Пособие от 13.02.2015
Автор: Бурдюк О.

Место реализации товаров, работ, услуг в целях исчисления налога на добавленную стоимость с 2015 года


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ С 2015 ГОДА

Объектами обложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп.1.1 п.1 ст.93 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).

Таким образом, законодательством установлен территориальный критерий в отношении оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в целях исчисления НДС, т.е. если местом реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав не признается территория Республики Беларусь, то исчисления НДС производить не нужно. Данное положение применяется как при реализации налогоплательщиком Республики Беларусь товаров, работ, услуг, имущественных прав, так и при их приобретении.

В зависимости от того, резидентами каких стран являются стороны сделки, подходы в отношении определения места реализации могут отличаться.

При определении места реализации товаров подход единый

Местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если товар находится на территории Республики Беларусь и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем) и (или) товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь (часть первая ст.32 НК).

Кроме того, с 2015 г. НК дополнен нормой о том, что при реализации товаров плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства - члена Таможенного союза, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами таможенной территории Таможенного союза и завершена в другом государстве - члене Таможенного союза, местом реализации такого товара признается территория Республики Беларусь, если на ее территории товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (часть вторая ст.32 НК).

Данная норма НК приведена в соответствие с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; вступил в силу 1 января 2015 г.) (далее - Протокол, Договор).

Так, согласно п.3 Протокола место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств, являющихся членами Евразийского экономического союза (далее - государство-член), если иное не установлено п.3 Протокола. В соответствии с частью четвертой п.3 Протокола в случае реализации товара налогоплательщиком одного государства-члена налогоплательщику другого государства-члена, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и завершена в другом государстве-члене, местом реализации товара признается территория государства-члена, на территории которого товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Таким образом, с 2015 г. при отгрузке товаров, например, из Республики Польша в Российскую Федерацию через Республику Беларусь местом реализации будет признаваться территория Республики Беларусь, поскольку на ее территории товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. До 2015 г. в аналогичной ситуации местом реализации признавалась бы Республика Польша, поскольку в момент начала отгрузки товар находился в Польше.

В отношении определения места реализации работ, услуг подход в определении места реализации может отличаться

Определение места реализации работ, услуг осуществляется в соответствии с положениями ст.33 НК и Протоколом.

 

Справочно

До 2015 г. место реализации работ, услуг между странами Таможенного союза определялось в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол ТС).

 

В соответствии с приложением 33 к Договору (пп.7 и 23) в связи с вступлением в силу Договора утрачивают силу Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 и Протокол ТС. Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (п.2 ст.72 Договора). Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном приложением 18 к Договору, т.е. Протоколом.

Рассмотрим особенности определения места реализации работ, услуг и имущественных прав в зависимости от того, в какой стране контрагент налогоплательщика Республики Беларусь осуществляет деятельность. Определение места реализации в соответствии с положениями Протокола производится по договорам, заключенным с налогоплательщиками Российской Федерации и Республики Казахстан. По договорам с налогоплательщиками иных иностранных государств применяются положения ст.33 НК.

В соответствии с положениями ст.33 НК и положениями Протокола место реализации работ (услуг) в зависимости от их вида может определяться:

• по месту нахождения имущества, в отношении которого работы (услуги) выполняются (оказываются);

• по месту выполнения (оказания) работ (услуг);

• по месту нахождения покупателя этих работ (услуг);

• по месту деятельности лица, которое эти работы (услуги) выполняет (оказывает).

 

Справочно

В соответствии с п.2 Протокола услугой признается в т.ч. и передача имущественных прав.

 

С учетом изложенного сравним положения двух документов. Различия между нормами НК и Протокола выделены жирным шрифтом.

 

Вид работ (услуг) Норма НК Норма Протокола Комментарий
I. Место реализации определяется по месту нахождения имущества
Работы (услуги), связанные с недвижимым имуществом Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если работы, услуги непосредственно связаны с недвижимым имуществом, в том числе возводимым (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Республики Беларусь.
Данное положение применяется и в отношении сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и внаем недвижимого имущества, услуг экспертов и агентов по оценке недвижимого имущества, а также непосредственно связанных с недвижимым имуществом инжиниринговых, дизайнерских услуг, услуг авторского и технического надзора за строительством (подп.1.1 п.1 ст.33)
Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории этого государства-члена.
Данные положения применяются также в отношении услуг по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества (подп.1) п.29).
Недвижимое имущество - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, трубопроводы, линии электропередачи, предприятия как имущественные комплексы и космические объекты (п.2)
При приобретении белорусским плательщиком у нерезидента Республики Беларусь работ и услуг, связанных с недвижимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь, местом реализации этих работ (услуг) признается территория Республики Беларусь.
При реализации белорусским плательщиком этих работ и услуг нерезидентам Республики Беларусь местом реализации также признается территория Республики Беларусь.
Данный вывод относится как к сделкам с резидентами ЕАЭС, так и к сделкам с резидентами других стран, поскольку подход к определению места фактической реализации по работам, услугам, связанным с недвижимым имуществом, в НК и Протоколе одинаковый.
Вместе с тем есть два исключения:
1) работы и услуги, связанные с космическими объектами. Если данные работы (услуги) выполняются (оказываются) по договорам с налогоплательщиками ЕАЭС, то место реализации определяется в соответствии с подп.1) п.29 Протокола, т.е. по месту нахождения космических объектов. Если данные работы (услуги), выполняются (оказываются) по договорам с налогоплательщиками других иностранных государств, место реализации определяется в соответствии с подп.1.2 п.1 ст.33 НК, т.е. по месту фактического выполнения работ и оказания услуг;
2) услуги экспертов и агентов по оценке недвижимого имущества, а также непосредственно связанные с недвижимым имуществом инжиниринговые, дизайнерские услуги, услуги авторского и технического надзора за строительством по договорам с налогоплательщиками ЕАЭС облагаются по месту деятельности покупателя или продавца услуг исходя из положений подп.2-5) п.29 Протокола, а по договорам, заключенным с налогоплательщиками других государств, - по месту нахождения недвижимого имущества

Пример 1

Белорусская организация выполняет проектные работы для резидентов Литвы и России; предоставила в аренду принадлежащее ей помещение, расположенное на территории Литвы, литовской организации. В такой ситуации место реализации - территория Литвы (место нахождения объекта аренды). Следовательно, белорусский арендодатель исчисления НДС от полученной арендной платы не производит.

Пример 2

Российская организация сдает в аренду резиденту Республики Беларусь здание, расположенное на территории Республики Беларусь. Местом реализации в данном случае признается территория Республики Беларусь, поскольку арендуемый объект недвижимости находится на территории Республики Беларусь. Поэтому белорусский арендатор должен исчислить НДС.

Пример 3

Белорусский подрядчик выполняет ремонтные работы на объекте, расположенном на территории Литвы, по договору с литовской организацией. Для выполнения части работ подрядчик пригласил белорусского субподрядчика.
В данном случае местом реализации работ, выполненных собственными силами, а также субподрядных работ территория Республики Беларусь не является, поскольку объект, на котором произведены работы, находится за пределами Республики Беларусь. Следовательно, белорусскому подрядчику не нужно исчислять НДС как по своим работам, так и по работам, приобретенным у субподрядчика
Работы (услуги), связанные с движимым имуществом Местом реализации работ, услуг признается территория Республики Беларусь, если работы, услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь, за исключением аренды (финансовой аренды (лизинга)) движимого имущества, включая транспортные средства. Данное положение применяется и в отношении воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов (подп.1.2 п.1 ст.33) Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства-члена (подп.2) п.29).
Движимое имущество - вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, к транспортным средствам.
Транспортные средства - морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река-море) плавания; единицы железнодорожного или трамвайного подвижного состава; автобусы; автомобили, включая прицепы и полуприцепы; грузовые контейнеры; карьерные самосвалы (п.2)
При приобретении белорусским плательщиком у нерезидента Республики Беларусь работ и услуг, связанных с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь, местом реализации этих работ (услуг) признается территория Республики Беларусь.
Данный подход применяется как по сделкам с резидентами ЕАЭС, так и по сделкам с резидентами других стран.
Исключение в порядке определения места реализации таких работ (услуг) составляют работы и услуги, связанные с космическими объектами. Так, по работам (услугам), выполняемым в отношении космических объектов по договорам с резидентами Таможенного союза, место реализации определяется в порядке, установленном подп.1) п.29 Протокола, а по договорам с резидентами других иностранных государств - в порядке, установленном подп.1.2 п.1 ст.33 НК.
По аренде (финансовой аренде (лизингу)) движимого имущества, включая транспортные средства, в НК и Протоколе подходы одинаковы и определяются положениями подп.1.4, 1.5 п.1 ст.33 НК и подп.4), 5) п.29 Протокола

Пример 4

Белорусская организация выполнила установку и пуск-наладку оборудования для резидента Российской Федерации. Работы производились на территории Российской Федерации. Местом реализации работ в данном случае признается территория Российской Федерации (по месту нахождения объекта движимого имущества). Следовательно, исчисление НДС резиденту Республики Беларусь производить не нужно.

Пример 5

Резидент Казахстана произвел ремонт оборудования для белорусского заказчика. В момент ремонта оборудование находилось на территории Российской Федерации. Исчисление НДС заказчиком в данном случае не производится, поскольку место реализации работ - территория Российской Федерации (по месту нахождения объекта движимого имущества в момент проведения ремонта).

Пример 6

Резидент Литвы выполнил ремонт оборудования для белорусской организации. Оборудование находится на территории Республики Беларусь. Местом реализации указанных работ признается территория Республики Беларусь. Следовательно, НДС должен исчислить белорусский заказчик
II. Место реализации определяется по месту оказания услуг
Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта Местом реализации услуг признается территория Республики Беларусь, если услуги фактически оказываются на территории Республики Беларусь в сфере культуры, искусства, физической культуры, туризма, отдыха и спорта, обучения (образования), за исключением услуг в сфере обучения (образования), при которых получение образования осуществляется в дистанционной форме получения образования (подп.1.3 п.1 ст.33) Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства-члена (подп.3) п.29) Если перечисленные услуги фактически оказываются иностранными организациями белорусским заказчикам на территории Республики Беларусь, местом их реализации признается территория Республики Беларусь. В ином случае местом реализации таких услуг территория Республики Беларусь признаваться не будет.
Приведенные нормы НК и Протокола предусматривают одинаковый порядок определения места фактической реализации по услугам в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта. Различный подход в определении места реализации - при оказании услуги в сфере обучения (образования), когда получение образования осуществляется в дистанционной форме получения образования. Место реализации таких услуг по договорам с налогоплательщиками ЕАЭС определяется по месту оказания услуг, а по договорам с налогоплательщиками остальных стран - по месту деятельности покупателя (подп.1.4 п.1 ст.33)

Пример 7

Резидент Республики Польша организует и проводит концертную программу по заказу белорусской организации в г.Варшаве. Местом реализации услуг в данном случае территория Республики Беларусь не признается, поскольку услуги фактически оказываются в Республике Польша. Следовательно, белорусскому заказчику не нужно исчислять НДС при приобретении указанных услуг у нерезидента.

Пример 8

Резидент Российской Федерации оказывает услугу по организации и проведению спортивных соревнований на территории Республики Беларусь для белорусского заказчика. В соревнованиях принимают участие команды из Литвы, Российской Федерации и Республики Беларусь.
В приведенной ситуации независимо от того, представители каких стран принимают участие в соревнованиях, местом реализации услуг будет территория Республики Беларусь, поскольку услуги фактически оказываются на ее территории. Следовательно, белорусский заказчик должен исчислить НДС при оплате услуг резиденту Российской Федерации
III. Место реализации определяется по месту деятельности покупателя
Услуги, связанные с получением документов, удостоверяющих права на объекты интеллектуальной собственности, передачей этих прав иному лицу Местом реализации услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь.
Данное положение применяется в отношении получения, поддержания в силе патентов, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, перехода прав на объекты интеллектуальной собственности, а также в отношении реализации (передачи) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (подп.1.4 п.1 ст.33)
Местом реализации услуг признается территория государства-члена, если услуги приобретаются налогоплательщиком этого государства-члена. Данные положения применяются при передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав (подп.4) п.29) В перечисленных случаях место фактической реализации определяется по месту деятельности покупателя как по сделкам с резидентами ЕАЭС, так и по сделкам с резидентами других стран. Таким образом, подходы в отношении определения места реализации в НК и Протоколе в данном случае одинаковы

Пример 9

Белорусская организация оплачивает права на товарный знак резиденту Российской Федерации. Местом реализации в данном случае будет признаваться территория Республики Беларусь, поскольку покупатель осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь.

Справочно

До 2015 г. при приобретении прав на товарный знак резидент РБ мог воспользоваться льготой, установленной подп.1.32 п.1 ст.94 НК, согласно которой освобождались от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь имущественных прав на объекты промышленной собственности. С 2015 г. согласно подп.1.32 п.1 ст.94 НК освобождаются от налога на добавленную стоимость только обороты по реализации на территории Республики Беларусь имущественных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).


Пример 10

Белорусская организация передает права на компьютерную программу резиденту Литвы. Местом реализации в данном случае территория Республики Беларусь не признается, поскольку покупатель - резидент Литвы
Услуги по предоставлению, найму персонала Местом реализации услуг признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь. Данное положение применяется в отношении оказания услуг по предоставлению, найму персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя (подп.1.4 п.1 ст.33) Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя (подп.4) п.29) При оказании услуг по предоставлению персонала применяется единый подход в определении места реализации как по договорам с резидентами Таможенного союза, так и по договорам с резидентами других стран

Пример 11

Резидент Российской Федерации оказал белорусской организации услуги по предоставлению персонала, который будет работать в Республике Беларусь. Работники направляются из Российской Федерации, в связи с чем заказчик по условиям договора оплачивает их проживание и питание. Оплата услуги перечисляется при предоставлении персонала. Оплата расходов по проживанию и питанию производится по факту завершения работ.
Место реализации указанных услуг - территория Республики Беларусь, поскольку покупатель услуг осуществляет деятельность в Республике Беларусь. Таком образом, белорусскому заказчику необходимо исчислить НДС при оплате услуги нерезидента, а также увеличить налоговую базу на суммы, полученные российским продавцом в связи с реализацией услуг на территории Республики Беларусь, поскольку оплата проживания и питания связана с реализацией услуг по предоставлению персонала (п.18 ст.98 НК)
Аренда и лизинг движимого имущества, за исключением транспортных средств Местом реализации услуг признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь. Данное положение применяется в отношении аренды (финансовой аренды (лизинга)) движимого имущества, за исключением транспортных средств (подп.1.4 п.1 ст.33) Местом реализации услуг признается территория государства-члена, если услуги приобретаются налогоплательщиком этого государства-члена. Данные положения применяются при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях движимого имущества, за исключением аренды, лизинга и предоставления в пользование на иных основаниях транспортных средств (подп.4) п.29) Подходы к определению места реализации в НК и Протоколе в данном случае одинаковы. При аренде (лизинге) белорусским плательщиком движимого имущества у нерезидентов местом реализации будет признаваться территория Республики Беларусь независимо от места нахождения объекта аренды

Пример 12

Литовская организация предоставила резиденту Республики Беларусь оборудование в лизинг. Оборудование эксплуатируется белорусским арендатором в Литве. Место фактической реализации в данном случае определяется не по месту нахождения объекта аренды, а по месту деятельности покупателя (арендатора). Таким образом, местом реализации в указанном примере будет территория Республики Беларусь и арендатор должен исчислить НДС от суммы арендной платы, перечисленной резиденту Литвы
Услуги (работы) по разработке программ для электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и баз данных, их адаптации и модификации Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь. Данное положение применяется в отношении оказания услуг (выполнения работ) по разработке программ для электронно-вычислительных машин и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, по сопровождению таких программ и баз данных (подп.1.4 п.1 ст.33) Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных (подп.4) п.29) Приобретая услуги (работы) по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации у нерезидента Республики Беларусь, белорусская организация должна исчислить НДС по таким услугам (работам). Таким образом, подход в определении места реализации таких услуг одинаков в НК и Протоколе.
При реализации таких работ и услуг исчисление НДС не производится и сумма оборота по реализации в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость не отражается

Пример 13

Белорусская организация разработала компьютерную программу для резидента США. Место реализации в данном случае - территория США (по месту деятельности покупателя). Таким образом, белорусскому разработчику не нужно исчислять НДС
Услуги по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере и (или) услуг по его техобслуживанию, услуг по проектированию, разработке, оформлению и модификации веб-страниц, созданию баз данных, обеспечению доступа к ним Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь. Данное положение применяется в отношении оказания услуг по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере и (или) услуг по его техническому обслуживанию, услуг по проектированию, разработке, оформлению и модификации веб-страниц, созданию баз данных, обеспечению доступа к ним (подп.1.4 п.1 ст.33) Норма отсутствует в Протоколе При определении места реализации названных услуг по договорам с резидентами ЕАЭС следует руководствоваться положениями подп.5) п.29 Протокола, поскольку данные услуги не поименованы в подп.1)-4) п.29 Протокола, т.е. место реализации в данном случае будет определяться по месту деятельности продавца.
Если же договор заключен с резидентами иных стран, применяются положения подп.1.4 п.1 ст.33 НК

Пример 14

За пользование базой данных о наличии авиабилетов туристическое агентство Республики Беларусь перечислило оплату резиденту Литвы.
В данном случае резидент Республики Беларусь должен исчислить НДС, поскольку он является покупателем таких услуг согласно подп.1.4 п.1 ст.33 НК
Услуги лица, привлекающего от своего имени для основного участника договора (контракта) либо от имени основного участника договора (контракта) другое лицо Местом реализации услуг признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь. Данное положение применяется в отношении оказания услуг лицом, привлекающим от своего имени для основного участника договора (контракта) либо от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных подп.1.4 п.1 ст.33 НК (подп.1.4 п.1 ст.33) Местом реализации услуг признается территория государства-члена, если услуги приобретаются налогоплательщиком этого государства-члена. Данные положения применяются при оказании услуг лицом, привлекающим от своего имени для основного участника договора (контракта) либо от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ, услуг, предусмотренных подп.4) п.29 Протокола (подп.4) п.29) В данном случае подходы к определению места реализации в НК и Протоколе совпадают

Пример 15

Резидент Республики Беларусь заключил договор поручения с резидентом Литвы. Согласно договору исполнитель (резидент Литвы) обязуется найти для заказчика организацию, которая окажет резиденту Республики Беларусь информационные услуги.
Место реализации услуг поверенного в данном случае - территория Республики Беларусь, поскольку покупатель услуг осуществляет свою деятельность в Республике Беларусь. Следовательно, он должен исчислить НДС при перечислении оплаты резиденту Литвы
Консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные и маркетинговые услуги, а также услуги по обработке информации; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы Местом реализации работ, услуг признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь. Данное положение применяется в отношении оказания аудиторских, консультационных, маркетинговых, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, представлению информации, дизайнерских услуг (включая услуги по разработке дизайн-макетов), услуг в сфере обучения (образования), при которых получение образования осуществляется в дистанционной форме получения образования, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ (подп.1.4 п.1 ст.33) Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы (подп.4) п.29) Среди перечисленных видов услуг имеются услуги, по которым порядок определения места реализации различный в НК и Протоколе.
Это касается услуг в сфере обучения (образования), при которых получение образования осуществляется в дистанционной форме получения образования. Место реализации таких услуг по договорам с резидентами Таможенного союза определяется по месту оказания услуг (подп.1.3 п.1 ст.33 НК), а по договорам с резидентами остальных стран по месту деятельности покупателя.
Кроме того, по услугам по предоставлению информации порядок определения места реализации также различный.
Так, согласно абзацу 11 п.3 ст.33 НК и п.2 Протокола услуги по обработке информации - услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.
При этом в НК отдельно разъяснено, что услуги по представлению информации - услуги по представлению информации (ознакомлению с информацией), запрашиваемой заказчиком (абзац 12 п.3 ст.33).
Таким образом, поскольку такие услуги не поименованы в Протоколе, следовательно, место реализации при оказании услуг по предоставлению информации по договорам с налогоплательщиками ЕАЭС определяется по месту деятельности продавца (подп.5) п.29)

Пример 16

Резидент Республики Беларусь по договору с резидентом Российской Федерации осуществляет аудит белорусской организации. В приведенной ситуации независимо от того, что аудируется белорусская организация, местом реализации аудиторских услуг признается территория Российской Федерации, поскольку покупатель этих услуг осуществляет деятельность в Российской Федерации. Таким образом, белорусский аудитор НДС в Республике Беларусь по оказанным услугам не исчисляет
IV. Место реализации определяется по месту деятельности продавца
Аренда, лизинг транспортных средств, услуги по перевозке товаров, пассажиров и их багажа Местом реализации услуг признается территория Республики Беларусь, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на территории Республики Беларусь и (или) местом их нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь. Данное положение применяется, в частности, в отношении услуг по перевозке товаров, пассажиров и их багажа, аренды (финансовой аренды (лизинга)) транспортных средств, включая аренду (фрахт) транспортных средств с экипажем (подп.1.5 п.1 ст.33) Местом реализации услуг признается территория государства-члена, если услуги оказываются налогоплательщиком (плательщиком) этого государства при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств (подп.5) п.29) Нормы ст.33 НК и Протокола в определении места реализации при аренде, лизинге транспортных средств, включая аренду (фрахт) транспортных средств с экипажем, услуг по перевозке товаров, пассажиров и их багажа одинаковы: местом реализации признается место деятельности продавца

Пример 17

Резидент Литвы предоставил резиденту Республики Беларусь автомобиль в аренду. Местом реализации территория Республики Беларусь в данном случае не признается, поскольку место реализации в такой ситуации определяется по месту деятельности продавца.

Пример 18

Белорусская транспортная организация по заказу резидента Российской Федерации осуществила перевозку груза из г.Санкт-Петербурга в г.Москву. Место реализации транспортных услуг в данном случае - территория Республики Беларусь (по месту нахождения продавца) независимо от того, что конечный пункт маршрута находится в Российской Федерации
Иные работы (услуги), не перечисленные выше Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на территории Республики Беларусь и (или) местом их нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь и ими выполняются работы, оказываются услуги, реализуются (передаются) имущественные права (за исключением имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности), не предусмотренные подп.1.1-1.4 п.1 ст.33 НК (подп.1.5 п.1 ст.33) Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено подп.1-4) п.29 Протокола (подп.5) п.29) При приобретении белорусской организацией у нерезидентов Республики Беларусь иных работ, услуг, не перечисленных выше, местом реализации признается место деятельности продавца. Данные положения применяются как по сделкам с резидентами Таможенного союза, так и по сделкам с резидентами других стран

Пример 19

Литовская организация оказала резиденту Республики Беларусь услуги по страхованию груза, который транспортируется из Литвы в Республику Беларусь. Место реализации в этом случае определяется по месту деятельности продавца, поскольку страховые услуги не поименованы в подп.1.1-1.4 п.1 ст.33 НК. Таким образом, местом реализации территория Республики Беларусь не признается и белорусскому покупателю не нужно исчислять НДС при приобретении страховых услуг у нерезидента

 

13.02.2015

 

Ольга Бурдюк, экономист