


Материал помещен в архив
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ: ПОНЯТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Правовое регулирование и способы оказания государственной поддержки
Субъектами господдержки могут являться:
1) физические лица (пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и т. п.) (далее не рассматриваются) (примечание 1);
2) юридические лица - в качестве поддержки отдельных предприятий, категорий юридических лиц либо отраслей (инновационная деятельность, кинематография, малое предпринимательство, отдельные общественные объединения, сельскохозяйственные организации, экспортеры и т. п.) (примечание 2).
Основной нормативный документ в данной сфере - Указ Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 № 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» (далее - Указ № 182).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2016 г. Указ № 182 на основании Указа Президента Республики Беларусь от 23.03.2016 № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки» утратил силу. |
Основная идея Указа № 182 состоит в запрете предоставления индивидуальных льгот по налогам, сборам (пошлинам) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее - плательщики, ИП) согласно подп.1.1 п.1 Указа № 182, за исключением мер господдержки по решению Президента Республики Беларусь в виде:
• изменения срока уплаты налогов и пени в формах отсрочки с единовременной уплатой сумм налогов и пени и (или) рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов и пени, налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия этого кредита;
• нормативного распределения выручки;
• предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи (часть первая подп.1.3.1 п.1 Указа № 182).
В то же время не являются индивидуальными льготы, предоставляемые отдельным категориям плательщиков в виде:
• освобождения от уплаты налогов;
• снижения их ставок;
• возмещения сумм уплаченных налогов, дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, и т. п. (подп.1.2 п.1 Указа № 182).
Такого рода господдержка также предоставляется по решению Президента Республики Беларусь в порядке, установленном Указом № 182.
Меры по оказанию господдержки в виде различных льгот, связанных с таможенными платежами, регулируются международными договорами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства. Изменение сроков уплаты таможенных платежей в виде налогового кредита вовсе не производится (часть вторая подп.1.3.1 п.1 Указа № 182).
Вместе с тем в исключительных случаях (стихийные бедствия, задержка финансирования из бюджета, ввоз скоропортящихся товаров и т. п.) таможенными органами плательщику могут быть предоставлены отсрочка и (или) рассрочка по уплате налогов, взимаемых этими органами, на срок не более 2 месяцев в порядке, определенном ст.105-107 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».
Дополнительно предусмотрено, что Президентом Республики Беларусь принимаются решения (с правом делегирования), предусматривающие для плательщиков:
• полное или частичное освобождение от обязательной продажи средств в иностранной валюте, поступивших на счета;
• полное или частичное освобождение от административных взысканий;
• освобождение от уплаты пеней, начисленных за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин) и т. п.;
• освобождение от перечисления в республиканский бюджет доходов, полученных от передачи в пользование имущества, находящегося в республиканской собственности, и др. (абзацы 5-8 части первой подп.2.2 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 03.11.2005 № 520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере»).
Кроме налоговых льгот в рамках оказания господдержки существуют иные меры, применяемые по решению не Президента Республики Беларусь, а Правительства Республики Беларусь, в виде и в пределах, предусмотренных бюджетом на очередной финансовый год (подп.1.3.3 и 1.3.4 п.1 Указа № 182):
• предоставление бюджетных займов и бюджетных ссуд;
• возмещение юридическим лицам Республики Беларусь части процентов за пользование банковскими кредитами.
Наконец, местные советы вправе на условиях, аналогичных Указу № 182, оказывать господдержку плательщикам индивидуально в виде:
• изменения установленного законодательством срока уплаты налогов и пени, полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты;
• выделения бюджетных средств из соответствующих местных бюджетов (часть первая п.2 Указа № 182).
Таблица Компетенция государственных органов (должностных лиц) в сфере мер господдержки | ||||
Меры господдержки | Государственные органы | Индивидуальные решения | ||
Президент Республики Беларусь | Совет Министров Республики Беларусь | Местные органы | ||
Изменение срока уплаты налогов (отсрочка, рассрочка, налоговый кредит) |
+ |
+ | ||
Нормативное распределение выручки |
+ |
+ | ||
Финансовая помощь из республиканского бюджета |
+ |
+ | ||
Освобождение от уплаты налогов |
+ |
|||
Снижения ставок налогов |
+ |
|||
Возмещение сумм уплаченных налогов |
+ |
|||
Предоставление бюджетных займов и бюджетных ссуд |
+ |
+ | ||
Возмещение части процентов по кредитам |
+ |
+ | ||
Изменение срока уплаты налогов и пени, уплачиваемых в местные бюджеты |
+ |
+ | ||
Выделение бюджетных средств из местных бюджетов |
+ |
+ |
Всего существует около 80 нормативных документов, содержащих соответствующие льготы, наиболее важные из которых:
• Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности»;
• Указ Президента Республики Беларусь от 05.06.2012 № 253 «О создании Китайско-Белорусского индустриального парка "Индустриальный парк "Великий камень"»;
• Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2009 № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования»;
• Декрет Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 «О Парке высоких технологий» и др.
Не распространяется Указ № 182 также на господдержку за счет республиканского и местных бюджетов субъектов:
1) малого предпринимательства (Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»);
2) инновационной инфраструктуры (за исключением венчурных организаций) (Закон Республики Беларусь от 10.07.2012 № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»).
Вопросы реструктуризации задолженности по платежам в бюджет регламентируются не Указом № 182, а:
• Указом Президента Республики Беларусь от 23.01.2003 № 36 «О реструктуризации задолженности юридических лиц по обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и некоторых мерах по обеспечению своевременного поступления указанных платежей»;
• Указом Президента Республики Беларусь от 16.02.2004 № 88 «О реструктуризации задолженности хозяйственных обществ по платежам в республиканский и местные бюджеты и по кредитам, выданным государственными банками» и др.
В то же время по отдельным вопросам (например, подготовки проектов соответствующих решений) нормы названных выше Указов могут пересекаться с нормами Указа № 182.
Что касается названных проектов решений, то они должны (за исключением проекта решения о нормативном распределении выручки) дополнительно предусматривать для коммерческих организаций и ИП (подп.3.1 п.3 Указа № 182):
1) основные показатели, достижение которых является условием оказания государственной поддержки: темпы роста производительности труда и рентабельность продаж, при оказании государственной поддержки для реализации планов модернизации - показатели по выручке от реализации продукции, товаров (работ, услуг) в расчете на одного среднесписочного работника и по добавленной стоимости в расчете на одного среднесписочного работника.
Причем корректировка значений показателей, достижение которых является условием оказания государственной поддержки, не допускается;
2) должностных лиц, которые несут ответственность за обеспечение достижения основных показателей.
При необеспечении коммерческими организациями и ИП достижения установленных показателей по итогам: а) трех отчетных кварталов со дня оказания государственной поддержки (если срок оказания господдержки не более 1 года) или б) каждого календарного года в течение срока действия государственной поддержки (если более 1 года) решения об оказании господдержки могут быть отменены.
Для некоммерческих организаций вместо основных показателей указываются цели предоставления и направления использования бюджетных средств, а также сроки достижения указанных целей. Их несоблюдение может повлечь аналогичные последствия (подп.3.2 п.3 Указа № 182).
Отдельные меры оказания государственной поддержки
Отсрочка и рассрочка налогов. Налоговый кредит
Положение о порядке предоставления отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов (пошлин) и пени, налогового кредита, утвержденное Указом № 182 (далее - Положение о порядке предоставления отсрочки и (или) рассрочки), предусматривает следующие меры господдержки (часть первая п.1):
• отсрочка - с единовременной уплатой сумм налогов, за исключением таможенных пошлин, и пени;
• рассрочка с поэтапной уплатой сумм налогов и пени;
• отсрочка плюс рассрочка;
• налоговый кредит, то есть перенос установленных законодательством сроков уплаты налогов, приходящихся на период действия налогового кредита.
Основания для предоставления отсрочки и рассрочки должны быть вескими (п.2 Положения о порядке предоставления отсрочки и (или) рассрочки):
1) угроза банкротства;
2) сезонный характер производства;
3) задержка бюджетного финансирования;
4) стихийное бедствие.
За пользование отсрочкой и (или) рассрочкой в случаях угрозы банкротства и сезонного характера производства уплачиваются проценты в размере не менее 1/4 процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь (далее - Нацбанк) (часть первая п.4 Положения о порядке предоставления отсрочки и (или) рассрочки).
Налоговый кредит может предоставляться по одному или нескольким видам налогов, но только по тем, срок уплаты которых еще не наступил. Основания - угроза банкротства и сезонный характер производства, размер процентной ставки - не менее 1/2 процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка (часть первая п.10 Положения о порядке предоставления отсрочки и (или) рассрочки).
Заявления о предоставлении указанных выше мер господдержки подаются в вышестоящие государственные органы, а при их отсутствии - в областные (Минский городской) исполнительные комитеты (примечание 3). В проекте решения указываются в том числе условия уплаты текущих платежей в бюджет, а также направления использования высвобождаемых средств (часть первая п.11, часть первая п.13 Положения о порядке предоставления отсрочки и (или) рассрочки).
Нормативное распределение выручки
Нормативное распределение выручки - это установление нормативов (в процентах), согласно которым поступающие на текущие (расчетные) счета денежные средства направляются плательщиком на внесение подлежащих уплате платежей в бюджет (бюджетные и внебюджетные фонды), и погашение задолженности по ним, а также иных платежей (п.3 Положения о порядке установления нормативного распределения выручки, утвержденного Указом № 182).
Оно применяется к каждой полной сумме средств, поступающих на текущие (расчетные) счета плательщиков в белорусских рублях и иностранной валюте (после обязательной продажи), до осуществления платежей в установленной законодательством очередности. Условия уплаты текущих платежей, а также их нормативы указываются в проекте решения о предоставлении господдержки (части первая и вторая п.5, абзацы 3 и 5 п.8 указанного Положения).
Финансовая помощь - финансовые средства на безвозвратной и безвозмездной основе.
Она должна преследовать следующие цели:
а) выполнение бюджетных программ;
б) приобретение технологического оборудования и запасных частей (в том числе за границей) для реализации инвестиционных проектов, прошедших государственную комплексную экспертизу и имеющих положительное заключение;
в) проведение по решению Президента Республики Беларусь мероприятий, имеющих важное государственное значение, и др.
При этом финансовая помощь негосударственным юридическим лицам (за исключением организаций потребительской кооперации и сельскохозяйственных производственных кооперативов (колхозов)) производится с увеличением (образованием) доли Республики Беларусь в их уставных фондах (пп.1 и 2 Положения о порядке предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи, утвержденного Указом № 182).
В пакет документов при обращении должны входить бизнес-план, различные экономические обоснования, а также копия заключения о результатах государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта и решение собственника об образовании (увеличении) доли государства в уставных фондах (абзацы 4 и 5 части второй, часть третья п.3 указанного Положения).
В Бюджетном кодексе Республики Беларусь даются следующие определения:
• бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющимся резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь), индивидуальным предпринимателям на возвратной и безвозмездной основе на осуществление определенных целевых расходов (подп.1.8 п.1 ст.2);
• бюджетный заем - бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющимся резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь), индивидуальным предпринимателям на возвратной и возмездной основе на осуществление определенных целевых расходов (подп.1.13 п.1 ст.2).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. бюджетный заем - бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющимся резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь), индивидуальным предпринимателям на основе платности, срочности и возвратности на осуществление определенных целевых расходов (подп.1.13 п.1 ст.2 БК в редакции Закона Республики Беларусь от 31.12.2018 № 84-З). |
Положение о порядке предоставления из республиканского бюджета и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды, утвержденное Указом № 182 (далее - Положение о предоставлении бюджетного займа, бюджетной ссуды), содержит более лаконичные формулировки приведенных выше терминов, но эквивалентные по сути. Основное отличие между ссудами и займами - отсутствие процентов при возврате бюджетных ссуд (но не займов). В свою очередь, бюджетная ссуда отличается от финансовой помощи своим возвратным характером. Условием предоставления является отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджет и соответствующие фонды, а также просроченной задолженности по кредитам банков. Займы, ссуды под реализацию инвестиционных проектов предоставляются при условии заключения с государственной страховой организацией договора страхования ответственности за нарушение договора займа (ссуды) (часть вторая п.4, п.6 Положения о предоставлении бюджетного займа, бюджетной ссуды).
Займы, ссуды за счет средств республиканского бюджета предоставляются в белорусских рублях в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год (часть первая п.4, часть первая п.7 Положения о предоставлении бюджетного займа, бюджетной ссуды).
Сроки их предоставления (без возможности пролонгации):
а) до 1 года - на создание сезонных (временных) запасов товарно-материальных ценностей, если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер;
б) до 5 лет - под реализацию инвестиционных проектов;
в) до 3 лет - на иные цели (п.5 Положения о предоставлении бюджетного займа, бюджетной ссуды).
Процентная ставка за пользование бюджетными займами составляет:
а) не менее 0,5 ставки рефинансирования Нацбанка - при предоставлении займа под реализацию инвестиционного проекта;
б) не менее ставки рефинансирования - на иные цели (часть первая п.8 Положения о предоставлении бюджетного займа, бюджетной ссуды).
Если в случае отсрочки, рассрочки и налогового кредита проценты уплачиваются вместе с основным долгом (полностью или частями), то по бюджетным займам они уплачиваются ежемесячно не позднее 5-го числа, начиная с месяца, следующего за месяцем выдачи займа. График погашения займа прилагается к договору, который заключает с заемщиком (ссудополучателем) Министерство финансов Республики Беларусь (далее - Минфин). Заметим, что по другим видам господдержки договоры не заключаются (часть третья п.8, части первая и вторая п.11 Положения о предоставлении бюджетного займа, бюджетной ссуды).
Одним из документов, предоставляемых при обращении, является копия акта (справки) последней проверки финансово-хозяйственной деятельности, проведенной контролирующими (надзорными) органами в рамках ведомственного контроля, либо аудиторское заключение по результатам аудита годовой бухгалтерской отчетности (подп.9.5 п.9 Положения о предоставлении бюджетного займа, бюджетной ссуды).
Выдача займа, ссуды может производиться путем:
• оплаты Минфином (его территориальным органом) платежных документов заемщика, ссудополучателя по их обязательствам перед поставщиками товаров (работ, услуг) по договорам, которые соответствуют цели предоставления займа, ссуды, в том числе в порядке авансовых платежей;
• перечисления средств на текущий (расчетный) счет заемщика, ссудополучателя для покрытия затрат, произведенных им за счет собственных средств (часть вторая п.13 Положения о предоставлении бюджетного займа, бюджетной ссуды).
Допускается досрочный возврат займа (суды) и уплата процентов, а также использование для этих целей договора перевода долга и уступки требования. По инициативе Минфина возможен зачет. При недостаточности средств на оплату основного долга средства направляются перед уплатой процентов (части вторая-четвертая п.14, п.15 Положения о предоставлении бюджетного займа, бюджетной ссуды).
Пеня за просрочку составляет:
а) по займу - в размере процентов, указанных в договоре, увеличенных в 1,5 раза;
б) по ссуде - в размере ставки рефинансирования Нацбанка (часть первая п.16 Положения о предоставлении бюджетного займа, бюджетной ссуды).
Возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами
Положение о порядке и условиях возмещения юридическим лицам части процентов за пользование банковскими кредитами, утвержденное Указом № 182 (далее - Положение о возмещении части процентов), предусматривает данный вид господдержки при реализации:
• бюджетных программ, финансирование которых предусмотрено полностью или частично за счет средств республиканского бюджета;
• инвестиционных проектов на условиях конкурсного размещения (примечание 4);
• энергоэффективных проектов (примечание 5);
• планов модернизации при условии включения юридических лиц в перечень организаций, которым Советом Министров Республики Беларусь определены показатели эффективности развития согласно планам модернизации (примечание 6).
Возмещение части процентов негосударственным юридическим лицам (за исключением организаций потребительской кооперации и сельскохозяйственных производственных кооперативов (колхозов)) осуществляется с увеличением (образованием) доли Республики Беларусь в уставных фондах этих юридических лиц (части первая и третья п.3 Положения о возмещении части процентов).
Возмещение части процентов производится юридическим лицам в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на очередной финансовый год, в размере не более 50 %:
а) в белорусских рублях - ставки рефинансирования;
б) в иностранной валюте - ставки по кредиту (в белорусских рублях по курсу Нацбанка) (п.4 Положения о возмещении части процентов).
Форма возмещения - перечисление Минфином средств на текущий (расчетный) счет юридического лица (п.9 Положения о возмещении части процентов).
Одним из документов, представляемых для получения господдержки, является письменное предварительное согласие банка-кредитора на предоставление кредита с указанием размера и условий его получения (абзац 4 п.5 Положения о возмещении части процентов).
Примечание 1. Документы о предоставлении господдержки физическим лицам:
• Указ Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений»;
• Указ Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 № 330 «О государственной поддержке семей, усыновивших (удочеривших) детей»;
• Указ Президента Республики Беларусь от 09.12.2014 № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей» и др.
Примечание 2. Документы о предоставлении господдержки юридическим лицам:
• Указ Президента Республики Беларусь от 20.05.2013 № 229 «О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов»;
• Указ Президента Республики Беларусь от 05.12.2011 № 567 «О мерах по государственной поддержке и стимулированию развития кинематографии».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 июля 2021 г. пп.1, 2 и 4-7 Указа № 567 утратили силу Указом от 16.04.2021 № 146; |
• Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»;
• Закон Республики Беларусь от 09.11.1999 № 305-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь»;
• Указ Президента Республики Беларусь от 24.01.2011 № 34 «О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций»;
• Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» и др.
Примечание 3. Формы соответствующих заявлений, а также Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, Положение о порядке контроля за выполнением решений об оказании юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер государственной поддержки и ряд других документов утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2006 № 950.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 сентября 2016 г. постановление № 950 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.09.2016 № 737 утратило силу. |
Примечание 4. Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь».
Примечание 5. Закон Республики Беларусь от 08.01.2015 № 239-З «Об энергосбережении».
Примечание 6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.04.2015 № 319 «О возмещении в 2015 году юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты, процентов за пользование банковскими кредитами».
02.11.2015
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук