Пособие от 24.12.2013
Автор: Задорожный И.

Механизм ценообразования на товарных биржах в Республике Беларусь: развитие и особенности правового регулирования


СОДЕРЖАНИЕ

 

Сущность и задачи биржевой торговли на товарных биржах. Деятельность товарных бирж в Республике Беларусь

Правовое регулирование общих вопросов ценообразования на товарных биржах. Законодательные ограничения механизма свободного ценообразования на биржевых торгах

Формирование цены товара при его выставлении на биржевые торги

Механизм ценообразования в ходе биржевых торгов

Котировка цен

 

Материал помещен в архив

 

МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ТОВАРНЫХ БИРЖАХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В течение последних лет в Республике Беларусь достаточно активно развивался институт товарных бирж, ставший к настоящему времени неотъемлемой составляющей экономической системы страны. Биржевая торговля на товарном рынке неуклонно вовлекает в свой круг все большее количество товаров и участников.

Являясь специфической формой осуществления торговли, биржевая торговля обладает присущими только ей особенностями, в т.ч. и в сфере ценообразования. На начальном этапе развития биржевой торговли механизмы ценообразования на биржевом и внебиржевом сегментах товарного рынка существенно отличались между собой. Однако объявленная либерализация в сфере ценообразования Республики Беларусь позволила в значительной степени уравнять данные механизмы, сгладив имеющиеся различия.

Базовые принципы такой либерализации были обозначены в Директиве Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», в соответствии с которой в сфере ценообразования были поставлены следующие задачи:

• отменить ограничение надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательное составление экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги);

• сохранить государственное регулирование цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие уровень жизни населения.

В настоящей статье рассмотрен действующий механизм ценообразования на товарных биржах в Республике Беларусь, особенности его нормативно-правового регулирования, а также практические вопросы применения данного механизма на примере открытого акционерного общества (ОАО) «Белорусская универсальная товарная биржа».

 

Справочно

С дополнительной информацией об ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» можно ознакомиться на сайте организации http://www.butb.by/index.php?page=49.

Сущность и задачи биржевой торговли на товарных биржах. Деятельность товарных бирж в Республике Беларусь

Товарные биржи в Республике Беларусь - юридические лица, осуществляющие организацию и регулирование биржевой торговли посредством проведения в заранее определенное время гласных публичных торгов по установленным правилам.

На практике товарная биржа представляет собой одну из разновидностей организованного товарного рынка, основные задачи которой:

• сбор информации о спросе и предложении;

• концентрация спроса и предложения;

• упрощение процедуры поиска продавцов и покупателей товаров;

• содействие совершению сделок купли-продажи товаров;

• повышение эффективности экспорта товаров белорусских производителей и устойчивости их материально-сырьевого обеспечения.

К основным функциям товарной биржи относятся:

• создание условий для проведения биржевых торгов;

• проведение биржевых торгов;

• регистрация биржевых сделок;

• организация экспертизы качества биржевого товара в случаях, предусмотренных правилами биржевой торговли товарной биржи;

• выявление спроса и предложения товаров;

• котировка цен;

• изучение факторов, влияющих на ценообразование и динамику биржевых цен.

Товарная биржа служит торговой площадкой для совершения сделок, выполняя в основном организаторские, регулирующие и иногда контрольные функции. При этом деятельность биржи значительно упрощает для субъектов хозяйствования сбыт продукции, поиск контрагентов и согласование условий сделок.

 

Обратите внимание!

Сама товарная биржа не может непосредственно быть стороной биржевой сделки.

 

Практика мировой торговли показывает, что цены, устанавливаемые на биржевых торгах ведущих товарных бирж, как правило, оказывают значительное влияние на ценообразование и на внебиржевом оптовом рынке, поскольку выступают в качестве ориентиров при заключении внебиржевых сделок с соответствующими товарами. В Республике Беларусь такая практика также получила распространение.

На протяжении последних лет единственной фактически действующей товарной биржей в Республике Беларусь является ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».

Прежде чем перейти непосредственно к вопросам биржевого ценообразования, необходимо обратить внимание на специфику товаров, сделки с которыми могут заключаться на биржевых торгах. К биржевому товару относятся любые вещи, определяемые родовыми признаками, не изъятые из оборота, а также имущественные права, которые допущены товарной биржей к биржевой торговле в соответствии с законодательством (абзац 8 ст.1 Закона РБ от 05.01.2009 № 10-З «О товарных биржах» (далее - Закон о товарных биржах)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 октября 2015 г. в случаях, установленных Президентом РБ или Советом Министров РБ, к биржевому товару могут быть отнесены работы и услуги (абзац 8 ст.1 Закона о товарных биржах с дополнением, внесенным Законом РБ от 08.07.2015 № 284-З (далее - Закон № 284-З)).

 

Справочно

Вещами, определяемыми родовыми признаками, признаются вещи, обладающие признаками, присущими всем вещам того же рода, и определяющиеся числом, весом, мерой. Вещи, определяемые родовыми признаками, являются заменимыми (ст.138 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).

 

Таким образом, к биржевому товару не могут относиться товары, обладающие какими-либо эксклюзивными признаками, так называемые индивидуально определенные вещи.

 

Обратите внимание!

Подпунктом 1.5 п.1 Указа Президента РБ от 07.05.2007 № 214 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства» (далее - Указ № 214) предусмотрено, что на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» могут быть заключены также договоры на оказание услуг по заготовке древесины. Это единственное предусмотренное законодательством отступление от предусмотренных Законом о товарных биржах требований к биржевому товару.

 

Кроме того, существенное значение при отнесении тех или иных товаров к категории биржевых или допущенных к биржевым торгам имеет и ценовой фактор, так как в соответствии с частью первой ст.18 Закона о товарных биржах к биржевой торговле не допускаются товары, в отношении которых законодательством установлены фиксированные цены (тарифы).

 

Справочно

К фиксированным ценам (тарифам) отнесены регулируемые цены (тарифы), устанавливаемые субъектами ценообразования в твердо выраженной денежной величине (абзац 8 ст.3 Закона РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее - Закон о ценообразовании)).

Правовое регулирование общих вопросов ценообразования на товарных биржах. Законодательные ограничения механизма свободного ценообразования на биржевых торгах

В конце 2010-2011 гг. в условиях либерализации условий экономической деятельности система нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования, подверглась существенному реформированию, в результате чего механизм ценообразования товаров в Республике Беларусь был значительно упрощен. Это стало результатом принятия следующих нормативных правовых актов:

Указа Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72);

постановления Минэкономики РБ от 13.12.2010 № 183 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь»;

постановления Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 46 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».

После предпринятых государством мер по либерализации условий ценообразования произошло выравнивание соответствующих механизмов на биржевом и внебиржевом товарных рынках. Это привело к тому, что в настоящее время базовые принципы механизма биржевого ценообразования кардинально не отличаются от аналогичных им принципов внебиржевого рынка, а сами отличия обусловлены преимущественно спецификой механизма биржевой торговли.

В настоящее время основной нормативный правовой акт, устанавливающий принципы ценообразования на биржевых торгах товарных бирж, - Закон о товарных биржах. Реализация товара на товарной бирже производится по ценам, устанавливаемым по соглашению между участниками биржевой сделки, т.е. фактически свободно, если иное не предусмотрено законодательными актами (часть первая ст.27 Закона о товарных биржах). Поэтому исключения из установленного порядка биржевого ценообразования и, как следствие, ограничения механизма свободного формирования цен на биржевых торгах могут быть установлены только законами Республики Беларусь, а также декретами и указами Президента РБ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 октября 2015 г. цена на биржевой товар устанавливается по соглашению между сторонами биржевой сделки, если иное не предусмотрено законодательными актами (часть первая ст.27 Закона о товарных биржах в редакции Закона № 284-З).

 

Справочно

Под свободной ценой понимается цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции (абзац 5 ст.3 Закона о ценообразовании).

 

Применение механизма свободного ценообразования на биржевых торгах объективно может быть связано с рисками искусственного завышения или занижения цен на биржевые товары (манипулирования ценами). В связи с этим частью второй ст.27 Закона о товарных биржах предусмотрено принятие товарными биржами мер по недопущению подобных действий при осуществлении биржевой торговли.

Под манипулированием ценами на товарном рынке в соответствии с законодательством понимаются действия участников биржевой торговли, направленные на изменение биржевой цены товара в целях извлечения прибыли от сделок с этим биржевым товаром или получения иной выгоды путем:

• одновременного выставления заявок на покупку и продажу биржевого товара по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным биржевым сделкам;

• сговора участников биржевой торговли о купле-продаже биржевых товаров на товарной бирже по ценам, существенно отличающимся от рыночных;

• распространения недостоверных сведений о состоянии товарного рынка и его участниках;

• использования иных способов манипулирования ценами, предусмотренных правилами биржевой торговли товарной биржи. В их число, например, могут входить совершение биржевых сделок, в результате которых не меняется собственник биржевого товара, формирование благоприятной для себя рыночной конъюнктуры, оказание информационного давления на рынок, в т.ч. распространение ложной информации о состоянии и перспективах развития различных сегментов рынка товаров и его участниках, демонстрация фиктивной ценовой тенденции или ложного впечатления ликвидности.

 

Справочно

Законодательство Республики Беларусь не содержит определения термина «биржевая цена». Данный термин также используется без расшифровки в Инструкции о порядке формирования стартовых цен на древесину на корню для реализации на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденной постановлением Минлесхоза РБ и Минэкономики РБ от 05.11.2008 № 29/212 (далее - постановление № 29/212). Исходя из указанной практики использования данного термина его значение следует понимать как цену товара, сформированную в ходе биржевых торгов.

 

Во исполнение Закона о товарных биржах постановлением Совета Министров РБ от 06.08.2009 № 1039 утверждены Типовые правила биржевой торговли на товарных биржах, п.20 которых в целях недопущения резкого повышения или понижения цен в течение торгового дня, искусственного их завышения или занижения (т.е. манипулирования ценами) товарной бирже предоставлено право на принятие таких мер, как:

• установление уровня максимальной и минимальной цены на биржевой товар (ценового коридора) с учетом спроса и предложения на биржевые товары, биржевых котировок и конъюнктуры рынка;

• отклонение заявки участника биржевой торговли на продажу или покупку биржевого товара;

• отказ в регистрации биржевой сделки;

• отмена, приостановление или досрочное закрытие торговой сессии;

• отмена результатов торговой сессии;

• принятие иных мер, предусмотренных законодательством и правилами товарной биржи.

Таким образом, по общему правилу ценообразование на биржевых торгах товарных бирж носит свободный характер. В то же время законодательством прямо предусмотрена возможность применения некоторых контрольных и регулирующих механизмов, например установления товарной биржей уровней цен товаров на биржевых торгах, а также применения инструмента ограничения уровня цен - ценового коридора.

Законодательством допускаются риски совершения на биржевом товарном рынке неправомерных действий по манипулированию ценами. Порядок принятия мер, направленных на недопущение манипулирования ценами, а также порядок установления и применения ценового коридора определяются товарной биржей самостоятельно в соответствии с законодательством путем принятия соответствующих локальных нормативных правовых актов. Товарным биржам также предоставлено право самостоятельно применять и иные, не предусмотренные законодательством, регулирующие и контролирующие механизмы, устанавливаемые локальным нормативным правовым актом биржи - правилами биржевой торговли.

В настоящее время законодательные ограничения ценообразования на биржевых торгах сведены к минимуму. Указом № 72 определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями). В соответствии с данным перечнем государственное регулирование ценообразования на товары, которые могут быть отнесены к биржевым, осуществляется следующими государственными органами:

• Министерством архитектуры и строительства РБ: строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства РБ и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов);

• Министерством промышленности РБ: лом и отходы черных и цветных металлов;

• Министерством сельского хозяйства и продовольствия РБ: сельскохозяйственная продукция, закупаемая для государственных нужд, по согласованию с Министерством экономики РБ (далее - Минэкономики РБ);

• Министерством экономики РБ: товары юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (в случае невключения товаров в иные разделы данного перечня); социально значимые товары по перечню, определяемому Советом Министров РБ; алкогольная продукция крепостью свыше 28 %.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 сентября 2016 г. функции по обеспечению противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции (на товарных рынках Республики Беларусь, областей (г. Минска), в том числе функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулированию цен (тарифов), а также контроль в этих сферах возложены на Министерство антимонопольного регулирования и торговли (п.1 Указа Президента РБ от 03.06.2016 № 188);

 

• Белорусским государственным концерном по нефти и химии: нефтепродукты, за исключением нефтепродуктов, реализуемых закрытому акционерному обществу «Белорусская нефтяная компания» по перечню, определяемому Советом Министров РБ;

• областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом: товары юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках, - в случае невключения товаров в иные разделы настоящего перечня; социально значимые товары, за исключением товаров, цены на которые регулируются Минэкономики РБ.

Таким образом, вышеперечисленным государственным органам предоставлено право устанавливать своими решениями цены (как фиксированные, так и предельные) на некоторые товары, относящиеся к биржевым.

Постановлением Совета Министров РБ от 10.07.1998 № 1091 (утратило силу 6 мая 2013 г.) был утвержден примерный перечень видов производимых в Республике Беларусь товаров, экспортируемых субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности (включая товары для товарообменных операций), на основании которого Министерством экономики устанавливаются предельные минимальные цены на эти товары в более глубокой классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. В более глубокой классификации этот перечень был установлен постановлением Минэкономики РБ от 05.03.2008 № 52.

При этом действие устанавливаемых Минэкономики РБ предельных минимальных цен не распространялось на отдельные виды экспортируемых лесоматериалов, сделки по которым заключались на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».

Так как с мая 2013 г. два вышеназванных документа утратили силу, предельные минимальные экспортные цены перестали быть регулятором экспортной деятельности. Однако в результате этого биржевая торговля утратила одну из предусмотренных законодательством преференций, наличие которой стимулировало реализацию определенных групп товаров на экспорт на биржевых торгах.

Необходимо также отметить, что Указом Президента РБ от 11.08.2011 № 358 «О стимулировании реализации товаров» был признан утратившим силу Указ Президента РБ от 07.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров», в соответствии с которым в течение длительного периода продажа на территории Республики Беларусь товаров, приобретенных для собственного производства и (или) потребления, поставки на переработку на давальческих условиях и не использованных для этих целей, могла осуществляться только по ценам, не превышающим более чем на 5 % цену приобретения товара, что ограничивало в т.ч. и цену реализации таких товаров на биржевых торгах указанным размером надбавки. С 11 августа 2011 г. реализация указанных выше товаров, в т.ч. и на биржевых торгах, производится без применения ограничительных надбавок в их цене.

Формирование цены товара при его выставлении на биржевые торги

Биржевые торги проводятся ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» ежедневно в рабочие дни по различным товарным секциям биржи в форме электронных торгов. При подготовке торговой сессии в информационную торговую систему биржи загружаются подаваемые в электронном виде заявки продавцов, а при необходимости - также и заявки покупателей.

 

Справочно

Под секцией понимается специализированное функциональное направление деятельности биржи, в рамках которого осуществляется биржевая торговля определенной группой биржевых товаров. В настоящее время ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» проводит биржевые торги по секциям металлопродукции, лесопродукции, сельхозпродукции, промышленных и потребительских товаров (п.4 Правил биржевой торговли в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденных постановлением Правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» от 22.11.2005 № 3 (далее - Правила биржевой торговли в ОАО)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 мая 2017 г. следует руководствоваться Правилами биржевой торговли в ОАО с изменениями, внесенными протоколом заседания Правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» от 05.05.2017 № 61.

 

Справочно

С текстом Правил биржевой торговли в ОАО можно ознакомиться по адресу http://www.butb.by/index.php?page=47.

 

По общему правилу формирование цены товара при его выставлении на биржевые торги осуществляется продавцом в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В то же время в отношении некоторых видов товаров законодательством предусмотрен отдельный порядок формирования стартовых цен на биржевых торгах. В частности, это касается некоторых видов лесопродукции, выставляемой на биржевые торги.

Стартовая цена на лесопродукцию для ее реализации на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» определяется в соответствии с главой 7 Правил реализации древесины на внутреннем рынке Республики Беларусь, утвержденных Указом № 214 (далее - Правила № 214).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июня 2017 г. следует руководствоваться главой 7 Правил № 214 в редакции Указа Президента РБ от 31.05.2017 № 197.

 

Стартовая цена на древесину на корню устанавливается в соответствии с таксами, утвержденными Советом Министров РБ на дату выставления лотов на биржевые торги.

 

Справочно

Таксы на древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню, в 2014 г. утверждены постановлением Совета Министров РБ от 24.12.2013 № 1129.

 

Стартовая цена на деловую древесину в заготовленном виде формируется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которые в соответствии с законодательством вправе совершать сделки по реализации деловой древесины в заготовленном виде, и должна соответствовать квартальным биржевым котировкам, определенным по итогам биржевых торгов за три месяца (квартал), предшествующих началу очередного квартала.

В случае отсутствия биржевых котировок по результатам биржевых торгов по отдельным сортиментам стартовая цена формируется продавцом в соответствии с законодательством о ценообразовании.

Кратко остановимся на порядке формирования такс для установления стартовых цен на древесину на корню при ее выставлении на биржевые торги. Данный порядок установлен Положением о порядке формирования такс на древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 30.05.2007 № 708 (далее - Положение № 708).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 августа 2017 г. название Положения № 708 изложено в новой редакции «Положение о порядке формирования таксовой стоимости на древесину основных лесных пород, отпускаемую на корню» на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.08.2017 № 629 (далее - постановление № 629).

 

Стартовая цена на древесину на корню для ее реализации на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» не может быть ниже утвержденных Советом Министров РБ такс, действующих на момент проведения биржевых торгов (часть вторая п.2 Положения № 708).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 августа 2017 г. согласно части второй п.2 Положения № 708 в редакции постановления № 629 стартовая цена на древесину на корню для реализации на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» не может быть ниже утвержденной Советом Министров Республики Беларусь таксовой стоимости, действующей на момент проведения биржевых торгов.

 

Кроме того, установлены формулы расчета такс, дифференциация такс по разрядам, условия, порядок и размеры снижения такс.

 

Обратите внимание!

Начиная с 2013 г. ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» проводятся так называемые годовые торги - биржевые торги по реализации годового объема древесины на корню.

 

В то же время, несмотря на наличие рассмотренных выше норм Правил № 214 и Положения № 708, до настоящего времени не утратило силу, хотя фактически и не применяется, постановление № 29/212.

Данный документ определяет механизм формирования стартовых цен на древесину на корню при ее выставлении на биржевые торги с учетом биржевых котировок по результатам биржевых торгов ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» по реализации квартального объема древесины на корню из лесосечного фонда, скорректированных на коэффициент изменения цен на древесину в странах Европейского союза, России и на Украине, т.е. по принципам, отличающимся от предусмотренных Указом № 214. В связи с тем что указанный документ фактически не применяется, его рассмотрение в рамках данной статьи нецелесообразно.

Кроме лесопродукции, особые правила ценообразования устанавливаются актами Министерства промышленности РБ в отношении лома и отходов черных и цветных металлов, в т.ч. и при выставлении данного товара на биржевые торги на экспорт.

В соответствии с нормами законодательства отдельные требования к формированию стартовой цены товара при его выставлении на биржевые торги могут устанавливаться и локальными нормативными правовыми актами товарной биржи.

Например, согласно подп.2.9 Регламента биржевых торгов по секции лесопродукции в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденного постановлением Правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» от 30.12.2005 № 8 (далее - постановление № 8), стартовая цена на деловую древесину в заготовленном виде при продаже на внутреннем рынке должна соответствовать квартальным биржевым котировкам, определенным по итогам биржевых торгов за три месяца (квартал), предшествующих началу очередного квартала. В случае отсутствия биржевых котировок по результатам биржевых торгов по отдельным сортиментам стартовая цена формируется продавцом в соответствии с законодательством о ценообразовании. При этом ответственность за правильное формирование стартовых цен несет продавец.

 

Справочно

С текстом Регламента биржевых торгов по секции лесопродукции можно ознакомиться по адресу http://www.butb.by/index.php?page=47.

 

Лесопродукция, выставляемая на биржевые торги со стартовой ценой, не соответствующей требованиям названного Регламента и (или) законодательства, не допускается к биржевым торгам.

Подпунктом 2.7 Регламента биржевых торгов по секции сельхозпродукции, утвержденного постановлением № 8, предусмотрен недопуск к биржевым торгам товара в случае его выставления на биржевые торги с заниженной либо завышенной стартовой ценой по сравнению с биржевой котировкой на дату подачи заявки.

 

Справочно

С текстом Регламента биржевых торгов по секции сельхозпродукции можно ознакомиться по адресу http://www.butb.by/index.php?page=47.

Механизм ценообразования в ходе биржевых торгов

Механизм биржевых торгов ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» предоставляет широкие возможности как продавцам, так и покупателям для влияния на процесс ценообразования при совершении биржевых сделок.

В соответствии с п.111 Правил биржевой торговли в ОАО по своему содержанию биржевые торги подразделяются на следующие виды:

• с сохранением цены заявки;

• на повышение цены;

• на понижение цены;

• другие виды биржевых торгов, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

В ходе одной торговой сессии маклер может сочетать различные виды биржевых торгов.

Как правило, алгоритм работы электронной торговой системы биржи рассчитан на проведение торгов на повышение и (или) на понижение цены товара исходя из направленности сделок, заключаемых на биржевых торгах (экспорт, импорт, сделки на внутреннем рынке).

Механизм биржевых торгов на внутреннем рынке предоставляет покупателям возможность приобретения продукции на наиболее выгодных для себя условиях. В практике не редки случаи, когда покупатель, желающий приобрести крупную партию, например металлопродукции, и выбирающий среди нескольких идентичных предложений продавцов, путем направления продавцам встречных заявок добивается значительного снижения цены (от 30 до 50 % к стартовой цене продавца). Механизм торгов на понижение цены также эффективен и на торгах при закупке товаров по импорту.

В свою очередь, механизм проведения экспортных торгов, ориентированный на создание возможностей для получения дополнительной прибыли отечественными продавцами, предусматривает повышение цены товара на установленный шаг цены в случае конкуренции между покупателями каждый раз, когда в ходе торгов один из покупателей, желающих приобрести определенную партию товара, подает заявку на ее покупку. Покупателем такой партии товара в итоге становится тот, кто последний предложил за нее наиболее высокую цену, не оспоренную до окончания времени торговой сессии другими претендентами.

В то же время при отсутствии повышенного спроса на товар или в случае завышения продавцом стартовой цены товара по сравнению с реальным уровнем рыночных цен покупатель вправе направить экспортеру встречную заявку с предложением о совершении сделки по более низкой цене или на иных условиях.

В ходе биржевых торгов продавцы могут и самостоятельно корректировать цены своих лотов с учетом складывающейся конъюнктуры.

Процесс совершения биржевых сделок в ходе биржевых торгов достаточно прозрачный и гласный, поэтому предоставляет возможность уполномоченным структурным подразделениям биржи в ходе торговой сессии:

• производить мониторинг цен путем сравнения по ценовым и иным параметрам условий сделок с аналогичными партиями товаров и оценки корректности и экономической выгоды для покупателей от совершения сделки с товаром по определенной цене при наличии в торговой системе аналогичных предложений данного товара по более низким ценам;

• предотвращать при необходимости совершение так называемых договорных сделок на заведомо невыгодных для покупателей условиях.

Информация об условиях реализации всех партий товара, принимающих участие в текущей торговой сессии, доступна участникам биржевых торгов в режиме реального времени и после окончания торгов вместе с информацией о совершенных биржевых сделках хранится товарной биржей в течение определенного ею периода.

В соответствии с законодательством локальными нормативными правовыми актами товарных бирж также могут регулироваться и иные вопросы, связанные с ценообразованием на биржевых торгах, кроме рассмотренных выше.

Так, п.107 Правил биржевой торговли в ОАО определено понятие чрезвычайной ситуации - ситуации, которая препятствует проведению биржевых торгов и исполнению обязательств по биржевым сделкам вследствие резкого изменения цен на биржевые товары в ходе биржевых торгов. При возникновении подобных ситуаций товарная биржа вправе отменить результаты биржевых торгов, которые проводились в день возникновения чрезвычайной ситуации, по всем или некоторым секциям полностью или частично в целях недопущения нарушений Правил биржевой торговли в ОАО и возникновения спорных ситуаций.

Применение ценового коридора

Ранее уже упоминалось о предоставлении законодательством товарным биржам права устанавливать максимальные и (или) минимальные уровни цен биржевых товаров (ценовой коридор) в качестве меры по предотвращению манипулирования ценами. Рассмотрим механизм установления и применения ценового коридора на примере ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».

Протоколом заседания Правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» от 23.04.2010 № 84 утверждено Положение о ценовом коридоре в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», в соответствии с которым:

• введены термины «границы ценового коридора», «стартовая цена» и их определения;

• установлены виды ценового коридора (предторговый, торговый и единый ценовой коридор, ценовые коридоры с фиксированной верхней, нижней границей или фиксированными верхней и нижней границами одновременно);

• определены источники получения информации, использующейся в качестве исходных данных для расчета ценового коридора;

• предусмотрена методика расчета ценового коридора по видам;

• урегулированы вопросы применения ценового коридора.

 

Справочно

С текстом Положения о ценовом коридоре в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» можно ознакомиться по адресу http://www.butb.by/index.php?page=47, раздел 8.

 

Информация о ценовом коридоре размещается на сайте биржи в сети Интернет не позднее одного рабочего дня до начала срока подачи заявок к соответствующей торговой сессии. С этого момента ценовой коридор считается введенным в действие.

При приеме заявок на продажу товара до начала биржевых торгов, а также при корректировке продавцами стартовых цен биржевого товара в предторговом периоде торговой сессии (при его наличии) биржей осуществляется контроль соблюдения участниками биржевой торговли - продавцами соответствия уровня стартовых цен границам предторгового или единого ценового коридора.

В случае нарушения продавцом границ предторгового или единого ценового коридора биржей отклоняется соответствующая заявка на продажу биржевого товара или блокируется возможность изменения продавцом цены биржевого товара.

Если с момента подачи продавцом заявки на продажу товара до начала соответствующей торговой сессии значения границ ценового коридора в отношении данного товара были изменены, продавец обязан перед началом биржевых торгов или в ходе предторгового периода (при его наличии) скорректировать стартовую цену биржевого товара в заявке в соответствии с действующими границами ценового коридора или в установленном порядке снять свою заявку.

В ходе биржевых торгов (кроме предторгового периода, при его наличии) при изменении цены биржевого товара биржей осуществляется контроль соответствия этой цены границам торгового или единого ценового коридора. В случае нарушения продавцом границ торгового или единого ценового коридора при изменении цены товара возможность подобного изменения цены блокируется биржей.

В настоящее время ценовой коридор активно применяется в деятельности ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» при регулировании уровней цен на биржевых торгах по различным торговым секциям.

Биржевой договор

Первоначально цена и иные существенные условия каждой биржевой сделки фиксируются в листе учета биржевой сделки, после чего в порядке и сроки, определенные регламентом биржевых торгов по соответствующей секции, стороны сделки обязаны оформить и представить для регистрации на биржу биржевой договор. При этом в соответствии с нормами п.4 ст.403 ГК и частью третьей п.116 Правил биржевой торговли в ОАО биржевой договор считается заключенным и вступает в силу только с момента его регистрации в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».

Денежные обязательства должны быть выражены в белорусских рублях (п.1 ст.298 ГК). Исходя из этого по общему правилу валютой биржевой сделки при совершении сделок между резидентами Республики Беларусь признается белорусский рубль. Данное правило применяется в т.ч. и при формировании цены товара в ходе его выставления на биржевые торги на внутреннем рынке Республики Беларусь.

Неизменность цены

Один из отличительных признаков цены товара, сформированной в ходе биржевых торгов ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», - ее неизменность в течение всего срока действия биржевого договора, т.е. до момента исполнения сторонами договора своих обязательств или прекращения действия договора по иным основаниям. Все изменения и дополнения, вносимые сторонами в биржевые договоры, подлежат регистрации товарной биржей и не могут затрагивать наименование, цену и количество (кроме уменьшения) биржевого товара. Исключения из этого правила могут устанавливаться только решениями биржи.

Так, например, в соответствии с Порядком корректировки цен на лесопродукцию, поставляемую по долгосрочным биржевым сделкам, заключенным на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденным протоколом заседания Правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» от 18.12.2009 № 189 (далее - Порядок № 189), на биржевых торгах производится реализация на экспорт лесопродукции по долгосрочным биржевым сделкам с условием последующего изменения цены в соответствии с квартальными биржевыми котировками.

 

Справочно

С текстом Порядка № 189 можно ознакомиться по адресу http://www.butb.by/index.php?page=47, раздел 4.

 

Порядком № 189 определено, что продавцы вправе выставлять лесопродукцию для реализации по долгосрочным биржевым сделкам на следующих условиях:

• с неизменной (фиксированной) ценой на весь срок исполнения сторонами обязательств по биржевой сделке;

• с изменяемой (корректируемой) ценой в процессе исполнения биржевой сделки в соответствии с квартальными биржевыми котировками.

Цена лесопродукции, установленная по соглашению сторон биржевой сделки в момент ее заключения, является неизменной (фиксированной) на весь период очередного квартала.

На сайте биржи в сети Интернет не позднее чем за 5 календарных дней до окончания квартала, если иной срок не определен котировальной комиссией биржи, размещается информация о квартальных биржевых котировках. После размещения на сайте биржи соответствующей информации цена биржевого товара, отличающаяся от такой биржевой котировки, на объем, подлежащий отгрузке в очередном квартале в соответствии с поквартальным графиком поставки биржевого товара, подлежит обязательному изменению (корректировке) в соответствии с квартальными биржевыми котировками, за исключением случаев, предусмотренных Порядком № 189. Измененная (скорректированная) цена биржевого товара подлежит применению с 1-го числа месяца, следующего за месяцем определения квартальных биржевых котировок.

В случае отсутствия квартальной биржевой котировки цена биржевого товара, отличающаяся от такой биржевой котировки, на объем, подлежащий отгрузке в очередном квартале в соответствии с поквартальным графиком поставки биржевого товара, подлежит обязательному изменению (корректировке) в соответствии с квартальными биржевыми котировками за предыдущий квартал либо при их отсутствии с определенной в соответствии с Порядком № 189 ценой биржевого товара, поставленного в предыдущем квартале.

Котировка цен

Как уже было сказано выше, к числу основных функций товарной биржи относится котировка цен - выявление товарной биржей цен на биржевые товары согласно методике, утвержденной в порядке, определенном уставом товарной биржи с учетом требований законодательства. Цена биржевого товара, определенная путем котировки цен, является биржевой котировкой.

Котировка цен осуществляется товарной биржей с учетом спроса и предложения на биржевые товары за определенный период или на определенную дату путем анализа биржевых сделок, цен, предложенных участниками биржевой торговли, ценообразующих факторов, а также в зависимости от условий исполнения биржевых сделок. Котировка может осуществляться как отдельно по каждому виду биржевого товара, так и по группам биржевых товаров.

 

Обратите внимание!

Биржевые котировки ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» отражают средневзвешенные цены на товары, реализованные на торговой площадке данной биржи, и носят в первую очередь справочный характер.

 

Однако в установленных законодательством случаях их применение субъектами хозяйствования при формировании цен на товары может носить и обязательный характер, как это произошло, например, с описанным выше механизмом формирования стартовых цен на отдельные виды древесины.

По запросу заинтересованных лиц товарная биржа вправе предоставлять информацию о биржевых котировках в установленном ею порядке, в т.ч. и на возмездной основе. Открытое акционерное общество «Белорусская универсальная товарная биржа» оказывает заинтересованным субъектам хозяйствования информационные услуги по предоставлению в электронном виде ежемесячного обзора биржевого товарного рынка, позволяющего в оперативном режиме получать:

• средневзвешенные цены за каждый месяц по итогам биржевых торгов;

• ежедневные ценовые итоги торгов черными металлами и изделиями из них, цветными металлами и изделиями из них, ломом цветных металлов, а также итоги торгов древесиной на корню.

Очевидно, что с учетом значительных объемов биржевых сделок биржевые котировки объективно отражают рыночный уровень цен на биржевые товары и заслуживают максимально широкого применения и качестве ориентира при совершении сделок на внебиржевом рынке, а также формировании стартовых цен при выставлении товара на биржевые торги.

Биржевая торговля - один из инструментов повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования при приобретении и (или) реализации товаров, относимых к категории биржевых.

Практика показывает, что независимо от текущей экономической ситуации данная форма торговли, в т.ч. благодаря оптимальным условиям ценообразования, по-прежнему остается современным, удобным и надежным механизмом сбыта и приобретения товаров субъектами хозяйствования.

 

24.12.2013

 

Иван Задорожный, юрист