


Материал помещен в архив
ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Локальный нормативный правовой акт (далее - ЛНПА) - нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций (абзац 12 ст.1 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. взамен Закона № 361-З действует Закон РБ от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Согласно п.1 ст.5 Закона № 130-З локальный акт - официальный документ, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом), устанавливающий обязательные правила поведения в целях регулирования вопросов организации внутренней деятельности данного нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций. Комментарий см. здесь. |
![]() |
Справочно Понимание ЛНПА в белорусском законодательстве несколько отличается от западноевропейских стран, где данный термин используется применительно к нормативным правовым актам (НПА) местных органов управления и самоуправления (см.: Сiльчанка М.У. Тэорыя крынiц беларускага права. Гродна, 2012. С.52). С другой стороны, в России после принятия нового законодательства о хозяйственных обществах начался процесс вытеснения термина «ЛНПА» термином «внутренние документы». |
Существуют два обязательных признака, которыми характеризуется понятие «ЛНПА»:
1. Локальный нормативный правовой акт - разновидность нормативных правовых актов, т.е. ЛНПА должен отвечать таким критериям последних, как:
а) это официальный документ установленной формы;
б) принят (издан) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры;
в) содержит общеобязательные правила поведения;
г) данные правила поведения рассчитаны на неопределенный круг лиц;
д) данные правила поведения рассчитаны на неоднократное применение.
Между тем не все из названных признаков обязательны для ЛНПА. Например, критерий «б» у ЛНПА организаций частной собственности и коммерческих организаций отсутствует. Критерий «г» вовсе противоречит определению ЛНПА, поскольку их действие ограничено числом субъектов, работающих в организации, хотя внутри этих субъектов действие ЛНПА по кругу лиц действительно иногда может быть неопределенным.
Локальный нормативный правовой акт не единственный вид организационно-распорядительного документа, принимаемый в организации. Кроме ЛНПА могут приниматься и локальные правовые акты ненормативного характера (например, приказ о приеме на работу конкретного работника), локальные нормативные акты, не являющиеся правовыми (например, устанавливающие нормативный срок службы основного средства для целей начисления амортизации).
2. Ограниченное действие, как правило, в рамках одной организации, его принявшей. Упоминание о «нескольких организациях», по мнению автора, может касаться только:
а) холдингов, объединений (общественных, религиозных, государственно-общественных, союзов и ассоциаций) и т.п., в которых имеется участник (орган), уполномоченный на издание обязательных для исполнения актов;
б) профессиональных союзов, которые могут создавать союзы (ассоциации) и прочие объединения районного, областного и республиканского уровня (ст.2 Закона РБ от 22.04.1992 № 1605-XII «О профессиональных союзах») для координации своей деятельности;
в) системы потребительской кооперации, состоящей из потребительских обществ, объединенных в союзы (по областям), а те далее - в Белорусский республиканский союз потребительских обществ («Белкоопсоюз») (Закон РБ от 25.02.2002 № 93-З «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь»).
Ввиду такого достаточно широкого определения термина «ЛНПА» непросто перечислить конкретные виды ЛНПА, входящие в него. Вначале обратимся к легальным источникам. Так, подп.1.4 п.1 Указа Президента РБ от 30.12.2010 № 711 «О некоторых вопросах осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов» относит к ЛНПА, не подлежащим юридической экспертизе, в т.ч. акты (при условии, что они не затрагивают прав, свобод и обязанностей иных граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц):
• действие которых ограничивается нормотворческим органом (его территориальными органами), подчиненными ему (входящими в его состав, систему) организациями, в т.ч. в случаях, когда территориальные органы, подчиненные (входящие в состав, систему) организации не определены непосредственно в тексте такого акта;
• распространяющие свое действие исключительно на работников нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций, в т.ч. в случаях, когда эти работники индивидуально не определены в тексте такого акта;
• предусматривающие создание и (или) определяющие порядок деятельности структурных подразделений, комиссий и иных формирований нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций;
• обладающие указанными выше признаками, однако, подлежащие в соответствии с законодательством совместному принятию либо согласованию с государственным органом, реализующим государственную политику в определенной сфере.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 июля 2019 г. подп.1.4 п.1 Указа № 711 изложен в новой редакции Указом Президента РБ от 10.07.2019 № 265. |
Положение о Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента РБ от 20.07.1998 № 369, предусматривает в п.4, что не подлежат включению в Национальный реестр правовых актов ЛНПА, за исключением:
• декретов, указов, распоряжений Президента РБ;
• постановлений Палаты представителей Национального собрания РБ;
• постановлений Совета Республики Национального собрания РБ;
• постановлений Совета Министров РБ;
• распоряжений Премьер-министра РБ;
• правовых актов Администрации Президента РБ, если иное не предусмотрено Главой Администрации Президента РБ.
Таким образом, статус ЛНПА могут иметь и акты государственных органов (должностных лиц), уполномоченных на издание НПА. Более того, наличие в указанном перечне декретов, указов, постановлений и т.п. позволяет говорить, что ЛНПА - это не качество (т.е. юридическая сила, круг регулируемых вопросов и т.д.) нормативного правового акта, а лишь ограничение сферы его действия по субъектам.
Классификация локальных нормативных правовых актов
Можно предложить следующую классификацию ЛНПА:
1. По органу, их издавшему:
а) локальный нормативный правовой акт государственных органов (должностных лиц);
б) локальный нормативный правовой акт прочих юридических лиц.
В первом случае речь идет, как правило, об управленческих актах в рамках общей правоспособности государственного органа (ЛНПА по вопросам оплаты труда, финансово-хозяйственной деятельности и т.п.). Документы, принятые с целью реализации специальной правоспособности (т.е. отвечающие целям создания и деятельности данного государственного органа), чаще всего не являются ЛНПА. Иными словами ЛНПА регламентируют не основную, а вспомогательную деятельность данного государственного органа. Что же касается прочих юридических лиц, то у них такая особенность отсутствует.
2. По направленности:
а) внутренние;
б) внешние.
Большинство ЛНПА являются «внутренними», т.е. их сфера использования ограничена рамками той организации, где они изданы. Но есть и ЛНПА, которые могут иметь значение (создавать права и обязанности) вне рамок самой организации. Такого рода «внешние» ЛНПА также неоднородны, среди них можно выделить два подвида:
• создающие права и обязанности для самой организации (учредительные документы, доверенность на представление интересов);
• регламентирующие деятельность третьих лиц (клиентов и т.п.), например, правила проведения операций банков, правила биржевых торгов и т.д.
3. Локальные нормативные правовые акты, действие которых ограничено:
а) одной организацией (издавшей ЛНПА) либо
б) несколькими организациями (см. выше).
4. По способу принятия:
а) односторонние акты (приказы, распоряжения, инструкции, положения и т.п.);
б) договоры.
За исключением разве что коллективных договоров, все остальные ЛНПА относятся к числу первых, которые, однако, также не однородны:
• односторонние акты коллегиальных (коллективных) органов (например, общего собрания участников, совета директоров);
• односторонние акты должностного лица (директора, председателя и т.п.).
Кроме того, возможны промежуточные виды. Например, организация (интернет-провайдер, интернет-магазин, предприятие связи, банк, страховая компания и т.п.) размещает в своем офисе, сети Интернет и так далее внутренний ЛНПА (они могут называться как правилами, так и договором), а клиент «акцептует» его, например, подписывая какой-либо первичный документ, заявление и т.п., либо даже просто «кликая» на соответствующую виртуальную клавишу на сайте. С юридической точки зрения речь может идти о договоре присоединения (ст.398 Гражданского кодекса РБ, далее - ГК), но возможность одностороннего изменения условий такого договора оферентом во многом нивелирует его двусторонний характер.
5. По юридической силе:
а) принятые высшим органом управления;
б) иными органами управления (должностными лицами).
Как правило, ЛНПА, указанные в подп.б), принимаются в порядке так называемого «делегированного нормотворчества» (т.е. переданы высшим органом), реже соответствующие полномочия закреплены в учредительных документах или в законодательстве.
6. Санкционированные либо несанкционированные вышестоящим либо иным государственным органом. К числу первых относятся в т.ч. устав с отметкой о государственной регистрации либо коллективный договор с отметкой о регистрации в исполнительном комитете.
7. По предметным отраслям, относящиеся:
а) к трудовому праву (правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании, положение об отпусках, штатное расписание, должностные инструкции и т.д.);
б) гражданскому праву (внутренние правила банковского кредитования, общие условия сделок на межбанковском валютном рынке и др.);
в) сфере корпоративного управления (кодекс корпоративного поведения, положение о контрольно-ревизионной службе, регламент работы наблюдательного совета и т.п.);
г) все остальные (учетная политика организации, положение о фондах и резервах, технические условия (ТУ) на выпускаемую продукцию и т.п.).
![]() |
Справочно Учетная политика организации - принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Подлежит раскрытию в составе бухгалтерской отчетности (п.2 Инструкции по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62). От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 февраля 2014 г. вместо Инструкции № 62 следует руководствоваться Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденным постановлением Минфина РБ от 10.12.2013 № 80. Определение учетной политики дано в Законе РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»: учетная политика - совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией (абзац 22 ст.1 названного Закона).
Технические условия - технический НПА, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на продукцию (услугу), предназначенную для реализации, и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля (ст.1, 22 Закона РБ от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации»).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 30 июля 2017 г. Закон № 262-З изложен в новой редакции Законом РБ от 24.10.2016 № 436-З. Определение техническим условиям дано в подп.1.29 п.1 ст.1, требования к техническим условиям, порядку их разработки, утверждения, государственной регистрации, введения в действие и применение технических условий приведены в ст.26 новой редакции Закона № 262-З. |
8. По видам: декреты, указы, постановления, инструкции, планы, положения, приказы, распоряжения и т.д. (фактически открытый перечень).
9. По порядку введения в действие:
а) вступающие в силу самостоятельно, без необходимости издания другого ЛНПА (в частности, решение, приказ, распоряжение);
б) вводимые в действие другим ЛНПА, обычно из числа указанных в подп.а) (это положение, правила, регламент и т.д.). Наличие таких «несамостоятельных» актов, скорее, дань традиции, и не означает, что юридической силы у них недостаточно. Наоборот, именно они рассчитаны обычно на неоднократное применение, тогда как «самостоятельные» акты очень часто касаются разового вопроса и собственно ЛНПА могут не быть.
Общие отличительные признаки локальных нормативных правовых актов
Общие признаки ЛНПА, отличающие их от прочих НПА, следующие.
1. Нормы ЛНПА имеют характер «вторичных», производных от норм законодательства. Большинство ЛНПА состоит из процедурных норм, развивающих нормы других НПА. Реже встречаются ЛНПА-»ретрансляторы», которые доводят до сведения, пересказывают и объясняют НПА государственного органа. Полноценные «первичные» нормы в ЛНПА редки и могут встречаться лишь в случае законодательного пробела (в т.ч. и сознательного). Например, законодательство не регулирует стиль одежды работников организаций, тогда как ЛНПА могут устанавливать определенный корпоративный стиль, или дресс-код. Но все же гораздо чаще ЛНПА возникают из диспозитивных, отсылочных либо бланкетных норм законодательства.
2. Большинство ЛНПА - организационно-распорядительные или методические документы, ограниченные рамками одной (реже нескольких) организации.
3. Содержащиеся в ЛНПА правила рассчитаны на неоднократное применение и носят деперсонализированный характер. В противном случае документы, рассчитанные на однократное применение или носящие индивидуальный характер, утрачивают признак нормативности либо вовсе не могут быть названы правовыми актами. Впрочем, неоднократное применение может быть (а) ограничено определенным периодом времени (например, учетная политика организации принимается на 1 год) либо (б) не ограничено (принимается на неопределенный срок, как большинство ЛНПА). Что касается деперсонализации, то, по мнению автора, должностная инструкция вполне отвечает данному критерию и, следовательно, является ЛНПА, так как принимается на основании штатного расписания, а не для работника, занимающего конкретную должность.
4. Юридическая сила ЛНПА, как правило, ниже, чем норм законодательства, за единственным исключением в сфере трудового права (см. ниже).
5. Локальные нормативные правовые акты, как правило, не носят характер гражданско-правовой сделки. Это самостоятельный источник возникновения прав и обязанностей, который в терминах ГК (подп.8) части второй п.1 ст.7) может быть охарактеризован, как возникающий «вследствие иных действий граждан и юридических лиц». Но правило это не жесткое, и, как уже говорилось, законодательство прямо называет исключения из него.
6. Еще одно исключение из правила (и снова в сфере трудового права) - это отсутствие санкций за нарушение норм ЛНПА. Поэтому локальные нормы имеют структуру регулятивных норм и состоят из гипотезы и диспозиции.
7. Ограниченная возможность обжалования, которая есть следствие предыдущего признака и его «обратная сторона». Конституция Республики Беларусь признает возможность обжалования нормативных актов (ст.122). В настоящее время контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь осуществляется Конституционным Судом РБ (ст.116 Конституции Республики Беларусь, ст.1 Закона РБ от 30.03.1994 № 2914-XII «О Конституционном суде Республики Беларусь»). Хозяйственный процессуальный кодекс РБ упоминает лишь о возможности обжалования (проверки законности) только ненормативных актов (ст.227-230) государственных органов, организаций и должностных лиц. Хотя Положение о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденное постановлением Верховного Совета РБ от 16.06.1993 № 2415-XII, предусматривает возможность признания недействительными нормативных и ненормативных актов соответствующих государственных органов и возмещения соответствующего ущерба, если эти акты приняты (указания даны) в процессе регулирования хозяйственной деятельности, управления ею либо контроля за ее осуществлением.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 17 апреля 2014 г. Закон № 2914-XII утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 08.01.2014 № 124-З «О конституционном судопроизводстве». С 21 июля 2014 г. в ст.227-230 Хозяйственного процессуального кодекса РБ внесены изменения Законом РБ от 01.07.2014 № 174-З. |
Возможность обжалования ЛНПА организаций допускается ст.353-358 Гражданского процессуального кодекса РБ, регламентирующими особенности рассмотрения и разрешения жалоб на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, - и права юридических лиц. При этом к действиям (бездействию) государственных органов, иных юридических лиц и организаций, должностных лиц, подлежащим судебному обжалованию, относятся коллегиальное и единоличное действия (бездействие), в результате которых гражданин незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему нормативным правовым актом, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.
Закон РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII) (ст.45) говорит о возможности обжалования в суд решений общего собрания участников, нарушающих права и законные интересы участника этого общества, не принимавшего участия в голосовании либо голосовавшего против их принятия, в течение 2 месяцев в обществе с ограниченной (дополнительной) ответственностью и 6 месяцев в акционерном обществе.
Сфера применения локальных нормативных правовых актов
Основные сферы, где значение ЛНПА наиболее важно: корпоративное управление, трудовые отношения и банковская деятельность.
Закон № 2020-XII многократно упоминает ЛНПА в различных контекстах. Прежде всего, касательно компетенции он наделяет правом принятия соответствующих ЛНПА:
• общее собрание участников, причем ст.34 Закона № 2020-XII относит утверждение ЛНПА к его исключительной компетенции, требующей квалифицированного большинства в 3/4 голосов (ст.45);
• совет директоров (наблюдательный совет) по вопросу определения требований к квалификационным, профессиональным и иным качествам кандидатов в члены исполнительного органа хозяйственного общества, а также порядка принятия решений этим органом в части, не урегулированной уставом, и др. (ст.54, 85 Закона № 2020-XII).
Закон № 2020-XII нигде не упоминает делегирование прав на принятие ЛНПА. Однако, по мнению автора, формулировка «исключительная компетенция» (ст.35, 85) исключает эту возможность, тогда как в остальных случаях оно вполне допустимо.
Статья 63 Закона № 2020-XII перечисляет документы хозяйственного общества, которые должны храниться, как правило, по месту нахождения его исполнительного органа.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 января 2016 г. в ст.34, 35, 45, 54, 63, 85 Закона № 2020-XII внесены изменения Законом РБ от 15.07.2015 № 308-З. Комментарий см. здесь. |
Качественный состав этих документов не однороден, среди них можно выделить:
• правоустанавливающие документы;
• бухгалтерскую и статистическую отчетность, прочую финансовую информацию оправдательного характера;
• первичные учетные документы;
• локальные нормативные правовые акты, к числу которых, помимо прямо названных ЛНПА хозяйственного общества, регламентирующих его деятельность, можно также отнести протоколы учредительного собрания, общих собраний участников хозяйственного общества, счетной комиссии, заседаний иных органов хозяйственного общества, учредительные и прочие (например, положения о филиалах и представительствах хозяйственного общества) документы.
Наиболее спорный вопрос о правовом статусе устава и прочих учредительных документов. Несмотря на различные мнения в литературе, автор считает, что это разновидность ЛНПА, имеющая следующие основные особенности:
• устав решает не только внутренние вопросы управления, но и направлен «вовне», репрезентирует организацию во внешних отношениях как с государственными органами, так и с другими организациями;
• устав имеет не распорядительное, а конститутивное значение, фиксирует содержащиеся в нем сведения;
• устав представляется при государственной регистрации и содержит соответствующую отметку (штамп). Правда, в связи с переходом к заявительному принципу значение этого «санкционирования государством» постепенно снижается;
• устав утверждается учредителями (за исключением крайне редких случаев утверждения НПА), а не самой организацией, штамп на уставе о государственной регистрации и есть «дата рождения» юридического лица;
• устав имеет высшую юридическую силу среди других ЛНПА, которые должны ему соответствовать (своего рода корпоративная конституция).
Хотя в целом мы бы не стали говорить о некой иерархии корпоративных ЛНПА, например, принятые общим собранием - наблюдательным советом - единоличным исполнительным органом. Скорее, речь идет о разных уровнях компетенции, установленных законодательством и уставом. Однако чем выше уровень соответствующего органа, тем более общий характер принимают акты управления, что дает право относить их и к нормативным, и к правовым. На уровне же исполнительного органа (как единоличного, так и коллегиального) большинство решений носит уже персональный и однократный характер.
В трудовых отношениях, которые есть своего рода «продолжение» корпоративных, ЛНПА являются одним из основных источников права и имеют легальное определение: абзац 3 части первой ст.1 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) относит к ним коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя.
При этом отмечается их подчиненность по отношению к законодательству. Однако ЛНПА в сфере трудового права обладают еще одной особенностью по сравнению с другими сферами: они не могут ухудшать положение работника по сравнению с законодательством, но могут улучшать (ст.7, 194, 362 ТК).
Правила внутреннего трудового распорядка имеют статус ЛНПА, но разрабатываются на основе Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных постановлением Минтруда РБ от 05.04.2000 № 46. Причем после утверждения они обязательны как для работников, так и нанимателей (п.6).
Еще один важный ЛНПА в трудовой сфере - инструкции по охране труда, содержащие требования по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг). Однако принимать инструкции по охране труда может не любой наниматель: работодатели, не наделенные правом принятия ЛНПА, должны руководствоваться соответствующими типовыми инструкциями по охране труда (ст.20 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»).
![]() |
Обратите внимание! Принятие инструкций по охране труда не право, а обязанность нанимателя (ст.13 вышеуказанного Закона). См. также Инструкцию о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденную постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 176 (пп.3, 4); Положение о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденное постановлением Минтруда РБ от 23.10.2000 № 136. От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2014 г. следует руководствоваться Законом РБ № 356-З в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 61-З. С 20 июня 2014 г. пп.3 и 4 Инструкции № 176 на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 24.12.2013 № 128 изложены в новой редакции. |
Коллективный договор согласно ст.361 ТК - это локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.
У ЛНПА в области трудовых отношений есть важное отличие от прочих ЛНПА, как правило, не имеющих собственных санкций за их нарушение. В трудовых же отношениях на этот случай есть особый вид ответственности - дисциплинарная.
В отличие от большинства других организаций ЛНПА в банках регламентируют не только внутренние вопросы деятельности, но и могут быть обязательны для клиентов.
![]() |
Справочно К таким ЛНПА, например, относятся: • Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.09.2006 № 137.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 августа 2016 г. постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.06.2016 № 361 (далее - постановление № 361) внесены изменения и дополнения в Инструкцию № 137, в частности, название изложено в новой редакции: «Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь" и небанковских кредитно-финансовых организаций»;
• Инструкция о раскрытии информации о деятельности банка, небанковской кредитно-финансовой организации, банковской группы и банковского холдинга, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 11.01.2013 № 19.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 августа 2016 г. постановлением № 361 внесены дополнения в Инструкцию № 19, в частности, название изложено в новой редакции: «Инструкция о раскрытии информации о деятельности банка, открытого акционерного общества "Банк развития Республики Беларусь", небанковской кредитно-финансовой организации, банковской группы и банковского холдинга»;
• Инструкция об организации системы внутреннего контроля в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.11.2012 № 625.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 5 августа 2016 г. постановлением № 361 внесены изменения и дополнения в Инструкцию № 625, в частности, название изложено в новой редакции: «Инструкция об организации системы внутреннего контроля в банках, открытом акционерном обществе "Банк развития Республики Беларусь", небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах»;
• Инструкция о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.09.2006 № 138.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 апреля 2018 г. Инструкция № 138 изложена в новой редакции постановлением Правления Нацбанка РБ от 15.12.2017 № 505;
• Инструкция об организации системы управления рисками в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.10.2012 № 550, и др. В большинстве из них содержатся специальные требования, предъявляемые ЛНПА.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 мая 2018 г. следует руководствоваться Инструкцией № 550 с изменениями, внесенными постановлением Правления Нацбанка РБ от 27.04.2018 № 196. |
Например, Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.12.2003 № 226, предусматривает в п.6, что уполномоченным органом банка должны быть утверждены ЛНПА, в которых предусматриваются обязательные условия и порядок предоставления (размещения) денежных средств и их возврата; процедура принятия решения о предоставлении (размещении) денежных средств; порядок определения правоспособности и оценки кредитоспособности; перечень документов, предоставляемых для получения кредита до заключения кредитного договора и в течение срока его действия; порядок оценки эффективности кредитуемых проектов; порядок и случаи контроля за состоянием заложенного имущества; контроля за целевым использованием кредита; порядок формирования и хранения кредитного досье; упрощенная процедура предоставления микрокредитов, если банк предоставляет микрокредиты; признаваемая малозначительной сумма обязательств кредитополучателя - физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, по кредитному договору.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 апреля 2018 г. следует руководствоваться п.8 Инструкции о порядке предоставления денежных средств в форме кредита и их возврата (погашения), утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2018 № 149. |
Чаще всего ЛНПА банков становятся обязательными для клиентов путем отсылки к ним в текстах договоров (текущего счета, кредитного, депозитного и т.д.), в противном случае обязать клиентов к их соблюдению достаточно проблематично.
У банковских ЛНПА также есть особенность, связанная с обязательностью и ответственностью. В других сферах деятельности ЛНПА лишь косвенно санкционированы государством, принудительная сила таких норм производна от нормативно-правовых актов государственных органов. В банковской деятельности многие ЛНПА имеют характер «самоограничения» для банков. Национальный банк РБ в рамках осуществления пруденциального надзора вправе проверять их соблюдение. Например, согласно п.103 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510, при осуществлении подготовительной работы по проведению проверки Национальный банк РБ вправе запросить ЛНПА, регулирующие деятельность проверяемого субъекта, в т.ч. по определению порядка совершения операций, управлению и контролю за рисками, организации внутреннего контроля.
Отдельные виды локальных нормативных правовых актов
Право на принятие ЛНПА ограничено не только с точки зрения компетенции соответствующего органа (организации), но и вида документа: согласно п.10 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Минюста РБ от 19.01.2009 № 4 (далее - Инструкция № 4), организации наделены правом принимать (издавать) только те распорядительные документы (приказы, распоряжения, указания, постановления, решения), которые предусмотрены законодательством Республики Беларусь, уставами или положениями о них.
Основные виды распорядительных документов в организации, перечисленные выше, могут утверждать и другие документы, например уставы, положения, правила, инструкции, типовые договоры и др. (подробней см. Классификатор унифицированных форм организационно-распорядительных документов (входит в состав Унифицированной системы организационно-распорядительной документации, утвержденной приказом Департамента по архивам и делопроизводству Минюста РБ от 14.05.2007 № 25)).
Виды распорядительных документов | ||
| ||
Вид документа |
Определение |
Подразделение |
Приказ |
Правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения основных задач, стоящих перед организацией. Приказы издаются также в случаях, когда необходимо довести требования директивных документов вышестоящих организаций до сведения подчиненных лиц и подведомственных организаций, наметить конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий |
Приказ (распоряжение): - по основной деятельности; - по личному составу; - по административно-хозяйственным вопросам |
Распоряжение |
Правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации (коллегиального органа управления) для решения оперативных вопросов основной деятельности. Не допускается издание распоряжений в случаях, когда необходимо документально оформить управленческое решение по основным принципиальным задачам, стоящим перед организацией. В этих случаях должны издаваться постановления, решения, приказы | |
Указание |
Правовой акт, издаваемый руководителем организации по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения правовых актов. Не допускается использовать указание в качестве утверждающего документа |
|
Постановление |
Правовой акт, принимаемый коллегиально органами государственной власти и управления |
Постановление (решение): - по основной деятельности; - по личному составу |
Решение |
Правовой акт, принимаемый коллегиально исполнительными и распорядительными органами, а также коллегиальными органами, имеющими совещательные функции |
![]() |
Обратите внимание! Не допускается объединение в одном распорядительном документе вопросов основной деятельности и по личному составу (п.98 Инструкции № 4). |
Как видим, не всегда указанные документы могут быть нормативными. Распространенной можно считать ситуацию, когда часть документа нормативная, а часть нет. По мнению автора, если даже часть распорядительного документа носит нормативный характер, то его целиком можно относить к ЛНПА.
Текст распорядительного документа, как правило, состоит из 2 частей:
1) констатирующей, в которой излагаются цели, задачи, причины, факты, послужившие основанием для издания распорядительного документа. Констатирующая часть может и отсутствовать;
2) распорядительной, которая начинается словом «ПРИКАЗЫВАЮ», для распоряжения, указания - «ОБЯЗЫВАЮ» или «ПРЕДЛАГАЮ», постановления - «ПОСТАНОВЛЯЕТ», «ПОСТАНОВИЛИ», решения - «РЕШИЛ», «РЕШИЛА», «РЕШИЛИ» и т.п.
Распорядительный документ вступает в силу с момента его издания (принятия), если в нем не указан иной срок. Срок исполнения документа определяется согласно установленным типовым или индивидуальным срокам исполнения, в противном случае он составляет 15 дней (подп.146.3 п.146 Инструкции № 4).
Для придания документу юридической силы необходимо наличие следующих обязательных реквизитов:
• наименования организации и (или) структурного подразделения - автора;
• даты;
• регистрационного индекса (состоит из порядкового регистрационного номера, который может быть дополнен индексом по номенклатуре дел, индексом применяемого классификатора (корреспондентов, вопросов деятельности и т.д.) и другими условными обозначениями);
• подписи.
Для отдельных видов документов дополнительными реквизитами, придающими им юридическую силу, являются гриф утверждения, печать, отметка о заверении копии.
Кроме подписания придать документу юридическую силу можно:
• утверждением - одним из способов удостоверения документа после его подписания. Документ может утверждаться 2 способами: изданием распорядительного документа или должностным лицом. Причем оба способа имеют одинаковую юридическую силу. Примерный перечень документов, подлежащих утверждению, определен в приложении 3 к Инструкции № 4;
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 22 марта 2019 г. вышеназванный перечень исключен на основании постановления Министерства юстиции РБ от 13.03.2019 № 39. Комментарий см. здесь; |
• регистрацией - записью учетных данных о документе в регистрационной форме, фиксирующей факт его создания, получения или отправки.
Документы (проекты), подготавливаемые в организации, до придания им юридической силы (подписания, утверждения, регистрации) в необходимых случаях подлежат согласованию, которое может проводиться как внутри организации - со структурными подразделениями и должностными лицами (внутреннее согласование), так и вне ее - с подчиненными и неподчиненными организациями (внешнее согласование).
Документы ненормативного либо неправового характера
Помимо организационно-распорядительных документов, которые могут иметь статус ЛНПА, есть документы ненормативного либо неправового характера, которые не могут считаться ЛНПА (протоколы, планы, отчеты, докладные записки, справки, акты и другие управленческие документы).
1. Протокол - документ, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях коллегиальных органов. В случае проведения заседания коллегиального органа альтернативой протоколу будет приказ (распоряжение) руководителя организации, протокол заседания утверждается руководителем организации. Протокол совещания подписывается председателем (председательствующим на заседании) и секретарем.
Протоколы по полноте освещения хода заседания делятся на протоколы полной формы, краткой формы и сокращенной формы. Текст протокола делится на вводную и основную части.
2. Акт - документ, составляемый комиссией (уполномоченными лицами или должностным лицом), подтверждающий установленные факты (акты проверок, инвентаризации, несчастных случаев, приема-передачи материальных ценностей и др.). Текст акта состоит из вводной и констатирующей частей. Акт подписывается всеми лицами, принимавшими участие в его составлении. Акты, предписывающие выполнение определенных действий, подлежат утверждению должностным лицом, чей распорядительный документ (устное распоряжение) явился основанием для составления акта.
![]() |
Справочно Акты проверок по вопросам, связанным с осуществлением финансово-хозяйственных операций, подписываются проверяющим (руководителем проверки) контролирующего (надзорного) органа, органа, осуществляющего ведомственный контроль, а также представителем проверяемого субъекта, лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта, в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь. |
3. Докладная записка - информационный документ, адресованный вышестоящему руководителю в порядке прямого подчинения и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя. В зависимости от содержания и целевого назначения докладные записки делятся на инициативные (внесение предложений, изложение просьбы, фактов, явлений) и отчетные (о ходе, состоянии, завершении работ, выполнении поручений, планов, о результатах командировки, проверки и т.д.), а в зависимости от адресата - на внутренние и внешние. Текст докладной записки состоит из вводной и основной частей. Внутренние докладные записки подписываются их составителями, внешние - руководителем организации.
4. Справка - информационный документ, содержащий описание и (или) подтверждение тех или иных фактов служебного или биографического характера. Справка содержит констатацию каких-либо фактов без мнения автора о существе излагаемых вопросов. В зависимости от содержания и целевого назначения справки делятся:
- на служебные - официальный документ, содержащий сведения об основной деятельности организации (о штатной численности, о выполнении планов, заданий и др.);
- личные - официальный документ, подтверждающий сведения биографического и (или) служебного характера и выдаваемый гражданину (о месте работы и занимаемой должности, о периоде работы, о размере заработной платы и др.).
В зависимости от адресата справки также делятся на внутренние (подписываются их составителями) и внешние (руководителем). При необходимости служебная справка может заверяться печатью. В обязательном порядке печатью организации заверяются личные справки.
Разновидностью служебных справок являются сводки (об исполнении документов, сводка предложений и т.д.). Сводки оформляются в виде таблиц, графиков.
5. Письмо - обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемое в связи с особым способом передачи текста (пересылка по почте и другим каналам связи). В зависимости от содержания различают: письма-запросы, письма-ответы, письма сопроводительные, рекламационные, гарантийные, напоминания, извещения, приглашения. Письма составляются в структурных подразделениях, в компетенцию которых входит решение соответствующих вопросов, и подписываются руководителями организации и ее структурных подразделений согласно их компетенции и распределению обязанностей, закрепленных в локальных правовых актах организации.
Хранение локальных нормативных правовых актов
Хранение ЛНПА организации осуществляется согласно правилам делопроизводства путем объединения документов в дела, составления описи дел, установления номенклатуры и т.п. Срок хранения устанавливается ст.20 Закона РБ от 25.11.2011 № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь», перечнем типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, установленным постановлением Минюста РБ от 24.05.2012 № 140.
Во многих крупных организациях, таких как банки, может быть трудно контролировать число ЛНПА, хранящихся к тому же в разных подразделениях. В подобных случаях предпочтительнее создать внутреннюю базу данных таких документов.
19.11.2013
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук