


Материал помещен в архив
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ, АТТЕСТАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ, АККРЕДИТАЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУР
В течение долгого времени лицензирование оставалось основным средством отбора субъектов хозяйственной деятельности, желавших стать участниками того или иного рынка товаров, работ, услуг. Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Указ № 450) значительно сократил перечень лицензируемых видов деятельности, унифицировал и упорядочил соответствующие процедуры. Впрочем, через некоторое время под различными наименованиями (аттестация, аккредитация, сертификация, регистрация и включение в реестр) государственный контроль за участниками рынка стал возвращаться.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. действует Закон от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании». Комментарии см. здесь. |
Например, Указ № 450 отменил лицензирование строительной деятельности, но в 2012 году было введено техническое нормирование (сертификация) в отношении большого количества работ, а с 1 января 2015 г. - аттестация отдельных видов деятельности; лицензирование розничной торговли было заменено включением в Торговый реестр.
Лицензия - специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии (абзац 6 п.2 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом № 450 (далее - Положение № 450)).
Лицензионные требования и условия затрагивают материальное обеспечение, наличие и квалификацию персонала и т. п.
Право на получение лицензий имеют:
1) юридические лица Республики Беларусь;
2) индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и (или) услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица;
3) иностранные юридические лица и иностранные организации при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь, если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и (или) услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица Республики Беларусь и (или) индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь.
![]() |
Справочно В настоящее время разрешения на открытие представительств выдаются без права ведения хозяйственной деятельности (п.4 Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1189). В конце 2015 года истечет срок действия разрешений по ранее открытым представительствам, которым было предоставлено право ведения хозяйственной деятельности.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2018 г. Положение № 1189 утратило силу постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2018 № 408. Следует руководствоваться п.8 Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденного постановлением № 408; |
4) физические лица (касательно адвокатской деятельности либо коллекционирования и экспонирования оружия и боеприпасов) (п.4 Положения № 450).
Лицензия выдается на конкретный вид деятельности с указанием работ и (или) услуг, составляющих этот вид деятельности, без возможности передачи права на их осуществление другому лицу. Также обособленные подразделения (филиалы) осуществляют лицензируемый вид деятельности, если работы и (или) услуги, составляющие этот вид деятельности, указаны в лицензии (пп.14, 55 Положения № 450). Выдаче лицензии может предшествовать процедура оценки либо экспертизы (например, в области здравоохранения). Срок действия лицензии - от 5 до 10 лет.
Техническое нормирование (сертификация)
В отличие от лицензирования, которое вводится Указом Президента Республики Беларусь, техническое нормирование устанавливается нормативными правовыми актами меньшей юридической силы. Например, в строительстве изменениями, внесенными в технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 № 1748, явилось определение перечней строительных материалов и изделий, работ в строительстве, подлежащих подтверждению соответствия в форме либо 1) декларирования соответствия, либо 2) обязательной сертификации, либо 3) декларирования соответствия на основании технической оценки пригодности.
![]() |
Справочно Техническое нормирование - деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг (абзац 4 ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 июля 2017 г. Закон № 262-З изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 24.10.2016 № 436-З. Согласно подп.1.32 п.1 ст.1 Закона № 262-З техническое нормирование - деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований к объектам технического нормирования, основным результатом которой является разработка технических регламентов Республики Беларусь и технических регламентов Евразийского экономического союза. |
Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее - Закон № 269-З) регламентирует деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических регламентов (ТР) и государственных стандартов (ГОСТ) (так называемая оценка соответствия). Результатом оценки соответствия является получение соответствующих документов (сертификат соответствия, декларация о соответствии, сертификат компетентности).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 июля 2017 г. действует новый Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия». |
Один из видов оценки соответствия - подтверждение соответствия - вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА) в области технического нормирования и стандартизации.
Объектами оценки соответствия при подтверждении соответствия являются:
а) продукция;
б) процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;
в) выполнение работ;
г) оказание услуг;
д) система управления качеством;
е) система управления окружающей средой;
ж) система управления безопасностью продукции;
з) система управления охраной труда;
и) профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ (оказании определенных услуг);
к) иные объекты (ст.8 Закона № 269-З).
Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер. Обязательному подтверждению соответствия подлежат объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования технических регламентов, а также (до 1 января 2016 г.) объекты оценки соответствия, в отношении которых требования ТР не установлены и которые включены в перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 № 60 (далее - Перечень № 60).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 октября 2016 г. действует перечень объектов обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.10.2016 № 849. |
![]() |
Обратите внимание! Реализация продукции, выполнение работ, оказание услуг и функционирование иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, без прохождения всех необходимых процедур подтверждения соответствия и наличия документов об оценке соответствия запрещаются (ст.26 Закона № 269-З). |
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах:
а) обязательной сертификации, которая осуществляется аккредитованным органом по сертификации на основе договора на подтверждение соответствия с заявителем. Схемы подтверждения соответствия, применяемые при обязательной сертификации определенных видов продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, устанавливаются соответствующим техническим регламентом, а в случаях отсутствия такового - Правилами подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденными постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.05.2011 № 23 (далее - Правила № 23).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 октября 2017 г. действуют новые Правила подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденные постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.07.2017 № 61. |
Если схемой подтверждения соответствия установлена необходимость проведения испытаний объекта оценки соответствия, то они проводятся аккредитованной испытательной лабораторией (центром) на основе договора на проведение испытаний с заявителем или с аккредитованным органом по сертификации.
![]() |
Справочно Схема подтверждения соответствия - совокупность и последовательность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА) в области технического нормирования и стандартизации. Заявители вправе выбирать любую схему подтверждения соответствия из числа схем, предусмотренных для этого объекта оценки соответствия, с учетом условий применения; |
б) декларирования соответствия, которое осуществляется самим изготовителем (продавцом) путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием аккредитованного органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Декларация о соответствии подлежит регистрации в аккредитованных органах по сертификации.
![]() |
Справочно В подп.3.5 п.3 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» переход преимущественно к декларированию соответствия товаров обязательным требованиям безопасности и качества непосредственно изготовителями, импортерами и продавцами с полным возложением на них ответственности за безопасность и качество товаров назван в качестве одного из мероприятий, необходимых для либерализации белорусской экономики, повышения ее конкурентоспособности и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития. |
Схема подтверждения соответствия продукции при декларировании соответствия установлена Правилами № 23. Как и в случае с обязательной сертификацией, здесь могут проводиться испытания, если это предусмотрено ТР или иным нормативным правовым актом. Изготовитель (продавец) вправе вместо декларирования соответствия продукции, включенной в Перечень № 60, выбрать проведение обязательной сертификации такой продукции.
Например, в строительстве оценку соответствия осуществляют аккредитованные в установленном порядке организации (например, республиканское унитарное предприятие (РУП) «БелГИМ», РУП «Стройтехнорм») по схемам и в порядке, предусмотренным:
• ТКП 5.3.13-2007 (03220)* «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация работ (услуг) в строительстве. Порядок проведения», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29.12.2007 № 67 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/203340/300741);
• ТКП 5.1.04-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация выполнения работ, оказания услуг. Основные положения», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30.04.2012 № 23 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/280301/378102).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. ТКП 5.1.04-2012 отменен постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2017 № 92. |
Обязанность по сертификации работ (услуг) в строительстве возложена на юридических лиц (в том числе иностранных) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих соответствующие строительные работы (услуги).
Таким образом, в отличие от лицензирования, которое охватывает организационный макроуровень (виды деятельности), техническое нормирование проводится на микроуровне (отдельные работы, услуги, материалы). Если лицензируется юридическое или иное лицо в целом, то сертификации подлежат технологические и бизнес-процессы, а также средства их осуществления.
![]() |
Обратите внимание! Безлицензионная деятельность может повлечь административную и уголовную ответственность (ст.12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) и ст.233 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК)), но и за нарушение требований ТНПА установлено значительное количество составов административных правонарушений, протоколы об административных правонарушениях по которым имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (ст.12.25, 23.11, 23.12 и др. КоАП), а также иных государственных органов, перечисленных в ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Статья 305 УК предусматривает и уголовную ответственность за нарушение проектов, обязательных для соблюдения требований ТНПА при производстве строительно-монтажных работ, с тяжкими последствиями.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 июля 2019 г. ст.233 УК изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 09.01.2019 № 171-З. С 1 марта 2021 г. действует КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарий см. здесь. С 1 марта 2021 г. действует ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарий см. здесь. |
Если техническое нормирование все же по способам ведения и целям значительно отличается от лицензирования, то аттестация в последнее время стала использоваться как прямой его заменитель. Ранее термин «аттестация» применялся в отношении:
• работников (госслужащих, научных работников) и прочих физических лиц (аудиторов, оценщиков, таможенных агентов, управляющих в процедуре банкротства, нотариусов, юристов, тренеров, гидов-переводчиков, экскурсоводов, с недавнего времени бухгалтеров и др.);
• рабочих мест по условиям труда;
• средств измерений.
В настоящее время он вводится и применительно к юридическим лицам.
Указ Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» подп.1.11 п.1 устанавливает, что отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие) по перечню, определенному в приложении 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 (далее - постановление № 252), осуществляются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) при наличии аттестатов соответствия, выдаваемых в порядке, установленном постановлением № 252. Порядок аттестации установлен вышеуказанным Положением. Соответствующая деятельность без получения аттестатов запрещается.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 февраля 2018 г. приложение 1 к Положению № 252 изложено в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2018 № 148. С 19 августа 2018 г. следует руководствоваться подп.1.11 п.1 Указа № 26 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 16.08.2018 № 322. Норма применяется, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. |
Аттестация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей (ИП)) включает в себя оценку юридических лиц и ИП на соответствие квалификационным требованиям.
Для этого необходимо представить следующие документы:
а) копии документов, свидетельствующих о наличии системы управления и (или) контроля качества работ и услуг;
б) копии сертификатов соответствия работ в строительстве при осуществлении работ, подлежащих обязательной сертификации;
в) сведения о составе и профессиональной квалификации руководящих работников, специалистов и рабочих, работающих по основному месту работы;
г) сведения о наличии находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании основных средств, необходимых для выполнения деятельности в области строительства, на право осуществления которой будет выдаваться аттестат соответствия;
д) информацию о наличии находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении средств измерений и контроля, необходимых для контроля качества выполняемых работ и услуг, и их состоянии;
е) информацию об объектах (работах, услугах), выполненных (оказанных) заявителем за последний календарный год;
ж) информацию о системе охраны труда, в том числе подтверждение проведения проверки знаний по вопросам охраны труда руководителя, его заместителей и ответственного за охрану труда и др.
Помимо аттестации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), введена также аттестация руководителей (управляющих) проекта. Вопросы данной аттестации регламентированы Положением об аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением № 252.
Аттестация включает в себя квалификационный экзамен. На данном этапе необходимо представить копии диплома о высшем и (или) среднем специальном образовании, трудовой книжки, свидетельства о повышении квалификации претендента по заявляемой специализации аттестации, заверенные нанимателем.
Аттестацию проводит уполномоченная организация - инженерное РУП «Белстройцентр». Срок действия аттестата - 5 лет.
Если сравнить предъявляемые к аттестации требования с ранее действовавшим порядком лицензирования в строительстве, то они не только повторяют, но и расширяют область ранее действовавших лицензионных требований. Можно предположить, что аттестация юридических лиц является своего рода «скрытым лицензированием» и применяется для защиты внутреннего рынка работ (услуг) от нерезидентов.
Что касается аттестации физических лиц, то основная ее цель - подтверждение профессиональных знаний (квалификации). Например, Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» введена аттестация профессиональных бухгалтеров в общественно значимых организациях (с 2017 года), в том числе в страховых организациях и банках, с получением соответствующего сертификата Министерства финансов Республики Беларусь или Национального банка Республики Беларусь (ст.5, пп.7, 8 ст.8).
![]() |
Справочно Общественно значимые организации - открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации. |
Причем затем не реже одного раза в 2 года выданный сертификат профессионального бухгалтера надо подтверждать. Основными предварительными требованиями являются наличие высшего образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет, а также отсутствие неснятой (непогашенной) судимости. Затем предусмотрен квалификационный экзамен (для аттестации) или тестирование (для подтверждения квалификации) в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации на право получения сертификата профессионального бухгалтера и подтверждения квалификации физическими лицами, имеющими сертификат профессионального бухгалтера, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.02.2014 № 94.
Аналогичные требования установлены к аудиторам (ст.24 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности», Положение о порядке проведения аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора и подтверждения квалификации аудиторами, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2013 № 1098). Только для данных лиц расширены возможности в части образования - высшее экономическое или юридическое (причем образование, полученное за рубежом, должно быть подтверждено свидетельством о признании документа Министерства образования Республики Беларусь) и снижен необходимый стаж работы по профессии до 3 лет.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 октября 2019 г. требования к аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора приводятся в ст.30 Закона № 56-З в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 229-З. |
![]() |
Справочно По вопросу признания документов об образовании см.: • ст.102 Кодекса Республики Беларусь об образовании; • Положение о порядке признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь, признания и установления соответствия периодов обучения, курсов высшего образования в организациях иностранных государств, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.07.2011 № 981.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться ст.94 КоО в ред. Закона от 14.01.2022 № 154-З. Комментарии см. здесь. С 1 сентября 2022 г. действует Положение о порядке признания документов об образовании, выданных в иностранных государствах, и установления их эквивалентности (соответствия) документам об образовании Республики Беларусь, признания и установления соответствия периодов обучения в иностранных организациях, утв. постановлением Совмина от 09.08.2022 № 518. |
Для получения свидетельства об аттестации юриста сдача квалификационного экзамена в настоящее время в соответствии с Положением о комиссиях по вопросам лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг, утвержденным постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.03.2014 № 58, не требуется.
Необходимость прохождения аттестации для различных профессиональных групп также различается. При получении юридическим лицом (не менее 2 человек) или ИП лицензии на право оказания юридических услуг аттестация юристов является квалификационным требованием согласно Указу № 450. Аудиторская организация для осуществления деятельности (не лицензируемой в данное время) должна иметь в своем штате не менее пяти аттестованных аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы. Для бухгалтера общественно значимой организации наличие сертификата профессионального бухгалтера будет являться основанием назначения на должность и т. д.
Таким образом, в первом случае аттестация персонала применяется вместе с лицензированием, в остальных - вместо него.
Этот термин используется в нескольких значениях:
1) аккредитация как вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является подтверждение компетентности юридического лица Республики Беларусь или иностранного юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия или проведении испытаний объектов оценки соответствия (абзац 2 ст.1 Закона № 269-З). Ее результатом является получение аттестата аккредитации, что дает право на осуществление деятельности по подтверждению соответствия требований ТР и ГОСТ (сертификации) в отношении третьих лиц.
Аккредитация является добровольной процедурой, ее результатом является получение заявителем статуса: а) аккредитованного органа по сертификации либо б) аккредитованной испытательной лаборатории (центра), что подтверждается аттестатом аккредитации. Ее целью, наряду с подтверждением компетенции соответствующих организаций и повышением доверия к их деятельности, является также создание условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) на международном уровне. Органом по аккредитации является Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь. Правила аккредитации, а также форма аттестата аккредитации утверждены постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.05.2011 № 27.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 мая 2021 г. следует руководствоваться формой аттестата аккредитации в редакции постановления Госкомстандарта от 22.12.2020 № 102; |
2) аккредитация юридических лиц (ИП) на оказание услуг в области охраны труда проводится подразделениями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь - устанавливается соответствие содержания и качества предоставляемых услуг в области охраны труда юридическими лицами (ИП) требованиям законодательства об охране труда. Аккредитация предусматривает подтверждение компетенции таких лиц и их включение в реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда (ст.23 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»; Инструкция о порядке аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2014 № 28).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 июля 2023 г. следует руководствоваться Инструкцией № 28 с изменениями, внесенными постановлением Совмина от 13.07.2023 № 457; |
3) государственная аккредитация учреждения образования - установление соответствия образовательной деятельности законодательству, содержания и качества предоставляемого образования требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ. Проводится на соответствие заявленному виду деятельности по каждой специальности либо по профилю (направлению) образования. Успешное прохождение подтверждается сертификатом о государственной аккредитации, что дает право на выдачу выпускникам документов об образовании (ст.29 Кодекса Республики Беларусь об образовании; Положение о порядке проведения государственной аккредитации учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, и подтверждения государственной аккредитации, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 820).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2022 г. следует руководствоваться ст.28 КоО в ред. Закона № 154-З. Комментарии см. здесь. С 1 сентября 2022 г. действует Положение о порядке проведения государственной аккредитации и подтверждения государственной аккредитации учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, утв. постановлением Совмина от 31.08.2022 № 572. |
Отдельные виды образовательной деятельности лицензируются. Но если лицензирование - это форма предварительного контроля, то аккредитация - текущего;
4) другие виды аккредитации:
- аккредитация на товарной бирже, предоставляющая право на участие в биржевых торгах и заключение биржевых сделок в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2009 № 10-З «О товарных биржах»;
- аккредитация на электронной торговой площадке для предоставления права доступа к участию в электронном аукционе при проведении государственных закупок (ст.42 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. Закон № 419-З изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. Следует руководствоваться ст.20 новой редакции данного Закона; |
- аккредитация журналиста средства массовой информации, то есть подтверждение права журналиста освещать мероприятия (ст.35 Закона Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации», Положение о порядке аккредитации в Республике Беларусь журналистов иностранных средств массовой информации, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.12.2008 № 2015).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 октября 2020 г. Положение № 2015 изложено в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.10.2020 № 578; |
- государственная аккредитация организации по коллективному управлению имущественными правами авторов (ст.48 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах»);
- аккредитация на право ведения охотничьего хозяйства (Положение об аккредитации на право ведения охотничьего хозяйства, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2014 № 381) и др.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 сентября 2018 г. для повышения эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности в Республике Беларусь вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2018 № 493, которым утверждены Положение о порядке создания вольеров, установления ограничений и запретов на их создание, содержания, разведения и использования в них диких животных, в том числе проведения вольерной охоты, Положение о порядке присвоения звания эксперта по оценке охотничьих трофеев определенной категории и выдачи удостоверения эксперта по оценке охотничьих трофеев. |
Приведенная информация подтверждает, что в некоторых случаях (отдельные виды образования) аккредитация применяется дополнительно к лицензированию, в остальных - заменяет его. В отличие от лицензирования и аттестации госпошлина при аккредитации не взимается. Впрочем, в некоторых случаях установлена плата за совершение административных процедур.
Регистрация в реестре (регистре)
Это еще один относительно новый способ контроля и чаще всего (хотя не всегда) наиболее либеральный.
Реестр (регистр) - это информационный ресурс, служащий определенным целям. Цели эти чаще всего зависят от выбора наименования:
1) термин «реестр» применяется чаще всего к чисто информационным (административным) базам данных (например, Единый реестр государственного имущества, Национальный реестр правовых актов, Единый государственный реестр сведений о банкротстве, Государственный реестр бланков ценных бумаг и т. п.);
2) термин «регистр» обычно обозначает документ (базу данных) правоустанавливающего (юридического) характера, включение в которые предоставляет какое-либо право (Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР), Единый государственный регистр недвижимого имущества и др.).
Впрочем, в последнее время появилась тенденция смешения функций реестров и регистров. С одной стороны, например, записи в Регистр населения или Государственный регистр информационных систем вряд ли способны наделить какими-либо дополнительными правами. С другой стороны, Указ Президента Республики Беларусь от 24.07.2014 № 371 «О создании государственного информационного ресурса "Реестр бытовых услуг Республики Беларусь"» запрещает деятельность в сфере оказания бытовых услуг без включения в реестр и получения соответствующего свидетельства. Запись в реестр доменных имен также носит правоустанавливающий характер.
Также записи в Торговый реестр придается правоустанавливающее значение, то есть стационарный либо нестационарный торговый объект, торговый центр, рынок считаются созданными со дня внесения сведений о них в Торговый реестр (п.3 ст.13, п.6 ст.14, п.3 ст.15, п.5 ст.17 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться Законом № 128-З в редакции Закона от 04.01.2021 № 81-З. Комментарии см. здесь. |
Однако преувеличивать значение подобной регистрации также не стоит: все перечисленные объекты неправосубъектны, то есть не являются юридическими лицами, в этом состоит ее принципиальное отличие, например, от записи в ЕГР.
Особняком стоит государственная регистрация издателей, производителей и распространителей в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29.12.2012 № 8-З «Аб выдавецкай справе ў Рэспублiцы Беларусь». В отличие от других аналогичных регистраций здесь заявительный принцип не действует (установлены определенные квалификационные требования, в частности, предусмотрен экзамен для издателей). У Министерства информации Республики Беларусь имеются дискреционные полномочия, дающие право отказать в регистрации и включении в Государственный реестр издателей, производителей и распространителей. Срок государственной регистрации - 1 месяц - также отличается от стандартного 15-дневного срока, установленного Указом № 450 и Законом Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур». Такую государственную регистрацию можно считать особой формой лицензирования.
_______________________
* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.
Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.
25.11.2015
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук