует представить налоговую декларацию по НДС и выставить электронную счет-фактуру на Портал.

В налоговой декларации по НДС для отражения налоговой базы и сумм НДС по услугам, приобретенным у иностранных организаций, предназначена строка 13 раздела I части I. В ней:

• в графе 2 отражается налоговая база без исчисленного НДС;

• в графе 4 - сумма исчисленного НДС (подп.15.9 п.15 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь  от 03.01.2019 № 2).

Электронный счет-фактура является обязательным электронным документом для всех плательщиков, служащим основанием для принятия плательщиком к вычету сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном главой 14 НК (п.1 ст.131 НК). Плательщики обязаны создать электронные счета-фактуры, в том числе при исчислении налога на добавленную стоимость при реализации на территории товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь (подп.2.4 п.2 ст.131 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2021 г. ч.1 п.1 ст.131 НК Законом № 72-З изложена в новой редакции: «Электронный счет-фактура является обязательным электронным документом для:

всех плательщиков, если иное не установлено настоящей статьей, служащим основанием для принятия плательщиком к вычету сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном настоящей главой;

плательщиков, обязанных согласно пункту 1 статьи 97 настоящего Кодекса информировать налоговый орган о совершенных ими сделках.». Комментарий см. здесь.

 

Электронный счет-фактура, если обязанность его создания возникает у плательщика, являющегося покупателем, создается и направляется на Портал при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь. Электронный счет-фактура создается по каждой операции по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав и направляется плательщиком на Портал не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговом органе Республики Беларусь (подп.9.1 п.9 ст.131 НК).

 

10.07.2019

 

Жанна Ларионова, аудитор - индивидуальный предприниматель