Пособие от 29.08.2013
Автор: Овсейко С.

Лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, контроль и экологическая экспертиза в Республике Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ВОЗДЕЙСТВИЕМ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, КОНТРОЛЬ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Лицензирование

Глава 22 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее - Положение), предусматривает отнесение к лицензируемым видам деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду:

1) обращение с озоноразрушающими веществами (примечание);

2) использование отходов 1-3-го классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов.

Лицензирование вышеуказанной деятельности осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ (далее - Минприроды) (http://www.minpriroda.gov.by/ru/1829680223-ru/).

Порядок подачи документов и рассмотрения материалов по лицензированию регламентирован приказом Минприроды РБ от 30.08.2011 № 363-ОД.

 

Обратите внимание!

Лицензиат обязан в месячный срок обратиться в соответствующий лицензирующий орган для внесения в лицензию изменений и (или) дополнений в случае:

• смены собственника, изменения наименования (фирменного наименования), места нахождения лицензиата - юридического лица, иностранной организации, ее представительства, фамилии, имени, отчества, места жительства лицензиата - физического лица;

• вступления в силу решения суда либо принятия решения лицензирующим органом о прекращении действия лицензии по одному или нескольким обособленным подразделениям (филиалам), в отношении одной или нескольких составляющих работ и (или) услуг при условии сохранения действия лицензии в непрекращенной части;

• изменения законодательства, влекущего необходимость внесения изменений и (или) дополнений в лицензию, если иной срок не предусмотрен соответствующим нормативным правовым актом;

• изменения иных сведений, указанных в лицензии (п.66 Положения).

 

Не требуется получения лицензии для:

• использования отходов 1-3-го классов опасности в процессе научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, а также образовавшихся в результате проведения таких работ;

• использования отходов 1-3-го классов опасности юридическим лицом, иностранной организацией, индивидуальным предпринимателем, если такие отходы образовались в результате деятельности этого юридического лица, иностранной организации, индивидуального предпринимателя;

• обезвреживания отходов в процессе научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, а также образовавшихся в результате проведения таких работ (п.214 Положения).

Указом Президента РБ от 17.11.2011 № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях» предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность (планирующие осуществлять деятельность), связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, согласно приложению к данному Указу вправе с 1 января 2012 г. получать комплексные природоохранные разрешения, а с 1 января 2016 г. осуществляют указанную деятельность только при наличии комплексных природоохранных разрешений - единых разрешительных документов, удостоверяющих право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства с учетом внедрения наилучших доступных технических методов и устанавливающих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, условия осуществления хозяйственной и иной деятельности в части использования природных ресурсов и (или) оказания воздействия на окружающую среду, и заменяющих собой разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.

Комплексные природоохранные разрешения выдаются бесплатно на срок от 5 до 10 лет территориальными органами Минприроды в порядке, определенном постановлением Совета Министров РБ от 12.12.2011 № 1677 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528». С даты их получения прекращают свое действие ранее выданные разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства.

Контроль

Меры по контролю за состоянием окружающей среды включают:

• мониторинг;

• экологическую экспертизу;

• прочие меры государственного контроля в соответствии со ст.88 Закона РБ от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 1982-XII);

• ведомственный и производственный контроль в соответствии со ст.94 Закона № 1982-XII;

• экологический аудит и др.

В соответствии с Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» определен перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. перечень № 510 на основании Указа Президента РБ от 16.10.2017 № 376 изложен в новой редакции.  

 

В области экологии он включает:

1) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальные органы (контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов);

2) государственные природоохранные и лесохозяйственные организации, находящиеся в подчинении Управления делами Президента РБ (контроль за ведением охотничьего хозяйства, охотой, рыбной ловлей, состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и другие контрольные функции в части охраны животных и растительных ресурсов на подведомственных им территориях) и некоторые другие.

При этом Минприроды обладает правом проведения внеплановых тематических оперативных проверок в пределах своей компетенции.

Указом Президента РБ от 22.06.2010 № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» определен перечень государственных органов и иных государственных организаций, республиканских общественно-государственных объединений, их структурных подразделений (подчиненных организаций), осуществляющих ведомственный контроль, в который помимо Минприроды входит Министерство лесного хозяйства РБ, республиканское государственно-общественное объединение «Белорусское общество охотников и рыболовов» и др.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. Указ № 325 утратил силу на основании Указа Президента РБ от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности».

 

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза может быть государственной либо общественной (ст.59 Закона № 1982-XII).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 января 2017 г. глава 8 (ст.58-61) Закона № 1982-XII изложена в новой редакции Законом РБ от 18.07.2016 № 399-З.

 

Проведение государственной экспертизы регулируется отдельным Законом РБ от 09.11.2009 № 54-З «О государственной экологической экспертизе», который определяет объекты государственной экологической экспертизы как следующую документацию:

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 января 2017 г. действует новый Закон РБ от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»;

 

1) градостроительные проекты общего планирования, специального планирования, детального планирования, архитектурные проекты застройки территорий;

2) обоснования инвестирования в строительство, архитектурные и строительные проекты для следующих объектов (за исключением текущих и капитальных ремонтов таких объектов): (для объектов, указанных в части первой ст.13 названного Закона № 54-З (за исключением текущих и капитальных ремонтов таких объектов);

3) проекты территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

4) проекты водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов.

Кроме того, объектами государственной экологической экспертизы является также иная документация по планируемой хозяйственной и иной деятельности:

1) проекты концепций, прогнозов, программ и схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду;

2) проекты ведения охотничьего хозяйства, рыбоводно-биологические обоснования, биологические обоснования зарыбления рыболовных угодий, биологические обоснования на заготовку и (или) закупку диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также изменения и дополнения к указанным проектам и обоснованиям;

3) лесоустроительные проекты, а также изменения и дополнения к этим проектам;

4) проекты технических нормативных правовых актов, в которых устанавливаются требования в области охраны окружающей среды и (или) рационального использования природных ресурсов к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.

Объектами государственной экологической экспертизы может являться другая проектная или иная документация, предусмотренная законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Государственная экологическая экспертиза проводится уполномоченными должностными лицами Минприроды, областных (Минского городского) комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Срок ее проведения не должен превышать 1 месяца, а для проектной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказывать трансграничное воздействие, - 2 месяцев со дня поступления проектной документации, соответствующей требованиям, установленным Положением о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 19.05.2010 № 755.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 января 2017 г. следует руководствоваться Положением о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, требованиях к составу отчета об оценке воздействия на окружающую среду, требованиях к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 19.01.2017 № 47.

 

По результатам проведенной государственной экологической экспертизы составляется заключение государственной экологической экспертизы, которое может быть положительным, в т.ч. положительным с особыми условиями реализации проектных решений, либо отрицательным.

 

Справочно

На эту же тему см.:

Какие международные договоры заключены Республикой Беларусь в области охраны природы?

 

Примечание. Постановлением Минприроды РБ от 19.12.2008 № 122 утверждена Инструкция по обращению с озоноразрушающими веществами.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 сентября 2019 г. в Инструкцию № 122 внесены изменения постановлением Минприроды РБ от 05.09.2019 № 30, в частности, изменено название: «Инструкция о порядке обращения с озоноразрушающими веществами».

 

29.08.2013

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук