Пособие от 15.12.2011
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Механизмы приватизации в современных экономических условиях


 

Материал помещен в архив

 

МЕХАНИЗМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Общие положения

О приватизации в разных ее проявлениях говорят как представители бизнеса, так и органы управления, пытаясь найти в ней точку опоры для современной белорусской экономики в складывающихся макроэкономических условиях.

Серьезность и цена вопроса приватизации (фактически смены собственника) требуют взвешенных и однозначных действий, поскольку нынешние тенденции свидетельствуют об определенной степени заинтересованности инвесторов в приобретении объектов государственной собственности. Однако инвестор, особенно иностранный, критически оценивает все возможные риски, прежде чем принять положительное решение.

В данном материале обозначим два наиболее существенных, с точки зрения авторов, механизма, способных обеспечить процесс приватизации с гарантией чистоты сделки для нового собственника или инвестора и спрогнозировать возможные негативные последствия:

1) продажа предприятия как имущественного комплекса;

2) реализация принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ (далее - ОАО) посредством проведения аукционов и конкурсов.

В соответствии со ст.1 Закона РБ от 19.01.1993 № 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (далее - Закон № 2103-XII) к числу объектов приватизации государственного имущества отнесены:

- предприятия как имущественные комплексы государственных унитарных предприятий;

- акции (доли в уставных фондах) хозяйственных обществ, находящиеся в собственности Республики Беларусь или в собственности административно-территориальных единиц.

Смена собственника на указанные выше объекты приватизации может осуществляться только посредством механизма продажи, опосредованного правовой конструкцией договора купли-продажи, и возникновения взаимных обязательств для продавца и покупателя, а именно обязанности продавца передать имущество (вещь, товар) в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление другой стороне (покупателю), обязанности покупателя принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п.1 ст.424 Гражданского кодекса РБ, далее - ГК). Однако с учетом специфики приватизации, как правовой категории, правовое регулирование отношений между покупателем и продавцом обусловлено соблюдением и специальных норм. В частности, в отличие от общих положений о купле-продаже при продаже объекта приватизации последний передается покупателю в собственность (примечание 1). Общее правило о купле-продаже исходит из того, что перечень прав и обязанностей сторон исчерпывается общими положениями о купле-продаже и нормами об отдельных видах договора купли-продажи. Если же говорить о приватизации, то возмездная передача объекта приватизации может предполагать установление в отношении покупателя некоторых обязанностей. Так, от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых в решении о приватизации, при продаже акций (долей в уставных фондах) (часть первая ст.18 Закона № 2103-XII) и предприятий как имущественных комплексов (часть первая ст.19 Закона № 2103-XII). В свою очередь, при продаже акций (долей в уставных фондах) и предприятий как имущественных комплексов на аукционе от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий (часть первая ст.17 Закона № 2103-XII).

В целом приватизация осуществляется путем продажи:

1) акций (долей в уставных фондах) на аукционе (Положение о порядке проведения аукционов по продаже объектов приватизации, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2010 № 1929; далее - постановление № 1929, Положение о порядке проведения аукционов по продаже объектов приватизации);

2) акций (долей в уставных фондах) по конкурсу (Положение о порядке проведения конкурсов по продаже объектов приватизации, утвержденное постановлением № 1929; далее - Положение о порядке проведения конкурсов по продаже объектов приватизации);

3) предприятий как имущественных комплексов на аукционе (Положение о порядке проведения аукционов по продаже объектов приватизации);

4) предприятий как имущественных комплексов по конкурсу (Положение о порядке проведения конкурсов по продаже объектов приватизации);

5) акций ОАО по результатам доверительного управления. В данном случае проведение аукциона (конкурса) не требуется (примечание 2).

Справочно

Аукционы (конкурсы) по продаже объектов приватизации могут быть только открытыми (часть первая ст.16 Закона № 2103-XII), в которых может участвовать любое лицо (п.1 ст.418 ГК), а точнее - субъекты приватизации (примечание 3).

Продажа предприятия как имущественного комплекса

Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст.132 ГК). При этом исходя из норм ГК в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

Из состава предприятия как имущественного комплекса, приводимого в Законе № 2103-XII, исключен такой объект гражданских прав, как земельный участок (часть вторая ст.12 Закона № 2103-XII), но дополнительно указывается на то, что земельные участки предоставляются либо право на земельный участок переходит к покупателю предприятия как имущественного комплекса в соответствии с законодательством об охране и использовании земель (часть шестая ст.12 Закона № 2103-XII).

Дополнительно урегулированы правоотношения, возникающие применительно к объектам социального назначения, объектам, составляющим исключительную собственность государства, объектам, находящимся только в собственности государства.

По общему правилу на основании акта инвентаризации, бухгалтерского баланса, аудиторского заключения, перечня всех долгов (обязательств) по решению собственника предприятия или иного уполномоченного субъекта определяются состав и стоимость имущества, включаемого в состав предприятия.

Часть третья ст.13 Закона № 2103-XII при определении оценочной стоимости предприятия отсылает к порядку, установленному актами законодательства.

Подчеркнем, что нормы Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 13.10.2006 № 615, в соответствии с подп.1.8 п.1 названного Указа не распространяются на оценку государственного имущества в процессе приватизации.

В этой связи следует руководствоваться постановлением Госкомимущества РБ от 04.01.2011 № 1 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 16 июля 2010 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества».

Данным постановлением утверждена Инструкция о порядке определения оценочной стоимости предприятия как имущественного комплекса государственного унитарного предприятия при приватизации, размера уставного фонда открытого акционерного общества, создаваемого в процессе преобразования государственного унитарного предприятия, стоимости имущества присоединяемого государственного унитарного предприятия к открытому акционерному обществу, которая как раз и регламентирует порядок определения оценочной стоимости предприятия как имущественного комплекса государственного унитарного предприятия при приватизации.

Названная Инструкция также исходит из того, что оценочная стоимость предприятия определяется на основании данных бухгалтерского баланса, а также инвентаризации, проведенной в соответствии с законодательством, исходя из балансовой стоимости активов и пассивов предприятия, которое подлежит продаже в процессе приватизации.

Сама оценочная стоимость предприятия как имущественного комплекса определяется на 1-е число месяца и действительна в течение 12 месяцев с даты, на которую она определена (часть вторая ст.13 Закона № 2103-XII).

Торги по продаже предприятия могут проводиться в форме аукциона или конкурса. Если продажа предприятия как имущественного комплекса на аукционе не требует от покупателя выполнения каких-либо условий, то продажа предприятия по конкурсу предполагает, что от покупателя потребуется выполнение определенных условий, устанавливаемых в решении о приватизации. В качестве таковых могут быть:

- объемы, сроки и направления вложения инвестиций;

- сохранение и (или) создание определенного количества рабочих мест в течение определенного срока;

- переподготовка и (или) повышение квалификации работников;

- сохранение в течение определенного срока ассортимента производимых товаров (видов выполняемых работ, оказываемых услуг);

- сохранение в течение определенного срока профиля деятельности государственного унитарного предприятия;

другие условия.

Пример

Могилевское республиканское предприятие «Могилевэнерго» (филиал - Бобруйский завод древесноволокнистых плит) продается как имущественный комплекс на условиях:

- сохранения имеющегося количества рабочих мест в течение первых 12 месяцев с даты регистрации договора купли-продажи имущественного комплекса и не менее 90 % этого количества рабочих мест в течение последующих 12 месяцев, а также осуществляемых видов деятельности в течение 5 лет;

- инвестирования в развитие производства имущественного комплекса в течение 3 лет с даты регистрации договора купли-продажи денежных средств в сумме, эквивалентной не менее 7 млн.долл. США (примечание 4).

 

В связи с проведением торгов по продаже объектов приватизации следует отметить предусмотренные Законом № 2103-XII правовые последствия на случай признания торгов нерезультативными либо несостоявшимися.

Категория «нерезультативные торги» отсутствует в нормах ГК, но приводится в нормах специальных актов. Например, в соответствии с Указом Президента РБ от 13.02.2007 № 77 «О некоторых вопросах понижения начальной цены продажи имущества, находящегося в республиканской собственности» нерезультативными предполагаются торги по конкретному объекту республиканской собственности, в результате которых данный объект не был продан в порядке, установленном законодательством, кому-либо из участников торгов (примечание к подп.1.1 п.1 данного Указа).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 июля 2012 г. вместо Указа № 77 действует Указ Президента РБ от 04.07.2012 № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом».

 

Исходя из содержания Закона № 2103-XII аукцион признается нерезультативным в случае, если в ходе аукциона ни один из участников не выразил желания приобрести объект приватизации по объявленной аукционистом цене (часть пятая ст.16); конкурс признается нерезультативным в случае, если из поданных участниками конкурса предложений по условиям конкурса этим условиям не соответствуют предложения ни одного из участников конкурса (часть шестая ст.16).

Что касается несостоявшихся торгов, то аукцион (конкурс) считается несостоявшимся, если:

- заявление на участие в аукционе (конкурсе) подано только одним участником;

- для участия в аукционе (конкурсе) не было подано ни одного заявления;

- на аукцион (конкурс) явился один из участников или ни один из участников не явился (часть четвертая ст.16 Закона № 2103-XII).

Следствием признания торгов нерезультативными или несостоявшимися может считаться понижение начальной цены (примечание 5) продажи объектов приватизации (часть шестая ст.13 Закона № 2103-XII):

- на 20 % после первых нерезультативных либо несостоявшихся торгов;

- до 50 % включительно после вторых нерезультативных либо несостоявшихся торгов.

При этом решения о понижении начальной цены продажи объектов приватизации принимаются по объектам приватизации, находящимся в собственности:

- Республики Беларусь, - Президентом РБ или уполномоченным им государственным органом;

- административно-территориальных единиц, - в порядке, определенном соответствующими местными Советами депутатов. В случаях, установленных законодательными актами, решения о понижении начальной цены продажи объектов приватизации принимаются по согласованию с Президентом РБ.

Однако на случаи, когда аукцион признан несостоявшимся в силу того, что заявление на участие в нем подано только одним участником, установлены специальные правила продажи объекта приватизации единственному участнику: объект может быть продан этому участнику при его согласии по начальной цене продажи, увеличенной на 5 %. Аналогично при поступлении заявления на участие в конкурсе от одного участника и соответствии его предложений условиям конкурса продажа объекта приватизации этому лицу производится на предложенных им условиях. Комиссия по проведению конкурса по продаже объектов приватизации рассматривает предложения этого участника, дает заключение о соответствии либо несоответствии его предложений условиям конкурса и в случае соответствия его предложений условиям конкурса оформляет протокол о продаже объекта приватизации этому участнику (части восьмая, десятая ст.16 Закона № 2103-XII).

По общему правилу участник, выигравший торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона (конкурса) протокол, который имеет силу договора (п.5 ст.418 ГК). Последующее заключение договора требуется в случае, если по условиям торгов разыгрывается только право на заключение договора, и договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Законом № 2103-XII определено, что участник, выигравший аукцион (конкурс), и комиссия по проведению аукциона (конкурса) по продаже объекта приватизации в день проведения аукциона (конкурса) подписывают протокол (часть двенадцатая ст.16 Закона № 2103-XII). Одновременно установлено, что продажа объектов приватизации, в т.ч. продажа акций ОАО по результатам доверительного управления, осуществляются на основании заключенного между органом приватизации и субъектом приватизации договора купли-продажи (часть первая ст.21 Закона № 2103-XII). Наличие данной нормы означает, что нормы ГК в соответствующей части не применимы.

В соответствии с п.28 Положения о порядке проведения аукционов по продаже объектов приватизации организатор аукциона в течение 20 календарных дней с даты проведения аукциона заключает договор купли-продажи объекта приватизации с участником аукциона, выигравшим аукцион, подписавшим протокол о результатах аукциона и возместившим затраты на организацию и проведение аукциона, либо с единственным участником аукциона, подписавшим протокол о продаже объекта приватизации единственному участнику аукциона и возместившим затраты на организацию и проведение аукциона.

Обратим внимание на правовые последствия отказа от заключения договора по результатам торгов. Так, в соответствии с ГК в случае отказа или уклонения участника, выигравшего торги, от подписания протокола и (или) договора, оформляемого по результатам аукциона (конкурса), возмещения затрат на организацию и проведение аукциона (конкурса), а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, внесенный ими задаток возврату не подлежит. Одновременно в случае уклонения от заключения договора одной из сторон другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения (п.5 ст.418 ГК).

Тем самым для уполномоченной стороны есть основания для обращения в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении убытков.

Однако при проведении приватизации в случае отказа (уклонения) участника аукциона, выигравшего аукцион, от подписания протокола о результатах аукциона или договора купли-продажи объекта приватизации, возмещения затрат на организацию и проведение аукциона, а также в иных случаях, предусмотренных актами законодательства, внесенный им задаток возврату не подлежит. Одновременно организатор аукциона аннулирует результаты аукциона (п.30 Положения о порядке проведения аукционов по продаже объектов приватизации). В случае отказа (уклонения) единственного участника аукциона, выразившего согласие на приобретение объекта приватизации, от подписания договора купли-продажи объекта приватизации, возмещения затрат на организацию и проведение аукциона, а также в иных случаях, предусмотренных актами законодательства, внесенный им задаток возврату не подлежит (аналогичные правила установлены при проведении конкурсов; п.33 Положения о порядке проведения конкурсов по продаже объектов приватизации).

Тем самым специальным законодательством исключено право уполномоченной стороны на предъявление требования о понуждении заключить договор по результатам торгов и возмещении убытков в суд.

Предприятие как имущественный комплекс передается покупателю после государственной регистрации договора купли-продажи по передаточному акту. Государственная регистрация перехода права собственности на предприятие как имущественный комплекс осуществляется после полной оплаты покупателем объекта приватизации в соответствии с договором купли-продажи.

Право собственности на предприятие как имущественный комплекс переходит к покупателю с момента государственной регистрации перехода права собственности (часть четвертая ст.21 Закона № 2103-XII).

Реализация принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ посредством проведения аукционов и конкурсов

На принадлежащие государству акции не распространяется правило об их продаже только на биржевых торгах (через секции ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»). Такой вывод можно сделать из анализа норм Инструкции о порядке совершения сделок с ценными бумагами на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.09.2006 № 112.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 23 ноября 2016 г. взамен Инструкции № 112 постановлением Минфина РБ от 31.08.2016 № 76 утверждена Инструкция о порядке обращения ценных бумаг на территории Республики Беларусь.

 

Особенность принадлежащих государству акций состоит в том, что на нового владельца акций могут возлагаться обязательства, вытекающие из содержания условий, закрепленных в решении о приватизации путем продажи акций (долей в уставных фондах) по конкурсу. Это могут быть (часть четвертая ст.18 Закона № 2103-XII):

- объемы, сроки и направления вложения инвестиций;

- сохранение и (или) создание определенного количества рабочих мест в течение определенного срока;

- сохранение в течение определенного срока профиля деятельности хозяйственного общества;

- сохранение и финансирование в течение определенного срока объектов социального назначения, находящихся у хозяйственного общества в собственности или по договору безвозмездного пользования;

- другие условия, устанавливаемые в решении о приватизации.

Приватизация государственного имущества может быть опосредована проведением открытого аукциона или конкурса по продаже акций (долей в уставных фондах).

Поскольку отношения по приватизации государственного имущества носят публичный характер, он будет определяющим для целей их регулирования.

По мнению авторов, наиболее простым с организационной точки зрения механизмом приобретения имущества государства является как раз приобретение принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ. Тем более что в силу ликвидности акций и с учетом условий для развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь и возможностей для последующего обращения акций не исключена эффективная дальнейшая работа с ценными бумагами.

 

Примечание 1. В данном случае подчеркнем, что подобный вывод не касается передачи акций ОАО в доверительное управление с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления, поскольку смена собственника в данном случае возможна тогда, когда доверительный управляющий реализует свое право потребовать выкупа акций, и тем самым произойдет реальная смена собственника акций.

Примечание 2. Конкурс проводится только при передаче принадлежащих Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам акций ОАО в доверительное управление, в т.ч. с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления, порядок проведения которого регулируется соответствующим положением, утвержденным постановлением № 1929.

Примечание 3. Физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица Республики Беларусь, за исключением государственных организаций и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых количество акций (размер доли), принадлежащих Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, превышает 50 %, иностранные государства и их административно-территориальные единицы, международные организации, иностранные юридические лица, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами (ст.1 Закона № 2103-XII).

Примечание 4. Государственный комитет по имуществу РБ информирует о проведении аукционов и конкурсов по продаже принадлежащих Республике Беларусь акций ОАО // Режим доступа: www.gki.gov.by/upload/info%20dlya%20investorov/OAO%20privatization/Mogilevenergo.doc. Дата доступа: 28 августа 2011 г.

Примечание 5. Начальная цена продажи предприятия как имущественного комплекса при продаже на аукционе (по конкурсу) определяется в размере его оценочной стоимости, если иное не установлено Президентом РБ. Исключение из данного правила: начальная цена продажи предприятия как имущественного комплекса, имеющего численность работников до 100 человек, у которого задолженность по финансовым обязательствам на дату определения оценочной стоимости предприятия как имущественного комплекса равна балансовой стоимости активов или превышает ее, при продаже по конкурсу составляет 1 базовую величину на день проведения конкурса, установленную в соответствии с актами законодательства (части первая, четвертая ст.13 Закона № 2103-XII).

Порядок определения начальной цены продажи акций (долей в уставных фондах), за исключением порядка определения цены продажи акций ОАО по результатам доверительного управления, устанавливается в отношении акций (долей в уставных фондах), находящихся в собственности:

- Республики Беларусь, - Советом Министров РБ;

- административно-территориальных единиц, - соответствующими местными Советами депутатов (часть пятая ст.13 Закона № 2103-XII).

   

15.12.2011 г.

   

Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь