Пособие от 14.01.2011
Автор: Паршин А.

Методы борьбы с коррупцией. Примеры из практики


 

Материал помещен в архив

 

МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ. ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ

Преступления, совершаемые государственными служащими

В идеале государственный служащий обязан принимать решения исходя из задач, установленных Конституцией Республики Беларусь, законами и другими нормативными актами. Коррупция начинается, когда, получив в свои руки бюджетные средства, государственную или коммунальную собственность, заказы или льготы, чиновник использует их для достижения корыстных целей.

Рассмотрим на примерах наиболее характерные преступления, совершенные государственными служащими и выявленные сотрудниками главного управления по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел РБ (далее - ГУБЭП).

Пример 1

Один из служащих государственного учреждения «М», уполномоченный на закупку спортивной экипировки, поставил индивидуального предпринимателя, выигравшего тендер, перед фактом: либо дает взятку, либо от его услуг отказываются. В итоге предприниматель был вынужден заплатить порядка 10 млн.бел.руб.

Пример 2

Должностные лица Министерства архитектуры и строительства РБ и одного из подчиненных ему предприятий путем оформления фиктивных договоров подряда на выполнение строительных работ похищали средства Государственного фонда строительной науки. Полученные деньги тратились на дорогие машины, бытовую технику, квартиры. Общая сумма похищенного составила 1,2 млрд.руб.

Пример 3

Должностные лица и учредители предприятий «Х» и «К», объединившись в преступную организацию, уклонялись от уплаты таможенных платежей, налогов, сборов: занижали стоимость товара в документах, подлежащих таможенному декларированию. Кроме того, часть импорта была сокрыта, а затем продана через сеть филиалов. В итоге сумма неуплаченных таможенных платежей составила почти 50 млрд.руб., большая часть из которых затем была возмещена.

Профилактика преступлений

В настоящее время деятельность органов внутренних дел по профилактике преступления регламентируется Законом РБ от 10.11.2008 № 453-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». Одинаково важно как проведение профилактических мероприятий, так и предупреждение конкретных преступлений, предотвращение ущерба. Руководством Министерства внутренних дел РБ экономический эффект от деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями определен как приоритетный, соответственно, результаты по предотвращенному и возмещенному ущербу приобретают особую значимость. Большинство случаев, связанных с предотвращением ущерба, - это пресечение попыток закупки некачественной, устаревшей техники и оборудования.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 апреля 2014 г. взамен Закона № 453-З принят Закон РБ от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

Пример 4

Государством в настоящее время оказывается достаточно серьезная поддержка в модернизации перерабатывающих предприятий. На этом фоне показателен пример предприятия «Ф», руководство которого приняло решение закупить новое оборудование у индивидуального предпринимателя из Российской Федерации по завышенной в 5 раз стоимости. После вмешательства сотрудников ГУБЭП цена была снижена с 3,7 млрд.бел.руб. до 600 млн.бел.руб. В результате предприятие получило качественную продукцию, а ущерб на сумму около 3 млрд.бел.руб. предотвращен.

Пример 5

Сотрудниками ГУБЭП при оперативном сопровождении реализации Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года (утверждена Указом Президента РБ от 15.11.2007 № 575) была пресечена попытка покупки для нужд теплоэлектроцентрали у одной из российских фирм морально устаревшей невостребованной турбины 1996 года выпуска стоимостью более 10 млрд.бел.руб. В результате организация заключила новый контракт на поставку необходимого оборудования на более выгодных условиях.

Одна из причин, по которой происходят подобные нарушения, - та, что в настоящее время решения о закупке принимаются членами создаваемых комиссий, т.е. коллегиально. По этой причине ответственность за возможные последствия возлагается на весь состав комиссии, но в итоге при проведении разбирательства выясняется, что персональной ответственности за результат никто не несет.

Коррупция в социальной сфере

В настоящее время коррупционные преступления выявляются и в социальной сфере.

Пример 6

Руководители строительной фирмы, получившей заказ на проведение ремонта в одном из детских садов столицы, не только сэкономили на многих видах работ, но и использовали некачественные строительные материалы. Ремонт не улучшил, а ухудшил состояние здания. Кроме того, в период проведения проверки была осуществлена попытка дополнительно получить бюджетные деньги в сумме 400 млн.бел.руб. на закупку не предусмотренных проектно-сметной документацией материалов. Благодаря своевременному вмешательству сотрудников ГУБЭП ущерб был предотвращен.

Пример 7

При проведении ремонтных работ в одной из гимназий г.Минска подрядчик использовал для укрепления несущих конструкций строительный мусор и остатки материалов от прошлых заказов. В результате пригодность здания к эксплуатации находится под вопросом, а бюджету города нанесен значительный урон. В ближайшее время следственные органы «по заслугам» оценят действия строителей.

Пример 8

Жертвой коррупционеров мог стать и Минский метрополитен. Должностные лица проектной организации при расчете цены проектно-сметной документации для метрополитена завысили стоимость своих услуг в несколько раз. Только своевременное вмешательство сотрудников ГУБЭП и Комитета государственного контроля РБ помогло избежать растраты в почти 4 млрд.бел.руб. бюджетных средств.

Пример 9

Сотрудниками ГУБЭП в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий задержана преподаватель кафедры столичного университета, требовавшая с жителя г.Минска 1 000 долл. США за зачисление на заочную форму обучения. Деньги преподаватель получила.

Совершенствование правовой базы для борьбы с коррупцией

С целью повышения эффективности антикоррупционных мер Генеральной прокуратурой РБ в 2010 г. разработан межведомственный нормативный правовой акт, регламентирующий единый порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Этот документ урегулировал разногласия, возникающие при трактовке основных понятий, касающихся оперативно-розыскной деятельности. К примеру, четко регламентированы некоторые оперативно-розыскные мероприятия, ранее по-разному трактуемые правоохранительными органами, в частности понятия «оперативный эксперимент» и «проверочная закупка».

Необходимо внести изменения в Закон РБ от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией». Нужно обязать чиновников информировать свое руководство о каждом случае, когда им предлагают незаконное денежное вознаграждение. Тогда и большинство споров о провокации дачи взятки со стороны сотрудников правоохранительных органов разрешится в законном порядке. По мнению автора, в целях действительно эффективной борьбы с коррупцией и усиления профилактической составляющей в работе необходимо активно использовать такой инструмент, как оперативный эксперимент, расширить рамки его применения на основании первичной информации, и в случае достижения цели - применять в отношении должностных лиц административную ответственность. То есть при отсутствии иных дополнительных фактов противоправных действий чиновников, кроме оперативного эксперимента, применять в их отношении административную ответственность (например, штраф по примеру Российской Федерации), отстранять от должности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 января 2016 г. вступил в силу новый Закон РБ от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией».

 

Если говорить о противодействии со стороны коррумпированных чиновников, то есть уловки, которыми активно пользуются такие должностные лица. К примеру, распространена практика, когда взяточники в подтверждение законности своих доходов составляют фиктивные договоры займа денежных средств, оформляя их, как правило, задним числом. Получается, что деньги, на которые тот или иной коррупционер купил машину, квартиру, дорогую бытовую технику, ему выдал некий гражданин Н. из России. А тот в свою очередь взял их у некоего бизнесмена П. Доказать в данной ситуации незаконность происхождения доходов крайне проблематично. Однако если бы такие договоры в обязательном порядке регистрировались на территории РБ, а денежные средства, поступающие в рамках договоров займа, фиксировались на личных счетах государственных служащих в банках, можно было бы проследить всю цепочку и искоренить порочную практику фиктивных займов с целью легализации незаконно полученных доходов.

Следует также обратить внимание на опыт сохранения бюджетных средств, имеющийся у россиян. За умышленное нецелевое использование бюджетных средств в Российской Федерации введена уголовная ответственность. Если бы у нас были приняты аналогичные поправки в Уголовный кодекс РБ, борьба с растратой бюджетных денег была бы эффективнее.

Пример 10

Администрация одного из областных центров получает крупную сумму на развитие спортивной базы в регионе либо на капитальный ремонт жилья, строительство детских садов, школ, однако деньги расходует на ремонт административных зданий и сооружений, где работают чиновники, покупку дорогостоящего служебного автотранспорта, зарубежные командировки должностных лиц и т.д. В итоге страдают простые граждане, и не меньше, чем от фактов прямого хищения или растраты.

 

Еще одна проблема, способствующая возникновению коррупции, - прямой контакт покупателя и продавца, к примеру государственного предприятия и коммерческой структуры. Имеющийся положительный международный опыт позволяет говорить о необходимости более активного развития в нашей стране системы электронных торгов, использования иных новых технологий, позволяющих минимизировать контакты между покупателем и поставщиком. Во время проведения электронных торгов договориться о чем-либо коррупционерам затруднительно. В качестве положительного примера в республике действует открытое акционерное общество «Белорусская универсальная товарная биржа».

Помимо указанных предложений по совершенствованию нашей работы, есть и проблемы правовой культуры населения, предпочитающего порой давать взятки либо отступать от своих целей, чем обращаться в правоохранительные органы.

В заключение отметим, что наравне с активной борьбой с коррупцией необходимо применение мер профилактики, направленных на предотвращение коррупционных проявлений среди должностных лиц организаций и государственных органов. Также в рамках проводимой нашим государством либерализации экономических правонарушений важна не жестокость наказания, а его неотвратимость.

 

14.01.2011 г.

 

Андрей Паршин, заместитель начальника главного управления по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел Республики Беларусь