Комментарий от 29.08.2016
Автор: Овсейко С.

Меры по реорганизации и привлечению инвестиций в сельское хозяйство. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 04.07.2016 № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций»


СОДЕРЖАНИЕ

 

Финансовые меры

   Досудебное оздоровление

   Банкротство

Организационные меры

   Аренда предприятия

   Доверительное управление

   Договор об управлении

   Продажа предприятия

 

Материал помещен в архив

 

МЕРЫ ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ И ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.
Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 04.07.2016 № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций»

Меры по реорганизации сельского хозяйства, изменению отношений собственности и внутреннего управления предпринимались уже давно. Достаточно назвать:

Закон Республики Беларусь от 09.06.2003 № 202-З «О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций» (в другие организационно-правовые формы);

Указ Президента Республики Беларусь от 14.06.2004 № 280 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций», в котором предложен другой путь: не реорганизация сельскохозяйственных организаций, а продажа (за минимальную цену) их имущества в составе имущественных комплексов (с возможностью сохранения самих сельскохозяйственных организаций в качестве юридических лиц);

Указ Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 350 «О привлечении инвестиций в сельскохозяйственное производство», который распространяется как на реорганизацию, так и на покупку (безвозмездную передачу) и предусматривает меры по финансовому стимулированию таких приобретателей, путем предоставления различных фискальных льгот;

Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2008 № 113 «О порядке и условиях продажи юридическими лицами предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций», предусматривающий процедуру конкурса с начальной ценой 1 базовая величина (при оценочной стоимости, равной нулю или отрицательной), но с обязательным правопреемством по долгам и наличием инвестиционного проекта;

Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2014 № 349 «О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов)», согласно которому реорганизация колхозов в течение 2014-2016 годов (в хозяйственные общества, КУП) является уже обязательной, а не добровольной.

Комментируемый Указ Президента Республики Беларусь от 04.07.2016 № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций» (далее - Указ № 253) включает две группы мер:

1) финансовые - рассрочку погашения задолженности на стадии досудебного оздоровления по налогам и другим платежам в бюджет, ФСЗН, платежей за газ и электроэнергию;

2) организационные - льготы при приобретении инвесторами таких сельхозпредприятий.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Материал ссылается на Налоговый кодекс Республики Беларусь в редакции до 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

В части налогообложения материал актуален на дату его написания.

С 21 апреля 2024 г. текст Указа № 253 изложен в новой редакции Указом от 18.04.2024 № 159.

Финансовые меры

Прежде всего, облисполкомам, республиканским органам государственного управления и другим государственным организациям поручено сформировать списки сельскохозяйственных организаций, в отношении которых:

а) целесообразна процедура досудебного оздоровления;

б) нецелесообразна процедура досудебного оздоровления, и необходимо подавать в экономический суд заявления о банкротстве.

Списки формируются на основании рассмотрения бизнес-планов и передаются Совету Министров Республики Беларусь для принятия окончательного решения.

Досудебное оздоровление

Согласно Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) досудебное оздоровление - это меры, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, ИП, государственными органами и иными организациями по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и ИП, а также восстановлению их платежеспособности (абзац 10 ст.1). Применяется в случаях, когда взыскиваемая сумма не позволит субъекту хозяйствования продолжать хозяйственную деятельность и освобождает от обязанности подачи в суд соответствующего заявления должника о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (ст.20).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2023 г. действует Закон от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности». При этом по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), производство по которым возбуждено до вступления в силу Закона № 227-З, применяются нормы Закона о банкротстве, за исключением требований к управляющему и организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Иные переходные положения определены в ст.228 Закона № 227-З. Комментарии см. здесь.

 

Меры досудебного оздоровления применяются как в отношении самих сельскохозяйственных организаций, так и их инвесторов (купивших, присоединивших, арендовавших, принявших в доверительное управление и тому подобные сельскохозяйственные организации), и включают в себя следующие этапы.

1. Рассрочка погашения задолженности:

а) по штрафам и пеням в ФСЗН - сроком на 5 лет;

б) по возврату бюджетных ссуд и (или) займов (включая проценты и пени) - сроком на 3 года;

в) по налогам и иным платежам в бюджет (включая пени и штрафы) - сроком на 3 года;

г) за природный газ, электрическую и тепловую энергию.

Задолженность берется по состоянию на 1 июля 2016 г., платежи в счет погашения вносятся равными долями ежемесячно (ежеквартально), без начисления процентов. Условия рассрочки погашения каждой отдельной задолженности (налоги; ФСЗН; бюджетные ссуды; энергия и газ) в Указе № 253 могут различаться.

2. На период с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2017 г. предоставлены налоговые льготы, связанные безвозмездной передачей сельскохозяйственных организаций как имущественных комплексов, подлежащих досудебному оздоровлению:

а) у самих сельскохозяйственных организаций:

- обороты по их реализации, включая обороты по безвозмездной передаче предприятий как имущественных комплексов, не признаются объектом налогообложения НДС;

- прибыль, полученная от их реализации, освобождается от налогообложения;

- выручка от реализации предприятий как имущественных комплексов не признается объектом налогообложения налогом при упрощенной системе налогообложения, единым налогом для производителей сельскохозяйственной продукции и не учитывается при расчете процентной доли, определенной в части первой п.1 ст.302 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК);

б) у юридических лиц - инвесторов стоимость безвозмездно полученных предприятий как имущественных комплексов не включается в состав внереализационных доходов для целей исчисления налога на прибыль, налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции и не учитывается при исчислении части прибыли (дохода) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.12.2005 № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития».

Банкротство

Если сельскохозяйственная организация будет включена Советом Министров в перечень сельскохозяйственных организаций, в отношении которых необходимо проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства), то они обязаны в течение 3 месяцев подать в экономический суд заявление о несостоятельности (банкротстве).

Дальнейшие процессуальные действия регламентированы Законом о банкротстве, но с учетом следующих особенностей, определенных Указом № 253.

1. Продолжительность защитного периода не может превышать 1 месяца, процедуры санации - 36 месяцев (с возможностью продления еще на 24 месяца), ликвидационного производства - 12 месяцев (может быть продлено еще на 3 месяца) (примечание 1).

2. Допускается одновременное исполнение юридическим лицом обязанностей временного (антикризисного) управляющего в отношении нескольких сельскохозяйственных организаций (при отсутствии «конфликта интересов»).

3. В процедуре конкурсного производства антикризисный управляющий проводит внутреннюю оценку (примечание 2) имущества сельскохозяйственной организации не позднее 45 дней со дня вынесения определения суда, рассматривающего экономические дела, об открытии в отношении сельскохозяйственной организации конкурсного производства и подготовке дела об экономической несостоятельности (банкротстве) к судебному разбирательству. По результатам оценки составляется акт о внутренней оценке. Результаты внутренней оценки действительны в течение 12 месяцев с даты ее проведения.

4. Имущество сельскохозяйственной организации в процедуре конкурсного производства может быть продано по конкурсу или на аукционе. Процедура торгов, сроки, цена, извещения и тому подобное детально регламентированы подп.11.4 п.11 Указа № 253.

5. Для обеспечения эффективной хозяйственной (экономической) деятельности сельскохозяйственной организации и восстановления ее платежеспособности в процедуре санации могут приниматься дополнительные меры, предусматривающие:

а) конвертацию требований кредиторов (кроме банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь») в акции дополнительного выпуска - путем передачи сельскохозяйственной организацией этих акций кредиторам взамен исполнения обязательства об уплате долга с заключением соглашения об отступном (примечание 3). При этом выкуп акционерным обществом акций этого общества по требованию его акционеров, а также ограничения по кругу лиц, среди которых возможно размещение акций, не применяются. При внесении вкладов третьими лицами в уставный фонд (УФ) сельскохозяйственной организации, созданной в форме ООО (ОДО), запрет на внесение вкладов третьими лицами не применяется;

б) замещение активов сельскохозяйственной организации путем учреждения сельскохозяйственной организацией одного или нескольких хозяйственных обществ с внесением в уставный фонд учреждаемого хозяйственного(ых) обществ(а) имущества (в том числе имущественных прав) сельскохозяйственной организации, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности. Единственным учредителем является сельскохозяйственная организация, устав утверждается антикризисным управляющим. Акции (в случае АО) или доли (ООО, ОДО) могут быть затем переданы кредиторам. В отличие от варианта «а», не влекущего изменения в составе имущества сельскохозяйственной организации (итог или валюта баланса не меняется), вариант «б» предусматривает изъятие активов с одновременным уменьшением обязательств. Валюта баланса также уменьшается, однако за счет появления новой (не обремененной долгами) сельскохозяйственной организации;

в) внесение вкладов третьими лицами, принимаемыми в сельскохозяйственную организацию, являющуюся хозяйственным обществом. В этом случае, в отличие от двух предыдущих, валюта баланса увеличивается.

6. Размещение дополнительного выпуска акций сельскохозяйственной организации может осуществляться путем проведения закрытой подписки среди акционеров, а в случае ОАО открытой. При этом продолжительность проведения подписки не должна превышать 3 месяца (примечание 4). Оплата акций дополнительного выпуска может быть осуществлена только денежными средствами. Документы для государственной регистрации дополнительного выпуска акций сельскохозяйственной организации должны быть представлены не позднее чем за 2 месяца до даты завершения процедуры санации.

Организационные меры

Такого рода меры применяются в отношении сельскохозяйственных организаций, подлежащих согласно спискам досудебному оздоровлению. Они могут предусматривать изменения отношений собственности, но также включают в себя и различные договорные отношения - аренду и доверительное управление сельскохозяйственных предприятий как единых имущественных комплексов, договоры об управлении, безвозмездную передачу акций в собственность руководителю сельскохозяйственной организации и др.

Таблица

Организационные меры в отношении сельскохозяйственных организаций, подлежащих досудебному оздоровлению, согласно Указу № 253

Мера Условие
Аренда предприятия как имущественного комплекса Предусмотрено следующее:
1) размер годовой арендной платы за предприятие как имущественный комплекс - 5 % от балансовой стоимости имущества сельскохозяйственной организации, но не менее 500 базовых величин на 31 декабря предшествующего года;
2) деятельность по производству сельскохозяйственной продукции сохраняется на период действия договора аренды.
Трудовые отношения с работниками сельскохозяйственной организации продолжаются у арендатора на условиях, предусмотренных трудовыми договорами. При отказе работника от продолжения трудовых отношений трудовой договор прекращается в связи с изменением существенных условий труда (п.5 части второй ст.35 Трудового кодекса Республики Беларусь, далее - ТК). После истечения срока договора аренды, а также в случае его досрочного расторжения трудовые отношения с работниками продолжаются у сельскохозяйственной организации на условиях, предусмотренных трудовым договором (примечание 5).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. согласно п.5 части второй ст.35 ТК (в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З, далее - Закон № 219-З) основаниями прекращения трудового договора являются отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с нанимателем; отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, а также отказ от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества и (или) реорганизацией (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием) организации, сдачей имущественного комплекса организации в аренду или передачей в доверительное управление акций (долей в уставном фонде) организации.

Юридические лица - инвесторы обязаны отражать арендуемое имущество (предприятие как имущественный комплекс сельскохозяйственной организации) на отдельном балансе
Доверительное управление Возможны два варианта доверительного управления:
1) предприятием как имущественным комплексом;
2) акциями сельскохозяйственной организации.
Акции, эмитированные такими организациями, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться в доверительное управление юридическим лицам, в том числе не являющимся профучастниками рынка ценных бумаг
Договор об управлении Полномочия исполнительного органа (руководителя) сельскохозяйственной организации могут передаваться по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) либо ИП (управляющему). Доход управляющей организации (управляющего) по такому договору устанавливается в процентах от выручки от реализации, но не более 5 %. При этом:
1) среднемесячный доход управляющей организации (управляющего) не может превышать 8-кратного размера среднемесячной заработной платы среднесписочного работника сельскохозяйственной организации в соответствующем месяце;
2) по итогам работы за год управляющей организации (управляющему) устанавливается бонус в доле прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг), равный уровню рентабельности продаж. Выплачиваемая сумма бонуса не может превышать 8-кратного размера заработной платы среднесписочного работника сельскохозяйственной организации за этот год
Продажа предприятия как имущественного комплекса, а также акций (долей в УФ) Могут быть проданы без проведения аукциона (конкурса) юридическим лицам Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь или согласованию с ним. Цена продажи определяется исходя из стоимости чистых активов сельскохозяйственной организации и составляет - в зависимости от ее финансового результата - 20-100 %.
Обязательными условиями продажи предприятия как имущественного комплекса, акций (долей в УФ) являются:
а) сохранение деятельности по производству сельскохозяйственной продукции;
б) осуществление покупателем инвестиционной деятельности для развития сельскохозяйственного производства;
в) погашение задолженности сельскохозяйственной организации в порядке и сроки, установленные договором купли-продажи;
г) сохранение действия коллективного договора в части регулирования трудовых и социально-экономических отношений до окончания срока его действия
Безвозмездная передача акций (долей в УФ) руководителю сельскохозяйственной организации По решению Президента или по согласованию с ним. Передаваться может не более 25 % + 1 акция (25,01 % в УФ). Руководитель должен работать по трудовому договору (контракту) в данной сельскохозяйственной организации. Обязательное условие - представленный бизнес-план на 5 лет, предусматривающий в итоге отсутствие убытков, просроченных обязательств и восстановление платежеспособности

 

Договорные отношения, опосредующие предлагаемые меры, урегулированы Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее - ГК). Обратим внимание на некоторые их особенности.

Аренда предприятия

По договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения), оборудование и другие входящие в состав предприятия основные средства, передать в порядке, на условиях и в пределах, определяемых договором, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства, права пользования землей (примечание 6), водой и другими природными ресурсами, капитальными строениями (зданиями, сооружениями) и оборудованием, иные имущественные права, связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие юридическое лицо, его товары (работы, услуги), и другие исключительные права, а также уступить ему права требования и перевести на него долги, относящиеся к предприятию (ст.627 ГК).

Основные нормы § 5 «Аренда предприятия» главы 34 ГК во многом напоминают положения о купле-продаже, в частности:

1) о форме договора - в виде единого документа (ст.629);

2) об объеме передаваемых прав (ст.627);

3) о передаточном акте (ст.630);

4) о необходимости уступки требования и перевода долгов арендуемого предприятия (ст.628);

5) о государственной регистрации договора аренды предприятия, который считается заключенным с момента такой регистрации.

Согласно Закону Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него, сделок с ним» (далее - Закон о госрегистрации) государственной регистрации подлежат как договоры аренды недвижимости (подп.3.4 п.3 ст.9), так и возникновение, переход, прекращение права аренды недвижимого имущества (подп.2.7 п.2 ст.8) (примечание 7).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 июня 2025 г. текст Закона № 133-З изложен в новой редакции Законом от 05.12.2024 № 44-З. Комментарий см. здесь.

 

Обратите внимание!

При передаче активов в виде имущественных комплексов в аренду должна проводиться инвентаризация активов и обязательств (п.6 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180).

 

Справочно

На эту тему см. пособия:

• «Аренда предприятия как имущественного комплекса»

Доверительное управление

Предметом договора доверительного управления может быть предприятие как имущественный комплекс (п.1 ст.896 ГК).

Ситуация весьма напоминает аренду.

 

Обратите внимание!

Основное отличие, из которого вытекают все второстепенные, в цели: доверительное управление осуществляется в интересах вверителя (то есть передающей стороны), аренда - арендатора (то есть принимающей стороны). Поэтому в первом случае все выгоды за минусом вознаграждения доверительного управляющего передаются вверителю, тогда как во втором, наоборот, за минусом арендной платы они остаются у арендатора.

 

В случае передачи в доверительное управление предприятия необходимо специально уведомить о заключении договора налоговый орган (п.41 ст.22 НК). Доверительный управляющий признается налоговым агентом в случаях, когда является источником выплаты доходов плательщику (п.1 ст.23 НК), а также взаимозависимым с вверителем и выгодоприобретателем лицом (ст.20 НК). Следовательно, это означает обязанность удерживать по методу «у источника» соответствующие суммы налога в предусмотренных законодательством случаях при перечислении доходов, а также возможность налоговых органов пересчитывать налоговую базу по налогу на прибыль в случаях и порядке, определенных ст.301 НК (предотвращение так называемого трансфертного ценообразования).

Доверительный управляющий ведет обособленный бухгалтерский (п.1 ст.901 ГК) и налоговый учет (например, в части налоговой декларации по НДС - п.7 ст.108 НК), ему открывается отдельный банковский счет для целей доверительного управления. В соответствии с Законом о госрегистрации подлежат регистрации как договоры доверительного управления в качестве сделок, так и доверительное управление в качестве ограничения (обременения) недвижимости (подп.2.6 п.2 ст.8, подп.3.3 п.3 ст.9).

Предметом доверительного управления могут являться предприятие как имущественный комплекс, а также ценные бумаги, доли в УФ (п.1 ст.896 ГК). Причем обязанности регистрации в налоговом органе, удержании налога и тому подобного на такого доверительного управляющего не распространяются.

В остальном разница между двумя видами доверительного управления в том, что доверительное управление:

а) акциями (долями) - это передача правомочий акционера (участника);

б) имуществом - это замена функций исполнительного органа внешним управлением.

 

Справочно

На эту тему см. пособие «Доверительное управление предприятием как имущественным комплексом».

Договор об управлении

В отличие от предыдущих он в законодательстве лишь упоминается (примечание 8), но не регулируется. И по названию, и по предмету очень напоминает договор доверительного управления, но в отличие от него в первом случае управление является «внутренним», во втором - «внешним». На практике это означает, что:

• в договоре об управлении управляющий действует от имени самой управляемой организации: издает приказы и распоряжения, использует фирменные бланки, печать управляемой организации и т. п. В договоре доверительного управления доверительный управляющий действует от собственного имени, в том числе обязан при совершении сделок информировать другую сторону о своем статусе путем проставления в письменных документах после имени (наименования) доверительного управляющего знака «Д.У.». Причем при отсутствии указания о действии доверительного управляющего в этом качестве доверительный управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом (п.3 ст.895 ГК). «Внутренний» характер управления предполагает также, что его объектом являются главным образом «человеческие ресурсы», а не имущество;

• требования ст.901 ГК об обособлении доверительным управляющим имущества, денежных средств и тому подобного на договор об управлении не распространяются;

• по договору об управлении передаются функции исполнительного органа. Предмет доверительного управления шире: предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.

 

Справочно

На эту тему см. пособие «Договор об управлении: понятие и общая характеристика».

Продажа предприятия

Продажа предприятия подробно регламентирована ст.530-537 ГК и иным законодательством. Для формы договора продажи предприятия действуют те же требования, что и для других видов недвижимости:

а) письменная форма под угрозой недействительности путем составления одного документа;

б) государственная регистрация, с момента которой договор считается заключенным (ст.531 ГК).

Но есть и определенные особенности:

• состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре продажи предприятия на основе полной инвентаризации предприятия. При этом она может проводиться в два этапа - предварительно и непосредственно при передаче имущественных комплексов;

• до подписания договора продажи предприятия должны быть составлены и рассмотрены сторонами акт инвентаризации, бухгалтерский баланс (книга учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих УСН), аудиторское заключение (примечание 9) о составе и стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований. Указанные выше документы (акт инвентаризации, баланс, аудиторское заключение и др.) должны быть приложены к договору продажи предприятия;

ст.533 ГК требует, чтобы кредиторы по обязательствам, включенным в состав продаваемого предприятия, были предварительно уведомлены о его продаже одной из сторон договора продажи предприятия. Причем такие кредиторы в течение 3 месяцев сохраняют право потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства и возмещения продавцом причиненных этим убытков, если ранее письменно не сообщил продавцу или покупателю о своем согласии на перевод долга;

• согласно ст.534 ГК передача предприятия продавцом покупателю осуществляется по передаточному акту, в котором указываются данные о составе предприятия и об уведомлении кредиторов о продаже предприятия, а также сведения о выявленных недостатках переданного имущества и перечень имущества, обязанности по передаче которого не исполнены продавцом ввиду его утраты;

• смена собственника имущества является основанием прекращения трудового договора только со стороны работника (часть 5 ст.36 ТК). Что касается нанимателя, то право расторгнуть трудовой договор принадлежит ему в течение 3 месяцев после смены собственника имущества только в отношении руководителя организации, его заместителя и главного бухгалтера, причем с выплатой выходного пособия не менее трех среднемесячных заработков (ст.36, 47 и 48). Впрочем, новый наниматель вправе провести сокращение численности или штата работников, но только после государственной регистрации перехода права собственности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. в ст.36, 47 и 48 ТК внесены изменения Законом № 219-З. Комментарий см. здесь.

 

Указ № 253 (п.7) предусматривает не только «изначальную», но и «вторичную» продажу, то есть арендаторам, доверительным управляющим, управляющим, причем речь идет как о сделках с предприятием, так и с акциями (долями). В данном случае может быть предоставлена рассрочка до 3 лет без индексации платежей.

Заметим также, что Указ № 253 говорит о продаже имущества (акций, долей), находящегося в государственной собственности, но не затрагивает внутрикорпоративных отношений (сделок с аффилированными лицами, крупных сделок), которые должны совершаться в соответствии с Законом Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон об обществах).

 

Справочно

На эту тему см. пособия:

• «Купля-продажа предприятия как имущественного комплекса»;

• «Продажа предприятия как имущественного комплекса: порядок и содержание действий сторон».

 

Примечание 1. Защитный период - процедура экономической несостоятельности (банкротства), применяемая к должнику с момента принятия судом заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) в целях завершения досудебного оздоровления, а также проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника.

Санация - процедура конкурсного производства, применяемая в целях обеспечения стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности, восстановления платежеспособности должника.

Ликвидационное производство - процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя, продажи имущества должника и удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью.

Сроки, установленные Законом о банкротстве, составляют:

• защитный период - до 3 месяцев (ст.39);

• санация - до 18 месяцев (ст.125);

• ликвидационное производство - до 1 года с возможностью продления еще на 6 месяцев (ст.140).

Примечание 2. Положение об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615, и Закон о банкротстве разрешают в таких случаях как внутреннюю, так и независимую оценку. Нормы Указа № 253 направлены на экономию финансовых ресурсов сельскохозяйственных организаций.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 июля 2020 г. следует руководствоваться Положением № 615 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 147. Комментарий см. здесь.

 

Примечание 3. Смысл такой операции в замене в правовой части баланса сельскохозяйственной организации обязательств собственным капиталом. Кредитор взамен права требования получает учредительские права.

Примечание 4. Согласно Инструкции о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.2009 № 146 (п.11), - 6 месяцев.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 ноября 2017 г. действует Инструкция о порядке эмиссии эмиссионных ценных бумаг, утв. постановлением Минфина от 31.08.2016 № 78.

 

Примечание 5. Нормы о трудовых отношениях в Указе № 253 важны потому, что части вторая-четвертая ст.36 ТК рассматривают только ситуации смены собственника имущества, а не аренду и т. п.

Примечание 6. Согласно ст.55 Кодекса Республики Беларусь о земле при переходе прав на капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения или долей в праве на данные объекты к их приобретателям переходят права на земельные участки, на которых они расположены.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

C 1 января 2023 г. следует руководствоваться ст.70 КоЗ в ред. Закона от 18.07.2022 № 195-З. Комментарии см. здесь.

 

Примечание 7. Освобождение от государственной регистрации, предоставленное Декретом Президента Республики Беларусь от 19.12.2008 № 24 «О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест» (далее - Декрет № 24), к предприятию как имущественному комплексу, по мнению автора, не применяется: в нем речь идет о договорах аренды недвижимого имущества (часть первая п.1 ст.130 ГК), а не «имущества, приравненного к недвижимости» (часть вторая п.1 ст.130 ГК). Разница между Декретом № 24 и Законом о госрегистрации в том, что последний прямо указывает, что распространяет свое действие на предприятие как имущественный комплекс (подп.1.4 п.1 ст.3).

Примечание 8. Пункт 3 ст.103, п.4 ст.113 ГК, Закон об обществах и др.

Примечание 9. Аудиторское заключение - документ, составленный аудиторской организацией (ИП) по результатам оказания аудиторских услуг и содержащий выраженное в установленной форме аудиторское мнение. Требования к аудиторскому заключению установлены ст.20 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности». Форма аудиторского заключения о составе и стоимости предприятия как имущественного комплекса утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2005 № 85.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 октября 2019 г. нормы ст.20 Закона № 56-З содержатся в ст.26 данного Закона в редакции Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 229-З.

 

Представляется, что во избежание «скрытых дефектов товара» аудит может быть только полным. Например, совершенная ранее сделка, грубо нарушающая действующее законодательство, не может быть видна из стандартной финансовой отчетности, однако она создает значительные правовые риски привлечения к ответственности в будущем. Кто будет считаться субъектом данной ответственности - продавец или покупатель - зависит от вида ответственности, поэтому в договоре продажи предприятия предпочтительно сделать оговорку о компенсации за любые подобные действия.

 

29.08.2016

 

Сергей Овсейко, кандидат экономических наук, кандидат юридических наук