Пособие от 30.04.2012
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Ликвидация субъектов хозяйствования по решению хозяйственного суда


 

Материал помещен в архив

 

ЛИКВИДАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

1. Субъекты хозяйствования, которые могут быть ликвидированы по решению хозяйственного суда

2. Основания для ликвидации по решению хозяйственного суда

3. Действия уполномоченных государственных органов при выявлении оснований для ликвидации

4. Особенность правовой регламентации порядка ликвидации по решению хозяйственного суда

5. Ликвидация юридических лиц и прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей по решению хозяйственного суда

6. Ликвидация коммерческих организаций с иностранными инвестициями по решению хозяйственного суда

7. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по решению регистрирующего органа об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя

Субъекты хозяйствования, которые могут быть ликвидированы по решению хозяйственного суда

Ликвидация субъектов хозяйствования (примечание 1) может быть инициирована:

1) собственником имущества (учредители, участники) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором);

2) хозяйственным судом;

3) регистрирующим органом.

Хозяйственный суд принимает решение о ликвидации в отношении субъектов хозяйствования по специальным основаниям.

Субъекты хозяйствования, в отношении которых решение об их ликвидации может принять хозяйственный суд:

• юридические лица;

• индивидуальные предприниматели;

• коммерческие организации с иностранными инвестициями.

Основания для ликвидации по решению хозяйственного суда

Подпунктом 3.2 п.3 Положения установлены следующие основания для ликвидации по решению хозяйственного суда:

1) непринятие решения о ликвидации собственником имущества (учредителем, участником) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором), в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;

2) осуществление деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, а также признание судом государственной регистрации юридического лица недействительной.

 

Справочно

По решению хозяйственного суда государственная регистрация субъектов хозяйствования признается недействительной в случае, если их государственная регистрация осуществлена на основании заведомо ложных сведений (т.е. сообщение несоответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации), представленных в регистрирующие органы, а деятельность таких субъектов хозяйствования является незаконной и запрещается (п.25 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее - Положение о регистрации));

 

3) экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица;

4) уменьшение стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;

5) иные случаи, предусмотренные законодательными актами.

Действия уполномоченных государственных органов при выявлении оснований для ликвидации

Действия уполномоченных государственных органов (органы Комитета государственного контроля РБ, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы) при выявлении указанных выше оснований, за исключением случая экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица, в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица, если иное не установлено Положением.

Особенность правовой регламентации порядка ликвидации по решению хозяйственного суда

Согласно п.19 Положения ликвидация юридического лица (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя) в судебном порядке осуществляется в соответствии с законодательством, в частности, с:

• Хозяйственным процессуальным кодексом РБ;

постановлением Пленума ВХС РБ от 22.12.2006 № 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» (далее - постановление Пленума № 18).

 

Обратите внимание!

С внесением 27 июня 2011 г. изменений в Декрет № 1 постановление Пленума № 18 соответствующих изменений не претерпело. В связи с этим его положения следует применять в части, не противоречащей Декрету № 1.

Ликвидация юридических лиц и прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей по решению хозяйственного суда

Особенности:

А. Ликвидация (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в судебном порядке является исключительной мерой воздействия за допущенные нарушения законодательства и влечет прекращение деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательством, и при этом применяется в случаях, когда вопрос о наличии оснований для этого является спорным и требует обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя (пп.2, 3 постановления Пленума № 18).

Б. Рассмотрение дела производится по правилам искового производства с последующим вынесением судебного постановления.

В. Процессуальные особенности рассмотрения дел по данной категории.

1. При рассмотрении исков о ликвидации (прекращении деятельности), заявленных по основанию осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), хозяйственными судами учитывается, что в случае, когда юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) осуществляет несколько видов деятельности, лишение специального разрешения (лицензии) на один из них не может рассматриваться как основание для ликвидации (прекращения деятельности), если юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) прекратило этот вид деятельности и не допускает неоднократных или грубых нарушений законодательства (п.10 постановления Пленума № 18).

2. При рассмотрении требований о ликвидации (прекращении деятельности), заявленных по основанию осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, хозяйственные суды оценивают характер допущенных нарушений, их продолжительность, последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица (индивидуального предпринимателя), меры, которые были предприняты для устранения таких нарушений, и другие обстоятельства в зависимости от конкретного дела (п.11 постановления Пленума № 18).

3. Хозяйственный суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству может предложить субъекту хозяйствования принять меры по устранению нарушений и представлению (направлению) или обращению в соответствии с требованиями законодательства документов в регистрирующий орган.

4. Судом при подаче искового заявления исследуются обстоятельства дела, характер нарушений законодательства субъектом хозяйствования, по результатам чего суд принимает решение о ликвидации или об отказе в удовлетворении исковых требований при отсутствии оснований для ликвидации субъекта хозяйствования.

5. Особенности решения суда о ликвидации субъекта хозяйствования:

а) в резолютивной части решения указывается об удовлетворении исковых требований, а именно о ликвидации субъекта хозяйствования. Суд может также указать на срок проведения ликвидации, который устанавливается по усмотрению суда (примечание 2). Кроме того, суд может указать на необходимость создания ликвидационной комиссии в определенном количестве (см. дело № 119-18/2011) или определить конкретных лиц, на которых возлагается ответственность за проведение ликвидации в составе ликвидационной комиссии (примечание 3).

Хозяйственный суд может возложить обязанность по ликвидации юридического лица на собственника имущества (учредителей, участников) либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами (п.13 постановления Пленума № 18).

По общему правилу в состав ликвидационной комиссии могут входить:

• один из учредителей (участников), собственник имущества юридического лица;

• руководитель ликвидируемой организации или индивидуальный предприниматель;

• представители трудового коллектива;

• представители регистрирующего органа;

• представители органов местного управления и самоуправления;

• представители контролирующих и иных органов, в отношении которых хозяйственный суд сочтет необходимым их участие в составе ликвидационной комиссии.

Предложения по персональному составу ликвидационной комиссии (кандидатуре ликвидатора), согласованные с соответствующими органами и лицами, направляются (передаются) в хозяйственный суд сторонами по делу или одной из них до назначения дела к судебному разбирательству (п.15 постановления Пленума № 18).

С момента назначения ликвидационной комиссии учредители (участники), собственник имущества не могут реализовывать свои права по управлению ликвидируемым юридическим лицом ни непосредственно, ни через уполномоченные им лица и органы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п.17 постановления Пленума № 18), а председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) или лица, уполномоченные им в установленном законодательством порядке, вправе выступать в хозяйственном суде в качестве представителей ликвидируемого юридического лица (индивидуального предпринимателя, в отношении которого принято решение о прекращении деятельности);

б) в п.18 постановления Пленума № 18 определен перечень обязанностей ликвидационной комиссии, однако зачастую суды в своем решении определяют их с учетом конкретных обстоятельств дела. Так, ликвидационная комиссия судом обязывается (см. дело № 119-18/2011):

• поместить в средствах массовой информации объявление о ликвидации юридического лица с указанием адреса, контактных телефонов и режима работы ликвидационной комиссии, а также порядка и сроков заявления кредиторами своих требований. В некоторых случаях в решении содержится конкретный (например, 2-недельный) срок для опубликования сведений в печати (примечание 4).

В публикации о ликвидации устанавливается срок для заявления требований кредиторов с момента объявления о ликвидации. Согласно постановлению Пленума № 18 этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации (прекращении деятельности) (подп.18.1 п.18), и на практике судами устанавливается, как правило, 2-месячный срок (см. дело № 187-14/2011);

• составить перечень кредиторов с указанием размера их требований;

• письменно уведомить в месячный срок кредиторов и других заинтересованных лиц о ликвидации общества;

• принять меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, в т.ч. находящегося у третьих лиц;

• принять все возможные меры к выявлению кредиторов и взысканию дебиторской задолженности;

• произвести опись (инвентаризацию) и оценку всего имущества;

• закрыть филиалы и представительства;

• утвердить смету расходов по ликвидации, в т.ч. по финансированию деятельности ликвидационной комиссии на период ее работы;

• составить промежуточный ликвидационный баланс после окончания срока для предъявления требований кредиторами, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований с указанием сумм долга, а также сведения о результатах рассмотрения этих требований.

Суд в решении может также указать на срок представления промежуточного ликвидационного баланса на утверждение хозяйственному суду (например, 7-дневный срок после окончания срока для предъявления требований кредиторами). Одновременно помимо промежуточного ликвидационного баланса суд может потребовать представления отчета о деятельности ликвидационной комиссии (см. дело № 754-5/2010);

• использовать в процессе ликвидации один текущий (расчетный) счет юридического лица в банке. Закрыть все другие счета ликвидируемого юридического лица;

• закончить текущие дела, в т.ч. увольнение работников с соблюдением их прав и интересов в соответствии с законодательством;

• провести собрание кредиторов (их полномочных представителей) для согласования с кредиторами плана ликвидации юридического лица, который должен отражать полную и объективную картину финансового состояния юридического лица, условия, порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов, перечень имущества, подлежащего продаже, способ, место и время продажи имущества; условия оплаты судебных расходов, труда членов ликвидационной комиссии, привлеченных к работе работников и других лиц.

После утверждения хозяйственным судом промежуточного ликвидационного баланса и плана ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), отражающими в т.ч. очередность удовлетворения требований кредиторов в соответствии с законодательством, на их основании ликвидационная комиссия (ликвидатор) погашает задолженность перед кредиторами. Требования кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди (п.22 Положения).

В случае если после полного удовлетворения всех требований кредиторов первой-пятой очередей и производства необходимых выплат остается имущество должника, оно передается ликвидационной комиссией (ликвидатором) его собственнику, учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица (п.27 постановления Пленума № 18);

• представлять хозяйственному суду информацию об изменениях (увеличении или уменьшении) в составе имущества ликвидируемого юридического лица, о размере фактически взысканных и поступивших денежных сумм на текущий (расчетный) счет, о ходе ликвидации. Периодичность представления информации устанавливается хозяйственным судом и, как правило, представляется ежемесячно;

• предоставлять кредиторам, регистрирующему и налоговому органам, другим заинтересованным организациям и лицам необходимую информацию об имуществе юридического лица, о ходе ликвидации;

• сообщать в правоохранительные органы обо всех выявленных фактах совершения содержащих признаки хищений, растрат, злоупотреблений и иных преступлений, повлекших причинение ущерба, и принимать исчерпывающие меры по его возмещению за счет виновных лиц;

• передавать на хранение документы юридического лица, подлежащие обязательному хранению в соответствии с законодательством;

• осуществлять иные функции в соответствии с законодательством.

6. Вопросы об удовлетворении требований кредиторов и порядке разрешения споров с их участием регламентированы п.21 постановления Пленума № 18. Так, ликвидационная комиссия (ликвидатор) в установленный хозяйственным судом срок принимает для рассмотрения требования по обязательствам юридического лица (индивидуального предпринимателя). Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией (ликвидатором) для их предъявления, принимаются и учитываются ликвидационной комиссией (ликвидатором) отдельно, а удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.

При возникновении споров в связи с порядком удовлетворения они разрешаются при обращении кредитора в хозяйственный суд с соответствующим иском.

7. По завершении ликвидации юридического лица, удовлетворения погашения требований кредиторов ликвидационная комиссия обязана составить ликвидационный баланс и представить его хозяйственному суду для утверждения с письменным отчетом о работе ликвидационной комиссии. Как правило, срок представления ликвидационного баланса и отчета - за 7 дней до окончания срока ликвидации (см. дело № 119-18/2011).

К ликвидационному балансу должны быть приложены:

• перечень невзысканной или частично взысканной дебиторской задолженности и иного имущества ликвидируемого юридического лица, списанных на убытки;

• протокол решения ликвидационной комиссии о подписании ликвидационного баланса и отчета (п.30 постановления Пленума № 18).

8. После утверждения определением хозяйственного суда ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) в срок, установленный хозяйственным судом, обязана представить в регистрирующий орган документы:

а) для ликвидируемой организации:

• печати организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

• ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

• оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

б) для индивидуального предпринимателя при прекращении деятельности по решению суда:

• печати либо заявление об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

• оригинал свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии - заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

• уведомление о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по форме, установленной Министерством юстиции РБ (п.13 Положения).

9. Субъект хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято хозяйственным судом, по которому процесс ликвидации (прекращения деятельности) не может быть завершен по причине отсутствия и невозможности истребования печати, свидетельства о государственной регистрации, не имеющий задолженности и обязательств, в частности, задолженности перед бюджетом, Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН), по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами, по истечении 3 лет со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) исключается из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (часть четвертая п.16 Положения).

Ликвидация коммерческих организаций с иностранными инвестициями по решению хозяйственного суда

Дополнительно к указанным выше общим основаниям для ликвидации по решению суда являются также следующие основания:

1) неосуществление предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправление налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

2) внесение налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

По общему правилу по данным основаниям ликвидация может осуществляться по решению регистрирующего органа, однако поскольку ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется только по решению собственника имущества (учредителей, участников) или органа этой организации, уполномоченного на то ее уставом (учредительным договором), либо в судебном порядке, то при обнаружении регистрирующим органом указанных выше 2 оснований он обращается с иском в суд о ликвидации.

Особенности:

А. При ликвидации по иску регистрирующего органа, заявленному на основании представления (предложения) налогового органа о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием, не требуется:

1) представление ряда документов (печатей либо заявления собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведений о публикации объявлений об их утрате, ликвидационного баланса, оригинала свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявления о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате);

2) совершение ряда действий (направление в Министерство юстиции РБ сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, направление налоговым, таможенным органам, органам ФСЗН, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах», территориальным (городским или районным) архивам местных исполнительных и распорядительных органов уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица, направление запроса в архиве сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в т.ч. по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников).

Б. Порядок осуществления процедуры ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями при признании задолженности безнадежным долгом и ее списании:

 

Налоговый орган
   
Представление (предложение) о ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.
Основанием для внесения представления (предложения) о ликвидации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием служит принятие решения о признании задолженности по обязательным платежам безнадежным долгом и ее списанием уполномоченными органами (налоговые органы, и (или) таможенные органы, и (или) органы ФСЗН, и (или) органы Комитета государственного контроля РБ)
   
Регистрирующий орган
   
Заявление о ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями в хозяйственный суд
   
Хозяйственный суд
   
Принятие решения о ликвидации

 

Справочно

Форма решения о признании задолженности по налогам, сборам (пошлинам), отчислениям в государственные целевые бюджетные фонды, обязательным страховым взносам и иным платежам в ФСЗН, задолженности по пеням, административным взысканиям безнадежным долгом и ее списании содержится в приложении к Положению о порядке признания задолженности организаций и физических лиц по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, задолженности по пеням, административным взысканиям безнадежным долгом и ее списания, утвержденному Указом Президента РБ от 13.06.2008 № 329).

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по решению регистрирующего органа об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя

1. Основанием для аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя служит осуществление индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц предпринимательской деятельности без получения специального разрешения (лицензии) либо неуплаты ими в установленном порядке (уплаты не в полном объеме) единого налога и (или) налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме (часть четвертая п.2 Указа Президента РБ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»).

2. Органы Комитета государственного контроля РБ, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговых органов и иных при выявлении оснований для аннулирования государственной регистрации вносят представления в регистрирующий орган для рассмотрения вопроса о принятии решения об аннулировании государственной регистрации.

3. Регистрирующий орган при получении представления от указанных выше уполномоченных органов в течение 5 рабочих дней рассматривает представление и уведомляет о принятом решении индивидуального предпринимателя. В случае принятия решения об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обращается в хозяйственный суд с иском о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (п.26 Положения о регистрации).

 

Примечание 1. В п.3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение, Декрет № 1 соответственно), урегулирован порядок ликвидации юридических лиц, однако исходя из п.4 Положения для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя применяются те же основания, что и для ликвидации юридических лиц, а также дополнительным случаем названо аннулирование государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Примечание 2. Например, в решении хозяйственного суда Витебской обл. от 14.04.2011 по делу № 119-18/2011 (далее - дело № 119-18/2011) судом установлен срок ликвидации, определенный календарной датой (по 13 октября 2011 г.).

Примечание 3. Решение хозяйственного суда Гомельской обл. от 19.08.2010 по делу № 754-5/2010 (далее - дело № 754-5/2010).

Примечание 4. Решение хозяйственного суда Гомельской обл. от 19.05.2011 по делу № 187-14/2011 (далее - дело № 187-14/2011).

 

30.04.2012 г.

 

Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

 

От редакции: С 1 июля 2012 г. в Указ Президента РБ от 13.06.2008 № 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания» на основании Указа Президента РБ от 24.05.2012 № 239 внесены изменения и дополнения.

С 1 мая 2013 г. постановление Пленума ВХС РБ от 22.12.2006 № 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» на основании постановления Пленума ВХС РБ от 24.04.2013 № 2 изложено в новой редакции.

С 1 мая 2013 г. в Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании Декрета Президента РБ от 24.01.2013 № 2 внесены дополнения и изменения.