Вопрос-ответ от 13.01.2015
Автор: Амельченя Ю.

Между сторонами заключен договор на государственную закупку. Возможно ли его расторжение в связи с изменением ситуации на валютном рынке?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Между сторонами заключен договор на государственную закупку. Возможно ли его расторжение в связи с изменением ситуации на валютном рынке?

 

ОТВЕТ: Невозможно.

Для договора на государственную закупку характерна его регламентация нормами Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон), в соответствии с которыми установлены требования к особенностям расторжения такого договора. В частности, предусмотрен запрет на односторонний отказ заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения обязательств по договору в случае их надлежащего исполнения (п.8 ст.25 Закона). При одностороннем отказе от всех обязательств по договору имеет место расторжение договора в одностороннем порядке (п.3 ст.420 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).

Тем самым Закон не допускает одностороннего отказа от исполнения обязательств одной из сторон полностью при надлежащем исполнении обязательств другой стороной.

В остальном, что касается оснований расторжения договора на государственную закупку, необходимо руководствоваться нормами гражданского законодательства и самого договора.

Так, договор может быть расторгнут:

• по соглашению сторон (п.1 ст.420 ГК);

• по требованию одной из сторон по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных ГК и иными актами законодательства или договором (п.2 ст.420 ГК);

• в связи с существенным изменением обстоятельств (ст.421 ГК);

• в одностороннем порядке (п.3 ст.420 ГК).

Для последнего основания с учетом п.8 ст.25 Закона основаниями для одностороннего отказа от исполнения договора на государственную закупку могут быть случаи неправомерного поведения, т.е. неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по данному договору.

Основания для расторжения договора по требованию одной из сторон по решению суда и для одностороннего отказа от исполнения договора предусмотрены законодательством или устанавливаются договором.

Соответственно если расторжение договора поставлено в зависимость от изменения ситуации на валютном рынке (в отсутствие нарушений со стороны контрагента при его правомерном поведении), то односторонний отказ от исполнения договора полностью не может быть осуществлен в силу запрета, установленного в п.8 ст.25 Закона.

Если стороны в договоре предусмотрели как основание для расторжения по требованию одной из сторон по решению суда условие о расторжении при изменении ситуации на валютном рынке, то данное основание может быть предметом оценки суда. В свою очередь, позиция суда в части изменения валютной ситуации состоит в том, что девальвация национальной валюты и иные риски, связанные с изменением на валютном рынке, относятся к предпринимательской деятельности субъекта хозяйствования, который должен принимать необходимые меры для минимизации возможных негативных последствий (произвести страхование рисков, предусмотреть соответствующие положения в договоре, связанные с изменением стоимости валюты, принять меры к досрочному исполнению обязательства и т.д.) (см. например постановление Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.08.2012 (дело № 54-6/2012/419А/579К, г.Минск).

Соответственно, в указанном случае может иметь место отказ в удовлетворении требования о расторжении договора по требованию одной из сторон по соответствующему основанию.

Что касается существенного изменения обстоятельств как основания для расторжения договора, то следует учитывать, что для квалификации изменения обстоятельств как существенного для расторжения договора необходимо, чтобы все условия, предусмотренные в п.2 ст.421 ГК, имели место в совокупности, а именно:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени добросовестности и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям гражданского оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

При изменении валютной ситуации на рынке приведенные выше условия, как правило, отсутствуют, и, учитывая подход правоприменительной практики, в данной ситуации нет оснований требовать расторжения договора по ст.421 ГК.

 

13.01.2015

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор