


Материал помещен в архив
ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Локальные нормативные правовые акты (далее - ЛНПА) наряду с действующими нормативными правовыми актами (далее - НПА) - это источники регулирования соответствующих правоотношений. Для решения задач, стоящих перед юридическими лицами, законодательство предоставило организациям любой формы собственности право, а в некоторых случаях установило обязанность самостоятельно регулировать часть правоотношений, в т.ч. путем издания ЛНПА.
Понятие и виды локальных нормативных правовых актов
![]() |
Справочно Локальный нормативный правовой акт - нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций (ст.1 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», далее - Закон). Локальные нормативные правовые акты - коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя (ст.1 Трудового кодекса Республики Беларусь).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. взамен Закона действует Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Локальный акт - официальный документ, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом), устанавливающий обязательные правила поведения в целях регулирования вопросов организации внутренней деятельности данного нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций (п.1 ст.5 Закона № 130-З в новой редакции). |
Следует отличать ЛНПА от актов ненормативного характера, которые будут актами однократного применения и относятся к индивидуально-конкретным отношениям. Ненормативными являются индивидуальные правовые акты организации, например, приказ о приеме на работу, распоряжение о подготовке производственных помещений к осенне-зимнему периоду.
Действующие в организации ЛНПА отличаются многообразием видов. В зависимости от различных критериев ЛНПА можно классифицировать следующим образом.
Критерий | Вид ЛНПА | Пример |
Временной | Постоянные - не определен срок времени действия, сохраняют свою юридическую силу в течение всего времени до их отмены или изменения | Положение об условиях и порядке выплаты надбавки за продолжительность непрерывного трудового стажа |
Временные - установлен срок действия в ЛНПА или НПА | График отпусков | |
Территориальный | В одной организации | Положение о коммерческой тайне, коллективный договор |
В нескольких организациях | Положение о коммерческой тайне холдинга, коллективное соглашение | |
По действию на субъекты | Общего действия - распространяются на всех работников (все структурные подразделения и т.п.) | Инструкция по делопроизводству организации |
Частного действия - распространяются на отдельные категории работников, (одно или несколько структурных подразделений и т.п.) | Должностная инструкция экономисту, положение об отделе материально-технического контроля | |
По органу издания | Изданные государственными органами | Штатное расписание Министерства образования |
Изданные иными организациями | Штатное расписание средней школы | |
По органу издания в организации | Изданные учредителями, участниками (высшим органом управления), собственником имущества | Устав организации (новая редакция устава организации) |
Изданные исполнительным органом (единоличным, коллегиальным), органом унитарного предприятия | Положение о порядке учета, использования, хранения и уничтожения печатей и штампов | |
По процедуре принятия руководителем организации | Принимаемый руководителем организации единолично | Положение о порядке учета рабочего времени |
Принимаемый руководителем организации и соответствующим органом (уполномоченными представителями сторон) с последующей регистрацией | Коллективный договор | |
Принимаемый руководителем организации по согласованию в соответствии с законодательством, уставом, иными ЛНПА: - с профсоюзом; - с соответствующим органом государственной власти или управления; - с вышестоящей организацией |
График отпусков. Инструкция по обращению с отходами производства. Штатное расписание некоторых организаций | |
По обязательности наличия в организации | Обязательные - прямо предусмотренные законодательством, наличие которых в организации обязательно (их отсутствие может повлечь для организации неблагоприятные последствия) | Должностные инструкции, инструкции по охране труда, правила внутреннего трудового распорядка |
Рекомендуемые - предусмотренные нормативными актами, но отсутствие которых не влечет для организации неблагоприятных последствий | Инструкция по делопроизводству организации | |
Необязательные - не оговоренные в законодательстве, разработанные и принятые в связи с какими-либо потребностями конкретной организации | Положение о порядке пользования средствами связи | |
По необходимости письменного ознакомления работников с текстом акта | Требующие обязательного письменного ознакомления работников с текстом ЛНПА | Инструкции по охране труда |
Не требующие письменного ознакомления работников с текстом ЛНПА | Устав организации, штатное расписание | |
По сложности структуры документа и объему регулируемых вопросов | Простые (имеющий простую структуру и регулирующие один вопрос) | График работ структурного подразделения (на учетный период) |
Сложные (имеющие сложную структуру, большой объем, в т.ч. приложения, являющиеся неотъемлемой частью ЛНПА, и комплексно регулирующие различные виды правоотношений) | Система управления охраной труда | |
По регламентации вида вопросов | Внутренние (регулируют внутренние правоотношения, возникающие в процессе деятельности организации, и распространяются на работников организации) | Положение о комиссии по проведению амортизационной политики |
Внешние (регулируют правоотношения, возникающие в процессе деятельности организации, и распространяются как на работников организации, так и на иных физических и юридических лиц) | Правила выполнения банком функций агента валютного контроля | |
По виду содержащихся норм | Нормативного характера - содержат только нормативные предписания | Инструкция о пожарной безопасности |
Смешанного характера - содержат как нормативные предписания, так и индивидуальные предписания | Приказ о внесении изменений в пункты ЛНПА с текстом изменений и указанием должностному лицу совершить определенные действия, связанные с внесенными изменениями | |
По виду принятого документа | Устав | Устав организации |
Положение | Положение о коллективной (бригадной) материальной ответственности работников организации | |
Инструкция | Инструкция о порядке организации и ведения претензионно-исковой работы в организации | |
Правила | Правила внутреннего трудового распорядка | |
Регламент | Регламент деятельности Совета директоров Общества | |
Договор | Коллективный договор | |
График | График отпусков работников | |
Расписание | Штатное расписание организации | |
Перечень | Перечень профессий рабочих и должностей служащих, имеющих право на основные и дополнительные трудовые отпуска | |
Режим | Режим рабочего времени и отдыха работников | |
Система | Система управления охраной труда | |
Указания | Методические указания по проведению проверки филиалов | |
Кодекс | Корпоративный кодекс | |
Приказы (распоряжения). Обратите внимание! К ЛНПА относятся только приказы (распоряжения) организации, содержащие нормативные предписания |
||
По вопросам правового регулирования (выборочно) | Регулирующие вопросы порядка деятельности организации | Устав организации |
Регулирующие вопросы трудовых правоотношений, т.ч. по различным видам трудовых правоотношений | Коллективный договор, должностная инструкция инженера-механика, положение об оплате труда | |
Регулирующие вопросы охраны труда, производственной санитарии и гигиены труда | Инструкция по охране труда для стропальщика | |
Регулирующие вопросы, пожарной безопасности | Инструкция по пожарной безопасности для сервисной мастерской | |
Регулирующие вопросы структуры организации | Штатное расписание | |
Регулирующие вопросы учетной политики | Инструкция по обращению с отходами производства | |
Регулирующие вопросы безопасности (коммерческой, внутренней и т.п.) | Положение о коммерческой тайне | |
Регулирующие вопросы правовой работы | Положение о ведении договорной и претензионной работы | |
Регулирующие вопросы делопроизводства в организации | Инструкция по делопроизводству в организации | |
Регулирующие вопросы производственно-хозяйственной деятельности | Инструкция о порядке приемки и выдачи сырья, материалов и продукции на складе | |
Регулирующие организационно-процедурные вопросы | Регламент конкурсной комиссии | |
Регулирующие вопросы дополнительного обучения взрослых | Положение о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации по рабочим профессиям | |
Регулирующие вопросы корпоративной культуры и этики | Корпоративный кодекс | |
Регулирующие другие вопросы деятельности организации | Положение о проведении круглогодичной спартакиады холдинга |
Законодательство не содержит исчерпывающего перечня ЛНПА и не устанавливает запрета на принятие организацией ЛНПА, не предусмотренных законодательством.
Юридическая сила локальных нормативных правовых актов
Для придания документу юридической силы необходимо наличие следующих обязательных реквизитов:
• наименование организации и (или) структурного подразделения - автора;
• дата;
• регистрационный индекс;
• подпись.
Для отдельных видов документов дополнительными реквизитами, придающими им юридическую силу, являются гриф утверждения, печать, отметка о заверении копии (п.18 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4; далее - Инструкция по делопроизводству).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования вправе не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь) (подп.3.11 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). С 3 августа 2018 г. соответствующие изменения внесены в п.18 Инструкции по делопроизводству на основании постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 26.07.2018 № 154. |
Таким образом, условия для придания юридической силы документу следующие:
1) документ должен быть издан уполномоченным органом (должностным лицом);
2) содержание документа не должно противоречить требованиям законодательства Республики Беларусь, регулирующего соответствующие правоотношения;
3) документ должен иметь комплекс юридически значимых реквизитов.
![]() |
Обратите внимание! Нормативные правовые акты обладают большей юридической силой по сравнению с ЛНПА. Исключение составляют ЛНПА, регулирующие трудовые правоотношения работника и нанимателя. Если ЛНПА устанавливают более льготные условия труда работников, предоставляют дополнительные гарантии, компенсации, выплаты и т.п., они подлежат применению при регулировании данных правоотношений. |
Локальные нормативные правовые акты одной организации по умолчанию имеют равную юридическую силу, если иное не определено соответствующими актами этой организации.
При определении юридической силы конкретного ЛНПА в системе локальных нормативных актов организации в некоторых случаях можно применить положения ст.10 Закона. Так, ЛНПА имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу ЛНПА того же органа (должностного лица).
![]() |
Справочно Алгоритм процедуры создания ЛНПА в организации см. здесь. |
Изменение, дополнение, прекращение действия локальных нормативных правовых актов
Изменение законодательства, потребность организации в усовершенствовании и изменении норм локального регулирования, истечение установленного срока действия ЛНПА, а также наступление событий, имеющих значение для правового регулирования соответствующих правоотношений, могут повлечь внесение изменений, дополнений в ЛНПА, прекращение действия ЛНПА и т.д.
В соответствующих случаях:
1) в ЛНПА могут быть внесены дополнения, которые выражаются во включении в текст документа дополнительных норм. После внесения дополнений в текст документа реквизиты ЛНПА остаются прежними;
2) в ЛНПА могут быть внесены изменения, которые выражаются в изменении текста включенных в документ норм. После внесения изменений в текст документа реквизиты ЛНПА остаются прежними;
3) ЛНПА может быть издан в новой редакции. При необходимости внесения значительного объема изменений и дополнений в текст ЛНПА может издаваться его новая редакция, при этом реквизиты ЛНПА сохраняются;
4) действие ЛНПА может быть продлено. В случаях, предусмотренных законодательством, или в случаях, определенных организацией, действие некоторых видов ЛНПА может продлеваться (например, инструкции по охране труда). Порядок продления определяется действующим законодательством или ЛНПА;
5) действие (утрата юридической силы) ЛНПА может быть прекращено в связи:
- с истечением срока действия ЛНПА;
- изданием уполномоченным органом нового ЛНПА, регулирующего те же правоотношения;
- отменой уполномоченным органом действующего ЛНПА;
- признанием ЛНПА недействительным;
6) в случаях, определенных законодательством или локальными нормами, некоторые виды ЛНПА должны периодически пересматриваться (например, инструкции по охране труда). Пересмотр некоторых ЛНПА с изменением текста документа влечет отмену действующего ЛНПА и издание нового ЛНПА с новыми реквизитами.
![]() |
Обратите внимание! В силу требований законодательства в некоторые виды ЛНПА (например, инструкции по охране труда) изменения и дополнения в текст документа не вносятся; при необходимости внесения изменений и дополнений в документ издается новый ЛНПА. |
Хранение локальных нормативных правовых актов
В течение времени действия ЛНПА оригиналы документов систематизируются и хранятся в структурных подразделениях (у соответствующих должностных лиц) согласно утвержденной номенклатуре дел организации. Копии ЛНПА хранятся в тех структурных подразделениях и у тех должностных лиц, которым они были выданы для ознакомления и соблюдения.
Локальные нормативные правовые акты формируются в дела. В соответствии с Инструкцией по делопроизводству дела подлежат оформлению:
• при их заведении;
• по завершении делопроизводственного года.
Оформление дел проводится работниками структурных подразделений, в которых они формируются.
В зависимости от сроков хранения проводится:
• полное оформление дел;
• частичное оформление дел.
Частичному оформлению подлежат все дела при их заведении в делопроизводстве. Полному оформлению подлежат дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения после их завершения делопроизводством.
Дела временного (до 10 лет включительно) хранения после завершения делопроизводством остаются частично оформленными:
• документы хранятся в скоросшивателях;
• листы не нумеруются;
• пересистематизация документов в деле не проводится;
• внутренние описи и заверительные надписи не составляются.
Дела постоянного хранения после завершения делопроизводством оформляются согласно требованиям главы 13 Инструкции по делопроизводству.
Однотипные ЛНПА формируются в дела согласно номенклатуре дел организации, как правило, без включения иных документов: «Должностные инструкции», «Должностные инструкции финансового управления». Иногда дело может состоять из одного ЛНПА, например, «Правила внутреннего трудового распорядка».
Дела с ЛНПА могут завершаться делопроизводством:
• ежегодно (штатное расписание и изменения к нему, графики отпусков);
• по истечении действия ЛНПА (коллективный договор, инструкции по охране труда).
Дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу подлежат передаче в архив организации не позднее 2 лет после их завершения делопроизводством, например, положения о структурных подразделениях.
Дела временного (до 10 лет) хранения в архив организации не передаются и по истечении сроков временного хранения, как правило, подлежат уничтожению, например, графики работ (сменности).
С момента заведения и до передачи в архив организации или уничтожения после истечения сроков временного хранения дела хранятся в структурных подразделениях (у должностных лиц) по месту формирования. Дела хранятся в рабочих комнатах и (или) специально отведенных для этой цели помещениях в запираемых шкафах, обеспечивающих их полную сохранность, предохраняющих документы от пыли и воздействия солнечного света.
Сроки хранения большинства ЛНПА определены в перечне типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденном постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140 (далее - Перечень), который обязателен для применения государственными органами, иными организациями и индивидуальными предпринимателями.
Исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством (примечание 12 к Перечню).
Для некоторых видов ЛНПА законодательством не установлены сроки хранения, например, для Положения о деловом стиле одежды. В указанной ситуации сроки могут определяться экспертной комиссией организации по согласованию с органами архивного дела и делопроизводства и государственными архивами (для организаций, являющихся источниками комплектования государственных архивов) или центральной экспертной комиссией (ЦЭК) вышестоящей организации (для иных организаций). Данное решение экспертной комиссии оформляется протоколом и утверждается руководителем организации.
27.02.2015
Ольга Гасюкевич, юрист