Вопрос-ответ от 15.09.2010
Автор: Николаев М.

Между 2 коммерческими организациями заключен договор поставки. Условиями договора определено, что покупатель производит оплату за товар по мере его реализации третьим лицам. Соответствует ли такое условие договора действующему законодательству?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Между 2 коммерческими организациями заключен договор поставки. Условиями договора определено, что покупатель производит оплату за товар по мере его реализации третьим лицам.

Соответствует ли такое условие договора действующему законодательству?

 

ОТВЕТ: Нет, не соответствует.

Условие о порядке оплаты поставляемого товара не является существенным условием договора поставки, что следует из положений ст.424, 456, 476, 486 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК).

В то же время представляется возможным вести речь об оплате товара в рассрочку. Так, в соответствии со ст.459 ГК договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку. Договор о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа считается заключенным, если в нем наряду с другими существенными условиями договора купли-продажи указаны цена товара, порядок, сроки и размеры платежей.

Если покупатель не производит в установленный договором срок очередной платеж за проданный в рассрочку и переданный ему товар, продавец вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата проданного товара, за исключением случаев, когда сумма платежей, полученных от покупателя, превышает половину цены товара.

Однако согласованная сторонами формулировка договора об оплате товара по мере его реализации покупателем третьим лицам не устанавливает срока платежа. Согласно ст.191 ГК установленный законодательством, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, т.е. событие, которое должно наступить неизбежно и независимо от воли субъектов.

Очевидно, что реализация товара от покупателя третьим лицам лежит в сфере волеизъявления последнего, а также воли этих третьих лиц. Понуждение покупателя со стороны поставщика в рассматриваемом договоре поставки к заключению договоров с третьими лицами невозможно ни с точки зрения здравого смысла (таких покупателей может просто не быть), ни с точки зрения основных начал гражданского законодательства Республики Беларусь, предусматривающих, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора (абзац 7 части второй ст.2 ГК). Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством (принцип свободы договора).

В связи с этим можно говорить о том, что реализация товара третьим лицам не является неизбежным событием. Это, в свою очередь, дает основания утверждать, что сторонами не согласованы сроки платежей, что является существенным условием договора о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа в силу указаний закона, приведенных выше. По сути, в данном случае можно вести речь о том, что стороны поставили совершение сделки под условие, как это предусматривается ст.158 ГК. Как следует из п.1. и 2 ст.158 ГК, сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит; сделка считается совершенной под отменительным условием, если стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.

Учитывая императивные предписания законодательства о необходимости согласования четкого срока платежа, в данных договорных отношениях нельзя говорить и о возможности применения понятия неопределенного срока исполнения обязательства, поскольку в рассматриваемой ситуации неопределенность срока означает его несогласованность, что влечет отсутствие у продавца права требовать от покупателя исполнения договора поставки в части оплаты.

Таким образом, предложенная формулировка об оплате товара по мере его реализации третьим лицам, не предусматривающая установления периода, сроков и размеров платежей за поставляемый товар, делает такой договор поставки незаключенным в силу положений части первой п.1 ст.402 ГК, предусматривающих, что договор считается заключенным, только если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Исходя из ст.169 ГК сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Однако, если из содержания сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в т.ч. тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены ГК либо иными законодательными актами.

 

15.09.2010 г.

 

Максим Николаев, юрист