


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Между поставщиком и заказчиком заключен договор на государственную закупку. В ходе его исполнения произошли изменения цены единицы товара (предмета закупки) в сторону увеличения. Поставщик предложил заказчику заключить дополнительное соглашение и согласовать условие о повышенной цене предмета закупки в оставшейся части.
Правомерно ли изменение цены в данном случае и будет ли соответствовать законодательству такое дополнительное соглашение?
ОТВЕТ: Правомерно при условии обоснования причины изменений и соответствия этой причины основаниям, предусмотренным законодательством. При соблюдении указанных условий дополнительное соглашение будет соответствовать законодательству.
Заказчик, организатор, уполномоченная организация в ходе проведения процедуры государственной закупки вправе в пределах средств, выделенных из республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, государственных внебюджетных и инновационных фондов, увеличивать (уменьшать) до 10 % объем данной закупки, а также изменять стоимость государственной закупки, указанную в договоре, в связи с изменением стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг), которое невозможно было предусмотреть в начале процедуры этой закупки, и (или) изменением законодательства (подп.2.1 п.2 постановления Совета Министров РБ от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (далее - постановление № 1987)).
Тем самым при наличии обоснования причины изменений стоимость государственной закупки (предмета закупки) и при соответствии этих причин указанным выше изменение заключенного и находящегося в процессе исполнения договора на государственную закупку правомерно. Кроме того, для целей разъяснения норм законодательства о государственных закупках в письме Минэкономики РБ от 16.02.2009 № 31-01-08/860 «О некоторых вопросах выбора поставщиков и исполнения договоров в ходе государственных закупок» (далее - письмо № 31-01-08/860) отмечено, что изменение стоимости, указанной в исполняемом договоре, допускается после начала его исполнения путем подписания дополнительного соглашения к договору, подлежащего представлению в орган государственного казначейства (обслуживающий банк). При этом заказчик (уполномоченная организация) должен обеспечить глубокий анализ предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении стоимости закупки, в т.ч. прилагаемых в качестве обоснования расчетов. В ходе проведения анализа должны учитываться:
1) соблюдение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) законодательства о ценообразовании, обоснование им наличия оснований, приведенных в подп.2.1 п.2 постановления № 1987 (в т.ч. по причине изменения валютного курса);
2) результаты проведенного маркетингового изучения рынка в целях оценки предлагаемого изменения стоимости в корреспонденции с ценами (тарифами) на товары, (работы, услуги), значениями надбавок, взимаемых торговыми организациями - посредниками, на дату поступления предложения;
3) возможные материальные и временные расходы в связи с прекращением исполнения договора (при отказе от предложения об изменении стоимости) и проведением новой процедуры выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) на новых условиях рынка.
В случае предложения о повышении стоимости заказчик (уполномоченная организация) в переговорах с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) должны настаивать на ее минимальном повышении (подп.1.2 п.1 письма № 31-01-08/860).
![]() |
Обратите внимание! Норма подп.2.1 п.2 постановления № 1987 будет действовать до 1 января 2013 г. С 1 января 2013 г. вступает в силу Закон РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», в соответствии с п.7 ст.25 которого изменение условий договора на стадии его заключения или исполнения в части, в т.ч. цены, допускается, если изменение стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) невозможно было предусмотреть в начале процедуры государственной закупки, а также в связи с изменением законодательства. Иными словами, по сути основания для изменения цены договора в период его исполнения аналогичны предусмотренным в подп.2.1 п.2 постановления № 1987. |
12.11.2012 г.
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь