Вопрос-ответ от 15.06.2010
Автор: Николаев М.

Между двумя коммерческими организациями заключен договор поставки с условием отсрочки платежа. При этом условиями договора предусматривается, что товар передается покупателю по количеству и качеству на складе продавца. Покупатель товар получил, однако оплату в установленные договором сроки не произвел. Вправе ли продавец предъявить иск к покупателю не по месту нахождения последнего, а по месту нахождения склада, где был передан товар?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Между двумя коммерческими организациями заключен договор поставки с условием отсрочки платежа. При этом условиями договора предусматривается, что товар передается покупателю по количеству и качеству на складе продавца. Покупатель товар получил, однако оплату в установленные договором сроки не произвел.

Вправе ли продавец предъявить иск к покупателю не по месту нахождения последнего, а по месту нахождения склада, где был передан товар?

 

ОТВЕТ: По общему правилу подсудности, установленному частями первой и второй ст.49 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее - ХПК), иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, может быть предъявлен по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица.

В то же время согласно части пятой ст.50 ХПК иск к ответчику, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен также по месту исполнения договора. При этом из части шестой указанной статьи ХПК следует, что выбор между несколькими хозяйственными судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.

Действительно, сущность некоторых гражданско-правовых объектов оборота вызывает иногда некоторые затруднения на практике при определении места исполнения соответствующих обязательств. Таким образом, для правильного разрешения вопроса о возможности подачи иска к покупателю по месту нахождения склада, на котором передавался товар, необходимо разрешить вопрос о возможности признания данного места непосредственно местом исполнения, указанным в договоре. Исходя из общих принципов гражданского права - автономии воли и свободы договора - место исполнения может быть определено сторонами обязательственного правоотношения самостоятельно. Ограничение свободного усмотрения сторон возможно лишь на основании закона.

При этом законодательство не предусматривает обязательных требований к данному договорному условию. Так, в соответствии со ст.297 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), если место исполнения обязательства не определено законодательством или договором, не явствует из существа обязательства, исполнение должно быть произведено:

1) по обязательству передать земельный участок, здание, сооружение или другое недвижимое имущество - в месте нахождения имущества;

2) по обязательству передать товар или иное имущество, предусматривающему его перевозку, - в месте сдачи имущества первому перевозчику для доставки его кредитору;

3) по другим обязательствам должника передать товар или иное имущество - в месте изготовления или хранения имущества, если это место было известно кредитору в момент возникновения обязательства;

4) по денежному обязательству - в месте жительства кредитора в момент возникновения обязательства, а если кредитором является юридическое лицо, - в месте его нахождения в момент возникновения обязательства. Если кредитор к моменту исполнения обязательства изменил место жительства или место нахождения и известил об этом должника, - в новом месте жительства или месте нахождения кредитора с отнесением на счет кредитора расходов, связанных с переменой места исполнения;

5) по всем другим обязательствам - в месте жительства должника, а если должником является юридическое лицо, - в месте его нахождения.

При этом отношения по поставке имеют свое дополнительное, специальное по отношению к приведенной выше норме регулирование, основанное на положениях ст.479, 480 ГК.

Отечественное обязательственное право исходит из того, что, если все специальные правила определения места исполнения не позволяют его определить, оно определяется по месту жительства (нахождения) должника, однако соглашением сторон, законом или существом обязательства, а равно обычаями делового оборота может предусматриваться альтернативность места исполнения, т.е. возможность совершения известных действий в одном или другом месте. Безусловно, предпочтение отдается варианту, согласованному сторонами (за исключением случаев применения императивных норм). Поэтому конкуренция между существующими нормами возможна лишь в том случае, когда в договоре не рассмотрен какой-либо вопрос, в данном случае вопрос о месте исполнения обязательств.

Таким образом, при разрешении вопроса о подсудности дела конкретному хозяйственному суду во внимание должны быть приняты все фактические обстоятельства дела. Лишь один факт упоминания в договоре склада продавца как места передачи товара покупателю не может быть признан надлежащим указанием в договоре условия о месте исполнения данного договора, за исключением случаев, когда договор содержит прямое указание на то, что склад продавца является местом исполнения этого договора. Если такого указания договор не содержит, то иск, поданный по месту нахождения склада продавца, может быть признан поданным с нарушением правил подсудности, предусмотренных ХПК, и подлежащим подаче (при отсутствии иных специальных оснований) по общим правилам подсудности, упомянутым выше.

 

15.06.2010 г.

 

Максим Николаев, юрист