Пособие от 18.06.2013
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Ликвидация субъектов хозяйствования по решению хозяйственного суда


СОДЕРЖАНИЕ

 

Субъекты хозяйствования, которые могут быть ликвидированы по решению хозяйственного суда

Основания для ликвидации по решению хозяйственного суда

Действия уполномоченных государственных органов при выявлении оснований для ликвидации

Особенность правовой регламентации порядка ликвидации по решению хозяйственного суда

Ликвидация юридических лиц и прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей по решению хозяйственного суда

Ликвидация коммерческих организаций с иностранными инвестициями по решению хозяйственного суда

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по решению регистрирующего органа об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя

 

Материал помещен в архив

 

ЛИКВИДАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

Субъекты хозяйствования, которые могут быть ликвидированы по решению хозяйственного суда

Ликвидация субъектов хозяйствования (примечание 1) может быть инициирована:

1) собственником имущества (учредители, участники) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором);

2) хозяйственным судом;

3) регистрирующим органом.

Хозяйственный суд принимает решение о ликвидации в отношении субъектов хозяйствования по специальным основаниям.

Субъекты хозяйствования, в отношении которых решение об их ликвидации может принять хозяйственный суд:

• юридические лица;

• индивидуальные предприниматели;

• коммерческие организации с иностранными инвестициями.

Основания для ликвидации по решению хозяйственного суда

Подпунктом 3.2 п.3 Положения о ликвидации установлены следующие основания для ликвидации по решению хозяйственного суда:

1) непринятие решения о ликвидации собственником имущества (учредителем, участником) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором), в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием хозяйственным судом государственной регистрации юридического лица недействительной.

 

Справочно

По решению хозяйственного суда государственная регистрация субъектов хозяйствования признается недействительной в случае, если государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы (т.е. сообщение несоответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации). К заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки (п.26 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее - Положение о регистрации)).

В случае признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, в т.ч. созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в судебном порядке осуществляется взыскание доходов, полученных от деятельности данных субъектов хозяйствования, в местные бюджеты. При этом взыскание доходов осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности;

 

2) осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов;

3) экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица;

4) уменьшение стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;

5) нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации;

6) иные случаи, предусмотренные законодательными актами.

Действия уполномоченных государственных органов при выявлении оснований для ликвидации

Уполномоченные государственные органы (органы Комитета государственного контроля РБ (далее - Комитет госконтроля), прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции) при выявлении указанных выше оснований, за исключением случая экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица, в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица, если иное не установлено Положением о регистрации.

Особенность правовой регламентации порядка ликвидации по решению хозяйственного суда

Согласно п.19 Положения о ликвидации ликвидация юридического лица (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя) в судебном порядке осуществляется в соответствии с законодательством, в частности:

• с Хозяйственным процессуальным кодексом РБ (далее - ХПК);

постановлением Пленума ВХС РБ от 22.12.2006 № 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» (в редакции от 24.04.2013 № 2) (далее - постановление Пленума № 18).

Ликвидация юридических лиц и прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей по решению хозяйственного суда

Особенности:

А. Ликвидация юридического лица (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя) в судебном порядке является исключительной мерой воздействия за допущенные нарушения законодательства и влечет ликвидацию юридического лица (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя) без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательством (п.5 постановления Пленума № 18). При этом судебный порядок ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) предусмотрен законодательством для случаев, когда вопрос о наличии оснований для этого является спорным и требует обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Б. Рассмотрение дела производится по правилам искового производства с последующим вынесением судебного постановления.

Требование о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) и требования о признании недействительной государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), о взыскании полученных от деятельности данного юридического лица (индивидуального предпринимателя) доходов в местный бюджет могут быть соединены в одном исковом заявлении или заявлены отдельно.

В. Процессуальные особенности рассмотрения дел по данной категории.

1. При рассмотрении исков о ликвидации (прекращении деятельности), заявленных по основанию осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), хозяйственными судами учитывается, что в случае, когда юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) осуществляет несколько видов деятельности, лишение специального разрешения (лицензии) на один из них не может рассматриваться как основание для ликвидации (прекращения деятельности), если юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) прекратило этот вид деятельности и не допускает неоднократных или грубых нарушений законодательных актов (п.10 постановления Пленума № 18).

2. При рассмотрении иска о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), заявленного по основанию осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов либо за нарушение установленных законодательством порядка и сроков ликвидации, хозяйственным судам следует оценивать характер допущенных нарушений, их продолжительность, последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица (индивидуального предпринимателя), меры, которые были предприняты для устранения таких нарушений, и другие обстоятельства в зависимости от конкретного дела (п.11 постановления Пленума № 18).

Ликвидация юридического лица (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя) не может быть применена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательных актов.

При оценке наличия (отсутствия) оснований для удовлетворения иска о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) хозяйственный суд учитывает допущенные ответчиком нарушения и вызванные ими последствия. В частности, в качестве неоднократных нарушений законодательных актов хозяйственный суд может рассматривать систематические нарушения законодательных актов (2 и более раза), которые явились основанием для принятия компетентными государственными органами решений о применении мер административной ответственности, и эти решения в установленном порядке не отменены.

При оценке фактов грубого нарушения законодательных актов хозяйственный суд вправе принять во внимание те негативные последствия, которые они повлекли, в т.ч. причинение ущерба государственным и (или) общественным интересам, гражданам или юридическим лицам.

 

Обратите внимание!

Грубым нарушением законодательного акта является непредставление (ненаправление) юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) документов или необращение в соответствии с законодательством в установленный срок (например, в соответствии с п.22 Положения о регистрации) в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица (свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя).

 

3. Как установлено, нарушение порядка и сроков ликвидации, в т.ч. если принятое собственниками имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), индивидуальным предпринимателем решение не выполняется, является основанием для ликвидации по решению суда, следовательно, наличие такого решения о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), не исключает возможности обращения в хозяйственный суд с иском о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя).

4. Хозяйственный суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству может предложить субъекту хозяйствования принять меры по устранению нарушений и представлению (направлению) или обращению в соответствии с требованиями законодательства документов в регистрирующий орган. При невыполнении ответчиком таких предложений в установленный хозяйственным судом срок хозяйственный суд разрешает вопрос о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя).

5. Судом при подаче искового заявления исследуются обстоятельства дела, характер нарушений законодательства субъектом хозяйствования, по результатам чего суд принимает решение о ликвидации или об отказе в удовлетворении исковых требований при отсутствии оснований для ликвидации субъекта хозяйствования.

6. Особенности решения суда о ликвидации субъекта хозяйствования:

- в резолютивной части решения указывается об удовлетворении исковых требований, а именно о ликвидации субъекта хозяйствования;

- в части создания ликвидационной комиссии ситуация может быть двоякой:

1) решением хозяйственного суда о ликвидации юридического лица на собственника его имущества (учредителей, участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица (п.3 ст.57 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).

При решении вопроса о возложении обязанностей по осуществлению ликвидации юридического лица на собственника имущества (учредителей, участников) хозяйственный суд может привлечь его к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика.

В случае заявления собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом, уполномоченным на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, ходатайства о возложении на него обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица в решении хозяйственного суда должно быть мотивировано применение (неприменение) п.3 ст.57 ГК (п.14 постановления Пленума № 18);

2) если хозяйственный суд придет к выводу о невозможности возложения обязанностей по ликвидации юридического лица на собственника его имущества (учредителей, участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию его учредительными документами, при принятии решения о ликвидации в резолютивной его части хозяйственный суд указывает:

- о назначении ликвидационной комиссии с определением, как правило, ее персонального состава или ликвидатора;

- порядок и срок проведения ликвидации;

- срок для письменного уведомления кредиторов и других заинтересованных лиц о ликвидации юридического лица;

- сроки представления хозяйственному суду на утверждение промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса;

- срок представления информации о ходе ликвидации (часть первая п.15 постановления Пленума № 18).

Особенности состава ликвидационной комиссии:

А. Председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) может быть назначено лицо, кандидатура которого представлена органом, обратившимся в хозяйственный суд с иском о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), с его согласия. Председателем ликвидационной комиссии, как правило, назначается представитель государственного органа, обратившегося в хозяйственный суд с иском о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), либо представитель государственного органа, вынесшего представление (предложение) о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Председатель назначенной хозяйственным судом ликвидационной комиссии:

• организует работу ликвидационной комиссии;

• определяет место, порядок и режим работы членов ликвидационной комиссии;

• распределяет права и обязанности между членами ликвидационной комиссии;

• подписывает претензии, исковые заявления и другие документы, направляемые в суды и правоохранительные органы;

• действует без доверенности от имени ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), представляет его интересы в отношениях с третьими лицами;

• заключает договоры, направленные на осуществление ликвидации юридического лица (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя), в т.ч. трудовые, выдает доверенности, утверждает штаты юридического лица (индивидуального предпринимателя), издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников юридического лица (индивидуального предпринимателя) вне зависимости от того, являются они членами ликвидационной комиссии или нет;

• осуществляет иные полномочия, связанные с ликвидацией юридического лица (прекращением деятельности индивидуального предпринимателя) (часть первая п.25 постановления Пленума № 18).

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) несет имущественную и иную ответственность за ущерб, причиненный по его вине ликвидируемому юридическому лицу (прекращающему деятельность индивидуальному предпринимателю), собственнику имущества (учредителям, участникам) юридического лица, третьим лицам, за иные противоправные действия, а также за неисполнение судебных постановлений в соответствии с законодательством.

Если председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) недобросовестно или ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, допускает злоупотребления, а также если исполнение его обязанностей невозможно по объективным причинам, хозяйственный суд освобождает его от исполнения обязанностей либо по собственной инициативе, либо по предложению лица, участвующего в деле, или прокурора. В случае освобождения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) от исполнения обязанностей хозяйственный суд решает вопрос о назначении нового председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), которому передаются все дела ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя) в соответствии с порядком, определяемым хозяйственным судом.

Б. В состав ликвидационной комиссии, если иное не установлено законодательством, могут входить:

- один из учредителей (участников), собственник имущества ликвидируемого юридического лица, индивидуальный предприниматель, деятельность которого прекращается;

- руководитель ликвидируемого юридического лица;

- представители трудового коллектива;

- представители регистрирующего органа;

- представители органов местного управления и самоуправления;

- представители контролирующих и иных органов, в отношении которых хозяйственный суд сочтет необходимым их участие в составе ликвидационной комиссии.

Предложения по персональному составу ликвидационной комиссии (кандидатуре ликвидатора), согласованные с соответствующими органами и лицами, направляются (передаются) в хозяйственный суд сторонами по делу или одной из них до назначения дела к судебному разбирательству. При отсутствии таких предложений хозяйственный суд вправе указать в решении на необходимость включения представителей государственных органов в состав ликвидационной комиссии и обязать соответствующие органы определить для этого конкретных лиц исходя из положений ст.27 ХПК, согласно которой вступившие в законную силу судебные постановления обязательны для всех юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, индивидуальных предпринимателей и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Беларусь.

Включение в состав ликвидационной комиссии представителей контролирующих и иных органов является правом хозяйственного суда, рассматривающего дело, и производится в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Количественный и персональный состав ликвидационной комиссии определяется хозяйственным судом; в случае изменения в составе ликвидационной комиссии (исключение из состава, включение дополнительных членов, их замена и т.д.) (замена ликвидатора) суд выносит соответствующее определение.

Председатель ликвидационной комиссии назначается из числа ее членов.

Особенности:

• при наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица;

• если председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель ликвидируемого юридического лица и в процессе ликвидации обнаружена задолженность юридического лица перед кредиторами, имевшаяся, но по объективным причинам не выявленная на дату принятия хозяйственным судом решения о ликвидации, в таком случае председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) непосредственно после обнаружения такой задолженности информирует об этом хозяйственный суд, который принимает меры по замене председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), как правило, в месячный срок со дня обнаружения указанной задолженности (п.16 постановления Пленума № 18);

• собственник имущества (учредители, участники) с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) не может осуществлять свои права по управлению ликвидируемым юридическим лицом ни непосредственно, ни через уполномоченные им лица и органы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (часть вторая п.17 постановления Пленума № 18).

Ликвидационная комиссия принимает на себя полномочия по управлению делами юридического лица (индивидуального предпринимателя) с момента вступления в законную силу решения хозяйственного суда о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), если только хозяйственный суд не допустил немедленного исполнения решения в соответствии с частью второй ст.205 ХПК.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) подотчетна и подконтрольна хозяйственному суду, которым она назначена.

Жалобы на действия (бездействие) ликвидационной комиссии (ликвидатора) могут быть поданы кредиторами и иными заинтересованными лицами в хозяйственный суд, принявший решение о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя). По результатам рассмотрения таких жалоб хозяйственный суд выносит определение (п.29 постановления Пленума № 18).

Обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора):

1) опубликование в порядке, установленном законодательством, сообщения о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), в котором указываются порядок и срок заявления кредиторами своих требований (не менее 2 месяцев с момента такой публикации), в сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу;

2) составление перечня кредиторов с указанием размера их требований;

3) письменное уведомление в срок, установленный хозяйственным судом, кредиторов и других заинтересованных лиц о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя).

 

Обратите внимание!

Норма о данной обязанности ликвидационной комиссии корреспондирует с нормой, содержащейся в ГК (часть вторая п.1 ст.59 ГК).

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 августа 2014 г. следует руководствоваться п.1 ст.59 ГК в редакции Закона РБ от 11.07.2014 № 191-З;

 

4) принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, в т.ч. находящегося у третьих лиц;

5) принятие всех возможных мер к выявлению кредиторов и взысканию дебиторской задолженности. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) устанавливает размер требований кредиторов первой и второй очередей на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), а также иных документов, подтверждающих наличие задолженности перед указанными кредиторами. По результатам вносит необходимые записи в реестр требований кредиторов с соответствующим уведомлением кредиторов первой и второй очередей.

В целях определения имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя) и его оценки ликвидационная комиссия (ликвидатор) после выявления дебиторской задолженности и проведения инвентаризации или одновременно с этим:

• направляет лицам, которые в соответствии с законодательством или условиями обязательства несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица, требование о погашении остающейся кредиторской задолженности, если денежных средств и другого имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для погашения кредиторской задолженности в полном объеме;

• принимает меры по сохранению имеющегося в наличии имущества юридического лица (индивидуального предпринимателя), в т.ч. путем истребования имущества, находящегося в обороте, включая имущество, переданное в аренду, залог и др., направляет должникам юридического лица (индивидуального предпринимателя) требования об исполнении обязательств, в т.ч. досрочном, в связи с ликвидацией юридического лица (прекращением деятельности индивидуального предпринимателя);

• контролирует выполнение учредителями (участниками) юридического лица обязанности по внесению ранее не внесенной части вкладов в уставный фонд (примечание 2) и погашению задолженности юридическому лицу по другим обязательствам, а также принимает в установленном порядке меры понуждения к исполнению таких обязательств;

• обеспечивает выход ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя) из состава учредителей (участников) других юридических лиц - коммерческих организаций и получение стоимости имущества (части имущества) пропорционально его доли в уставном фонде в соответствии с действующим законодательством и всех причитающихся ему средств и доходов;

• анализирует договоры страхования юридического лица (индивидуального предпринимателя) с целью определения возможного получения страховых выплат при наступлении страхового случая в связи с ликвидацией юридического лица (прекращением деятельности индивидуального предпринимателя);

• при обнаружении фактов излишней уплаты налогов и неналоговых платежей в бюджет, в т.ч. государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды, принимает меры в установленном законодательством порядке по их возврату (зачету);

• производит оценку наличного имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя) на основании данных бухгалтерского учета с применением экономически обоснованных цен либо создает из числа членов ликвидационной комиссии и (или) иных лиц специальную комиссию во главе с председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) для проведения оценки имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), а также в этих целях при необходимости привлекает соответствующих специалистов;

• принимает меры к выявлению имущества, переданного ликвидируемым юридическим лицом (прекращающим деятельность индивидуальным предпринимателем) в целях избежания ответственности перед своими кредиторами другому лицу (лицам) или иным образом намеренно скрытого, а также к истребованию имущества и финансовых активов, отчужденных с нарушением требований законодательства;

• предъявляет в суд требования о разделе имущества, находящегося в совместной собственности, и выделе из него доли, в т.ч. и о разделе совместной собственности супругов (п.19 постановления Пленума № 18);

6) производит опись (инвентаризацию) и оценку всего движимого и недвижимого имущества;

7) закрывает филиалы и представительства, ликвидирует дочерние унитарные предприятия;

8) утверждает смету расходов по ликвидации юридического лица (прекращению деятельности индивидуального предпринимателя), в т.ч. по финансированию деятельности ликвидационной комиссии (ликвидатора) на период ее работы;

9) составляет промежуточный ликвидационный баланс после окончания срока для предъявления требований кредиторами.

Требования к промежуточному ликвидационному балансу:

• по содержанию: должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), перечень предъявленных кредиторами требований с указанием сумм долга, сведения о результатах рассмотрения этих требований;

• по оформлению: должен быть подписан всеми членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), заверен печатью ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), прошнурован и скреплен этой печатью с указанием количества листов и даты формирования; утверждается определением хозяйственного суда, назначившего ликвидационную комиссию (ликвидатора);

10) использует в процессе ликвидации один текущий (расчетный) счет юридического лица (индивидуального предпринимателя) в банке, небанковской кредитно-финансовой организации, если иное не установлено хозяйственным судом в соответствии с законодательством, соответственно все другие счета ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя) подлежат закрытию, а остатки денежных средств с них перечисляются на основной текущий (расчетный) счет.

Но: если необходимо использовать в процессе ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) несколько счетов юридического лица (индивидуального предпринимателя), ликвидатором (председателем ликвидационной комиссии) должно быть подано в хозяйственный суд соответствующее мотивированное ходатайство, которое подлежит разрешению хозяйственным судом;

11) заканчивает текущие дела, в т.ч. увольняет работников с соблюдением их прав и законных интересов в соответствии с законодательством;

12) проводит собрание кредиторов (их полномочных представителей) для согласования плана ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), который должен отражать полную и объективную картину финансового состояния юридического лица (индивидуального предпринимателя), условия, порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов, перечень имущества, подлежащего продаже, способ, место и время продажи имущества; условия оплаты судебных расходов, оплаты труда членов ликвидационной комиссии (ликвидатора), привлеченных к работе работников и других лиц.

План ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) должен содержать также условия, порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов, поданных после истечения установленного для заявления требований срока, но признанных ликвидационной комиссией (ликвидатором).

План ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) утверждается хозяйственным судом;

13) представляет хозяйственному суду с периодичностью, им установленной, информацию об изменениях (увеличении или уменьшении) в составе имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), о размере фактически взысканных и поступивших денежных сумм на текущий (расчетный) счет соответствующего лица;

14) представляет кредиторам, хозяйственному суду, налоговому органу, другим заинтересованным организациям и лицам необходимую информацию об имуществе ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя);

15) сообщает в установленном порядке в органы прокуратуры, иные правоохранительные и контролирующие органы в соответствии с подведомственностью, а также в хозяйственный суд информацию о фактах совершения правонарушений, выявленных в процессе ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), о совершении преступления и принимает меры по возмещению ущерба за счет виновных лиц;

16) передает на хранение документы юридического лица (индивидуального предпринимателя), подлежащие обязательному хранению в соответствии с законодательством;

17) осуществляет иные функции в соответствии с законодательством (п.18 постановления Пленума № 18). Поскольку перечень обязанностей ликвидационной комиссии (ликвидатора) открыт, то хозяйственный суд правомочен возложить на нее дополнительные обязанности, связанные с ликвидацией юридического лица (прекращением деятельности индивидуального предпринимателя), не противоречащие законодательству.

7. Вопросы об удовлетворении требований кредиторов и порядке разрешения споров с их участием регламентированы постановлением Пленума № 18.

По общему правилу требования по обязательствам юридического лица (индивидуального предпринимателя) принимает для рассмотрения ликвидационная комиссия (ликвидатор) и включает их в промежуточный ликвидационный баланс.

Особенность: если требования кредитора заявлены после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией (ликвидатором) для их предъявления, то такие требования принимаются и учитываются ликвидационной комиссией (ликвидатором) отдельно, а в дальнейшем удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.

В случае отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица (индивидуального предпринимателя) по итогам ликвидации обратиться в хозяйственный суд с соответствующим иском. По решению хозяйственного суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя).

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе в соответствии с законодательством и с согласия кредиторов осуществить продажу всего имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя) как имущественного комплекса при условии внесения покупателем всей суммы стоимости данного имущества на текущий (расчетный) счет юридического лица (индивидуального предпринимателя), если доходы и социальный эффект от такой продажи будут выше, чем при раздельной продаже указанного имущества.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) погашает задолженность перед кредиторами в соответствии с утвержденным хозяйственным судом промежуточным ликвидационным балансом и планом ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), отражающими в т.ч. очередность удовлетворения требований кредиторов в соответствии с законодательством (п.11 Положения о ликвидации). При этом расходы, связанные с ликвидацией юридического лица (прекращением деятельности индивидуального предпринимателя), производятся за счет средств этого лица в первоочередном порядке, а в случае их отсутствия - за счет средств других источников, предусмотренных законодательством.

Требования кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.

Трудовые отношения: до момента прекращения трудового договора работники ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя) выполняют свои трудовые обязанности в соответствии с трудовыми договорами. С их согласия они могут при необходимости привлекаться по решению ликвидационной комиссии (ликвидатора) к выполнению мероприятий по ликвидации юридического лица (прекращению деятельности индивидуального предпринимателя).

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе привлекать к работе аудиторов, экономистов, юристов и других специалистов на договорных условиях для осуществления различных функций и выполнения работ (заданий), если привлечение таких работников предусмотрено планом ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя).

Если после полного удовлетворения всех требований кредиторов первой-четвертой очередей и производства необходимых выплат остается имущество должника, оно передается ликвидационной комиссией (ликвидатором) его собственнику, учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица (п.27 постановления Пленума № 18).

8. По завершении мероприятий по ликвидации юридического лица (прекращению деятельности индивидуального предпринимателя), удовлетворения и погашения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс и представляет его хозяйственному суду для утверждения с письменным отчетом о своей работе.

К ликвидационному балансу должны быть приложены:

• перечень невзысканной или частично взысканной дебиторской задолженности и иного имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), списанных на убытки;

• протокол ликвидационной комиссии (решение ликвидатора) о подписании ликвидационного баланса и отчета (п.30 постановления Пленума № 18).

Отчет о проделанной работе должен включать сведения и об использовании сметы расходов ликвидационной комиссии (ликвидатора) в период ее деятельности.

Ликвидационный баланс и отчет (в 2 экземплярах) подписываются всеми членами ликвидационной комиссии (ликвидатором); ликвидационный баланс и приложения к нему, протокол решения ликвидационной комиссии о его подписании и отчет о проделанной работе должны быть прошнурованы с указанием количества листов и даты формирования.

Особенность: ликвидационная комиссия (ликвидатор) может отказать в удовлетворении требований кредиторов, если они заявлены после утверждения ликвидационного баланса или признаны ликвидационной комиссией (ликвидатором) необоснованными, о чем в адрес этих кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) направляет письменное уведомление.

Но: при обнаружении фактов нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) кредиторы ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя) вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о его ликвидации до принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) об исключении данного юридического лица (индивидуального предпринимателя) из ЕГР (п.21 постановления Пленума № 18).

9. После утверждения определением хозяйственного суда ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) в срок, установленный хозяйственным судом, обязана представить в регистрирующий орган сведения о сдаче на хранение в архив документов, в т.ч. по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников, а также следующие документы:

1) для юридического лица:

- печати организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

- ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

- оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

2) для индивидуального предпринимателя:

- печати либо заявление об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

- оригинал свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии - заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

- уведомление о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по форме, установленной Министерством юстиции РБ (п.13 Положения о ликвидации).

Дело о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), рассмотренное хозяйственным судом, передается в архив только после приобщения к материалам дела доказательств принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в ЕГР об исключении юридического лица (индивидуального предпринимателя) из ЕГР (п.35 постановления Пленума № 18).

10. Последствия недостаточности стоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов: такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, установленном Законом РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». В этом случае после утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве юридического лица в течение 1 месяца со дня выявления этих обстоятельств. Датой выявления таких обстоятельств следует считать дату вынесения хозяйственным судом определения об утверждении промежуточного ликвидационного баланса (при ликвидации по решению хозяйственного суда) либо дату принятия решения собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), об утверждении промежуточного ликвидационного баланса (при ликвидации по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора)).

11. Ответственность субъектов ликвидации (прекращения деятельности) и иных лиц: собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из ЕГР без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов.

Кредитор (кредиторы), органы Комитета госконтроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе предъявить в хозяйственный суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение 3 лет со дня исключения юридического лица из ЕГР.

Ликвидация коммерческих организаций с иностранными инвестициями по решению хозяйственного суда

Дополнительно к указанным выше общими основаниями для ликвидации по решению суда буду также следующие:

1) неосуществление предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправление налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

2) внесение налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

По общему правилу по данным основаниям ликвидация может осуществляться по решению регистрирующего органа, однако поскольку ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется только по решению собственника имущества (учредителей, участников) или органа этой организации, уполномоченного на то ее уставом (учредительным договором), либо в судебном порядке, то при обнаружении регистрирующим органом указанных выше 2 оснований он обращается с иском в суд о ликвидации.

Особенности:

А. При ликвидации по иску регистрирующего органа, заявленному на основании представления (предложения) налогового органа о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием, не требуется:

1) представление ряда документов (печатей либо заявления собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведений о публикации объявлений об их утрате, ликвидационного баланса, оригинала свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявления о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате);

2) совершение ряда действий (направление в Министерство юстиции РБ сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, направление налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН), Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах», территориальным (городским или районным) архивам местных исполнительных и распорядительных органов уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица, направление запроса в архив о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в т.ч. по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников).

Б. Порядок осуществления процедуры ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями при признании задолженности безнадежным долгом и ее списании:

 

 
Налоговый орган
 
       
Представление (предложение) о ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.
Основанием для внесения представления (предложения) о ликвидации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием служит принятие решения о признании задолженности по обязательным платежам безнадежным долгом и ее списанием уполномоченными органами (налоговые органы, и (или) таможенные органы, и (или) органы ФСЗН, и (или) органы Комитета госконтроля)
   
 
Регистрирующий орган
 
   
 
Заявление о ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями в хозяйственный суд
 
   
 
Хозяйственный суд
 
   
 
Принятие решения о ликвидации
 

 

Справочно

Форма решения о признании задолженности по налогам, сборам (пошлинам), отчислениям в государственные целевые бюджетные фонды, арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, обязательным страховым взносам и иным платежам в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, задолженности по пеням, административным взысканиям безнадежным долгом и ее списании содержится в приложении к Положению о порядке признания задолженности организаций и физических лиц по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, задолженности по пеням, административным взысканиям безнадежным долгом и ее списания, утвержденному Указом Президента РБ от 13.06.2008 № 329.

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по решению регистрирующего органа об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя

1. Основанием для аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя служит осуществление индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц предпринимательской деятельности без получения специального разрешения (лицензии) либо неуплаты ими в установленном порядке (уплаты не в полном объеме) единого налога и (или) налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме (часть четвертая п.2 Указа Президента РБ от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 мая 2014 г. следует руководствоваться п.2 Указа № 285 в редакции Указа Президента РБ от 16.05.2014 № 222.

 

2. Органы Комитета госконтроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговых органов и иных при выявлении оснований для аннулирования государственной регистрации вносят представления в регистрирующий орган для рассмотрения вопроса о принятии решения об аннулировании государственной регистрации.

3. Регистрирующий орган при получении представления от указанных выше уполномоченных органов в течение 5 рабочих дней рассматривает представление и уведомляет о принятом решении индивидуального предпринимателя. В случае принятия решения об аннулировании государственной регистрации индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обращается в хозяйственный суд с иском о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (часть третья п.27 Положения о регистрации).

 

Примечание 1. В п.3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (в редакции от 24.01.2013 № 2) (далее - Положение о ликвидации, Декрет № 1), урегулирован порядок ликвидации юридических лиц, однако исходя из п.4 Положения о ликвидации для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя применяются те же основания, что и для ликвидации юридических лиц, а также дополнительным случаем названо аннулирование государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Примечание 2. В соответствии с Положением о регистрации с 1 мая 2013 г. срок формирования уставного фонда юридических лиц может составлять период до 1 года.

 

18.06.2013

 

Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании декретов Президента РБ от 21.02.2014 № 3 (с 8 марта 2014 г.) и от 28.02.2017 № 2 внесены изменения и дополнения.