Пособие от 20.11.2012
Автор: Лукашов А.

Манипулирование рынком ценных бумаг. Административная и уголовная ответственность


 

Материал помещен в архив

 

МАНИПУЛИРОВАНИЕ РЫНКОМ ЦЕННЫХ БУМАГ. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Правовое регулирование

В Республике Беларусь вопросы обращения ценных бумаг регулируются законодательством о фондовых рынках и ценных бумагах. В развитие положений законодательства Указом Президента РБ от 30.08.2011 № 383 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 383) Совету Министров РБ было поручено внести в Палату представителей Национального собрания РБ проекты законов Республики Беларусь о внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), Уголовный кодекс РБ (далее - УК), предусматривающих установление административной и уголовной ответственности за совершение действий по манипулированию рынком ценных бумаг. Это поручение в полном объеме было выполнено только в середине 2012 г.

С подписанием Президентом РБ Закона РБ от 13.07.2012 № 409-З «О внесении дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам манипулирования рынком ценных бумаг» (далее - Закон № 409-З) с 30 июля 2012 г. вступили в силу ст.11.76 КоАП и ст.2263 УК, которыми введена соответственно административная и уголовная ответственность за манипулирование рынком ценных бумаг. Указанный законодательный акт - завершающее звено в цепи нормативного регулирования на внутригосударственном уровне вопросов, связанных с манипулированием рынком ценных бумаг и противодействием этому общественно опасному поведению. Такое регулирование в целом отвечает подходам, сложившимся в международной, региональной и национальной нормотворческой практике.

Причины установления ответственности за манипулирование рынком ценных бумаг

Общественно опасные действия (бездействие) участников рынка ценных бумаг, преследующих преимущественно корыстную цель, наказуемы во всех государствах, в т.ч. и посредством применения за их совершение мер административной и (или) уголовной ответственности. Но для законодательного регулирования как минимум должен быть рынок ценных бумаг.

 

Справочно

По мнению первого заместителя Министра финансов РБ (далее - Минфин РБ) В.В.Амарина, отечественный рынок ценных бумаг стал развиваться практически только с 2008 г., чему способствовали изменения в законодательстве, регулирующем деятельность на этом рынке (примечание 1).

 

Эмиссия основных видов ценных бумаг в Республике Беларусь в 2007-2010 годах (в процентах к валовому внутреннему продукту)
 
Показатель По состоянию на 1 января 2007 г. По итогам
2008-2010 гг.
1. Объем эмиссии акций
17
36
2. Объем эмиссии корпоративных облигаций
0,08
8

 

Из приведенных данных видно, что за 3 года объем эмиссии акций увеличился примерно в 2 раза, а объем эмиссии корпоративных облигаций - в 98 раз. При этом объем торгов ценными бумагами превысил 6 % к валовому внутреннему продукту.

В сравнении с 2010 г. в 2011 г. количество и объем сделок с ценными бумагами, совершенных профессиональными участниками рынка ценных бумаг, увеличились соответственно на 20,0 и 41,13 %. Увеличение общего количества сделок произошло за счет увеличения количества сделок с акциями, а общий объем сделок увеличился за счет увеличения объема сделок с государственными облигациями. При этом количество сделок с акциями в 2011 г. увеличилось на 92,15 %, а объем сделок сократился на 21,38 %. В 3,8 раза увеличился объем сделок с акциями нерезидентов.

Общее количество сделок с облигациями в 2011 г. сократилось на 4,0 %, а объем сделок увеличился на 42,81 %, а именно:

• количество сделок с государственными облигациями уменьшилось на 12,8 %, при этом объем сделок увеличился на 99,44 %;

• в 11 раз уменьшились количество и в 3,6 раза объем сделок с облигациями Национального банка РБ;

• увеличилось количество сделок с облигациями местных займов и юридических лиц соответственно на 91,25 и 14,25 %, тогда как объемы сделок уменьшились (на 14,25 и 43,64 % соответственно);

• существенно сократились количество и объем сделок с облигациями нерезидентов - соответственно на 88,17 и 51,43 %.

В общем количестве сделок сделки с акциями составили 40,2 %, сделки с облигациями - 59,6 %. При этом в общем объеме объем сделок с облигациями составил 99,6 %, с акциями - 0,3 %.

С векселями нерезидентов осуществлены только 3 сделки (в 2010 г. - 171), с производными ценными бумагами совершены 122 сделки, что на 24,49 % больше по сравнению с 2010 г. (примечание 2).

Такая положительная динамика развития отечественного рынка ценных бумаг, показанная в 2011 г., не постоянна. Например, в III квартале 2012 г. отмечено значительное снижение количества сделок с акциями и облигациями и объемов этих сделок в денежном выражении по сравнению с I кварталом этого года на внебиржевом рынке ценных бумаг (примечание 3).

 

При всех приведенных выше успехах в количественных показателях национального рынка ценных бумаг данный рынок все еще остается на качественно невысоком уровне. При этом государство не планирует в ближайшей перспективе принимать какие-либо конкретные меры, направленные на его совершенствование и развитие, ограничиваясь постановкой общей задачи повышения устойчивости и конкурентоспособности финансового рынка (п.9 Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год, утвержденных Указом Президента РБ от 25.09.2012 № 419). Однако даже имеющийся уровень развития рынка ценных бумаг не исключает необходимости пресечения действий (бездействия) по манипулированию им, посягающих на установленный порядок осуществления финансово-экономической деятельности и причиняющих существенный вред не только участникам этого рынка, но и государству.

Введение административной и уголовной ответственности за совершение деяний по манипулированию рынком ценных бумаг представляется социально обусловленным. Такая законодательная акция преследует цель защиты установленного в стране порядка обращения ценных бумаг, обеспечения прав и законных интересов инвесторов, владельцев ценных бумаг и иных участников рынка ценных бумаг, а также финансовых интересов государства.

Международная практика противодействия манипулированию рынком ценных бумаг

В решении Конституционного Суда РБ от 05.07.2012 № Р-740/2012 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам манипулирования рынком ценных бумаг» этот Закон признан соответствующим Конституции Республики Беларусь.

Отмечено также, что положения Закона № 409-З согласуются с подходами в указанной области, используемыми в международной практике.

Регулирование и контроль со стороны государств за финансовыми рынками, оказывающими огромное влияние как на социально-экономическое развитие отдельно взятых государств, так и на развитие мировой экономики, привели к созданию международных организационных структур, позволяющих направлять и координировать деятельность национальных регуляторов финансовых рынков (национальных органов, уполномоченных регулировать и контролировать финансовые рынки). Так, в последние годы немаловажную роль в этом процессе играет Международная организация комиссий по ценным бумагам (англ. International Organization of Securities Commissions (IOSCO)), в состав которой по состоянию на ноябрь 2012 г. входят 115 ординарных (полных) членов (национальных регуляторов), 12 ассоциированных и 76 аффилированных членов этой организации (примечание 4). Республика Беларусь не является членом данной организации.

Еще в 2001 г. Международная организация комиссий по ценным бумагам разработала Меморандум, определивший основополагающие принципы для международного сотрудничества в борьбе с нарушениями законодательства по операциям с ценными бумагами и деривативами. Меморандум выразил общее понимание подписавшими его сторонами целей и процедур сотрудничества, консультаций и обмена информацией, контроля за соблюдением законодательства. Среди сфер деятельности, на которые распространяется названный Меморандум, - противодействие инсайдерской торговле и манипулятивным сделкам. Принятие антиманипулятивного законодательства - одно из предварительных условий присоединения государства к Меморандуму. В настоящее время Меморандум подписали более 70 стран - членов IOSCO (примечание 5). Республика Беларусь в настоящее время имеет необходимое законодательство и по этому параметру может претендовать на вступление в IOSCO.

В рамках, определенных Меморандумом, меры по нормативному регулированию финансовых рынков и противодействию манипулированию ими принимаются во многих государствах мира как самостоятельно, так и в рамках регионального сотрудничества, в т.ч. в Европейском союзе.

Так, в частности, запрет незаконных операций на фондовом рынке и противодействие недобросовестной финансовой практике, осуществляемой как юридическими, так и физическими лицами, предусмотрены Директивой 2003/6/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза об использовании инсайдерской информации в процессе торгов и манипулировании рынком (рыночных махинациях) от 28.01.2003 (в редакции Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2008/26/ЕС от 11.03.2008). В этом документе под манипулированием рынком в т.ч. понимаются:

a) сделки и разрешения на торговлю, способствующие распространению ложной или недостоверной информации относительно необходимости в финансовых инструментах, предоставления таких инструментов или цен на них, или поддержание одним лицом или лицами, действующими совместно, неестественной или искусственно созданной цены на один или несколько финансовых инструментов (но данные правила не применяются в отношении лиц, заключивших сделку или издавших распоряжение о начале торговли на законных основаниях, при условии, что подобные сделки и распоряжения соответствуют сложившейся на регулируемом рынке практике);

b) совершение сделок с использованием обманных методов, а также другие формы обмана и мошенничества;

c) распространение через Интернет и средства массовой информации недостоверных сведений о финансовых инструментах, например ложных новостей, если распространившее их лицо знало или должно было знать о том, что сведения являются недостоверными или вводящими участников рынка в заблуждение.

Из приведенных пунктов можно сделать следующие выводы об отнесении определенных действий к рыночной манипуляции:

• это действия одного или нескольких лиц по удержанию цен на финансовые инструменты или созданию иных нечестных условий на рынке, цель которых - укрепление собственной главенствующей позиции на рынке;

• это покупка или продажа финансовых инструментов в момент закрытия биржи с использованием несуществующих инвесторов, совершающих закупки по заключительной цене;

• это использование преимущества временного или постоянного доступа к регулярным и электронным средствам массовой информации с целью опубликования мнения о финансовых инструментах (или косвенно об их владельцах) при условии, что в прошлом такое лицо опубликовало мнения, повлиявшие на цену финансовых инструментов, получило доход и не сообщило должным образом о подобном конфликте интересов.

В указанной Директиве отмечено, что в будущем определение «манипулирование рынком ценных бумаг» может быть расширено, чтобы наиболее полно отражать все случаи рыночных махинаций, которые существуют на практике.

В соответствии со ст.3 Соглашения о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала от 09.12.2010 (заключено в г.Москве участниками таможенного союза и Единого экономического пространства; ратифицировано Законом РБ от 28.12.2010 № 213-З, вступило в силу с 1 января 2012 г.) стороны договорились о совместных действиях, направленных на гармонизацию их законодательства в области противодействия манипулированию на рынке ценных бумаг (примечание 6).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. вышеназванное Соглашение и Закон № 213-З утратили силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

 

Противодействию манипулированию ценами на рынке ценных бумаг уделено внимание и государствами - участниками Содружества Независимых Государств (далее - СНГ).

Так, п.1 ст.5 модельного закона «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путем», принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 08.12.1998 № 12-8, к финансовым операциям, имеющим экономически нецелесообразный или подозрительный характер, отнесены единовременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим заметное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам, а также другие сделки, связанные с манипулированием ценами на рынке ценных бумаг.

В модельном законе «О рынке ценных бумаг», принятом постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 24.11.2001 № 18-7 (далее - Модельный закон), вопросы противодействия манипулирования рынком ценных бумаг нашли более детальное регулирование. В п.6 ст.28 Модельного закона профессиональным участникам рынка ценных бумаг запрещено манипулировать ценами на рынке ценных бумаг. Под манипулированием ценами понимаются действия, в т.ч. выставление заявок, совершение сделок, распространение ложной информации, создающие видимость или способствующие действительному повышению или понижению цен и (или) торговой активности на рынке ценных бумаг инвесторов, эмитентов относительно уровня цен и (или) ликвидности рынка. Установлено, что манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, совершенное профессиональными участниками рынка ценных бумаг, является основанием для приостановления или аннулирования выданного им разрешения, а также для возложения на них ответственности, установленной законом.

Статьей 43 Модельного закона предусмотрено, что организаторы торговли на рынке ценных бумаг разрабатывают правила, ограничивающие действия участников торгов по манипулированию ценами. Они же обязаны создать и обеспечить функционирование системы контроля за сделками с ценными бумагами на предмет выявления действий профессиональных участников, свидетельствующих о манипулировании ценами или использовании при их совершении инсайдерской информации.

Данные положения нашли отражение в национальном законодательстве государств - участников СНГ и государств - участников таможенного союза и Единого экономического пространства.

Так, например, административная и уголовная ответственность за манипулированием рынком ценных бумаг (фондовым или иным рынком) установлена в Российской Федерации (ст.15.30 «Манипулирование рынком» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, ст.185.3 «Манипулирование рынком» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), в Республике Казахстан (ст.1951 «Совершение сделок в целях манипулирования ценами на ценные бумаги» Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушения, ст.205 «Нарушение правил проведения операций с ценными бумагами» Уголовного кодекса Республики Казахстан), в Украине (ст.1638 «Манипулирование на фондовом рынке» Кодекса Украины об административных правонарушениях, ст.2221 «Манипулирование на фондовом рынке» Уголовного кодекса Украины), в Республике Молдова (ст.300 «Манипулирование на рынке ценных бумаг» Кодекса Республики Молдова о правонарушениях, ст.2451 «Злоупотребления в деятельности участников рынка ценных бумаг» Уголовного кодекса Республики Молдова).

Меры противодействия манипулированию рынком ценных бумаг в Беларуси, не связанные с применением ответственности

В соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 (далее - Положение № 450), профессиональная и биржевая деятельность по ценным бумагам подлежит лицензированию, а ее лицензирование осуществляется Минфином РБ (п.396 Положения № 450).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 января 2017 г. следует руководствоваться Положением № 450 в редакции Указа Президента РБ от 20.10.2016 № 379.

 

Пунктами 82, 83 и 404 Положения № 450 установлено, что систематическое (2 раза и более в течение 12 месяцев подряд) совершение действий, признаваемых манипулированием рынком ценных бумаг, является грубым нарушением законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, которое служит основанием для лицензирующего органа, выдавшего лицензию, для принятия решения о прекращении ее действия в порядке, установленном Положением № 450.

Постановлением Совета Министров РБ от 23.11.2011 № 1584 изменена редакция подп.4.686 п.4 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.10.2001 № 1585: на Минфин РБ возложены обязанности по установлению параметров спроса на ценную бумагу и (или) предложения ценной бумаги, рыночной цены ценной бумаги или объема торгов ценной бумагой, отклонение от которых признается существенным влиянием на спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой.

Часть этих полномочий передана Департаменту по ценным бумагам Минфина РБ, структурному подразделению центрального аппарата Минфина РБ, наделенному государственно-властными полномочиями, который осуществляет исполнительные, контрольные, координирующие и регулирующие функции в части государственного регулирования рынка ценных бумаг, контроль и надзор за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж.

В частности, подп.4.19 п.4 Положения о Департаменте по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2006 № 982, определено, что указанным департаментом принимаются меры по предотвращению недобросовестной конкуренции при обращении акций открытых акционерных обществ (далее - ОАО) на биржевом и внебиржевом рынках, в т.ч. устанавливается режим, предупреждающий манипулирование ценами на рынке ценных бумаг.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 июля 2016 г. Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь принимает меры по предотвращению недобросовестной конкуренции при обращении акций открытых акционерных обществ на организованном и неорганизованном рынках, в том числе устанавливает режим, предупреждающий манипулирование ценами на рынке ценных бумаг (подп.4.19 п.4 Положения № 982, в редакции постановления Совета Министров РБ от 21.07.2016 № 573).

 

Постановлением Минфина РБ от 04.11.2011 № 115 «О некоторых вопросах приостановления совершения и (или) исполнения сделок с ценными бумагами в торговой системе открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» предусмотрено, что директором Департамента по ценным бумагам либо лицом, его заменяющим, выносится предписание:

• о приостановлении биржевых торгов определенным выпуском ценных бумаг или всеми ценными бумагами эмитента в случае совершения действий по манипулированию рынком ценных бумаг, установленных подп.1.61 п.1 Указа Президента РБ от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» (далее - Указ № 277).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Пункт 1 Указа № 277 на основании Указа Президента РБ от 18.07.2016 № 272 изложен в новой редакции, порядок вступления в силу которого определен п.5 Указа № 272;

 

• об отстранении от участия в биржевых торгах юридического лица, осуществляющего профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, в случае совершения таким юридическим лицом действий по манипулированию рынком ценных бумаг, установленных подп.1.61 п.1 Указа № 277.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 июня 2016 г. следует руководствоваться постановлением Минфина РБ от 05.04.2016 № 19 «Об утверждении Инструкции о порядке приостановления совершения и (или) исполнения сделок с ценными бумагами в торговой системе организатора торговли ценными бумагами и (или) обращения ценных бумаг на неорганизованном рынке и порядке выдачи предписаний о наложении (снятии) ограничений по распоряжению ценными бумагами».

Рынок ценных бумаг и манипулирование им

Рынок ценных бумаг как элемент финансового рынка включает биржевой рынок ценных бумаг (рынок, на котором совершение сделок купли-продажи ценных бумаг осуществляется через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (далее - биржа)) и внебиржевой рынок ценных бумаг (рынок, на котором совершение сделок с ценными бумагами осуществляется вне торговой системы биржи). На этих рынках происходит обращение ценных бумаг, т.е. возникновение, переход (передача), изменение, обременение и прекращение прав по ценным бумагам, осуществляемое на основании гражданско-правовых сделок, а также по другим основаниям, установленным законодательством о ценных бумагах.

Под ценными бумагами понимаются документарные и бездокументарные ценные бумаги, отвечающие требованиям, предусмотренным ст.143-145 Гражданского кодекса РБ и иными законодательными актами о ценных бумагах (государственные облигации; акции; облигации, включая биржевые и жилищные; векселя; чеки; депозитные и сберегательные сертификаты; банковские сберегательные книжки на предъявителя; коносаменты; приватизационные ценные бумаги; другие документы, которые белорусским законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг: двойные складские свидетельства, состоящие из складского и залогового свидетельств, также являющихся ценными бумагами; закладные; опционы, фьючерсы, опционы эмитента; простые складские свидетельства).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. следует руководствоваться ст.143 и 144 Гражданского кодекса РБ с изменениями, внесенными Законом РБ от 05.01.2015 № 231-З.

 

Согласно ст.11.76 КоАП и ст.2263 УК манипулирование рынком ценных бумаг - это совершение действий (бездействие), оказывающих существенное влияние на спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой, признаваемых в соответствии с законодательными актами манипулированием рынком ценных бумаг.

Диспозиции ст.11.76 КоАП и ст.2263 УК включают в себя элементы описательной и бланкетной диспозиций.

Так, описание признаков соответственно административного правонарушения и преступления ограничивается таким признаком, как оказание существенного влияния на спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой. Однако действия (бездействие), способные оказывать такое влияние, будут административным правонарушением или преступлением только при условии признания их манипулированием рынком ценных бумаг в законодательных актах.

Такая отсылка указывает на бланкетный характер диспозиции названных статей КоАП и УК. Описание иных признаков административного правонарушения и преступления, предусмотренных ст.11.76 КоАП и ст.2263 УК, нужно искать в других законодательных неуголовно-правовых актах.

Анализ показывает, что таким законодательным актом является Указ № 277, дополненный Указом № 383 подп.1.61.

В соответствии с подп.1.61 п.1 Указа № 277 признаются манипулированием рынком ценных бумаг альтернативные деяния, представленные в виде закрытого перечня:

1) умышленное распространение физическими и (или) юридическими лицами через средства массовой информации, в т.ч. через глобальную компьютерную сеть Интернет, или иным способом заведомо ложных сведений о ценных бумагах, эмитентах ценных бумаг, ценах на такие бумаги, включая информацию, представленную в рекламе;

2) систематическое (2 раза и более в течение 12 месяцев подряд) неисполнение обязательств (за исключением случаев прекращения обязательств по основаниям, предусмотренным актами законодательства и (или) правилами биржевых торгов) по сделкам, заключенным в торговой системе биржи с одними и теми же акциями;

3) совершение юридическим лицом, осуществляющим профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, в течение одного торгового дня 2 и более сделок с акциями за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи ценных бумаг;

4) совершение сделок с акциями по предварительному сговору между юридическими лицами, осуществляющими профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, и (или) их работниками, и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные сделки;

5) совершение юридическим лицом, осуществляющим профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, в течение одного торгового дня за счет или в интересах одного лица:

- 2 и более сделок с одними и теми же акциями, исполнение обязательств по которым не влечет изменения владельца ценных бумаг;

- более 2 сделок с одними и теми же акциями, в которых стороны меняются, выступая то в качестве продавцов, то в качестве покупателей.

В силу подп.1.61 п.1 Указа № 277 не признаются манипулированием рынком ценных бумаг действия, указанные в пп.3-5 приведенного выше перечня, совершаемые в интересах эмитента в ходе первичного размещения его акций. Лица, совершающие эти действия, не подлежат административной ответственности по ст.11.76 КоАП и уголовной ответственности по ст.2263 УК.

Первичное размещение акций - это совершение гражданско-правовых сделок либо иных юридически значимых действий, направленных на возникновение права собственности на акции у инвесторов (первичных) после их выпуска (эмиссии) эмитентом в порядке и на условиях, установленных решением о выпуске акций.

Как отмечалось, приведенный в подп.1.61 п.1 Указа № 277 перечень деяний, признаваемых манипулированием рынком ценных бумаг, является закрытым, исчерпывающим. Поэтому не могут влечь административной ответственности по ст.11.76 КоАП и уголовной ответственности по ст.2263 УК не только действия, указанные в пп.3-5 перечня, приведенного выше, совершаемые в интересах эмитента в ходе первичного размещения его акций, но и иные деяния, не включенные в перечень деяний, признаваемых манипулированием рынком ценных бумаг, подп.1.61 п.1 Указа № 277.

Существенное влияние на условия обращения ценных бумаг

Перечисленные выше деяния, включенные в перечень, установленный Указом № 277, признаются манипулированием рынком ценных бумаг при условии, что они оказывают существенное влияние на спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой.

Такое влияние будет существенным в случае, если в результате совершения указанных деяний спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночная цена ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой отклонились от параметров, устанавливаемых Минфином РБ.

Постановлением Минфина РБ от 15.11.2011 № 117 (далее - постановление № 117) установлены следующие параметры, отклонения от которых признаются существенным влиянием:

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 19 мая 2016 г. взамен постановления № 117 действует постановление Минфина РБ от 26.04.2016 № 28 «Об установлении параметров спроса на ценную бумагу и (или) предложения ценной бумаги, рыночной цены ценной бумаги или объема торгов ценной бумагой, отклонение от которых признается существенным влиянием на спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой»;

 

1) на спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги - увеличение суммарного количества ценных бумаг одного вида, выпущенных определенным эмитентом, содержащегося в заявках на покупку (продажу) таких ценных бумаг в торговой системе биржи, более чем на 100 % в день совершения действий (бездействия), предусмотренных пп.1 и 5 вышеприведенного перечня, и в любой из 2 рабочих дней, следующих после совершения таких действий (бездействия), по сравнению:

• с суммарным количеством ценных бумаг одного вида, выпущенных определенным эмитентом, содержащимся в заявках на покупку (продажу) таких ценных бумаг в торговой системе биржи, на день, предшествующий совершению таких действий (бездействия), - в отношении ценных бумаг, по которым рыночная цена рассчитывается по сделкам, совершенным в течение торгового дня;

• со среднедневным суммарным количеством ценных бумаг одного вида, выпущенных определенным эмитентом, содержащимся в заявках на покупку (продажу) таких ценных бумаг в торговой системе биржи, рассчитанным за 90 торговых дней, предшествующих дню совершения таких действий (бездействия), - в отношении ценных бумаг, по которым рыночная цена рассчитывается по последним 10 сделкам, совершенным с этими ценными бумагами в течение последних 90 торговых дней, включая дату расчета (подп.1.1 п.1 постановления № 117);

2) на рыночную цену ценной бумаги - увеличение либо уменьшение рыночной цены ценной бумаги более чем на 60 % (для членов секции фондового рынка биржи, получивших право участия в торгах акциями и принявших на себя обязательства в соответствии с локальными нормативными правовыми актами биржи по выполнению функций маркет-мейкеров по этим акциям, - более чем на 200 %) в день совершения действий (бездействия), предусмотренных в вышеприведенном перечне, по сравнению с рыночной ценой ценной бумаги, рассчитанной в день, предшествующий совершению таких действий (бездействия), и в любой из 2 рабочих дней, следующих за днем совершения таких действий (бездействия), по сравнению с рыночной ценой ценной бумаги, рассчитанной в день, предшествующий их совершению (подп.1.2 п.1 постановления № 117);

3) на объем торгов ценной бумагой - увеличение объема торгов ценной бумагой (в штуках ценных бумаг) в торговой системе биржи более чем на 100 % в день совершения действий (бездействия), предусмотренных пп.1 и 5 вышеприведенного перечня, и в любой из 2 рабочих дней, следующих после совершения таких действий (бездействия), по сравнению:

• с объемом торгов такой ценной бумагой в день, предшествующий совершению таких действий (бездействия), - в отношении ценной бумаги, по которой рыночная цена рассчитывается по сделкам, совершенным в течение торгового дня;

• со среднедневным объемом торгов такой ценной бумагой, рассчитанным за 90 торговых дней, предшествующих совершению таких действий (бездействия), - в отношении ценной бумаги, по которой рыночная цена рассчитывается по последним 10 сделкам, совершенным с такой ценной бумагой в течение последних 90 торговых дней, включая дату расчета (подп.1.3 п.1 постановления № 117).

В п.2 постановления № 117 предусмотрено, что вышеуказанные параметры, не распространяются:

• на сделки с ценными бумагами, по которым рыночная цена не рассчитывается;

• на сделки РЕПО с облигациями.

Преступление или административное правонарушение?

В ст.11.76 КоАП и в ст.2263 УК предусмотренные в них соответственно административное правонарушение и преступление именуются одинаково - «манипулирование рынком ценных бумаг». Признаки этих административного правонарушения и преступления описаны схоже. Отличие между ними только в одном - в характере последствий от деяний по манипулированию рынком ценных бумаг.

Если манипулирование рынком ценных бумаг оказало существенное влияние на спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой и повлекло причинение ущерба в крупном размере, то содеянное является преступлением и должно влечь уголовную ответственность по ст.2263 УК.

Если такое манипулирование рынком ценных бумаг не повлекло причинения указанного ущерба или причиненный ущерб не является крупным, то содеянное является административным правонарушением и должно влечь административную ответственность по ст.11.76 КоАП.

 

К сведению

В соответствии с примечанием к главе 25 УК крупным признается размер ущерба на сумму, в 250 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день причинения этого ущерба.

 

Преступление, предусмотренное ст.2263 УК, признается оконченным лишь с момента причинения указанного ущерба. Обязательным объективным признаком данного преступления является причинная связь между указанными деяниями и наступившим последствием в виде крупного ущерба.

Законодатель признал конструктивным признаком данного преступления причинение ущерба в крупном размере, но не указал, кому может быть причинен этот ущерб и в чем он может выражаться. Полагаем, что в качестве пострадавших могут оказаться физические и юридические лица, а также государство. Ущерб для них может выражаться, например, в убытках, понесенных в результате увеличения рыночной цены ценной бумаги свыше параметров, установленных Минфином РБ.

В этой связи представляет интерес решение данного вопроса в ст.185.3 УК РФ, которая признает преступлением манипулирование рынком, повлекшим причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо манипулирование рынком, сопряженное с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере. Под излишним понимается доход, определяемый как разница между доходом, который был получен в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий, предусмотренных ст.185.3 УК РФ. Избежанием убытков признаются убытки, которых лицо избежало в результате манипулирования рынком.

Субъективные признаки манипулирования рынком ценных бумаг

Деяния, выражающиеся в манипулировании рынком ценных бумаг, характеризуются умышленной формой вины.

Содержание умысла лица, совершающего преступление, отличают осознание того, что в результате его деяний спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночная цена ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой отклонятся от параметров, установленных Минфином РБ, предвидение того, что вследствие этих деяний будет причинен ущерб в крупном размере, и желание его наступления (прямой умысел) или нежелание, но сознательное допущение наступления этого последствия либо безразличное к нему отношение (косвенный умысел).

В указанных случаях лицо осознанно, намеренно совершает деяния по манипулированию рынком ценных бумаг. Если отсутствует намерение осуществить незаконную сделку, содеянное не содержит состава рассматриваемого преступления. Например, не подлежит уголовной ответственности крупный акционер, который принял решение продать и продавший крупный пакет акций акционерного общества, так как по результатам общего собрания акционеров пришел к выводу о том, что это общество переоценено. Реакция биржи на такую сделку, выразившаяся в падении цены на акции акционерного общества, не может быть поставлена ему в вину.

Если лицо сознает, что в результате его деяний спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночная цена ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой отклонятся от параметров, установленных Минфином РБ, и желает совершить такие деяния, - это прямой умысел. Если лицо предвидит, что вследствие указанных деяний будет причинен ущерб в размере, не являющемся крупным, то оно может либо желать его наступления (прямой умысел), либо не желать, но сознательно допускать наступление этого последствия или безразлично к нему относиться (косвенный умысел).

К административной или уголовной ответственности за манипулирование рынком ценных бумаг может быть привлечено любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Если преступление, предусмотренное ст.2263 УК, совершает должностное лицо юридического лица, то содеянное им не подлежит дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против интересов службы. Исключение составляют случаи, когда совершаемые должностным лицом деяния по манипулированию рынком ценных бумаг являются более тяжким преступлением, чем преступление, предусмотренное ст.2263 УК (например, манипулирование рынком ценных бумаг, совершенное с превышением служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности, подлежит дополнительной квалификации по части второй ст.426 УК).

Санкции за манипулирование рынком ценных бумаг

Согласно абзацу 2 ст.2263 УК манипулирование рынком ценных бумаг наказывается штрафом в размере от 30 до 1 000 базовых величин, или арестом на срок от 1 до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок от 6 месяцев до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 5 лет или без лишения.

Манипулирование рынком ценных бумаг как административное правонарушение влечет административную ответственность по ст.11.76 КоАП как физического, так и юридического лица. На физическое лицо может быть наложен штраф в размере от 20 до 200 базовых величин, а на юридическое лицо - от 50 до 500 базовых величин.

Сопоставление штрафных санкций за указанные преступление и административное правонарушение свидетельствует о том, что решение законодателем вопроса о нижней границе штрафа в ст.2263 УК едва ли можно считать удачным. В интервале от 30 до 200 базовых величин штрафная санкция за совершение преступления совпадает со штрафной санкцией за совершение административного правонарушения. Очевидно, что ввиду причинения крупного ущерба преступлением, предусмотренным ст.2263 УК, его общественная опасность выше общественной опасности административного правонарушения, предусмотренного ст.11.76 КоАП. Полагаем, что до внесения соответствующих корректив в санкцию ст.2263 УК этот законодательный недочет может быть исправлен судом по конкретному уголовному делу о преступлении, предусмотренном ст.2263 УК, путем назначения виновному наказания в виде штрафа в размере, превышающем 200 базовых величин.

Первый опыт применения ответственности за манипулирование рынком ценных бумаг

В Российской Федерации уголовная ответственность за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг была введена еще в 2009 г. посредством дополнения ст.185.3 УК РФ. В середине 2010 г. сфера действия этой статьи УК РФ была расширена и в настоящее время она предусматривает уголовную ответственность за манипулирование рынком не только финансовых инструментов, но и иностранной валюты и (или) товаров. Однако лишь недавно появилась информация о первом таком преступлении, проверку по которому провели полицейские Татарстана по представлению Федеральной службы по финансовым рынкам.

Так, по версии правоохранения, преступление, предусмотренное ст.185.3 УК РФ, было совершено организованной группой лиц, один из участников которой в марте 2010 г. зарегистрировал компанию «Татбенто» и разместил на сайте этой компании ложную информацию о том, что предприятие занимается добычей бентонитовой глины и каолина. Отсутствие имущества и реальной производственной деятельности не помешало названной компании выпустить 615 000 акций номиналом 100 рос.руб. каждая на общую сумму 61 500 000 рос.руб., а затем выставить их на торги на Московской межбанковской валютной бирже. Заключая договоры между собой, участники группы искусственно подняли цену и объем торгов, получив необоснованный доход в 16 млн.рос.руб. (примечание 7). Указанные действия запрещены ст.5 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ссылка на который содержится в ст.185.3 УК РФ.

Заключение

Значительные потрясения на финансовых рынках Америки и Европы и связанные с ними кризисные явления в экономике многих государств мира привели к выработке и закреплению на нормативном уровне в международно-правовой и национальной практике согласованных подходов и мер, направленных на противодействие манипулированию рынком ценных бумаг.

Несмотря на невысокую развитость отечественного финансового рынка, Республика Беларусь активно участвует в идущих процессах нормативного регулирования по применению мер противодействия манипулированию рынком ценных бумаг. Определенную завершенность этот процесс получил со дня введения в республике вслед за другими государствами СНГ, таможенного союза и Единого экономического пространства административной и уголовной ответственности за деяния, связанные с манипулированием рынком ценных бумаг.

Завершение процесса нормативного регулирования по применению мер противодействия манипулированию рынком ценных бумаг - лишь предпосылка в деле пресечения и наказания такого манипулирования. Поэтому не менее важным этапом в деле противодействия манипулированию рынком ценных бумаг станет подготовка специалистов в системе органов, осуществляющих проверочную, административно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность и уголовное преследование, способных профессионально выявить, закрепить доказательно признаки манипулирования рынком ценных бумаг и представить органу, рассматривающему дело об административном правонарушении, суду, рассматривающему уголовное дело, материалы, указывающие на виновность лица в манипулировании рынком ценных бумаг.

 

Примечание 1. Таблица подготовлена автором на основании данных, приведенных в источнике: В.Амарин. Финансовый рынок: подходы к развитию // Финансы, учет, аудит. - 2011. - № 7.

Примечание 2. Отчет о работе Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь в 2011 году, утвержденный протоколом заседания коллегии Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь от 22.03.2012 № 1 // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/departament/otchet/. Дата доступа: 08.08.2012.

Примечание 3. Итоги внебиржевого рынка ценных бумаг за III квартал 2012 года // Официальный сайт ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bcse.by/. Дата доступа: 10.10.2012.

Примечание 4. Официальный сайт International Organization of Securities Commissions (Международная организация комиссий по ценным бумагам) // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.iosco.org/lists/. Дата доступа: 08.10.2012.

Примечание 5. См. подробнее: Худякова Л.С. Международный опыт борьбы с манипулятивными сделками на финансовых рынках // Деньги и кредит. - 2011. - № 7.

Примечание 6. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/formuep/capmove/doc20101021_016. Дата доступа: 28.09.2012.

Примечание 7. В России может быть возбуждено первое уголовное дело о манипулировании рынком ценных бумаг // Электронный ресурс. Режим доступа: http://zakon.ru/Discussions/v_rossii_mozhet_byt_vozbuzhdeno_pervoe_ugolovnoe_delo_o_manipulirovanii_rynkom_cennyx_bumag/3830. Дата доступа: 26.09.2012.

 

20.11.2012 г.

 

Алексей Лукашов, кандидат юридических наук, доцент, старший юрист юридической компании «РАЙДЛА ЛЕЙИНШ НОРКУС»