Пособие от 30.10.2009
Автор: Шкирман С.

Либерализация законодательства, регулирующего осуществление экономической деятельности, в 2009 году


 

Материал помещен в архив

 

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В 2009 ГОДУ

В 2009 г. произошли существенные изменения законодательства, регулирующего экономическую деятельность, направленные в сторону либерализации. План первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности, утвержденный Премьер-министром РБ 01.12.2008 № 39/204, является основным руководящим документом, исполняя который органы государственного управления принимают решения, позволяющие либерализовать экономические условия деятельности в Республике Беларусь.

Ниже рассмотрены некоторые наиболее значимые из указанных изменений в законодательстве.

Ценообразование

Формирование отпускных цен с учетом конъюнктуры рынка

* Постановление Минэкономики РБ от 19.08.2009 № 141 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183» (далее - постановление № 141).

Наиболее существенные изменения, вступившие в силу с 29 октября 2009 г., произошли в порядке формирования отпускных цен на товары иностранного происхождения. Теперь отпускные цены на такие товары, предназначенные для последующей реализации на территории Республики Беларусь, разрешено формировать с учетом конъюнктуры рынка, за исключением следующих случаев:

1) если ввезенные товары предназначены для реализации на территории Республики Беларусь юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для собственного производства и (или) потребления, поставки на переработку на давальческих условиях;

2) если реализуемые на территории Республики Беларусь товары упомянуты в приложении 1 к постановлению Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов» (далее - постановление № 183). Обращаем внимание, что это приложение изложено постановлением № 141 в новой редакции и содержит главным образом социально значимые товары.

В названных случаях отпускные цены на товары иностранного происхождения формируются импортерами путем добавления надбавки в размере не более 30 % к сумме контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по страхованию, процентов по кредитам.

Кроме того, снято ограничение предельной величины торговой надбавки для организаций розничной торговли. Такие организации также вправе устанавливать розничные цены на реализуемые товары с учетом конъюнктуры рынка. Исключение составляют товары, перечисленные в приложении 1 к постановлению № 183. Конкретный размер предельной торговой надбавки на определенный вид продовольственных товаров из данного перечня утвержден постановлением Минэкономики РБ от 08.09.2009 № 151, которое изложило в новой редакции приложение 1 к постановлению Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 184 «О торговых надбавках на продовольственные товары».

Деление оптовой скидки

* Постановление № 141.

С 29 октября 2009 г. всем торговым организациям, осуществляющим оптовую торговлю, разрешено делить по соглашению сторон оптовую скидку, предоставленную организацией-изготовителем для реализации изготовленного ею товара в розничной торговой сети.

Ранее делить оптовую скидку могли только торговые организации, являвшиеся дочерними унитарными предприятиями организации-изготовителя, или торговые организации, у которых более 50 % акций (доли в уставном фонде) принадлежат организации-изготовителю.

Экономическое обоснование и регистрация отпускных цен

* Указ Президента РБ от 06.02.2009 № 70 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285».

В соответствии с измененной редакцией подп.1.4 п.1 Указа Президента РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» сохранена обязательная регистрация в порядке, установленном Советом Министров РБ:

отпускных цен (тарифов) на выпускаемые товары (работы, услуги) в случае невозможности соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предельных индексов;

тарифов на новые виды платных медицинских услуг.

Цены (тарифы) на иные новые услуги, а также на новые товары, работы с 16 февраля 2009 г. (дата вступления в силу Указа) не регистрируются.

* Постановление Минэкономики РБ от 25.03.2009 № 353 «О порядке регистрации отпускных цен (тарифов)».

Документ признал утратившим силу постановление Минэкономики РБ от 18.06.1999 № 944 «Об утверждении порядка регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов)» и установил, что регистрации подлежат только:

отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги), производимые юридическими лицами, при невозможности соблюдения ими предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов), установленных Советом Министров РБ;

тарифы на платные медицинские услуги, оказываемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при невозможности соблюдения ими предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов), установленных Советом Министров РБ, и тарифы на новые платные медицинские услуги.

Соблюдение предельного индекса изменения отпускных цен (тарифов)

На 2009 г. предельный индекс изменений отпускных цен (тарифов) официально (соответствующим постановлением Совета Министров РБ) не установлен, в связи с чем его соблюдение не отслеживается.

Налогообложение

Налог с продаж товаров в розничной торговле

* Закон РБ от 13.11.2008 № 450-З «О республиканском бюджете на 2009 год» (далее - Закон № 450-З).

Ставка налога с продаж товаров в розничной торговле установлена в размере, не превышающем 5 % налоговой базы, для всех товаров независимо от того, ввезены они на таможенную территорию Республики Беларусь или произведены на ее территории (см. ст.7 Закона № 450-З).

В 2008 г. при реализации товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь и выпущенных в свободное обращение в Республике Беларусь, налоговая ставка не могла превышать 15 % налоговой базы, при реализации других товаров (т.е. произведенных на таможенной территории Республики Беларусь) - 5 % налоговой базы (см. ст.7 Закона РБ от 26.12.2007 № 303-З «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» (далее - Закон № 303-З)).

Налог на услуги

* Закон № 450-З.

Ставка налога на услуги установлена в размере, не превышающем 5 % налоговой базы (см. ст.7 Закона № 450-З).

В 2008 г. ставка налога на услуги не могла превышать 10 % налоговой базы (см. ст.7 Закона № 303-З).

Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки

* Закон № 450-З.

Согласно ст.8 Закона № 450-З ставка сбора в 2009 г. снижена до 1 % от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) (для организаций, осуществляющих торговую, заготовительную деятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, - от валового дохода).

В 2008 г. ставка этого сбора составляла 2 % от выручки.

Налог на добавленную стоимость

* Указ Президента РБ от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь».

Указ освободил от налога на добавленную стоимость обороты по реализации налоговыми резидентами Республики Беларусь товаров собственного производства по договору купли-продажи с лизингодателем - налоговым резидентом Республики Беларусь, приобретающим товары в собственность для их последующей передачи по договору международного лизинга за пределы Республики Беларусь с правом выкупа.

При этом суммы НДС, приходящиеся на указанные обороты, подлежат вычету у продавца в полном объеме независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Вместе с тем при исполнении договора международного лизинга лизинговые компании обязаны обеспечить своевременность поступлений лизинговых платежей, средств от продажи предмета лизинга, а также самого предмета лизинга на территорию Республики Беларусь в случае его возврата. Если это не обеспечивается, Указ предусматривает наложение штрафа на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя в размере до 2 % от суммы неполученных денежных средств за каждый день просрочки.

Подоходный налог

* Закон РБ от 13.11.2008 № 449-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения».

Закон, вступивший в силу с 1 января 2009 г., заменил прогрессивную шкалу налоговых ставок (в диапазоне от 9 до 30 %) на единую ставку в размере 12 %, что не только значительно упростило порядок исчисления подоходного налога, но и ликвидировало основную причину утаивания высоких доходов.

Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения

* Закон РБ от 06.01.2009 № 6-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и занятости населения».

Закон снизил с 1 января 2009 г. размер обязательных страховых взносов для работодателей по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) с 29 до 28 %. В результате с учетом обязательных страховых взносов в размере 6 % по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения производится в 2009 г. работодателями по единой ставке в размере 34, а не 35 %, как это было ранее.

Сведения об отсутствии объектов налогообложения

* Постановление МНС РБ от 22.12.2008 № 110 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов), Инструкции о порядке ведения регистров налогового учета по налогу на прибыль, о некоторых вопросах заполнения налоговых деклараций (расчетов) и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь».

Постановление признало утратившим силу постановление МНС РБ от 04.05.2004 № 62 «О порядке представления сведений об отсутствии объектов налогообложения», освободив в результате субъектов предпринимательской деятельности от необходимости представления указанных сведений в инспекции Министерства по налогам и сборам в 2009 г.

Упрощенная система налогообложения

* Указ Президента РБ от 03.01.2009 № 1 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119».

Указ сделал упрощенную систему налогообложения (далее - упрощенная система, УСН) более привлекательной за счет снижения с 1 января 2009 г. базовых ставок налога при УСН:

для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС, - с 10 до 8 %;

для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС, - с 8 до 6 %;

для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход, - с 20 до 15 %.

Расширен круг субъектов хозяйствования, которые вправе претендовать на использование упрощенной системы, благодаря увеличению размера валовой выручки, установленного в качестве критерия для применения УСН. Если раньше применять упрощенную систему были вправе организации и индивидуальные предприниматели, у которых валовая выручка за первые 9 месяцев года, предшествующего году, с которого они претендуют на применение УСН, не должна была превышать 1 500 млн.руб. (с учетом индексации на 6,5 %, применявшейся в 2008 г., - 1 597,5 млн.руб.), то для применения упрощенной системы в 2009 г. размер валовой выручки за первые 9 месяцев 2008 г. может доходить до 2 625 млн.руб. Вместе с тем в 2009 г. указанный предельный размер валовой выручки не индексируется.

Положение об упрощенной системе налогообложения, утвержденное Указом Президента РБ от 09.03.2007 № 119, дополнено п.121, в котором указано, что организации и индивидуальные предприниматели вправе одновременно применять различные ставки налога при упрощенной системе на основании данных раздельного учета.

Применение Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь

* Постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 23.03.2009 № 40 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь».

Постановление изложило Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденную постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 123 (далее - Инструкция № 123), в новой редакции, которая вступила в силу с 1 сентября 2009 г.

Новая редакция Инструкции № 123 упростила механизм расчета тарифной части заработной платы работников и значительно расширила права нанимателей в вопросах организации оплаты труда работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.

В частности, отменены все основания для различного рода повышений тарифных ставок (окладов), величина которых регламентировалась Инструкцией № 123. Взамен нанимателям предоставлено право с учетом финансового состояния организации самостоятельно дифференцировать тарифные ставки (оклады) и сдельные расценки работников путем их повышения до 300 % включительно в зависимости от специфики работы, особенностей организации труда и других факторов (см. п.7 Инструкции № 123).

Продвижение белорусских товаров на внешний рынок

* Указ Президента РБ от 25.09.2009 № 477 «О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. № 194».

Указом установлено, что до 1 июля 2010 г. индивидуальные предприниматели вправе осуществлять вывоз с территории Республики Беларусь и реализацию за ее пределы товаров, произведенных на территории Республики Беларусь и приобретенных у белорусских организаций-изготовителей этих товаров либо у торговых организаций, осуществляющих оптовую торговлю ими (далее - деятельность, связанная с реализацией товаров за пределами Республики Беларусь).

За осуществление деятельности, связанной с реализацией товаров за пределами Республики Беларусь, вводится единый торговый сбор в сумме 35 000 руб. за каждый календарный месяц, в котором осуществляется приобретение товаров в целях их вывоза за пределы Республики Беларусь. Единый торговый сбор уплачивается до приобретения указанных товаров.

Плательщики единого торгового сбора в части доходов, полученных от деятельности, связанной с реализацией товаров за пределами Республики Беларусь, освобождаются от уплаты подоходного налога, налога при упрощенной системе, налога на добавленную стоимость, местных налогов и сборов.

При декларировании доходов, полученных от деятельности, связанной с реализацией товаров за пределами Республики Беларусь, в размерах, превышающих 100-кратный размер единого торгового сбора за соответствующий период, дополнительно уплачивается сбор в размере 10 % от суммы такого превышения. Уплата дополнительного сбора производится в месячный срок со дня вручения физическому лицу налоговым органом соответствующего налогового сообщения.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с реализацией товаров за пределами Республики Беларусь:

1) вправе осуществлять автомобильную перевозку товаров, произведенных на территории Республики Беларусь и приобретенных у белорусских организаций-изготовителей этих товаров либо у торговых организаций, осуществляющих оптовую торговлю ими, в целях их розничной и (или) оптовой реализации за пределами Республики Беларусь без получения соответствующего специального разрешения (лицензии) при условии, что данная перевозка осуществляется на автомобиле, предназначенном для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа или полуприцепа, не превышает 3,5 т;

2) освобождаются от обязательного зачисления на соответствующие счета в банках Республики Беларусь наличной иностранной валюты, полученной от реализации товаров за пределами Республики Беларусь.

* Указ Президента РБ от 24.09.2009 № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь».

Указ закрепляет порядок компенсации из республиканского бюджета части процентов по кредитам, выдаваемым банками-нерезидентами Республики Беларусь на срок не более 5 лет и используемыми кредитополучателями-нерезидентами Республики Беларусь в 2009-2010 гг. для приобретения в государствах, с которыми у Республики Беларусь отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, товаров, произведенных в Республике Беларусь.

Перечень организаций и товаров, производимых в Республике Беларусь, на приобретение которых в государствах, с которыми отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, выдаются банковские кредиты, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 01.10.2009 № 1274.

Регистрация внешнеэкономических сделок

* Указ Президента РБ от 19.02.2009 № 104 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178».

Указ отменил с 1 апреля 2009 г. паспорт сделки как документ, необходимый для контроля за внешнеэкономическими операциями. С указанной даты вместо регистрации паспорта сделки регистрируется сама внешнеэкономическая сделка путем проставления на внешнеторговом договоре (ином документе, которым оформлена внешнеторговая операция) штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и подписи уполномоченного работника банка. При электронном документообороте указывается регистрационный номер сделки и проставляется электронная цифровая подпись.

Нововведение не усложняет работу экспортеров и импортеров по оформленным ранее паспортам сделок, поскольку паспорта сделок, зарегистрированные до вступления в силу Указа, действуют до завершения всех внешнеторговых операций в рамках соответствующих внешнеторговых договоров.

Беспошлинный ввоз технологического оборудования

* Постановление Совета Министров РБ от 17.09.2009 № 1197 «О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 504».

С 23 сентября 2009 г. контрактная стоимость одной единицы технологического оборудования, ввозимого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на таможенную территорию Республики Беларусь с применением ставки ввозной таможенной пошлины в размере ноль (0) процентов, снижена с 20 тыс.долл. США до 10 тыс.долл. США.

Товарообменные (бартерные) операции

* Указ Президента РБ от 15.08.2005 № 373 «О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь».

31 декабря 2008 г. истек период действия нормы, закрепленной в подп.1.1 п.1 Указа и запрещающей на территории Республики Беларусь заключение договоров мены, а также прекращение обязательства по возмездным договорам новацией, предоставлением взамен исполнения отступного без поступления в установленном порядке денежных средств организации, индивидуальному предпринимателю.

Следует отметить, что иногда товарный обмен значительно упрощает расчеты между субъектами хозяйствования, поскольку при этом не требуется отвлекать из оборота денежные средства для расчетов за приобретаемые товарно-материальные ценности, что в условиях мирового финансового кризиса немаловажно.

Оформление первичных учетных документов

* Постановление Минфина РБ от 18.12.2008 № 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная».

С 1 мая 2009 г. вступили в силу новые типовые формы ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», в товарном разделе которых значительно упрощен порядок указания информации о доставляемом товаре.

Составление и представление отчетности

* Постановление МНС РБ от 28.08.2009 № 70 «О внесении дополнений и изменений в постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 сентября 2004 г. № 100 и от 9 сентября 2004 г. № 103».

Постановление изменило периодичность представления отчета о суммах наличных денежных средств, принятых с использованием кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, и (или) денежных средств, снятых с банковских пластиковых карточек через эти аппараты, системы, машины, таксометры, при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с ежеквартальной на ежегодную (не позднее 1 марта года, следующего за отчетным).

Инвестиции

* Декрет Президента РБ от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий при инвестиционной деятельности в Республике Беларусь».

Декрет, вступающий в силу с 9 ноября 2009 г., облегчил начало реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь как для белорусских, так и для иностранных инвесторов.

В частности, документ предоставил право инвестору и (или) организации, созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием (далее - инвестор или созданная им организация) при реализации инвестиционного проекта:

строить объекты, предусмотренные инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства;

получать без проведения аукциона на праве аренды земельный участок требуемого размера для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с оформлением необходимых документов по отводу этого земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству. При этом размер арендной платы за земельный участок, определенный на дату заключения договора аренды, не может повышаться в течение всего срока реализации инвестиционного проекта.

Кроме того, инвестор или созданная им организация освобождаются от:

платы за право заключения договора аренды земельного участка;

возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестиционного проекта, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов;

уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (кроме уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации) при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта;

уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта, разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а указанные иностранные граждане и лица без гражданства - от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание в Республике Беларусь.

* Указ Президента РБ от 06.08.2009 № 413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь».

Указ наделил Совет Министров РБ правом предоставлять физическим и (или) юридическим лицам полномочия на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь (далее - инвестиционные агенты).

При этом обязательными условиями договора о представлении интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, заключенного между государственным органом, уполномоченным Советом Министров РБ, и инвестиционным агентом, являются обязательства инвестиционного агента по:

1) привлечению инвесторов для реализации инвестиционных проектов в интересах Республики Беларусь;

2) сопровождению инвестиционных проектов (при их подготовке и реализации), в т.ч. оказанию инвесторам консалтинговых, юридических и маркетинговых услуг, а также услуг по разработке документов, необходимых для реализации этих проектов.

Государственная регистрация и ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования

* Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее - Декрет № 1).

Декретом № 1, вступившим в силу с 1 февраля 2009 г., установлено, что государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется на основании заявительного принципа (кроме государственной регистрации банков, небанковских кредитно-финансовых организаций) в день подачи документов, необходимых для ее проведения.

Сокращен перечень документов, представляемых в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию для открытия текущих (расчетных) счетов. Этот перечень является единым для всех организационно-правовых форм и закрытым, т.е. не названные в нем документы представлению не подлежат.

Копии устава, учредительного договора (для юридического лица), свидетельства о государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя) представляются без нотариального засвидетельствования.

Не требуется представлять документы, подтверждающие формирование уставного фонда коммерческой организации, а также эскизы печатей.

Государственная регистрация субъекта хозяйствования осуществляется в день подачи документов.

Установлен закрытый перечень оснований для отказа в государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации по иным основаниям не допускается.

Сведены к минимуму обязанности по представлению информации государственным органам в случае изменения у субъекта хозяйствования каких-либо данных. Теперь он обязан уведомлять регистрирующий орган лишь об изменении своего местонахождения (местожительства), смене собственника имущества или состава учредителей (участников) организации. Индивидуальный предприниматель обязан также уведомлять об изменении фамилии, имени, отчества.

Существенно сократился перечень оснований для ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования.

При ликвидации организации не требуется представлять в регистрирующий орган сведения о составе ликвидационной комиссии, а также документ, подтверждающий закрытие текущего (расчетного) и иных счетов в банке. Кроме того, сокращены сроки для совершения ряда действий регистрирующим органом.

Отменена обязанность регистрирующих органов ежемесячно публиковать в газете «Рэспублiка» сведения о зарегистрированных, а также о ликвидированных (прекративших деятельность) субъектах хозяйствования.

Размеры уставных фондов

* Декрет № 1.

С 1 февраля 2009 г. (дата вступления в силу Декрета № 1) в числе организаций, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, остались:

открытые акционерные общества (минимальный размер уставного фонда снижен с 6 250 евро до 400 базовых величин);

закрытые акционерные общества (минимальный размер уставного фонда снижен с 1 500 евро до 100 базовых величин);

банки, небанковские кредитно-финансовые организации (минимальный размер уставного фонда составляет 5 млн. евро);

страховые организации, страховые брокеры, объединения страховщиков (минимальный размер уставного фонда составляет от 1 до 5 млн. евро в зависимости от вида осуществляемого страхования);

коммерческие организации с иностранными инвестициями (минимальный размер иностранных инвестиций в уставном фонде установлен равным 20 000 долл. США).

Остальным коммерческим организациям (обществам с ограниченной ответственностью, обществам с дополнительной ответственностью, унитарным предприятиям, хозяйственным товариществам, производственным кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам) предоставлено право самостоятельно определять размеры своих уставных фондов.

Минимальный размер субсидиарной ответственности для обществ с дополнительной ответственностью также снижен с 600 евро до 50 базовых величин.

Сертификация продукции и услуг

* Постановление Госстандарта РБ от 16.12.2008 № 61 «О совершенствовании порядка сертификации продукции и услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия».

Документ упростил многие вопросы сертификации продукции и услуг как отечественного, так и зарубежного производства. В частности, постановлением разрешено:

органам по сертификации продукции сертификаты соответствия на продукцию серийного и массового производства выдавать на период до 5 лет (ранее сертификаты соответствия выдавались на период до 3 лет);

оптовым продавцам передавать товары, подлежащие обязательной сертификации, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю, с ксерокопиями сертификатов соответствия, заверенными этими оптовыми продавцами или органами по сертификации;

импортерам и оптовым продавцам не указывать на копиях сертификатов сведения о договорах поставки, юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих поставки товаров и другую информацию о движении товаров в оптовой торговой сети;

при отсутствии замечаний к производству, претензий потребителей и выявленных нарушений со стороны контролирующих органов к качеству и безопасности продукции ежегодный инспекционный контроль сертифицированной продукции проводить без проверок производства путем проведения испытаний образцов поставляемой продукции;

сертификаты соответствия на партии продукции выдавать на период реализации партии продукции (или без ограничения периода при наличии однозначных идентификационных признаков каждого изделия в партии, трудноизменяемых в процессе обращения продукции), но не превышающий сроков годности (хранения) продукции и сроков действия технических нормативных правовых актов (далее - ТНПА) на эту продукцию;

сертификаты соответствия на продукцию, поставляемую в рамках конкретных внешнеторговых контрактов, выдавать на период действия контрактов без ограничений по периодичности и объемам поставляемых партий продукции при условии проведения регулярного инспекционного контроля ввозимой продукции путем ее идентификации и испытаний не реже 1 раза в полугодие;

применять протоколы сертификационных испытаний партии продукции в течение 2 лет при сертификации одним и тем же органом по сертификации последующих партий той же продукции данного изготовителя, в т.ч. при переходе от сертификации партии продукции к сертификации ее серийного и массового производства или при первичной сертификации продукции, поставляемой по контракту, при отсутствии изменений в конструкции и составе продукции, влияющих на ее безопасность, а также изменений в ТНПА на продукцию;

исключить из числа документов, представляемых заявителями на сертификацию услуг обслуживания автотранспортных средств, услуг парикмахерских, услуг по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов, по изготовлению мебели и других услуг, заключения подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ о соответствии помещений (производств) требованиям ТНПА системы противопожарного нормирования и стандартизации.

Контрольно-надзорная деятельность

* Указ Президента РБ от 19.12.2008 № 689 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь».

Со дня подписания Указа приостановлено проведение контроля и надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме проверок (ревизий) до дня вступления в силу Указа Президента РБ, регламентирующего единый порядок проведения контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь.

* Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Документ установил единый порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь.

В числе основных новшеств единого порядка можно назвать следующие:

1) впервые определен закрытый перечень контролирующих и надзорных органов, а также сфер их контроля (надзора);

2) введен запрет на проведение проверок вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования в течение 2 лет со дня их государственной регистрации (2-летний мораторий);

3) все субъекты хозяйствования распределены на 3 группы риска на основании критериев, учитывающих потенциальную опасность для государства и общества нарушений законодательства в соответствующей сфере деятельности.

Периодичность проведения плановых проверок установлена в зависимости от принадлежности субъекта хозяйствования к определенной группе риска: для высокой группы риска - не чаще 1 раза в год, для средней - не чаще 1 раза в 3 года, для низкой - не чаще 1 раза в 5 лет.

При этом если по результатам плановой проверки не будет установлено нарушений законодательства, то следующая плановая проверка субъекта хозяйствования, отнесенного к высокой группе риска, может быть назначена не ранее чем через 2 года, а отнесенного к средней группе - не ранее чем через 5 лет;

4) на Комитет государственного контроля РБ и его органы возложена координация всех плановых проверок. В результате в течение 1 года к одному субъекту хозяйствования с плановой проверкой могут придти несколько контролирующих (надзорных) органов только в случае проведения совместной проверки;

5) срок проведения проверки юридических лиц не может превышать 30 рабочих дней, индивидуальных предпринимателей - 15 рабочих дней;

6) установлен исчерпывающий перечень оснований и должностных лиц, имеющих право назначать внеплановые проверки;

7) введены ограничения на проведение рейдовых проверок. Теперь такие проверки:

могут назначать лишь 8 названных в Указе органов;

исключительно в отношении конкретного субъекта хозяйствования;

только по определенным в Указе вопросам.

Проведение проверок без указания конкретного субъекта возможно лишь на автомобильных дорогах, на торговых местах и в палатках, расположенных на рынках, а также на объектах строительства, но не чаще 1 раза в месяц на одной и той же территории;

8) предусмотрена возможность освобождения субъекта хозяйствования от административной ответственности, если совершенное им нарушение незначительно, приняты меры по его устранению и возмещению причиненного вреда.

Лицензирование

В настоящее время разрабатывается проект Указа Президента РБ с основополагающими позициями по лицензированию. С его принятием число лицензируемых видов деятельности в Республике Беларусь планируется сократить более чем на половину. Ожидается, что готовящийся проект Указа будет внесен на рассмотрение Президенту РБ в начале ноября 2009 г.

 

30.10.2009 г.

 

Сергей Шкирман, экономист

 

От редакции: В Указ Президента РБ от 24.09.2009 № 465 «О некоторых вопросах совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь» на основании указов Президента РБ от 09.03.2010 № 143 (с 1 января 2010 г.), от 29.11.2012 № 535 (со 2 января 2013 г.) и в связи со вступлением в силу Закона РБ от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.) внесены изменения.

С 1 января 2010 г. указы Президента РБ от 09.03.2007 № 119 «Об упрощенной системе налогообложения» и от 03.01.2009 № 1 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119» на основании Указа Президента РБ от 09.03.2010 № 143 утратили силу.

В постановление Совета Министров РБ от 01.10.2009 № 1274 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2009 г. № 466» на основании постановлений Совета Министров РБ от 09.02.2010 № 168 (с 18 февраля 2010 г.), от 05.05.2010 № 682 (с 18 мая 2010 г.), от 11.06.2010 № 906 (с 11 июня 2010 г.), от 16.09.2010 № 1336 (с 25 сентября 2010 г.), от 13.03.2013 № 178 (с 13 марта 2013 г.) и от 04.09.2013 № 789 (с 6 сентября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 20 февраля 2010 г. постановление МНС РБ от 22.12.2008 № 110 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов), Инструкции о порядке ведения регистров налогового учета по налогу на прибыль, о некоторых вопросах заполнения налоговых деклараций (расчетов) и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» на основании постановления МНС РБ от 31.12.2009 № 87 утратило силу.

С 1 июня 2010 г. постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» и от 23.03.2009 № 40 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60 утратили силу.

С 1 июля 2010 г. в п.1 Указа Президента РБ от 25.09.2009 № 477 «О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. № 194» на основании Указа Президента РБ от 22.06.2010 № 317 внесены изменения.

В Указ Президента РБ от 24.09.2009 № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь» на основании указов Президента РБ от 22.07.2010 № 381 (с 3 августа 2010 г.), от 27.09.2010 № 497 (со 2 октября 2010 г.), от 16.01.2012 № 30 (с 24 января 2012 г.), от 16.01.2013 № 34 (с 18 января 2013 г.) и от 03.09.2013 № 392 (с 6 сентября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В Декрет Президента РБ от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» на основании декретов Президента РБ от 13.09.2010 № 7 (с 15 сентября 2010 г.), от 06.06.2011 № 4 (с 9 августа 2011 г.) и от 31.01.2013 № 3 (с 3 февраля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 1 марта 2011 г. указы Президента РБ от 06.02.2009 № 70 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285» и от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» на основании Указа Президента РБ от 25.02.2011 № 72 утратили силу.

С 14 апреля 2011 г. постановления Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов» и от 19.08.2009 № 141 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183» на основании постановления Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 46 утратили силу.

С 18 мая 2011 г. постановления Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 184 «О торговых надбавках на продовольственные товары» и от 08.09.2009 № 151 «О внесении изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 184» на основании постановления Минэкономики РБ от 27.04.2011 № 66 утратили силу.

C 30 июня 2011 г. постановление Совета Министров РБ от 25.03.2009 № 353 «О порядке регистрации отпускных цен (тарифов)» на основании постановления Совета Министров РБ от 21.06.2011 № 812 утратило силу.

В Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании декретов Президента РБ от 27.06.2011 № 5 (с 1 сентября 2011 г.) и от 24.01.2013 № 2 (с 1 мая 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 14 октября 2011 г. постановление МНС РБ от 28.08.2009 № 70 «О внесении дополнений и изменений в постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 сентября 2004 г. № 100 и от 9 сентября 2004 г. № 103» на основании постановления МНС РБ от 05.09.2011 № 44 утратило силу.

В Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» на основании Указа Президента РБ от 26.07.2012 № 332 внесены изменения и дополнения.