Пособие от 15.08.2011
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Место нахождения юридического лица: вопросы правоприменения


 

Материал помещен в архив

 

МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА: ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Проблема № 1: определение места нахождения субъекта хозяйствования

В условиях финансовой нестабильности либерализация экономики и, в частности, предпринимательской деятельности повлекла в т.ч. изменение подхода законодателя к определению места нахождения юридического лица.

Существовавший долгое время замкнутый круг, вызываемый формулировками «место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации» (п.1 ст.50 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), в редакции Закона РБ от 26.12.2007 № 301-З) и «государственная регистрация субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения» (п.4 Положения о порядке государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.03.1999 № 11 (утратило силу с 1 февраля 2009 г.), был разорван вследствие принятия Закона РБ от 20.06.2008 № 347-З, которым внесены изменения в ст.50 ГК.

Более того, установленный порядок вещей сохранен в Декрете Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», в редакции от 27.06.2011 (далее - Декрет № 1), в соответствии с которым государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения (п.4 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее - Положение о регистрации)).

На первый взгляд, никаких внутренне противоречивых норм в гражданском законодательстве не установлено, все предельно четко урегулировано.

Однако возникает ряд практических вопросов при сопоставлении норм гражданского и налогового законодательства. Сравнительный анализ, приведенный ниже в таблице, свидетельствует о том, что подходы ГК и Налогового кодекса РБ (далее - НК) в корне не совпадают, и это может повлечь отрицательные последствия для субъекта хозяйствования при изменении места нахождения, в т.ч. связанные с постановкой плательщиков на налоговый учет.

   

Таблица
 
Принципы определения места нахождения*
Гражданский кодекс РБ
Налоговый кодекс РБ
Общий принцип определения места нахождения:
- юридического лица (ГК);
- организации (НК)
Место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются) Место государственной регистрации организации (за исключением простого товарищества)
При отсутствии постоянно действующего исполнительного органа (по ГК);
при отсутствии (бездействии) исполнительного органа управления (по НК)
Место нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности Место, где принимаются решения по вопросам создания, ликвидации и реорганизации этой организации, изменения состава ее учредителей (участников), увеличения или уменьшения размеров уставного фонда, приобретения или отчуждения ее имущества и другим существенным вопросам управления организацией, либо место, в котором находятся основные бухгалтерские документы организации, либо место жительства ее руководителя, учредителя или участника
Местонахождение простого товарищества Специальные правила отсутствуют Место нахождения (место жительства) того его участника, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения
При отсутствии (бездействии) места государственной регистрации Специальные правила отсутствуют Место нахождения ее высшего органа управления (место, где осуществляются его полномочия в соответствии с учредительными документами)
При отсутствии (бездействии) высшего органа управления Специальные правила отсутствуют Место, где осуществляются полномочия ее постоянно действующего исполнительного органа управления (администрации, дирекции, правления, централизованной бухгалтерии или иного подобного органа, осуществляющего оперативное финансовое управление этой организацией)

   

* Обращаем внимание также на отсутствие единообразия при лексическом использовании законодателем терминов «местонахождение» и «место нахождения».

Изменение места нахождения субъекта хозяйствования

Следует также отметить, что в соответствии с частью второй п.21 Положения о регистрации в случае изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации такая организация в течение 10 рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление по форме, установленной Министерством юстиции РБ.

Министерством юстиции РБ разъяснено, что уведомление направляется в регистрирующий орган, в котором субъект был зарегистрирован до изменения места нахождения («О применении Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (п.37) // Сайт Министерства юстиции Республики Беларусь // Режим доступа: http://minjust.by/ru/site_menu/egr_fag/voproci_2. - Дата доступа: 17.07.2011). Позднее по этому же вопросу Министерство юстиции РБ разъяснило, что согласно п.15 Инструкции о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Минюста РБ от 10.03.2009 № 25, регистрирующий орган по месту новой регистрации вносит запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) о смене местонахождения датой получения уведомления («О применении Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (п.37) // Сайт Министерства юстиции Республики Беларусь // Режим доступа: http://minjust.by/ru/site_menu/egr_fag/voproci_2. - Дата доступа: 17.07.2011.

Обратившись к Инструкции о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Минюста РБ от 10.03.2009 № 25, следует отметить следующее. Согласно тому же п.15 в случае изменения юридическим лицом местонахождения:

- уведомление направляется в регистрирующий орган по месту новой регистрации;

- в день получения уведомления сотрудник регистрирующего органа по месту обращения извещает регистрирующий орган по месту предыдущей регистрации;

- регистрирующий орган по месту предыдущей регистрации производит соответствующие действия по передаче электронного регистрационного дела и регистрационного дела, которое не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем получения извещения, направляется в регистрирующий орган по новому месту нахождения заказным отправлением;

- регистрирующий орган по месту новой регистрации вносит запись в ЕГР о смене местонахождения датой получения уведомления.

Обязанность плательщика налогов сообщить об изменении места нахождения организации в налоговый орган по месту постановки на учет в срок не позднее 10 рабочих дней со дня такого изменения предусмотрена подп.1.9.5 п.1.9 ст.22 НК. За нарушение указанной обязанности субъект хозяйствования может быть привлечен к административной ответственности по части первой ст.13.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) (непредставление в установленный срок плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, в т.ч. совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем) в виде штрафа в размере 2 базовых величин (БВ) с увеличением его на одну базовую величину за каждые 3 календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более 30 БВ.

Таким образом, на основании норм Декрета № 1 и НК субъект хозяйствования обязан направлять уведомления об изменении места нахождения и в регистрирующий орган, и в инспекцию Министерства по налогам и сборам РБ по месту постановки на учет. При изменении места нахождения плательщика учетный номер плательщика не изменяется.

Декрет № 1 предусматривает право, но не обязанность коммерческих и некоммерческих организаций вносить изменения и (или) дополнения в свои уставы (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) при изменении места нахождения (часть первая п.21 Положения о регистрации). При этом «необязательность» внесения таких изменений в учредительные документы находится в прямом противоречии с нормами ГК. В частности, согласно п.2 ст.48 ГК которого в уставе, учредительном договоре юридического лица должны определяться в т.ч. наименование юридического лица, место его нахождения. В соответствии с п.3 ст.48 ГК изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законодательными актами, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

С учетом положений Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормы Декрета № 1 имеют приоритет над нормами ГК в части внесения изменений и дополнений в учредительные документы. Таким образом, подобные «вольности» отрицательно могут сказаться на контрагентах субъекта хозяйствования, изменившего свое место нахождения и воспользовавшегося правом не вносить соответствующих изменений в учредительные документы.

Небезынтересна в свете данной коллизии позиция Министерства юстиции РБ. Так, поскольку сведения из устава (учредительного договора) вносятся в ЕГР, постольку информация из ЕГР открыта и доступна для всеобщего ознакомления, и если не внесены сведения в регистр о субъекте хозяйствования, то, соответственно, информация о нем будет недостоверной. В свою очередь, недостоверность содержащейся в ЕГР информации и невнесение хозяйственным обществом изменений и (или) дополнений в устав может быть расценено заинтересованными как намеренное введение в заблуждение потребителей, партнеров по бизнесу, контрагентов о правовом положении хозяйственного общества, а также поставить под сомнение деловую репутацию этой организации (письмо Минюста РБ от 25.04.2009 № 10-14/А-1219 «О разъяснении законодательства»).

Кроме того, отметим, что на основании Декрета № 1 обязательно для коммерческих и некоммерческих организаций в 2-месячный срок вносить изменения и (или) дополнения в свои уставы (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) и представлять их для государственной регистрации только в случае изменения их наименования, смены собственника имущества или изменения состава учредителей (участников) организации (за исключением акционерных обществ, товариществ собственников, потребительских кооперативов, садоводческих товариществ, ассоциаций (союзов), государственных объединений, торгово-промышленных палат).

Индивидуальный предприниматель обязан в течение месяца обратиться в регистрирующий орган для внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае изменения фамилии, собственного имени, отчества, его местожительства (п.21 Положения о регистрации).

За нарушение порядка регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей административная ответственность предусмотрена ст.23.64 КоАП. Так, невнесение изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица руководителем, учредителем, участником, собственником имущества юридического лица, а также другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, и (или) непредставление учредительных документов для государственной регистрации в случаях и сроки, установленные законодательством, влекут наложение штрафа в размере до 50 БВ. В свою очередь, непредставление в регистрирующий орган документов, требуемых для внесения изменений и дополнений в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, в случаях и сроки, установленные законодательством, влечет наложение штрафа в размере до 20 БВ.

Проблема № 2: соотношение понятий «место нахождения» и «юридический адрес»

Спорные вопросы соотношения понятий «место нахождения», «юридический адрес», «почтовый адрес» активно обсуждаются в печатных, электронных изданиях, в ходе проведения круглых столов. Например, на страницах журнала «Юрист» по результатам круглого стола в качестве резюме отмечено, что «термин «юридический адрес» на практике понимается как синоним термина «место нахождения юридического лица», но также не имеет своего законодательного определения. Для целей отдельных отраслей законодательства (например, налогового, банковского, таможенного) определены понятия «место нахождения юридического лица» и «юридический адрес». Однако использовать данные определения применительно к другим областям права участники круглого стола считают невозможным с точки зрения принципов законодательства (примечание 1). 

В юридической литературе говорится о важности определения места нахождения юридического лица, в первую очередь, при определении подсудности (примечание 2). Место нахождения юридического лица - юридическая фикция, означающая условную «привязку» юридического лица к определенной географической точке (административно-территориальной единице), произведенную по определенным, установленным законодательством нормам (примечание 3). Доктор юридических наук Я.И.Функ указывает, что местом государственной регистрации юридического лица является тот юридический адрес, который отражен в его учредительных документах и по которому находятся его органы управления.

В отличие от п.2 ст.50 ГК, формально допускающей в качестве места нахождения указание административно-территориальной единицы или населенного пункта, в заявлении на государственную регистрацию учредители, собственник имущества должны указать следующие реквизиты (постановление Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1»).

   

2. Место нахождения юридического лица
Почтовый индекс  
Область  
Район  
Город  
Сельский совет  
Населенный пункт  
Улица (проспект, переулок и т.д.)  
Номер дома   Корпус   Квартира (офис)  
Контактный телефон
Код           Телефон               Факс              
Тип помещения (жилое/нежилое)    

   

В законодательстве также встречаются различные подходы к содержанию понятий места нахождения, юридического адреса вплоть до отождествления понятий «место нахождения» и «юридический адрес».

1. Декрет Президента РБ от 26.01.1999 № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» (далее - Декрет № 2) устанавливает, что в случае изменения юридического адреса (места нахождения руководящего органа) объединения данные организации обязаны в месячный срок представить регистрирующему органу все необходимые документы для внесения изменений в их уставы (п.3 Декрета № 2).

2. Закон РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» определяет, что лица, осуществляющие финансовые операции, при проведении идентификации участников финансовой операции, являющихся организациями, на основании учредительных, регистрационных и иных документов (их копий) устанавливают и фиксируют данные, в т.ч. о месте нахождения (юридическом адресе) (ст.7 названного Закона № 426-З).

3. Закон РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» устанавливает, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать в т.ч. наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя (продавца, исполнителя) (подп.2.9 п.2 ст.7 указанного Закона № 90-З).

4. При осуществлении некоторых видов деятельности помимо представления информации о месте нахождения иногда требуется представление иной информации для обеспечения поддержания постоянного контакта с контрагентом. Например, п.6 Правил оптовой торговли, осуществляемой в форме электронной торговли, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 19.07.2007 № 924, предусматривает, что для регистрации в информационной торговой системе субъекты хозяйствования представляют организатору, в частности, сведения о месте нахождения юридического лица или месте жительства индивидуального предпринимателя, почтовом и электронном адресе, по которым с ним осуществляется связь.

5. В соответствии с Инструкцией о порядке выдачи регистрирующими органами разрешений на право изготовления печатей, подтверждения факта их уничтожения, утвержденной постановлением Минюста РБ от 23.05.2006 № 26 (далее - Инструкция), ряд субъектов, указанных в п.4 Инструкции, вправе на основании разрешения на право изготовления одного экземпляра простой печати круглой формы изготавливать печати, в которых указывается: «Республика Беларусь», место нахождения юридического лица (область, район, город), а в центре - полное наименование юридического лица либо полное наименование юридического лица и эмблема данного юридического лица (п.5 Инструкции). На основании п.50 Инструкции о порядке открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления, учета, хранения и уничтожения печатей и штампов, утвержденной постановлением МВД РБ от 25.09.2000 № 157, простая печать представляет собой металлическое, каучуковое, полимерное изделие круглой формы без изображения Государственного герба Республики Беларусь. По окружности указывается: «Республика Беларусь», юридический адрес (город или район), а в центре - полное наименование юридического лица либо эмблема.

Таким образом, если признать тот факт, что место нахождения организации - административно-территориальная единица, то необходимо ли менять печать субъекту хозяйствования при смене места расположения с одной административно-территориальной единицы на другую?

6. В приложении 1 к Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 96, законодатель, с точки зрения автора, верно указывает в форме извещения о присвоении учетного номера плательщика «Место нахождения», который снимает все спорные вопросы.

По нашему мнению, именно «адрес места нахождения» является наиболее удачной категорией, отражающей решение вышеобозначенных проблем.

В судебной практике хозяйственных судов встречается «симбиоз» 2 используемых понятий: например, хозяйственным судом вынесено постановление о взыскании денежных средств с должника, «местом нахождения юридического адреса которого является территория Минской области». Судебная практика в данном вопросе отличается определенной последовательностью. Например, из смысла разъяснения ВХС РБ от 19.12.2008 № 03-29/2750 «Об отсутствии должника по юридическому адресу» следует тождество «отсутствия должника по юридическому адресу» и отсутствие «по адресу, указанному взыскателем в заявлении о возбуждении исполнительного производства, и не представляется возможным установить его место нахождения или место нахождения его имущества». Вместе с тем допускается предъявление иска к должнику, отсутствующему по своему юридическому адресу при невозможности установить его действительное место нахождения. Согласно разъяснению ВХС РБ от 14.08.2008 № 03-29/1707 «О возможности предъявления иска к должнику, который отсутствует по своему юридическому адресу» отсутствие должника по юридическому адресу не является препятствием для подачи к нему иска в хозяйственный суд при соблюдении требований к исковому заявлению, предусмотренных Хозяйственным процессуальным кодексом РБ (далее - ХПК). В соответствии со ст.177 ХПК при неявке в судебное заседание хозяйственного суда ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства дела, хозяйственный суд проводит разбирательство дела в его отсутствие. При этом исходя из ст.142 ХПК надлежащим уведомлением также считается и тот случай, когда копия судебного постановления, направленная хозяйственным судом по последнему известному хозяйственному суду месту нахождения юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, месту жительства индивидуального предпринимателя или гражданина, не вручена с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем имеется сообщение органа связи.

Последовательной и четкой представляется позиция российского законодателя, которую безусловно должны учитывать белорусские субъекты хозяйствования, заключающие сделки с предпринимательскими структурами России. Так, из п.2 ст.54 Гражданского кодекса РФ следует, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) не содержит понятия «место нахождения организации» в отличие от НК, и в целом российское налоговое законодательство оперирует формулировкой «адрес места нахождения организации» (п.3 ст.100 НК РФ в части содержания акта, составляемого по результатам проверки).

В единый государственный реестр юридических лиц в России включаются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Обратим внимание, что федеральное законодательство устанавливает уведомительный порядок представления регистрирующему органу сведений о внесении изменений в учредительные документы юридического лица в связи с изменением сведений о его филиалах и представительствах (п.5 ст.5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; п.6 ст.5 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). При этом указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Проблема № 3: возможность размещения по одному юридическому адресу нескольких субъектов хозяйствования

 В настоящее время Декрет № 1 формально допускает возможность размещения по одному юридическому адресу нескольких субъектов хозяйствования. Если ранее в качестве оснований отказа в государственной регистрации предусматривалось то, что коммерческая или некоммерческая организация расположена по месту нахождения (в одном помещении) другой коммерческой или некоммерческой организации (подп.34.1 п.34 Положения о порядке государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.03.1999 № 11 (утратило силу с 1 февраля 2009 г.), то в настоящее время такое основание для отказа в государственной регистрации отсутствует, равно как и административная и иная ответственность за нарушение «сонахождение» в одном месте нескольких субъектов хозяйствования.

Резюме

Таким образом, при смене адреса места нахождения субъект хозяйствования - юридическое лицо не обязан вносить соответствующие изменения в устав (учредительный договор), это его право. Следует также помнить, что в процессуальных правоотношениях субъект хозяйствования считается надлежаще уведомленным, если уведомление доставлено по последнему известному адресу места нахождения.

В то же время необходимо уведомить регистрирующий и налоговый органы об изменении своего адреса места нахождения. За несоблюдение уведомительной процедуры предусмотрена административная ответственность (ст.13.8 КоАП).

Принимая в расчет значимость для контрагентов, налоговых и регистрирующего органа фактического места нахождения юридического лица (которое, напомним, всего лишь «юридическая фикция»), исходя из положительного опыта правоприменения российского и отдельных тенденций нормотворчества белорусского законодателя, предлагаем место нахождения организации, юридического лица рассматривать с учетом адреса (административно-территориальная, территориальная единица, улица (проспект, бульвар и т.д., дом, номер офиса, комнаты), по которому фактически находится постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Смешение легального (место нахождения) и тривиального (юридический адрес, почтовый адрес) понятий, используемых различными государственными органами, влечет наполнение понятий разным содержанием и, как результат, неблагоприятные юридические последствия.

В силу отсутствия специальной нормы нахождение (расположение) в одной комнате нескольких субъектов хозяйствования (а точнее исполнительных органов нескольких юридических лиц) не является препятствием для законного осуществления предпринимательской деятельности.

 

Примечание 1. Рыбалкин А., Денисевич А., Лешко Р., Дубовик Н., Половинко М., Кашин Р. Место нахождения юридического лица. Круглый стол. // Юрист. - 2008. - № 4. - С.63.

Примечание 2. Каравай А.В. и др. Гражданское право: в 3 т. Т.1: Учебник / Под ред. В.Ф.Чигира. - Мн.: Амалфея, 2008. - С.418.

Примечание 3. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е.Крутских. - 2-е изд., доп.и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С.330.

   

15.08.2011 г.

 

Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых дисциплин Государственного института управления и социальных технологий Белорусского государственного университета

 

От редакции: В постановление Минюста РБ от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» на основании постановлений Минюста РБ от 30.05.2011 № 116 (с 1 сентября 2011 г.), от 11.08.2011 № 185 (с 1 сентября 2011 г.), от 20.10.2011 № 232 (со 2 ноября 2011 г.), от 18.12.2012 № 296 (с 1 января 2013 г.) и от 15.01.2013 № 7 (с 18 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании декретов Президента РБ от 27.06.2011 № 5 (с 1 сентября 2011 г.) и от 24.01.2013 № 2 (с 1 мая 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

В постановление Минюста РБ от 10.03.2009 № 25 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании постановлений Минюста РБ от 23.11.2011 № 265 (с 14 декабря 2011 г.) и от 15.01.2013 № 7 (с 18 января 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2012 г. в Общую часть Налогового кодекса РБ от 19.12.2002 № 166-З на основании Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З внесены изменения и дополнения.

С 26 января 2012 г. постановление Минюста РБ от 23.05.2006 № 26 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи регистрирующими органами разрешений на право изготовления печатей, подтверждения факта их уничтожения» на основании постановления Минюста РБ от 03.01.2012 № 1 утратило силу.

Со 2 марта 2012 г. в Инструкцию о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, утвержденную постановлением МНС РБ от 31.12.2010 № 96, на основании постановления МНС РБ от 31.01.2012 № 3 внесены изменения и дополнения.

С 6 апреля 2012 г. в Хозяйственный процессуальный кодекс РБ от 15.12.1998 № 219-З на основании Закона РБ от 30.12.2011 № 334-З внесены изменения и дополнения.

С 3 ноября 2012 г. постановление МВД РБ от 25.09.2000 № 157 «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления, учета, хранения и уничтожения печатей и штампов» на основании постановления МВД РБ от 22.10.2012 № 369 утратило силу.