Комментарий от 01.12.2017
Автор: Амельченя Ю.

Либерализация в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве. Комментарий к подпункту 4.4 пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7


 

Материал помещен в архив

 

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
Комментарий к подпункту 4.4 пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7

Изменения правового регулирования сферы закупок товаров (работ, услуг) при строительстве

Последние несколько лет в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов постоянно происходят изменения, обусловленные как внутренними (национальными), так и внешними (наднациональными) факторами.

Законодателем предпринимались попытки создать единые правила для сферы строительства, учитывая и источник финансирования закупок товаров (работ, услуг), и объем работ на объекте строительства.

На протяжении нескольких лет единый порядок закупок товаров (работ, услуг) при строительстве был установлен Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 58; утратил силу 1 апреля 2014 г.) и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 № 235 «Об утверждении Положения о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее - постановление № 235; утратило силу 1 января 2015 г.).

Принятие в 2012 году Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З) создало ситуацию, когда закупки всех товаров (работ, услуг), в том числе для строительства, при их финансировании полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов с 1 января 2013 г. осуществлялись в соответствии с Законом № 419-З. Необходимость принятия Закона № 419-З на тот момент была обусловлена исполнением Республикой Беларусь международных обязательств в соответствии с Соглашением о государственных (муниципальных) закупках от 09.12.2010 (заключено в г. Москве) (далее - Соглашение), которое утратило силу в связи с принятием Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС). Сегодня сфера государственных закупок и сам Закон № 419-З претерпевают изменения, в том числе обусловленные необходимостью соблюдения норм Договора о ЕАЭС.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Следует руководствоваться Законом № 419-З с учетом изменений, внесенных Законом от 31.01.2024 № 354-З. Порядок вступления в силу изменений указан в ст.4 Закона № 354-З. Комментарии см. здесь.

 

Приобретение товаров (работ, услуг) для строительства за счет иных (внебюджетных) источников в течение 2013 года по-прежнему регулировалось нормами Указа № 58 и постановления № 235.

С 1 января 2014 г. на основании Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591) (утратил силу с 1 января 2017 г.) на 2 года (то есть до 1 января 2016 г.) был установлен единый порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) для строительства независимо от источника финансирования таких закупок. В развитие Указа № 591 принято Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88). При этом источник финансирования, а также стоимость строительства объекта влияли на выбор вида процедуры закупок при строительстве (подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры, а также биржевые торги).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 октября 2021 г. постановление № 88 утратило силу постановлением Совмина от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

С 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет бюджетных средств регулируются законодательством о государственных закупках.

 

Установление двухлетнего периода действия Указа № 591 было связано с тем, что на момент его принятия Республика Беларусь в соответствии со ст.4 Соглашения могла установить изъятия из национального режима для сферы государственных закупок только на 2 года. В частности, такие изъятия состояли в неприменении законодательства о государственных закупках для закупок товаров (работ, услуг) при строительстве.

В дальнейшем с 1 января 2016 г. срок такого изъятия истек, и закупки товаров (работ, услуг) при строительстве осуществлялись в соответствии с Законом № 419 и иными актами законодательства о государственных закупках, если финансирование было бюджетным или это были средства государственных внебюджетных фондов. Закупки же за счет внебюджетных (собственных) средств осуществлялись на основании Указа № 591 и Положения № 88.

С 1 января 2017 г. с вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380) также на двухлетний период до 1 января 2019 г. установлены особенности для сферы закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, которые осуществляются независимо от источника финансирования строительства на основании Указа № 380 и Положения № 88.

 

справочно

Справочно

Особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ и услуг могут быть установлены на основании п.11 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение 25 к Договору о ЕАЭС).

 

Так, если приобретение товаров (работ, услуг) осуществляется для целей строительства объектов, в том числе возведения, реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства, сноса объектов, необходимо руководствоваться нормами Указа № 380, которым для закупок товаров (работ, услуг) предусмотрены такие виды процедур, как подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры, биржевые торги. Положением № 88, в свою очередь, определен порядок проведения указанных процедур.

Причем Указ № 380 и Положение № 88 должны применяться всеми субъектами хозяйствования независимо от источника финансирования и стоимости строительства объектов (подп.1.1, 1.2, 1.4-1.6 п.1 Указа № 380, п.72 Положения № 88), за исключением случаев, указанных в подп.1.8, 1.11 п.1 Указа № 380.

Предполагалось, что установленный Указом № 380 и Положением № 88 подход будет действовать до 1 января 2019 г.

Тем не менее законодательство меняется снова, но изменения обусловлены уже процессами либерализации правил осуществления экономической деятельности субъектами хозяйствования.

Изменения в связи с либерализацией осуществления экономической деятельности

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7) субъекты хозяйствования (юридические лица и индивидуальные предприниматели) при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (абзац 35 подп.4.4 п.4 Декрета № 7).

Данная норма вступает в силу с 26 февраля 2018 г. (п.12 Декрета № 7).

Тем самым после 26 февраля 2018 г. устанавливается различный порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) при строительстве:

• закупки, которые финансируются полностью или частично за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляются по правилам Указа № 380 и Положения № 88;

• закупки, которые финансируются за счет иных, кроме указанных выше, средств, осуществляются без учета норм Указа № 380 и Положения № 88 на основании общих правил гражданского законодательства. В данном случае, полагаем, приведенные выше нормы Декрета № 7 исключают действие части второй ст.15 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», в соответствии с которой государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном актами законодательства, обязаны проводить конкурсы, аукционы или иные процедуры, предусмотренные актами законодательства, при принятии решений о проведении закупок.

В подп.4.4 п.4 Декрета № 7 обращает на себя внимание тот факт, что неприменение требований о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве сформулировано применительно к источнику финансирования и видам работ (аварийно-восстановительный ремонт капитальных строений (зданий, сооружений)).

Следует также учитывать, что фактически до 1 января 2019 г. при финансировании приобретения товаров (работ, услуг) для строительства за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, действует Указ № 380, а с 1 января 2019 г. в отсутствие иных соответствующих актов к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, независимо от сферы, будут применяться нормы Закона № 419-З и иных актов законодательства о государственных закупках.

 

01.12.2017

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»