Пособие от 12.07.2017
Автор: Статкевич В.

Льгота по налогу на недвижимость по многофункциональному зданию


СОДЕРЖАНИЕ

 

Льгота по налогу на недвижимость

Деятельность в сфере образования

Определение налоговой базы по налогу на недвижимость для многофункционального здания

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ЛЬГОТА ПО НАЛОГУ НА НЕДВИЖИМОСТЬ ПО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ЗДАНИЮ

пример ситуация

Ситуация

Государственное учреждение образования повышения квалификации руководящих работников и специалистов (не бюджетная организация) имеет на балансе здание многофункциональное. Основной вид деятельности - прочие виды образования, не включенные в другие группировки (85590). В структуре учреждения помимо администрации, бухгалтерии и учебно-методического отдела находятся два вспомогательных отдела - торговый объект общественного питания (кафе, в котором питаются работники учреждения и слушатели, обучающиеся в данном учреждении) и гостиница без категории (в которой проживают слушатели, обучающиеся в данном учреждении). Все отделы размещены в одном здании, которое классифицируется в соответствии с законодательством как здание для целей определения нормативных сроков службы основных средств и используется в сфере образования. Применяется ли в данном случае освобождение от обложения налогом на недвижимость (согласно подп.1.1 п.1 ст.186 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК) для всего здания, либо только в части, используемой непосредственно в сфере образования?

Если только в части, используемой непосредственно в сфере образования, то как правильно рассчитать налог на недвижимость?

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. льготы по налогу на недвижимость рассмотрены в ст.228 НК, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

Льгота по налогу на недвижимость

Освобождаются от налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части, классифицируемые в соответствии с законодательством как здания для целей определения нормативных сроков службы основных средств и используемые в сферах образования и здравоохранения (подп.1.1 п.1 ст.186 НК).

Таким образом, при осуществлении государственным учреждением образования повышения квалификации руководящих работников и специалистов деятельности как в сфере образования, так и одновременно в иных сферах, в частности:

• в сфере общественного питания (кафе, в котором питаются работники учреждения и слушатели, обучающиеся в данном учреждении),

• в сфере оказания гостиничных услуг (для слушателей, обучающихся в данном учреждении),

у организации в соответствии с подп.1.1 п.1 ст.186 НК возникает право на льготу только в отношении части тех капитальных строений (зданий, сооружений), которые используются в сфере образования.

В связи с этим основным вопросом, который следует решить организации, является следующий: используются кафе и гостиница в сфере образования либо нет и как определить площадь здания, приходящегося на каждый вид использования (услуги образования, общественного питания и гостиничные услуги).

Прежде всего, следует отметить, что подп.1.1 п.1 ст.186 НК не предусматривает, что объекты основных средств должны непосредственно использоваться для оказания «услуг в сфере образования» либо непосредственно в «образовательном» процессе, а использует термин «сфера образования».

Деятельность в сфере образования

Что понимать под «сферой образования», в НК непосредственно не раскрыто, поэтому в данной ситуации организации необходимо руководствоваться требованиями п.2 ст.1 НК. Этим пунктом предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей права, используемые в НК, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено НК.

Пунктом 1 ст.1 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс об образовании) в том числе закреплены следующие термины и определения:

образование - обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося (подп.1.6);

образовательная деятельность - деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) (подп.1.7);

обучение - целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей (подп.1.12);

образовательный процесс - обучение и воспитание, организованные учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ (подп.1.9);

получение образования - освоение содержания образовательной программы и в случаях, предусмотренных Кодексом, подтвержденное документом об образовании или документом об обучении (подп.1.15);

ступень образования - завершенный этап обучения и воспитания на одном из уровней основного образования (подп.1.17).

Исходя из вышеизложенных определений деятельностью в сфере образования будет непосредственно деятельность, связанная с осуществлением образовательного процесса.

Более того, пп.1, 2 ст.59, пп.1, 2 ст.77 Кодекса об образовании прямо предусмотрено, что образовательные отношения возникают на основании соответствующих договоров, предметом которых является непосредственно получение послевузовского, высшего, среднего специального, профессионально-технического образования, в том числе на условиях целевой подготовки, дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов.

Учреждение образования в соответствии с законодательством среди прочего имеет право (подп.2.1, 2.3 п.2 ст.20 Кодекса об образовании):

• осуществлять образовательную деятельность;

• осуществлять приносящую доходы деятельность.

При этом учреждение образования обязано обеспечивать создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи, проживания (при необходимости) обучающихся (подп.4.9 п.4 ст.20 Кодекса об образовании).

Обеспечение питанием и местами для проживания в общежитиях является мерой социальной защиты обучающихся (подп.1.2, 1.6 п.1 ст.38 Кодекса об образовании).

Организация питания обучающихся осуществляется в соответствии с законодательством юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения, либо учреждениями образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Обучающиеся обеспечиваются питанием за счет собственных средств, средств законных представителей несовершеннолетних обучающихся, средств республиканского и (или) местных бюджетов, иных источников в соответствии с законодательством.

В отношении организации проживания следует также отметить, что Кодексом об образовании предусмотрено обязательное предоставление мест в общежитиях, в то время как создание и осуществление организацией, являющейся учреждением образования, услуг гостиницы является самостоятельным видом деятельности, хоть и выполняющим вспомогательную функцию для целей образовательной деятельности, но не являющейся при этом непосредственно деятельностью в сфере образования.

Разграничивают и не отождествляют деятельность в сфере образования и иные нормативные правовые акты, например, ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85:

• деятельность в сфере образования относится к классу 85 «Образование»,

• деятельность кафе относится к классу 56 «Общественное питание»,

• предоставление услуг гостиницами и аналогичными местами для проживания относится к классу 55 «Услуги по временному проживанию».

На основании вышеизложенного учреждение образование имеет право на применение льготы по налогу на недвижимость в соответствии с подп.1.1 п.1 ст.186 НК только в отношении помещений, непосредственно задействованных в образовательном процессе, то есть в «сфере образования», и, соответственно, льгота по налогу на недвижимость, предусмотренная подп.1.1 п.1 ст.186 НК, в отношении помещений кафе и гостиницы не применяется.

Определение налоговой базы по налогу на недвижимость для многофункционального здания

Для целей определения налоговой базы по налогу на недвижимость согласно требованиям ст.187 НК и, соответственно, определения части здания (определения остаточной стоимости части здания), которое согласно подп.1.1 п.1 ст.186 НК будет освобождаться от налогообложения налогом на недвижимость, организации следует определить удельный вес площадей, которые задействованы в сфере образования, и площадей, которые задействованы при осуществлении услуг общественного питания (кафе) и услуг гостиницы в общей площади здания.

При этом для определения удельного веса организации следует использовать сопоставимые критерии для определения площади, наиболее обоснованным и экономически целесообразным из которых является критерий так называемой нормируемой площади.

При определении площадей зданий и изолированных помещений административного назначения определяются следующие площади (п.152 Инструкции об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утвержденной постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24.03.2015 № 11, далее - Инструкция № 11):

общая площадь общественного, административного и иных нежилых зданий (изолированных помещений) определяется как сумма площадей всех помещений, находящихся в здании (изолированном помещении), включая лестничные клетки, антресоли, переходы в другое здание, лоджии, веранды, галереи и балконы, открытые наружные галереи, террасы, эксплуатируемые кровли и тому подобное (подп.152.2.1);

нормируемая площадь общественного, административного здания (изолированного помещения) и иных нежилых зданий (за исключением производственных и складских зданий и сооружений) определяется как сумма площадей, имеющихся в здании (изолированном помещении), за исключением коридоров (кроме рекреационных коридоров и коридоров, предназначенных для отдыха и ожидания), тамбуров, переходов, лестничных клеток, лифтовых шахт, внутренних открытых лестниц, санузлов, наружных площадок (балконов, лоджий, террас и т. п.), а также помещений, предназначенных для размещения инженерного оборудования и инженерных сетей (подп.152.2.3).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 июля 2022 г. постановлением Госкомимущества от 01.12.2021 № 30 п.152 Инструкции № 11 изложен в новой редакции.

 

При этом установлено, что если в здании, изолированном помещении располагаются различные по назначению помещения (жилые, административные, производственные, складские и т. д.), то площади таких помещений определяются с учетом требований настоящей Инструкции и подлежат включению в соответствующую по назначению площадь и общую площадь здания, изолированного помещения (подп.152.3 п.152 Инструкции № 11).

По мнению автора, при определении «льготируемых» площадей помещения администрации, бухгалтерии и учебно-методического отдела, несмотря на то, что работники данных подразделений могут быть частично задействованы и в деятельности кафе и гостиницы (например, работники бухгалтерии, ведущие бухгалтерский учет всех видов деятельности учреждения образования, руководящий состав, который занимается одновременно и решением вопросов, связанных с образовательным процессом, и решением вопросов в иных сферах), следует учитывать в полном объеме для определения удельного веса и включения в «нормируемую» площадь помещений, которые согласно подп.1.1 п.1 ст.186 НК будут освобождаться от налогообложения налогом на недвижимость как «части зданий, используемых в сфере образования».

Включение вышеуказанных площадей в «льготируемую» площадь обусловлено тем, что льгота, предусмотренная подп.1.1 п.1 ст.186 НК, связана с использованием таких помещений в сфере образования, а не с определением структуры работников, которые частично задействованы со всех видах деятельности учреждения образования, либо определением количества часов, которое они занимаются соответствующими видами деятельности, то есть такие помещения будут являться «используемыми в сфере образования» в том числе и в случае, когда в них работают сотрудники, часть должностных обязанностей которых наряду с участием в сфере образовательного процесса составляют функции, связанные с деятельностью кафе и гостиницы.

 

12.07.2017

 

Виктор Статкевич, аудитор