Пособие от 31.01.2011
Автор: Шкирман С.

Либерализация условий осуществления экономической деятельности в 2010 году и в начале 2011 года


 

Материал помещен в архив

 

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2010 ГОДУ И В НАЧАЛЕ 2011 ГОДА

Начатые в 2009 г. изменения в законодательстве, направленные на либерализацию условий осуществления экономической деятельности, в 2010 г. были продолжены.

На протяжении 2010 г. План первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности, утвержденный Премьер-министром РБ 01.12.2008 № 39/204, - это основной документ, которым руководствовались органы государственного управления в процессе принятия решений, призванных создать благоприятные условия для предпринимательской деятельности.

В 2011 г. главным документом, на концептуальном уровне изложившим основные направления дальнейшей либерализации условий осуществления хозяйственной деятельности, стала Директива Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее - Директива № 4).

Рассмотрим, какие наиболее значимые изменения, направленные на либерализацию экономических условий хозяйствования, произошли в белорусском законодательстве на протяжении 2010 г. и в начале 2011 г.

1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

1.1. Определение состава затрат, включаемых в плановую себестоимость

* Постановление Минэкономики РБ, Минфина РБ, Минтруда и соцзащиты РБ от 20.10.2010 № 145/114/149 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».

Наряду с иными документами признано утратившим силу постановление Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151, которым были утверждены Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) (далее - Основные положения).

Отмена Основных положений осуществлена в рамках программы по сближению национального законодательства с международными стандартами финансовой отчетности.

На сегодняшний день состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определяется субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно исходя из специфики осуществляемой ими хозяйственной деятельности.

Для обеспечения методологической помощи субъектам хозяйствования в вопросах включения в себестоимость продукции (работ, услуг) тех или иных затрат в настоящее время в министерствах и ведомствах идет разработка отраслевых методических рекомендации по формированию состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), по планированию, учету и калькулированию этой себестоимости.

* Постановление Минэкономики РБ от 01.12.2010 № 179 «О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183».

В связи с признанием утратившими силу Основных положений закреплена норма о том, что состав включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат определяется субъектом предпринимательской деятельности самостоятельно, если иное не установлено законодательством.

Кроме того, отменены ограничения в определении стоимости материалов, запасных частей, узлов, агрегатов, фурнитуры, используемых при оказании услуг (выполнении работ) населению и аналогичных услуг (работ) субъектам предпринимательской деятельности. Теперь эта стоимость определяется исходя из конъюнктуры рынка и включается в тарифы на услуги (работы) или оплачивается заказчиками отдельно.

1.2. Формирование отпускных цен с учетом конъюнктуры рынка

* Указ Президента РБ от 01.03.2010 № 127 «О внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285».

Из перечня товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом, исключена продукция торговых объектов общественного питания наценочных категорий люкс, высшая, первая.

Таким образом, с 11 марта 2010 г. (дата вступления в силу данного Указа № 127) наценки в названных торговых объектах общественного питания устанавливаются с учетом конъюнктуры рынка, т.е. на продукцию их собственного производства и покупные товары, реализуемые в розлив и порционно, формируются свободные цены. Инструкции о порядке формирования и применения цен, утверждаемые облисполкомами, Мингорисполкомом, могут не применяться, так как объекты общественного питания указанных наценочных категорий вправе самостоятельно определять порядок формирования и уровень продажных цен. Это разъяснено совместным письмом Минэкономики РБ от 15.05.2010 № 12-05-10/2855 и Минторга РБ от 14.05.2010 № 12-02-05/588к «О формировании цен в объектах общественного питания наценочных категорий люкс, высшая и первая».

* Постановление Минэкономики РБ от 30.12.2010 № 196 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183».

Данным постановлением, вступившим в силу с 1 февраля 2011 г., внесены многочисленные изменения в Инструкцию о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденную постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (далее - Инструкция № 183). Эти изменения направлены на обеспечение заявленного в Директиве № 4 перехода к рыночным механизмам ценообразования и невмешательства органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности.

В частности, отменено ограничение 5 % оптовой надбавки в отношении товаров, реализуемых транзитом. При этом из Инструкции № 183 исключено само определение транзита.

Отменено ограничение отпускных цен на товары (в т.ч. на закупаемую сельскохозяйственную продукцию) надбавкой в размере 20 %. Исключение составляют лишь социально значимые товары, перечисленные в приложении 1 к Инструкции № 183.

Также отменена норма, ограничивающая 30 % размер торговой надбавки, применяемой импортерами в отношении товаров иностранного происхождения. Ограничение торговой надбавки сохранено лишь в отношении товаров (большей частью продовольственных), названных в приложении 1 к Инструкции № 183.

Из Инструкции № 183 исключен п.34, регулирующий порядок формирования цен на продукцию общественного питания и на покупные продовольственные товары, реализуемые в объектах общественного питания без кулинарной обработки.

Упрощен порядок предоставления скидок. Так, комментируемое постановление отменяет обязательное указание в положении о применении скидок их фиксированных размеров и конкретных условий предоставления.

Применительно к организациям розничной торговли также отменяется фиксация в положении о скидках условий их предоставления (например, в зависимости от количества и суммы приобретаемых товаров, времени их приобретения и т.д.) и конкретных размеров скидок. При этом снижение розничных цен разрешено осуществлять не только за счет уменьшения торговой надбавки.

* Директива № 4.

В сфере ценообразования Директивой № 4, в числе прочего, предусмотрены:

исключение вмешательства органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности;

отмена обязательного составления экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) (в ближайшее время следует ожидать принятия соответствующего нормативного правового акта).

1.3. Отмена фиксированных цен на цемент

* Постановление Минэкономики РБ от 31.08.2010 № 133 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».

С 16 сентября 2010 г. отменено действие прейскуранта розничных цен на цемент, утвержденного постановлением Минэкономики РБ от 05.06.2007 № 112, и обязательного к применению всеми субъектами хозяйствования, реализующими в розницу цемент белорусского производства.

С указанной даты формирование и утверждение розничных цен на цемент осуществляется в общем порядке согласно Инструкции № 183.

2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

2.1. Налог с продаж товаров в розничной торговле

* Закон РБ от 29.12.2009 № 72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» (далее - Закон № 72-З).

В 2010 г. (в отличие от 2009 г.) налог с продаж товаров в розничной торговле не исчислялся, так как был отменен путем его невключения в ст.9 Общей части Налогового кодекса РБ (далее - НК), вступившую в силу с 1 января 2010 г. (см. п.5 ст.4 Закона № 72-З).

2.2. Налог на услуги

* Закон РБ от 15.10.2010 № 174-З «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее - Закон № 174-З).

Пунктом 153 ст.1 Закона № 174-З с 1 января 2011 г. налог на услуги отменен путем исключения из Особенной части НК главы 29, регулировавшей порядок исчисления и уплаты этого налога.

2.3. Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки

* Особенная часть НК.

С 1 января 2010 г. данный сбор отменен (путем его невключения в Особенную часть НК, вступившую в силу с указанной даты).

2.4. Налог на добавленную стоимость

* Закон № 174-З.

Пункт 69 ст.1 Закона № 174-З.

С 1 января 2011 г. плательщикам налога на добавленную стоимость предоставлено право выбирать продолжительность отчетного периода по этому налогу (календарный месяц или календарный квартал), причем вне зависимости от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов. В 2010 г. такое право предоставлялось лишь плательщикам, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, исчисленная нарастающим итогом с начала календарного года, не превышала 3 815 000 000 бел.руб.

Отменены авансовые платежи, которые ранее следовало уплачивать в течение месяца в случае, если сумма НДС превышала определенное пороговое значение.

Пункт 64 ст.1 Закона № 174-З.

С 1 января 2011 г. ставка НДС в отношении сахара белого снижена с 24 до 10 %.

Пункт 68 ст.1 Закона № 174-З.

Плательщикам предоставляется право принимать к вычету без ограничений «входной» НДС, уплаченный при приобретении инвестиционных товаров.

Кроме того, плательщикам предоставляется право при осуществлении инвестиционных расходов принимать к вычету равными долями в течение календарного года (в размере 1/12 ежемесячно или 1/4 ежеквартально) суммы «входного» НДС, оставшиеся после вычета «входного» НДС в пределах сумм НДС, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

* Директива № 4.

Предусмотрено предоставление права микроорганизациям, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее - УСН, упрощенная система) с уплатой НДС, вести упрощенный учет уплаты этого налога без обязательного ведения бухгалтерского учета. Для реализации данного предписания Директивы № 4 должен быть принят соответствующий нормативный правовой акт.

2.5. Акцизы

* Закон № 174-З.

Пунктом 82 ст.1 Закона № 174-З с 1 января 2011 г. отменены авансовые платежи по акцизам, которые ранее следовало уплачивать в течение месяца, если сумма акцизов превышала определенное пороговое значение.

2.6. Налог на прибыль

* Особенная часть НК.

С 1 января 2010 г. плательщикам предоставлено право выбирать продолжительность отчетного периода по налогу на прибыль (календарный месяц или календарный квартал). Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль представлялась в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения (ст.143).

* Закон № 174-З.

С 1 января 2011 г. налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль представляется плательщиками в налоговые органы один раз в год - не позднее 20 марта года, следующего за отчетным. В течение года уплата налога на прибыль осуществляется текущими платежами по срокам не позднее 22 марта, 22 июня, 22 сентября и 22 декабря, а начиная с налогового периода 2012 г. - не позднее 22 апреля, 22 июля и 22 октября текущего налогового периода, 22 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, в размере 1/4 суммы налога по итогам налогового периода (каковым является календарный год), непосредственно предшествовавшего текущему налоговому периоду (п.98 ст.1).

С 1 января 2011 г. льгота по налогу на прибыль предоставляется без увязки с использованием амортизационного фонда. При этом размер льготы ограничен 50 % валовой прибыли (п.95 ст.1).

2.7. Перечисление в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ

* Указ Президента РБ от 01.09.2010 № 449 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. № 637».

С 1 октября 2010 г. установлена ежеквартальная (вместо ранее действовавшей ежемесячной) периодичность уплаты в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ.

2.8. Сбор на развитие территорий

* Закон № 174-З.

Пунктом 153 ст.1 Закона № 174-З с 1 января 2011 г. сбор на развитие территорий отменен (глава 31 Особенной части НК, регулировавшая порядок исчисления и уплаты этого сбора, исключена).

2.9. Подоходный налог

* Закон № 174-З.

С 1 января 2011 г. увеличены размеры стандартных налоговых вычетов (см. п.114 ст.1 Закона № 174-З).

Так, при получении дохода в сумме, не превышающей 1 766 000 бел.руб. в месяц, применяется стандартный налоговый вычет в размере 292 000 бел.руб. в месяц (в 2010 г. этот стандартный налоговый вычет составлял 270 000 бел.руб. в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 1 635 000 бел.руб. в месяц).

Стандартный налоговый вычет на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца увеличен с 75 000 до 81 000 бел.руб. в месяц. Размер стандартного налогового вычета, предоставляемого родителям, имеющим 3 и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, увеличен со 150 000 до 162 000 бел.руб. на каждого ребенка в месяц.

Для отдельных категорий плательщиков (физических лиц, заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 гг. в зоне эвакуации (отчуждения) или занятых в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, Героев Социалистического Труда, Героев Советского Союза, Героев Беларуси, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, Отечества, участников Великой Отечественной войны, инвалидов I и II группы независимо от причин инвалидности, инвалидов с детства, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет) стандартный налоговый вычет увеличен с 380 000 до 410 000 бел.руб.

2.10. Налог при упрощенной системе налогообложения

Постепенно расширяется круг субъектов предпринимательской деятельности, которые вправе претендовать на использование упрощенной системы благодаря увеличению размера валовой выручки, установленного в качестве критерия для применения УСН.

* Особенная часть НК.

В 2010 г. применять упрощенную систему вправе организации и индивидуальные предприниматели, у которых валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года не превысит 3 815 000 000 бел.руб. (в 2009 г. этот критерий составлял 3 500 000 000 бел.руб.) (п.1 ст.286, в редакции от 29.12.2009).

* Закон № 174-З.

В 2011 г. критерий валовой выручки снова увеличен до 4 120 200 000 бел.руб. (п.167 ст.1).

* Директива № 4.

В числе мер по совершенствованию упрощенной системы Директивой № 4 уже на 2011 г. предусмотрено нормативное закрепление увеличения размера валовой выручки, при котором допускается применение УСН, до 12 млрд.бел.руб. нарастающим итогом в течение календарного года. В последующие годы предписано регулярно пересматривать предельные размеры выручки.

2.11. Налог на приобретение автотранспортных средств

* Закон № 72-З.

С 1 января 2010 г. данный налог отменен (путем его невключения в Особенную часть НК, вступившую в силу с указанной даты) (см. п.9 ст.5 Закона № 72-З).

2.12. Платежи по экологическому налогу

* Закон № 174-З.

С 1 января 2011 г. отменены следующие платежи по экологическому налогу (п.146 ст.1):

за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;

за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 % и более летучих органических соединений.

2.13. Формирование инновационных фондов

* Директива № 4.

Предписано формировать инновационные фонды исключительно за счет отчислений организаций, находящихся в подчинении (входящих в состав, имеющих долю государственной собственности в уставных фондах) государственных органов и государственных организаций, подчиненных Правительству РБ.

* Письмо Минстройархитектуры РБ от 11.01.2011 № 11-2-23/39 «Об отчислениях в инновационный фонд Минстройархитектуры в 2011 году».

Во исполнение предписания Директивы № 4 письмо, адресованное руководителям организаций частной формы собственности без доли государства в уставных фондах, содержит следующее указание: «С 1 января 2011 г. негосударственные юридические лица, акции (доли в уставном фонде) которых не находятся в собственности Республики Беларусь (ее административно-территориальных единиц), не являются плательщиками отчислений в инновационные фонды».

3. ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, НЕ ЗАВЕРШЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ И НЕУСТАНОВЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

* Указ Президента РБ от 30.09.2010 № 512 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 20 октября 2006 г. № 622».

Данный Указ отменил подп.1.4 п.1 Указа Президента РБ от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования». Тем самым сняты ограничения в выборе методов переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования. А именно, субъектам предпринимательской деятельности предоставлена возможность выбора одного из трех методов переоценки (прямой оценки, пересчета валютной стоимости либо индексного) для достижения наиболее достоверного результата при определении реальной стоимости переоцениваемых объектов.

Документ вступил в силу с 1 января 2011 г.

4. НАЧИСЛЕНИЕ АМОРТИЗАЦИИ

* Постановление Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минстройархитектуры РБ от 30.09.2010 № 141/106/28 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов».

С 1 января 2011 г. отменяется индексация амортизации, а также формирование и использование амортизационных фондов.

Введен термин «амортизационная ликвидационная стоимость». Эта стоимость может быть рассчитана организацией по объектам, вводимым в эксплуатацию с 1 января 2011 г., и пересматривается организацией самостоятельно по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

5. НОРМИРОВАНИЕ РАСХОДОВ

* Постановление Совета Министров РБ от 12.05.2010 № 702 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам налогообложения».

Признаны утратившими силу постановление Совета Министров РБ от 03.05.1999 № 638 «О расходах на содержание служебного легкового автотранспорта» и подп.1.2 п.1 постановления Совета Министров РБ от 07.06.2001 № 851 «Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей».

В результате с 20 мая 2010 г. (дата вступления в силу рассматриваемого постановления № 702) в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, разрешено включать расходы на содержание служебного или используемого для служебных поездок личного легкового автотранспорта без ограничений количества единиц транспорта.

С этой же даты исключается нормирование расходов на содержание специальных легковых автомобилей, поскольку отменен установленный для них лимит пробега в размере не более 2 000 км в месяц.

* Указ Президента РБ от 27.09.2010 № 495 «О некоторых вопросах расходов на представительские цели».

С 1 ноября 2010 г. отменено нормирование расходов организаций и индивидуальных предпринимателей на представительские цели по приему иностранных делегаций и сопровождающих их лиц (проживание, питание, культурные мероприятия, бытовые услуги, услуги переводчика, транспортные услуги), организации проведения собраний, конференций, семинаров, коллегий, советов, совещаний. С указанной даты эти расходы включаются в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, в полном объеме (при соответствующем документальном их подтверждении).

Указ Президента РБ от 15.06.2006 № 398 «Об утверждении норм расходов на представительские цели» признан утратившим силу.

6. ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ

* Директива № 4.

Подпункт 5.6 п.5 Директивы № 4 предписывает обеспечить приостановление привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст.23.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), за нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкций и других первичных учетных документов до вступления в силу закона о внесении соответствующих изменений в КоАП и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Подпунктом 4.6 п.4 Директивы № 4 также предусмотрено обеспечить существенное сокращение перечня обязательных для применения первичных учетных документов и количества реквизитов в них. Во исполнение данного предписания Совет Министров РБ разработал проект указа Президента РБ, предусматривающий сокращение количества обязательных к применению первичных учетных документов до 10 форм.

7. ПРИМЕНЕНИЕ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ РАБОТНИКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

* Постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60 «Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и их отдельных положений».

Постановлением утверждена Инструкция о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - Инструкция № 60), которая вступила в силу с 1 июня 2010 г.

Инструкция № 60 предоставила нанимателям больше самостоятельности, прав и возможностей при решении вопросов дифференциации и регулирования тарифной части заработной платы работников.

Нормы Инструкции № 60 являются обязательными для коммерческих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их уставном фонде 50 % и более.

Для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, с долей собственности государства менее 50 % в их уставных фондах (в т.ч. коммерческих организаций без доли государства в их уставных фондах) и индивидуальных предпринимателей, использующих труд наемных работников, Инструкция № 60 носит рекомендательный характер.

С 1 июня 2010 г. частные организации вправе самостоятельно определять порядок формирования на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее - ЕТС) тарифных ставок и должностных окладов работников. При этом если такие организации принимают решение формировать их в соответствии с Инструкцией № 60, то все ее нормы становятся для них обязательными.

Если же частная организация приняла решение устанавливать порядок формирования тарифных ставок и должностных окладов самостоятельно, предусмотрев его в локальном нормативном правовом акте, то нормы Инструкции № 60 для нее не являются обязательными и не могут служить основанием для формирования тарифных ставок и должностных окладов работников.

* Постановление Совета Министров РБ от 06.09.2010 № 1285 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Беларусь и их структурных элементов» (далее - постановление № 1285).

Постановление № 1285, вступившее в силу с 1 сентября 2010 г., расширило права собственника имущества и нанимателя при формировании условий оплаты труда руководителей и работников организаций, снизило административный контроль за заработной платой, упростило порядок начисления и выплаты премий должностным лицам коммерческих организаций.

В частности, постановлением № 1285 внесены изменения в постановление Совета Министров РБ от 27.12.2004 № 1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций» (далее - постановление № 1651), которым был утвержден базовый предельный норматив тарифной ставки 1-го разряда для коммерческих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, а также установлены дифференцированные коэффициенты к названному предельному нормативу в зависимости от основного вида экономической деятельности организации (в пределах от 1 до 1,5). Согласно изменениям, внесенным постановлением № 1285, теперь предельный норматив и дифференцированные коэффициенты распространяются лишь на организации, включенные в Государственный реестр субъектов естественных монополий.

Кроме того, из постановления № 1651 исключена норма о том, что в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении коммерческими организациями, независимо от форм собственности (кроме организаций с иностранными инвестициями) включаются выплаты по сдельным расценкам с учетом выполнения норм труда не более чем на 200 %.

Изменение претерпело и постановление Совета Министров РБ от 27.04.2006 № 555 (далее - постановление № 555), предусматривающее при премировании руководителей (их заместителей) и главных специалистов коммерческих организаций, имеющих по итогам предыдущего года убыток от реализации продукции, товаров (работ, услуг), по итогам работы за квартал резервировать 30 % начисленной премии, которая выплачивается при условии отсутствия роста убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) в текущем году. Теперь постановление № 555 дополнено нормой о том, что премирование руководителей (их заместителей) и главных специалистов во 2-м полугодии текущего года может осуществляться без резервирования начисленной премии, если по результатам работы организации за 1-е полугодие получена прибыль от реализации продукции, товаров (работ, услуг).

* Директива № 4.

Пунктом 7 Директивы № 4 в сфере регулирования рынка труда предписано:

придать рекомендательный характер применению ЕТС (в 2011 г. следует ожидать принятия соответствующего нормативного правового акта);

расширить права нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности.

8. НАЛИЧНОЕ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

* Постановление Минфина РБ от 29.03.2010 № 36 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь».

С 1 июля 2010 г. утратило силу постановление Минфина РБ от 19.04.2001 № 43 «Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации», которым были утверждены формы кассовых книг КО-4 и КО-4в.

Таким образом, с 1 июля 2010 г. субъекты предпринимательской деятельности ведут кассовые книги в произвольной форме.

* Постановление Правления Нацбанка РБ от 12.10.2010 № 428 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты по вопросам организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь».

Внесены изменения в Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Правления Нацбанка РБ от 24.08.2007 № 166. В частности, для юридических лиц, их обособленных подразделений отменена необходимость получения разрешения обслуживающего банка на расходование наличных денежных средств из выручки.

Изменения внесены и в Инструкцию о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденную постановлением Правления Нацбанка РБ от 17.01.2008 № 4. Теперь расчеты наличными денежными средствами могут осуществляться без разрешения обслуживающего банка на сумму не более 300 базовых величин (или 10 500 000 бел.руб.) на протяжении 1 дня. При этом количество субъектов хозяйствования, с которыми осуществляются расчеты наличными деньгами в общей сумме не более 300 базовых величин на протяжении 1 дня, не ограничивается.

Рассматриваемое постановление № 428 вступило в силу с 11 ноября 2010 г.

* Директива № 4.

Подпунктом 4.9 п.4 Директивы № 4 предусмотрена отмена требования по обязательной сдаче субъектами предпринимательской деятельности наличной выручки в банк, согласованию лимитов остатка в кассе, а для субъектов малого предпринимательства - также и по целевому использованию наличной выручки (следует ожидать принятия соответствующих нормативных правовых актов).

9. НАЗНАЧЕНИЕ И ВЫПЛАТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ

* Закон РБ от 16.11.2010 № 191-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

Согласно изменениям, внесенным в ст.13 Закона РБ от 30.10.1992 № 1898-XII «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», с 12 декабря 2010 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается в размере не 80, а 100 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.

Кроме того, с 1 января 2011 г. предусмотренные ст.27 данного Закона № 1898-XII государственные пособия лицам, работающим в коммерческих организациях со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно, а также у индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, назначаются комиссиями, создаваемыми местными исполнительными и распорядительными органами, и выплачиваются органами по труду, занятости и социальной защите, а не нанимателями.

10. ПРОДВИЖЕНИЕ БЕЛОРУССКИХ ТОВАРОВ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК

* Указ Президента РБ от 22.06.2010 № 317 «О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2009 г. № 477».

Меры по упрощению условий деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию за пределами Республики Беларусь товаров отечественного производства, предусмотренные Указом Президента РБ от 25.09.2009 № 477 «О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. № 194» (далее - Указ № 477) в качестве временных со сроком действия до 1 июля 2010 г., рассматриваемый Указ № 317 распространил на бессрочный период времени.

Напомним, что на основании Указа № 477 индивидуальные предприниматели вправе осуществлять вывоз с территории Республики Беларусь и реализацию за ее пределы товаров, произведенных на территории Республики Беларусь и приобретенных у белорусских организаций-изготовителей этих товаров либо у торговых организаций, осуществляющих оптовую торговлю ими (далее - деятельность, связанная с реализацией товаров за пределами Республики Беларусь).

За осуществление деятельности, связанной с реализацией товаров за пределами Республики Беларусь, взимается единый торговый сбор в сумме 35 000 бел.руб. за каждый календарный месяц, в котором осуществляется приобретение товаров в целях их вывоза за пределы Республики Беларусь. Единый торговый сбор уплачивается до приобретения указанных товаров.

Плательщики единого торгового сбора в части доходов, полученных от деятельности, связанной с реализацией товаров за пределами Республики Беларусь, освобождаются от уплаты подоходного налога, налога при упрощенной системе, налога на добавленную стоимость, местных налогов и сборов.

При декларировании доходов, полученных от деятельности, связанной с реализацией товаров за пределами Республики Беларусь, в размерах, превышающих 100-кратный размер единого торгового сбора за соответствующий период, дополнительно уплачивается сбор в размере 10 % от суммы такого превышения. Уплата дополнительного сбора производится в месячный срок со дня вручения физическому лицу налоговым органом соответствующего налогового сообщения.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с реализацией товаров за пределами Республики Беларусь:

1) вправе осуществлять автомобильную перевозку товаров, произведенных на территории Республики Беларусь и приобретенных у белорусских организаций-изготовителей этих товаров либо у торговых организаций, осуществляющих оптовую торговлю ими, в целях их розничной и (или) оптовой реализации за пределами Республики Беларусь без получения соответствующего специального разрешения (лицензии) при условии, что данная перевозка осуществляется на автомобиле, предназначенном для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа или полуприцепа, не превышает 3,5 т;

2) освобождаются от обязательного зачисления на соответствующие счета в банках Республики Беларусь наличной иностранной валюты, полученной от реализации товаров за пределами Республики Беларусь.

* Указ Президента РБ от 27.09.2010 № 497 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 466».

Данный Указ продлил на год (по 2011 г. включительно) предусмотренный Указом Президента РБ от 24.09.2009 № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь» порядок компенсации из республиканского бюджета части процентов по кредитам, выдаваемым банками - нерезидентами Республики Беларусь на срок не более 5 лет и используемыми кредитополучателями - нерезидентами Республики Беларусь для приобретения в государствах, с которыми у Республики Беларусь отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, товаров, произведенных в Республике Беларусь.

Перечень организаций и товаров, производимых в Республике Беларусь, на приобретение которых в государствах, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, выдаются банковские кредиты, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 01.10.2009 № 1274.

11. УПРОЩЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ

* Постановление Совета Министров РБ от 21.06.2010 № 944 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. № 549».

С 29 июля 2010 г. (дата вступления в силу рассматриваемого постановления) представление статистической декларации и периодической статистической декларации в виде электронного документа с использованием программных и технических средств, обеспечивающих взаимодействие с информационными системами таможенных органов РБ при обмене электронными документами, допускается не только экспортерами (импортерами), которым присвоен статус «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности», а любыми экспортерами (импортерами), грузоотправителями (грузополучателями) либо по их поручению таможенным агентом (представителем).

Также данным документом предусмотрено, что по усмотрению экспортера (импортера), грузоотправителя (грузополучателя) статистическая декларация (периодическая статистическая декларация) может быть представлена в установленном порядке в отношении отгрузки (отгрузок), поступления (поступлений) товаров, стоимость (общая стоимость) которых составляет менее 1 000 евро, а не только в случаях, когда стоимость (общая стоимость) товаров составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более.

Не требуется представления периодической статистической декларации, если в данном отчетном месяце в отношении всех отгрузок (поступлений) товаров были оформлены статистические декларации.

* Постановление Госстандарта РБ от 03.11.2010 № 66 «О внесении изменений и дополнений в постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 60».

С 1 января 2011 г. вступила в силу новая редакция перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденная рассматриваемым постановлением (далее - Перечень № 66). В связи с этим с указанной даты вместо обязательной сертификации осуществляется обязательное декларирование соответствия по следующим наименованиям продукции: телефоны всех типов (в т.ч. мобильные телефоны для сотовых сетей в комплекте с зарядными устройствами); консервированные продукты из рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных; пресервы из рыбы; икра; кофе; чай и чайные напитки; сахар; сигареты из табака, папиросы.

В сравнении с ранее действовавшим перечнем продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 16.12.2008 № 60, новый Перечень № 66 не содержит ветеринарные препараты для продуктивных сельскохозяйственных животных, ферментные препараты для производства этилового спирта из пищевого сырья.

В числе новшеств можно назвать и то, что с 1 января 2011 г. обязательному подтверждению соответствия не подлежит продукция, предназначенная для реализации в Республике Беларусь инвестиционных проектов строительства (реконструкции, модернизации, технического перевооружения) промышленных объектов с привлечением иностранных инвестиций.

12. НОВЫЕ СТАНДАРТЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКЕ

С 1 января 2011 г. в Республике Беларусь завершается переход на общегосударственный классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД), разработанный на базе классификации видов экономической деятельности Европейского союза с введением дополнительного уровня классификации, учитывающего особенности белорусской экономики (утвержден постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65).

До 1 января 2011 г. официальная статистическая информация в отраслевом разрезе формировалась с использованием общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), который уже не может адекватно отражать структуру современной экономики страны и не обеспечивает сопоставимость со структурой экономики других стран.

Применение ОКЭД не только обеспечит сопоставимость статистической информации на международном уровне, но также будет способствовать интеграции Республики Беларусь в мировое экономическое пространство.

13. ИНВЕСТИЦИИ

* Декрет Президента РБ от 13.09.2010 № 7 «О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты Президента Республики Беларусь по вопросам взимания косвенных налогов в таможенном союзе».

В связи со вступлением в силу с 1 июля 2010 г. Таможенного кодекса таможенного союза указанный Декрет освободил инвестора и (или) организацию, созданную в Республике Беларусь этим инвестором (либо с его участием), после заключения инвестиционного договора и его регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь при реализации инвестиционного проекта от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией данного инвестиционного проекта.

Рассматриваемый Декрет вступил в силу с 15 сентября 2010 г., но распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 июля 2010 г.

14. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

* Указ Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Указом с 1 января 2011 г. отменено лицензирование 16 видов деятельности.

В частности, с указанной даты не подлежат лицензированию:

розничная торговля и общественное питание (лицензирование сохранено лишь в случае осуществления розничной торговли отдельными видами товаров: изделиями из драгоценных металлов, драгоценными камнями, нефтепродуктами, алкогольными напитками, табачными изделиями, ветеринарными препаратами, лекарственными средствами, наркотическими средствами, психотропными веществами);

распространение правовой информации;

туристическая деятельность;

деятельность по переработке, консервированию рыбы и морепродуктов.

Кроме того, сокращено 60 позиций перечня работ и услуг в тех видах деятельности, лицензирование которых сохраняется.

Например, применительно к деятельности в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта из перечня работ и услуг, составляющих этот вид деятельности, исключено 5 позиций: выполнение перевозок пассажиров и грузов внутренним водным и морским транспортом и внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов; выполнение внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров для собственных нужд; выполнение международных автомобильных перевозок грузов с использованием автомобиля, предназначенного для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа (полуприцепа), не превышает 3,5 т.

С 1 января 2011 г. подлежит лицензированию 37 видов деятельности.

Сокращены сроки рассмотрения заявлений о выдаче лицензии и внесения в нее изменений (с 1 месяца до 15 рабочих дней со дня приема документов).

Срок действия лицензий по многим видам деятельности увеличен с 5 до 10 лет.

15. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ - ПО УВЕДОМИТЕЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ

* Указ Президента РБ от 19.10.2010 № 542 «О проведении культурно-зрелищных мероприятий».

С 1 января 2011 г. в Республике Беларусь вместо разрешительного принципа вводится уведомительный принцип организации культурно-зрелищных мероприятий.

Так, п.5 Положения о проведении культурно-зрелищных мероприятий, утвержденного названным Указом, предусмотрено, что организатор культурно-зрелищного мероприятия обязан не позднее чем за 5 рабочих дней до намеченного дня его проведения письменно уведомить управление культуры облисполкома, Минского горисполкома по месту предполагаемого проведения мероприятия о планируемом мероприятии с приложением его программы.

Уведомление не требуется в случаях, когда организатором мероприятия является:

государственная театрально-зрелищная организация, государственная организация кинематографии, государственная организация культуры, если данное мероприятие проводится на сценической площадке, находящейся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении такой организации либо арендуемой ею на срок не менее полугода;

иная организация, если данное мероприятие проводится на сценической площадке, находящейся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении такой организации либо арендуемой ею на срок не менее полугода, с участием исполнителей и (или) коллективов художественного творчества, созданных такой организацией или состоящих в ее штате.

16. ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

* Закон РБ от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства».

Определен круг субъектов малого и среднего предпринимательства.

К субъектам малого предпринимательства отнесены индивидуальные предприниматели и коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства отнесены коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Вышеназванный Закон, вступивший в силу с 15 января 2011 г., определяет направления и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

17. СДАЧА В АРЕНДУ И ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА

* Указ Президента РБ от 05.11.2010 № 569 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 148 и от 23 октября 2009 г. № 518».

Указ направлен на совершенствование арендных отношений.

В числе важнейших изменений - исключение применения повышающего коэффициента 3 к площадям, арендуемым для размещения руководителя, иных органов управления юридического лица либо его обособленных подразделений.

Также предусмотрена возможность заключения на новый срок договоров аренды зданий и изолированных помещений, находящихся в республиканской собственности, без проведения аукциона, если арендатор надлежащим образом исполнял свои обязанности по ранее заключенному договору аренды.

Документ вступает в силу с 13 февраля 2011 г.

* Постановление Совета Министров РБ от 02.11.2010 № 1615 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 462».

В Положении о порядке организации и проведения аукционов по продаже объектов государственной собственности, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 26.03.2008 № 462, предусмотрено участие в аукционе по продаже находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, незавершенных законсервированных капитальных строений, консолидированных участников, а именно индивидуальных предпринимателей и (или) микроорганизаций, выступающих на торгах в качестве единого покупателя.

Для участия в аукционе в качестве консолидированного участника эти индивидуальные предприниматели и (или) микроорганизации обязаны заключить между собой договор о совместном участии в аукционе, в котором должны быть определены следующие существенные (обязательные) условия:

доля участия каждого индивидуального предпринимателя и (или) микроорганизации в приобретении предмета аукциона;

взаимные права и обязанности по участию в аукционе;

уполномоченное лицо, представляющее на аукционе стороны договора;

максимальный размер цены, которую уполномоченное лицо не вправе превышать при участии в торгах на аукционе.

Кроме того, договор должен содержать условие о том, что стороны несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с участием в аукционе, а также по договору купли-продажи недвижимого имущества, договору аренды земельного участка.

Рассматриваемое постановление вступило в силу с 15 января 2011 г.

* Директива № 4.

Пунктом 2 Директивы № 4 предусмотрено:

создать в течение 2011 г. единую информационную базу о неиспользуемом государственном имуществе, предназначенном для продажи и сдачи в аренду, и обеспечить к ней свободный и бесплатный доступ всем пользователям сети Интернет;

обеспечить по предложениям местных исполнительных и распорядительных органов отчуждение инвесторам (при реализации ими инвестиционных проектов) за 1 базовую величину находящихся в государственной собственности и не использовавшихся более 2 лет объектов недвижимости и не завершенных строительством объектов;

гарантировать необратимость приватизации государственного имущества при условии соблюдения субъектом приватизации требований законодательства.

18. УПРОЩЕНИЕ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПЕРЕДАЧИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ НЕКОТОРЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

* Указ Президента РБ от 24.12.2010 № 673 «О внесении дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 72».

Указ упростил процедуру передачи в государственную собственность инвесторами (заказчиками, застройщиками) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, завершенных строительством, но не зарегистрированных в установленном порядке в качестве объектов недвижимости.

С 1 апреля 2011 г. (дата вступления в силу Указа) передача таких объектов может осуществляться путем передачи в хозяйственное ведение (оперативное управление) непосредственно эксплуатационной организации на основании:

акта о передаче затрат, произведенных при создании объекта;

документов, подтверждающих завершение строительства передаваемого объекта и его соответствие проектно-сметной документации.

Эксплуатационная организация может обратиться за государственной регистрацией прав на безвозмездно переданный ей объект в соответствующую территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества.

При этом для целей налогообложения суммы затрат, произведенные при создании названных объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, безвозмездно принятые эксплуатационными организациями, Указом предусмотрено не включать в состав внереализационных доходов. Тогда как инвесторы (заказчики, застройщики) вправе в целях налогообложения уменьшить валовую прибыль, полученную от построенного ими объекта недвижимости (или его части), на названную сумму затрат, произведенную при создании рассматриваемого объекта инженерной и транспортной инфраструктуры.

19. ПОДГОТОВКА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

* Директива № 4.

Пункт 9 Директивы № 4, в частности, устанавливает:

в случае принятия нормативных правовых актов (подготовки соответствующих проектов), закрепляющих и (или) изменяющих условия ведения бизнеса, дата вступления в силу нового порядка должна устанавливаться исходя из разумных сроков, необходимых субъектам предпринимательской деятельности для подготовки к осуществлению деятельности в новых условиях (как правило, не ранее чем через 3 месяца со дня официального опубликования этих нормативных правовых актов). Исключение составляют случаи, когда такие нормативные правовые акты направлены на обеспечение экономической безопасности страны и (или) реализацию международных договоров Республики Беларусь, а также на улучшение правового положения субъектов предпринимательской деятельности;

не допускать придание обратной силы нормативным правовым актам, регулирующим предпринимательскую (хозяйственную, экономическую) деятельность. Исключением могут быть акты, смягчающие или отменяющие ответственность за правонарушения при осуществлении предпринимательской и иной деятельности или другим образом улучшающие условия такой деятельности.

20. КОНТРОЛЬНАЯ (НАДЗОРНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

* Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Документ установил единый порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь.

Впервые определен закрытый перечень всех контролирующих и надзорных органов, а также сфер их контроля (надзора). Органы, не включенные в перечень, проводить проверки субъектов хозяйствования не вправе.

С 1 января 2010 г. (дата вступления в силу Указа) контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:

- к высокой группе риска, - не чаще 1 раза в течение календарного года. Если по результатам плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, то следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через 2 года;

- к средней группе риска, - не чаще 1 раза в 3 года. Если по результатам плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через 5 лет;

- к низкой группе риска, - по мере необходимости, но не чаще 1 раза в 5 лет.

Такая периодичность назначения и проведения плановых проверок установлена п.7 Указа.

Указом утверждены критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок.

Ограничен период проведения проверок - не более чем за 3 года, предшествующих началу проверки (за исключением отдельных случаев, исчерпывающий перечень которых также определен Указом). Cрок проверки юридических лиц не может превышать 30 рабочих дней, а индивидуальных предпринимателей - 15 рабочих дней.

Введен запрет на проведение проверок вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования в течение 2 лет со дня их государственной регистрации (2-летний мораторий). В Указе приведен исчерпывающий перечень оснований, когда может быть назначена внеплановая проверка таких субъектов.

Координация всех плановых проверок возложена на Комитет государственного контроля РБ и его органы. В результате в течение 1 года к одному субъекту хозяйствования с плановой проверкой могут придти несколько контролирующих (надзорных) органов только в случае проведения совместной проверки.

Кроме того, на основании п.18 Указа административными правонарушениями не являются:

неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленных плательщиком, иным обязанным лицом сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);

неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшее причинение имущественного вреда, в т.ч. завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период;

использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин.

Приведенные положения применяются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при условии устранения нарушений и (или) возмещения проверяемым субъектом причиненного вреда государству или иным лицам в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки.

* Директива № 4.

В случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства судам, другим государственным органам и иным государственным организациям, должностным лицам подп.9.1 п.9 Директивы № 4 предписывает принимать решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан.

 

31.01.2011 г.

 

Сергей Шкирман, экономист

 

От редакции: С 1 марта 2011 г. Указ Президента РБ от 01.03.2010 № 127 «О внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285» на основании Указа Президента РБ от 25.02.2011 № 72 утратил силу.

С 14 апреля 2011 г. постановления Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов», от 30.12.2010 № 196 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183» и от 01.12.2010 № 179 «О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183» на основании постановления Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 46 утратили силу.

В Указ Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» на основании указов Президента РБ от 06.06.2011 № 228, от 30.08.2011 № 383 (с 7 декабря 2011 г.), от 14.06.2012 № 265, от 21.06.2012 № 284, от 01.07.2013 № 292 (с 1 июля 2013 г.), от 07.10.2013 № 456 и от 16.04.2013 № 196 (с 19 октября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

C 29 июня 2011 г. постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60 «Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и их отдельных положений» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 14.06.2011 № 43 утратило силу.

С 1 июля 2011 г. постановления Правления Нацбанка РБ от 24.08.2007 № 166 «Об утверждении Правил организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь» и от 12.10.2010 № 428 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты по вопросам организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь» на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 30.03.2011 № 112 утратили силу.

C 1 июля 2011 г. постановление Правления Нацбанка РБ от 17.01.2008 № 4 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь» на основании постановления Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107 утратило силу.

В постановление Госстандарта РБ от 16.12.2008 № 60 «Об утверждении перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь» на основании постановлений Госстандарта РБ от 10.03.2011 № 12 (с 1 июля 2011 г.), от 14.07.2011 № 46 (с 11 декабря 2011 г.), от 12.12.2011 № 89, от 04.06.2012 № 28 (с 26 июня 2012 г.), от 11.09.2012 № 57 (с 3 октября 2012 г.), от 13.04.2012 № 19 (с 1 января 2013 г.), от 11.03.2013 № 16 (с 31 марта 2013 г.) и от 16.07.2013 № 37 внесены изменения и дополнения.

В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 30.12.2010 № 225-З (с 12 июля 2011 г.) и от 12.07.2013 № 64-З внесены изменения и дополнения.

В постановление Совета Министров РБ от 26.03.2008 № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667» на основании постановлений Совета Министров РБ от 30.06.2011 № 886 (с 13 июля 2011 г.), от 30.12.2011 № 1782 (с 1 января 2012 г.), от 03.10.2012 № 905 (с 13 октября 2012 г.), от 08.01.2013 № 16 (с 18 января 2013 г.), от 12.07.2013 № 607 (с 18 июля 2013 г.) и от 20.08.2013 № 730 (с 1 сентября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

Подпункт 3.5 п.3 постановления Совета Министров РБ от 27.12.2004 № 1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций» на основании постановления Совета Министров РБ от 15.07.2011 № 956 утратил силу.

С 1 сентября 2011 г. в Общегосударственный классификатор ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65, на основании постановления Госстандарта РБ от 22.06.2011 № 35 внесены изменения.

В Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании законов РБ от 10.01.2011 № 241-З (с 31 января 2011 г.), от 13.12.2011 № 325-З (с 1 января 2012 г.), от 30.12.2011 № 330-З (с 1 января 2012 г.), от 04.01.2012 № 337-З (с 19 марта 2012 г.) и от 26.10.2012 № 431-З (с 1 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 № 194-З на основании законов РБ от 13.12.2011 № 325-З (с 1 января 2012 г.), от 25.11.2011 № 317-З (с 6 января 2012 г.), от 30.12.2011 № 334-З (с 6 апреля 2012 г.) и от 12.07.2013 № 64-З (с 28 августа 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В Указ Президента РБ от 24.09.2009 № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь» на основании указов Президента РБ от 16.01.2012 № 30 (с 24 января 2012 г.), от 16.01.2013 № 34 (с 18 января 2013 г.) и от 03.09.2013 № 392 (с 6 сентября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 1 апреля 2012 г. Указ Президента РБ от 05.11.2010 № 569 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 24.03.2005 № 148 и от 23.10.2009 № 518» на основании Указа Президента РБ от 29.03.2012 № 150 утратил силу.

С 29 августа 2012 г. постановление Совета Министров РБ от 07.06.2001 № 851 «Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей» на основании постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 776 утратило силу.

В Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» на основании Указа Президента РБ от 26.07.2012 № 332 внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2013 г. законы РБ от 30.10.1992 № 1898-XII «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» и от 16.11.2010 № 191-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» на основании Закона РБ от 29.12.2012 № 7-З утратили силу.

В постановление Совета Министров РБ от 01.10.2009 № 1274 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 466» на основании постановлений Совета Министров РБ от 13.03.2013 № 178 (с 13 марта 2013 г.) и от 04.09.2013 № 789 (с 6 сентября 2013 г.) внесены изменения.

С 1 сентября 2013 г. постановление Совета Министров РБ от 27.04.2006 № 555 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования оплаты труда» на основании постановления Совета Министров РБ от 08.07.2013 № 597 утратило силу.

С 1 сентября 2013 г. в Указ Президента РБ от 19.10.2010 № 542 «О проведении культурно-зрелищных мероприятий» на основании Указа Президента РБ от 05.06.2013 № 257 внесены изменения.