


Материал помещен в архив
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ЛЕСОВ
Общие положения. Основная терминология
Охрана объектов растительного мира осуществляется на основании двух основных нормативных правовых актов:
• Лесного кодекса Республики Беларусь (далее - Лесной кодекс).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 декабря 2016 г. вступил в силу новый Лесной кодекс; |
• Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире» (далее - Закон).
Указанные законодательные акты определяют отношения в области:
1) обращения с объектами растительного мира, входящими в лесной фонд, регулируются лесным законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь о растительном мире;
2) обращения с древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд, регулируется законодательством Республики Беларусь о растительном мире, лесным и иным законодательством Республики Беларусь.
В случае коллизии между нормами Лесного кодекса и Закона приоритет имеют нормы Закона. Это обусловлено тем, что правила, установленные главой 4 Закона, если в ней не предусмотрено иное, применяются к объектам растительного мира, расположенным на землях всех категорий, включая земли лесного фонда и земельные участки, находящиеся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении граждан, частной собственности негосударственных юридических лиц, собственности иностранных государств, международных организаций. И это несмотря на то, что по формальным критериям Лесной кодекс имеет более высокую юридическую силу по сравнению с Законом.
Лесной кодекс, являясь комплексным нормативным правовым актом в данной сфере, оперирует следующими базовыми понятиями:
• лес - совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях;
• лесопользование - использование лесных ресурсов и извлечение полезных свойств леса в конкретных целях;
• лесопользователь - юридическое или физическое лицо, которому в установленном законодательством Республики Беларусь порядке предоставлено право пользования лесом (лесными ресурсами).
Леса в Республике Беларусь являются исключительной собственностью государства.
Государство осуществляет владение, пользование и распоряжение лесами через уполномоченные на то государственные органы лесного хозяйства. Древесина и другая лесная продукция, добытая (заготовленная) лесопользователями при осуществлении лесопользования в установленном порядке, являются их собственностью (ст.7 Лесного кодекса).
То есть при правомерной добыче (заготовлении) древесины и другой лесной продукции право собственности переходит от государства к лесопользователю.
Участники отношений, связанных с лесопользованием
Основными участниками отношений, связанных с лесопользованием, являются:
1) юридические лица, ведущие лесное хозяйство (лесхозы, лесничества, экспериментальные базы, государственные природоохранные учреждения, лесохозяйственные организации и др.).
Они имеют право:
• предоставлять участки лесного фонда в пользование;
• отводить лесосеки и выдавать лесорубочные билеты, ордера и лесные билеты;
• контролировать проведение работ, выполняемых лесопользователями;
• предъявлять претензии юридическим и (или) физическим лицам, причинившим вред лесному фонду, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного лесному фонду, и т. п. (ст.21 и 22 Лесного кодекса);
2) лесопользователи - юридическое или физическое лицо, получившее право лесопользования на основании решений соответствующих органов государственного управления, договора аренды участка лесного фонда, концессионного договора, а также лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета. При этом участки лесного фонда предоставляются в пользование лесопользователям как с их изъятием у юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, так и без изъятия.
Один и тот же участок лесного фонда может предоставляться в пользование нескольким лесопользователям для осуществления разных видов лесопользования с определением для каждого лесопользователя соответствующих условий (часть первая ст.40, части первая-третья ст.41 Лесного кодекса).
Различают следующие виды лесопользования (ст.36 Лесного кодекса):
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.).
![]() |
Справочно Заготовка указанных выше лесных ресурсов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Данные виды заготовок осуществляются на основании: • Правил отпуска древесины на корню и ее заготовки в лесах Республики Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 № 214 (далее - Правила отпуска древесины); • Инструкции о правилах подсочки и заготовки живицы сосновых древостоев, утвержденной постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 21.12.2007 № 55.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 декабря 2016 г. вместо Инструкции № 55 действуют Правила заготовки живицы, утвержденные Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь от 06.12.2016 № 62;
• Правил заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования, утвержденных постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 20.03.2001 № 4.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 декабря 2016 г. действуют новые Правила заготовки древесных соков, сбора, заготовки (закупки) дикорастущих растений и (или) их частей, утвержденные постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 21.11.2016 № 37;
• Правил рубки леса в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 30.09.2008 № 27; |
4) побочное лесопользование (заготовка и сбор древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственного растительного сырья и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочного лесопользования).
![]() |
Справочно Побочное лесопользование граждане вправе осуществлять свободно. Перечень видов побочного лесопользования утвержден постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 20.03.2001 № 4; |
5) пользование участками лесного фонда, отнесенными к охотничьим угодьям, для ведения охотничьего хозяйства (осуществляется на основании Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 сентября 2018 г. следует руководствоваться Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 21.03.2018 № 112; |
6) пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и образовательных целях (осуществляется по решению Правительства Республики Беларусь или Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь);
7) пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях (осуществляется на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемого по представлению юридического лица, ведущего лесное хозяйство).
Лесорубочный билет, ордер и лесной билет
Осуществление лесопользования, связанного с заготовкой древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, с побочным лесопользованием, допускается на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета, выдаваемых юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство (за исключением случаев, предусмотренных ст.42 Лесного кодекса) (ст.43 Лесного кодекса).
Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и определенные сроки на конкретном участке лесного фонда.
Лесорубочный билет
Лесорубочный билет и ордер выдаются лесопользователям при отпуске древесины на корню (как растущего, так и сухостойного и поврежденного леса или отдельных деревьев) при рубках главного, промежуточного пользования и прочих рубках, а также при предоставлении права на удаление (заготовку) древесно-кустарниковой растительности (насаждений), не входящей в лесной фонд, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения, в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий. Выдача лесорубочного билета (ордера) единовременно двум и более лесопользователям на один и тот же участок лесного фонда и одному и тому же лесопользователю двух лесорубочных билетов на один и тот же участок лесного фонда запрещается.
![]() |
Справочно Заготовка древесины в лесах осуществляется при рубках главного пользования, проводимых в перестойных и спелых древостоях. Заготовка древесины также осуществляется при рубках промежуточного пользования (рубках ухода за лесом, выборочных санитарных рубках, рубках реконструкции и иных рубках, связанных с рубкой малоценных древостоев, обновлением и переформированием древостоев) и прочих рубках (сплошных санитарных рубках, уборке захламленности, расчистке лесных площадей для строительства трубопроводов, дорог, линий электропередачи и связи, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубках для иных подобных целей). При проведении рубок главного пользования отпуск древесины на корню производится в первую очередь за счет назначения в рубку: • древостоев, рубка которых требуется по их состоянию (поврежденных пожаром, ветром, снегом, насекомыми, в результате грибных заболеваний, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, других неблагоприятных воздействий); • недорубов; • древостоев, вышедших из подсочки; • приспевающих, спелых и перестойных насаждений, произрастающих на лесных землях, подлежащих расчистке в связи с переводом их в другие категории земель. Не допускаются сплошные рубки главного пользования в насаждениях клена остролистного, вяза, липы, ильма, береста, бука, березы карельской, кедра, дугласии (псевдотсуги) (части первая и вторая ст.54 Лесного кодекса, п.13 Правил отпуска древесины). |
Лесорубочный билет выдается лесопользователю отдельно на каждую лесосеку. Выдача лесорубочного билета лесопользователю на несколько лесосек разрешается в случаях, когда к ним применяется один и тот же вид пользования, способ рубки, а также если эти лесосеки расположены на территориях с одинаковым уровнем радиоактивного загрязнения (п.5 Инструкции о порядке учета, хранения, заполнения и выдачи лесорубочного билета, ордера и лесного билета, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.09.2006 № 1276 (далее - Инструкция № 1276)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 декабря 2016 г. действует новая Инструкция о порядке учета, хранения, заполнения, выдачи и аннулирования лесорубочного билета, ордера и лесного билета, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2016 № 907 (далее - постановление № 907). |
Лесорубочный ордер
Лесорубочные ордера выдаются лесопользователям лесничим только на ту древесину, которая по лесорубочному билету, оформленному лесхозом на лесничество, выделена для производства мелких отпусков древесины по ордерам.
Размер мелкого отпуска древесины на корню по каждому ордеру не должен превышать 50 м3. В случае мелкого отпуска лесничеством древесины в порядке уборки захламленности, вырубки сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, предусмотренного Правилами отпуска древесины на корню, в объеме до 15 м3 дровяной древесины лесорубочный билет на отпущенную лесопользователям по таким ордерам древесину выписывается лесничеству по полугодиям после предъявления юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство, выданных за полугодие ордеров (п.6 Инструкции № 1276).
Лесные билеты
Лесные билеты выдаются лесопользователям на заготовку живицы, второстепенных лесных ресурсов и побочное лесопользование. Лесной билет выдается лесопользователю ежегодно, кроме случаев выдачи лесного билета на заготовку живицы, когда билет выдается на весь срок подсочки древостоя (части третья и четвертая ст.43 Лесного кодекса).
Основания для выдачи лесорубочного билета, ордера и лесного билета
Основаниями для выдачи лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета являются:
• решение органа, в компетенцию которого входят вопросы принятия решений о предоставлении участков лесного фонда в пользование;
• договор аренды участка лесного фонда;
• концессионный договор;
• протокол о результатах аукциона на осуществление лесопользования (часть вторая ст.43 Лесного кодекса).
Аукционы
Аукционы на осуществление лесопользования могут проводиться в соответствии с Инструкцией о порядке проведения лесных аукционов на осуществление лесопользования, утвержденной постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 18.12.2007 № 51.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 декабря 2016 г. вместо Инструкции № 51 действует Положение о порядке проведения лесных аукционов, утвержденное постановлением № 907. |
Лицо, выигравшее аукцион, и организаторы аукциона подписывают протокол, в котором указываются:
• границы участка лесного фонда;
• виды лесопользования;
• объемы (размеры) лесопользования;
• размер платы за пользование участком лесного фонда и порядок ее внесения;
• иные условия.
Аренда
Аренда участков лесного фонда осуществляется на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов (в том числе принятого по результатам аукционов) и договора аренды, в котором указываются:
• границы участков лесного фонда, передающихся в аренду;
• виды лесопользования;
• объемы (размеры) лесопользования;
• сроки аренды (1-15 лет);
• размер арендной платы и порядок ее внесения;
• обязанности сторон по охране, защите участков лесного фонда и воспроизводству лесов;
• порядок оплаты лесопользователю проведенных им лесовосстановительных и лесохозяйственных работ;
• иные условия.
Предусмотрена государственная регистрация таких договоров (ст.45 Лесного кодекса). Запрещаются субаренда и выкуп указанных участков.
![]() |
Справочно Вопросы предоставления участков лесного фонда юридическим лицам в аренду и (или) пользование для осуществления следующих видов лесопользования: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, корней, бересты, новогодних елок и сосен, еловой серки и др.); побочное лесопользование (заготовка древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственного растительного и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота); пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях, в том числе для вольерного содержания и (или) разведения диких животных, урегулированы Положением о порядке предоставления участков лесного фонда юридическим лицам в аренду и (или) пользование для осуществления лесопользования, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 09.09.2009 № 444. Типовая форма договора аренды участка лесного фонда для осуществления лесопользования утверждена постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 22.10.2009 № 30.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 декабря 2016 г. следует применять новую форму договора аренды участка лесного фонда согласно приложению 4 к постановлению № 907. С 8 июня 2017 г. Указ № 444 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 31.05.2017 № 197 утратил силу. |
Концессия лесов
Концессия лесов (их участков) регламентирована Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 63-З «О концессиях».
Лесопользование может быть постоянным или временным (краткосрочным - до 1 года, долгосрочным - до 15 лет), что зависит от вида лесопользования (ст.37 Лесного кодекса).
Одним из принципов лесопользования является платность (ст.35 Лесного кодекса).
Бесплатным является:
• побочное лесопользование граждан;
• лесопользование в научно-исследовательских и образовательных целях;
• лесопользование самими юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, финансируемыми из бюджета.
Таксы за лесопользование утверждаются Советом Министров Республики Беларусь или областными исполнительными комитетами (в зависимости от вида лесопользования). Так, таксы на древесину основных лесных пород установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2015 № 1039. Также договором аренды и концессионным договором может быть предусмотрена дополнительная плата.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2016 г. следует руководствоваться вышеназванными таксами на древесину в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2015 № 1039. |
Поскольку действует монополия государства на право собственности на землю, любые сделки (самовольная переуступка права пользования лесом и т. п.), нарушающие ее, недействительны (ст.96 Лесного кодекса).
Однако это не означает, что установлен запрет на совершение гражданско-правовых сделок с древесиной на корню или в уже заготовленным виде. Древесина (то есть уже добытое сырье) продается в соответствии с Правилами реализации древесины на внутреннем рынке Республики Беларусь, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 № 214 (далее - Правила реализации древесины). Данные Правила предусматривают, в частности, что такая продажа должна в основном осуществляться на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 декабря 2017 г. следует руководствоваться Правилами реализации древесины в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2017 № 466. |
Внебиржевые сделки возможны в случаях реализации древесины:
• физическим лицам для собственного потребления по ценам организаций-изготовителей, сформированным в соответствии с законодательством;
• изъятой или конфискованной;
• приобретенной на бирже и не использованной по назначению и др. (п.31 Правил реализации древесины).
Ответственность за вред, причиненный нарушением лесного законодательства
Ответственность за вред, причиненный нарушением лесного законодательства, делится на:
• административную (ст.15.29 «Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках», ст.15.30 «Загрязнение леса и иной древесно-кустарниковой растительности» и другие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях);
• уголовную (ст.275 «Загрязнение леса», ст.276 «Уничтожение либо повреждение леса по неосторожности», ст.277 «Незаконная порубка деревьев и кустарников» и другие Уголовного кодекса Республики Беларусь);
• имущественную (ст.101 Лесного кодекса, Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042).
Возможна и обратная ситуация - возмещение убытков, причиненных юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, изъятием или временным занятием земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, которое осуществляется в соответствии со ст.102 Лесного кодекса, ст.75 Кодекса о земле Республики Беларусь, а также Положением о порядке определения размера убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462.
Обязанности по охране и защите лесов
Охрана леса - комплекс мероприятий по предупреждению пожаров в лесах, своевременному их обнаружению и тушению, а также по охране лесов от самовольных порубок, загрязнения сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, отходами, хищений и других действий, причиняющих вред лесу.
Защита леса - система мероприятий по защите леса от болезней и вредителей, неблагоприятных факторов окружающей среды (ст.1 Лесного кодекса).
Основные обязанности по охране и защите леса Лесным кодексом возложены на:
• местные исполнительные и распорядительные органы;
• юридических лиц, ведущих лесное хозяйство;
• лесопользователей.
В частности, местные исполнительные и распорядительные органы в целях предотвращения возникновения лесных пожаров и борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса:
• организуют ежегодно разработку и выполнение юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, и лесопользователями мероприятий по предупреждению пожаров и подготовке к пожароопасному сезону в лесах;
• ежегодно до начала пожароопасного сезона утверждают оперативные противопожарные мероприятия;
• организуют привлечение в установленном порядке граждан, противопожарной техники, транспортных и других средств юридических лиц для тушения лесных пожаров, обеспечение лиц, привлеченных к тушению лесных пожаров, средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;
• предусматривают на периоды особо высокой опасности возникновения пожаров в лесах создание из привлекаемых сил и средств пожарных подразделений и обеспечивают содержание их в готовности к немедленному выезду в случае возникновения лесного пожара;
• оказывают содействие в строительстве дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых для авиационной охраны лесов, в завозе горючего и смазочных материалов в районы осуществления авиационной охраны лесов, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение государственных органов лесного хозяйства в качестве дежурного транспорта необходимое количество автомобилей, катеров и других транспортных средств с запасом горючего;
• организуют широкое проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах;
• обеспечивают координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами на территории области, района, создавая для этой цели в необходимых случаях специальные комиссии;
• оказывают содействие в проведении работ по борьбе с вредителями и болезнями леса и улучшению санитарного состояния лесов;
• запрещают пребывание граждан в лесах и осуществление лесопользования в период высокой пожарной опасности, а также при проведении мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса с использованием химических, биологических и иных средств (ст.76 Лесного кодекса).
Лесхозы и прочие юридические лица, ведущие лесное хозяйство, в целях предотвращения возникновения лесных пожаров и борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса:
• организуют ежегодно разработку и выполнение мероприятий по предупреждению пожаров и подготовке к пожароопасному сезону в лесах;
• предусматривают на периоды особо высокой опасности возникновения пожаров в лесах создание резервов противопожарных и иных средств и обеспечивают содержание их в готовности к немедленному использованию в случае возникновения лесного пожара;
• проводят противопожарное и санитарное благоустройство лесов, принимают меры по предотвращению и пресечению нарушений правил пожарной безопасности в лесах;
• проводят мероприятия по профилактике и своевременному выявлению вредителей и болезней леса и борьбе с ними;
• осуществляют строительство и содержание дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых для авиационной охраны лесов;
• оказывают содействие лесопользователям в проведении работ по противопожарному обустройству участков лесного фонда, переданных им в пользование;
• организуют широкое проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах (примечание 1);
• обеспечивают своевременную ликвидацию очагов возгорания леса, координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса;
• осуществляют другие мероприятия по предупреждению и ликвидации пожаров, борьбе с вредителями и болезнями леса.
Кроме того, юридические и физические лица при осуществлении деятельности, которая может оказать или оказывает вредное воздействие на состояние лесов, обязаны проводить согласованные с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, и местными исполнительными и распорядительными органами технологические, санитарные и другие мероприятия по охране и защите лесов.
Что касается лесопользователей, то в целях защиты лесного фонда от вредителей и болезней леса они обязаны:
• проводить работы способами и с соблюдением технологий, которые обеспечивают улучшение санитарного состояния лесного фонда;
• не допускать распространения вредителей и болезней леса на участках лесного фонда, на которых ими осуществляется лесопользование;
• осуществлять мероприятия по защите лесного фонда от вредителей и болезней леса, предусмотренные договором аренды участка лесного фонда, концессионным договором, лесорубочным билетом, ордером и (или) лесным билетом;
• оказывать помощь юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, в осуществлении мероприятий по защите лесного фонда от вредителей и болезней леса;
• своевременно информировать юридические лица, ведущие лесное хозяйство, о появлении в лесном фонде вредителей и болезней леса;
• соблюдать санитарные правила в лесном фонде.
Также лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, планы противопожарных мероприятий (примечание 2), а также проводить их в установленные сроки. В случае обнаружения очагов возгорания леса они обязаны срочно сообщить об этом юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, и принять меры по ликвидации этих очагов. В местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий должны находиться средства пожаротушения в готовности, обеспечивающей их немедленное использование.
Государственная лесная охрана осуществляется должностными лицами Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, другими государственными органами в соответствии Положением о государственной лесной охране Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 № 214. Непосредственную охрану и защиту лесного фонда, в том числе животного мира, осуществляют лесники и егеря в пределах закрепленных за ними участков.
Примечание 1. Правила пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь ППБ 2.38-2010, утвержденные постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 10.08.2010 № 20.
Примечание 2. Перечень обязательных противопожарных мероприятий, утвержденный постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.12.2007 № 57/129.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 декабря 2016 г. следует руководствоваться перечнем обязательных противопожарных мероприятий согласно приложению 6 к Правилам пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь, утвержденным постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 19.12.2016 № 70. С 31 декабря 2016 г. постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 19.12.2016 № 70 утверждены новые Правила пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь. |
25.02.2016
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук